Перейти к основному содержанию
Поиск смысла человеческого существования с помощью В.Франкла
В книге «Человек в поисках смысла» В.Франкл поднимает актуальный для своего, так же, как и для нашего времени, вопрос о рождающемся в сознании людей чувстве смыслоутраты. Он пытается найти причины этого, обсуждает, как же человеку найти смысл в этой жизни, доходит до самого глубинного значения, которое мы можем найти. Начнем с этого: когда у человека возникают потребность и вопрос о смысле жизни. Когда он его задает, при каких условиях? Важно сказать, что стремление к смыслу учеными, да и простыми людьми, относится к высшим потребностям, духовным. Но необходимым условием удовлетворения высших потребностей является удовлетворение низших. Получается, что человек интересуется смыслом жизни, когда жизнь у него налажена. Но в жизни мы можем наблюдать также и то, что именно когда человеку живется хуже некуда – он начинает задавать вопросы, в том числе и о смысле жизни. Самым большим и явным примером являются люди, которые смертельно больны. В целом, обе эти ситуации могут быть необходимым условиями. Нужно сказать также и то, что ощущение бессмысленности больше распространено среди молодежи, чем среди старших людей. Франкл считает, что явной причиной этому стала утрата традиций, к которым были привязаны более старшие поколения. Традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что он должен делать, а животные инстинкты не диктуют, что ему нужно. Не обладая этим человек, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге либо он хочет того же, что другие, идет за толпой, либо он делает то, чего хотят от него другие. Франкл фактически противопоставляет волю к смыслу ницшеанской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Фрейд писал в одном из своих писем, что ни смысла, ни ценности жизни объективно не существует, существует лишь запас неудовлетворенного либидо. Франкл рассматривает и это высказывание, говоря, что для человека специфично также и ставить вопрос о самом существовании этого самого смысла жизни. Это неверно. Любой психиатр и психотерапевт вправе утверждать, что жизнь имеет смысл и что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах. А сомнения бывают у всех. Но при этом ни один врач не может указать человеку смысл. Его нельзя ни создать, ни дать, сколько бы сильно ни было это желание. Создать можно лишь ощущение смысла, фальсификацию, либо бессмыслицу. Примером такого субъективного смысла могут быть, как говорит нам автор, «хмельные грезы», созданные под действием какого-либо наркотика. Субъективное ощущение смысла в себе самом и не более. Также у человека есть и орган смысла, его поиска – это не что иное, как совесть. Она направляет, являясь неотъемлемой частью человеческого существования, но при этом и держит в неизвестности относительно того, постиг ли человек смысл своей жизни или лишь верит в то, что смысл осуществлен. Мы можем не узнать этого даже на смертном одре, и это означает, что ни одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая только по своей совести. Истина может быть одна, но никто не может сказать, что он обладает этой истиной. Как же человеку обрести смысл? В чем он может быть заключен? Автор книги говорит, что в каждой ситуации, что предоставляет жизнь, человеку дается шанс обрести смысл. В век, когда для людей 10 священных заповедей утратили свою силу, человек должен находить эти заповеди в ситуациях, что складываются вокруг него. Что вынесем мы из того, что диктует нам жизнь? Взрослый человек – ответственный человек. Именно ответственностью диктуется избирательность, вокруг нас вращаются огромные потоки информации, мнений, мыслей и взглядов. Поэтому человек должен различать, что существенно, а что нет. Автор утверждает, что в каждой конкретной ситуации есть свой конкретный смысл, и «нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело». Значит ли это, что изначально каждый человек предназначен для чего-то? И не является ли эта мысль ответом на сомнения о существовании смысла жизни? В своем стремлении к смыслу человек может идти тремя путями. Во-первых, он может идти к какой-то цели, видя ее как цель своего существования. При этом он должен четко осознавать свои задачи, а не маниакально следовать одной цели, снося все на своем пути. Ведь когда цель будет достигнута – этот человек сразу же утратит свой смысл. Также человек может видеть смысл в страдании. «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке». Франкл приводит текст одного письма – у человека, написавшего это письмо, умер друг. Для автора письма это событие было наполнено смыслом, он понял, что в силах оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, что не позволит подобному повториться. Он взял на себя и в том числе ответственность говорить, что если все это будет ему по плечу, то его друг умер не напрасно. Страдание имеет смысл, только если человек сам меняется, становится другим. Когда мы не можем изменить ситуацию вокруг себя, когда нам это не подвластно, мы можем найти силы сами измениться и в этом обрести смысл. Третий путь, самый опасный для человека как самое себя…это видеть смысл в том, чтобы кого-то любить. Человеческое бытие ориентировано на что-то или на кого-то вне нас самих. На другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В любви человек осуществляет сам себя; забывая про себя и направляя все свое внимание на другого человека – он становится самим собой. Не может ли это быть самым сильным и настоящим смыслом человеческого существования?