Перейти к основному содержанию
Баба Груша
Verdad Написать по-испански, а может быть, снова по-русски. Верить - кто-то поймет или мысль не оставит следа, Можно вороном черным прокаркать, пускай по-французски, Только люди не вспомнят, что слышали слово "verdad"*. Поправляя своих полудетских стихов отраженье, В глубине светло-карих усталых задумчивых глаз Можно снова искать или видеть иное скольженье- Этих слов вереницу и шепот бессмысленных фраз. Горький запах вдохнуть недоросшей пьянящей отавы, Погрустить о морях в суете одинаковых дней. Вспомнить слово "veneno"**,и выплеснуть горечь отравы, Здесь живу и скучаю по родине жаркой своей. Отпустите невзгоды, мерещится пальмовый остров, Я клянусь долететь, хотя некому больше позвать. И по - русски плести околесицу, мило и просто " Yo lo juro!"***-крича, недоношенный стих дописать. * Истина ** Яд *** Я клянусь! Сегодня утром посмотрелась в зеркало. Заглянула «в глубину светло-карих усталых задумчивых глаз» и увидела в них не себя - смешную жизнерадостную девчушку с большим алым бантом на макушке, а усталую сорокалетнюю женщину: тёмные круги под глазами, красные от непролитых слёз веки, бледные из-за смывшегося загара щёки… «Мордочка с кулачок, - как говорила моя баба Груша, - Квёлая совсем стала ты, внученька». Баба Груша была мне прабабушкой. Небольшого роста, сухонькая, сгорбленная, но всё ещё красивая, всегда аккуратно одетая, в белоснежном хлопковом платочке, покрывающим седую голову. Хорошо помню её морщинистое лицо, на котором светились молодостью голубые ясные глаза. Вышивая без очков наволочку на подушку (это в девяносто восемь лет-то) рассказывала мне: - «Была я кормилицей у барина, трёх деток его выкормила и Вальку – мамку твою, а барин знаешь какой знатный был, лапсердак шитый носил, торф (торт) каждый вечер ему к кофею подавали». От барина у бабы Груши остались: резной ломберный столик (он стоит у меня в спальне вместо тумбочки), две высоченные стойки из красного дерева для цветов и золотая цепочка от карманных часов. Баба Груша отпиливала от неё звенья и покупала хлеб. Эта цепочка помогла бабушкиной семье выжить все войны и голодные времена, выпавшие на её век. Неграмотная, но умная и трудолюбивая она рано вышла замуж и была «характеру крутого и нрава необузданного», лупила своего мужа «мясом по морде» - как она выражалась, если в мясе было слишком много жил и костей, и гнала его снова в магазин менять покупку. Но любил её дед до безумия и всё ей прощал. В семье никто не пил, но, как известно, в России самая верная валюта это самогон и баба Груша втихаря гнала его, пряча под кроватью кастрюлю с дрожжами и бражкой. Крышка на кастрюле делала так: - "Пых-Пых!" Моя малышка мама ужасно боялась этого звука и всё время спрашивала: - «Кто так пыхает?» Баба Груша делала страшные глаза и говорила: - "Там Дюдюка сердиться - вот не будешь есть манную кашу, он придёт к тебе и напугает». Мама помнила это всю жизнь, смеясь, мне рассказывала как однажды не выдержала и решила посмотреть на Дюдюку этого и стала звать: - «Дюдюка, выходи, Дюдюкаа-а-а-а-а?!» А он не вышел, и мама престала бояться этого «Пых-пых!». Баба Груша вырастила и свою дочь, и мою маму, и для меня грудной, когда мы все уже жили на «Соколе» ходила за молоком в Пункт детского питания, тогда ей было уже около девяноста лет. Помню, как приводила показывать ей своего первого парня, так как знала, что у бабы Груши «глаз намётан», а я - доверяла её мнению. В доме на «Соколе» всегда было многолюдно: мой дед Яков, отец моей мамы, обожал шумные весёлые компании друзей и родных. Мы часто приезжали к нему с моим дедом - испанцем Мануелем и бабушкой - мамой Валерией, которые вырастили меня и были мне папой и мамой. Так много у меня было мам и пап в детстве и юности, что все завидовали во дворе и говорили:- «Богатая ты, Юлька! Счастливая». Да, я счастливая, хотя никого уже и не осталось в живых, но память, моя память - жива и всегда в моём сердце. Бабу Грушу отпевали в церкви Всех святых на «Соколе», что находится у самого моего дома, хотя в бога тогда никто не верил, разве что мама Валя и мой отец Женя. Моя баба Груша не дожила до ста лет всего три дня. «Ничего не помню больше - Нет и не было покоя, Детство билось о края. - Няня, что это такое? - Детка, что ж это такое? Это - Сретенка твоя. «Ничего не помню дальше - Нет и не было покоя. Стыла птица у воды... - Няня, что это такое? - Детка, что ж это такое? Это - Чистые пруды. Ничего не помню кроме: Нет и не было покоя! Звезды падали со лба. - Няня, что это такое? - Детка, что ж это такое? Это все - твоя судьба. Ничего не помню больше, Голос делается глуше... Я отстала, я пропала, Я осталась позади. Няня, няня, баба Груша ! Няня, няня, баба Груша ! Няня, няня, баба Груша , Подожди, не уходи…» Вероника Долина. 13.10.2007
У меня нет слов. Великолепно! И буду спорить с Анж, ибо нет ничего дороже у человека, чем личностное Настроение мне твое не нравится. Называешь всех по именам. Как будть-то подводишь итоги...
Спасибо, Вячеслав, за внимательность, и да: вы извините меня за давнишнюю мою резкость, не очень-то способна раскрываться с первого раза. Название изменила? Потому что мне показалось, что мои личностные переживания, назовём это так, должны быть более безличными, они не могут быть интересны никому, кроме меня. Конечно же, это обращение. с теплом, А. Полонская Анжелина :: 2007-10-05 20:50:21 :: Ответить
А где она название то изменила? Хочу проверить,что ей там показалось, кстати, я считаю, что переживания личностные в произведении, делают его более жизненым, что ценно. И с литературной точки зрения и с нравственной, а вот не надо путать это с подглядыванием.
Юлечка! Это на следующей странице назад моих комментов. Подглядывать - это ты в мою сторону камень? Я за собой этого не замечал. А любопытство - не порок...