Перейти к основному содержанию
Как "делать" поэзию, самая простая инструкция
Decendo discimus / Обучая, мы учимся сами С поэзией просто. То есть, нужно применить простейшую форму, для «раскачки». Ехала машина. Колеса по осям. Написали первое и вылезло «колеса», верно? Она же едет. На чем? Тут понятно. Далее «затык», после того как написали «колеса» с новой строки. Но вот... подумали, подумали. Долго думали, но это не важно. По осям. Логично же? Ехала машина. Колеса по осям. Дорогою тут мина. Ба-бам! Ба-бам! Классно? Великан бурь. Прошагал сон. Да нашмыгав дурь Чуть сдержал стон. ______ Смысл способа в «сжатом катрене». Из одного слова строка состоять может, но «не должна», так скажем. Где-то между двумя-тремя словами. Если вылезает четвертое в строке, то это (частичное) нарушение формата. Если таких строк уже пара, то скорее всего мы отошли от метода, и у нас получается «что-то свое». Так это и хорошо! В этом и смысл. (Предлоги/союзы тут не учитываются). Сапогами вширь. Махом резвым — и? Все как прежде встарь. Здесь специально третья строка была «раскатана», для наглядности. На самом деле «сжатие катрена» обеспечивает возможность уловить «общее поэтическое ощущение», чего не так просто добиться, многие идут к этому годами, создав уже не мало довольно сносных произведений, и... только-только начиная толком ощущать музу. Созвучие, да? — получилось. Почти поэтично. Принцип приблизительно тот же, что и у танка, к примеру, или хокку, только с обязательным наличием рифмы, и без учета слогов, учитываются только слова, которых «не количество», а просто — «сжатый катрен». А про «два-три» просто нужно «на всякий» помнить, как будто сие не принципиально; и действительно, где-то в одной строке мы можем допустить «раскатку». Сапогами вширь. Махом резвым — и? Будто манит старь. В ружья и штыки. «Сапогами вширь» это не марш, или не только маршировка, это когда солдат выходит из строя, чтобы дать место для прохода позади стоящему: его вызвал командир. И этот солдат делает шаг вперед и в сторону. К чему именно такой образ? Он... «напросился сам», ради «оживления строя». В старину не было ружей, если речь тут именно о такой старине. Или о той, когда уже были? Просто — история. Слово «старь» весьма близко пытается стать «сталью». Гм. В общем, должно быть интересно. ...бысть Писал стихи. Кромсал слова. Дела плохи. Начать сперва... Потребно с музы. Даль и путь. Весна, мимозы. Как-нибудь? Но нет, опять Порыв в строку. О чем мечтать? Слова в муку. И здесь, тревожно, В прелесть дня Вошла подкожно Суть храня... Поэзия мечты моей. По деревам ветра. И неотступно с ней Есть чувство веры. И пора... И власть от Лиры. Как гора. Что на востоке. Солнце ввысь. Стихи мои глубо́ки. Их суть: лепная бысть. _______________________________ Вы реально хотите слагать стихи? Или ваше письмо от скуки? Если реально, и пытаетесь всерьез, то тогда можно констатировать, что у Вас действие опережает мысль: это присуще всем, кто берется за поэзию в качестве автора. Необходимо «перевзвесить» порыв вдохновения, как если бы проверяли «на других весах» уже купленное на рынке. Возможен такой вариант (упражнения): У пломбира сладкий вкус... [сладкий вкус пломбира есть довольно банальный смысл, потому легко усваивается/понимается подкоркой; данное упражнение можно «заказать у музы» себе самостоятельно, ориентируясь на правило: банальность в первой строке, обычная житейская банальность; вторая строка должна быть восхваляющей, превозносящей первую, а третья — унифицированной, пытающейся объединить обе первые в нечто самостоятельно торжествующее — то есть, просто, никак не унылое; строй стиха, таким образом, в первых трех строках, определяет себя как феерически-занудный, то есть, эффект таковой «занудности» следует углядеть в сиих трех строках, может быть признаково лишь; согласимся, что когда кто-то нам что-то навязчиво расхваливает, то это начинает действовать на нервы, как минимум воспринимается как нуда, и редко когда как нечто полезное] У пломбира сладкий вкус. Он невероятно вкусен! [заметим, что вторая строка, таким образом, несколько созвучна первой: вкус — вкусен; возможно ли создать вторую строку, что обязательно должна восхвалять содержание первой — без созвучия?] У пломбира сладкий вкус. Как великолепно! [да, возможно] У пломбира сладкий вкус. Как великолепно! Ем себе, губами трусь... [дело в том, что «губами трусь» напоминает поцелуй, и это соответствует «великолепно», и «ем себе» соответствует «сладкий вкус»: унификация совершена] У пломбира сладкий вкус. Он невероятно вкусен! Ем себе, в чмокЕ искусен... [здесь «чмок» означает причмокивание во время еды, но сместилось ударение с «о» на «е», и это все портит; унификация: «ем себе» и «искусен» = «невероятно вкусен», ибо здесь и связь со вкусом в «ем» и искушением, опытом поедания и гурманскими замашками в «невероятно вкусен», это вообще может напоминать оценку дегустатора] Итак, есть три строки с двумя вошедшими в рифму: созвучие на оконцовках. Присутствует ли «феерическая-занудность» (пока в кавычках)? Волшебная тупость, иначе, если несколько синонимично, потому что тут и «скучный», и «неинтересный»,.. значит, где-то и «туповатый», хотя это условный синоним. Итак, волшебная тупость. Нам надо ее здесь — для себя, как автора — углядеть, чтобы продолжить этот веселый стих, потому что данный формат стихоизложения только юморной, и он — учебный. Почему «только юморной»? Первая строка заурядная банальность, то, что происходит ежеминутно вокруг: «Вышел из подъезда дед»... теперь восхваление: «Очень бодрый старичок!»... Ну, как вы думаете, что это? Драматургия? Вряд ли. Сатира, юмор, а третья строка вообще подводит под всем произведением «черту забавности». Но разве «очень бодрый старичок» это смешно? Нет, смешно не это, а тот внутренний посыл, что может наблюдаться уже в двух строках: «Он в фрилансе (варианты) новичок...». И если у вас получится что-то иное, помимо сатиры/юмора, то... это замечательно. Хотя... мы вполне можем создать таким образом полноценное произведение. У нас получилось два варианта, что может происходить: мы думали-думали... и надумали два варианта. Ничего, с одним придется расстаться, это только нам на пользу, для практики. Но здесь будет показано по обоим фрагментам. Все-таки материал имеет целью дидактическое формирование образа поэзии у практикующегося. Поехали: У пломбира сладкий вкус. Как великолепно! Ем себе, губами трусь, Щурюсь я — секретно. Потому что просто ем, Что тут необычного? И язык тружу затем: Для глумленья сытного. Над мороженым издевка! Попробуйте, получится. Просто так. Закон плевка: Можно так измучиться, Выделяя всю слюну, И чтоб на землю капало... Я ведь пробовал! Икну. И опять все заскучало У меня внутри совсем. Жду ее подле причала: Договаривались в семь. *** У пломбира сладкий вкус. Он невероятно вкусен! Ем себе, в чмокЕ искусен... И огромный в глотку кус! Хорошо. Рыгай сначала. Ах, как на зубы-то дало! Исплевался. Но ведь мало. И она идет: с причала. Красота! Прощай морожное. И зудение подкожное. Ах, любимая, как сладко! Ждать тебя такая пытка... [получилось объединить; «в чмокЕ» пусть так и остается, значит, так и надо тут].
Ехала машина колёсами вперёд. Баранку грыз в кабине какой-то обормот. Ежели б он, скотина, машиной управлял, колёсами на мину коровью не попал. С машиной шофериста не принял бы кювет... Вот накорябал быстро и понял - что поэт. ;) Так сказать принимая руководство к действию.
По вашему запросу на счет "льдины" (для общей пользы): Ехала машина. Колеса по осям. Дорогою тут льдина. Привет большим морям! Утоп несчастный, право. По пирсу ехал в ночь. Зимою лютой. Каково? И как ему помочь... Ведь с Арктики приплыло Такое что аж жуть. И рухнуло, накрыло. Назад не повернуть.
История похлеще "Титаника"! Печально...
Все-таки "Титаник" жальче.
Из таких кусков-катренов попробуем нечто "развернуть": Козявки шебутные Куражились на свет. Коряво расписные, И в этом их секрет. Стоял дом. Кругом. Тишина. Не видно В даль, один бурелом. И лес весь стоит обильно. Тянули ласапед За ржавые спицы. Тащили ласапед До самой границы. Козявки вопрошают тут: Куда собрались, мол. А вот же лес. И дома ждут. И рухнул частокол.
У поэзии, как в той песне про революцию: " нет у революции начала, нет у революции конца" ) Но самое главное - катрен, неважно какие в нём слова. Был бы квадрат и желание делать мандалу. )))
Но со счастливым концом, т.к. велосипед, виднеющийся на крыше авто, спас стойкого героя. "И дома ждут"... Ура! )
Вот еще под завязку, "легкоформатные стихи": Мама мыла раму. Сын стянул пижаму. — В школу не пойду! Мать: — Учись труду! Мама мыла раму. Сын взял по килограмму Гантелей с пола. Зарядка — это школа! Мама мыла раму. Да думала всю думу. А сын собрался в школу. Шутил он по приколу.
О как! Чудненько... :tree:
Ехала машина. Колёса на осях. На дороге мина. И машине крах. А, вообще, классную схему Вы придумали. Надо будет испробовать.)
Гм... я предполагал, что это для "начинающих"... хотя все мы начинающие. Ну, Вам виднее.
"Потому что просто ем, Что тут необычного?.." А необычно то, что киоски с мороженым "подле причала" в семь уже не работают, если только раньше )
Жду ее подле причала: Договаривались в семь. -- Написано "договаривались в семь". Во сколько он подошел к причалу, не сказано. Впрочем... надо было написать "на полдесятого". Тогда и не утро и не вечер, верно? Сразу и не разберешь. И это так увлекательно думать сейчас где ЛГ купил мороженое... И что за причал, город то, или некое областное захолустье. Ведь мороженое можно купить и в магазине. И не только в 19:00. Прямо "Назад в будущее" какое-то получается с Вашим замечанием, то есть, завитки пространства-времени. И опять все заскучало У меня внутри совсем. Жду ее подле причала: Договаривались в семь. -- Парниша скучает,.. он пришел раньше семи, вот в чем штука.