Перейти к основному содержанию
Альманах "Рубежи" 5
Видео версия альманаха "Рубежи", Казачий городок "Донецкий" по этой ссылке в Ютубе - https://youtu.be/dyubk12Z3Sc
В походном журнале Петра Первого за 1695 год пишется о Донецком: «Первый казачей городок сидит… на… острову Дона-реки». С этого-то момента и ведутся споры… одни говорят, что был остров, другие уверовали будто бы острова там никакого быть не могло. Скорее всего, что и те, и другие будут правы. Дон как тогда, так и сейчас находится примерно в таком же привычном для нас, современников, состоянии потому, как давно уже примкнул к меловым кручам, оставив позади себя здоровенные по тем временам старицы. Река в этом месте делает небольшой изгиб и, прорыв канал, казаки тогдашние отделили эту возвышенность от основной земли, превратив отрез в неприступный остров. Согласно исследованиям Рыбаловой М.А., «Первые городки строились в низинах, в камышовых зарослях, на островах, то есть в местах неудобных для жилья, но дающих возможность легко укрыться, уйти через ерик или реку на лодках». По наблюдениям адмирала К.Крюйса 1690-х годов, донские городки в большинстве своём были построены на речных островах. «Городки, все без исключения, - как писал В.Д.Сухоруков, - стояли при больших реках: Доне, Донце, Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание и для удобства защищения от неприятельских набегов».
Короче говоря, наши именитые историки привязали все казачьи городки к однотипности определённой и удобной для собственного ума схеме, чтобы легче поддавался исторический объект описанию и систематизированию. Всё как положено у чёрствых, бездушных чиновников. Но ведь у городков, всех без исключения, была именно своя собственная исключительность: свой подход к строениям, своя затея, согласно природных рельефов, свой характер, в конце-концов.
В нашем случае, в Донецком городке были прорыты каналы, не только образующие остров, но и соединяющие реку со старицами, чтобы по ним, только известным им одним, укрываться и делать набеги на проходящие по Дону суда, а также удобные для рыбалки и охоты. Скорее всего, если в более древние времена просто тупо грабили всё, что движется и плывёт, то в более продвинутое время, когда стали бояться плыть по Дону и идти по суху караванами – стали брать дань за проход, как в нынешнее время - за проезд по трассе Дон.
Правильно говорят историки, что Пётр Первый вероятнее всего не был в Донецком городке, но был на горе в современной Монастырщине, тем более упоминая 1695 год. В том году может и не был, а вот в 1696 году был непременно потому, как проплывал мимо Казачьего городка на галерах при походе на Азов и не мог не побывать там. А вот то, что взобрался вкручу, то становится более сомнительно и как-то мне не очень и верится. Даже встреча со старцем для меня большое недоразумение вызывает, когда размышляя думаю про эту легенду, похожую на то как Пётр города самолично называл по пути своего следования.
В мае 1696 года Пётр Великий проплыл из Воронежа в сторону Азова. Следом за ним, на следующий день, проследовал адмирал Лефорт. Дневники «Певчих дьяков», датированные 1696 годом и обнаруженные воронежским краеведом Е.Болховитиновым, сообщают о роде деятельности в вотчине Боучарский яр: «… пятый день во вторник поутру проплыли реку Боучар, течёт с правой нагорной стороны. Тут рыбные ловли Дивногорского монастыря, а отдают оброк города Рыбнова (Острогожска), мужикам». Монахи их монастыря посылали в Богучарский юрт «трудников» за использования юрта в казну платили 23 рубля 10 денег в год. На «7 день мая» 1696 года мимо устья реки Богучар по Дону проплыло восемь галер под командованием Петра Первого, которые двигались к крепости Азову. Путеводный журнал описывает путь отряда так: «… да речку Богучар, с правой стороны, впала в Дон. День был красный с погодою, и был дождь и гром, а ночь была тиха, во дни и ввечеру шли парусом и греблею». В архивных документах говорится: «Мая в 6-й день в среду … поутру приплыли в первый казачий городок Донецкой, а сидит он на острову Дона-реки, и был тут до обеда, а после обеда приплыли во второй городог Казанка». По документам, содержащимся в книгах «Воронежская старина» за 1903 и 1904 годы, Петр Первый останавливался в Донецкой станице и встретил там того самого старца, про которого упоминал и Марков. Всё может статься, может я и не прав, но, думается, речь идёт все же о легенде… Вот то, что на казачьем острове был – тут уж вне всякого сомнения.
В период с 1695 по 1700 год казаки Донецкого городка стали селиться по реке Богучар. Архимандрид Дивногорского монастыря Амвросий, встревоженный поселением казаков, в своём письме к Петру Первому, докладывал: «В прошлом, государь, 1701 году, незнаемо по какому твоего великого государя указу. В той оброчной вотчине Богучарскому юрту, на речке Богучар, по крымскую сторону реки Дону, поселились незнаемо какие люди, человек с двести, а сказываютца донскими казаками». Петр Великий 28 апреля 1702 года приказал воеводе города Острогожска о новом поселении в Богучарском юрту «сыскать накрепко».
Вольные казаки отказались отдать беглых людей, тогда губернатор, граф Ф.М.Апраксин и начальник Адмилартейского приказа по указу царя направили стольников Кологривова и Пушкина «… у атаманов взять сказки. Сколь давно те городки подчинились и откуда те казаки пришли… и нет ли у них в тех городках каких пришлых… которые приписаны к корабельному делу». По сведениям стольников, в Донецком городке на тот период времени проживало 88 человек.
Россия в это время вела напряжённую и упорную Северную войну за выход в Балтийское море. В Воронеже активно строился новый флот и поэтому со «сводом» казачьего городка повременили, но уже 1 августа 1704 года Ф.М.Апраксин в тревоге сообщает царю: «… послал я в Богучар, казачий городок, и велел их сослать, чтобы они тут же жили, что поселились возле самих лесов выше Донецкого… и ныне мой посланный писал, что учинились сильны, переписать себя не дали и сказали, что де мы найдём без письма войскового из черкасского… их поселилось с 500 человек. Прошу, государь, милости. Повели мне прислать указ, что с ними делать». В письмах и бумагах императора Петра Великого имеется текст письма Апраксина: «Новопостроенный городок казачий, что на Богучаре, сводить ли? А построенный выше Донецкова в тридцати верстах при лесах». Тут же стоит резолюция Петра: «Сводить». Узнав об отписке Петр повелел: «О Богучаре при возврате своём из Азова учини так, взяв солдат, пошли, и, перехватив, пересажай на каторги».
Вот как писал об этих событиях Д.Н.Петров (Бирюк) в книге «Кондрат Булавин»: «Особое негодование казаков возбудил майор Шанкеев, присланный на речку Богучарку для розыска бежавших на Дон рабочих людей… Шанкеев разорил до основания городок Богучар и выслал из него казаков с семьями внутрь России, не выяснив даже, природные они казаки или новоприщлые». Но это ещё не конец казаков, говорили они «Пускай пламя набегов сожжёт городки наши – через неделю… городок готов; скорее враг устанет сжигать наши жилища, нежели мы вознобовлять станем».
Раздайся степь Донская, ох, широкая! Пусти пройтись по берегу реки, По самому по краешку высокому… Встречайте хлебом-солью, казаки! Как живете-можете, стараетесь? О чем казачья голова болит? И чем вы душу греете, чем маетесь? Да что людская совесть говорит? Прошу я вас, скорее расскажите, Снимите с сердца грех, и Бог простит… А тех, кто предал вас ой, не судите, Пройдут года и времечко решит! История решит, кому воздати. Покажет за судьбину Дон - реки, Как собирались в бой людские рати, Как отдавали жизни казаки. За Дон родной с волною говорливой! За степь, за сына младшего и дочь! За отчий дом, за сад с цветущей сливой! За Божий день и святочную ночь! За то, что родились и солнце светит! Воспитанные матерью с отцом, Вы в любое время будете в ответе, Когда внезапно грянет вражий гром. https://youtu.be/dyubk12Z3Sc
:wave2:
Ты точно тут к месту Пушкина упомянул?)))) Молодцы вы, Володя!)
Ты, гляди, какая глазастая! А ведь точно))) У тебя уже на автомате мастера литературы такое происходит! :loveface:
Ты звал меня зайти 30 ноября.Вот зашёл. Прочитал с интересом.) С днюхой, дядя Вова!
Спасибо, дорогой! :wave1: