Перейти к основному содержанию
Ненаучный взгляд на Хармса.
Ненаучный по двум причинам: Во-первых,научный метод исключает нравственную оценку, Во-вторых,спорить,что Хармс не был скоморохом,каковым его представляют на родине я не хочу... Есть правда далёкий (и по ментальности)Жаккар,который создал о Хармсе фундаментальный труд и им я воспользуюсь,чтобы выглядеть солидней.... Идея,которую я хочу выразить и доказать проста и очевидна: Человек не должен преступать "табу",запреты. В противном случае он бывает наказан. Но?Ведь любое новое-это и есть нарушение,без него невозможно развитие. Возможен ли компромисс или все поэты обречены на дурной конец? Хармсу ,конечно,более чем не повезло-он умер от голода и жажды в тюрьме НКВД во время блокады.Неделю дверь его камеры не открывалась,о нём "забыли"... Но... Разрушение-в эпицентр,которого попал поэт,он и вызывал. Не один,вызов нормам и догмам бросили почти все... А он ещё и имел талант. Хочу остановиться на одной теме его творчества - ТЕМЕ ПОЛЁТА.... Хармс -аналитик и философ.Его шутки-пенки с продуманной системы. Поэт заявляет:"Я хочу писать так,чтобы было чисто." И создаёт цикл называя его весьма веско "Стихи малодоступные". Он стремиться к полёту в небеса. Табу на эти полёты положены ещё в древности.Достаточно вспомнить греческого Беллерофонта,которого послушный Пегас понёс на Олимп.Не долетел.Зевс послал овода,конь дёрнулся-Беллерофонт при падении ударился и повредился в уме... Но куда там! Этот "Полёт в небеса"-начался не как единоволие Хармса,а как процесс ,охвативший целое поколение. Алексей Крученых в 1913 году станет популяризатором идеи "сдвига". Футурист Маяковский воскликнет:"Я -бесценных слов транжир и мот." Свободу всему:слову,знаку,синтаксису. Дух свободы наполнит пространство. Хлебников выпалит: -Мы желаем звёздам тыкать, -Мы устали звёздам выкать...... Это тоже выражение целого мировозрения.Хлебников пишет: "Словотворчество учит,что всё разнообразие слова исходит от основных звуков азбуки,заменяющих семена слова.И из этих исходных точек строится слово,и новый сеятель языков может просто наполнить ладонь 28 звуками азбуки,зёрнами языка." Зёрна-буквы.Поэт-сеятель.Поэт-это,тот кто управляет...Словом?(Тихое шипение:"будете,как боги") Но сила пьянит.Реакция сродни ядерной пошла.Энергия высвобождается. Хармс воспевает: -Сила ,заложенная в словах должна быть освобождена... Поэты претендуют на право управления языком,а язык -это мир,воплощённый в словах.Следовательно,научившись владеть языком можно и менять законы мироздания... Хармс начинает стихотворение "Звонить-лететь",изображая мир,свободный от законов тяготения: -Вот и дом полетел, Вот и собака полетела, Вот и сон полетел, Вот и мать полетела... Возникает ощущение невесомости ,текучести мира: -Лоб летит, Грудь летит, Живот летит... Теряются связи.Всё растворяется,превращаясь в отдельные частички.И в итоге возвращается к своей первооснове,звуку,букве: -А.звенит. Б.звенит. В новом мире не реальность,станет основой для поэзии,а поэзия рождает реальность. Об этом писал и Крученыха:"Мы научились видеть мир с конца". Зачем??????????????? Поиск истины стал поиском слова,"самовитого слова вне быта и жизненных польз". ЭТо уже больше,чем игра с языком,это некая сверзадача. Но если поэзия Хлебникова полна надежд и уверенности,то для Хармса-это уже защита,его полёт вынужденный,в окружающей реальности ему не выжить. Беззаботность Хармса,его весёлость-маска под которой обескураженный ,запуташийся человек. В шутливой песенке "Человек устроен из трёх частей"поэт обратился к высказыванию из "Апокалипсиса"Иоанна:"Человек устроен из трёх частей :тела ,души и духа". Хармс,в период торжества материализма,пишет от имени того,для кого понятие часть только конкректна,вещественна.. Тогда высказывание Ионна становиться нелепым. Почему из трёх?Хармс доводит логику своего героя до абсурда: -Борода и глаз и пятнадцать рук... А впрочем не рук пятнадцать штук... Пятнадцать штук да не рук... Ирония Хармся безысходна ,трагична. Он пишет:"всё земное свидетельствует о смерти.Есть одна прямая линия ,на которой лежит всё земное.И то ,что не лежит на этой линии,может свидельствовать о бессмертии.И поэтому человек ищет отклонения от этой земной линии" Земные же правила не важны.Поэт смещает их,он над ними. -Как-то бабушка махнула, И тот час же паровоз детям подал и сказал: пейте кашу и сундук... Мир неинтересен,тускл ,сер: -Вынул деньги из кармана Деньги серые в лице Ну так вот ,а дальше трели- Всё супа-сказала тётя Все чижи -сказал покойник... Мелькают лишенные смысла:мышка,грузинка,грязь,забор.... Полёт продолжается... "Тесно жить .Покинем клеть. Будем в небо в небо улететь." Но Хармсу не по себе. "Летание без крыл -жестокая забава"-осознает он.Но ничего уже не остановить. Мало оказывается желания овладеть некоей силой,эта сила может овладеть и не отпустить того ,кто не готов к ней. Как,например,человек. Хармс прозревает: -Я долго думал об орлах... Но спутал ,кажется их с мухами... Стихотворение датировано 15 мая 1939года.Жить поэту оставалось несколько лет...
Мне статья Ваша ОЧЕНЬ понравилась! Хочется только попроситься - если позволите! - к Вам в корректоры - если убрать миллион опечаток и ошибок, читателю будет гораздо легче и приятнее читать, правда. Можно?
С большой радостью поучусь.Только как мы будем это делать?