Перейти к основному содержанию
Основное условие формирования безопасного мира в эпоху гл...
- Глобальный системный кризис, охвативший все стороны жизни человеческого сообщества, становится все масштабнее и глубже. Саммиты G20, G8, последний Форум в Давосе и кризис Еврозоны подтверждают этот факт в полной мере. В этих условиях любая система институтов и механизмов, направленная на снятие напряжения в вопросах межэтнических и межрелигиозных отношений и достижение баланса между этническим разнообразием, национальным самосознанием и религиозной интеграцией не принесет желаемого результата. Не удается установить и поддерживать межнациональное согласие, а также обеспечить развитие межнациональных отношений на том уровне, на котором возможно реально затормозить «кризис мультикультуризма» и найти эффективные способы его преодоления. Ответная реакция на данный кризис – возрастание экстремизма. Иными словами, обеспечить мир и безопасность в многонациональном обществе в условиях глобального кризиса не представляется возможным. Следовательно, главное условие дальнейшего развития и обеспечения мира и безопасности в таком обществе — это Знание объективных причин возникновения глобального системного кризиса, поиск выхода из него и понимание последствий каждого принимаемого решения. Время развития методом проб и ошибок безвозвратно прошло. Проанализировать, сравнить и измерить глобальные тенденции, отражающие более глубокие и скрытые пока от взора исследователей процессы, дать однозначную обобщающую оценку и выявить объективные причины возникновения глобального системного кризиса позволил разработанный новый методологический инструментарий. Суть данного методологического инструментария, его научная новизна и практическая значимость заключается в том, что основу составляет выявленная объективная целевая заданность в развитии человеческого сообщества. Для этого потребовалось определить не просто цель развития, а конечную цель, которая не может стать подцелью цели более высокого порядка в рамках земного существования человека. То есть, потребовалось определить объективный смысл развития человеческой системы и понять, что каждый конкретный человек, каждый индивид живет не для того, чтобы обеспечить рост ВВП или создать как можно больше оружия для собственного уничтожения. Человек должен и может жить только для того, чтобы максимально развить и реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал с одновременным ростом уровня сознания и физического совершенства. Иными словами, каждый конкретный человек должен понять, что его высшее предназначение на планете Земля — стать совершенным, и он реально этого может достигнуть. Следовательно, преодолеть кризис и устранить порожденные им проблемы в развитии мира можно только при условии: все решения на национальном и глобальном уровнях будут обеспечивать непрерывное, эволюционное, без возвратов вспять движение к достижению цели развития. Только в этом случае будет найден путь практической реализации «Целей развития тысячелетия» (а в нашей логике – подцелей цели более высокого порядка), провозглашенных ООН в качестве ориентиров для следования всеми народами и нациями на Земле. То есть, хотим мы этого или не хотим, общество должно развиваться таким образом, чтобы создать для каждого человека оптимальную среду обитания, в которой формируются условия равного и свободного доступа к благам цивилизации при максимальном их разнообразии. Но не с целью достижения нового уровня потребительства или верховенства технологий над человеком, а, исключительно, для достижения конечной цели – совершенствования человечества. Это миссия человека на земле, и он должен ее выполнить! Второе положение нового методологического инструментария заключается в том, что обосновано использование целостного, системного, междисциплинарного подхода в рассмотрении всех сторон развития человеческой системы. Это положение исходит из того, что мир един, что законы природы и общества едины, что мир является целостной системой и может быть познан только на объединении всех наук и духовных знаний в единое системное, целостное междисциплинарное, вернее, трансдисциплинарное знание. Новый методологический инструментарий, в конечном итоге, позволил понять, что на всем протяжении развития человеческой системы, на планете есть только две парадигмы развития. Первая парадигма - между производством и потреблением существует непосредственная связь. Все, что производится человеком, им же и потребляется. И вторая парадигма — между производством и потреблением связь опосредованная. Во второй парадигме формируется массовое индустриальное производство конвейерного типа с развитием внутренней и внешней торговли и территориальной экспансией до глобального уровня и массовое потребление. Это тип производства ориентирован на удовлетворение спроса и потребностей абстрактного конечного потребителя через стихийную, архаичную рыночную, опосредованную удлинением времени и пространства, форму связи с конкретным человеком. Системный кризис сегодня — это вершина опосредованной парадигмы развития. Хаос, сложность отношений и кризисы являются естественным ее продуктом. На этом длинном временном и пространственном пути их движения объективно создаются условия абсолютно для всех негативных явлений. Бедность, неравенство, терроризм и коррупция, природные аномалии и катастрофы, обострение межнациональных, межрелигиозных отношений и т.д., и т.п. — это звенья одной цепи и являются они продуктом опосредованной модели, второй парадигмы развития. Согласовать в этих условиях интересы государства, общества, бизнеса и конкретного человека не представляется возможным. Но есть и другой путь. Сегодня, с развитием информационных, цифровых и других высоких технологий XXI века, вновь появилась возможность перейти на непосредственную взаимосвязь между производством и потреблением. Вернуться на первую парадигму развития. Эффективное средство устранения диспропорций, десинхронизации всех процессов во времени и в пространстве может быть получено только при условии синхронизации отношений и согласования интересов с каждым конкретным человеком сразу по всему кругу его духовных и материальных потребностей. То есть, осуществлять производство материальных и нематериальных продуктов (товаров) в точном соответствии с этими потребностями на основе его заказа и непосредственно там, где живет человек. При этом нет необходимости производить лишний, подчас никому ненужный продукт, а только то, что заказано. Следовательно, снизится потребность во всех ресурсах, и они будут сохранены в их первозданном виде. Но самое главное – это обеспечит развитие самого человека. Ведь двигателем развития является только сам человек, степень его мотивированности, а также учёт его интересов, их согласование в реальном времени. В целях ускоренного формирования новой, и, в то же самое время, прежней, модели жизнеустройства мы считаем целесообразным: ■в кратчайшие сроки разработать «Комплексную целевую программу формирования новой модели жизнеустройства». Для разработки этой программы, целесообразно под эгидой ООН и при содействии парламентов всех стран, создать межстрановый, междисциплинарный коллектив ученых и практиков и обеспечить участие в разработке предложенной модели всего мирового интеллектуального сообщества, объединенного сетевым взаимодействием в рамках Интернета; ■Пилотный проект реализовать на примере местных уровней разных стран и синхронно обеспечить трансферт новой модели жизнеустройства на каждый местный уровень по всей планете. В книге «Прогнозирование будущего: новая парадигма»1 я уже писала: «Ключом к философии формирования глобального общества и всех его институтов должен быть тезис: «У всех обитателей Вселенной — общее происхождение; у всех людей — одна общая человеческая природа; у всех религий — одна общая божественность, у всего глобального сообщества и у каждого конкретного человека в отдельности — одна общая единственная цель — достигнуть в своем развитии своего собственного совершенства». Это означает переход на совершенно иной уровень понимания в обеспечении мира и безопасности в многонациональном обществе! Главное – не упустить время! БОНДАРЕНКО В. М. - академик РАЕН и МАИБ, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, Директор Международного фонда Н. Д. Кондратьева