Перейти к основному содержанию
Восток дело тонкое, а не темное. Словарь
В своих литературных работах мне приходилось часто сталкиваться с не всегда понятными терминами и выражениями, чисто восточного происхождения, приходилось искать их переводы и толкование, чтобы лучше понимать те или иные выражения и фразы. Все переводы и толкования были в разных книгах, справочниках и словарях и для себя я решила объединить все найденное в свой собственный словарик (который, конечно, будет пополняться) , чтобы всегда можно было справиться по мере необходимости, не переворачивая гору справочной литературы. Слова, приведенные в моем словарике, тот культурный минимум, который, на мой взгляд, даст возможность обычному (не специалисту) читателю лучше понимать литературу, фольклор и искусство стран Востока. Так как мой прадед был туркмен, то большое внимание было уделено именно туркменским толкованиям тех или иных терминов, фраз и выражений, использованных в общем для всех восточных стран культурном наследии.( знакомство с литературой, фольклором и искусством Востока без обширных специфических знаний, практически, невозможно, но помощь моего словарика, возможно, поможет кому-то обрести крылья для успешного освоения этого благодатного пространства). Моему прадеду МоллаРозы посвящается. "А кто уповает на Аллаха, то он достаточен для него" К Восток - дело тонкое, а не темное. Словарь. (Переработанный и дополненный) "Летание без крыл - жестокая забава"- из Даниила Хармса ААА АББАС - иранский шах Аббас Великий (1587-1628) представитель династии Сефевидов, по преданию, обладавший даром красноречия. В дестане "Шасенем и Гариб" - имя отца Шасенем. АБДАЛ - дервиш, монах, скиталец; в поэтических произведениях часто служит уподоблением для героя, страждущего по возлюбленной; наименование одного из туркменских племен (предположительно потомков др. эфталитов). Абдалы Мангышлака были одними из первых приняты в подданство России(грамота Александра Первого от 16.04.1803). АБДАЛЛАХ - "раб божий". Этим именем мусульмане иногда называют человека, настоящее имя которого неизвестно, а также при переходе кого-либо в ислам так называют его отца, не бывшего мусульманином и не имевшего мусульманского имени. К примеру: отца самого Пророка Мухаммеда – звали, по официальным ( возможно, поздним ) мусульманским источникам – Абдаллах (хотя существует легенда о том, как дед Мухаммеда хотел принести в жертву своим богам, своего любимого сына, отца будущего Пророка, см. мою работу «Фатиме и Али», комментарии). Абдула(туркм. от Абдаллах ) – мужское имя; по народным преданиям Абдула и Мамед-Сапа – родные братья поэта Махтумкули погибли в бою с захватчиками. АБДЖЕТ - древние арабы пользовались арамейским алфавитом, порядок в котором немного отличался от арабского. След этот сохранился в использовании букв для обозначения цифр. Для запоминания этого старого порядка был придуман ряд условных слов, состоящих из соответствующих букв. Первое из этих слов «абджед» составлено из букв а-б-дж-д, обозначающих цифры 1-2-3-4. *«…начал я с «эбджета» и дошел до «ховвеза»… - хвастается один их игидов Гер-оглы, т.е. грамотей выучил лишь только две буквы за все годы обучения; имеется в виду своеобразный букварь, который изучали в старой конфессиональной школе; его первая буква – «эбджет\абджет», вторая – «ховвез». АБДЫ-СЕРДАР КАЗИ – туркменский поэт, о жизни которого не сохранилось почти никаких достоверных сведений. Известно лишь, что он жил в середине 19 в. в начале в Геок-Тепе, позднее – в районе Ташауза. Наибольшую известность получила историческая поэма «Книга о битвах текинцев с иранцами», написанная в шестидесятых годах 19в. В поэме изображено вторжение в Туркменистан иранских войск шаха Насреддина и разгром их объединенными силами туркменских племен. АБУ БАКР - имя первого мусульманского халифа(632-634), тестя Пророка Мухаммеда, отца Айши. АБУ СИНА (Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, «Аш-шейх ур Раис»(глава всех ученых) - латинизир. – Авиценна, ок. 980-1037) – великий ученый энциклопедист, родился близ Бухары, в селении Афшана, образование получил в Бухаре. Писал в основном на арабском языке, реже на своем родном языке фарси. Основное произведение – «Канон врачебной науки» (медицинская энциклопедия в пяти частях), считавшийся вплоть до 17в. как на Востоке, так и в Европе важнейшим руководством для медиков. Известны также его философские, математические и физиологические труды, небольшое количество поэтических произведений. Вера людей в его знания и умение, граничащие с волшебством была настолько сильна, что в народе родилась легенда о том, «что в последний свой час он решил победить смерть и остаться в живых навсегда. Авиценна приготовил 40 различных лекарств, которые в определенном порядке должен был применить его ученик. Этот ученик точно исполнил все наставления Авиценны – и его изумление росло по мере того, как безжизненное тело учителя превращалось в гибкий юношеский стан. Вот уже зарозовели щеки и появилось дыхание – надо скорее давать последнее лекарство, оно должно укрепить ту жизнь, которую вдохнули в учителя все предыдущие лекарства. Пораженный тем, что учитель действительно оживает, ученик от радости вдруг уронил флакон, лекарство пролилось на землю и ушло в ее глубину… ; учитель не ожил, но память о нем хранят века ». АБЫЛ – библ. Авель. АГА - старший брат, господин, почтительная приставка к имени, человека старшего по возрасту или социальному положению. АГА –БИЙ – господин, повелитель; почтительное обращение к старшему. АГРИ – мера веса. АДАТ - обычное право; Свод традиционных обычаев у народов Кавказа ,Средней Азии и других исповедующих ислам. Противопоставляется официальной правовой системе — шариату. По нормам адата обычно решались дела и о кровной мести? АДЖАМ - все местности, расположенные вне Аравии; так называли арабы иранские народы, а затем и земли (Иран, Хорасан, Мавераннахр) населенные ими; «… душа моя, Аджам!» вздыхает Овез приемный сын Гер-оглы – намек на его иранское происхождение. На замечания, что Пророку Мухаммеду «помогал сочинять откровения Аллаха» Салман аль Парси в шестнадцатой гл. Корана появились такие строки: «Воистину, идолопоклонники говорят, будто-бы один известный человек помогал сочинять Коран; но язык этого человека – язык Аджами(т..е. персидский). А Коран изложен на чисто Арабском – ясном языке». АДЕН – порт в Аравии. АДХАМ (Ибрагим бн Адхам, ум. Ок. 777г.) – известный в мусульманском мире аскет-проповедник родом из Балха, герой многих легенд и сказаний. АДЫЛ-ШАХ – дословно «Царь справедливый», общий эпитет идеального правителя, он же фигурирует в дестане-романе крупного поэта 19в. Молланепеса. АЖДАР - огромная легендарная змея, дракон. АЗАДИ – Довлет Мамед Азади(1700-1760), отец Махтумкули, автор лирических стихотворений, дидактической поэмы «Бехишт-нама» и большого трактата в стихах «Вагзи-Азад», посвященного вопросам управления государства и благочестивым деяниям. АЗАЗЕЛ - одно из наименований дьявола. АЗАН - призыв к молитве, возглашаемый с минарета. АЗАНЧИ- призывающий к молитве; в переносном смысле иногда - глашатай, вестник. АЗАЛ - соха. АЗИЗ - титул наместника фараона в мусульманских преданиях. . АЗРА– иначе Узра, героиня известного на Востоке дестана поэта 11в. Унсури «Вамык и Узра», возлюбленная юноши Вамыка. Их образы сделались символом самоотверженной любви. АЗРАИЛ - ангел смерти, возвещающий людям их кончину и принимающий души умерших. АЙВАН - крытая терраса; иногда - царский приемный зал, открытый с одной стороны. АЙРАЛЫК - разлука. АКСАКЛ – букв. «белобородый»; старик, старейшина. АЛА - всякое боевое снаряжение, в которое входят изделия из двух разных металлов, например: из железа и серебра, стали и бронзы и т.п. АЛАМАН – набег, налет. АЛАМАНЫ - вооруженные конники, нападающие на мирные становища. АЛАМУТ - букв. «Орлинное гнездо», крепость, в которой со своими сторонниками укрывался от преследований и готовил силы для борьбы Хасан ибн Саббах(ум. 1124г.), так называемый «Старец горы», создавший для достижений своих захватнических целей печально известное племя убийц – фидаев - «жертвующих собой»; крестоносцы назвали их «ассасины», так трансформировалось слово «гашиш», которым фидаев одурманивали перед отправкой на задание, в западных странах слово «ассасин» и посей день значит «убийца». (См. «Ассасины – убийцы или познавшие рай при жизни?»). АЛАЧА – кустарная хлопчатобумажная или хивинская полушелковая ткань. АЛАША - помесь чистокровного коня с выносливой рабочей породой лошадей(лошак?) АЛЕФ - буква алеф, первая буква в арабском алфавите, имеет цифровое значение 1, буква каф -21, имеет значение-100; выражение "так от алефа он до каф дошел..." - пройти от алефа до кафа - просчитать от одного до ста, т.е. пройти большой путь, многое узнать и увидеть. "Алеф" и "лям" - арабские буквы А и Л - из числа загадочных аббревиатур, которыми начинаются некоторые суры Корана.( скорее всего это какое-то сокращение от слова «Аллах»). АЛИ - имя четвертого халифа(656-661), зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда. Эпический легендарный храбрец, мужественный и непобедимый глава героев, покровитель отважных людей, именуется «Львом божьим». АЛИЛИ - местность в Туркменистане, одно из туркменских племен. АЛИМОВА Бибииран Каримовна(Ирина) – туркменка, актриса первого звукового туркменского фильма, в начале ВОВ, благодаря своим знаниям многих восточных языков, была призвана в ряды КГБ, всю войну прошла от Ирана и до Австрии. После окончании войны вместе с мужем Шамилем Хамзиным(татарин из Казани) долгое время служили стране (СССР) под видом уйгурской семьи преуспевающих коммерсантов в «стране восходящего солнца", их сведения – ценнейшая информации о тайно милитаризирующийся послевоенной Японии под руководством американцев. В отставку не рассекреченная, удачливая красавица и очень умная и образованная женщина - «Ирина» – вышла в должности полковника. Честь, хвала и память потомков. ***"Алмаз в золе" - распространенный поэтический образ, символ устойчивости, положительных качеств. «АЛЛА!»(Аллах!, т.е. с Богом!?) - клич, с которым бросались в бой храбрецы. АЛП - сильное животное; иногда - богатырь. АЛЫН- САЧ - пряди волос надо лбом. АЛЬЧИКИ - бабки, кости барана или козла; распространенная детская игра. АЛТЫН- ГАБАК – букв. «золотая тыква»; спортивная игра – стрельба в золоченую тыкву, устраиваемая в дни больших торжеств\тоев. АМАН(АРМАН?) - возглас "пощади", "сдаюсь", когда завоеватель/враг подходил к городским стенам и если он не хотел уничтожать город и жителей, по традиции предлагался «аман» безопасность, при условии выполнения его требований ; мужское имя; «благополучие», «благосостояние», иногда – «богатство» - вообще. АМБАЛ – профессиональный носильщик. АМИНЬ! - Смысл древнееврейского слова «аминь» - истинно, правильно, верьте! АМИНА – женск. имя, с арабск. – «верная»; имя матери Пророка Мухаммеда. АМУДАРЬЯ(или просто Аму) – река в Туркмении, другое ее название – Джейхун (Бурная, Необузданная, Бушующая). «…на Памире, на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря верхнее течение Амударьи, или, иначе, Пянджа. "[Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Амударьи). АНАША - наркотик, род гашиша, терьяка, употребляемый для курения. АНВАРИ (ум.1191) – персидско-таджикский поэт, прославившийся сочинением касыд. АНДАЛИБ, Нурмухаммед Гариб (ок. 1712-1780) – туркменский поэт, основоположник дестанного эпоса в туркменской литературе. АНКА - сказочная птица огромной величины. Постоянно живущая на мифической горе Каф (Кап); при полете, который она совершает изредка, анка издает звук (возглас) «Ху!»(он)…(Аллах). АНСАРИ(1005-1093) – знаменитый шейх и поэт из Герата. АПА - сестра, сестрица; почтительное обращение к женщине(не туркм.). АПБАСЫ – название серебряной монеты, которая имела хождение среди туркмен, а также в Азербайджане и Грузии. АРАБИСТАН – Аравия, которую арабы называют "Джазират ал-араб" ("Остров арабов", сокращенно "Ал-Джазира"), а персы и турки - "Арабистан". АРАЗ( азал) - возможно река Аракс или Аральское море. АРАК– водка. ***Туркмены, киргизы и каракалпаки АРАЛЬСКОЕ море называли денгиз ~ тенгиз '('море') «аджы '('горький)». Л. Берг. Аральское море АРАР - райское дерево. АРАСТУ - Аристотель(384-394гг.до н.э.) великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист; ученик Платона; учитель Ал. Македонского. АРАФАТ(Арапат) – священная гора в Мекке, где по преданию на Пророка Мухаммеда снизошла божественная благодать. АРБА – повозка, подвода. АРВАН (точнее арвана) – порода вьючных верблюдов. АРГАМАК – порода отборных лошадей. АРГИШ - чувал, мешок, в котором возят зерно. АРГУАН - лилово-красные цветы иудина дерева, на Востоке обычный образ для обозначения ярко-красного цвета. АРГУЛУМ – музыкальный инструмент. АРЗИ И КАМБАР - герои романических дестанов. АРЗУЛУМ (арзылан) - гора, возможно в р-не Эрзерум(Турция). АРИЙ - «благородный», термин, использовавшийся иранцами (ар, ир) и индийцами, относился именно к обозначению первоначальной индоиранской общности, впоследствии разделившейся и даже, возможно, противоборствовавшей (есть косвенные данные о том, что между отделившимися друг от друга иранцами и индийцами возник острый антагонизм). Возможно, что ИРАН – «место (ариев) избранных» (если Ир + ан указывает на мн. число)??? АРИСЫ – подразделение вражеских войск (упоминается в эпосе Гер-оглы, указание на иранцев???). АРКАЧ - местность в предгорьях Копетдага; так порой называли жителей предгорий Копетдага. АРХАР - порода горных козлов. АРЧА - древовидный можжевельник, горное дерево, отличающееся крепостью ствола. АРШ(Арши) - по мусульманскому представлению высшее небо - престол Аллаха. АРШИКУРСИ - небесное кресло; высшие небеса. Курси, или трон, — это Восьмое(?) Небо, расположенное под арш — небесной твердью, — Девятым Небом, или Небом Небес. На курси, как полагают, восседает Аллах во время суда. « …Эти семь небес и земных твердей, расположенные около курси, не что иное, как кольцо, брошенное на пустынную землю; и таков курси по отношению к арш (небесная твердь)».(Пророк Мухаммед). *** Для средневекового астронома Хайяма небес - восемь или девять: это семь сфер планет, Луны и Солнца (т.е. то самое магическое число "Семь", важное для астрологии, часто встречающееся в его стихах), и восьмое небо - сфера неподвижных звезд. Здесь астрономия кончается, девятое небо, если уж так им нужно, - для богословов. ***Искандер велел своим ученым, чтобы не осрамиться перед китайцами, создать нечто лучшее(чем их зеркала). Ученым пришлось трудиться всю зиму, и из сплава меди и стали они сотворили два зеркала. Особое свойство их заключалось в том, что в одном отражалось все, что творится на земле, а в другом - вся девятиярусная(?) вселенная. (Навои. «Хамсе») ***Но у богословов(?) совсем другие представления, они насчитывают иные семь небес, "каждое толщиной в пятьсот пятьдесят лет пути и располагающиеся одно над другим. Все семь небес имеют свое предназначение, свой цвет и качества, населены ангелами соответствующих разрядов. Над верхним, седьмым, небом простирается океан, над которым помещается рай". (В.В.Евсюков. «Мифы о мироздании»). АРЫК - мелкий оросительный канал. АСХАБ( ас-сахаба ) - араб. – «сподвижники, товарищи» – сподвижники Пророка Мухаммеда, все, кто общался с ним, участвовал в его походах или просто кто его видел. В истории ислама они сыграли особую роль в силу того, что после смерти Пророка оказались носителями хадисов (рассказов о словах и поступках Мухаммеда), являющихся одним из основных источников исламской религии и этико-правового учения. АТАГА(Отага) - головное украшение, род султана. АТАЛЫК – отчим, воспитатель( старославянск. дядька) ; иногда по феодальной иерархии высокопоставленный сановник. АТРЕК - река в Туркмении. АТТРАР, Фарид-ад-дин Мухаммед бен Ибрахим (ок.1119-?) – персидско-таджиксткий поэт-мистик и видный суфийский философ, автор поэмы «Беседы птиц». АУЛ - …В трудах Махмуда Кашгарского упоминается овечий загон, называвшийся по-огузски "гоюн агул». Очевидно, позднее термином "агыл" или "агул" {В ряде средневековых тюркских языков "агул" означало "кочевое становище, аул, селение кочевников"} стала обозначаться стоянка полукочевого типа {Подобного рода поселения существовали у туркмен и огузов Малой Азии. Ранней весной их жители уходили со скотом на горные пастбища. Летовки использовались не только в качестве выгонов, но и для посевов сельскохозяйственных культур. После снятия урожая возвращались к зиме в свои "деревни" с заготовленным кормом для скота}. В глоссарии XIII в. приведено туркменское слово "агулдааг", которое истолковывается уже в значении "односельчанин"(***). Яйлак – летняя кочевка для стад (от яяйла –луг, поле в цвету), Кишлак – зимняя кочевка (от гыш – зима). АХАЛ - прикопетдагская равнина, одно из основных мест расселения текинского племени; «Ахалом» в туркменском языке называются сырые(зейкеш) и изобилующие водой земли. Эта страна относится к округу Неса и Баверда. Большинство мест здесь заболочены и удобны для посева риса, вероятно по этой причине(земля эта) и носит название «Ахал»…(Мунис и Аведи хивинские историки 19в.). АХМЕД ШАХ – основатель Афганского государства(1747), Ахмед Дюррани, кому посвятил свою оду Махтумкули. АХУН(д) - духовное лицо, преподаватель. АХЫР-ЗАМАН - конец света, светопреставление; «ахырат» всеобщий «судный день»??? для мусульман . У туркмен бытовала когда-то поговорка: «Когда женщина оседлает коня(возьмет власть в свои руки) – мир рухнет»( букв. наступит ахырзаман), тем более непонятная, что история туркмен знает не мало туркменских женщин-правителей, причем достаточно удачливых, известных и знаменитых. АШИК – влюбленный. АШИКИ – туркменский поэт, родился в тридцатых годах 19 в. в одном из аулов Хорезмского оазиса. Творчество поэта мало изучено. АШУГ – народный певец-поэт. АЯЗ - имя любимого раба султана Мухаммеда Газневида(998-1030), правителя Хорасана, которому Фирдоуси посвятил знаменитую поэму «Шахнаме»; нарицательное наименование горячо любимого человека. По Махмуду Кашгарсксму: ayas l. ''чистое (безоблачное) небо''...; 2. ''имя, которое дают рабам [видимо, гулямам], потому что лица у них прекрасны''. — Личность Айаза давно стала достоянием легенд: “Образ храброго и мудрого раба — богатыря Аяза — один из древнейших образов среднеазиатского тюркского фольклора” . С его именем легенда связывает “живописнейший памятник Древнего Хорезма, крепость первых веков нашей эры — Аяз-кала” . АЯТ – стих в Коране, букв. «Знамение». БББ БААЛЬБЕК( греч.Гелиополис) – город в Сирии, знаменитый своими шелковыми тканями. БАБ – музыкальный инструмент, рубаб. БАБА - дед, дедушка. БАБА-КАМБАР - герой туркменской мифологии, легендарный зачинатель музыкального искусства. БАГДАД – город и столица Ирака, долгое время столица халифов. БАГЛАРБЕГИ — тюркский титул, означающий “бей беев”, т.е. “вождь вождей”. БАДАХШАН - горная область на Памире, в средние века вместе с Балхом славилась самоцветами ("бадахшанский рубин"). Кстати, про "лал бадахшанский". В горах Бадахшана испокон веков добывается благородная красная шпинель - камень, который всегда был дешевле настоящего рубина, привозимого из Индии. ***В средние века в Бадахшане голубые глаза считались признаком красоты. Поэт Саади Бадахшанский пишет: "Не черни голубые глаза, они и так хороши". Известно, что черноглазые народы считают голубые глаза уродством. Значит, на Памире было так много голубоглазых, что это было нормой, а не исключением. (Гумилев Н. «Эфталиты и их соседи в 5 в.»). БАЗАР - рынок, одновременно место сбора людей из разных районов. Где они делились новостями, заводили оживленные беседы, слушали песни, музыку и т.д.; базар на Востоке – символ веселья, радости, средоточие богатств. БАЙ – богач, богатый. БАЙГА - скачки, состязание в ловкости и выносливости всадников. БАЙРАМ - праздник, пир; мужское имя. БАЙРАМ-АЛИ\Байрамалы - город в Туркменистане; имя одного из ханов, владевших Марыйской областью в 19в. БАЛАМАН – музыкальный инструмент типа свирели. БАЛКИС(Булкис) – имя легендарной царицы Савской, возлюбленной царя Соломона(Сулеймана). БАЛХ - город в Афганистане. Прежде - название местности в верховьях реки Мургаб. БАЛХАНЫ(Балканы) – горы в Юго-Западном Туркменистане, часто упоминаемые Гер-оглы как страна туркмен, как его родной край. Кстати, на европейские «балканы» возможно пришли жители здешних мест и принесли свое наименование с исторической Родины??? БАНГ – вид наркотического средства, изготовляемый из конопляных листьев и белены. БАРАНИ (Али хан) - …исторический материал дает основание полагать, что Али-хан происходил из племени барани. Само племя барани, вероятно, соответствует берендеям, упоминаемым в русских летописях. Очевидно, к слову "баран" — "берен" и восходят рассматриваемые этнонимы "барани" — "берендей" {Данный термин, вероятно, происходит от основы "берен" и сравнительной частицы "дай", "дей" (подобный, схожий)}. Происхождение этого названия было связано с почитанием барана, считавшегося тотемом и покровителем рода или племени {Согласно туркменским народным легендам, баран является одним из самых почитаемых животных. Человеку, находящемуся в стаде баранов, не страшны злые духи-арвахи. Особым уважением, судя по туркменским поверьям, пользовались черные бараны ). В старину бараньи черепа считались надежными оберегами от сглаза. Бараньи рога выставлялись на священных деревьях и могилах предков. Все это свидетельствует о том, что баран являлся у предков туркмен одним из важных тотемов}. Очевидно, барани принадлежали к числу огузских племен, которые в более позднее время именовались кара-коюнлу.(***). Возможно и связь с наличием «рогатой шапки»(имитации шлема Ал.Македонского – Искандера Двурогого). БАРБАТ - название струнного музыкального инструмента типа лютни. БАРХАН – песчаный холм. БАСМАЧ??? – участник контрреволюционного движения, действующего в Ср.Азии в первые годы Советской власти. Туркменское слово «Бас» - дави(задави, удави, придави) и окончание отрицания ма – «басма»(не дави), получается, что «басмач» - человек, которого просят «не дави», «не убий», не занимайся душегубством (пощади???). БАСРА(Бальсора) - город в Месопотамии. БАТМАН - мера веса, в различных местностях колеблющаяся в разное время от 7,5 до 53фунтов; выражение «тебризский батман» употребляется иногда в смысле – огромный. БАТЫР – богатырь, храбрец, витязь. БАХАВЕДДИН - мусульманский святой; собственное имя Накшбенди(Накшбанд), главы ордена мусульманских дервишей, жил в Бухаре в 14в. Многие поэты средневековья, в т.ч. Навои, Джами, Махтумкули, имели отношение к данному ордену, который высоко ценил трудовую и активную деятельность человека в жизни. БАХРАМ – мужское имя; (Бахрам Гур, 421-438) – Иранский царь династии Сасанидов, прославленный охотник, герой множества легенд и романтических рассказов. По легенде, пещера, куда он забежал в погоне за онагром, обвалилась и погребла его. «Гур» - пер. «могила». БАХШИ - сказитель, народный певец-музыкант. БАЕЗИТ БИСТАМЫ – суфий ??? Ему принадлежит такая притча: «Однажды Господь сказал мне: Если просишься в мою обитель, принеси мне в дар то, чего у меня нет. Но учти, что мой кладезь переполнен благими делами и совершенными поступками.» И вот я ломаю голову, что же это может быть, чего нет у Господа? Сжалился Господь надо мной и ответил: «Безнадежность и безысходность, нищета и лишения, надломленный дух и уныние – вот чего нет в моей сокровищнице. Но мне это и не нужно».(С.Туркменбаши «Рухнама») БЕДЕУ - порода сильных, выносливых лошадей . БЕДИЛЬ, Мирза Абдулкадиль(1644-1721) – таджикско-персидский поэт, творчество которого оказало значительное влияние на развитие литературы среднеазиатского региона. Родился в Индии в семье выходца из Средней Азии. БЕДУИНЫ - кочевники, люди бадии, «пустыни» (оседлые жители – люди хадара). БЕЙТ – арабское слово, в котором его значение как термина поэтики развилось из значения «дом», «палатка». В основе бейта заключен образ двух симметричных половин – мисра.( Миср - Египет – разделенный р.Нилом на две части; все-таки влияние мощной культуры Египта проявляется во многом на Востоке). БЕК - князь, правитель, губернатор; в прошлом почетная приставка к имени или форма обращения, долженствующая выразить почтение и восхищение доблестями собеседника, по старинным литературным и фольклорным произведениям – выражение благородства. В средневековых толковых словарях отмечается, что "бек" — туркменская, а "бей" — кыпчакская форма.????? БЕРАТ – документ, выдававшийся ханом на право сбора с населения установленного количества налогов. «БЕРЕКЕЛЛА!» - возглас одобрения; соотв. русск. «молодец!» БЕРЗЕНГИ –сказочные люди; в некоторых сказаниях изображены как людоеды; прозвище Карахана, противника Гер-оглы.Местность под Ашхабадом. БЕСУСТУН(Бехистун) – гора, на которой согласно легенде обитали боги; на ее отвесной стороне высечены знаменитые клинописные надписи царя Дария, которые легенды приписывают Фархаду, герою сказания «о Фархаде и Ширин»; образ неприступной скалы. БЕТИЛ - в доисламской аравии вертикально стоящие продолговатые камни, символизировавших предков, которым арабы приносили жертвы по определенным праздникам и в случаях нужды. БЕХАДЫР( бахадур) – почетное звание, присваиваемое (у узбеков)как отличившимся своей храбростью воинам так и ханам . БЕХЗАТ (ум.1526) – известный каллиграф и миниатюрист из Герата. БЕХРИ-БАЗ – буревестник, «морской сокол». БИ - вторая буква арабского алфавита, алиф и би, читаемые вместе – означают «Алфавит»(туркм. Элипбийи). БИБИ - букв. «госпожа»; почтительное обращение к жене или дочери султана; перешло в поэзию как обращение к любимой; женское имя; Биби-джан – ласковое обращение к девушке, женщине. БИЛЯЛЬ – имя легендарного раба-эфиопа, прислуживающего Мухаммеду. Сравнение темноты, мрака ночи и т.п. с цветом кожи Биляля или вообще чернокожих, традиционно в классической тюркской поэзии. БИТИКЧИ – титул, сохранившийся от монгольской империи, писец, секретарь. «БИСМИЛЛА» - мусульманское восклицание: "Во имя Бога!" БОЗ-ДУМАН - легендарный конь, отличавшийся красотой и быстроходностью. БОЖИЙ ЛЕВ - обычное именование халифа Али. БОСТАН - плодовый сад; часто символ плодородия, счастья, полноты жизни, исполнения мечтания.(от БУ фарси – аромат, место ароматов) . БУГРА - порода двугорбых верблюдов, отличающихся скоростью и неутомимостью. БУЛИНАС - древнегреческий философ Аполлоний Тианский 1в. БУЛЮК – уезд, район. *** «...Арабы называют верующих в Аллаха - муслим («покорный»). Турки контаминировали два слова: «мысыр» - Египет (арабское) и «муслимин», создав термин «мусурман». Он распространился и на тюрков, принявших ислам. Кипчаки превратили турецкое изобретение в «БУСУРМАН». Русские восприняли кипчакскую форму, адаптировав ее в диалектах «бусурман», «бесермен», «басурман», «босурман» и др.»(О.Сулейменов) БЫРАК (Бурак) – (в арабск. языке – «Блеск, Молния»), сказочный небесный конь, покрытый «зеленым ковром РафРаф», на котором Пророк Мухаммед якобы возносился на небо; считалось, что если на празднике Курбан -Байрам принесешь в жертву Аллаху барана, то на том свете получишь взамен Бырака, на котором благополучно проедешь страшный мост Сырат. БЭРИК(берик) - женский головной убор, очень тяжелый и неудобный. Туркменская замужняя женщина не снимала берик даже ночью. ВВВ Возраст – «…тринадцать-четырнадцать лет нынче мне…» - литота(как и четырнадцать-пятнадцать лет), излюбленное определение возраста восхваляемого человека, хотя он м.б и гораздо старше этих лет. «ВАЙ-АЛЛА!» - возглас удивления («Боже мой!»). ВАКУФ (вакыф, вакф) - церковная собственность на землю и воду; «…землю свою отдал мечети в вакуфное пользование…» - т.е. обратил свою собственность землю и воду в вакуф – неотчуждаемое и освобожденное от налогов имущество, доходы с которого поступают главным образом в пользу мусульманского духовенства; обращение в вакуф ограждало землю от посягательств светской власти. ВАМЫК - образ безумно влюбленного юноши; герой романа "Вамык и Узра", персидского поэта Унсури(ум.1030), любовь Вамыка к Узре закончилась гибелью возлюбленных, их образы, как и образы Лейли и Меджнуна служат символом преданной, но несчастной любви; Узра и Вамык - герои романтической повести элленистического происхождения, пользовавшейся популярностью в Иране и Средней Азии еще до распространения ислама. В 11в. Унсури написал на сюжет этой повести одну из первых романтических поэм на языке фарси, сохранившуюся лишь в отрывках. ВАРКА - герой популярного сказания о Варке и Гюльшаде. ВАХ! – междометие, возглас сожаления, выражение горечи, «увы». ВАХ-АРМАН! - восклицание "Ой беда!", название одного из самых сладких и нежных сортов дыни. ВЕЗИР - высший, после шаха титул; премьер-министр, от перс, "поверенный в делах; советник шаха или султана(министр). ВЕЕНГАМ – в представлении туркмен, город(страна) на юго-восточной границе Туркменистана с Ираном; развалины, связываемые с этим названием, находятся на территории Ирана. ВЕИС-БАБА - в туркменской мифологии - покровитель верблюдов. ВЕКИЛЬ - знатный придворный, советник, доверенный; чиновник, ведающий хозяйством халифского дворца, резиденции наместника ВЕЛИ - святой, чудотворец, провидец. ВЕЛИАЛЛА - "друг божий", титул халифа Али. ВЕСМЕ - красящее вещество для волос, бровей (басма???). ВИЛАЙЕТ - провинция. ( м.б. от франко\англ. Village – долгое и насильственное присутствие их на востоке сказалось). "Владыка Арафата" - Аллах, которому на горе Арафат возносил молитвы пророк Мухаммед. Вода Хызра - источник живой воды, обнаруженный легендарным мусульманским пророком Хызром в стране вечного мрака; испив из этого источника, Хызр обрел бессмертие. "Волшебный фонарь" - древнее китайское изобретение, возрожденное в электрических ночниках: внутри полупрозрачного колпака потоком воздуха, нагретого светильником, вращается цилиндр, отбрасывающий на колпак движущиеся тени. Образ людей как движущихся теней - из суфийской философии, смыкается с Платоновыми "тенями на стене пещеры" (диалог "Государство"). ГГГ ГАБЕШ(Хабеш) – Абиссиния(Эфиопия), употребляется также в смысле «негр». ГАЗАВАТ (иначе джихад) – «священная война» мусульман против «неверных», т.е. не мусульман.; от Газв - набег. В домусульманский период - газв или реза - своеобразная форма восстановления справедливости, - заключавшиеся в стремительном нападении на племя обидчиков, во время которого угонялся скот, брались в плен женщины и дети. За женщин и детей потом требовали выкуп. При таких набегах, известных с самой глубокой древности, нападавшие всячески старались не проливать крови, так как кровопролитие вело к опасной мести(cap). ГАЗЕЛЬ - арабское слово от глагола «прясть», «плести», семантически развившееся в значение «воспевать(женщину, красоту)», «ухаживать»; лирическое стихотворение-песня, широко распространенная в восточной поэзии форма; "Ты на газель охотишься в газели..." т.е. в лирическом стихотворении (в газели) пишешь о красавице. ГАЗИИ – «борцы за веру». Из трактата «Бахр ал-Фава*ид»(Море драгоценных добродетелей): «Берегитесь думать, что газий только тот, кто держит в руке меч и рубится с неверными, потому, что тот ученый, который находится в мечети , молится, держит в руке перо и знает предписания ислама, тоже воин, и его перо острее меча». Категорически запрещалось убивать женщин и детей противников!!! ГАЙМ - буква арабского алфавита. ГАЙНАТМА – национальное туркменское кушанье – суп с мясом. ГАЛИЕ - смесь мускуса и амбры, ароматических веществ. ГАРИБ - скиталец, попавший на чужбину; бедный, горестный; герой туркменского дестана «Шасенем и Гариб». ГАРУН (точнее Гурун ар-Рашид) – известный багдадский халиф (ум.814г), при котором по преданиям были составлены знаменитые арабские сказки «1001 ночь»(он же один из персонажей этих сказок). ГАРЫШ – мера длины, равная расстоянию между концом большого пальца и мизинца. ГАШИШ – то же, что и анаша. ГЕЗ - мера длины; расстояние от груди до конца пальцев вытянутой руки, в зависимости от времени и региона Восточных стран – от 62 до 104см. ГЕЗ-КАКЛЫ – букв. «кровавые глаза» - такое прозвище дали туркмены генералу Скобелеву: … завороженный, неуязвимый для пуль он картинно появлялся перед врагом и производил сильное впечатление на них… (Н.Н.Кнорринг «Генерал М.Д.Скобелев). … Штурм Геок-Тепе (сама крепость называлась Денгиль-Тепе) был назначен на 12января1881г., это был понедельник «день тяжелый», но Скокбелев припомнил, что это годовщина знаменитого указа Павла Первого Донскому войску (под предводительством знаменитого атамана Платова) о походе на Индию… «и онную завоевать!!!».(там же). ГЕЛИН - молодая женщина, сноха, (русск. молодка); гелин-эдже – старшая сноха(букв. мать); гелиндже – уважительное обращение к женщине вообще(туркм.) ГЕНЕШ-ТОЙ – угощение, во время которого держат совет, обмениваются мнениями о выборе невесты и пр.. ГЕРАТ - древний город, столица Хорасана, крупный торговый, культурный, административный центр, ныне относится к территории Афганистана; был столицей государства Тимуридов. ГЕРИШ - хребет коня; собственно, то место хребта, на которое кладется седло. ГЕРКЕЗ - один из родов туркменского племени Гоклен. ГЕРМИЯН – название местности в Турции. ГЕР-ОГЛЫ - главный герой одноименного туркменского народного эпоса; символ бесстрашия, мужества, умения воевать. ГИДЖАК - музыкальный струнный смычковый инструмент. ГИЛЬМАН(гульман, хюльман) - "житель неба", райский юноша. ГОВХЕР – от арабск. жемчуг. « Марко Поло видел как жители Японии (Чипангу др. название) кладут в рот своим мертвецам розовые жемчужины. Существует легенда о чудище морском, влюбленном в жемчужину. Когда жемчужина эта была выловлена водолазом для короля Перозе(царь Ирана Парвиз? 5в. н.э; его смерть в сражении с тюркскими племенами описана византийским историком Прокопием Кесарийским ) чудище умертвило похитителя и в течение семи лун оплакивало свою утрату. Позднее, как повествует Прокопий, гунны заманили короля Перозе в западню и он выбросил жемчужину. Ее нигде не могли найти, хотя император Анастасий (Первый ок. 430-518гг.)обещал за нее пятьсот фунтов золота».(О.Уайлд «Портрет Дориана Грея). *"Согласно старинной индийской легенде жемчуг - это попавшая в раковину и застывшая в ней капля дождя. Об этом пишет древний поэт Индии Калидаса. Когда первые дождевые капли со звоном ударяются о поверхность моря, из синих его глубин медленно поднимаются жемчужницы. Они раскрывают свои перламутровые створки и ловят всего одну дождевую каплю. После этого жемчужницы медленно опускаются на дно. Там, в темноте, и превращается капля в ни с чем не сравнимый перл".(Б.И.Сребродольский "Жемчуг" ) *Существует предание, что когда капли дождя в месяц нисан попадают в раковины, они превращаются в жемчужины, а когда они попадают в рот змее, то образуется яд. Говхер-пычаг – дословно «жемчужный нож». Мифический священный нож, которому приписывается особая магическая сила. По туркменским преданиям, если на человека напал джин или дух-оборотень (часто в виде женщины, плотно закутанной в покрывало), то стоит выхватить такой кинжал из ножен, как клинок сам чудесным образом удлиняется, поражая необычного врага. Если этим ножом обвести вокруг себя и воткнуть его в землю, то ни один из джиннов не сможет перейти границу этого круга. Если дом посетил человек с «дурным глазом», то после его ухода нужно за порогом начертить крест(?), чтобы этот человек никогда больше не возвращался. Запрещается без нужды трогать говхер-пычаг, а тем более направлять на человека, если же это произошло, то нож быстро втыкают в землю, как бы отводя гнев священного предмета от человека(которого?). Считается, что этот нож никогда не применяли в бою. Говхер-пычаг является символом власти и он всегда охранял своего хозяина от всевозможных бед и несчастий. Малышам до сих пор под подушку кладут нож, веруя, что он оградит ребенка от прихода вредных духов. ГОЗЕНЕК - нижняя часть кибитки; также место за кибиткой, куда падает тень от нее. ГОКЛЕН - одно из туркменских племен(из которого вышел Махтумкули), живут в субтропическом районе Туркменистана Кара-Кала, точнее Карры-Кала(«старая крепость»), а также в сопредельных с ним провинциях Ирана. ГОКНАР - опиум; гокнари – опиоман. ГОНЧЕ - бутон - в то же время и традиционный синоним уст возлюбленной (как и фисташка). ГОММЕ – испеченный в золе чурек с мясом, луком и перцем. ГОПЫЗ - губной музыкальный инструмент. "Город" - древнейшая часть Кордовы (во времена арабов?). «ГУЛЛУК» - выражение, означающее готовность к услугам. ГУЛЬ – вариант джинна, по народным поверьям это духи мужского и женского пола, в виде человекоподобных существ, иногда огромных размеров, хитрые, злобные и отвратительные твари, причиняющие всевозможное зло людям, особенно по ночам и в темноте. Когда Сулейман с помощью своего волшебного перстня изловил и заставил принять видимый облик одного из гулей, перед ним предстало существо женского пола высотой в двадцать метров, к бесчисленным соскам которого присосались человекоподобные детеныши. Эта гульша занималась тем, что по ночам мучила детей, заставляя их кричать от боли и страха. Возможно, «гар/горгулии» европеизированный вариант злобных и страшных гулей??? М.б. приставка «гор/гар» - от гарры – старуха(ведьма), гара – черная (туркм.), гарга – ворона(тюркск.) или с фарси - ворона «гар-гар/гыр-гыр» ми конад ( «гыгырма» - не кричи(туркм.) - издающая ужасный крик??? Горгоны могут быть родственниками или даже родоначальницами???? ГУЛЯМ - с арабского «мальчик»,«юноша»(ср. « Хюльман» коранический небесный юноша); «раб», «слуга» .Первоначально стоит подчеркнуть, что под названием «гулям» в халифате не всегда обозначался несвободный человек, как довольно часто преподносится в исторической литературе. Хотя будущие гулямы зачастую покупались на невольничьих рынках как рабы (многие из гулямов были вольнонаемные, такие как выдающийся военно-политический деятель халифата ферганец ал-Афшина),но после их обращения в ислам, они уже не могли быть рабами по определению, так как по законам ислама, мусульманин не мог быть рабом. Зачисленные в гвардию правителей, независимо от места службы они непосредственно подчинялись только правителю государства, являясь "слугами двора", что приводит к их ошибочному отождествлению с рабами. Гулямы находились на службе в разное время у правителей разных стран, общее смысловое значение – не местные, не коренное население (воины). ГУМБЕЗ - купол; мавзолей, часовня с куполом, надмогильное сооружение. ГУПБА – национальное туркменское женское головное серебренное украшение. ГУРГАН - от персидского слова "гург" - волк; это древняя Гиркания, по-арабски - Джурджан. ГУРГАНЖ(Куняургенч) – столица средневекового государства Хорезм на севере Туркменистана.(«Волчий город»?). ГУРГЕН – река в Туркменистане, текущая в Копетдагских горах и область на севере Ирана (Атрек и Гурген – родина Махтумкули). ГУРЖИСТАН - обычно отождествляется с Грузией или вообще с Кавказом; образ страны красоты. ГУРИЯ - девушка-небожительница (от арабского «хур» - черноокая), по мусульманскому преданию каждому правоверному в раю достанется по 72 гурии. ГЫР-АТ - конь легендарного Гер-Оглы; конь-ветер. ГЮЛИСТАН(гулистан) - цветник; букв.- "сад роз"; в переносном смысле - прекрасная страна, рай земной; название известного произведения персидского поэта 13в. Саади Ширази. ГЮЛЬ(гуль) - цветок, роза; распространенное добавление к женскому имени. ГЮЛЬ-ДЖЕМАЛ - женщина-хан в Байрамали, добровольно подчинившаяся России в 1885г. ГЮЛЬ-ФЕРХАР – героиня эпического сказания. ГЮЛЬШАД - героиня популярного сказания "Варка и Гюльшад". ГЮЛЬЯКЕ(гульяка) - национальное туркменское нагрудное женское серебрянное украшение. ГЯУР – иноверец; Гебр, или гябр (турецк. гяур) - первоначально прозвище зороастрийцев, а затем под этим словом у мусульман стали понимать вообще всех "неверных" \немусульман. ДДД ДАУД - библ. царь и пророк Давид, отец Сулеймана(Соломона); по распространенному у мусульман преданию, Давид был кузнецом, обладал чарующим голосом и, согласно мусульманской легенде, во время пения Дауда сходились дикие звери, слетались птицы, очарованные пением, они падали без чувств. Имея сорок сыновей; за свою гордыню был наказан тем, что в один миг потерял их. ДАГДАН - нагрудное украшение. ДАЙ*А – часто используется как обозначение имения или поместья, иногда употребляется в смысле культивированная земля вообще. ДАЙХАНИН - земледелец, крестьянин. ДАЛ - буква арабского алфавита; образ кривизны, согбенности стана в противоположность алефу, символизирующему стройность, прямизну; Дал - буква арабского алфавита, имеющая форму, близкую к форме острого угла, не отличить даль от вертикального алифа - бесспорный признак неграмотности. ДАМАНГАН – Дамган, город в Иране. ДАРА - Дарий Третий Кодоман, царь Ирана(336-330гг до н.э.) из династии Ахаменидов. ДАРАИ – дорогая тонкая шелковая ткань красно-фиолетового цвета. ДАРГА – иногда употребляется как начальник базарной охраны. ДАСТАРХАН - скатерть; в перен. "угощение". У туркмен бытует такая присказака: кто твой хан? – «дастархан»; «…. «достархан» - местный старый обычай даров населения хану при его выезде в местность, а затем и всякому чиновнику. Этот патриархальный обычай иногда дорого обходился населению – простой казак, вестовой, располагаясь в каком-нибудь селении на отдых тоже требовал себе достархан»(Н.Кнорринг . Генерал М.Д.Скобелев). *** В своих «Записках» Ахмад ибн Фадлан сообщает об интересных вещмешках. И географ Йакут дает толкование к его словам: «По первоначальному значению – "еда, взятая с собой в дорогу", а далее "кусок кожи, в которую она положена". Обыкновенно он имеет круглую форму, с продернутой по краю веревкой, так что он складывается, как мешок, в который и кладут еду, когда ее носят, а при надобности его расстилают на земле, и люди едят на нем, как на скатерти. Таково название и употребление этой вещи в пустыне.( Йакут «Географический словарь. 13 в. и комментарии к «Запискам» о поездке в страну славян…) ДАТ - крик о пощаде, о помощи ? ДАШТИДАХАН(Дешти-Дахан) –название местности и горного прохода на границе между Ираном и Туркменией. Двустишие - "Грусть заключишь в две одиноких строчки..." - "две одиноких строчки" - двустишие как законченное стихотворение. ДЕЛИБАШ - безумно смелый человек; "отчаянная голова". ДЕМБЕРМЕЗ - легендарный меч.(вариант «Зюльфикара?) ДЕРВИШ - мусульманский мистик, своего рода монах; перен. - нищий, бродяга, бедняк; подаяния нищие складывали в специальный сосуд – высушенную тыкву, которую иногда называли «тыква печали/несчастья». ДЕСТАН(дастан) – слово, поэтическое сказание, романтическая поэма, народный роман, сюжет которого, обычно развертывается на сказочно-фольклорном фоне. ***Дети, рожденные от туркмен, делились на три категории: 1) рожденные от законного брака туркмена и туркменки и называемые «ир»??? (см. «арий» )«стержень», «основа»; 2) рожденные от сожительства с нетуркменкою или наложницей и называемые «кул(гул)» «раб»; 3)незаконнорожденные. Это деление, как и принадлежность к одной из этих трех категорий, в жизни туркмен играло весьма важную роль. ДЕХИСТАН(от «Дахистан», «Страна дахов») - область на юге Туркменистана, а также в современном Иране. ДЕХКАН – под этим термином до 11в. подразумевали крупного, позже – мелкого землевладельца, иногда вождей(туркменских). Ныне часто отождествляется с термином «дайхан» . ДЖАМИ, Абдуррахман Нурредин бин Ахмад(1414-1492) – пресидско-таджикский поэт, старший современник, друг и наставник Навои. Рассказывают так же: что однажды к великому Джами на Гератском базаре подошел один начинающий поэт, считающий себя самым остроумным среди «людей пера и знания» и обратился с вопросом: - Учитель, как понять Ваше двустишие о сущности бога: «И так как ты и явен и сокрыт, то, что бы не узрели мои глаза и сердце, все это – ты». Как же так? А если Вам попадется осел, Вы тоже скажете: «Господи, это – ты?» «- Нет, я скажу, это ты» - ответил Джами. И весь Гератский базар долго смеялся над ответом их любимца. «Нет памятника на путях земных Прочней, чем слово прозы или стих». (Джами) ДЖАН - душа; ласковое обращение; часто прибавляется к имени. ДЖАРЧИ – глашатай. ДЖАФАР – мужск. имя; имя известного мастера, который по преданиям изготовлял самые лучшие луки и стрелы в Исфахане. ДЖАХИЛИЙЯ - эпоха «невежества» арабов до появления Мухаммеда(в смысле, время, когда арабы еще не знали о Коране); домусульманский период. ДЖЕБРАИЛ - имя одного из мусульманских святых (библ. архангел Гавриил); по мусульманскому преданию именно он передавал Пророку Мухаммеду вести от Аллаха. ДЖЕЙРАН(Джерен) - газель, дикая коза, серна, лань; женское имя. ДЖЕЙХУН - старинное название Аму-Дарьи; перен. - неистовый, бушующий. ДЖЕМШИД – мифический царь древнего Ирана из легендарной династии Пишдадидов и его основатель, о котором повествуется в «Шах-наме» Фирдоуси; повелитель людей и духов, по преданию, обладал волшебной чашей(«Джами-Джем»), отражающей все, что происходит в мире, научил людей многим ремеслам, в т.ч. виноделию, при нем люди не знали ни болезней, ни смерти.(у Махтумкули он также выступает и как великий зодчий). Был свергнут тираном Заххаком, который терзал страну тысячу лет. Дженадил – первый город?, взятый с боем халифом Али. ДЖЕРЖИС - один из мусульманских святых(библ. Георгий), которого по преданию, изрезали на сто кусков; символ мученичества. ДЖИГА – султан из перьев, на макушке шлема воина. Большое перо или пучки перьев носили наиболее отличившиеся в боях или особы более высокого социального ранга. Историк Гундогдыев О. предполагает, что термин «джигит»(храбрец,удалец) произошло именно от слова «джига». ДЖИГИТ – искусный и отважный наездник. ДЖИЗАК - город в Средней Азии. ДЖИЗЬЯ(джизие) – подушная подать, взимаемая с немусульманской части населения завоеванных арабами областей. Налог был определен в один динар в год с каждого взрослого мужчины, а государство со своей стороны брало на себя обязательство обеспечивать их безопасность и правовую защиту. ДЖИН - злой дух, бес. По мусульманскому учению, джинны – это нейтральные духи, которые могут быть и "верующими" или, собственно, покорными Аллаху, и "неверующими", т.е. отвергающими его. Мухаммед, как Пророк, обращался не только к людям, но и к джиннам. ДЖИХАД - "война на пути Аллаха". ДЖУГАРА - растение, кормовой злак, сорго. ДИВАН - сборник стихотворений; также судилище, судебная палата, учреждение. ДИВАНА - юродивый, нищий, бесноватый, одержимый. ДИВАНБЕГИ - один из приближенных советников(министров) шаха, хана; ведал заготовкой провизии для двора. ДИН – вера в смысле «Ислам». В доисламский период - дин ал-араб – законы, которые существовали в виде права, освященного древностью обычая. При разрешении споров, хакам (арбитр) мог опираться только на собственный авторитет и весомость своего мнения. У бедуинов одним из особо тяжких преступлений считалось нарушение обязательств, налагаемых узами кровного родства. Близкими понятиями были честь ( ирд ) и родство ( насаб ). Родство различалось так: близкие, двоюродные и остальные родственники, затем родство по браку и родство по клятве. Родословная понималась как цепь рождений. Хишам ал-Калби приводит предание о том, что древние языческие верования в Аравии возникли из почитания предков-прародителей, символами которых арабы считали камни, деревья или животных. ДИНАР - золотая монета весом в 4,25г. ДИН ХОРЕЗМИ – старинное официальное название города Хорезм, в смысле оплот веры ДИРХЕМ – весовая единица, равная 3,15г. ДОВЛЕТ - государство ; от арабского "даула", употребляющегося в этом смысле с VIII века и означает "порядок, режим". ДОГАБАГ – амулет, надеваемый на шею коня. «Догабагт»? – дословно заклинание на счастье. ДУВАЛ - глинобитная стена. ДУМЭ - серебряное звенящее украшение на национальной туркменской женской одежде. ДУТАР - туркменский музыкальный двухструнный инструмент, типа мандолины; другое название дутара, « тамдыра»?(возможно, что куполообразная форма и круглое отверстие под струнами напоминает тамдыр - печь для выпечки туркменского хлеба-чурека); обычно употребляется для сольного исполнения музыкальной пьесы и аккомпанирования певцам-бахши. ДУХАН(дукан) - дословно « лавка», место для торговли ( в стихотворении Махтумкули употребляется в значении – «мое сокровище», «мое богатство»). ДЭВ(див) - сказочное чудовище, демон, фантастическое существо, дух мрака, оборотень великан, обычно противник героя в восточных сказках и сказаниях. Рашид ад-Дин сообщает, что, по мнению найманов, "Кучлук (последний гурхан каракитаев/киданей) обладал такой властью над дивами и пери, что выдаивал их молоко и приготовлял из него кумыс". ДЮЛЬДЮЛЬ - белый мул ( в эпосе и литературе Востока – легендарный конь) халифа Али; подарен эфиопским негусом Пророку Мухаммеду, от которого он и перешел к его зятю Али. Дюльдюль в эпосе наделен сказочными свойствами. ДЯЛИ – букв. «Безумный», «Неистовый»; этот эпитет носят соратники Гер-оглы, его сорок игидов, а также героиня девушка-богатырь Харман-Дяли. ЕЕЕ *"его кольцо продену в ухо" - кольца с именем господина продевали в уши рабов, иногда в значении "перепояшусь на услужение ему" ***Серьга в ухе - примета раба. Когда великий Сельджукид Алп Арслан победил Визатнийского императора Романа Диогена, он продел императору, как своему рабу в уши кольца*** ЕДА – «кушанье девяти видов» - эпический образ богатого, обильного угощения. ЕЗИД - предводитель арабов-омейядов, организовавший убийство потомков халифа Али. Имя Езид стало нарицательным, обозначающим низкие свойства души; мерзкий, презренный...(у шиитов). ЕМРЕЛИ - одно из туркменских племен ЕНСЕ-САЧ - пряди волос на затылке ЕСАУЛ (ясавул) – аульные джигиты, находившиеся при старейшинах для передачи приказаний, розысков, сбора рабочих и прочих служебных обязанностей общественного порядка. ЕВАР – помощь хозяину-единоличнику со стороны соседей и знакомых, субботник, воскресник ЗЗЗ ЗАВБАУ - имя злого духа??? ЗАЛ – имя отца эпического героя Рустама(Ростема), главного персонажа поэмы Фирдоуси «Шах Наме». ЗАНГАР – букв. «пройдоха», «сорванец», «забияка»; в быту – бранное слово или кличка. ЗАНГИБАР (занзибар)-"берег черных",т.е.земли населенные неграми. ЗАР – тоже, что и гез(гяз). ЗАТАЗЫ – иногда употребляется как название подразделения войск. ЗАХХАК – легендарный властитель, прославившийся жестокостью, герой иранских эпических сказаний, в т.ч. поэмы Фирдоуси «Шахнаме». ЗЕБУР – книга Давида, Псалтирь. ЗЕКАТ - установленный арабами в средние века в завоеванных странах налог/подать со скота, которую был обязан вносить мусульманин в размере 1\40 поголовья, обычно в пользу духовенства. ЗЕЛИЛИ – туркменский поэт; точная дата рождения неизвестна, предположительно 80-е гг. 18в. Племянник Махтумкули, он во время очередного нападения хивинского хана на туркмен Кары-калинского района, был уведен в Хиву. Большой популярностью пользуется поэтическая переписка Зелили с его другом - поэтом Сеиди. Широко известны также лирические стихотворения Зелили, сложенные им под несомненным влиянием творчества Махтумкули. Умер поэт в 1844г. ЗЕМ-ЗЕМ - колодец в Мекке, вода которого у мусульман считается священной. Согласно легенде, Ибрахим(Авраам) по настоянию своей жены Саары, отвел Хаджар с ее сыном Исмаилом(первенец Ибоахима) в Аравию, к месту, указанному ему Аллахом и оставил их там. Когда у них закончились запасы еды и питья, Хаджар в ужасе, метавшаяся в поисках, хоть какого-либо источника или колодца ( позднее это послужило прототипом одного из обрядов мекканского паломничества – сай) вынуждена была оставить ребенка, среди безжизненных холмов и раскаленных от зноя скал. Исмаил плача от страха стал бить ногой о землю и - о, чудо! – на этом месте забил источник пресной воды! Позднее, уже в Мекканский период, колодец был в ведении деда Пророка Мухаммеда и его потомков. ЗЕМ - ЗЕН – варан (ящерица). ЗЕНГИ-БАБА – легендарный святой, покровитель коров. ЗЕРАВШАН (Заравшан) - название реки в средней Азии. Дословно - "несущий (рассыпающий) золото", золотоносный; символ плодородия, благоденствия. ЗИКРИЯ(Зекерия) – библ. Захария, отец Иоана Крестителя, почитается у мусульман как один из пророков. ЗИНДАН - темница; собственно - яма, куда сажали пленников и преступников. ЗИНХАРИ – туркменский поэт, кузнец - родился 1813г. в ауле Эсенменгли, ныне Халачского района Чарджоуской области. Поэт бичевал бытовые пороки и социальные язвы аульного и городского общества. Ум. В 1874г. ЗИР и ЗАБАР (забер) – диакритические знаки арабского алфавита. ЗИЯД ИБН АБУ СУФЬЯН - сводный брат первого омейядского халифа Муавии, был наместником Ирака (нижн. Месопотамия) с 670г. до своей смерти в 673г. Время его наместничества совпало с усилением повстанческого движения, возглавляемого сектой хариджитов. ЗОЛОМАТ - Край Вечной Ночи, согласно преданиям, там находится источник живой воды. ЗОХРЕ - название планеты Венеры; распространенное женское имя; героиня популярного дестана Молла-Непеса "Зохре и Тахир" и некоторых др. поэтических произведений; женщина неземной красоты, в которую влюбились посланные Аллахом на землю ангелы Харут и Марут, от них Зохре узнала чудесное заклинание - тайное имя Аллаха, с помощью которого она вознеслась на небо, где превратилась в живую звезду, вечно танцующую и поющую во главе светил на небе, а влюбленные в нее ангелы, в наказание, томятся в страшной пропасти, вися вниз головой и перенося страшные муки. «ЗОХРЕ И ТАХИР» - дестан известного туркменского поэта-лирика Молланепеса; краткое содержание дестана: бездетный хан Татарии Бабахан заключил со своим везирем договор о том, что со временем они поженят своих детей. Но после смерти везиря Бабахан приказывает запереть его сына Тахира в сундук и бросить в реку. От гибели Тахира спасает дочь багдадского шаха Махым. Они женятся, но Тахир все же не может забыть свою Зохре и через семь лет возвращается в Татарию. Бабахан казнит Тахира, его дочь Зохре в безутешном горе закалывает себя кинжалом на могиле любимого. Отец Махым идет войной на Татарию и побеждает Бабахана. По воле небес Зохре и Тахир воскресают. Махым и Зохре примиряются друг с другом, и все они живут счастливо. ЗУБЕЙДА – женское имя; по народным преданиям, имя сестры Махтумкули. ЗУЛЕЙХА/Зефира - («соблазнительница»)героиня популярного сказания о Юсуфе(Иосифе) и Зулейхе; жена упоминаемого в библии египетского вельможи Рыяна( Пентефрия), влюбившаяся в купленного ею раба Юсуфа(библ. Иосифа Прекрасного). ЗУННАР – пояс, обычно красный, который должны были носить в странах ислама немусульмане. Надеть его - значит отречься от ислама. Грубый волосяной пояс? ЗУРНА – музыкальный духовой инструмент, вид флейты. ЗЮЛЬФИКАР - меч халифа Али (Шахимердана); в перен. смысле – острая, волшебная сабля. ИИИ ИБЛИС – дьявол.(в пер. с ар. «Отчаяние»???). Если взять в параллель с христианским одним из семи смертных грехов – «Отчаяние», то тогда, м.б. для первых мусульман «Иблис» был по смыслу не то существо - дьявол, со всеми атрибутами и антуражем, которые он имеет в настоящее время в понимании всех людей без исключения( враг рода человеческого независимо от вероисповедания), а человек отчаявшийся( не справившийся с трудностями начального периода мусульманства; см. мои работы «Фатиме и Али», «Верховный Учитель», «Успех человеческий…»), а значит - усомнившийся в истинности новой (единственно верной впоследствии)веры, отступивший от нее, предавший товарищей(несущих такое же бремя, но стойко и честно), переметнувшийся к врагам и, возможно уже выступающий на их стороне. ИБН-ЯМЫН - библейский Вениамин, один из многих сыновей патриарха(пророка) Иакова, единоутробный брат Юсуфа(Иосифа). ИБРАГИМ - мусульманский пророк, соответствует библейскому Аврааму; по преданию был сброшен в огонь тираном Нимродом (Немвродом), но остался невредим, а костер тут же превратился в цветущий алыми розами сад; символ страдальца за истину"; Разбила идола, как Ибрагим..." - намек на предание о том, как Ибрагим (Авраам) разбил идолов. ИГИД(игит) – парень, доблестный юноша, смельчак. (джигит?). ИДРИС - мусульманский пророк, предположительно - библейский Енох, иногда отождествляется с Гермесом. ИЕМЕН - область и государство в юго-западной части Аравийского полуострова. ИЗМАИЛ(Исмаил) - сын пророка Ибрагима, согласно мусульманским преданиям должен был быть принесенным в жертву богу своим отцом. В фольклоре народов Востока символизирует готовность к жертве. ИЗРАФИЛ(Эсрафил) – библ. ангел Серафим, который по мусульманским поверьям затрубит в свою трубу, как знак для воскресения мертвых и начала Страшного суда. ИКЛЫМ(Иклим) - происходит от греческого слова "клима"(климат). Арабские географы делили весь мир на семь климатических поясов - иклымов. Поэтому "семь иклымов" равнозначно выражению - весь обитаемый мир. Бируни в своей энциклопедии упоминает также страну туркмен, помещаемую им в шестом иклиме. ИЛГАР – батальные песни и патетическая музыка в быстром темпе.(от туркм. «ылгав» - бег, быстро???). ИЛЬ - предполагает насильственное подчинение других племен. Поэтому наиболее адекватным переводом термина «il» будет латинское «imperium» или русское «держава». .(Гумилев Н.) *Для другого понятия – соглашения племен – есть другой термин: «кургур», однозначный на тюркском и монгольском языках. Соответственно этому есть термин «гурхан», т. е. хан конфедерации племен. Буквальное значение титула ИЛЬ-ХАН – «правитель народов». Это толкование подтверждается возникновением в персидском языке Рашид ад Дина нового глагола: иль кардан – завоевать, покорить. ИЛЬЯС - мусульманский пророк, библ. Илия; по преданию живым вознесен на небо. ИМАМ – букв. «стоящий впереди» ; предстоятель в мечети во время исполнения пятикратной обрядовой молитвы-намаза, а также нарицательное имя мусульманских святых, продолжателей духовной миссии пророка Мухаммеда. ИНДАЛИБ – поэт Мухаммед-Гариб, известный под псевдонимом Индалиб. Родился в первой четверти 18в. в Хорезмском оазисе. Знаток поэзии народов Ср.Азии и Кавказа, Индалиб широко использовал в своем творчестве популярные сюжеты народных сказаний. Им написаны дестаны – «Лейли и Меджнун», «Юсуп и Зулейка», Мелике-Мяхринигяр», поэмы «Сагды-Вакгас», «Огуз-наме», «Несими» и большое количество лирических стихотворений. Полагают, что Индалиб умер в шестидесятых годах 18в., прожив всего пятьдесят лет. ИНЕР(нер) - порода одногорбых сильных верблюдов; символ могучей силы и благородства; его мощь и буйное поведение в зимнюю стужу служат уподоблением для сильного, неустрашимого мужчины. ИНИ – младший брат; использование слов «ага» - старший брат и «ини» - младший брат для обозначения старших и младших родственников – обычное в туркменской среде явление. ***Вообще, отношение к брату можно проиллюстрировать на примере следующей легенды. Однажды Махтумкули, его мать, зять и дядя попали в плен к врагу. Только через две недели доложили шаху о том, что в темнице находятся четверо не простых людей из Чандырского ущелья в Кара-Кала. Когда пленников привели к шаху, тот спросил у женщины, кем ей доводятся эти мужчины. Она ответила. Тогда шах сказал: « Ты пожилая женщина я отпущу тебя и одного из них – выбирай кого». Подумав, мать последовала пословице: «Зятя не трудно найти, сын тоже может родиться, а брата не сыщешь»(она знала, что Махтумкули освободит себя благодаря своему таланту) и сказала шаху: «Освободи брата». (после того, как шах услышал стихи Махтумкули он освободил их всех). ИОЛАТАНЬ - город в Туркменистане. ИРАКИ , Фахр-ад-дин Ибрахим ибн Шахрияр (ум.1287) – персидский поэт-мистик. ИРБИС – снежный барс. ИРЕМ - область обитания одноименного мифического племени. Сад Ирема(Эрем) - мифический земной рай. ИСА – мусульманское начертания имени Исуса Христа, почитаемого как пророка – предшественника Мухаммеда; по восточным легендам, Иса будто бы обладал, в частности, животворным дыханием, которое исцеляло больных и воскрешало мертвых (вариант притчи о воскрешении Лазаря?). ИСКЕНДЕР - Александр Македонский(356-322 до н.э.) вошедший в фольклор и литературу многих народов, в т.ч. и туркмен, выступает как легендарный падишах, всемогущий властелин, неутомимый путешественник, мореплаватель. В некоторых преданиях его называют также пророком. Свое прозвище «Двурогий» он получил по двум закрученным рогам, искусно изображенным на шлеме (см. мою работу «Объяснение титулу «ШАХ»). ИСЛАМ – арабск. «покорность» - мусульманская религия; …«Произнеси нужные слова, стань мусульманином!» - человек, решивший принять Ислам, должен произнести формулу: «Нет Бога, кроме Аллаха!». «…И метил я, нацелив лук, в два круга нечестивых глаз…» - целиться в два глаза – значит метить в цель стрелою слова «нет» (первое слово в религиозной формуле: «Нет бога, кроме Аллаха!»), которое в арабском написании представляет собой две слитые у основания вертикальные черты. ИСТАМБУЛ - Стамбул, крупнейший город Турции (бывший Константинополь столица Византии). ИСФАГАН(Испаган, Испахан) -столица Ирана при династии Сефевидов в позднее средневековье, отсюда и эпитет «Несби-Джахан»(Половина мира), был одним из важнейших торговых и политических центров на Среднем Востоке; славился своими мастерами по изготовлению оружия, в т.ч. луков. ...В VII веке до н. э. ассирийские хроники отмечают нашествие кочевников, которые прошли из Северо-Каспийских степей по западному берегу Каспийского моря (через Дербентский проход). Вел их вождь Испака, самоназванием их было - ишгуз (варианты - иш-куза, аш-гуза). а. ic-пак (iз-бак) - «след (запах) - видь»; б. ic-пас (iз-бас) - «по следу (запаху) - иди»; И усложненные, более поздние формы: а. ic-пакан (iз-баккан) - «след (запах) - видевший»; Если «испака» и на языке ишгузов означало «собака», то следует ожидать, что существовала некогда традиция называть вождей Собаками. Древнейшая форма кан-ic (кaн-iш)- «хищник» отложилась в латинском термине «канiс» - собака. Может быть, идеология Собака-Вождь объяснит происхождение тюрко-монгольского титула «кан» (хан, каан, каган) и славянского канiс (кнес, кнась, князь)? (Сулейменов О.) Возможно, что Испахан – место обитания, укрепленное место, остатки дворца правителя – Испаки? ИСФЕНДИАР - легендарный шах Ирана, герой поэмы Фирдоуси "Шахнаме". ИСХАК – то же Эсхак. ИЧКИ ДИВАН-БЕГИ – диван-бег/министр/ внутренних дел страны. ИШАН – старшее духовное лицо у мусульман, в частности туркмен. Имели своих учеников, послушников; духовный наставник общины верующих, в т.ч. дервишей; нарицательное имя представителей некоторых туркменских племен, считающих себя выходцами из Аравии. ИШГЕНЕ\ишлеме – вид национального кушанья – чурек, начиненный мясом. ЙЕЗДАН – бог? ЙЕМЕН – букв, "страна, лежащая справа", или Южная, а еще – «Счастливая Аравия», местность вблизи Мекки, славившаяся добычей рубинов. ЙОМУДЫ - одно из туркменских племен. Абу-л Фазл говорит, что при пятом пересмотре своей работы он включил в нее некоторые двустишия, так как признанные писатели считают примесь стихов солью (букв, “солонкой”) для прозы. На него также повлияло замечание Акбара, что тот, кто включает стихи других авторов в свой труд или удачно их цитирует, показывает достоинства как свои, так и их авторов.(Ну чем я хуже??? О.Розыева) «И сказал ему я: «Для радости тех, что живут со мной на земле, я напишу книгу, - пусть на ее листы не дуют холодные ветры времени, пусть светлая весна моих стихов никогда не сменяется унылой осенью забвенья!...» И - посмотри! - еще розы в саду не осыпались, и я еще хожу без клюки, а книга «Гюлистан», что значит «Цветник роз», уже написана мною, и ты читаешь ее...» (СААДИ)