Перейти к основному содержанию
Восток дело тонкое, а не темное. Словарь 2
В своих литературных работах мне приходилось часто сталкиваться с не всегда понятными терминами и выражениями, чисто восточного происхождения, приходилось искать их переводы и толкование, чтобы лучше понимать те или иные выражения и фразы. Все переводы и толкования были в разных книгах, справочниках и словарях и для себя я решила объединить все найденное в свой собственный словарик (который, конечно, будет пополняться) , чтобы всегда можно было справиться по мере необходимости, не переворачивая гору справочной литературы. Слова, приведенные в моем словарике, тот культурный минимум, который, на мой взгляд, даст возможность обычному (не специалисту) читателю лучше понимать литературу, фольклор и искусство стран Востока. Так как мой прадед был туркмен, то большое внимание было уделено именно туркменским толкованиям тех или иных терминов, фраз и выражений, использованных в общем для всех восточных стран культурном наследии.( знакомство с литературой, фольклором и искусством Востока без обширных специфических знаний, практически, невозможно, но помощь моего словарика, возможно, поможет кому-то обрести крылья для успешного освоения этого благодатного пространства). Моему прадеду МоллаРозы посвящается. "А кто уповает на Аллаха, то он достаточен для него" К "Летание без крыл - жестокая забава"- из Даниила Хармса ККК КААБА - главный мусульманский храм в Мекке, на родине пророка Мухаммеда. В нишу, находящуюся в восточном углу наружной стены храма, вделан на высоте полутора метров «черный камень», почитаемый мусульманами как святыня, паломники совершают ритуальный обход вокруг Каабы; место, куда правоверные совершают паломничество – хадж; в переносном смысле – нарицательный эпитет при обращении, обычно к женщине, близким. В 930 году карматы (секта «уродливых») напали на Мекку, где как всегда провели массовые казни, и украли «Черный камень» Каабы. Глава карматов, Абу Тахир, приказал распилить этот камень пополам и пользоваться двумя кусками, как подставками для ног в уборной . Лишь по настоянию главы всех исмаилитов египетского халифа Мансура, "черный камень" был возвращен в Мекку за большой выкуп. Согласно преданию, когда «Чёрный камень» был послан Аллахом Адаму он был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами, будучи «Земным». КАБЛА – название национального кушанья - мясное блюдо, КАБЫЛ – библ. Каин. КАВЕ – герой поэмы Фирдоуси «Шахнаме», кузнец, который поднял восстание против Заххака и помог Феридуну захватить власть над Ираном. КАГАН – титул главы государства у многих тюркоязычных народов периода раннего средневековья. "Хаган" - не король или император, а выбранный пожизненно военный вождь, по совместительству выполняющий обряды почитания предков. КАДЖАРЫ – первоначально тюркское племя; позднее более широкая этническая группа, проживавшая в Северном Иране. В пятнадцатом-шестнадцатом веках входила в состав кызылбашских племен. Использовалась для подавления освободительного движения кавказских народов, туркмен и узбеков, а также в захватнических войнах Сефевидов . КАДИЙ(КАЗИ\Гази) – мусульманский судья, разбирающий дела на основании шариата (совокупности мусульманских религиозных и правовых норм) и фикха (мусульманского права). КАЗВИН - город в Иране. КАЙРАВАН - город в Тунисе. КАК – ямы, низины для сбора дождевой воды(?). КАК – вид сушенной/вяленной дыни. «… дыни в Мерве растут прекрасно, их сушат и в таком виде называют «как», из сока дынного делают варенный сок».(Хафиз-и Абру). КАКНУС(Кикнос) - сказочная птица феникс. КАЛА(ГАЛА) - крепость, укрепление. КАЛАНДАР - бродячий дервиш, мусульманский монах-отшельник, собирающий подаяния. КАЛЬЯН – специальный прибор для курения, изготавливающийся в старину из тыквы, с резервуаром для воды, через которую пропускали дым. КАЛЯМ – перо (карандаш), специально заточенная палочка для писания; калам - тростниковое перо, которым прежде писали в Иране. КАЛЫМ - выкуп за невесту. КАМАЛЬ, Худжанди (ум.1406\1407) – персидско-таджикский поэт, очень популярный среди таджиков, структура его газелей близка народной песне. КАМБАР - имя слуги халифа Али. КАМЧА - плеть, ногайка. КАМФОРА – белое кристаллическое вещество с характерным запахом. В поэзии – символ белизны утра, старости и седины, обычно противопоставляется мускусу. КАНДАГАР - город в Афганистане, где ранее было множество буддийских храмов, разрушенных впоследствии мусульманами. КАНДАЛЯКИ- сорт ранних дынь. КАННУДЖ (канаудж ) - столица одного из индийских государств в Х-Х1вв. в настоящее время небольшой городок. КАП (Каб, Каф) - мифические горы, якобы опоясывающие землю и держащие небесный свод или гора, якобы стоящая на самом краю света; обиталище фантастических существ. КАПЫР – иноверец; от араб. неверные - «кафирун» (отступники, букв. "неблагодарные", в данном случае – неоценившие дары и послания Аллаха и Пророка Мухаммеда). КАРА-БАТЫР - оскорбительное прозвище, соответствует русск. - "разбойник, злодей". КАРАВАН – объединение нескольких купцов (или большой груз одного, но очень крупного и богатого)для гужевой(в основном – верблюды, как самые выносливые и неприхотливые) транспортировки своего товара из одной страны в другую по опреленной «дороге» в песках и безжизненных пустынях, известной только определенному проводнику (напр. «Великий шелковый путь» из Европы в Китай). КАРАВАН-БАШИ - начальник каравана. КАРАВАН-САРАЙ - постоялый двор, гостиница для просто путников и караванщиков. КАРАКОЛ - порода горных козлов. КАРАКУЛ - город неподалеку от Бухары. КАРАКУЛАК – степная рысь, дословно «черноухая». КАРНАЙ – духовой музыкальный инструмент в виде длинной медной трубы. КАРМАТЫ – букв. уродливые; начиная с IX в. бедуины Бахрейна приняли идеологическую систему карматства и распространились по Сирии, Египту и Ирану. В Египте карматы установили свою династию - Фатимидов, в Иране овладели горными крепостями: Аламутом, Гирдекухом и Люмбасаром, откуда диктовали мусульманским султанам и эмирам свою волю. Персы называли их измалиитами, крестоносцы - асасинами. Основной тезис: Прошлое отвергается как исчезнувшее, настоящее - как неприемлемое, реальной признается только мечта. Попасть в мир мечты можно лишь с помощью «живого Бога» (напр. Хасан ибн Саббах – старец горы. См. «Ассасины – убийцы или познавшие рай при жизни?»). КАРУН(Корун) - библ. Корей, скупой, ненасытный богач. По туркменским сказаниям и легендам, Корун был поглощен землей вместе с его богатством за скупость, ненависть и вражду с Моисеем. *** «Карман земли" – несомненно, могилы. Люди как бы сыплются из "подолов неба" и проваливаются в них. КАСЫДА - хвалебная ода. КАТВАНСКОЕ СРАЖЕНИЕ - … решающий бой между киданями(или каракитаями) и армией «последнего великого Сельджука» Санджара состоялся 5 сафара 536 года хиджры (9 сентября 1141 г.) в Самаркандской области. По сообщению (…) …..«не было в исламе битвы крупнее этой, и не было в Хорасане больше убитых, чем в ней». ….В 1141 г. возник новый конфликт, и на этот раз в грандиозных размерах: армия Елюй Даши вновь вторглась в Мавераннахр. На борьбу с неверными отстаивать целостность караханидского государства, явился султан Санджар, который прекрасно понимал всю серьезность создавшего положения, сопровождаемый вспомогательными отрядами из Хорасана, Седжестана и горных областей Гура, Газны, Мазандерана. Здесь были лучшие войска мусульманского мира, закаленные в боях с греками и крестоносцами, экипированные по последнему слову тогдашней техники. Войско Санджара исчислялось приблизительно в 100 тыс. всадников. Таких сил не выставляли даже против крестоносцев. Соединенное войско Махмуда караханида и Санджара стояло в Катванской степи, вблизи Самарканда. Главные силы были сконцентрированы в руках у султана Санджара, так как Махмуд не доверял своему войску из-за карлуков, которые могли предать его в любой момент. Несмотря на все это, в 1141 г. на Катванской равнине, лежавшей между Ходжентом и Самаркандом, Елюй Даши (по словам (…), будто бы он выставил 300 тыс. воинов "из киданей, тюрок и китайцев"), разделив свое войско на три части, оттеснил мусульман в долину Диргам (один из притоков Зеравшана; (…) говорит, что только в ущелье Даргам полегло 10 тыс. убитых и раненых) и разгромил их так, как этого не могли сделать ни Карл Мартелл, ни Лев Исавр, ни Готфрид Бульонский. Султан Санджар успел убежать, но его жена и соратники попали в плен, а 30 тыс. лучших сельджукских воинов пали смертью храбрых. (…)(см. мою работу «Я - сила та, что от земли в даль отрывает корабли…»). Битва под Самаркандом закончилась полным поражением Санджара. По словам (…), в войске Санджара произошло восстание, что решило исход сражения; по словам (…) в этом сражении яростнее всех бились против Санджара карлуки. По сообщению (…) султану Санджару удалось бежать только с шестью всадниками, а вся его 100-тысячная армия была частью перебита, а частью — пленена Санджар и Махмуд вместе бежали в Термез, ханская же ставка вместе с женой Санджара - Туркан-хатун попала в руки гурхана. Каракитаи захватили сначала Самарканд, а потом Бухару, по-видимому, после недолгого сопротивления. Редкая битва имела такое значение, как поражение Санджара в Катванской степи(…). КАТИБ – секретарь, писарь, песец. КАТЛАМА - кушанье, вид слоенных блинов, слоенная лепешка. КАТУН - «царица», переносно «влюбленная». В «Задонщине» слово «катун» приводится уже с тюркской огласовкой; по монгольской - было бы «хатун». В XIV в. тюркский язык вытеснил в Поволжье монгольский, и русский автор записал слово, как его слышал. А автор «Слова» слышал аналогичные слова от монголов, значит, он писал не позже и не раньше XIII в.(Гумилев Н. «Монголы в 13в. и Слово о полку Игореве»). *Теркен/Туркан-хатун – чин/звание жены султана. КАТЫК\гатык - кислое молоко, простокваша. КАУШУТ ХАН(Говшут хан) - один из предводителей текинского племени в 19в. КАФФА - совр. г. Феодосия в Крыму. КАХИН – «прорицатель, оракул»; человек, впадающий в транс спонтанно, он не мог вызвать его сам, но всегда ждал, когда транс наступит и божество «выскажет» свое решение по поводу того или иного вопроса. В Аравиии издавно существовала такая категория людей, к которым в нужную минуту всегда обращались за советом. Пророк Мухаммед, получение откровений Аллаха происходившее, практически в таком же виде (впадание в транс), категорически отрицал и отметал все предположения о его «родстве» с кахинами. КАШГАР - восточный центр государства Караханидов; современный город в западном Китае. КАШМИР – область на северо-западе Индии, традиционно связываемая в поэзии с красотой живущих в этой местности девушек. По древним поверьям Кашмир и вообще Индия славились искусством колдунов, фокусников и факиров. КЕБАБ - жаренное на вертеле мясо, род шашлыка; в поэзии образ кебаба часто употребляется для изображения сердечных страданий?. КЕДХУДА – домоправитель, управляющий хозяйством и финансами члена царствующего дома или военачальника. КЕЙМИР (Кеймир-Кер) - легендарный предводитель текинского племени, ведший успешную борьбу с иранским шахом Надиром. КЕЙФ - удовольствие, подъем духа, блаженство, иногда полудремотное состояние, эйфория. КЕЛЕМЕ – 12 часовая очередность для полива земли. КЕМИНЕ – один из крупнейших туркменских поэтов начала 19в., наиболее яркий представитель демократического начала туркменской классической поэзии. Полагают, что Кемине родился в семидесятых годах 18в. в районе Серахса. Он прожил всю жизнь бедняком, много странствовал по Туркменистану и Хиве и умер в 1840. КЕНГАН - Ханаан, Палестина. КЕНИЗА (Кениз) - служанка дочерей или жен шаха. КЕРБАБАЕВ Берды - известный туркменский писатель и поэт, автор хрестоматийного произведения о первых годах Советской власти в Туркменистане «Решающий шаг» и др. КЕРБЕЛА – священный город, местность неподалеку от Багдада(Ирак), где в 680г потомки халифа Али(Шахимердана) были истреблены их противниками – омейядами во главе с Езидом; место паломничества мусульман-шиитов. Выражение «собака Кербела» связано с преданием о том, что после гибели хозяев их собаки рыскали по пустыне в поисках последних (символ преданности???). КЕРКИ - город на Аму Дарье. КЕРМАНШАХ - город в Иране, славящийся производством драгоценных женских платков(шалей) и ковров, знаменитый поставщик тмина. «Тмин везти в Керман" - пословица со смыслом тем же, как "ехать в Тулу со своим самоваром". КЕСЕ-АРКАЧ - местность в предгорьях Копет-дага. КЕТЕНИ - домотканая шелковая материя, из которой шьется национальная женская одежда(туркм.). КЕТМЕНЬ – вид мотыги с широким лезвием. КИАМАТ - конец мира?. Кыяма - воскресение из мертвых в день Страшного суда КИЗИЛБАШ - так назывались тюркские воины иранской династии Сефевидов (1501-1736), которые носили шапку с обмотанными вокруг нее двенадцатью красными лентами, в честь двенадцати имамов; первоначально наименование некоторых тюркских племен, живших на территории Закавказья, Азербайджана и восточной части Малой Азии. Впоследствии это прозвище было распространено на всех жителей Ирана; часто обозначает вообще иранца; дословно - "красноголовые" (от красного тюрбана, который они носили на голове). КИЛИМ – грубый ковер, палас небольшого размера. КИПЧАК(Кипджак) – 1) половцы, страна половцев?; 2) название местностей в разных районах Средней Азии. Кипчаки - западная ветвь динлинов, этнос, близкий по антропологическому типу к енисейским кыргызам - европеидам. Они были светлоглазы и желтоволосы (сары), из-за чего их назвали "половцы" (полова - рубленая солома). КИР – «господин» с мидийского? КИРЬЯ – приспособление для изготовления серебряной проволоки; «…сто тысяч кирья прошедшему…» - соотв. русск. «прошедший огонь, воду и медные трубы» или «видавший виды». КИШЛАК – село, аул; Кишлак – зимняя кочевка (от гыш – зима), Яйлак – летняя кочевка для стад (от яяйла –луг, поле в цвету). КИШМИР - насекомое, отдаленно напоминающее стрекозу; ослепляет змей ??? КИЯС - мусульманский святой; Ковус и Кияс – мифические покровители героев, неразлучные друзья, якобы обитающие в горах и озерах. ***«…Искатель клада - как бы змеелов: Всегда есть змеи там, где клад зарыт…» - согласно поверьям, около зарытых кладов всегда гнездятся змеи. *Клятва - арабы свидетельствовали, что если туркмены-огузы хотят «…взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его (в руках?), затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: «Если нарушишь свой обет или изменишь или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы ты носил ее шаровары, отдаст тебя во власть того, кто разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как золото». Потом после клятвы он выпивает эту воду». Видимо, с очень давних времен бытует у туркмен выражение: Ант ичмек – дословно «пить клятву». (Гундогдыев О.) *«Книга - запись деяний моих у меня на груди…» - по мусульманским поверьям все деяния человека записываются в книгу "намаи-агмал" (вернее "НАМАИ – АМАЛ "- букв. "книга деяний"). Родственное Еврейское пожелание: Хорошей записи Вам в книгу деяний Ваших! *Книга «Жития Пророков» («Кисасал-Энбия») – так называется сочинение поэта Средней Азии 14в. Рабгузи. КОБЫЗ - музыкальный струнный инструмент, изобретение которого приписывают Коркут-ата; чудесную силу приписывают мифы его кобызу : он мог вырвать с корнями огромное дерево и обогнать самых резвых коней, положенный на могилу Коркут-ата кобыз долго сам по себе издавал жалобные звуки, оплакивая потерю хозяина. КОВСЕР - райский источник; «Аби-ковсер( вода Ковсера)» - сказочный источник в раю с жемчужинами и чудесной водой, которая будто слаще меда, ароматней мушка(мускуса) и белее молока; по мусульманским поверьям, главным раздатчиком – тамадой – этой воды является Али(«Виночерпий Ковсера»). ***«…если даже коврик свой, после омовенья стелет в луже посередке шейх!...» - стелить молитвенный коврик в луже, на воде и т.п. – непростительный грех, так как при этом молитва на коврике совершается на том же месте, где перед этим совершили ритуальное омовение. *Конь - ноги как серый туман - постоянная эпическая метафора быстрого бега коня. - поскакал ... галопом "гуры сепджим"...- т.е. поскакал медленным галопом. *** «Скифская конница славится своими конями; рассказывают, что когда один царь, сражавшийся по вызову с врагом был убит победитель пожелавший снять с него доспехи был убит конем побежденного посредством ударов копыт и кусанья (Плиний Мл.). Скифов считают одними из предков туркмен, а потому и обычай дрессировки боевых коней «биться с противником вместе с хозяином» передается по наследству. «…Гырат прижал уши и ринулся на Рейхана . В одно мгновенье, словно пуля, впивается он зубами в затылок врага…»(«Героглы»). Газета «Вечернее время»1916г. описывая сражение туркмен(текинский полк при русской армии) с германцами, отмечала, что туркменские кони «били и грызли противника». ***«В стране Давань (Фергана) есть «добрые лошади (аргамаки), которые происходят от небесных лошадей? и имеют кровавый пот». Происхождение их описывается следующим образом: «В даваньском владении находятся высокие горы. На этих горах водятся лошади, которых невозможно достать: почему выбирают пятишерстных, т.е. пестрых, кобылиц и пускают при подошве гор – для случки с горными жеребцами. От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом, и посему называются жеребятами породы небесных лошадей» (Из доклада китайскому императору первый век до н.э.) КОРАН - священная книга мусульманской религии. «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил КАЛАМОМ(здесь от араб. «слово»), научил человека тому, чего он не знал» - таково было первое откровение ниспосланное Пророку Мухаммеду на горе Хира в 610г. Слово «икра»' (читай) имеет корень кр' с двумя близкими значениями: "декламировать наизусть" и "читать по книге вслух". Именно от него происходит слово Кур'ан (Коран). Таким образом, первое же слово божественного воззвания неопровержимо свидетельствует об откровении: Мухаммед был избран посредником между Словом (Каламом), исходящим от Аллаха, и людьми, которые сами не могли ни услышать его, ни прочесть. «тот, кого ведет бог, идет верным путем» К "а кто уповает на Аллаха, то он достаточен для него" К "воздаяние за зло - зло, подобное ему"К "для вас в возмездии - жизнь, обладающие умом К "не думай, что Аллах не ведает, что творят насильники" К "Аллах не есть не ведающий о том, что делаете вы" К КОРКУТ АТА -??? Упоминается в огузском эпосе 16в «Книга моего деда Кокута». ( Коркут-ата сын Караходжи из иля Кайы был визерем у огузского государя Инала-Йавы, прожил двести девяносто пять лет и совершил много необыкновенных дел?). В генеалогических преданиях К. выступает как проживший почти 300 лет патриарх племени, стоящий во главе старейшин и народа, избирающий и низлагающий ханов, которые оказывают ему почести и беспрекословно выполняют его советы. В эпосе певец К. - советник и помощник ханов и богатырей (многим из них он нарекает имя и даёт благословение), вещий старец, провидец будущего. ***Хорхут, в мифологии казахов первый шаман, покровитель шаманов и певцов, изобретатель струнного инструмента кобыз. До принятия ислама К. - Божество (на что указывает его связь с шаманством), близкое образу Буркут-баба, представлявшееся бессмертным. С утверждением ислама возник особый миф о смерти К. По наиболее распространённому его варианту, К. увидел во сне людей, рывших ему могилу. Желая спастись от смерти, он уехал далеко от этих мест, но опять увидел тот же сон. К. продолжал странствовать, но сон преследовал его. Наконец, решив, что смерть ждёт его только на земле, К. разостлал на поверхности Сырдарьи одеяло и стал день и ночь сидеть на нём, играя на кобызе. Когда усталость сломила К. и он заснул, смерть в образе ядовитой змеи ужалила его. «Могила» К. на обрывистом берегу Сырдарьи почиталась казахами ещё в начале 20 в.(Басилов В.Н) КОУРГА – жаренная в раскаленном котле пшеница, при приготовлении издает сильный треск. КОУС(Ковс) – мифический покровитель гор. КОШ – становище. КУШК(кушк) – дворец, замок. КОШМА – войлочный палас из овечьей или верблюжьей шерсти; черные или белые с орнаментами из шерсти различной окраски. *** «Красноводск» - «Под именем Красных Вод разумеется ничто иное, как …северная часть Балханского залива и оное название произошло от тамошнего красноватого песщаного грунта…»(Из журнала экспедиции М.И.Войновича 1782г). *«Кровопийца» - эпитет красавицы, традиционный для восточной поэзии КУЙМАК – мучная похлебка. КУЛ - раб; также человек, среди предков которого были люди иноземного происхождения. Для древних тюрков слово «рабство»? был лишь факт подчинения иноплеменному государю, без какого бы то ни было социального угнетения; при выражении «народ его стал рабынями и рабами», имело место простое завоевание, а не распродажа пленных на невольничьем базаре. Итак, основное содержание понятия «qul» – подчинение чужому. Этот оттенок сохранился до XIX в., но поскольку поздние тюрки включились в систему мусульманской культуры с характерной для нее работорговлей, то термин «qul» стал применяться и к проданным рабам, чего в раннее время не было.(Гумилев Н.) КУЛАН - дикий осел, онагр, отличается большой резвостью, обитает в Каракумах. КУЛАЧ - мера длины, равная длине распростертых рук. КУЛПАК - длинные пряди волос, отпускаемые со дня рождения. *«Кулхувалла» - начальные слова первого стиха Корана, дословно означающие «Это сказал Аллах…». В Коране слово «куль» (скажи) содержится 332 раза. КУЛЬЗУМ - портовый город на красном море; от греческого «Клизма», так называется в старой туркменской литературе Красное (Эритрейское) море. КУЛЬЧЕ – приготовленные на масле и молоке сухие лепешки. КУМГАН - металлический сосуд для воды, в виде узкогорлого кувшина с крышкой; чугунный чайник. КУН — “Да будет!”. Имеется в виду слово из двух букв каф и нун — К и Н: Это Аллах произнес при сотворении мира. КУНГРАД? - город в Хорезме. *Купец Мелик – так именуется в сказании «Юсуф и Зулейха» египетский владелец богатого каравана, который купил Юсуфа в Кенгане за 18 ярмаков (мелкая денежная единица), увез его в Египет и продал Зулейхе за большую меру золота и серебра. Ангел Малик - присматривает за грешниками в аду, Пророк Мухаммед увидел его во время своего ночного вознесения(Мирадж) к трону Аллаха. М.б. имя купца близко и символично в связи с тем, что Юсуф был в небытии (практически умер) для отца, прежнего мира и жизни до появлении(воскрешении) его в Египте??? КУРБАН\гурбан - жертвоприношение во время праздника. КУРБАН- ДУРДЫ - первый из туркменских воинов, получивший в ВОВ звание Героя Советского Союза. КУРУЛТАЙ – собрание, съезд. КУШБЕГИ – начальник\бек охотников, егерей. КУХИ-КАП - гора Кап\Каф; иногда употребляется в значении небо. КУХИ-САЛАР - гора Салар. КЫБЛА (Кыблагах)- направление в Мекке, сторона, куда мусульманин обязан обращать лицо во время молитвы. Лишь после ночного путешествия в «мечеть отдаленнейшую» (храм Соломона в Иерусалиме) Мухаммед изменил киблу, направление молитвы. Он стал во время молитвы обращать лицо не в сторону Каабы, а в сторону Иерусалима, и его примеру последовали большинство верующих(объяснялся этот тактический прием необходимостью выселения уммы мусульман из Мекии в Медину; см. Мирадж, Хиджра, Медина и мою работу «Успех человеческий…»). После полной и окончательной победы Ислама мусульмане вернулись в Мекку и молитвы снова были обращены к Каабе, теперь уже навсегда и повсеместно. КЫТА - фрагмент в два или более двустиший КЯРИЗ - перс. букв. подземный оросительный канал; подземная галерея, соединяющая ряд вырытых на известном расстоянии друг от друга колодцев, служащая для использования грунтовых вод. КЯТИБИ Таган - родился в ауле Караган в Прикопетдагском районе Ахал-Текинского оазиса в первой четверти 19в. и умер 1881г. ему принадлежит значительное количество преимущественно лирических стихотворений. ЛЛЛ ЛАГОР - город в Индии. ЛАКАБ - почетный титул; прозвище, псевдоним. ЛАЛ (Лагл) - рубин, вообще драгоценный камень алого цвета, в поэзии эпитет для женских губ. ЛАМ - АЛИФ - название двойной буквы арабского алфавита, имеющий форму перекрещенных линий; в поэзии употребляется как символ покорности и благонравия. ЛАТ и МИНАТ - названия двух каменных идолов, которым поклонялись арабы домусульманского периода. ЛАЙХОРЫ – мифические существа. ЛЕВЛАКЕ - одно из обращений ? к пророку Мухаммеду. ЛЕЙЛИ\ Лейла(ночь) - имя возлюбленной Кайса - героиня народного сказания о Лейли и Меджнуне, символ верной и нежной любви. ЛЕК - сто тысяч, множество. ЛЕСТОВКА – род кожаных четок; особый порядок престолонаследия (напр. у др. тюрков) ; уподобление их особому порядку престолонаследия встречается также и в Никоновской летописи (подобно тому, как в четках перебирается одно зерно за другим, так и удельные князья по очереди занимают великокняжеский престол знаменитый «ряд ярославль»,). ЛИЛИТ - имя первой женщины сотворенной Богом вслед за Адамом, во всем равная ему; за плохое поведение и отношение к Адаму Бог наказал ее и сотворил Еву уже из ребра Адама (как в знак повиновения ему). Возможно, один из вариантов – Лейли, «ночь», как нечто темное, не понятное и непонятое, не поддающееся власти рассудку, обузданию вообще. ??? «…Как живется Вам с сто-тысячной… Вам, познавшему Лилит!» (Цветаева). ЛОТОС крайнего предела (араб. سدرة المنتهى‎‎ — сидрат аль-мунтаха) — мистическое лотосовое дерево на вершине седьмого неба. Упомянуто в Коране (53:14). Апогеем небесного вознесения Пророка Мухаммеда, был лотос Сидрет-уль Мунтеха (в перевод с арабского – «Лотос крайнего предела»). В Коране и в тафсирах алимов Ислама, основывающихся на хадисах Пророка, этот момент упоминается так: «Корень лотоса расположен у Трона Всевышнего и этот лотос определяет границу познания всякого сотворенного, будь то Пророк или Джебраиль. Все, что за ним – сокрыто для всякого и ведомо лишь Аллаху». И здесь, в этой конечной точке человеческого познания Вселенной, согласно тафсиру Ат-Табари, Господний свет, Нур, снизошел на лотос и сокрыл в своей тени все, что было за ним. Пророк Мухаммад, в тот миг не преступил границ дозволенного и взор его не посмел обратился к тому, что Аллах сделал запретным для любого из сотворенных Им. «Лотос покрыло то, что его покрыло(золотая саранча или группы Ангелов, или повеление Аллаха)» (из суры «Звезда»). ЛУКМАН - легендарный мудрец и лекарь, упоминаемый в фольклоре и письменной литературы народов Востока живший, согласно преданию в древней Греции, многие лекарственные травы открыты Лукманом; он прожил якобы 4000лет. *Легенда повествует о том, что на вопрос - сколько он уже живет на свете? Лукман ответил: « Для меня по-настоящему прожит тот день, который я прожил счастливо, морально и физически здоровым. Каждый такой день я считаю за год нормальной человеческой жизни и благодарю за это судьбу.» Некоторые авторы уподобляют его Эзопу, Гиппократу. ЛУТ - библейский Лот. *«Ля илляха иллялла!» («Лаилаха иллалла!») – начало формулы ортодоксальной религии ислама, означающее: «Нет Бога кроме Аллаха…». Бог в исламе получил наиболее универсальное из всех возможных имен - ал-илах, Аллах, Единственный Бог. *Ла тахким илла лиллах" - "Судить вправе только Аллах". ЛЯЛЕ – национальные туркменские песни, исполняемые девушками. Ляле обычно состоит из одного, реже из нескольких четырехстрочных куплетов; рифмами связаны 1,2,4 строки, 3 строка свободная, омонимное название "Тюльпан". МММ МАВЕРАННАХР – букв. «междуречье», ма вара aн-нахр - "то, что за рекой", земля между реками Амударья и Сырдарья. Земля, на которой Тамерлан основал свое государство.(Трансоксания – греч. Река ОКС – Амударья?) МАГ (маги, муг) – огнепоклонник. Мугское вино – вино, которое употребляли огнепоклонники (у мусульман вино было официально запрещено, в кабачках вино продавали муги); они также гадали и предсказывали судьбу. МАГАЛАК -??? иногда употребляется в смысле – судьба. МАГРУПИ Курбан-Али родился в ауле Дурун, в Ахале. Точные даты рождения и смерти поэта неизвестны, сохранилось лишь предание о том, что он был современником Махтумкули. МАДИНАТ АЛ КАР - буквально "город пучины". МАЗАНДЕРАН – субтропическая область Ирана на побережье Каспийского моря, где выращиваются цитрусовые, символ плодородия, изобилия редких плодов. Табаристан? МАЗАР – гробница, могила. МАЙЯ - верблюдица особой породы, помесь одногорбого верблюда с двугорбым; частый эпитет для красивой степенной девушки; женское имя. МАКАМ — название особых музыкальных произведений, объединяющих несколько мелодий. МАЛА – борона. МАЛИК - царь, царствующий – одно из имен Аллаха; мужское имя. Мелик (от Малик?)– 1)правитель, повелитель, владелец; 2) имя (и приставка к имени) исторических и легендарных личностей; владетели (в 11-12вв.) набольших областей, находившиеся в вассальной зависимости от верховного правителя. С 13в. этот титул носили иногда наместники областей и высшие военачальники. МАЛИК (имя собственное) - по мусульманским поверьям повелитель ада, который никогда и ни кому не улыбается; во время своего ночного восхождения к трону Аллаха (см. Мирадж), будучи на «первом небе» Мухаммед «познакомился» с ним, и по его просьбе Малик открыл одну из отдушин ада и показал душераздирающее зрелище всех тех мук, которые испытывают грешники в наказание за все свои земные преступления. ***аз-Замхарира - Отделение ада, отличающееся страшным холодом!!! *Турецкий богослов Фурати при описании мусульманского ада (джаханнам – исковерканное – геенна, обычно огненная!!!), что в нем есть отделение, где "господствует холод – и настолько сильный, что если бы хоть незначительную часть его неосторожно как-нибудь выпустить, то от него погибли бы все земные твари"[Кырк сюаль. Казань, 1889, вопрос 11, с. 20.]. МАМЕД САПА – брат Махтумкули, по преданию погибший вместе со своим братом Абдуллой от руки врагов туркмен – кызылбашей. МАМЕТНИЯЗ - охотничье фитильное ружье; мужское имя. МАМАЛЮК (мамелюк) - дословно «одержимый» - воины особой конной гвардии египетских султанов(ок.13 в.). Отряды набирались из военнопленных, не мусульман, которые, после обязательного обращения в ислам, проходили военную подготовку в специальных школах, где они также изучали Коран, арабское и тюркское письмо, законодательство, каллиграфию и стихосложение, игру в шахматы и т.д.; они обязаны были быть великолепными наездниками, лучниками, метателями ножей и копий, безукоризненно владеть саблей и кинжалом.(О.Гундогдыев) Азиатские невольники, главным образом кыпчаки и черкесские рабы, были названы в Стране пирамид именем мамелюков. Они составили касту рабов и в последствии - воинов. Один из египетских султанов в полдень тринадцатого века составил из мамелюков свою личную гвардию. Раскосые гвардейцы, получив в руки оружие, решили уничтожить навеки следы рабских плетей. Они дождались знаменательного 1250??? года, когда по свидетельству истории, мамелюки свергли тех, кому они служили, и посадили на султанский трон потомка рабов, кыпчака Убака. Во время царствования мамелюкских султанов сумрачные дворцы все время озарялись заговорами, дворцовыми переворотами и убийствами. (О.Сулейменов) МАН – мера веса, в различных районах Ирана определяемая различно – от 2,944 до 13,8кг.(680гр) МАНИ (216\217-276) – известный основатель учения манихеев. На востоке его считали чудесным живописцем, его священная книга (по другим преданиям – храм) была украшена миниатюрами исключительной красоты. МАНКУРТ - в пер. смысле: Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Легенда о манкурте хорошо описана у Ч. Айтматова. МАНСУР - по прозванию Халадж(852-922) – известный суфий-пантеист, мусульманский мистик, казненный как еретик по приговору мусульманского духовенства в 922г.в Багдаде; известно его изречение : «Я есмь Бог» («Я есть истина»); символ жестоких страданий. МАРАЛ - самая красивая порода джейранов, лань. Веки любимой девушки (или она сама) обычно уподобляются мараловым. МАРГИАНА (Маргуш, Моуру) - но корень названия страны в названии реки Мургаб, в долине которой образовалось древнее государство. История страны Маргиана уходит к расцвету бронзового века, а именно к III тысячелетию до н.э., когда в поисках новых земель кочевые племена остановились в незанятой никем плодородной дельте реки Мургаб и основали там поселение. Спустя века в этом месте возник город, окруженный многочисленными поселениями. Наряду с сельским хозяйством в стране развивались различные ремесла, совершенствовалось общество, создавалось крепкое государство, которым управлял царь. Маргианцы возводили монументальные дворцы и храмы, научились плавить металл и создавать утонченные произведения искусства. И тому подтверждение уникальные находки археологов в Гонур-депе - главном городе страны Маргуш, ее столице (Гонур-депе - название городища, переводится с туркменского, как "серый холм").(Сарианиди «Маргиана,,,»). Первое упоминание о Маргуше(перс.) было прочитано в 30-40-х годах при расшифровке клинобитного текста на барельефе, изображенном на скале Бехистун в Иране, высеченного по приказу царя Дария I о событиях 523-521 гг до н.э.(среди подвластных царей и царь Маргуша – Фрада). Греческое написание Маргиана (возможно я ошибаюсь) мне напоминает туркменское слово Мерджен – драгоценный камень. М.б. этот оазис Мургабский – был так прекрасен или реальные добыча и переработка самоцветов??? МАРДЕКЕР – чернорабочий, поденщик. МАРЗАБАН – так называли правителей областей, особенно пограничных, при Сасанидах(3-7вв.). МАРСИЯ - элегия. МАРЫ - город в Туркмении. МАСНАВИ - поэма, написанная двустишиями со смежными рифмами. МАТА – ткань. *"мать корейшитов" - Хиндиф, или Лейла бинт Имран, жена одного из родоначальников североарабских племен - Ильяса ибн Мудара. Она очень гордилась своим потомством и впоследствии особо была чтима за то, что пророк Мухаммед, происходивший из североарабского племени корейш, был ее прямым потомком. МАУДУУДИ(Мавдуди) - один из лучших видов стрел; кроме того, существует предание, что газневидский султан Эмир Шахаб ал-Довлет Мавдуди(1041-1051) (ему приписывают изобретение этого вида стрел) «приказал некоторые стрелы изготавливать с наконечниками из золота для того, чтобы если кто умрет, пронзенный ею, похоронные и другие расходы возмещались этой стрелой(???). И если рана оказалась не смертельной, то расходы на лечение равнялись бы цене этой стрелы» (Ш.Мубаракшах). «При осаде Вены в 1529г.(турками-османами) жители осажденного города с изумлением взирали на стрелы, обернутые в дорогие ткани и даже украшенные жемчугом, выпущенные знатными турками»(он же). *** Стрелы дальневосточных народов отличались тем, что они иногда бывали отравлены. Этот факт не был никогда отмечен современниками-летописцами, потому что он был военным секретом монголов. Но анализ некоторых фрагментов из «Сокровенного Сказания» (сказание о Чингисхане) показывает, что раненных стрелами отпаивают молоком, предварительно отсосав кровь. Видимо, применялся змеиный яд, который не всасывается стенками кишечника, вследствие чего его можно без вреда проглатывать. Своевременное отсасывание крови из раны и доставление нескольких глотков молока расцениваются как спасение жизни.(Гумилев Н. «Монголы в 13в. и «Слово о полку Игореве»). ***Парадное ложе короля польского Яна Собесского стояло под шатром из золотой смирнской парчи с вышитыми бирюзой строками из Корана!!! Поддерживающие его колонки серебряные , вызолоченные, дивной работы, были богато украшены эмалевыми медальонами и драгоценными камнями. Шатер этот поляки взяли в турецком лагере под Веной(1683г.). Под его золоченным куполом прежде стояло знамя Пророка Мухаммеда» (О.Уайльд). (Борьба с неверными всегда «давала богатые плоды»). МАХ – перс. луна; туркм. – АЙ. МАХМИЛ - “полог из верблюжьей ткани”. Это также термин для обозначения ткани, которая ежегодно присылается из Египта как покрытие для Каабы. (Махмил /махмал — установленный на верблюде паланкин, в котором обычно перевозили женщин) Махмил аш-шариф — пустой паланкин, богато украшенный, который символизировал политическое покровительство над святынями ислама — Меккой и Мединой. Посылался правителями с караваном паломников ко дню празднования ид ал-адха — ежегодного праздника жертвоприношения (Курбан-байрам), отмечаемого 10 числа месяца зу-ль-хиджжа.] МАХТУМКУЛИ (Фраги) -Прославленный туркменский поэт жил и работал в 18 в. «Наше ВСЕ», как например для русских Пушкин. (см. «Фраги»). МАШ - бобовое растение. МЕДЖЛИС - собрание, совещание; заседание государственного совета. МЕДЖНУН - бесноватый, одержимый; по арабскому преданию, так был прозван юноша Кайс, до безумия полюбивший девушку, по имени Лейли. Предание о Лейли и Меджнуне неоднократно становилось содержанием поэтических произведений. Слово "меджнун" стало обозначать - обезумевший от любви. МЕДИНА – город в саудовской Аравии, который у мусульман считается священным; точнее аль-Мадина означает «город», для бедуинов – «центральное поселение оазиса». Мадинат ан-наби – «Город Пророка», так стал называться, лежащий к северу от Мекки город Йасриб, в котором Пророк Мухаммед нашел убежище после переселения из Мекки в 622г., там он был погребен в 632г. МЕДРЕСЕ - высшая мусульманская духовная школа со схоластическим методом преподавания. МЕЙ - сладкое вино. Мейхана - заведение, где можно выпить вина, питейный дом. МЕЙДАН\майдан - поле, ристалище, открытое пространство. . МЕККА - город Саудовской Аравии, где находится главное мусульманское святилище Кааба; отправляя молитвы мусульмане обращают лицо к Каабе. Поселение Мекка, во II веке Птолемей упоминает под именем Макораба ( макраб - "святилище"), . "Мекка была центром объединения финансистов и дельцов; все они, будучи курейшитами, были искусны в счете и ведении дел" (Вельсхаузен). МЕКТЕБ - начальная мусульманская школа. МЕЛЕ-ГУШ - легендарный конь.?(дословно Коричневая птица?) МЕЛЛЕК – приусадебный участок. МЕНГЛИ – женск. имя; имя возлюбленной Махтумкули, с которой ему не суждено было соединиться. МЕРВ - В прошлом один из крупнейших городов Средней Азии; несколько раз разрушался до основания и снова отстраивался. По преданию, Чингиз-хан, разрушив Мерв, уничтожил всех его жителей. Одно из поэтических названий «Шахиджан» - душа царей. МЕРГЕН - охотник, меткий стрелок. МЕРЕМ (мехрем) – стремянной; высокая придворная должность. МЕТЕР(мехтер) – приближенный; высокая придворная должность. МЕХРАБ - сводчатая ниша в мечети, возле которой читаются молитвы, род алтаря, указывает молящимся направление к Каабе; в поэзии – сравнение для бровей красавицы. МЕХТИ - «Покровительствуемый Аллахом» ,мессия ислама(шиитск.), который по мусульманскому поверью, должен появиться перед концом мира. МЕЧ – «Рай находится под сенью мечей»???, и достоинство меча выше любого другого оружия (Пророк Мухаммед). *** « В каждой скифской области… воздвигнуты святилища Аресу(позднее - Марс римлян): горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти три стадии?, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится??? ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека… Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом… Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч» .(Геродот). ***Согласно китайским свидетельствам : Гунны собирались два раза в год на место удара молнии. Туда они втыкали железный меч, а рядом зажигали огонь и зарывали барана. Шаманы начинали молитвы, поливая меч при этом кумысом, а воины объезжали кругом священное место. Также при совершении клятвы верховный правитель опускал острие «дорожного»(драгоценного) меча в вино, а потом освященное мечом вино пили все, кто приносил клятву. (Бичурин Н.Я.) *«Мечом опоясан, могуч повелитель. А меч не при нем – он уже не властитель».(Юсуф Баласагуни 11в.) МЕШХЕД - город в Иране, где покоится прах одного из последних имамов; место поклонения и паломничество мусульман-шиитов. МЕШРЕБ – имя узбекского поэта 18в.; общее название песен этого поэта, мелодий песен на его слова. МИДАХИ - чтец стихов, рассказчик. МИМ - буква арабского алфавита. МИНАРЕТ - высокая башня с выходом для подъема наверх, откуда мулла возвещал о наступлении времени очередного намаза, пятикратной обрядовой молитвы; ханы и эмиры Бухары, Самарканда, Хивы с минаретов сбрасывали своих врагов. МИНБЕР - кафедра в мечети, с которой читаются проповеди. МИРАБ - должностное лицо, распределяющее воду для орошения полей. «МИРАДЖ» - чудесный ночной полет, который якобы был совершен пророком Мухаммедом на животном Быраке, поднявшегося при этом до самого небесного престола. МИР-КУЛАЛ – один из мусульманских мистиков-святителей ср.веков. МИРШЕБ - начальник ночного караула. МИСВАКмисуак) – деревянная палочка, прообраз зубной щетки. Перед началом совершения молитвы Пророк Мухаммед требовал, чтобы верующие обязательно умылись и «не забыли промыть нос водой и вычистить зубы. Он считал, что чистить зубы лучше всего палочкой из дерева акации – мисуаком, так, как мисуак обладает следующими полезными качествами: удовлетворяет Господа, радует ангелов, чистит рот, просветляет глаза, придает блеск зубам, укрепляет их и отгоняет зубную боль, способствует пищеварению, удаляет мокроту и усиливает действие молитвы». После еды, по утверждению Мухаммеда, мисуак лучше двух служанок, и ангел Джибрил велел ему употреблять для очищения рта именно мисуак. МИСИР(Миср) – Египет. "Но видит лишь коршун бессонный, что страна - это только река, окруженная рамкой зеленой, и второй - золотой, из песка". МИСРА – арабское слово, означающее «створка двери», «один из двух скатов крыши». Образ двух симметричных половин (скатов, створок) – мисра, лежит в основе поэтического термина «бейт». МОЛЛАНЕПЕС - туркменский поэт-лирик жил в первой половине19в.; точные даты рождения и смерти неизвестны. Предания повествуют о тесной дружбе Молланепеса и поэта –сатирика Кемине. Образование Молланепес получил сначала в аульном мектебе, а затем учился в Бухаре. Мастер любовной лирики, Молланепес в тоже время был известным музыкантом – бахши. Он сочинял мелодии к своим стихам и сам же исполнял их. Перу Молланепеса принадлежит известный дестан «Зохре и Тахир» и множество лирических песен. МОРЕ ОМАНА – Оманский залив; в эпосе символизирует бескрайнее море, океан. МОСУЛ – город на севере Ирака, куда в средние века переселилось значительное количество туркмен. Кстати, знаменитая ткань «муслин» своим названием обязана именно этому городу. *Мотыльки – обычное уподобление возлюбленных: в литературе туркмен и некотор. др. народов Востока мотылек влюбляется в огонек от лампады, кружит вокруг него, в нем же и сгорает. МУАММА - нечто вроде шарады, в строках которой зашифровано какое-либо слово, чаще всего имя собственное. МУДЖАВИР - низшее духовное лицо, заботящееся о паломниках и о могилах святых. МУКИМИ Мухаммад Амин-ходжа (1850-1903) – выдающийся узбекский поэт-демократ??? МУЛЛА(молла) - духовное лицо, иногда так называли грамотного человека. МУНКИР и НЕКИР - ангелы, которые по мусульманскому поверью, являются умершему и спрашивают обо всех его житейских поступках. МУМ (Момиай) – очищенная смола???(мумие) - природный бальзам, широко используемый в медицине Востока. МУРГАБ – река в Туркменистане; «,,,Ручьи, ниспадающие с гор, образуют мургабы - лиманы со стоящей водой, отделенные от моря мелями….(***) МУРЗА - писарь, писец. ***Всегда было интересно не отсюда ли вышел любимый советскими детьми юнкор «Мурзилка»??? и кот Мурзик? МУРТАЗА - букв. «Любезный», «Приятный»; один из эпитетов Али. МУРРУВА - принципы морали у бедуинов - понятия о мужской доблести, включающей честь, славу, благородство. МУСА - библейский Моисей; по мусульманскому верованию, всю жизнь нищенствовал, был пастухом; « рука Мусы» - в мусульманской традиции символ чудесной власти, могущества. МУСКУС – ароматическое вещество, добываемое из желез кабарги. В тюркоязычной, как и в ираноязычной поэзии мускус традиционно противопоставляется камфаре как символ зеленого обновления (молодости) мертвящей белизне (старости). Иногда мускус и камфара противопоставляются как символы темной ночи и светлого утра или просто символизируют благоухание. «Человеку, имеющему в кармане шарик мускуса не надо кричать об этом – запах мускуса говорит сам за себя»(Саади). МУСТАФА - одно из прозваний пророка Мухаммеда, букв. "Избранник". МУФТИЙ – мусульманский духовник, толкователь законов, имеющий право выносить решение по тому или иному делу. МУХАММАС - одна из стихотворных форм туркменской поэзии. МУХАММЕД – Пророк(набий) и Посланник(ресул) Аллаха на земле, основатель Ислама (580-632); букв. «Достойный восхваления», «Прославленный»; один из эпитетов «Гордость мира»?. «Успех» Мухаммеда во многом был обусловлен тем, что, принимая на себя совершенно новые для Аравии функции главы государства и духовного учителя всех, он как бы сосредоточил в своих руках хорошо и издавна знакомые арабам социальные функции, прежде распределяющиеся среди многих людей. Он был одновременно и племенным вождем – сайидом, и походным предводителем – акидом, и племенным арбитром – хакамом, и оратором – хатибом, и даже племенным поэтом – шаиром.(М.Б.Пиотровский) Мухаммед родился в «год слона», дата его рождения неизвестна, а вот год получил свое название в честь знаменитого сражения, в котором по легенде арабы впервые увидели слонов. Легендарный Абраха, именовавший себя "царем Сабы, Райдана, Хадрамаута, Йеманата и арабов гор и долин", попытался завладеть и Меккой, выступив против нее с войском, в котором были слоны - животные, никогда прежде не виданные арабами. Позже год похода Абрахи против Мекки (ок. 570-го) получил название "год слона". МУЭЗЗИН - духовное лицо, возглашающее призыв к молитве. МЮЛЬК – форма частного землевладения. МЮРИД - послушник, ученик пира, наставника, старца, приверженец суфийского ордена в исламе, налагавший на себя полный отказ от собственной воли и обет беспрекословного подчинения воли наставника. МЮРИХ (Миррих) - планета Марс, символ войн, кровавых столкновений. МЮШТАРИ - ар. название планеты Юпитер; по преданиям средневековых астрологов, Муштари самая счастливая планета. МЯТАДЖИ Анна-Клыч – туркменский поэт-лирик второй половины 19в., родился в ауле Кеши, близ Ашхабада. Точные данные о датах рождении и смерти поэта неизвестны. Наряду с чисто лирическими стихотворениями поэт воспевает борьбу туркменских джигитов с иноземными захватчиками. ННН НАБАТ – кристаллический сахар, род леденцов. НАВОИ (Новаи в туркменском произношении) Алишер - родоначальник узбекской поэзии, государственный деятель, очень искусный и искушенный политик 15 в. Имя Навои пользуется огромной популярностью у большинства народов Средней Азии. Из произведений Навои особенно известны у современных читателей поэмы - "Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Вал Искандера"; а также название особой мелодии «наваи» народной музыки, созданной в его честь. НАИБ - наместник, заместитель правителя. НАЙ - тростник; трубка для кальяна; музыкальный инструмент; в поэзии образ прямизны. НАККАРА – тип литавр. НАМАЗ - молитвенный обряд, пятикратная ритуальная молитва мусульман. НАРДЫ - род шашечной игры, триктрак. НАС - измельченный табак, который кладется под язык. НАУБА - музыкальный салют, отбиваемый на ударных инструментах специальным подразделением музыкантов, расквартированных в – наубхана(наккара хана).( Садреддин Али ал-Хусайни 13в.) При Великих Сельджукидах количество науба определялось в зависимости от чина и места в государственной иерархии. Пять науба отбивались только в честь султана. НАХИД - персидское название планеты Венера. НЕЖД(Недж) - область в Аравии, с горами которой, по преданиям, связана скитальческая жизнь Меджнуна. НЕМВРОД(Немвруд) - герой ряда легенд и сказаний. Обычно изображается в виде тирана, пытающегося совершить злодейское убийство особо почитаемого святого или пророка (иногда и самого Аллаха). НЕСИМИ - азербайджанский поэт (1369-1417), казненный за свободомыслие, «ересь» феодалами и фанатическим духовенством в Алеппо(Халебе) в 1417г., символ мученичества. НИЗАМИ Ганджеви, Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок.1141-1209) – великий азербайджанский поэт, создатель «Пятерицы» («Хамсе»). НИШАПУР - город и область в Иране. НОВРУЗ - праздник Нового года; обычно справляется в дни весеннего равноденствия; в дни Новруза туркменские девушки поют специальные подблюдные песни; мужское имя. НОГУЛ – сладости (нуга?). «Ночь познания и предопределения»(Кадр) – для непосвященных проведу аналогию с рождеством Христовым. В одну из ночей месяца рамадана 610 г. н.э. сорокалетнему Мухаммеду на горе Хира снизошло первое откровение Всевышнего. Жизнь Пророка Мухаммеда не является ни сказкой, ни вымыслом, а значит, и не было никакого перерождения или превращения. Человек Мухаммед, обратившись в очередной раз к силам небесным с молитвой-прошением как жить праведно, познал Истину и свое предназначение – он «уста Аллаха». Он должен по жизни следовать своей пророческой миссии. «Ночь познания и предопределения» празднуется мусульманами всего мира и в наши дни, она овеяна легендами и у всех верующих есть возможность познать свое предназначение. НУКЕР - воин, наемный страж. От монгольского нохур? «слуга», «воин». НУН - буква арабского алфавита, имеющая вид дуги. В средневековой персидско-таджикской поэзии выступает как символ изогнутости. «Как будто «нуны» ее брови, над ними черточки встают…» - буква «нун» пишется в виде сильно выгнутой дуги с точкой в верхней ее части; иногда букве «нун» соответствуют две параллельные черточки. НУШИРВАН - Хосров Ануширван (531-578)-царь из иранской династии Сасанидов. В средневековой персидско-таджикской поэзии, литературе и фольклоре – образец мудрого и справедливого государя, в царствование которого, люди якобы благоденствовали. НУХ – библ. Ной; в исламе один из пророков. ООО ОБА – аул, село. По-огузски термин означал «племя»??? Древнетюркское еб, аб - дом, юрта. В огузских и кипчакских наречиях формы развивались: оба (турецкое, крымское, ногайское, туркменское), уй (казахское, татарское, башкирское и др.). (О.Сулейменов) Семантика термина "оба" генетически связана с монгольским "обог", "овок". Древний монгольский обог, был "своеобразным союзом кровных родственников" (Агаджанов С.) Термин "оба" в значении родового подразделения сохранился до сих пор у юрюков и туркмен Малой Азии. Оба представляет собой объединение из нескольких семей "для кочевки и совместного проживания на зимовке". Каждое оба имеет своего главу, носящего то или иное почетное звание. Термином "оба" у туркменских племен Турции обозначается род и патронимия. В языке туркмен Средней Азии "оба" означает сейчас "местность, жители которой занимаются сельским хозяйством" Обряды\обычаи - * прочно соединили их руки - деталь обряда бракосочетания у туркмен: близкая к жениху и старшая по возрасту женщина (обычно тетка) соединяет руки молодоженов под накинутым на них в момент бракосочетания одеялом. *"...цвета черного миндаль" - по существовавшему обычаю, родные покойного бросали в могилу окрашенный в черный цвет миндаль. В поэзии - сравнение с глазами красавицы. *клятва разводом - считается одной из самых сильных? клятв у мусульман; по преданиям для законности развода мужу нужно было выйти на середину базарной площади и громко во всеуслышание три раза прокричать само слово «талак» (развод). Существует легенда, что один из видов туркменских сабель назывался «аял талак» дословно – «даю жене развод», т.к. мастер, изготовивший клинок, ручался за его качество и уверял заказчика, что если сабля окажется некачественной он разведется с женой(!)(Гундогдыев О. «Рыцари Азии»). *"когда тебя к мужу ввели" - по мусульманскому обычаю жених до свадьбы не видит невесту; во время свадебной церемонии лицо невесты скрыто густым покрывалом. Церемония заканчивается введением жены в комнату мужа, здесь она снимает покрывало и муж впервые видит ее лицо. ***на мусульманском Востоке за пользование баней платят при выходе, а не при входе. *** на Востоке плоские крыши домов используются для отдыха, сна и других нужд. *«…взял хлеб и провел им по лбу…» - провести чем либо по лицу – выразить свое почитание того, чем касаешься лица. *«…где садиться знают они…» - т.е. знают себе цену; самое почетное место в центре, напротив входа в кибитку. *«…дал обет принести в жертву барана…» - имеется в виду обычай приносить жертву в случае удачи дела или в целях отведения опасности. *«… моя дочурка еще молода…» - обычный вежливый отказ родителей девушки, не желающих отдавать дочь замуж. *«…ты в счастливый день приехал…» - еще недавно у туркмен был обычай делить дни недели, месяцы и годы на счастливые\удачные и несчастливые\неудачные, в зависимости от этого предпринимались или не предпринимались те или иные действия, например поездка, сватовство, начало тканья ковра и т.д. *«… она посадила его у подушки…» - т.е. расположила с удобством: сидя, туркмены подкладывают себе под бок подушку или облокачиваются на нее. *«Пришел, накинув себе на шею кушак…» - т.е. пришел с повинной, выражая готовность перенести любое наказание от победителя. *Прочла молитву «исми-агзам» - так называется одна из молитв, которой мусульмане приписывают магическую силу. «Исми-агзам» - букв. «Самое великое из имен Бога». *Если и родители невесты и родители жениха (по каким-либо причинам) очень срочно хотят породниться(поженить своих детей), но с точки зрения окружающих(и иногда самого жениха) невеста ну уж слишком мала по годам, да и ростом не вышла пока еще, то по обычаю совершают интересное действие: жених с небольшого расстояния кидает своей папахой(желательно с силой) в нареченную и если та устоит в этом случае – она считается подходящей/ «годной» для свадьбы(из обрядов ставропольских туркмен ). ОВМАЧ - кушанье - горячий чурек, искрошенный и смешанный с маслом. «ОГУЗ-НАМЕ» - сказание о жизни Огуза, являющимся, согласно преданиям, предком всех туркмен. Наиболее древний из списков, исполненный уйгурской письменностью, обнаружен в Парижской национальной библиотеке. В начале 19в. текст рукописи переведен на немецкий язык, а затем на русский. Рукопись состоит из 21 листа, на каждой странице по 9 строк, с большими интервалами. По мнению специалистов, рукопись возникла в 13-15вв. и основана на каком-то более древнем списке . «Исходной основой собирательного этнического имени огуз является or – „род, племя», которое в свою очередь находится в прямой связи со старотюркским словом „о « – „мать», к этой же основе восходят слова „о ук" – „потомство, сын" и „о уш" – „сородич"...". Теснимые соседями малые племена, которые все таки не следует отождествлять с родами, стали образовывать союзы, причем названием для такой общины был термин «огуз». Таким образом, слово «огуз» первоначально могло значить просто «племена», «объединение племен», которое впоследствии превратилось в этническое имя с собирательным значением, получившим в известных случаях определение как необходимый детерминатив: токуз огуз – «девять (разных) племен», уч огуз – «три (разных) племени». Впоследствии термин «огуз» потерял свое значение (как и термин «будун» народ) и превратился в имя легендарного прародителя туркмен – ОГУЗ ХАНА, введенного в число мусульманских пророков.(Гумилев Н.) ***…… Сначало сельджукиды подправили Огузнаме – «…..представитель рода «кынык» - богатырь Лукман заменил салоров на царствии, т.к. был он рассудительный и счастливый, а состороны матери царского рода(?!!)(***). ***….. А затем и турки- османы – сначало сообщили о том, что последний Сельджукский султан Ала-эд-дин Кей Кутад III , как бы видя новую силу, которая идет им на смену, послал Осману Гази барабан и знамя – символ независимости; впоследствии, для Мурада II, выясни лось!!! о высшем предназначении рода кайы.(***). В «Огуз-наме» предопределен не только закон обычае «тёре», но также сведены «чери» военный закон и «яса» гражданский. ***Огурчинский остров – русские мореплаватели - путешественники и моряки называли так группу островов в Каспийском(туркменская часть) море «и название оное произошло от того, что живущие на матером берегу около памянутого? Залива и на Нефтяном острове трухменцы называются издревле огурджалы, т.е. морскими разбойниками…. с самых древних времен делают с помощью морских своих лодок частые нападения на ближайшие персидские провинции.»(Из журнала экспедиции М.И.Войтовича 1762г). На рубеже XI и XII вв. Салор ОГУРДЖИК???увел из окровавленного Ирака тысячу огузских кибиток из племен салоров и каркын через Кавказ, Крым и Яик в Мангышлак. Они шли с боями, и потери их были велики: семьсот кибиток. Уцелевшие триста кибиток подверглись нападению канглов (восточные печенеги) с Яика, и ушли в горы Балхан и поселились на берегах Каспийского моря, где и раньше жили тюрки, враги гузов. Эти тюрки приютили остаток кибиток Огурджик. Возможно остров все-таки назван по общему самоназванию поселенцев – потомков того самого Салора Огурджика, ну а то, что они всяким пришлым себя в обиду не давали, да заодно и сами при случае промышляли пиратством, то со временем прозвище предка переросло в синоним «разбойники». «Огурлык» - туркм. «кража, воровство». ОЙЛИ - местность в Туркмении. ОК-КЕСДИРМЕ - старинный свадебный обряд у туркмен: всадник стремительно проезжает мимо кибитки, где происходит той, свадьба….??? ОКСУС - древнегреческое название Аму-Дарьи. ОЛЮМ – молочный продукт, приготовленный из молока и чала. ОМАН-страна в восточной части Аравийского полуострова. Столицу Омана (в древности ею был город Сохара) один арабский географ назвал "дверью в Китай". ОМАР - второй мусульманский халиф(634-644) завоеватель Ирана; мусульмане-сунниты почитают его как святого; шииты считают Омара захватчиком халифского престола. ОМАЧ – деревянный плуг. ОНБЕГИ(онбаши) – десятский, десятник. * У древних монголов слагались не роды и племена, а орды. Орды была высшей формой военной демократии. Слово «ОРДА» означает некоторое количество совместно живущих людей, определенным образом организованных. Орда может состоять из самых разнородных элементов по крови, языку, религии, нравам, но организация для орды – необходимое условие. Во главе орды стоял хан (сяньбийское слово), причем, как правило, ханы выбирались или утверждались на курултае – общем собрании полноправных членов орды. ОСМАН – третий мусульманский халиф (644-656), при котором, по преданиям, был собран и отредактирован Коран - священная книга мусульман. ***"ослицы Абу Дуламы сквернее" - Абу Дулама(ум. в 786г.) - негр-вольноотпущенник племени асад, придворный панегирист и шут первых аббасидских халифов; его ослица безобразного вида, брызгавшая мочой на окружающих, вошла в пословицу. Отношения - касаться коленями, словно нер бугра... - т.е. сердечно, по-родственному. . ППП ПАГСА– слой глины в глинобитных сооружениях; « Монументальные сооружения парфян отличаются высокой прочностью (кирпич и битая глина-пахса), «Изучение внешних стен Старой и Новой Нисы показало, что они возведены из сырцового кирпича и пахсы (битой глины) ( В.И. Щербаков). Стена средней высоты бывает в три пагса. ПАДИШАХ – правитель. ПАЙ – доля, часть. ПАЛАН – седло, надеваемое на ишака; «…ума-то у тебя с палан!» – намек на несообразительность персонажа. ПАЛАС – ковер без ворса. ПАРВИЗ - Хосров Парвиз(590-628)-царь Ирана из династии Сасанидов, был женат на дочери византийского императора; известен своей любовью к Ширин, героине «сказания о Фархаде и Ширин». Романтические мотивы, связанные с Хосровом и Ширин, использовали в своих произведениях Низами, Навои и др. ПЕЛЬВАН(Пехлеван) - имя одного из мусульманских святых; в нарицательном смысле - удалец, силач(корни исходят от парфянского – человек с широкой грудью, богатырь, силач). ПЕРИ - красавица, фея, волшебница, обычно добрые духи женск. пола, способные летать и творить чудеса, в литературе - образ возлюбленной. --- Важное место в бактрийско-маргианском пантеоне занимают женские персоналии. Например, изображение стройной крылатой женской фигуры в окружении хищных зверей и птиц, преимущественно орлов. Это - хорошо известные в ближневосточных религиозных системах «хозяйки» животного и пернатого мира. Как правило, на печатях (в т.ч. и на золотых) изображающих их, «хозяйка» располагается в центре всей композиции, а у ее ног – пары львов, пантер (часто крылатых) в униженной позе, иногда вперемешку с геральдическими орлами. Наличие у многих «хозяек»…… крыльев несомненно указывает на их божественное происхождение. Подобные персоналии известны в Месопотамии, но там они всегда борются с хищниками, в то время как в Бактрии и Маргиане демонстрируют свое явное превосходство. Не исключено, что перед нами образ зороастрийской богини Анахиты, выступающей в Авесте в качестве хозяйки всего сущего на земле. (В.Сарианиди. «Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб». А.TDH 2002). Наличие крыльев – художественный прием сказать о том, что изображенная женщина умеет летать(устно можно объяснить как: в случае с пери – просто передвигаться по воздуху). Думаю, что сведения о Пери выросли из некогда общеизвестных знаний зороастрийцев. Со временем культовые и обрядные стороны этой религии превратились в мифы и легенды тех народов, которые снова и снова приходили и расселялись на территории некогда известной как государство Маргиана. Ну а артефакты, все те находки, свидетельства богатейшего культурно-исторического наследия, которые попадались людям в этих местах, не давали угаснуть и знаниям, и воображению. (см. мою работу «Но видел я твой свет неземной…»). Печень – «вся печень моя язвою стала…» - т.е. сердце мое истекает кровью; печень считается на Востоке наиболее нежным и чувствительным органом человека и ей приписываются функции других органов; « …черную мою печень кровью залил…» - т.е. заставил сердце обливаться кровью. ПИАЛА(Фиал) – чаша. ПИЛВАР - мера века, букв, "груз слона" . «Гордость араба и слон не потянет!» ар. присказка. ПИР - старец-духовник, духовный отец. ПИТРЕ - религиозное деяние в пользу духовенства. ПОЗАМ – детская игра с папахой. Пожелтеть(поблекнуть) - в представлении народов Востока, человек от горя, страха не бледнеет, а желтеет, эта желтизна уподобляется обычно цвету янтаря. Возможно отсюда и «Да будет всегда светлым твое лицо!» - формула благопожелания. ПОПУГАЙ - в поэзии часто символ красноречия; по преданию, попугай когда-то не умел летать и получил крылья в награду за красноречие; поэтому сравнение с попугаем иногда означает получение высшей награды за заслуги. ***Потомство – «Адам с Евой спорили о потомстве…», в древних легендах повествуется, что Адам и Ева поспорили от кого зависит зачатие... в споре победил Адам (мужчина), и пророк Шиш зародился вне чрева матери - в стеклянном сосуде (отсюда его имя шеше - стекло). ***Пшеница - "не ешь пшеницу!" - имеется в виду мусульманская легенда? об изгнании Адама из рая за то, что он съел запрещенный злак – пшеницу. ( В противополжность библейской Еве и плоду от древа познания??? Вот все-таки не хотят мусульмане признавать женщину первопричиной даже в бедах людских???) *Пусть тетка твоя подаст мне воды... - общее место в эпических сказаниях: (если нет разрешения на свадбьу по каким-либо причинам) юноша(мужчина) приезжая к любимой девушке (женщине), просит ее подать ему воды и, воспользовавшись этим моментом, сажает ее на своего коня и умыкает. Пурли - Пурли Сорыев, Народный бахши ТССР. Пословицы\поговорки туркмен – Ищи врага под подстилкой – призыв к бдительности. *У людей в ауле зад тяжел – пословица, подчеркивающая трудность расставания с родным селом, насиженным местом. *Пусть твои двери ветер открывает и ветер закрывает – предоставление полной свободы в действиях. *Чтобы туркмен сел, надо сказать не «садись», а «опустись на колени!» - намек на простоватость туркмен-степняков. *Туркмен пасет скот один год, а уму своему причиняет вреда на сорок лет – осуждение чванливости и гордыни. *Подпруга у женщины из бязи – т.е. женщину легко уговорить, взять лаской. *Есть мир – есть твое желание – т.е. пока существует этот мир – любое твое желание может исполниться. *Поворот судьбы (букв. мира) – дела часа, получаса – т.е. удары судьбы и удачи молниеносны, неожиданны. Взял одно – отдай другое, кто не даст, тому позор – пословица, выражающая требование равенства в дележе и возмещении урона. *Люди по жизни как караван проходят – образ быстротечности человеческой жизни. *Пусть семь твоих поколений не коснутся земли! – т.е. огромным будет твое богатство. *Богатство мира останется в мире – умрешь – с собой ничего не возьмешь. ***ПРОРОКИ и СВЯТЫЕ - Следует также иметь в виду, что существует глубокое различие между святыми и пророками. Святые становятся святыми, совершая разнообразные подвиги во имя веры, и чем глубже первоначальная пропасть греха, в которой они находились, тем больше их заслуги, тем более достойны они уважения и почитания. Пророки же, по широко распространенному у семитических народов представлению, чаще всего просто избираются за какие-то присущие им от рождения достоинства Богом, который и проявляет активную заботу о чистоте своих избранников. Святым может стать в принципе любой человек, а пророческий дар – это свойство, от человеческой воли не зависящее. (В.Панова и Ю.Вахтин «Жизнь Мухаммеда»). ***Есть поверье, что ядовитую змею можно ослепить блеском изумруда; оно породило пословицы ("ослеплять эфу изумрудом", т.е. обманывать врага или жизненные невзгоды) и поговорки ("изумруд и глаз эфы", т.е. несовместимые вещи). В проповедуемый Хайямом набор благородных жизненных принципов(«шкатулку лалов») - должен быть добавлен и некий "изумруд", нейтрализующий "змею горя". ПЯТНИЦА – согласно восточным преданиям в этот день был создан человек.(легенда о сотворении мира). (Что-же хотел сказать Дефо в «Робинзоне Крузо»???) РРР РАБАД – термин, употребляемый при описании городов, в значении «внешнего города»; крепость, укрепление, постоялый двор. РАБИА - арабская поэтесса ( 7в.); в мусульманской традиции образец благочестивой, святой женщины. РАГНА- название цветка; в поэзии часто служит сравнением для возлюбленной. РАЙХАН(Рейхан) - душистая трава, базилик; эпитет, служащий, в частности, уподоблением волосам девушки; один из главных противников богатыря Гер-оглы – Араб-Рейхан; особый вид почерка. РАКЯТ – часть намаза. РАМА - герой индийского героического эпоса "Рамаяна". РАМАЗАН (ораза, роза) - название девятого месяца мусульманского лунного года; мусульманский пост, соблюдаемый в течение месяца рамазана. РАФ-РАФ — “Зеленый ковер на спине Бырака в ночь восхождения на небо Мухаммеда”?(«зеленый» - и, как напоминание о полете, – «зеленое знамя Пророка Мухаммеда у мусульман в дальнейшем?). РЕГИСТАН - городская площадь, место официальных сборищ, церемоний. РЕИС(раис) – блюститель нравов во всех среднеазиатских ханствах в 19в.; начальник, председатель, глава. РЕЙ – название города и области в Иране, где впоследствии вырос современный Тегеран. ***"Риджля глупее" - ар. поговорка; риджль, растение из семейства портулаковых, считается "глупым", т.к. растет на берегах рек настолько близко к воде, что течение постоянно подмывает его корни и сносит с места. РИЗА(Реза) – имам, прямой потомок пророка Мухаммеда; его могила находится в Мешхеде и служит местом паломничества мусульман-шиитов. РИЗВАН(ридван) - райский сад, так же - Ризван — страж у врат в рай, а также сам рай. Это слово имеет также значение как: “блаженство” или “молитва” . ***Ризван - страж рая. "Способным вырастить в костре цветник..." - по преданию, фараон повелел бросить Ибрагима(Авраама) в огонь, но огонь превратился в цветник, т .к. Ризван - страж рая - защитил Ибрагима священным одеянием(священной рубашкой). РУБАИ – четверостишие. РУБЫЛ – библ. Рувим. РУДАКИ Абу-Абдаллах Джафар (ум.941) - основоположник классической персидско-таджикской поэзии. Значительную часть жизни провел при дворе Саманидов в Бухаре. РУМ - Рим; собственно - Византия, которую народы Востока называли Римом, Румом РУСТЕМ - герой поэмы Фирдоуси "Шахнаме"; олицетворение мужества и воинской доблести. РУТА - травянистое полукустарниковое растение. Семена руты имеют сильный специфический запах, если их в большом количестве подсыпать в пищу, то глаза начинают слезиться; "Горит сухою рутою душа"- рута сгорает быстрым и ярким пламенем. РУС - земли восточных славян. РЫЯН(Риян) – повелитель древнего Египта, по мусульманским легендам соответствует библ. Пентефрию, муж Зулейхи. Абу-л Фазл говорит, что при пятом пересмотре своей работы он включил в нее некоторые двустишия, так как признанные писатели считают примесь стихов солью (букв, “солонкой”) для прозы. На него также повлияло замечание Акбара, что тот, кто включает стихи других авторов в свой труд или удачно их цитирует, показывает достоинства как свои, так и их авторов.(Ну чем я хуже??? О.Розыева) «И сказал ему я: «Для радости тех, что живут со мной на земле, я напишу книгу, - пусть на ее листы не дуют холодные ветры времени, пусть светлая весна моих стихов никогда не сменяется унылой осенью забвенья!...» И - посмотри! - еще розы в саду не осыпались, и я еще хожу без клюки, а книга «Гюлистан», что значит «Цветник роз», уже написана мною, и ты читаешь ее...» (СААДИ)