Rurikovich1

" ХОЛОД СВОБОДЫ " повесть
                                 (1798.07.07. - 2018. 07. 07.)
                       220-летие со дня рождения Князя Дмитрия Александровича

   "...Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят...)
                                                               Князь Щепин-Ростовский А.И. 1798г.
Эти слова Князя Александра Ивановича,не один раз цитировал на собрании тайного Северного общества, его сын,декабрист Дмитрий Александрович
 
    

... Други вспомнят нас ликуя,
    Кто-то мимо нас пройдёт
    Равнодушные ,слепые,
    Бог же в Рай нас призовёт...
                   кн. Щепин-Ростовский Д.А.
Иванково.
1858 год.
 (отрывок из стихотворения " В злате")


 « НЕУЖЕЛИ БУДУЩЕЕ РОССИИ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, СКОЛЬКО КРОВИ И МЕРТВЕЧИНЫ БУДЕТ ВЛОЖЕНО И ПРОЛИТО В ЕЁ ЗЕМЛЮ ГОСУДАРЕВУ, ТЕМ САМЫМ УДОБРЯЯ ЕЁ БУДУЩЕЕ, КАК ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ УДОБРЯЕТ НАВОЗОМ СВОЙ НАДЕЛ ЗЕМЕЛЬНЫЙ…»
                                                                           князь Щепин-Ростовский Д.А.
1857? Шуя.
 

                        ------------------------- «» -------------------------

                                           " ХОЛОД СВОБОДЫ "
отрывки из глав...
повесть о декабристе, Князе Щепин-Ростовском Дмитрии Александровиче и его славном роде.
автор Князь Щепин-Ростовский С.А.
                                             - Глава четвёртая –

                              « ВСЕЯ ЗЕМЛИ РОСТОВСКЫЯ » - РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

...Листаю годы, как страницы
   Забытых старых дневников
   Истёрлись записи и лица
   Не разобрать уж многих слов
   Лишь память девкой шаловливой
   Вдруг вспыхнет искрой иногда
   И я спешу вписать в страницы
   Свои рассказы на века...
   1858г. Шуя


Великое независимое княжество Ростовское, по мнению некоторых историков и по так называемым меж княжеским договорам, было образовано в 1207 году, хотя по исследованиям и разумению ростовского архиепископа, рукоположенного 15 января 1506 года и в монашестве наречённым Вассиан, в миру Князь Страгин-Оболенский Василий Иванович (1450.01.07.-1515.28.08г. Симонов монастырь), оно было и существовало на "вольных хлебах" ещё с 1146года. Не верить трудам архиепископа и архимандрита Симонова монастыря у нас нет причин, ибо величию духовного- трудового подвига достославного священнослужителя, проживавшего в то, столь трудное для нашего Отечества время, есть только единое прозвание, это подвиг написанный огнём и крестом. В благодарность, потомками князьями Щепиными-Ростовскими, лик священного человече был отображён на одной из стен Храма в Ярославской области в селе Архангельское, как лик покровителя рода Архангела Михаила. Сам Храм отстроен в 1780-88 годах на средства прихожан, купцов сотоварищей князей Щепиных-Ростовских, и собственно на средства княжеской семьи... С древности ростовская митрополия была самая богатая благодаря пожертвованиям ростовских князей и богатых прихожан. После походов, Князья делали огромные вклады в Храмы и монастыри града Ростова Великого, восстанавливали после грабительских нашествий, войн. В самом конце XIV века ростовские архиереи получили сан архиепископов, а в 1589 году и митрополитов. Опасаясь нападений врага, князья ростовские и митрополит Иона Сысоевич воздвигли мощный ростовский кремль, с одиннадцатью боевыми башнями и тайными подземельями и ходами более двадцати вёрст, соединённые с монастырями. Всё строительство заняло тридцать лет. Весь секрет состоял в том, что в Храмах и монастырях града, хранились несметные сокровища, накопленные не одним поколением князей и митрополией, здесь же и добро раскольников, Великого Пимена, ставшего внезапно врагом Ивана Грозного. Несправедливо и жестоко схороненного, по приказу грозного царя, вдали от мира столицы, в глухом уголке на берегу полноводного Енисея, в вечной мерзлоте, в простом деревянном ящике, прямо стоящем на Земле. Нетленные мощи патриарха и сейчас требуют своего упокоения и молитв. Но, редкий гость, в тех краях посещает святые останки реформатора и раскольника. И если бы не найденное в тех местах тленное золото, то и место упокоения «грешника» затерялось бы. Хитрой, жёсткой, терпеливой и мудрой политикой, Ростов Великий отстоял свои права и интересы русской православной церкви. Только этим, пожалуй, и объясняется строительство боевой цитадели митрополита в центре отечества. По нашим изысканиям и предположениям, само строительство и особо сохранность финансов в крепости, говорило, прежде всего, о прежней тяге и Князей Ростовских, и самого Митрополита к полной независимости Ростова Великого от Москвы. Борьба за это княжество, велась московскими князьями, целое столетие. Однако требуется отметить особо, что и до строительства оборонительных сооружений Кремля, басурмане много раз грабили и разоряли город, но ни разу кладовые не были разрушены, так хитроумно были ими сделаны схроны и тайники. Они при первой же опасности были затопляемы водами озера. Вот, один из исторических фактов из истории Ростова Великого, рассказанного мне одним из монахов в беседе в июне 2015 года: «- В один из летних дней, в середине сороковых годов XIII века, к Ростову Великому, подошли басурмане, их многочисленные тумены заполнили всё пространство перед градом Ростовом. Три дня, стояли полчища неверных, басурман у стен монастыря города, на их призыв сдать город, горожане ответили яростным сопротивлением. В ярости от неудачи, после неудачной попытки десятого штурма, басурманам удалось всё же разрушить стены и ворваться в град, круша всё и убивая всех на своём пути, стариков, женщин и детей, священников. Поздно ночью, в потайном подвале, древнего Храма Бориса и Глеба, собрались выборные руководители обороны города, святые отцы и князь Борис Семёнович Щепин-Ростовский ( XXI колено от Рюрика) с сыном князем Иваном Борисовичем. В этих условиях совещание проводил сам князь, как наиболее опытный и умелый воин. – Ростовцы! – сказал князь - Мы должны покинуть город, горожане и дружина, монашеское братство сделали всё что могли, но силы не равные. Из пяти тысяч дружины и тринадцати тысяч горожан осталось единицы. Сто воинов и тысяча горожан. Пятьсот горожан, я оставил на прикрытие нашего отхода и спасения семей. Городская казна и сокровища предков спрятаны в подземном ходе под озером, при любой попытки отрыть их, или пробить шурф, воды озера хлынут в подземелья, и затопят всё. Если кто спасётся, заклинаю Вас! Спасите, отстройте град, пусть Ростов Великий возродиться и стоять будет в веках. Нас здесь, почти три сотни, остальные уже покинули отечество. Святые отцы просят их оставить, они хотят остаться с народом, это их право, пусть идут в Храмы и звонят набат в колокола, чтобы Бог и народ, жители селений слышат и запоминают голос защитников Ростова Великого, пусть в веках передаётся голос памяти, великий глас святых колоколов, как вечный звон наших сердец и душ, потомки наши, будут знать и помнить, о вашем подвиге. С вами пожелал остаться и сын мой, князь Иван, он одинок и без семьи. Пусть семейные идут и спасаются, сын же останется с вами, так он решил. Силы и мужества вам не занимать. Мы сейчас уходим мои товарищи и други! Нам же, надо спасать святые реликвии и княжескую вотчину, хотя бы её часть, помощь не пришла и очевидно не придёт, что-то видно случилось, поэтому нужно торопиться, помните нас и прощайте. Дружинники и князь с сопровождавшими их согражданами уходили потайными ходами, и далее по болотистому берегу озера в сторону Переславля, с огромными предосторожностями, с трудом преодолевая многочисленные посты монголов. - Эх, мало, кто выжил в сражении, ещё меньше кто попал в плен из горожан. Знамо, лишь несколько купцов с семьями, да один уцелевший монах Авраамий со старшим княжеским дружинником Гапоном, да и те тяжко ранены при защите города. Захватчики, как мы узнали, пытали их, думаю, пытаясь выведать о княжеской сокровищнице и ценных церковных серебряных образах, к счастью своевременно спрятанных жителями в подвалах церкви Бориса и Глеба. ( территория нынешнего кремля). Но, как басурмане не старались, выведать тайну у купцов и монаха им не удалось, тогда, в ярости всех казнили, безжалостно, жестоко, вместе с детьми и женщинами, вырвав их сердца, а дружиннику отрезав голову и подняв её на шест. Через три дня, когда басурмане убрались восвояси, тела несчастных великомучеников Ростова Великого, защитников отечества, захоронили, насыпав курган, в котором был захоронен и князь Иван Борисович Щепин-Ростовский. Выжившие жители Ростова, окрестных сёл и деревень, едва уцелевших от захватчиков, целую неделю носили землю в носилках, а кто и шапках, на ритуальный холм. Всё повторялось, как в глубокой древности. Обычай хоронить павших воинов насыпав курган, ещё был жив, так делали и их прадеды до христианства. В Святом для русских людей месте, работали местные жители сёл и деревни Караш, оставшиеся в живых после погромов и казней жителей Ростова, неверными. Там возрождалась сила Великой древней России, в муках и народной крови, за верность Богу, в мести к варварам басурманам. Народ и князья почувствовали силу душою и сердцем, приняв муки павших, как свои. Именно это чувство горечи за павших, боли за растерзанные и поруганные Храмы, придавало народу силы в строительстве и возрождении Ростова Великого. Но, вернёмся к более ранним и древним временам истории, и Руси, и Ростова Великого.Это просто необходимо для нас сейчас, чтобы почувствовать преемственность…
С 988 года, Византия платила дань Ростову Великому, огромную дань. Шли века, редкие мирные годы, сменялись десятилетиями войн и сражений, но жизнь продолжалась и город жил своею жизнью. Развивалась торговля, процветали монастыри, народное искусство и ремёсла, сельское хозяйство.В Григорьевском затворе хранились тысячи древних книг, летописи, грамоты Рюрика Великого, Князя Святослава, Олега, Аскольда, документы. И уже по переписи 1678 года митрополии принадлежало более 16118 крепостных, солеварни, земельные угодья. Ростов Великий, стал богат Святыми Храмами и монастырями. В Спасо-Яковлевском мужском монастыре хранятся мощи Святого Димитрия Ростовского и Авраамия. Основан монастырь был в 1389 году, Святым Иоаковым Ростовским. Князья Ростовские и Цари, делали богатые вклады в монастырь, уважая прошлое Ростовского Княжества и Святость монастыря. Так, Князь Яков Борисович Щепин-Ростовский, завещал в дар свою вотчину, земли и имущество с крестьянами, Спасо-Яковлевскому монастырю в Ростове Великом. Там же и захоронен, с великими почестями у самой башни монастырской стены, в присутствии князей Ростовских. Митрополия закончилась в 1710 году, слишком уж был независим Ростов Великий, и по требованию московской церковной власти, её настойчивым «советам» царю, было принято решение царя Петра о изменении статуса местной церковной власти, и Центр митрополии Ростово-Ярославской епархии был перемещён в Ярославль. Уходило в прошлое память о Священном граде воинов. Уничтожив митрополию, власть уничтожала саму память о гордом Ростове Великом.Попытка устроить музей в конце XIX века в ростовском кремле, самоотверженными горожанами, приверженцами великого града и великой истории Руси казалось, была в начале очень удачна, купцам и истинным, коренным Ростовцам удалось открыть в Кремле музей, с предметами истории и церковными реликвиями. В наше благословенное время, князья Ростова; князь Лобанов-Ростовский и, как мы слышали, и Князья Касаткины – Ростовские, пусть и не так пышно, стараясь не выделять свои благие богоугодные дела и пожертвования на показ, преподносят скромные дары городу, чтобы народ Ростова, церкви и монастыри России, видели и возрождались в благолепие великой истории града. Они, продолжая щедростью и уважением к великому граду, как и в прошлые века, князья Щепины-Ростовские, уважать город своих родоначальников. Повторяясь, приведём пример, лишь один пример достойного поступка. Князь Щепин-Ростовский Яков Борисович, сын московского боярина (1581.15.08. - ум. в окт.1636 г.) завещал свою вотчину Спасо - Яковлевскому монастырю, деревню Якунино, что находилась тогда в Лазаревском приходе, в 37 верстах от Ростова Великого…
 Теперь, уважаемый и благородный мой читатель, вернёмся к главному, но краткому повествованию истории княжества, так как основная цель нашей книги всё-таки история Земли Ростовской. Собственно само разделение ростовских Рюриковичей, произошло только в середине ХIV века. Разделились они на две независимых ветви, но всегда помогавшие друг другу, в самые трудные времена истории государства нашего. Понимая, что торговля это успех и доход для власти и княжества, они организовывали экспедиции русских-ростовских купцов на Запад в Европу, и на восток в Бухару, Самарканд, Китай и Индию. Торговля, вначале была скромной, торговали небольшими партиями пушнины и оружия, кольчугами которые славились на востоке своей прочностью от удара меча и стрел. Купеческие обозы Ростовцев и новгородцев, были в среднем не более двадцати, тридцати повозок в начале первые года, а впоследствии обозы увеличились до ста, ста пятидесяти. Товаров не хватало, так как их распродавали перекупщикам булгарам, не достигнув даже Самарканда, огромным спросом у них пользовались изделия ковки ростовских и новгородских кузнецов. Успехи в торговле поражали булгар. Посредниками, в те древние времена были Волжские Булгары и кочевые племена, помогавшие проводниками и вьючными верблюдами и знаменитыми монгольскими скакунами. Эмиры и Ханы, почуяв выгоду в торговле с Русью, предоставляли ростовчанам охранные грамоты и стражу, оберегавшие обозы торговых купцов в пути до следующих владений. Город богател и развивался, но время шло, и возвысилось Московское княжество, воспользовавшись раздробленностью русских Князей и распрями в их среде, между усобицей. Москва, при случае создававшая их искусственно путём подкупов, искусно и жёстко набирая себе сторонников и «слуг» из беднейших княжеских родов, как-бы выкупая себе сторонников. В этой связи произошло и разделение не только самого княжества, но и города Ростова Великого на две части: Одну часть города прозвали Сретенской стороной, вероятно по месту изготовления, ковки и продаже двуручных русских коротких мечей – сретень -гладь. И эта сторона города принадлежала потомкам старшего в семье князей ростовских князя, Бориса Васильковича, князьям потомкам от князя Фёдора Васильевича (ум. 1331). Это его потомство владело Сретенской стороной до правления царя Василия I. Сретенская часть Ростова утратила свою вольность, и самостоятельность уже при правлении царя Василия I. Внук князя Фёдора Васильевича, князь Иван Андреевич поступил очень мудро, зная и прекрасно понимая, что единство и сила государства Русского, в объединении княжеств, а не во вражде. Приняв то, что предлагал ещё Святой князь Александр Невский (1220.11.09-1263.), выкупать у слабых князей их земли, и заключить союз подобный Любичскому, княжеский союз о защите земель русских. При всём этом пропадала и раздробленность славного рода Рюрика Великого, а Русь обретала силу. Такая уже попытка была сделана ещё при Калите, но дальше слов и общения да переговоров, дело так и не сдвинулось. Но права московских князей, уже частью, как бы переходили на часть владений Ростова Великого. Князь Иван Андреевич так и поступил, отдав своё право Москве, при этом взяв, вытребовав с неё деньги. Примечательно то, что от владетелей Сретенской стороны Ростова ( старшей ветви ростовских князей) произошли Князья; Щепин-Ростовские, Гвоздевы-Ростовские, Голенины, Бахтеяровы, Приимковы. От Борисоглебской стороны пошли Князья, (Младшая ветвь); Буйносовы-Ростовские, Голубые, Катырёвы, Касаткины-Ростовские, Бритые, Бычковы–Ростовские, Ласткины, Лобановы-Ростовские, Темкины и Князья Пужбольские-Ростовские с Яновыми-Ростовскими. Упоминаемы ещё и Хохолковы-Ростовские. Другая часть града, Ростова Великого, называлась у Ростовцев, в народе, Борисоглебской стороной, где правили потомки младшей ветви Князя Константина Васильевича (умер.1365 г.), женатого на дочери князя Ивана Калиты, княгине Марии Ивановны, принёсшей в ростовский род достойное для ростовских князей, исключительно богатое приданное, сохранённое до нашего времени. «…И пополнилась казна княжеская, златом и сребром, во имя покоя и услады княжеской гордыни… ». Князь Иван Борисович Щепин-Ростовский. (1636г.) Ростов Великий. Борисоглебская сторона перешла по договору, а не по продаже,как утверждали хулители княжеские, Москве,в конце 1474 года,при царе Иване третьем, после долгих, упорных и многотрудных заключительных переговоров, длившихся более трёх месяцев, а в общей сложности более двух лет, есть такие предположения основанные на семейных, князей ростовских и преданиях. Но уже в декабре месяце, когда Москва стала думать о военном решении вопроса, ибо Ростовские не соглашались с условиями передачи власти, те неожиданно приняли решение и владетели, Князья Ростовские, «согласились» на доводы князя московского и убрали из договора некоторые свои требования и просьбы. Правда вытребовали себе право оставаться почётными князьями, им и их потомкам, а не как требовала Москва, что права распространялись только на князей подписавших договор, пожизненно. Москва же, права данного договора на их потомков, покуда, не желала распространять. Но трудности, сообща всё же удалось разрешить бескровно. В договоре осталось право сохранения князьям статуса почётных владетелей, города Ростова Великого, как его владетелей в прошлом. Так, при этом, при каждом въезде в славный город их рода, Ростов Великий, их и их потомкам, власти города обязаны встречать их, с духовенством и при праздничном колокольном звоне. Последним князем, который был торжественно встречен жителями города Ростова, был князь Лобанов - Ростовский. Так продолжалось более двухсот лет, и лишь Екатерина II посмела нарушить сей договор, запретив его исполнение, тем самым признав юридически отмену договора, и восстановление прав князей Ростовских на Ростовское княжение, (что было оговорено в договоре, в случаи его нарушении.). Основой недовольства немки императрицы, явился донос, в котором завистник и злопыхатель, привёл слова сказанные Князем Щепиным-Ростовским Яковом Фёдоровичем на балу у баронов Корф: « - Князья Ростовские, ни в коем веке не подчинялись кому либо, чуждой власти земной. Мы принимаем и подчиняемся только власти небесной, а если давали своё княжеское слово царю земному, то были верны данному слову и договору всегда, Ибо предавались душою и сердцем Отечеству нашему…». Князья Ростовские попытались (мы приводим предположение, основанное на переписке с князем Бычковым – Ростовским Н.Ф., где в одном из писем говорилось о возможности рассмотреть по новому это соглашение) в 1824 году оспорить это решение, но власти претензии князей ростовских игнорировали и к принятию, рассмотрению оных даже не приступили, а после событий декабрьского восстания в столице, и вовсе стали невозможны, ссылаясь на некий другой документ заключённый договор продажи вотчины, будто бы князьями Владимиром Андреевичем и Иваном Ивановичем Долгим (они правнуки князя Константина Васильевича ), о якобы продаже своей вотчины. Сей договор не был предъявлен в течение года, а когда его предъявили, то печатей ростовских князей на нём не было, а были сургучные, чего быть не должно, так как в тот период на Руси, ещё не применялись на договорах, государственных или иных, сургучные печати. Из чего следовало, что это был другой документ, или подделка. Да и сами печати, хранимые до сих пор в семье князей ростовских совершенно другие. Уже в средине девятнадцатого века, проверка по поданному делу (экспертиза) предварительно признала Акты и печати как подделка, но при предъявлении прав князьями Щепиными–Ростовскими на Ростов Великий, это не сыграло в их пользу. Адвокат в Англии же и Германии, куда обратились родственники рода князей Ростовских ( Князь Николай Александрович и Князь Алексей Яковлевич (1772-1848г.г.), устно поддержали права их потомков, но рекомендовали самим решить данный вопрос, на этом казалось дело было закончено. При подаче же в суд, документы и результат экспертизы, бесследно пропали прямо из суда. При этом было заявлено, что не принимало никаких претензий князей Ростовских и документов к рассмотрению. В доме усадьбы и в доме (в Москве) князей ростовских, прошли рекомендательные беседы с владетелями. Вторая супруга Алексея Яковлевича, княгиня Акулина Ивановна (в девичестве Замятина, дочь купца Замятина Ивана Дмитриевича, (1783 – 1836.15.04.) и праправнучка московского думного дворянина Замятина Василия Фёдоровича(1450-1515.29.03.) бывшая против противодействия властям. Она всячески противилась согласию супруга, в сем деле, и он не поехал на встречу, что возможно и спасло тому жизнь. Самого же адвоката, нашли убитым в ночь перед судом, и странное дело полиция признала убийство бытовым несчастным случаем…(в бане?). Так добро и зло часто уживаются рядом, в одной купели умываясь, как сёстры и ближайшие соседи, лишь изредка поругиваясь, но тайно и глубоко ненавидя друг друга. Так вера и безверие в великое добро, честь и справедливость, спокойно живут рядом, стараясь не замечать друг друга, хотя ходят в одни храмы и читают одни молитвы обращаясь к одному, единому Богу. И от всего этого, больно не Богу, а больно нам и России. Народ, твёрдо и быстро запоминает проступки власти, а не иные их добрые слова. Люди помнят и поминают добром и святостью в сказаниях и легендах первых русских Князей Рюриковичей, как истинно былинных героев, богатырей Земли Русской. Великие Боги и народ нашего Отечества, помня древнюю Русскую веру, как и в новой христианской,рассказывают и поют на просторах отечества песни, чрез сердца народные, уповая на их бессмертие и непреклонную веру. Так уж повелось на Руси из покон веков…

            ---------------------------------------«»---------------------------------------------
« - Каждый тиран в этом мире, в конце – концов, получает то, что он заслуживает. За смерть невинных детей, гибель их отцов и матерей, за всех безвинно убиенных и принявших великомученическую смерть, от воли и по указу императора Николая I – Окаянного, за мучения и казни собственного народа, тиран будет наказан и проклят народами отечества нашего, на веки, до седьмого колена. История, расставит все по своим местам. Кресты над нашими могилами, над могилами павших героев, и в декабрьский холод, и в чужой для нас Варшаве, станут крестами на могилах царей-тиранов, настоящих и будущих. Их зловонные трупы, как сказал поляк Тадеуш, скинут в склепы Петропавловской Голгофы, как мертвечину, ибо построена она на костях народа русского и древних капищ. Уверен, пройдут века, воды Балтики сомкнутся над ними, схороня их и память о них, и канут в памяти людской навсегда, рассеется как дым…».
                                                           Петровский острог. 1835 год. М.С. Лунин. 10-летие со дня восстания.
                                                           
                           ------------------------- «» -------------------------

                                             - ГЛАВА ПЯТАЯ –

« …ПРАВДА, ЖЕСТОКА ПО СВОЕЙ СУТИ, А ЛЮБОВЬ, ПО ДУХУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ…»
                                                                                                                                                              Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1836год.

                         = РОСТОВЦЫ И КНЯЗЬЯ Щепины-Ростовские =

                     Старшая ветвь – Ростовских Князей. Семья и родные.

Я, Русский... я рождён в России!
И наш язык известен всем,
Что с колыбели пела песни,
Моя кормилица... судьбе...
                        1858 год. Усадьба Иванково.
Родословие, Князей Ростовских было дважды составлено потомками ростовского рода, первоначально в 1770 году, с множеством достоинств, но и пропусков в родословии, не состыковок. Позже оно уже по просьбе самого архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана, отобрано и написано о потомках князей ростовских, князем Бычковым-Ростовским Ф.А. и изданная в 1884 году, для широкого круга нашего русского общества, как и наша выписка, правда очень краткая и выборочная, основанная только на сведениях родовой росписи и дневниках декабриста, а также на архивах нашего прапрадеда, всех потомков князей Щепиных - Ростовских. (одиннадцати князей на тот период).

Горькая слеза… Русская чужбина,
Встали над Землёю Русские Святыни,
Где-то в облаках ангелы, как Боги,
Близко к небесам лишь орлы герои…
                                                           П.З. 1836 год. (Петровский Завод).
  … Род Князей Ростовских, князья Щепины - Ростовские, принадлежат к благородной династии Князя РЮРИКА ВЕЛИКОГО. Из пятнадцати родов, представителей ростовских князей, всего к двадцать первому столетию, их осталось всего только четыре. Старший род в династии ростовских князей: гордый, непримиримый с деспотизмом помещиков и часто власти, рабством и крепостничеством, но уважающий церковь и Святость Веры и Храмов отечества нашего, род князей Щепиных - Ростовских. Он самый плодовитый из нынешних представителей рода ростовской ветви, Рюрикова племя.Щедрость представителей рода наших князей, в отношении поддержания строительства Храмов и церквей, подношения богатых даров в богадельни известна издревле. Вклады в богоугодные дела, богадельни и в монастыри, были постоянны в течении столетий, продолжаются и поныне, как великих граждан Ростова Великого - Ростовцев. Основным и единственным условием, при внесении благотворительных пожертвований в Храмы, благотворительные фонды и опекунские советы, это было не упоминать имя своё в сем христианском подвиге и войти в мир войска Христово очищенным от суеты грешного мира. Это и ныне присуще князьям Щепиным-Ростовским, скромность, но твёрдость в поступках и слове, святая верность отечеству, искренняя вера в возрождение царственного дома в отечестве. Владения князей Щепиных-Ростовских простирались в Ярославской, Владимирской, Ростовских Землях. Родовое же начало, исходящее с Земель ростовских, начиналось с сел Иваново и Ивакино, вотчин княжеских, где были ещё в древние времена отстроены два деревянных Храма и одна малая церквушка, княжья и поместная для прихожан местных деревень и сёл. Отстроили Храмы, в XIV веке, князья - родные братья: - Иван Борисович Щепин в язычестве, до крещения прозванием Велелет- Сагил , и второй старший брат Пётр Борисович Щепин в крещении, а до принятия христианства прозванием Спирец – Чин. Когда князь Пётр был ранен в сражении с басурманами, его брат князь Иван Борисович, облюбовав в бору место, построил терем и подворье, благо до родного Ростова Великого два часа на лошадях. Много лет они и их дети прожили в селах, прозванным в честь брата Ивана, героя многих сражений за Землю Русскую, Иваново, Иванково и Ивакиным,(время истёрло название, а может в летописях монах-переписчик пропустил букву, заблудившись в однообразии названий, или же по злому умыслу, но одно стало называться ИВАКИНО, так и закрепилось прозвание на века.). Расскажем в этой книге лишь об одном Ивакине, пока. В древние времена, тогда это было глухое, вдали от дорог и затерянное в глухих лесах, сельцо, их вотчина, рядом протекает, ныне неширокая река Поникаровка, тихая рыбная речка. Место положение дальнего сельца, было очень выгодное, там в случае нападения врагов или лихих людей, скрывалась семья князя, с дюжиной верных, могучих и умелых воинов-дружинников, обычно родственников князя, младшими из рода. Один раз из-за лихих людей, а другой раз из-за недосмотра, терем и Храм сгорели, но братья-князья вновь их восстанавливали. У князя Петра Борисовича была дочь Ягнеда, выданная им за сына Ярославского князя и сын. Сына прозвали князь Данила Петрович, но прожил он не долго, умер молодым, погибнув в одном из сражений с недругами князя, так и не заимев наследников. По завещанию оставив Земли вотчины, терем и сундуки со златом, своему брату Ивану Петровичу Щепину, прозванием Буйнос, князь Щепин-Буйнос. Тот же не стал брать наследие, а закопал всё на месте терема, поставив над ним Храм, легенды и местные предания гласят: «А ежели кто, осмелится разрушить Храм, нарушив тем волю князей Ростовских, тот падёт в жесточайших муках враз и гибель будет роду того, ибо всё это принадлежит князьям Ростова Великого вечно, как и крест животворящий вложенный в усыпальницу княжескую. Сей оберег не даёт никому найти и взять эти сокровища, ибо даны и сохранены они для князей Ростова, на спасение Ростова Великого, когда граду княжескому будет тяжко и будет он на грани гибели он врагов, не внешних, но близких. И наступит время это чрез тысячу лет и три дня. Только тогда выйдут они на свет и спасут великий Ростов, ибо на кресте выбиты слова и выказана карта места схрона всего, а знают сию тайну креста только князья ростовские…» - из ростовской летописи XV века. (не её ли, этот схрон, искали сатрапы императора Николая I ?). Князь Пётр Борисович Щепин, захоронен по завещанию в самом Храме построенным его предками, отцом Борисом и дедом, лишь каменная плита, вернее осколок плиты (часть) напоминают о былом величии истории села. Надпись на камне гласит: « Пресвятой благоверный князь Пёт… …вич Щеп… …нос 82 –х лет вечна…ему… благоде…». Запись сделана с камня в апреле 1961 года, что лежит на обочине тропы, при подходе к Храму. (слева). Есть ли он ныне? В сентябре 2015 года, потомки князей Ростовских, князья Щепины-Ростовские приезжали в село Ивакино. Сейчас, оно представляет из себя, небогатое, очень скромное русское село. Жителей в нём очень мало, старая церковь в плохом состоянии, везде строительный мусор, но уже понемногу возрождается. Нам удалось переговорить со строителями, работающих по восстановлению Храма. Сами они все приезжие, обычные строители, незнающие методов реставрации, и скорее всего внутренние росписи в Храме будут стёрты ими, и вековые лики Святых исчезнут навсегда, оставив место для новой, чуждой храму новейшей росписи в которых чётко видна рука новой истории, и в этой спешке восстановления Храма, есть как плюсы, так и свои минусы. Но, подумав, мы все согласились, что лучше пусть его отстроят внутри заново, чем великая память и святость предков воздвигнувших его, канут в небытие, как Храм в селе Иванково. Одноглавая церковь уже начинает приобретать вид действующего Храма, и мы думаем, что приедем к нему не один ещё раз, повторив экспедицию 1956года. Со стороны обновлённой колокольни, стоящей в строительных лесах, подступает прямо к входу старое кладбище. На нём есть совсем свежие захоронения, но само кладбище, как и все сельские, бесхозные кладбища, заросло высоченной травой и сорняками, такими, что трудно пробраться к могилам. Старые, столетние и более древние Кресты вросли в Землю, многие по перекладину. Красивый, витой Крест, над могилою княгини Ольги Мироновны Щепиной – Ростовской, ещё держится, маленькая медная, совсем почерневшая табличка, скорее всего, прикреплена уже ближе к ХХ веку, чем в середине XIX века, так как рядом разбитые памятники более старые. Уж не потомки ли князей ростовских, кн. Щепины-Ростовские, в начале ХХ века, в двадцатые годы, заменившие памятник в Иванково приезжали и сюда, видя их разрушения, выставили Крест и очень скромную табличку (очевидно боялись надругательства над могилой княгини, как над могилой князей ростовских в Иванково, где тела князей Щепиных-Ростовских просто выкинули из могил, разрушив склеп, разграбив могилы. Там же были собраны тела и схоронены князем Щепиным-Ростовским А. Н., реликвии же (кольца стальные, сделанные из оков в Петровске, как и звенья цепи кандалов, жетоны сделанные князем в честь юбилеев X, XX, XXV – годовщин со дня восстания на Сенатской площади) сохранены и хранятся в семье декабриста до сих пор. Именно тогда, в 1920- 25 годах, (к 100-ю со дня восстания в столице империи) над захоронением и была установлена, как мы предполагаем, найденная в куче мусора (есть фото 1956 и 2000годов) плита из белого камня с надписью: «… декабристу князю Щепину-Ростовскому Дмитрию Александровичу…», выполненная, как мы точно знаем, по рисунку Князя Александра Николаевича каменщиком Фёдором Малыгиным из Шуи.). Старого захоронения, пантеона – склепа сейчас не существует, он разрушен и разбит в 1920 году местными партийцами. Чёрные мраморные плиты и ангелы разбитые, валявшиеся ещё в 1956 году, вывезены на тракторе, и не за один раз, как рассказал местный старик Иван. Всё заросло бурьяном и репьём, даже птицы облетают стороною место разора… Местные легенды, что в церкви витает дух убитых крестьян села, князей и последнего священника отца Николая Золотарёва, имеют полную основу. В ту ночь, что семья провела там, мы слышали крики и стоны жертв-мучеников, которые явно раздавались из Храма, всех это так поразило, ибо по рассказам участников предыдущей экспедиции 1956 года, они слышали те же звуки несчастных. На утро, позавтракав стали готовиться к отъезду. Но, уже собравшись, решили вновь переснять местность и сфотографировать все предметы в Храме и рядом с ним, чтобы сверить их со снимками 1956 года. А, на погосте, пересняли, скромный надгробный памятник Княгине Ольге Мироновне, с крестом и соколом в вершине на снимке 1956года, а ныне без оного. И к вечеру покинули место захоронения предков. Яркая Луна только усиливала ощущение тоски и боли по родным и близким нам людям, А ужас и страх душ обречённых, нами понятый и услышанный в Храме, только торопил нас вернуться к родным погостам … Село Иванково на Лиге, принадлежало кн. Дмитрию Александровичу после смерти его матушки, княгини Ольги Мироновны Щепин-Ростовской. (по завещанию), как и другие остатки некогда великой вотчины. Ныне, когда села нет, и остались одни руины Храма, а одноглавая колокольня, которая от времени накренилась и, наверное, уже не подлежит восстановлению, обязывает нас помнить о родных. Несколько лет назад, Князья попробовали разработать с архитекторами из Канады ( Квебек), проект восстановления Храма, но предварительное их заключение и расчёт сметы на восстановление Храма, мнение строителей оказалось неподъёмными для семьи и проект пришлось заморозить до лучших времён. Вот, что написал нам, в своем письме священник Александр, побывавший в этих местах: « - В 90-х годах, я и потомки князей Щепин-Ростовских ( Ваш батюшка и его двоюродная сестра Клава), после посещения Ростова Великого, были и в этом Храме, зрелище было печальное и очень грустное. Полная разруха и запустение, особенно на погосте Храма. Могилы разграблены и осквернены гробокопателями, как нам рассказал в своих воспоминаниях один старый житель Землево, ещё в двадцатые - тридцатые годы ХХ века. Нацарапанные надписи в Храме, как я углядел, были от 1940, по 1987 года, и сбитые образа на стенах Церкви, говорят о потери нравственности и уважения к родным предкам, да думаю и религии. Сохранилась лишь мраморная плита на могиле князя, декабриста Дмитрия Александровича Щепин - Ростовского. Грубая надпись на белом камне, гласит: « Князь (второй строкой прописью) Щепин - Ростовских Дмитрий Александрович. Третья строка: Штабс-капитан Московского полка… Участник событий на Сенатской площади 1825г. Ниже: «НАС УРАВНЯЛ БОГ». Также сохранились бронзовые, золочёные таблички (очевидно вырванные в 1920 году вандалами с крестов). Надпись: - «Княгиня Щепина-Ростовская Ольга Мироновна », очевидно, Ваши потомки точно не знали, где захоронена княгиня, или, как и её сына князя Дмитрия Александровича, поэтому и перезахоронили в единый склеп, а могила в Ивакино осталась как уважение к родовой усыпальнице князей Щепиных-Ростовских. Пока этот вопрос, лично для нас, остаётся открытым. 2 я надпись (на стене): « Прохожий, Здесь покоиться раб божий князь Щепин-Ростовский Дмитрий Александрович. Помяни имя раба Димитрия в своих молитвах путник… Если, это поможет Вам, буду рад…». Подпоручик Горбачевский, по словам одного из его товарищей, отличался необыкновенным мужеством и чувством долга перед товарищами, о чём написал много справедливых строк. В своих воспоминаниях о князе Щепин-Ростовском, он определил его: « - … как офицера, поставившего над своею жизнью и судьбой товарищей, родных, страшный эксперимент в желании стать свободным и жить в раскрепощённой России. Желая многого для народа, он начисто забывал о себе. Как-то, по моему где-то в двадцать третьем или двадцать четвёртом году, я встречался с его матушкой, Княгиней Ольгой Мироновной, тогда она только-только ожила после смерти супруга, незабвенного Александра Ивановича, а я был с ним косвенно знаком, так она говорила мне: « - Если Вы господа, не знаете куда идти и зачем, то вам каждый шаг на этом пути-дороге, покажется правильным, а даже к Храму тропинки далеко не прямые. Солнышко, и то даёт блики в зеркале, ослепляя своею красотою каждого, посмевшего взглянуть на правду истины… Смотрите ж господа, не обожгитесь истиной…».… В настоящее время в отечестве и на Украине живут прямые потомки князей Щепиных-Ростовских, всего четырнадцать представителей рода Ростовских: Княгиня Щепина – Ростовская Е. Князь Щепин - Ростовский С., Князь Щепин - Ростовский В. Княгиня Щепина – Ростовская О. Княгиня Щепина – Ростовская Т. , Князь Щепин-Ростовский А. ст. Князь Щепин - Ростовский А.мл., Княгиня Щепина – Ростовская Е. ,Князь Щепин - Ростовский С. мл. Князь Щепин - Ростовский К., Князья; Сергей С ст. ,Станислав С. Княгиня Светлана С., Князь Павел С. Ныне, шесть представителей древнего рода живут вне России, в Европе и Америке. Далее следуют; Род Князей Касаткиных - Ростовских известный всей России своей преданностью нашему отечеству, императору и закону. Князья благородны в своих благотворительных поступках и делах. С ними древний и славный, благородный род князей Лобановых-Ростовских, сделавшие для отечества своего многие блага и геройства. Последние представители гордой ростовской династии князья Бычковы - Ростовские, но, к сожалению сведений, о древнем роде Бычковых - Ростовских крайне мало и они скудны. Последние сообщения о них промелькнули в истории нашего отечества в первую мировую войну. Старший представитель этого славного, благородного, но обедневшего древнего рода, был князь Николай Васильевич Бычков - Ростовский. Русский солдат нашего великого русского воинства в первую мировую войну, пленник поляков в 1916 году, содержавшийся в лагерях военнопленных в Туходах, переведённый властью после неудачного побега в Чалкова, лишь в 1918 году вернувшийся в Россию, где женился, но вскоре умер от старых ран, полученных в боях 1-й Мировой войны. Супруга его ( как мы считаем) Осипова Екатерина родом из Вятки, родня ли она тем Осиповым, ( Осипов Николай Иванович, штабс-капитан. Убитый на дуэли в результате нанесённого ему оскорбления сослуживцем, из-за оскорбления тем памяти декабристов. Умер от смертельной раны в грудь 23.01.1847г. в Вятке и похороненный на Иоанно - Богословском кладбище). Осиповы были близки к семье декабриста в 1840 годах, что подтверждено перепиской декабриста и княгини Ольги Мироновны с Осиповым Н.И. К сожалению, не знаем самих подробностей о семье штабс-капитана Осипова, а вольно трактовать эти совпадения просто не в праве не подтвердив это документально. Лично мы уверены, что они прямые наши родственники, слишком много косвенных подтверждений и совпадений, и хотя редкие, но посещения самой могилы капитана моим батюшкой. Род князей Бычковых не пользовал княжеское достоинство, но и не оспаривал свой княжеский титул, что впрочем, природные князья и недолжны его оспаривать, так, как происходят они от рода Рюрика Великого и обладали владениями и землями древней Руси, княжествами, поселениями и городами. Никто не смел и не смеет лишать их титула, ибо они по роду своему и происхождению своему, уже рождены природными князьями, по воле нашего Бога. Дворянам же, которым жалуют титулы: Князя, Графа, Барона, не Фрайгерры (потомственные бароны) Светлости, каким либо из царей или недавних императоров, несомненно, достойны этого, но это всего лишь пожалованные звания и титулы, которые как дали им, так и в праве лишить или забрать оные, принизив в положении представительства русского или иного дворянства. Сейчас, в наше время многое изменилось, и нет прямых наследников имперской власти, это факт, и только остатки косвенных, не прямых потомков Романовых, не могущих претендовать, по законам Российской Империи и нынешней России, на право престолонаследия опустевшего трона России, царский - русский трон, существуют пока в Европе, и это печально. Достойных представителей дворянского общества, родов Рюрика Великого и достойного рода дворян Романовых живущих в нашем отечестве, достаточно, чтобы выбрать, избрать нового царя. Но делать это возможно, и не иначе, только после народного референдума, и если народ России пожелает, а русская православная церковь поддержит это решение и сделает свой выбор в сторону восстановления царской власти в нашем отечестве, то, так тому и быть, правда, это только наше предложение, а решать всё народу. При этом же, надо учесть, что на небесах, царский трон всевышнего господа нашего, никак не императорский, придуманный тщеславием и гордыней католической церкви для европейских королей, за что их и карает Бог веками, как саму Европу, так и их империи… Мы же, желаем и надеемся на возвращение царской власти в Россию, ибо Русь, не может быть без Бога, царя русского, российского хозяина.
                                                 
                       -------------------------------«»-----------------------------