Перейти к основному содержанию
Областной Орфей
01.12.12 Алексею исполнилось 35 лет. Пенсионный возраст для артиста балета! Известные его ровесники гремели своей славой на всю страну и за её пределами. Лёша смотрел на такое положение вещей свысока и с грустной улыбкой, произнося с придыханием и заметным театральным переигрыванием: - Вера моя в балет. В БАЛЕТ, господа! А мелкая рябь на воде, коей вы представляете это жалкое определение СЛАВА, меня нисколько не волнует. Пусть подавятся свей славой за деньги ! – на последнем слове голос, всё же, предательски сорвался, красноречиво доказывая обратное. Лёша тихо завидовал своим собратьям по профессии, стараясь отвлечься и утолиться верой в своё божество! Роли Лёше давали только в массовке и второстепенные. Дело в том, что репертуар областного театра оперы и балета славился своим разнообразием, а Алексей, какую бы партию не танцевал, какого бы героя не преподносил, а всё одно – носился по сцене Орфеем. Лёша ещё в детстве прочитал легенду о певце и музыканте, очаровавшем Аида и Пер-сефону своим талантом музыканта и певца. Но голосом парень обладал слабым, и петь у него никак не получалось. Тогда бабушка и определила мальчишку в хореографическую студию, а потом – в балетный класс. Шли годы. Алексей поехал в Москву, покорять столичную сцену. Там опытные наставники сразу вычислили, что парнишка слегка зациклен в своей привязанности к легендарному персонажу. Поначалу это даже умиляло: печаль в глазах, скорбь в жестах, сумасшествие минора в движениях… Но по убеждению столичных балетных светил, такая ограниченность образа не давало шансов Алексею стать великим танцором. - Да что вы все тут понимаете! Высшее искусство – это передать силу страдания! – не выдержал молодой человек на очередном просмотре, когда ему уже привычно указали на его пагубную для танцора привязанность к образу Орфея. - Высшая степень таланта артиста – это способность перевоплощаться, сударь! – Ровным, но с металлическими нотками в голосе, произнесла маленькая пожилая народная. Алексей остался в Москве. Его взяли в варьете. Это было для артиста балета унизительно! Лёша не имел друзей. Лёша-Орфей представлял себе, как его Известность-Эвридика наступила на змею бесчувственности столичных снобов, ничегошеньки не понимающих в духовном величии его трагизма, и была отнята у него! - Это не справедливо! Я – Орфей! Я лучший! Вы все пожалеете, что так со мной обошлись! Я – добро! Вы все, кто меня не принял – зло! Отныне я буду презирать вас, мелочь и суетные людишки! Есть одна истина – страдание! К 30 годам и варьете закрыло двери для Алексея. Он вернулся в свой город и пошёл в местный театр оперы и балета. - Так Вы – наш? Это здорово! Жилплощадь имеется – вообще всё решает! Вы зачислены в труппу театра! – Обрадовался директор, искренне пожимая руку странному молодому мужчине с печальным лицом и грустными глазами. Главному режиссёру хватило двух репетиций, чтобы увидеть прикованность Лёши к скале образа. - Мальчик мой! Тебе уже не 18 лет! Профессионализм артиста… - начал разговор главреж, но Алексей скривился, и трагическим голосом перебил руководителя: - Ваша приземлённость лицедейства мне скучна. Вам всем не дано понять тонкого мира духовного страдания моей души, которая не желает пачкаться в тлене житейской мишуры! Страдание – вот высший смысл человеческого существования! Вы можете радоваться грубой сермяжной радостью?! А чего ждать от мужика, не познавшего аромат сути высокого понимания… Вам не понять… Главный подумал, но не распрощался со странным сотрудником. Он оставил Лёшу для массы. С танцовщиками у него было не густо. Но при этом старался как можно меньше сталкиваться с диковатым обособленным артистом: режиссёра угнетала его манера свысока и с каким-то осуждением смотреть на окружающих. Если речь шла не о печали Орфея, то интерес такой разговор у Алексея не вызывал. Так прошло пять лет… Все привыкли к Лёше, даже жалели его. Надо отдать должное: как только разговор переходил в тему страданий, духовных рассуждений, Лёша преображался! И его на самом деле было интересно наблюдать в такие моменты: мерцающий взгляд повлажневших глаз, трагический голос разбитого горем Орфея – всё это казалось интересным… Но недолго. Неспособность Лёши быть живым и настоящим, в окружающих рождало жалость. Многие с ним заговаривали, жалея одинокого странного человека. Но долго никто не старался задерживаться рядом. Дежурно восхитятся глубине понимания им страдания покинутого Орфея – и бегут по своим земным делам жителей областного центра. - Алексей, здравствуйте. Зайдите в отдел кадров. Там лежит Ваш расчёт. Теперь Вы – вольный пенсионер и можете жить так, как посчитаете нужным. Прощайте! – Директор был сдержан и официален. Но он не стал подавлять вздох облегчения, когда дверь за Орфеем закрылась. Лёша сидел в гримёрке. Он со странным усердием наносил грим на лицо. Собственной бледности мужчине показалось мало, и он превратил лицо в белую маску с огромными скорбными глазами. - Лёшенька, и куда ты теперь? В клуб пойдёшь преподавать хореографию? – спросила Надя – ведущая солистка и по жизни очень весёлая девушка. Не услышав ответа, она продолжала - У меня свекровь работает в горисполкоме заведующим отделом культуры. Давай, я с ней поговорю? - Глубина страданий океана не свойственна дождевой луже! – Театральным жестом Алексей прервал поток Надиной речи. - Как знаешь… И вот ещё что, Лёша… Ты сам себе нарисовал страдания. Но со стороны хорошо видна искусственность твоего Орфея. Мужчина сорвался с места и вплотную подскочил к Надежде: - Что ты сказала?! Мелочь! Недостойная узколобая солисточка! Ущербная бездуховность! С кем ты осмеливаешься в таком тоне разговаривать?! Со мной?! Я – БООООГ! Алексей вихрем выбежал из театра и остановился посреди улицы. В этот момент горел зелёный свет светофора. Развивающиеся полы длинного чёрного плаща опали, Неожиданно Алексей вскинул голову и начал… танцевать партию Орфея. Пешеходы расступились, поторопившись перейти на нужную сторону дороги, но не разошлись. Все молча наблюдали, как странный мужчина в гриме, бледный, с сумасшедшим лихорадочным взглядом огромных, сценически накрашенных глаз, метался по зебре перехода, вращаясь в безумном танце, выкрикивая какие-то слова. - Что он кричит? – спрашивали друг друга прохожие? Но никто разобрать речи странного человека не мог. Машины сигналили, водители по выскакивали из авто, но Алексей ничего не замечал вокруг себя. - Я - Орфей! Я знаю страдание. Я боготворю своё страдание! Я – БОГ СТРАДАНИЯ! Я – БОООООГ!!! Теперь Лёша имеет собственный мир, в котором он – Бог. Палата на одного…
Ёмко и...печально. Всё-таки, искусство НЕ более, чем жизнь! Вот она, философия ЖИЗНИ. Спасибо за расширение сознания, Свест!!!
В прошлом году наблюдала...Нечто похожее... Печально... Нина, творческие люди, порой, не замечая границ, переходят в состояние эйфории и своей собственной реальности...Страшно, когда эту эйфорию они начинают считать действительностью...
Привет!Рада тебя видеть.Со всеми прошедшими праздниками.Добра и Света! Как всегда рассказ объемный по смыслу и сюжету...каждый их нас герой своей роли...
Спасибо, Танюш))) Если бы - герой... Чаще - раб. Раб своей маски\роли...
Когда любовь к себе зашкалит до предела... :frown:
Зашкаленная любовь - вовсе не любовь, равно как и недолюбовь... Суть меры. Нельзя жить жизнь, играя только роль... И только одну... Это - одержимость. Одержимость любовью? Хм... Не думаю... Одержимость любовью - это уже жажда обладания душой и телом. Печальна картина мук одержимого... Светочка, спасибо, что прочитала))) Давно ничего не пишу...
Одержимость самолюбованием. Светлана, Ваши рассказы притягивают. :wave1:
О! Вот это - стопудово так))) Одержимость самолюбованием. В точку! Не пишется, Света... Жизнь спокойная, уравновешенная, вялотекущая, катящаяся на закат... Гыыы-гыыы))))
Енто что ишшо за писсимизьм??? :bigeyes: На закат она покатилась, гляньте-ка. :laugh: В наши годы жизнь для нас ещё хранит немало тайн! :wink:
Неее-неее)))) Это мой комфорт, достигший размеров размеренности бытия)))) Так и до способности достичь прекращения внутреннего диалога - рукой подать))) Кажется, лейте Совушка как-то написала :ЛИШЬ В СОСТОЯНИИ ВНУТРЕННЕГО НАДРЫВА АВТОР СПОСОБЕН НА ПРОРЫВ И ВЗЛЁТ...
Несчастный человек, он просто зашёл в тупик. Трагедия. Мне так показалось. Интересно! Спасибо.
Да, Мила. Эта трагедия... Трагедия передоза самолюбованием, как точно определила Сурра...
Видели таких. Может, не до степени отдельной палаты, но явно туда стремящихся. Красиво сделан рассказ, эффектно ))) Нина
Нииинааа)))) Ваша способность чувствовать текст как самостоятельное живое существо, меня всегда восторгает! И такая оценка моей работы... Огромное Вам спасибищщщще!!! Что касается диагноза... Это от недолюбленности...
"Театр одного актёра" Я думаю такой человек живёт в каждом из нас. Только кто-то умеет его в себе удерживать, приструнивать, а кто-то нет. Дело даже не в творчестве, это может быть что угодно - великий педагог, самый лучший руководитель, самый большой профессионал своего дела...и даже банальное "а вот я в твоём возрасте" доведённое до абсурда. К сожалению с такими людьми приходится постоянно не только контактировать, а и находиться под их влиянием.... Как часто, Света, Вы меня заставляете копаться в себе и своей жизни :bigeyes:
Да. Творческий подход может быть и у сантехника! Вы бы, Лесенька, виденли, с каким усердием и даже с ЛЮБОВЬЮ, сантехник монтировал унитаз и раковину со смесителем на даче! Заглядение)))) Но творчество не должно становиться зацикленностью самолюбования... Я на самом деле очень рада, когда мои ФАНТАЗИИ (а рассказ я сочинила от названия и до последнего многоточия) заставляют замыслиться... Ой)))) Снова украинизьм)))) Я мешаю русские и украинские слова))))
Не, Свестушка, не "украинизьмишься" - простираешь язык, творишь его - нутром чую...