Перейти к основному содержанию
Успех человеческий старый кочевник...
(размышления о создании легенды « о лотосе крайнего предела») « И произрастил Господь Бог из земли (в раю) всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт., гл.2, ст.9). «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.,гл.2,ст.16-17). «Корень лотоса расположен у Трона Всевышнего и этот лотос определяет границу познания всякого сотворенного, будь то Пророк или Джебраиль. Все, что за ним – сокрыто для всякого и ведомо лишь Аллаху». И здесь, в этой конечной точке человеческого познания Вселенной, согласно тафсиру Ат-Табари, Господний свет, Нур снизошел на лотос и сокрыл в своей тени все, что было за ним. Пророк Мухаммад в тот миг не преступил границ дозволенного и взор его не посмел обратился к тому, что Аллах сделал запретным для любого из сотворенных Им. К 621г. в умме мусульман сложилась непростая обстановка*. Многолетнее бойкотирование жизнедеятельности уммы, точнее игнорирование ее членов, как членов нормального городского сообщества, посеяли внутри общины семена не то, чтобы неверия, но – безнадежности. Проповеди Пророка близки и понятны, каждый член общины делает все, чтобы быть достойным милостей Всевышнего, вся жизнь мусульман выверена согласно ниспосланным откровениям. И все же трудности и лишения не отступают. В борьбе с курайшитами на территории Мекки силы не равные – община ведет жалкое, почти нищенское существование. Постоянные оскорбления и унижения со стороны врагов «Истиной Веры» дополняются соблазнами сведений о «хорошо пристроившихся», тех, кто, не выдержав испытаний, переметнулся к ним. Враги не хотят не то, чтобы мириться с существованием мусульманской общины, но ходят упорные слухи о подготовке к убийству и самого Мухаммеда – «сердца и разума» каждого правоверного. Сведения, поступающие из вне мекканского оазиса тоже неутешительны. Для курайшитов разгром Византии, взятие в 614г. персидскими войсками Иерусалима и вторжение в Египет в споре язычества и единобожия были реальным подтверждением их правоты. Победы языческой Персии, с их точки зрения, являлись свидетельством превосходства язычества вообще над всеми разновидностями единобожия и, уж конечно, и над выдумкой Мухаммеда – Исламом. Реального силового противостояния не было, по крайней мере, со стороны мусульман. Откровений, разрешавших кровопролития пока еще от Аллаха не поступало. Мирное равноправное сосуществование тоже было не возможным: проповеди Мухаммеда подрывали основные традиции и устои мекканского общества. Жизнь, как бы «остановилась» для членов мусульманской общины. Приток новых приверженцев «истиной веры» прекратился. Жить, будучи полноправными горожанами Мекки: участвовать в общественной жизни города, работать, торговать, воевать, строить, просто развлекаться или же бедовать им не позволялось как мусульманам(практически изгоям), на предательство («переход в стан врага») решались не многие. Трудности финансового порядка тоже не было возможности урегулировать. Зарабатывать на пропитание не позволяли сильные семейные кланы, которым не интересен был Мухаммед с его новым(с финансовой точки зрения, пока еще ничего выгодного не сулящим)учением, а милостыня, оказываемая сердобольными, не сочувствующими его проповедям, а потому, что, по словам современников «по ночам очень сильно кричали голодные дети в квартале, где укрывались от опасностей мусульмане», эта милостыня мгновенно таяла при распределении. Более поздние толкователи назовут переселение в 615г. части мусульман из Мекки в Эфиопию первой(малой) хиджрой. Осознанная вынужденная необходимость была направлена в первую очередь на сохранение самой общины, потому, что забота о содержании десятков нищих семей, лишенных вообще каких-либо средств к существованию (за исключением стойкости в Вере), потянула бы на дно тех мусульман, которым, благодаря поддержки родственников (вне общины), кое-как удавалось удержаться на поверхности. Эфиопия в качестве временного(!) пристанища подходила лучше всего, хотя и там торговали давно и прочно обосновавшиеся враги-курайшиты, однако негус – христианин, и были все основания рассчитывать, что мусульман он в обиду не даст. Опасность, что находящиеся без присмотра мусульмане, вчерашние язычники, «соблазнятся» и отпадут от ислама, в Эфиопии была меньше, чем где бы то ни было. С точки зрения Мухаммеда христианство – вера в того же Аллаха, вера, конечно устаревшая и искаженная, но все же вера в единого Бога, а не гнусное идолопоклонство. В Эфиопии под благословенным правлением справедливого негуса (так его с признательностью величали мусульмане) переселенцы действительно нашли приют, защиту, возможность заниматься привычным делом – торговлей и оказывать помощь оставшимся в Мекке. Отказ негуса курайшитам в выдаче «беглецов» для мусульман явилось еще одним доказательством превосходства веры в единого Бога (даже такой несовершенной, с их точки зрения, как христианство): здесь справедливость и закон, в язычестве – беззаконие и произвол. Откровений (советов,указаний) свыше по поводу этого переселения Пророк не получал (нет официальных письменных источников) – это был целиком и полностью план самого Мухаммеда, проявившего себя в данном случае мудрым и дальновидным политиком, умеющим воспользоваться обстоятельствами, ради идеи, лидером, осознающим свою ответственность за тех, кто ему доверился. Споры о том был ли Мухаммед образованным (т.е. имел ли он не только знания о культуре, литературе, истории, верованиях, традициях родного «города» и близлежащих поселений, но и скажем так, был хорошо осведомлен о достижениях других цивилизаций) или был просто обученным элементарной грамоте торговым человеком, не утихают до сего времени, потому, что в них включается каждый, кто начинает знакомиться с Исламом и с личностью Пророка Мухаммеда. Все-таки я склоняюсь к мнению о том, что Мухаммед был именно хорошо образованным человеком (для своего времени). Другой вопрос , где и как он «получал» образование - если сирота в лучшем случае мог себе позволить хорошо выполнять указания/приказания Главного, начиная со «своего» первого похода с торговым караваном дяди в другой, новый, чужой мир и затем осознанно переосмысливал нужное и обязательное, прислушиваясь и досконально следуя советам людей бывалых и знающих уже с караванами Хадиджи, лично занимаясь всеми обстоятельствами, связанными с удачной куплей-продажей. Азы элементарной письменности и чтения он, возможно, приобрел будучи «на побегушках» в доме деда, а затем дяди. Беседы людей « уважаемых, умных, образованных», которые были частыми гостями его ближайших родственников, тоже откладывались в его памяти, ведь для него важнее всего было уметь произвести хорошее впечатление на окружающих, чтобы радовать, забавлять и тешить тех, от кого на прямую зависело его сносное существование. Всегда опрятный внешний вид, разумные и предсказуемые действия и поведение, сдержанная, приятная, обходительная речь (один Аллах ведает чего все это стоило бедному сироте) и постепенно Мухаммед заслужил репутацию человека серьезного, вдумчивого и рассудительного. Чисто логическое замечание: не удастся человеку, который не может(! не умеет, не имеет навыков полемики) говорить увлечь, заинтересовать и в конечном счете убедить собеседника в том, в чем он сам видит насущное и необходимое для каждого. Искусство торговать - умение преподносить свой товар так, чтобы его тут же купили, умение «заманивать» покупателя, «ловить его и держать на крючке», найти «слабинку» и убедить, что только этот мой товар, практически, он давно искал и такая удача, что у меня нашел и купил. И «работу языком» - вести торг/общаться с покупателем/продавцом в принципе, можно приравнять к сценическому мастерству: человек всегда и везде играет на публику, преследуя свой интерес – увлечь, заставить поверить, чтобы иметь возможность извлечь из этого конкретную пользу. Но все это хорошие пояснения к работе, ремеслу(даже актерскому), а как быть с тем высоким и светлым знанием , что нужно донести до умов людей, вложить в их сердца, что не сулит сиюминутной выгоды, скорого признания, обогащения, достижения власти. Мухаммед пошел дальше обыденного, поднялся выше земного. Его проповеди есть дар Всевышнего, которым он щедро делился с людьми. Проповедник, достигающий цели(а Мухаммед был именно таким), прежде всего хороший оратор. Оратор, обязательно владеющий информацией, сведениями, знаниями из многих областей человеческого бытия и, опять же, хороший психолог(«ловец человеческих душ» – обязательно)тонко чувствующий настроение и одиночки и толпы, чтобы умным, резким, добрым, витиеватым(«красным»)словом, а то и удачной фразой, поговоркой, цитатой, ссылкой привлечь внимание к своему выступлению или, уже убежденных, повести за собой(что особенно было важно для Мухаммеда). Откровения приходили в ответ на вопросы, задаваемые Мухаммедом Господу, в связи с возникновением очередной проблемы, сомнения, выбора в принятии решения, как для самого Мухаммеда, так и для общины или конкретных ее членов. Человеку(Мухаммед в первую очередь человек) свойственно ставить вопросы, в основном, конкретно, по существу. И ожидать ответа, по возможности, тоже конкретного, нечто абстрактное всегда нуждается в толковании и толкователе ( а это уже сродни гаданию, что для Мухаммеда было бы не приемлемо, унижало бы отношение к получаемым откровениям). Ожидаемый ответ должен быть всегда на том же языке, что и заданный вопрос (иначе см. выше о гадании) или теряется смысл избранности Пророка, как носителя всех знаний, передаваемых Аллахом. Естественно, что смысловая конструкция ожидаемого ответа, для вопрошающего будет только в соответствии с его базовым словарным запасом, уровнем знаний, понятий и представлений. Пророк и его сподвижники были глубоко и искренне убеждены, что стихи Корана – творчество самого Бога, о том, что Мухаммед «сочиняет» их не могло быть и речи, но вот передача/пересказ, донесение до слушателей – это все же деяния Мухаммеда. И если еще никто, ни при жизни Мухаммеда, ни позже, во время редактирования или переосмысления сур и аятов, составляющих Коран, ни в настоящие дни, не уличил Мухаммеда в косноязычии и бедности речи, то в очередной раз встает вопрос или уже у меня все-таки ответ: Мухаммед сам, всеми возможными средствами, занимался своим образованием, точнее самообразованием. Он последовательно шел к намеченной цели: уметь правильно, грамотно, правдиво, доходчиво и увлекательно для всех и каждого/любого излагать все те знания, которые он получает от Всевышнего, уметь заставлять задумываться и верить сказанному им, чтобы люди слышали, понимали и принимали к сведению именно то, что он и хотел бы донести до них. При высокой степени ответственности ( ведь это слова Аллаха) уметь внушать доверие именно правильной, грамотной речью – просто была святая обязанность Мухаммеда. По некоторым сведениям в доме у Хадиджи Мухаммед встретил Вараку*(!)-ханифа, ее родственника, который жил у нее и помогал по хозяйству. Возможно, долгие и интересные разговоры с ним о ханифизме* для Мухаммеда явились первым знакомством с реально существующей системой религиозных знаний: ханифизм впитал в себя некоторые, наиболее важные с точки зрения отцов-основателей, постулаты, как иудаизма, так и христианства, значит соответствующая и сопутствующая литература религиозная для базовых понятий у Мухаммеда была и пусть под руководством специалиста, но изучал ее все же Мухаммед сам. Почерпнутая информация из книг и, все-таки оставляющие много спорных моментов, пояснения самого Вараки (м.б. в их беседах впоследствии принимали участия и другие проповедники) заставляли Мухаммеда учиться полемизировать, оперируя имеющимися в наличии знаниями, так как сведения об Аллахе ханифов, его действия вообще и взаимоотношения с человеком вызывали у Мухаммеда много вопросов, на которые ханифизм не мог дать исчерпывающего ответа. И Мухаммед «пошел дальше» своего, возможно, одного из первых, реальных наставников. Весть о появлении в Мекке проповедника новой веры, объявившего себя пророком и посланником всемогущего Бога Аллаха, и о вспыхнувшей в связи с этим вражде в племени курайшитов быстро разнеслась по Центральной Аравии. Среди паломников и торговцев, посещавших Мекку, немало было и таких, которые собственными глазами хотели увидеть новоявленного пророка и из его уст услышать о той вере, которую он проповедует. Не повидав такой диковинки, появившейся в «столице», просто было неловко возвращаться домой, в родные оазисы и кочевья. Конечно курайшиты, как могли, препятствовали встречам приезжих с Мухаммедом, но предотвратить их совсем они были не в силах. Приезжих язычников Мухаммед принимал охотно, гостей угощали щедро, не скупились, и все же обстановка, в которой они заставали Мухаммеда, производила на них самое неблагоприятное впечатление. Бедность даже не главное – о том, что пророк ведет самый простой скромный образ жизни, было всем известно. Но окружение. Сплошь ничтожные люди, ни одного лица пользующегося известностью или уважением, одни какие-то неудачники. С первого взгляда было понятно, что ни богатством, ни властью, ни авторитетом в своем племени Мухаммед не пользуется. Конечно, Мухаммед обо всем этом знал и это очень сильно его огорчало. Вслед за угощением начиналась неторопливая беседа. Мухаммед подробно отвечал на все вопросы гостей, подробно объяснял им о милосердии Аллаха, о ниспосланных ему, Мухаммеду, откровениях, цитировал наизусть Коран. Гости внимательно слушали все это, вежливо благодарили, прощались и уходили. Никаких важных результатов подобные встречи не приносили – правда, росту известности Мухаммеду они все-таки способствовали. Мухаммед с горечью убеждался, что на кочевников его проповеди не производили никакого впечатления, они были совершенно чужды Исламу, языческие боги вполне устраивали их, никакой новой веры кочевники не искали, да и не хотели. Выходцы из оазисов казались менее безнадежными – Ислам они принимать пока не собирались, но слушали с интересом, чувствовалось, что религиозные поиски для них – дело наболевшее, серьезное. Бойкотирование преданных Аллаху и Мухаммеду и гонения на мусульман в родном городе вынудили Мухаммеда подойти вплотную к «границе» между Меккой и Аравией, и хотя граница эта была еще условная и зыбкая, но она уже пролегла через его душу и сознание; собственно Аравия тоже родина, но без священного города как бы не существующая, лишенная одухотворенности и смысла. Смерть Абу Талиба лишила Мухаммеда надежного защитника, а смерть Хадиджи разрывала последние узы, привязывающие его к неблагодарной Мекке. Никто и ничто больше не удерживало Мухаммеда в этом городе. Утрата Хадиджи предназначена была облегчить Мухаммеду его уход из Мекки, сделавшийся со смертью Абу Талиба неизбежным. Дело Ислама в Мекке было окончательно проиграно, и оставаться в ней не имело смысла. Сложность заключалась в том, что покидать город в одиночку Мухаммед и не намеривался, он искал, куда бы можно было выселиться из Мекки вместе со всей общиной мусульман. Около ста семей мог увлечь он за собой(не считая мусульман в Эфиопии). Сто семей – это примерно сотня мужчин, преданных Исламу, с то возможных воинов: сила не малая и опасная. Внедриться с такой силой в кочевое племя или какой-нибудь оазис было непросто, особенно если учесть, что Мухаммед искал не убежище для мирной жизни, а опорный пункт для дальнейшей борьбы. Горечь неудачи переговоров с жителями богатого и плодородного оазиса Таиф не остановила Мухаммеда в его поисках. Всю вторую половину 619года продолжались попытки договориться о союзе и покровительстве с кочевыми племенами Центральной Аравии. Речь опять-таки шла не только о защите самого пророка, но Мухаммед хотел, чтобы кочевники приняли к себе всю общину мусульман, взяли на себя обязательство сражаться против общих врагов и – если не все, то хотя бы шейхи – обратились в истинную веру, а стало быть признали Мухаммеда Пророком и Посланником Аллаха – со всем, что из этого следует. Аллах указал на Йасриб. Следует заметить, что Мухаммед, хотя и являлся курайшитом, был для жителей Йасриба не совсем чужаком – его прабабка, мать Абд аль-Мутталиба, и предки его матери Амины происходили из этого оазиса. Оазис, население которого было достаточно пестрым (многоклановое и разноплеменное) постоянно сотрясали вспышки междоусобицы, язычники устали от распрей и кровопролития, и основная идея проповедей Мухаммеда об уничтожении межплеменной и внутренней вражды, сплочение всех верующих в единую умму, один народ, внеплеменное объединение, была для них как нельзя кстати. На одной из ярмарок во время паломничества 620года произошла историческая встреча Мухаммеда с представителями из Йасриба. Они нашли общий язык друг с другом, и уже в 621году свершилась знаменитая Первая клятва при Акабе, которая ознаменовала вступление жителей Йасриба в общину мусульман – отныне они становились членами уммы Мухаммеда, единого народа, созданного верующими. В течение года в Йасрибе была подготовленна почва для переселения мусульман из Мекки, о чем знали лишь немногие посвященные – все задуманное надлежало хранить в строжайшей тайне от курайшитов, поэтому большинству верующих пока ничего не сообщалось. Самому же Мухаммеду предстояло справиться с очень трудной задачей: приучить своих последователей к нелегкой мысли о неизбежности выселения из родного города. Главный довод против ухода из Мекки, конечно же религиозный. Мусульмане привыкли почитать Каабу, которая для них была Домом Аллаха – единственным «домом» на земле того Бога, которому они поклонялись. Уход из Мекки одновременно был и уходом от величайшей святыни, опасным разрывом с Аллахом, который хотя и вездесущ и всевидящ, но все-таки не зря же избрал Каабу своим «домом», местом угодных ему молитв и жертвоприношений. Ответ Аллаха на мучительные сомнения выбора для мусульман Мекканской общины не заставил себя долго ждать. Через несколько месяцев после Первой клятвы при Акабе в ночь с 26 на 27 числа месяца раджаб Мухаммед пережил фантастическое видение, прочно вошедшее в историю Ислама под названием аль-исра ва аль-мирадж. Под руководством Джебраиля Мухаммед на удивительном животном (Бурак) был перемещен к Храмовой горе* в Иерусалиме, где вместе со всеми Господними Пророками, которые приходили к людям до него, совершил молитву, причем именно он Мухаммед возглавлял богослужение, а все Пророки стояли в ряд за его спиной. Затем, после окончания богослужения Бурак по ослепительной лестнице вознес Мухаммеда к Престолу Всевышнего. Это ночное путешествие в «мечеть отдаленнейшую» и вознесение к Трону Аллаха неоднократно, интересно и красочно описано в религиозной мусульманской литературе. Для себя же я буду пользоваться только теми краткими опорными сведениями, которые помогут дать реальное пояснение истинных (на мой взгляд) причин создания легенды «о лотосе крайнего предела», как одной из самой красивой, вызывающей неподдельный интерес и восхищение во все времена, части легенды «о ночном восхождении Пророка Мухаммеда к трону Аллаха). Итак. Чтобы обосновать законность выселения из Мекки и отмести последние сомнения колеблющихся членов мусульманской общины Аллах открывает Мухаммеду знания, что все-таки иерусалимская «мечеть» для него важнее и там совершают свои богослужения все угодные ему Пророки. Так, что первостепенность Каабы, «мечети заповедной, неприкосновенной», как бы отодвигается на второй план. На новом месте в Йасрибе главное продолжать ревностно и усердно почитать Аллаха и следовать его заповедям, передаваемым через его Посланника и Пророка на земле Мухаммеда. Ни в Мекке, ни в ее окрестностях нет таких святынь, которые опасно и недопустимо покидать. А что касается удаленности, то это не имеет значения для угодных Аллаху - Бурак, что значит молниеносный, в миг доставит их для богослужения в любое место, указанное Господом. Сразу после ночного путешествия Мухаммед изменил киблу, направление молитвы. Теперь он обращал свое лицо в сторону Иерусалима, и его примеру последовали большинство верующих. В Иерусалимской мечети молятся все те Пророки, о жизни которых Мухаммеду рассказывал в откровениях Аллах. Озаренные и одушевленные верой в единого Бога, они решительно порывают с идолопоклонничеством и обращаются с проповедями Истиной веры к язычникам. Их проповеди и призывы возбуждают ненависть и преследования со стороны идолопоклонников, их оскорбляют, над ними насмехаются, называя обманщиками и колдунами, одержимыми и бесноватыми. Но Аллах не оставляет своих посланников без помощи и не дает язычникам восторжествовать над ними. Впрочем, и Пророкам не удается победить язычников – вместе с уверовавшими они покидают родину и уходят, а язычников Аллах поражает разными карами, вплоть до полного истребления. Уходом, выселением, а не победой неизменно заканчивается конфликт Пророков и язычников, и не уверовавшие, а сам всемогущий Аллах карает ненавистников и преследователей. И сейчас Мухаммед единственный реальный Посланник Аллаха на земле, поэтому именно он был поставлен впереди, во главе Пророков на Богослужении в «мечети отдаленнейшей». От Мухаммеда, своего нового Посланника сейчас ждет Аллах выполнения возложенной на него Пророческой миссии. Затем Джабраил предложил Мухаммеду две чаши: одну с вином, другую с молоком. Пророк выбрал чашу с молоком и сказал Джабраил: «Ты взял то, что соответствует естеству». Новорожденный первое, что пробует на вкус - молоко матери, оно питает, хранит и оберегает в первые годы жизни, дает силы и здоровье для дальнейшего роста и развития. Ведь умма мусульман только не давно познала жизнь в Истиной вере. «И поэтому и ты, и община твоя будете выведены на прямой путь…». Т.е. Мухаммед сам в здравом уме и твердой памяти, соблюдающий себя в чистоте нравственной и физической, обещает всегда быть таким, потому, что его разум не затуманен винными возлияниями, и он всегда будет строго управлять как своей волей и желаниями, так и правильно, согласно воле Аллаха, руководить общиной единомышленников. «…а если бы ты взял вино, то община твоя сбилась бы с пути!». Человек, в состоянии опьянения теряет свой человеческий облик сам и сбивает с пути приличий и порядка товарищей и людей близких; он просто омерзителен, гадок или жалок в своих действиях и поступках; не в состоянии отвечать за содеянное он приносит неприятности, стыд и горе семье и родственникам. О какой новой жизни под сенью Истиной веры может в таком случае идти речь, если известно, что люди пьяные, потерявшие разум – игрушки в руках не дремлющих темных сил зла во главе с Иблисом, власть которого простирается только над теми, кто уже перестал быть искренним рабом Аллаха. Думаю, что предложение выбора (вечного выбора для человечества) между вином (злом) и молоком(добром) и было главное и решающее испытание для Мухаммеда. Именно выбор решал судьбу пропуска к Престолу Всевышнего и Мухаммед с честью, согласно своему внутреннему убеждению, образу жизни: мыслей, намерений, поступков, прошел этот экзамен. Все коранические легенды и притчи были осмысленны и переосмыслены уже в более позднее время арабскими мудрецами(учеными) и не только на социальном уровне (влияние обстоятельств места и времени, вмешательство экономических предпосылок и чисто психологических мотивов таких как элементарный, но вечный человеческий фактор на становление самого Пророка – укрепление его в понимании и убежденности его Пророческой миссии и на оформление учения, как целостной системы), но и на философском. Т.е. придание откровениям Пророка Мухаммеда, застывшим догматам ортодоксального Ислама, более высоких, возвышенных, нередко изящных и утонченных духовно, смысловых надстроек. Есть философские пояснения и обоснования всех или почти всех высказываний и действий Пророка Мухаммеда, все это создано позднее, возможно, когда строгий аналитический ум здравомыслящих потомков выявил много несоответствий, зачастую бессвязность, обрывочность в канонизированном тексте Корана. Но, согласно главному постулату Ислама: « Так угодно Аллаху!» - если книга собрана и узаконена именно так, значит это было угодно(данная редакция откровений Пророка) Аллаху! Поэтому пытливый ум, не входя в противоречия с предложенным на все времена списком догм, начинает вчитываться пристальнее, пытаясь за житейским, будничным и насущным (для времени Мухаммеда) искать действительно сокровенное, чтобы, наряду с общепринятыми сведениями доступными каждому/любому, постичь то Божественное начало, благодаря которому Мухаммед стал тем, чем он является для человечества и по ныне, а Книга, ниспосланная через него людям, не теряет своей власти над их жизнями и умами, проходя через все их миры и века. Судя по ряду преданий, Мухаммед летом 621года рассказывал только о путешествии из Мекки в Иерусалим и обратно, о чем и упомянул в Коране. Легенда «о ночном восхождении к трону Аллаха», украшенная подробностями, сложилась много позднее, уже после смерти Пророка. Зачем нужно было создавать легенду «о ночном восхождении Пророка к трону Аллаха», для чего понадобилось такое нагромождение сведений и событий (объединение с рассказом о ночном путешествии в «мечеть отдаленнейшую»)??? Логика в рассказе о ночном посещении Иерусалима мгновенно «туда и обратно» очевидна: пусть фантастическое, но закономерное отражение планов Мухаммеда на будущее: исход из родного города и оставление Каабы, Великая Хиджра, санкционированная Всевышним. Но создание, причем намного позже, легенды о «ночном восхождении к трону Аллаха», на мой взгляд, ничем не оправдано, кроме как ознакомительная экскурсия по «семи святым небесам, знакомство с их обитателями и приемным/тронным залом Аллаха», никакое другое объяснение не нахожу. Предполагаю, что если бы сам Мухаммед попытался бы рассказать о своем прохождении всех «семи небес/чудес» и о, практически, личной аудиенции у Аллаха, ему бы сразу был бы задан конкретный и вполне резонный (интересующий не только злобствующих врагов) вопрос: - Вы только, что вели Богослужение со всеми Господними Пророками в Иерусалиме, причем главенствовали среди них и когда Вы взошли на небеса, неужели никто из них (даже если Вы не осмелились спросить, а Господь не пожелал сообщить) не шепнул, не намекнул о небе/месте, уготованном лично Вам, как одному из них, Пророков и Посланников Всевышнего на земле, равному среди них??? И, если рассказ о фантастическом видении Мухаммеда Иерусалимского храма явился для мусульман своеобразным испытанием на прочность и полноту веры, испытанием на преданность лично Мухаммеду, который(пусть после некоторого естественного замешательства) вся община выдержала с честью, то как бы отреагировал сам Мухаммед на поставленный(обязательно, жизнь есть жизнь и люди, практически все одинаково мыслят в таких случаях) вопрос и какое впечатление произвел его ответ на всех услышавших - я не знаю и не хочу пускаться в дальнейшие ненужные измышления. Я также, как и все мусульманские исследователи и комментаторы жизнедеятельности Пророка Мухаммеда говорю: « На все воля Аллаха!»*. Но я бы хотела прокомментировать все опорные пункты легенды «о ночном вознесении Пророка Мухаммеда к трону Всевышнего», я выделю их в отдельную работу и опубликую позже. Базисные сведения для работы, в основном, взяты из книги «Жизнь Мухаммеда» В.Панова и Ю.Вахтин. Я выражаю им глубокую благодарность и бесконечную признательность, так как только после прочтения, когда-то очень давно, их книги, Пророк Мухаммед стал для меня чем-то реально существующим, человеком, описание жизни и судьбы которого, вряд ли когда-нибудь оставит кого-то равнодушным. **************** *** «Успех человеческий старый кочевник, Приходит к достойным….» Б.Кербабаев. ( Часть первая, Вторая часть – Несказка «Волшебные бобы» ). *** Когда я пригнал свое стадо на стрижку, мать моя, жрица, спросила меня: "Вижу по лицу: ты увидел что-то новое. Что это?" "Это моя печаль", -- ответил я. "Все новое печально, -- сказала она. -- Садись сюда, на мое место, и побудь со своей печалью". («Сказки старой Англии». Киплинг Р.). ***Ханифизм – религиозное движение в Аравии в 6в. – нач. 7в.предшествующее Исламу. Ханифы восприняли некоторые важные стороны иудаизма и христианства, проповедовали монотеизм и аскетизм.(Атеистический словарь). Варака или Осман ибн Махзум – ханиф, один из первых принял Ислам, упорный сторонник крайнего аскетизма и полного неучастия в политической борьбе; с ним и близким ему по духу мусульманами у Мухаммеда нередко возникали трения. (В.Панова, Ю.Вахтин «Жизнь Мухаммеда»). ***Собственно никакого иерусалимского храма уже давно не существовало; почти шестьсот лет назад, после Иудейской войны, храм был сожжен и разрушен римлянами до основания. На его месте после победы христианства была воздвигнута церковь - эту церковь, унаследовавшую святость храма, выстроенного царем и пророком Соломоном, имели в виду Мухаммед и его последователи, когда они упоминали об «отдаленнейшей мечети». ***Скажи: «Прибегаю к Господу людей, царю людей, Богу людей, От зла наущателя сокрывающегося, Который наущает груди людей, от джиннов и людей!» («Люди» «Ан-Нас»114)пер. В.А.Эбермана. Апрель2012 – январь 2013