Перейти к основному содержанию
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух?…»
К вопросу о сказках, мифах, легендах….Волкооборотничество, например… Мне с детства было интересно читать сказки и я во все(почти во все), о чем или о ком в них рассказывалось верила. И всегда удивлялась: почему нужно не верить и почему «потому, что это не правда, а в жизни так не бывает»??? Для меня и до сих пор (а именно жизненный опыт и показывает, что все «оттуда» из сказок, только полуграмотное население(многие и этикетки-то на продуктах не всегда читают) не получивши нужную информацию из сказок, во взрослой жизни начинают творить такие чудеса, что просто диву даешься…) все в сказках ясно и понятно. Но сейчас мне еще проще, чем в детстве объяснить сказочную действительность. И вот когда столкнулась с перечислением работ, принадлежащих маститому ученому, академику, чьи труды (кстати, еще до военного времени) в некоторых областях и до сего дня являются непревзойденными, ценными и современными – вдруг обнаружила работу «о волкооборотничестве». Родное! Оборотничество, всевозможные оборотни в сказках (так же как фантастические рассказы о полетах человека на космических кораблях со скоростью света) – это же вечная заноза для ребенка у которого мама физик. Если один раз распад человеческого тела на элементарные частицы произошел, то восстановление не возможно, либо(утешение) это будет некое другое вещество. Но мама и выручила: пояснила ребенку азы квантовой физики – энергия, она может изменяться и преобразовываться и т.д. (мысль человека – один из видов энергии и с ее помощью можно и Иерусалимкую мечеть посетить, не выходя из дома, как Пророк Мухаммед, и сбегать на разведку, загипнотизировав своих солдат, как Вещий Олег, когда его войско вдруг увидело большого волка, выскочившего из его шатра и побежавшего в сторону неприятеля). Потом, правда, в конце 90-х в журнале «Наука и религия» две КФН опубликовали статью « Магия и квантовая механика»(кажется так), где преподнесли читателю хорошую лекцию, как физики, но весьма поскромничали с аргументами из «магии». Но, зато, после прочтения этой статьи я проанализировала и очень хорошо осознала один эпизод из детства. - Не представляю в каком захолустье (у каких-то ее дальних родственников по которым она постоянно ездила «с инспекцией» и меня иногда с собой брала) мы с бабушкой(вообще ее бабушкой вряд ли кто мог назвать в те времена – скорее самоуверенная, энергичная, моложавая, очень правильно следящая за своей внешностью, женщина средних лет) оказались у общественного туалета – стандартно(по тем временам) загаженного вдоль и поперек и даже за несколько шагов на подходе к нему. И бабушка(ворча и склоняя по падежам всех местных заср…в) мне тогда сказала: - Никогда так не делай(и дальше шел аргумент не связанный с культурой, порядочностью и уважением к окружающим, как если бы это говорила моя мама), нельзя оставлять свое г… на глазах у людей, всегда найдется какая-нибудь ведьма?(тогда я почему-то не удивилась, я вообще не поняла), которая на нем? сделает с тобой все, что захочет? И не дай Бог если у нее будет твоя кровь – это вообще… упаси тебя Бог!!!(ее любимое – «Худай сакласы»). Время было смутное и статья в журнале ни каких откликов, по-моему, в дальнейшем не получила, м.б. этим женщинам как-то лично писали читатели, но развития темы, она в последующих номерах не имела(хотя и издание самого журнала уже стало лихорадить, а то и вовсе пропал – «ведьма страшные девяностые» сделала с ним «свое черное дело»). По поводу оборотней я еще как-нибудь выскажу свое мнение, а пока это то, что называется «присказка, а сказка будет впереди…». ***************** «Скажи мне, кудесник, любимец Богов, что сбудется в жизни со мною?» (Пушкин А.С. Песнь о Вещем Олеге.) Началось все с того, что при просмотре одной передачи по ТВ, где рассказывалось об известном «Копье судьбы»* я вдруг отчетливо поняла, откуда в нашей сказке о «Кощее Бессмертном» появилось понятие «игла, которую нужно переломить». Тут же побежали мысли, а откуда же пришла такая взаимосвязь «копье – игла» в русскую сказку и сразу всплыло описание «приема Эльги Архонтиссы Росов» в Константинополе* - вот оттуда то и привезли «люди именитые и проч. челядь» новые сказки(сведения о «копье волшебном») о чудесах Царьградских. Ну и сразу мысли: Ах какая я догада, сейчас всему миру сообщу!!! Сказки кто читал, кто нет, но уж знаменитый фильм в детстве пересмотрели все, и это будет интересно для многих. Ради приличия открываю сборник сказок великого знатока и собирателя и читаю*: …..Чтобы совершить такой подвиг(отыскать Кощееву смерть), нужны необычайные усилия и труды, потому, что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; стоит только добыть это яйцо и сжать!!! его в руке, как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль; стоит только раздавить!!! яйцо – и Кощей мгновенно умирает. Это в сказке про Кощея Бессмертного( «Народные русские сказки». Из сборника А.Н.Афанасьева. М. изд. Правда.1982г.), Первые книги этих сказок изданы в 1855-1863гг. Получается, что в девятнадцатом веке(и до него тоже) ни о какой игле и слова не было… Прощайте сокровища Василевса, копье на Великую Княгиню впечатления не произвело, другие сведения и проблемы занимали ее мысли в тот момент, либо… его на тот момент не было(или тогда еще оно не имело такой легенды о своей судьбе)*. Значит «игла» получила свое право на существование в яйце(уж извините!!!) Кощеевом только при создании сценария фильма «Кощей Бессмертный». Насколько это дополнение продиктовано только этической стороной - понятно, но вот главную роль, на мой взгляд, все же сыграли политические события того времени. Итак, к созданию фильма приступили в 1941г. +++Когда уже 1944 году на экраны вышел фильм Роу «Кощей Бессмертный», образ вселенского зла русских сказок – людоед Кащей имел явные черты злобного беса ранней готики!!!. Эта художественная игра в те годы считывалась самым простым зрителем: Кащей – враг, немец, фашист.+++ Образ Кащея был заимствован с образа третьего всадника картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса» + с эти предположением я тоже полностью согласна. И тут надо снова обратиться к событиям того военного(предвоенного) времени тесно переплетающимся с судьбой «копья». +++Копьё вместе с другими атрибутами императорской власти с конца XVIII века хранилось в палате сокровищ Венского дворца. В 1938 году, после аннексии Австрии Германией!!! обербургомистр Либель перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти в Нюренберг.+ Собирательство Гитлером всех известных и неизвестных/немыслемых предметов, имеющих хотя бы мало-мальское отношение к чудесным – известно* и неоднократно обыгрывалось в романах, детективах и проч., а затем переносилось на большой экран. На весь мир Гитлер сообщает о том, что он является обладателем «копья Судьбы» (вот здесь мне всегда было интересно судьбы чьей? - своей или всего мира/человечества?). И весь мир, а главное он сам, затаив дыхание ждет - что же будет дальше вообще(смысл чудесности данного предмета так до конца никто не знает, кстати и в наши дни – тоже). Исполнил Гитлер импровизированный танец людоедов с острова Мумба-Юмба , агрессивно помахивая вожделенным копьем на все стороны света* – и « поперло»( говоря простым языком) мужику. Весь мир застыл, остолбенел, обалдел от счастья или шока, но никто и слова поперек сказать не может – делай все что захочешь «властелин»(правда пока неизвестно чего), а мы посмотрим, что же будет дальше. В другом мире, в другом измерении «дядюшка Джо» смотрел на все это и приговаривал: - Поживем – узнаем, поживем - увидим, можем мы и сами шевелить усами!!!…* Но вернемся к фильму. Что нужно было донести до сознания каждого зрителя, жителя страны и гражданина, когда враг уже не где-то там (в Испании, например), а на твоей земле. +++ Эпическая сказка, снятая в годы Второй Мировой войны. Русский богатырь Никита Кожемяка и Булат Балагур спасают землю русскую от вражьих полчищ Кащея Бессмертного и освобождают красавицу Марью Моревну.+ То, что СССР одержит победу над фашисткой Германией было ясно самого начала причем и той и другой стороне(хороших экономистов в мире было много). Вопрос был только один: время – продолжительность «работы мясорубки». Длительность была не выгодна обеим сторонам, но в случае с СССР время все равно работало на победу(человеческий фактор, конечно заставлял ускорять его), а в случае с Германией - на поражение. Скорее всего, фильм должны были показывать еще после «сталинграда», но, что-то не срослось (возможно, технические проблемы), м.б. отснятое не совсем было подходящим в такой момент, чего-то явно не хватало*. Все ждали «перелома» хода войны(переломить во чтобы это ни стало – стальную иглу переламывают!!! по фильму). Думаю, что знаменитое сражение на «курской дуге» и был тот долгожданный перелом, когда советские танкисты не только оружием, но и смекалкой перебивали хребты «тиграм» и «пантерам" .* Русский богатырь – это понятно, нормально, так и должно быть в русских сказках. Но вот Булат Балагур – это уже из области «дружбы народов» населяющих СССР. Не одни русские воевали за освобождение своего отечества(Советский Союз, если кто помнит было «отечество наше свободное»), но и…. А вот здесь, думаю, создателям сценария пришлось поломать голову. Во главе отечества – грузин, значит с русскими д.б. грузин, но нельзя: во- первых войну пока он(будем честными перед нашим прошлым, именно Сталин) еще не выиграл, а во-вторых (опять же будем реалистами) – уродца не представишь, а перед красавцем-горцем( все тоже - «Свинарка и пастух») ни одна русская красавица не устоит и зрительницы если что - ее не поймут - как можно выбирать между русским богатырем и грузином? Другое дело неизвестной национальности, но человек восточный, да еще Балагур(советский вариант Ходжи Насреддина и Алдар Косе в одном лице). 9 мая 1945г. русский богатырь и его не русский названный брат обрели свои настоящие имена: Егоров и Кантария. В общем негоже русскому богатырю( да и не русскому мужику тоже) мять в руках Кощеево яйцо(опять прошу прощения). Потому, что по логике вещей(из сказки вытекающей) - чтобы сообщать Кощею о надвигающейся опасности яйцо д.б. гутаперчивым (любым, что можно мять, до того, как раздавить). Но яйцо, что в птице(все равно какой) – очень хрупкое – зачастую взял в руки неудачно, и вот уже и раздавил. Вот тут-то и пригодились сведения о «гвозде чудесном», усиливающем мощь «копья чудесного», оказывающего, чудесное же, влияние на владеющего им в данный момент. Гвоздь, он же - стержень, он же – игла, главное то, что очень трудно переломить, но русскому богатырю и это по силам. А главное – логичное продолжение: из хрупкого яйца достают иглу( а ее в руках вертеть –крутить, дожидаясь Кощея все-таки эстетичнее) и она – конечна -в ней ничего не спрячешь или из нее уже ничего не вытащишь. Все – на глазах зрителей русский богатырь переломил стальную иглу и конец волшебству черному чужому и здравствуй светлое будущее наше(«в очередной раз «весь мир насилья мы разрушим – до основания, а затем…)*. Счастье и у русских людей и на Востоке, в общем - мир во всем мире. Американцы тоже поиграли с копьем, вернее с наконечником - никаких чудес, а дядюшка Джо отреагировал на их атомную бомбу созданием своей водородной. И хоть бы какое уважение к новым властителем «копья чудесного» проявил, пришлось возвращать на место – и пока никаких сообщений о всплеске могущества или превосходства в чем-либо из Австрии. *** У этого термина существуют и другие значения:. Копьё Лонгина (Копье Судьбы, Копье Христа) — одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого наКресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В мире есть четыре заявления о наличии копья. Но история чудес(как хороших так и плохих), проявляющихся сразу после приобретения или потери копья кем-либо - одна на всех. Ватиканское копье - Хранится в Базилике святого Петра в Риме, куда попало в XVIII веке из Парижа, где оно хранилось, как считается, со времен Крестовых походов. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с V века. Согласно Католической энциклопедии, после захвата Иерусалима персами в 614 году копье ещё оставалась в городе, а его наконечник был отделен и увезён в Константинополь; там он оставался до 1492 года, когда был подарен султаном папе Иннокентию VIII, увезён в Рим и помещен в соборе Святого Петра Венское копьё - ведет свою историю со времен Оттона I (912—973 годы). Оно характеризуется вкраплением металла, считающимся гвоздем с распятия. Копьё вместе с другими атрибутами императорской власти с конца XVIII века хранится в палате сокровищ Венского дворца. В 1938 году, после аннексии Австрии, обербургомистр Либель перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти, которые он выставлял в течение года вцеркви св. Катарины. Обстоятельства перевоза атрибутов императорской власти из Вены в Нюрнберг и их возвращение Австрии генералом Джорджем Паттоном, обросли многочисленными легендами. Благодаря этому, копьё является важной составной частью современной мифологии, возникшей вокруг замка Вевельсбург, Это из википедии. Но в передаче о копье говорилось о гвозде, вытащенном из тела Христова после его смерти, который и обладает чудодейственной силой, усиливающей могущество копья (собственно говоря, вообще-то речь ведется о железном наконечнике, потому, что древко/деревянный шест/палка не играют никакой роли они ломались и менялись очень, очень часто). Этот железный стержень(«гвоздь») имеется в наличии(хорошо просматривается) только у Венского копья. И по большому счету, если переломить именно этот «чудо-гвоздь» у обладателя копья и начнутся большие неприятности, беды и несчастья, вплоть до его смерти, да и само копье(наконечник) как источник чудесной силы(почему-то именно могущества), в принципе, перестанет существовать. *** Константин Багрянородный. Прием Эльги, Архонтиссы Росов. Из книги о церемониях. …После того, как Василевс встал от обеда, состоялся десерт в Аристирии(букв. – место для завтрака), где стоял малый золотой стол, установленный в Пенталиргии(где выставлялись!!! самые ценные вещи из императорской сокровищницы). На этом столе и был сервирован десерт в украшенных жемчугом и драгоценными камнями чашах. (пер. Г.Г. Литаврина). *** А я ведь в детстве столько раз перечитывала этот сборник, брала и у одноклассников, и в школьной библиотеке, до того как он появился в домашней библиотеке вместе с другой книгой Афанасьева А.Н. «Древо жизни»(избранные статьи)М. «Современник». 1983г. Но видать сила стереотипа смерти Кощеевой по фильму затмила все другие сведения. ….а сказка «Лягушка-царевна» из этого же сборника, повествует о Елене Прекрасной, которая после сожжения лягушечьей шкурки обеспамятствовала(?), бросила Ивана-царевича зажила себе припеваючи(ничего не помня из прошлого) у старшей сестры(?)кто это не указано). И только при активной помощи сестер из избушек на курьих ногах, он смог вернуть память жене и привезти обратно к себе в дом. *** Странно, что первые мусульмане, во главе с Пророком Мухаммедом, никогда не упоминают об этом чуде. А ведь Византия с ее богатствами и спесью всегда задевала своим пренебрежением Пророка Мухаммеда и знание откуда или благодаря чему(чудодейственному копью) такое и могущество, и богатство не могло быть не интересным для него(но ни одного откровения по этому поводу). Да и позднее при дарении султаном Ватикану такой, ну просто бесценной, вещи - кто кого здесь обманул??? *** Одно сообщение о посещении послов Гитлера Шамболы чего стоит(стандартные типично русские напутствия: иди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что, а я пока и не знаю для чего мне это пригодится - его солдаты вынуждены были исполнять с немецкой точностью и аккуратностью) . ***…старинное русское «кощуны творить» - совершать действия приличные колдунам и дьяволу(кощунствовать), а в областных говорах костить –ругать, бранить.( Афанасьев А.Н. Древо жизни(избранные статьи)М. «Современник». 1983г.). *** Кстати, «Таракан, Таракан, Тараканище» на ту же тему; А отношение Сталина ко всему сверхъестественному тоже известно. Так открыто и кричаще он своего интереса не проявлял, не афишировал свои поиски, но литературы на этот счет прочитал не мало, сведения собирал обо всем, обо всех, и не менее обстоятельно, чем Адольфхен; да и один из его учителей и консультантов, друг - Г.Гурджиев, к примеру, всегда мог и подсказать, и посоветовать, а при удобном случае и эмиссаром от его имени выступить. ***С удовольствием бы прочитала воспоминания сценариста фильма. *** Блокадные дневники и описание сталинградской битвы читать без слез все равно не возможно, а описание танкового сражения на «курской дуге» – просто дух захватывает от азарта, хотя понимаешь, что «утюжили» танки людей. *** Вот американцы, вроде бы всегда против коммунистического движения выступали. Но, практически все их фильмы о современных миссионерах можно вкратце охарактеризовать именно этими строками из «Интернационала»… 14.07.13.
Очень интересное исследование!Единственное, что меня озадачило:заявление о победе "русской смекалки" в Курской битве. Раньше об этом помалкивали, сейчас понемногу завесу приподнимают над тем, что мы там немцев завалили жённой техникой и трупами.Осуждения с моей стороны здесь нет: победа была нужна там любой ценой и мы её заплатили! После освобождения Прохоровки семейство моего друга решило возвраитться на родину - в Прохоровку. Поживши там пару месяцев, оно было вынуждено возвратиться назад: жить там было невозможно, так там земля была начинена железом и минами. Дружок был пацаном 10-летним и пошатущим: ватаги пацанов бродили по полям сражений. Каждый имел личный арсенал оружия. Но Мишка со слезами на глазах рассказывал о сотнях наших разбитых и сгоревших танков. Многие так и стояли с закрытыми люками и мёртвыми экипажами. Немецкой техники битой и горелой почти не было. Есть сведения, что её немедленно убирали. Может быть, может быть...
честно - спасибо за внимание