Перейти к основному содержанию
Заметка об учении Христа
В зрелой религии можно найти много составляющих. Духовное учение, духовная традиция, культовые (церковные) обряды и атрибутика, правила поведения в обществе и в быту, религиозная идеология и политика и т. п. В моей заметке речь в основном о духовном учении Иисуса Христа, которое изложено в канонических Евангелиях. Главный тезис здесь, как и во всех духовных учениях: мы в первую очередь мыслящие, разумные (духовные) существа, а не совокупность биохимических процессов. Материальное приложение к нашей жизни вторично, а в случае бессмертия души – ещё и временно. Поэтому развивать, обогащать, совершенствовать нужно в первую очередь свой дух. В начале вкратце и популярно напомню (а некоторые и впервые их прочитают) Новозаветные заповеди. Не собирайте себе сокровищ на земле, ... но собирайте себе сокровища на небе, ... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Можно подумать, что под сокровищами на небе имеются в виду духовные сокровища мировой культуры. Но хотя подробное знакомство с таковыми, безусловно, поспособствует нашему развитию, эта знаменитая фраза из Нагорной проповеди Христа о другом: она означает, что человек в итоге земной жизни придёт к тому, чем богат будет его дух. Как же совершенствоваться духовно? Христос советует: – Люби ближнего, поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. – Не осуждай ближнего, не ищи в окружающих изъянов, лучше займись своими собственными недостатками. – Помогай людям, если они тебя о том просят, и давай им даже больше, чем просят. И никогда не жди благодарности. Злым, равнодушным и жадным быть легко, это удел мелочных душонок, а для бескорыстной помощи другим нужно иметь большую душу – т. е. быть великодушным. – Будь чистосердечен – то есть не обманывай собственную совесть, не лицемерь и не лукавь. Христос часто укоряет оппонентов именно в лицемерии — когда за внешне благими устремлениями на самом деле стоят низменные цели, когда свою злонамеренность человек прикрывает притворной добродетелью. – Прощай врагов и примиряй тех, кто враждует. – Ищи истину – и ты непременно найдёшь её. – Не ищи богатства, власти и других земных «благ»: они не приносят человеку счастья. Счастье, это когда тебе было очень плохо, но ты вдруг нашёл утешение. Счастье, это когда ты обрёл духовную чистоту и покой. Христос противопоставляет «приземлённым» ветхозаветным заповедям свои духовные заповеди: Ветхозаветая «не убий» – но с духовной точки зрения гнев ничуть не лучше убийства, так как именно гнев калечит твою душу. Ветхозаветая «не прелюбодействуй» – но это ханжество и лицемерие, если ты воздерживаешься от физического секса и при этом пускаешь слюни по поводу каждой проходящей мимо юбки (или брюк). Ветхозаветая «исполняй клятвы» – но зачем клясться, если ты и так правдив? Клятвы они для тех, чьему слову верить нельзя, поэтому не клянись вовсе! Так и Конфуций приводил в пример предков (которые у него – олицетворение добродетельной жизни). Он говорил: «древние никогда не давали слова, так как стыдились, что не смогут его исполнить.» Очень похожее положение есть в Буси-до, японском «Пути Воина». Ветхозаветное «око за око, зуб за зуб» – нет, не мсти обидчикам, не противься злу (подставь другую щёку и т. д.) Эта заповедь вызывает неприятие у многих людей и служит поводом для нападок на христианство со стороны не слишком культурных атеистов. Давайте разберёмся. Очевидный для нашей логики и совести принцип равного возмездия лежит в основе права практически всех времён и народов мира, он традиционно регулирует отношения между людьми в обществе. «Справедливое воздаяние» фактически – равноценная месть, которая призвана, с одной стороны, сдержать преступность, с другой – не дать развиться цепной реакции кровной мести (вспомните «Каплю мёда» Туманяна). Без этого человеческое общество просто погрузится в кровавый хаос. Однако, если мы обратимся к духовным учениям, мы увидим совсем другую точку зрения. В Зороастризме есть категорическое предостережение против любой мести. Пифагор Самосский советовал: «Отмывай обиду не в крови, а в реке забвения.» Не мстить обидчикам советовал и современник Пифагора, основоположник Даосизма Лао-цзы. «Месть, это обоюдное лезвие меча – когда ты уничтожаешь врага, ты уничтожаешь свою душу» – предостерегал Конфуций. Дхармические религии запрещают платить той же монетой за оскорбление, обиду или избиение. Христос говорит (в Нагорной проповеди) о том, что вообще не стоит судить других людей. Подумайте сами: а насколько праведен ваш суд? Насколько вы знаете и понимаете причины, заставившие другого человека поступить каким-то неподобающим образом? А как бы вы сами поступили, оказавшись на его месте?.. Конфуций учил: «никогда не осуждайте человека, пока не пройдёте долгий путь в его ботинках.» К тому же, осуждая кого-то и воздавая ему, как вам представляется, по заслугам, вы этим устанавливаете моральное право судить и вас по таким же «понятиям». Вы к этому готовы? Значит ли эта заповедь, что не нужно защищать себя или не наказывать преступников по справедливости? Конечно же нет! Но не следует путать высшие духовные устремления с уголовно-процессуальным правом. Пусть преступник получит своё по закону и справедливости (Кесарю – кесарево), но пусть это не станет реализацией вашей злобы к нему: не нужно полагать свою душу на ненависть и месть – вот в чём смысл этой заповеди. Ведь именно так поступает Бог. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – говорит Христос. Не ожесточаясь на (сиюминутных, бренных, физических) врагов, не держа на них зла (то есть прощая их!) мы уподобляемся духовному совершенству. В этом одно из принципиальных отличий Ветхозаветного и Новозаветного понимания Бога. Бог в Новом Завете, так же как, к примеру, в Зороастризме, Даосизме и Буддизме, бесконечно спокоен, добр и благ. А ветхозаветное представление о Боге это скорее представление о деспотичном, ревнивом и злопамятном Боге-повелителе стихийных природных сил. Обратите внимание, что речь не о разных богах, а о людских представлениях о едином Боге. Вот отличное определение от Лао-цзы: Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао. Другой аспект этой заповеди – смирение. Опять же, малообразованные люди относят смирение исключительно на счёт христианства и представляют как безволие, пассивную реакцию на зло, даже как капитуляцию перед злом. На самом деле смирение – типичный аспект для множества духовных учений, и понимается под ним вовсе не это. В Даосизме одно из ключевых понятий духовного пути – недеяние – очень близко к христианскому смирению. «На ненависть нужно отвечать добром,» – учил Лао-цзы. – «Кто не борется, тот непобедим». Смирение также один из важнейших законов кармы и имеется в духовных практиках Индуизма, Буддизма, Джайнизма и родственных им религий. Применительно к дхармическим религиям можно сформулировать этот закон так: вы не сможете изменить ситуацию, пока не примите её такой, какая она есть. Другими словами, чтобы освободиться от чего-то, нужно сначала это что-то смиренно принять. Несложно понять и отношение христианского учения к другой ветхозаветной заповеди: «люби ближнего и ненавидь врага» – а какой прок для твоего духовного роста, если будешь любить тех, кто тебя любит, и ненавидеть тех, кто тебя ненавидит? Так поступают многие, в том числе и самые примитивные твари – старайся же быть духовно выше их: люби и друзей, и врагов, помогай даже тем, кто тебя ненавидит, и благословляй тех, кто тебя проклинает – и твой дух возвысится. Опять процитирую Лао-цзы: «Мудрый глядит на всех взглядом, исполненным любовью.» Не делай человеку того, чего не желаешь себе. Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой – эти этические принципы характерны для большинства духовных учений. Если вы, к примеру, честны, вы ведь будете честным со всеми – и с людьми чести, и с прохиндеями. Я понимаю, что полюбить всех злодеев тяжело, но почему хотя бы не быть со всеми добрым – и с другими добряками, и со злодеями?.. Несколько моментов в христианском учении, по-моему, требуют отдельного разъяснения. Формула смирения перед властью: «Вся власть от Бога». В Евангелиях про это ничего нет(!), это взято из синодального перевода Послания к римлянам апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». Но ведь каждому нормальному человеку ясно, что земная власть – зло, и чем эта власть выше, тем большее зло она собой являет. Власть может навязывать гражданам откровенно антихристианские законы и нормы. К тому же, Христианство – мировая религия, а интересы властей разных стран, как правило, конкурентны, они нередко враждуют, организуют в том числе и войны. Согласно этой формуле, христиане призваны попирать свои заповеди и даже убивать друг друга из-за произвола и ради мелочной выгоды правящей у них верхушки. С духовной точки зрения это же полный абсурд! Но есть ли вообще такое требование в христианстве? В России до церковной реформы 19 века этот отрывок представлял собой фактически подстрочный перевод греческого оригинала и писался по-другому: «Несть бо власть, аще не отъ Бога, сущия же власти отъ Бога учинены суть». Если перевести на современный язык: «(Это) не власть если (она) не от Бога, истинные же власти Богом установлены». То есть речь не о подчинении власти как таковом, а об определении истинной власти, которой грех не подчиниться. Если сам Бог поставил власть – значит, она истинна и ей нужно подчиняться. Какая же именно власть от Бога, а какая нет – это уже другой вопрос. У нас сотни лет назад таковой считалась власть царя, тысячу лет назад – князя. Следует также отметить, что всё это перекликается с конфуцианством, где многое основано на правиле беспрекословного подчинения государственным чиновникам как прямым представителям императора. Правда, с условием, что в государстве, этими чиновниками управляемом, всё благополучно: царит порядок, спокойствие и всеобщее процветание, а сами чиновники – воплощение ума, чести и благородства – являют собой благой пример для «простого народа». Интересно, как объясняет этот фрагмент Послания православная традиция – при том, что нынешний синодальный перевод, очевидно, находится с ней в противоречии. Святитель Филарет московский в середине XIX века высказался по этому поводу так: «Мироправители тьмы века сего – это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.» По-моему, это недвусмысленное и чёткое пояснение. Христианская традиция призывает к послушанию власти во всём, кроме того, что так или иначе ведёт человека к греху – то есть традиция указывает на приоритет духовного учения над мирской жизнью, включая отношения с властями. В любом случае, как я уже отмечал, в самом учении Христа призывов подчиняться любым властям нет так же, как и призывов к бунту против них. Как таковая слепая покорность любой власти парадоксальна и нелепа с позиций этого учения, поэтому вопрос можно закрыть: вышеприведённая расхожая формула, приписываемая сегодня христианству его критиками, скорее всего, представляет собой результат одной из редакторских правок, возникших в результате относительно недавних церковных реформ, преследовавших в первую очередь политические цели. Нередко также можно встретить «упрёки» в адрес христиан, что они де людоеды: речь идёт о таинстве причащения (евхаристии). Во время этого таинства прихожанин получает из рук священника кусочек хлеба и глоток красного вина, которые символизируют плоть и кровь Спасителя. Удивительно, что очевидное объяснение происхождению этого обряда, которое несложно понять, читая Евангелия, в церковной литературе не встречается (я, во всяком случае, не нашёл). Ученики Христа во время Его земного служения в большинстве своём – неграмотные, малодушные, туго соображающие «простолюдины». Уча их, Христос использует нехитрые и вроде бы доходчивые метафоры, притчи, но ученики плохо понимают смысл сказанного. Чтобы поддерживать их веру и рвение, Христос прибегает к чудесам, но даже это не особо помогает. Тайная Вечеря – это тоже своеобразная притча (наверное, самая впечатляющая из всех), крик отчаяния пророка, знающего о своих скорых мучениях и смерти, и ищущего поддержку у самых близких соратников. Он раздаёт им хлеб и вино, и говорит, что это Его плоть и кровь, что они сейчас едят Его плоть и пьют Его кровь. Эти страшные и горькие слова – метафора, с помощью которой Христос пытается донести смысл происходящего до учеников. Ему завтра суждены кровавые муки и позорная смерть, а они спокойно трапезничают, уверенные, что Он всемогущий и с Ним ничего плохого не может случиться. Очевидно, смысл этой метафоры дошёл до учеников позже – может быть, именно этот день духовного прозрения апостолов и отмечают сегодня как Пятидесятницу. Прозрев и поняв смысл слов, произнесённых на Тайной Вечере, ученики учредили таинство евхаристии в память и назидание – чтобы последователи Христа не забывали, как в самую горькую для учителя минуту самые духовно близкие ему люди оказались слепыми и глухими, не поняли Его последнюю притчу, и Он не нашёл у них ни сочувствия, ни поддержки. Один из главных камней преткновения сегодня – словосочетание «раб Божий». В попкультуре и сетевой субкультуре распространён основанный на нём мем «христианство – религия рабов». Давайте разберёмся. В Евангелиях вообще не встречается такое словосочетание. В притчах Христос описывает отношения раба, слуги или работника и царя, хозяина или работодателя, чтобы объяснить какие-то положения своего учения. А в отношении людей указывает на прямое родство нас с Богом («Отец наш Небесный»). И главная христианская молитва начинается со слов «Отче Наш...». С английского Servant of God буквально переводится как «слуга (служитель) Бога». В Исламе, как я понимаю, просто нет смыслового разделения понятий «раб» и «слуга»: например, имя Абдулла (Абдаллах) можно перевести и как «слуга Аллаха» и как «раб Аллаха». Почему в православном богослужении используется именно «раб Божий»? Да потому, что тысячу лет назад у славян это слово имело примерно то же значение: слова «раб» и «слуга» или «работник» употреблялись как синонимы. Для людей, находящихся в чьём-то владении, или не имевших прав в обществе, использовались слова «холоп» и «смерд». Это отражено, кстати, в классической русской литературе. Скорее всего, переводчики богослужебных книг с греческого использовали слово «раб» как раз в смысле современного «работник» или «служитель». Спустя столетия, с приходом эпохи просвещения, смысл слова «раб» сильно изменился (так же как и отношение к рабству). И лишь в XIX веке словом «раб» в России стали обозначать то, что в английском пишется как slave (раб, невольник). В XX веке в СССР негативный смысл слова закрепил коммунистический мем «мы не рабы, рабы не мы». Поэтому нынешнему малообразованному россиянину «раб Божий», что называется, режет слух. Всё это, опять же, несложно понять из Евангелий: учение направлено на понимание духовных истин, на осмысление и добровольное приятие пути к спасению души, который указывает Христос. Рабское, как это сейчас понимают – т. е. принудительное, слепое, безмозглое и безропотное – подчинение каким-то догмам и приказам с христианским учением не совместимо. В современной версии Евангелий содержится много правок и вставок, что отмечают многие исследователи. И за примерами не нужно ходить далеко вглубь веков: не далее как в 60-х годах прошлого века, на Втором Ватиканском соборе, католическая церковь внесла существенные правки как в Евангелия, так и в то, что церковь называет Традицией – в том числе с целью примирения с иудаизмом. В России до последней крупной реформы церковь использовала книги, переведённые с греческого оригинала на церковно-славянский язык. В XIX веке по инициативе Александра I (находившегося под сильным духовным влиянием масонов и протестантов) был сделан тот самый Синодальный перевод всех канонических христианских книг с древнееврейского и (частично) с латыни, которым пользуется сегодняшнее Православное богослужение. Значительные изменения также имели место после развала СССР, когда интенсивно развивалась постсоветская церковь. Другими словами, Православие до начала XIX века и нынешнее – две разные ветви христианской религии. И таких реформ, в том числе «волн иудизации», христианство по всему миру пережило немало. Например, ещё лет 200 назад каждый христианин знал, что евреи – это «Богом проклятое племя, предавшее Христа на распятие», а для сегодняшних христиан евреи – «избранный Богом народ, давший миру Христа». Бросаются в глаза и ранние правки и дополнения. Например, родословная Христа. Даже сейчас, в век генетических экспертиз и электронных баз данных выяснить чью-то родословную представляется сложнейшей задачей, а если речь о нескольких десятках поколений (как в родословной Христа), это попросту невозможно. Не говоря уже о том, что Христос по определению не был кровным родственником Иосифа и, соответственно, всех его предков. По-моему, совершенно очевидно, что эту родословную в Евангелия вставили позже, по каким-то богословским или политическим соображениям, причём сегодня признаны две несовпадающие канонические версии этой родословной, ни имеющей никакого отношения к писаниям учеников Христа, тем более, к христианскому учению. В Зороастризме и Буддизме, у Лао-цзы и Конфуция, и в некоторых других религиях, даже ныне уже утративших адептов (например, в Митраизме), но безусловно более древних, чем Новый Завет, можно найти множество параллелей с учением Христа. Некоторые из них я уже привёл выше, далее просто дополню. Начну с Даосизма и Конфуцианства. Трактат Дао Дэ Цзин был написан Лао-цзы в VI-V веках до н.э. в восточном Китае. Примерно в те же века жил Конфуций. Сравните некоторые их положения с Новым Заветом, который Христос проповедовал в I веке – то есть через пол тысячелетия: (Лао-цзы) Будьте последними. Идите по миру так, словно вас нет. Желающий возвыситься над людьми, должен ставить себя ниже их. Освободитесь от стремления иметь. Нет большей опасности, чем стремление к приобретению. Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Одни существа ведут, а другие - следуют за ними; одни расцветают, а другие высыхают; одни укрепляются, а другие слабеют; одни создаются, а другие разрушаются. Мудрый человек знает, что на ненависть нужно отвечать добром. Добрым я делаю добро, недобрым — тоже желаю добра. С честными людьми я честен, с нечестными — честен тоже. (Конфуций) Благородный думает о праведном пути и не думает о пропитании. Наставления следует давать только тому, кто ищет знаний, не скрывая своего невежества. Того, кто не стремится к достижению знания, не следует направлять на праведный путь. Относись к первому встречному как к важной персоне. Не делай другим того, что не желаешь себе. Чтобы возвысить свою добродетель, нужно заботиться о деле прежде, чем о награде, бороться со злом в себе, а не в других людях, подавлять вспышки гнева, которые ослепляют и заставляют потерять самообладание. Если не сможешь исправить самого себя, то как будешь исправлять других? В Даосизме есть определение единого Бога, я его приводил, и есть также ключевое понятие – увэй (недеяние) – близкое к христианскому смирению, о чём я тоже упоминал. А в Конфуцианстве имеется своё Пятикнижие (У-Цзин), по названию, назначению, роли, и в значительной степени по затрагиваемым темам, близкое к Пятикнижию Моисея – Ветхому Завету. (позже добавлю про параллели с другими религиями)
Всё это правильно сказал Христос но не сказал "как?". Как любить врага или ближнего? Словно мы способны выбирать кого любить или кого ненавидеть. Типа "Вот он, мой враг, дай как я его полюблю" - Как вы это сделаете?!!Если внутри у вас всё ненавидит его. Такое буквальное понимание евангелия очень многих уже превратило в лицемеров. Снаружи они добры и преисполнены благодати но внутри всё те же эгоисты, какими были прежде и даже более того ведь теперь к их прежним порокам добавилось еще и лицемерие. И любовь и прочии добродетели они выдавливают из своего ума а не из сердца ради собственной выгоды - спасения души. Всё это липа и притворство. Настоящая любовь исходит из вас сама собой, если вы осознаёте природу вещей, тогда вы вообще об этом не заботитесь. Вы не заботитесь о том чтобы быть кем то, вы просто тот кто вы есть.
Да, наверное из подобных рассуждений богословы и вывели тезис о принципиальной греховности человека. Я не знаю, как это противоречие на самом деле решается. Может быть, тут важно не само достижение, а лишь искреннее стремление достичь. Или хотя бы понимание, зачем нужно простить и полюбить врага, которого сейчас ненавидишь всей душой.
Догмат о изначальной греховности вероятно выведен церковью из слов Христа "Кто без греха, пусть первы бросит в меня камень" А может и для того чтобы просто нужда в церкви как бы была у всех. Но во что человек верит то он и получает. Если бы люди до глубины души верили в обратное, что они по природе своей чисты, то очень может быть эта внутрення вера обрела бы и внешнии атрибуты. Но всё же идеальный вариант не верить а знать свою суть. Открыть её. Ваша поза на аватаре и призвана это сделать. Поэтому странно что вы не знаете как развеять это противоречие.
У нас полно людей, которые искренне считают себя богоизбранными гениями. Более того, эти люди существуют в сообществах, где нахваливают друг друга за любое внешнее проявление, объявляя его талантливым или даже гениальным. Много они добра натворили?.. Что-то не заметно. Они все на 100% бессовестные паразиты. Может быть (у меня есть такое подозрение), что ключевое понятие любое совершентсва - это равновесие. Точнее, стремление к равновесию.
Вы правы. равновесие - крутая вешь) Но можно быть хладнокровным и уравновешенным убийцей например. У человека есть по крайней мере одна безупречная и постоянная (а может и вечная) вещ - его сознание. Оттуда и нада черпать истинные знания. Не из книг или сект
Интересный вопрос затронули. Я вот считаю, что сознание существует лишь постольку, поскольку оно воспринимает информацию извне. Но сознание - это не отражение реальности (не "высшая форма отражения" - как многие философы учат). Сознание это скорее наблюдение. Мы воспринимаем реальность примерно как смотрим кино. Можно и к кино, которое смотришь, по-разному относиться. Можно переживать, вскрикивать и плакать, а можно стебаться и жевать попкорн. А можно вообще обжиматься с кем-нибудь на последнем ряду, пока другие лохи пялятся на экран. Это уж кому что нравится. :-) Знания, полученные в результате собственного наблюдения и анализа реальности - конечно, самые ценные. Но "книжные" знания всё равно необходимы - хотя бы для того, чтобы находить в них подтверждение собственным догадкам.
а вы думаете, что если вас лишить всех возможных восприятий от органов чувств, лишить зрения, слуха, осязания и тд. то и сознание исчезнет, потому как ему нечего осознавать? Типа, раз нет акта осознания предмета, то нет и самого сознания? Нет того кто не осознаёт? (вопрос коварный)))
Не исчезнет, пока у него остаётся память о том, что оно воспринимало извне. Если лишить и памяти - то да, скорее всего исчезнет и сознание. Во всяком случае, перейдёт в состояние, в котором его существование станет предметом неразрешимого философского спора вроде такого: существовали ли вы там и тогда, где и когда вы лично не помните и некому вам напомнить, потому что тому нет никаких свидетельств?.. :)
Память (воспоминания), как и вообще мысли - это цепочки нейронов в мозге, в определённых его участках, но про сознание мы такого сказать не можем. Учёные до сих пор не смогли определить зоны коры мозга которые бы отвечали за сознание и я думаю что и не найдут, оно ведь не материально поэтому мне непонятна ваша предполагаемая зависимость сознания от памяти.(?)К тому же по вашему выходило бы что новорождённые дети не имеют сознания (они же ещё не успели накопить воспоминания), но известно же что даже будучи ещё в утробе матери они способны кое что воспринимать. Даже клетка способна на это, она реагирует на окружающие изменения и подстраивается под них, при этом не имея вообще мозг)) что и говорить о более сложных организмах как человек. Но в одном вы думаю правы, что это философский вопрос на подобии "Существует ли пустота в пустом стакане?" Если да, то он не пуст - противоречие, если нет, то он полон - опять противоречие. То же самое и с сознанием. Оно образно говоря как пустая ёмкость способная наполнятся в один момент времени только одним предметом. Но разве пустой стакан исчезает? Но этот философский тупик продиктован только игрой слов. По факту вы можете сесть в медитацию опустошить сознание от мыслей и при этом не исчезнете, наоборот появитесь настоящий вы. Вы есть когда вас нет. Ум это понять не сможет никогда. Только сознание. Вот такие у меня рассуждения
Да, согласен,память основана на биологических структурах, которые в нашем мозгу. А мышление - некое интегральное понятие высшего порядка, некий эффект, возникающий в результате работы всех отделов мозга. А вот что такое сознание (Вы же явно тут намекаете на душу или дух) без мышления - это я не возьмусь представить. В любом случае, согласитесь, без воспоминаний и какой-либо информации от органов чувст Вы полностью потеряете контакт с реальностью - мышление будет подобно сну без сновидений.
Сознание я полагаю является ядром живого существа и вообще коренной отличительной чертой всего живого от не живого, его сущностью. Память, ум, мышление - это всё полезные девайсы, но без сознания они не имели бы смысла, потому как некому было бы их использовать. К примеру искусственный интеллект думаю создать можно, некую программу реагирующую по прописанным шаблонам на происходящее на подобии человеческого ума и логики, но это только видимость живого потому как души то нет, живого спонтанного творческого свободного начала нет, есть просто программа и за рамки прописаннго она не выйдет. Люди честно говорю так и живут, если это можно назвать жизнью. Как машина которая катится под откос а водитель стоит в сторонке. Эта машина - ум. Сознание - водитель. Образно говоря :останови машину, высади пссажиров и поймёшь что ты водитель и выбирать дорогоу можешь ты а не пассажиры, что ты собака а не хвост и тогда собака будет вилять хвостом а не наоборот)) Мышление итак подобну сну даже когда вы якобы бодрствуете, поверх реальности оно рисует свою реальность - отсюда вся неадекватность человеческих поступков и умозаключений. На самом деле познаёт что-либо не ум а сознание, ум это инструмент как отвёртка которой вы разбираете единое бытия на части чтобы заострить внимание на какой нибудь маленькой детали. Отвёртка не познаёт, но у того кто потерял себя может сложиться такое впечатление. Без воспоминаний и информации от органов чувств вы станете подобны Богу, потому что утратите какую либо телесную обусловленность и будете всем и ничем одновременно, будете нигде и везде. Ваше тело когда-нибудь умрёт а вы этого даже не заметите. Дух в чистом виде так сказать. Вспомните как вы когда -нибудь теряли сознание. Что вы помните об этом? Ничего, потомучто, на самом деле, это не вы теряли сознание а сознание теряло связь с телом (видите как всё перевёрнуто), естесственно поэтому, что тело(мозг) ничего не помнит об этом. Кем вы были где вы были? Кто знает. Но не думаю что вы исчезали при этом. Ваше Я(эго) обусловленное телом и мозгом и освещаемое сознанием - бесспорно просто перестало освещатся, но сам свет зажигался ли он когда-нибудь и потухнет ли - вот вопрос
Примерно так же и считаю, только использую другие определения. Я понимаю, что существует сознание в смысле души как нечто принципиально отличное от материального мира, я прекрасно понимаю, что если уж и говорить о живом, то жива именно душа, а материальный мир мёртв, даже более того: он никогда не жил. Похоже, что это наша душа его "оживляет", как кинопроектор киноплёнку. Если душа теряет связь, перестаёт воспринимать материальный мир даже в воспоминаниях, она попадает в некое состояние без времени и фактически без личности - очевидно, некоторые восточные религии именно такое состояние имели в виду под конечной целью духовного развития человека.
ага, только эта неличность походу всё таки личность)) Личность через безличность. Словом это вечный вопрос об атмане и тд. и да ну его нафиг всё равно эти тонкости нам знать ни к чему. Тут слова не имеют значения. Когда медитация удаётся всё понятно без слов. проблемы начинаются когда пытаешься обьяснить словами то что имени не имеет
Тут есть одна заковыка: по сказанному выше получается, что достичь просветления можно, просто лишив себя жизни. Однако все духовные учения предупреждают против такого способа: либо это будет прямое оскорбление Божественному замыслу, влекущее вечные муки (в христианстве и исламе), либо душа неизбежно вернётся к жизни на более низком уровне (в индуизме, по большому счёту и в буддизме). То есть получается, что земная жизнь - что-то вроде обучения или треннинга, необходимого для достижения некого уровня, лишь после которого достигается новое состояние (спасение, Царство Небесное, Рай, освобождение от сансары, уход в нирвану...)
Заковыки это только ум. Просветление - это, полагаю, ОСОЗНАНИЕ природы вещей, а после смерти вы сами этой сутью вещей становитесь. Это далеко не одно и то же,примерно как, скажем, быть камнем или осознавать камень. Быть пустотой, или быть пустым. - Разница нефиговая)) Я не верю в "божественный замысел". Он создал мир - возможно, но не думаю что для чего то ещё, кроме самого мира, а жизнь кроме самой жизни. Достижение уровней - это для задротов)) Ничего в конечном счёте по факту не достигается. Мы просто живём и умираем. У нас лишь есть возможность прожить свою жизнь более осознанно и как следствие более счастливо и свободно.
А зачем сиё "учение" "просто и вольно" излагать? В нём и так всё предельно чётко расписано, особливо про лицемерие, "добродетели", и злонамеренность. Несложно заметить, когда Христос возопил к отцу небесному - снять себя с креста, в ответ услышал... тишину. Примерно то же и ученики его - апостолы, при первых же проблемах с "учителем" - попросту его... продали (то бишь "кинули"). Каков учитель... Не говоря уже о красной нити книжицы - насаждении повсеместно рабской психологии. Результаты учения - налицо: гляньте вокруг: "блаженны нищие духом", "и последние станут первыми, а первые - последними", и тому подобные постулаты, приведшие к полной деградации общества. Куда традиционнее, справедливее, и мощнее всего лишь одно языческое изречение русского князя Александра Невского: "Кто с мечом к нам придёт - от меча и погибнет". Задумайтесь, чё было б, - подставляй мы всем подряд щёки, да отдавай последнюю рубашку. Впрочем уже и подставили, и отдали... Удачи Вам!
Советую Вам померить свой IQ и прикинуть по результату, сколько всё-таки людей на свете действительно глупее Вас... Поверьте: это отрезвляет.
Если Ай-Кью настолько низок, - думаю, с задачей не справлюсь, - поэтому не стоило и предлагать. Но я, однако, привёл Вам факты (не мной выдуманные). А Вы?
Я к тому, что не считайте окружающих дураками. По статистике половина из них (ну или чуть меньше) - умнее Вас.