Перейти к основному содержанию
СПИСАННАЯ ЖИЗНЬ: УВИДЕННОЕ, УСЛЫШАННОЕ, ПЕРЕЖИТОЕ ч 9 В...
ПЛАТА ЗА ПЕРВЕНСТВО В холле “Международной” бестолково и шумно, как это принято в США, радовались жизни молодые американские туристы.Все они были увенчаны модными пружинковыми антеннами, прикрепленными к голове обручем, напоминающим тот, что надевают приговоренному перед казнью на электрическом стуле. Они неуклюже подпрыгивли на месте, толкались и, порой, издавали громкие звуки, похожие на те, которыми в голливудских фильмах о джунглях передается непонятность и опасность первозданной природы. Рядом, на диване, по числу голов, стояли ведерки с поп-корном, без коего радость расслабляющегося янки не может быть полной. Американские резвилки - одно из любимых зрелищ европейцев, вызывающее у них или умиление, или чувство собственного превосходства. Поэтому его подопечный из Италии не мог пройти мимо, и, взявшись на манер Цицерона левой рукой за подбородок, с затаенной в глазах улыбкой, стал наблюдать за поведением заокеанских “слонопотамов”. - Если это плата за то, чтобы быть первыми в мире, - сказал итальянец, кивнув на их задницы, облаченные в джинсы, за которыми, по размеру, должно быть, идут уже чехлы для бронетехники, - то, спасибо, не надо. ЗАМКНУЛ На пармской фабрике, шьющей кожгалантерею для “Ферре”, их встретил сам хозяин - Лучано- симпатичный тип с трансплантированным пучком волос на голове. - О, бутик в Москве ! - приветствовал он гостей.- Дельная мысль! Пора-пора! Ведь коммунизм, извините меня, породил вонь и уничтожил чувство эстетики. - Ты понял!- пихнув переводчика в бок, одобрительно воскликнул сопровождавший русских итальянец, Мауро, как бы желая показать,что его соотечественникам открыты все тайны мира. - Проходите, товарищи ! - Слово “товарищи” Лучано произнес по-русски. - Мы не коммунисты ,- парировал хозяин московского бутика, Гоша. - Да я в другом смысле,- ответил Лучано, неожиданно продемонстрировав познания в русской этимологии,- ведь товарищами у вас в старину называли тех, кто вместе ездил за товаром... Гоша рассматривал образцы. “Вот это возьми, вот это!”- то и дело советовал Мауро. Сам он, уже воспользовавшись случаем, подобрал для себя кожаную сумку, которая в магазине стоила бы, как говорят итальянцы, «цифру» . Но Гоша был невозмутим и тщателен в выборе: ведь очень важно было не дать итальянскому художественному эксцентризму ухайдакать на корню зарождающуюся у русских тягу к эстетическому… - У меня, здесь, ваши уже бывали,- сказал Лучано,- родственники Лигачева… Это они мне про “товарищей” рассказали. - И подняв вверх указательный палец , декламационно заявил: - Русский мужик сидит в избе- поет и пьет водку. Праздник. За окнами падает снег. - Он еще долго перебирал русских и украинских авторов и закончил неожиданным синтезом элементов русской народной мудрости и почерпнутого у Лермонтова:- Русские не любят работать и не любят чеченцев! - Это точно!- вторил ему Мауро. - Извините.- Лучано оглядел переводчика с ног до головы.- Насколько я понимаю, чеченцев здесь нет. - Нет. Но вот татарин есть.- Переводчик кивнул на Гошу. - О чем это он?- спросил тот, вглядываясь в швы на крокодиловом ремне. - Историко-национальный вопрос. - Скажи, пусть не волкует,- не отрывая взгляда от ниток, попросил Гоша.- А то начну допытываться, сколько они Чингизхану отвалили, чтобы он от Венеции отступил… Выбор был сделан. Подбивалось “итого”. - А зонты не интересуют?-спросил Лучано.- Мы ведь и зонты делаем. - Можно взглянуть… - Надо! Какой бутик без зонтов! В шоу-руме Лучано достал из шкафа огромный тубус и сообщил,что в нем лежит зонт, участвовавший на показе в Ганолулу. Гоша покрутил зонт в руках и хотел было открыть. - Нет!- истошно завопил один из работников фабрики. - В помещении нельзя: это к несчастью! - Ничего-ничего!-успокаил его Лучано.- Пусть открывает: я уже замкнул!- Он стоял,схватившись рукой за ширинку- именно таким жестом, по итальянским поверьям, можно отвести беду…Открытый в помещении зонт ассоциируется в народной итальянской традиции с балдахином, которым до недавнего времени покрывали себя католические священники, совершая обряд последнего причастия, а, следовательно,- и с грядущей смертью. Фаллос же издревле считается символом концентрации жизненных сил, утверждающих свое превосходство над смертью, и является таким образом своего рода “громоотводом”. - А у нас некультурщина какая!- усмехнулся Гоша.- Плюемся в таких случаях ! Но им видней- они постарше… Зонт был расцветки невиданной и цены - неслыханной. Но Гоша его купил: - Жене подарю! И вдруг- как гром средь ясного неба: «Боже, царя храни…» Лучано, конечно, не Паваротти, но голосина у него отменный и текст он выдавал на вполне сносном русском. - Эх, люблю славян !- сказал он на прощанье.- Заезжайте. Будем рады! ЗАШИБИСЬ Ох уж эти японцы - любопытные,вечно фотографирующие, так и норовящие что-нибудь подглядеть, высмотреть, подслушать,запечатлеть ... Сейчас в холле гостиницы " Орленок" их собралась целая стая. Все - с фотоаппаратами наперевес ,слегка поддатые, бойко несущие что-то понятное только им самим...Рядом с ними остановилась группа ребят: парень и три девки, одна из которых была баскетболистского роста... Крохотная пожилая японка обогнула " баскетболистку" и, встав у нее за спиной, растопырив пальцы правой руки ,начала от пола измерять ими впечатливший ее рост девицы. . - Зашибись ? - кивнув, спросил ее парень. Японка прервала свое занятие, несколько секунд постояла, возведя взгляд к потолку,а затем вновь стала мерить русскую богатыршу, привставая на мысочках и сопровождая каждое движение растопыренных пальцев услышанным словом " зашибись". ТЫ ЭТО НЕ ТРОЖЬ ! Пьянка уже набрала обороты. Один из собутыльников, русский, клевал носом в тарелке. Несмотря на это, его партнер по стакану, грузин, поднимал тост за тостом. - Я сам из Грузии,- произнес он,- но живу сейчас в Выборге. И хочу выпить за жизнь… Выйдешь рано утром, когда светит уже солнце, на берег Финского залива - и жить хочется, душа радуется…Но русский не дал ему закончить. Оторвав голову от тарелки, он вмазал кулаком по столу и хрипло выдавил из себя: - Ты это не трожь! Это у каждого - свое ! 90-ГОДЫ "Цивилизация, - заметил в начале XX века итальянский журналист Луиджи Бардзини –старший,- прекрасная, но ужасно монотонная штука. Куда бы ни добивал ее мощный свет, везде он окрашивает все вещи в один и тот же размытый цвет, подобно электрической лампочке. Самые далекие страны становятся одинаковыми, постепенно различия в обычаях и традициях стираются, даже различия в языках и расах исчезают, все что было чудесного – разнообразие – выравнивается, и мир идет к тому, что, в конце концов, будет привлекать не больше, чем огромный бильярдный шар." Резанув по России, свет цивилизации высветил пустоты, вид которых оживил заскучавший было цивилизованный мир и вновь вдохновил его на разномастное миссионерство. Подобно тому, как раньше, делая ставку на блеск атрибутики своего культа и пышность своей литургии, нас хотели преобразовать католики, теперь, привлекая провославный люд в открытые ими приходы раздачей подарков, за нас взялись нахлынувшие в страну протестанты, внешность большинства из которых откровенно указывала на то, что они выходцы из тех мест, где традиционен не протестантизм, а совсем иные религии. На улицах зазвучало скандируемое быстро движущимися яркими стайками «Харе-Кришна». С листовочками в руках по мостовым засеменили неизменно обутыми в красовки ножками и при этом в костюмчиках, галстучках и с рюкзачками за спиной - все примерно одинокового роста и с лицами , будто все они вышли из-под одной мамы, в общении скромные и даже застенчивые - мармоны. На всех перекрестках бодрые ребята кричали во всеуслышание о чуде века – дианетике, которая-де позволяет в миг сломать все психологические комплексы и стать преуспевающим человеком, но которая на самом деле представляет собой корыстную переработку наблюдений психолога Хаббарда, считавшего, что его теория и есть не более, чем теория. Рядом с бойкими «гербалайфщиками», обещающими здоровье и радость жизни, расфасованные в баночки, шествовали загадочные «таймшершики», заманивающие на собрания, где их лихие метры – под наглый звон колокольчиков, извещающий о выигранных у клиентов поединках, - впаривали отловленным ими простакам «вечные» домики в райских уголках планеты… Навстречу этому пестрому балагану, составляющему в цивилизованном мире монотонность повседневности, пошатываясь, в сапогах в гармошку и косоворотках, двигались бородатые дяди, чей полуграмотный ор: «Смотрите, православные, что деется! », сливаясь с усиленными микрофонами, чуть более грамотными речами о кармической миссии России, произносимыми на площадных митингах «по-интеллегентному» пьяными мужиками, уносился меж крыш домов… Все это было неизбежно и, по сути, не ново… «Представьте себе, что современная нам Европа, - писал в 1905 году большой знаток истории религий Франц Кюмон, - становится свидетелем того, как христиане отворачиваются от своих Церквей с тем, чтобы начать поклоняться Аллаху или Брахме, стать последователями Конфуция или Будды, принять установки синтоизма; вообразите себе, какое великое смешение всех рас и народов наступило бы, если арабские муллы, китайские мудрецы, японские бонзы, тибетские ламы, индуистские пандиты вдруг, в одно и то же время, стали бы проповедовать у нас фатализм и предопределение, культ предков и поклонение обожествляемому властителю, пессимизм и освобождение через погружение в небытие; принялись бы возводить в наших городах экзотического вида храмы и совершать в них свои причудливые обряды. Эта воображаемая картина, которую будущее, возможно, еще воплотит в реальность, являет собой точный образ того религиозного разброда, какой царил в античном мире накануне эпохи Константина». И, хотя о традиции русских путешествий в Европу поэт и искусствовед Владимир Вейдле говорил как «о залоге европейского бытия России», считая, что удаляясь от Запада, Россия, тем самым, не приобретает самобытность, а напротив, чем дальше она от него отходит, тем становится меньше похожей на саму себя, что более лаконично, зло и точно сформулировал русский философ и культуролог Георгий Федотов: "Не пожелали, поленились почаще припадать к истокам европейской культуры – хлебайте теперь упрощенного Маркса", то сейчаc, когда с упрощенным Марксом было покончено и появилась возможность продолжать традицию русских путешествий в Европу, из вояжей в цивилизованный мир сами наши вынесли немного: Россия наполнилась ароматами иноземной парфюмерии; запах сигаретной селитры уже не будоражил, как раньше, воображение картинами западной жизни; в «хрущевках», у обитателей которых еще недавно все представления о комфорте сводились к тому, чтобы повесить в каждой комнате и на кухне часы и не ходить из одного места в другое «смотреть время», начали конструировать сауны, что спалило в стране не один дом; телефонные номера стали писать на цивилизованный манер слитно, обязательно предваряя их заключенным в скобки кодом города, или как стало принято говорить, префиксом номера; рекламные объявления на все лады вякали теперь о скидках, о которых так и подмывало спросить: « От какой же они цены ?», что можно было сделать посетив офисы давших эти объявления новоиспеченных «контор» , где за массивными на вид столами восседали их шефы - лоснясь сытыми лицами и выставляя напоказ рукава пиджаков с подлежащими в цивилизованном мире устранению перед ноской этикетками именитых фирм… Единственное, что - в свете цивилизации – могло показаться настоящим приобретением России того времени, - так это всеохватывающая, подобная поголовному желанию свободы в набитом рабами эргастуле, лютая жажда денег, которая, в свою очередь, породила и моду на дорогие импортные гробы … Сами цивилизаторы коммерчески стали приводить Россию к общему знаменателю, первым делом «влюбив» ее в такие- имеющие, пожалуй, успех лишь в Америке - глупые слова, как «уникальное», «престижное», «элитное», «эксклюзивное». И, поскольку она, несмышленая варварка, хлебая свободу, была неразборчива, да и всегда, в общем-то, склонялась к тому, чтобы принимать лишь ненужное и бесполезное, ее стали обманывать или откровенно, или с некоторой долей изобретательности - что мастера торговли определяют выражением «бомбить по аналогии». В первом случае, при прямом обмане, ей, привитой дурью роскоши, вполне можно было «на ура» втюхать, например, невесть где "сшорниченные" костюмы с ярлыками фирмы «Trussardi», на которых слово «Trussardi» - во избежание судебных разбирательств – писалось с тремя буквами «s», или иную «элитную одежду», которую русские торгаши описывали фразой «от известных фирм», где предлогом «от» стало неправильно истолкованное, но одинаково с ним звучащее прилагательное «haute» - «высокая» - из французского выражения «высокая мода» , что впоследствии - в той же традиции невежества – но уже превознося и подчеркивая якобы отродясь существовавшую качественность отечественных продуктов - позволит создавать товарные серии типа « От бабы Нюры». Во втором случае, то есть при бомбежке по аналогии, все зависело от фантазии «бомбардировщиков». Так , например, если во всем мире известен лишь один миндальный ликер – довольно-таки дорогой - «Амаретто ди Саронно», то для нас, справедливо уповая на то, что, смущенный блеском мишуры, дальше слово «амаретто» русский ум не последует, и используя - один и тот же- дешевый химический концентрат, стали бадяжить «Амаретто ди Верона», «Амаретто из леса», «Амаретто бабушки» и др., позволившие нашим дамам отказаться от традиционного «портвешка» и «сухенького» и порассуждать о многообразии вкусовых оттенков напитков, сидя на кухоньках в компании своих кавалеров, хлобыщущих не пойми где состряпанную, но вероятно, для успокоения бородатых дядек в сапогах и косоворотках, водку «Распутин» - должную, согласно рекламе, иметь на бутылке обязательно две этикетки с изображением героя, что находчивый юморист «передернет» в карикатуре, изобразив на ней лежащего в постели небритого мужика, которого два одинаковые - восседающие один на другом – демоноподобные существа с задорными улыбками на рожах приветствуют с порога комнаты: «Здравствуйте, мы – Григории Распутины, поздравляем вас с белой горячкой !». Эксплуатируя такие символы цивилизации , как «кока-кола» и «пепси-кола», подобно тому как в кино рентабельный односерийный сюжет превращают в сериал, к слову «кола» стали присобачивать всевозможные приставки – лишь бы сохранить в конкуренции ставшее весьма значимым для русских само слово «кола». И варварку Россию, готовую, все перепутав, все принять, стали, словно из брандспойтов, заливать имеющим лишь цвет американской аптечной болтушки не всегда безопасным для здоровья пойлом . Лидерство здесь, бесспорно, принадлежало « Херши-коле», которую рекламировал рыжий веснушчатый бесенок, выкрикивая с экрана «Херши Кола- вкус победы» и в названии которой ее изобретатель, как утверждают, наш бывший соотечественник , проявляя свойственный времени подход к коммерческим отношениям с Россией, зашифровал вполне русскую мысль: «А хули? Кола!» ЦЕНУ ДАВАЙ ! Волею случая Бивенюк сменил водительский комбинзон на строгий костюм, в верхнем кармане которого лежали визитки с его именем и подписью "бизнесмен". Но внешние изменения нутро его не затронули: в костюме он бухал так же, как и в комбинезоне. Загружался он ежедневно, и, когда ему доводилось участвовать в переговорах, мог заснуть по их ходу. Так случилось и теперь. Он сидел в кресле и посапывал, а переводчик уже битый час самостоятельно обсуждал с иностранцем особенности предлагаемого товара. Может быть, сделка и состоялась бы, но, неожиданно, веки Бивенюка разомкнулись и его по-похмельному недобрый взгляд вперился в иностранца. Смачно втянув одной ноздрей воздух, Бивенюк грохнул со всего размаха кулаком по столу. "Ты мне мозги не еби ! - прогремел он. -Ты мне цену давай !" Иностранец вжался в спинку кресла, словно при взлете самолета... А Бивенюк снова погрузился в сон... МЕЛИРОВАНИЕ Порой, когда он бывал пьяным, его посещала мысль о парикмахерской. Вот и теперь, налакавшись, он решил посетить салон красоты. Усевшись в кресло, он неожиданно для самого себя спросил у молоденькой мастерицы: - Ну что новенького могут мне предложить стилисты ? - Мелирование,- бойко ответила девица,- вам пойдет, обновит. - Давай ! Парикмахерша окутала его черным фартуком, а на голову ему водрузила черное пластмассовое ведро с дырками, через которые продернула пряди волос. Процесс пошел. И тут он внезапно вспомнил, что у него нет рублей. - Долларами можно будет заплатить ? - Нет, валюту мы не принимаем... - Пойду тогда менять. Он встал с кресла и в чем был вышел на улицу. Он разрезал изумленную толпу, подобный рыцарю тевтонского ордена. Звидев его охранник обменного пункта шарахнулся в сторону и замер. Он прошествовал к окошку кассирши и, упершись ведром в стекло, как ни в чем не бывало спросил: - Паспорт нужен ? - Не-е-ет,- проблеяла та, беря трясущимися руками протянутые ей американские деньги.
Познавательно, талантливо. Но чтобы дегче читалось, нужно делить на более мелкие части. Мне легче читать всё сразу, но не всем так!
СПАСИБО! РАЗБИВКУ СДЕЛАЮ. С УВАЖЕНИЕМ, Андрей Мудров