Перейти к основному содержанию
Другая Лиза
Лиза любила дурачиться. Во время обеда она частенько забиралась на стол, поднимала руки над головой и изображала лампочку, а затем под крики и слезные мольбы родителей перестать, наступая в тарелки со свежим салатом и опрокидывая кастрюли с супом, «разбивалась» вдребезги. На улице Лиза обожала приставать к прохожим, умоляя их показать ей какую-нибудь несуществующую улицу, название которой мигом всплывало у неё в голове перед совершением очередного «трюка». Прохожие, сострадая «горю», мучительно выискивали в своей памяти местонахождение несуществующей улицы и порой даже и впрямь находили какой-то забытый богом переулочек, переименованный тысячу лет назад, и даже брались проводить бедняжку туда, но тут внезапно Лиза менялась в лице, делала удивленный вид и говорила: - О чем это вы? Мне вовсе не нужна никакая такая улица. Да и чего вы ко мне пристали? После этого, вдоволь насладившись недоумением прохожих, Лиза резко поворачивалась и уходила. Она ломалась перед парнями из старших классов, изображая из себя то безумно влюбленную, готовую пойти на все ради чистой и возвышенной любви, то строгую монашку, не признающую никаких отношений, то наивную и доверчивую дурочку, то, наконец, развращенную девицу, «видавшую виды». С подругами Лиза, кажется, давно уже перессорилась, поскольку, как она часто признавалась мне на сеансах, она «не знала, что с ними нужно делать и вообще зачем они нужны». С последней подругой она рассорилась из-за одной глупейшей вещи. Однажды, во время большой перемены в школе Лизе вдруг захотелось обидеться на свою подругу без всякой причины и посмотреть, что из этого выйдет. Не долго раздумывая над этой странной мыслью, внезапно пришедшей ей в голову, она подошла к своей подруге, стоявшей в школьном коридоре, и у всех на глазах влепила ей пощечину, а затем с надрывом в голосе произнесла: - Как ты могла? Я любила его! Ты просто бессердечная дрянь! После этого, краем глаза наблюдая за всеобщим смятением в коридоре и манерно раскачивая бедрами под крики и свист взбудораженных зрелищем второклашек, Лиза удалилась из коридора в учебный кабинет и как ни в чем не бывало начала готовиться к предстоящему занятию. Замечая, как Лиза начала вести себя со всеми, родители не раз говорили ей: - Лиза, ты играешь роль! Но она только передразнивала, говоря: - Балаболит моль! И спешила уйти. Да, с Лизой стало невозможно общаться. Она ужасно дурачилась, до того дурачилась, что это подчас переходило все рамки. Недавно она зашла в кабинет директора с кружкой горячего чая в руках, нагло развалилась в кресле и спросила, глядя прямо в лицо этому пожилому и в высшей мере интеллигентному человеку: - Так вы значит не собираетесь на мне жениться? Директор выпучил глаза, несколько секунд колебался, не зная, что ответить, и, наконец, сказал: - И не собирался! - И не надо! – парировала Лиза, затем резко встала и вышла. После этой истории, которую я услышал из уст самого директора, моего доброго друга и товарища, мне стало удивительно, как Лиза до сих пор еще учится в школе. Лиза никогда не была отличницей, но вплоть до седьмого класса училась хорошо и проявляла интерес к гуманитарным предметам: истории, обществознанию, литературе. Больше всего она интересовалась литературой. Мне известно, что она любила читать и читала много и притом серьезные книги читала: рассказы Чехова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, сказки Андерсена, братьев Гримм и романы Беляева. Но когда она поступила в восьмой класс, все вдруг резко переменилось. Лиза переменилась, её как будто подменили! «Была такая добрая, ласковая, тихая, отзывчивая, рассудительная, всегда помогала родителям по дому, - жаловались мне её близкие. - А тут вдруг нате: началась эта страшная дурашливость. И школьная успеваемость резко пошатнулась.» Но главное, что мне бросилось в глаза: Лиза начала «выдавать» странные ответы на уроках. Так, например, на уроке математики Лиза как-то спросила: «Есть ли у дифференциации характер?», а спустя несколько дней задала еще более странный вопрос: «Не изгнаны ли отрицательные числа из царства чисел?» На уроках физики она интересовалась личной жизнью ученых, например, спрашивала, не страдал ли Ньютон подагрой, или сколько любовниц было у Гейзенберга, или не было ли у Нильса Бора раздвоения личности. На уроке географии Лиза однажды спросила, где находится долина Эдема. Но наиболее странным её поведение было на уроках литературы. Учительница литературы не раз приходила ко мне жаловаться на Лизу и даже говорила, что Лиза «доведет её до гроба». Из её жалоб я понял, что Лизе начали нравиться душевно больные люди. Вскоре, когда Лиза пришла ко мне на занятие, я заметил, что она подражает мимике и движениям шизофреников, изображает подозрительность, свойственную параноикам, театрально показывает одержимость какой-либо идеей и т.п. Все это самым решительным образом сказалось на ответах Лизы на уроках литературы. Лизу стал интересовать не характер того или иного героя, а его душевная болезнь. Интерпретируя поведение литературных персонажей, Лиза часто поражала окружающих её сверстников и учителей глубиной своей осведомленности в области психопатологии. Триумфом этого стало написанное Лизой сочинение, которое она принесла учительнице литературы под видом школьного сочинения-рассуждения на одну из стандартных тем. Содержание сочинения было следующим: «Жизнь Сергея Сергеевича, великого ученого. Сергей Сергеевич Сергеев был маститым ученым и проживал по адресу: г. Москва, ул. Зейгарник, д. 13а, Психиатрическая больница № 13, к.3, этаж 3, отделение для больных шизофренией, 6-я палата, 7 кровать, если смотреть от фронтальной стены (где дверь с надписью «выход»), левый угол, свернутое клубочком тело, голова с зачесанными назад волосами, мозг, левая лобная доля. Сергей Сергеевич любил во всем точность и последовательность, и это необыкновенно помогало ему в жизни. Например, во время обеда он сперва тщательно разделял всю пищу на ряд одинаковых по форме твердых кусочков, затем строго выверял координаты движения каждого кусочка в принадлежащий его личности рот и только после этого принимался за трапезу. Разговаривал с окружающими людьми Сергей Сергеевич обычно мало и в основном только на высоко философские темы, как то: как выглядит душа камня, почему христианский Бог носит бороду, есть ли бессознательное у Дьявола, сколько человеческих слов уместится в одной точке n-мерного пространства, нужны ли субстанции ноги, сознанию руки и т.д., и т.д. Однако, в основном Сергею Сергеевичу некогда было разглагольствовать на философские темы, ибо это был ученый вселенского масштаба, и потому все свое время он проводил за работой. Целыми днями, не покладая рук и не покидая своей постели Сергеев проектировал сложный механизм – устройство, создающее мировые тени. Работа эта была делом всей его жизни и забирала мысли Сергеева настолько, что даже свои жизненные нужды он предпочитал справлять прямо на кровати: часами напролет мастурбируя на образ пустынной вселенной с бетонной грудью и металлическими ягодицами, испражняясь под подушку и помечая углы простыни желтой по цвету жидкостью с характерным запахом мочевины. Так, в неустанных трудах проходили годы Сергея Сергеевича. Конец.» Где только не побывало это сочинение прежде, чем попасть в мои руки. Его читали и завуч, и директор, и районный психиатр, и родители Лизы. А какой переворот произвело это сочинение в среде её сверстников! Поначалу сторонясь Лизы, восьмиклассники неожиданно потянулись к ней, как к какому-то идолу. И всем в один миг захотелось изображать из себя душевно больных. В короткое время Лиза стала звездой всех подростков из её школы, а приносимые ею по многочисленным просьбам окружающих книги по психопатологии стали наилюбимейшим чтивом и предметом самых жарких дискуссий. Спустя неделю после этого начались систематические срывы школьных занятий подростками. Никто не хотел учиться. Все хотели дурачиться и изображать из себя больных. На переменах творилось что-то невообразимое: школьники швырялись портфелями, раздевались до трусов, издавали нечленораздельные звуки, обливались водой, кусали друг друга, рисовали бессмысленные чертежи, строили логически бессмысленные предложения и т.д., и т.д. Впрочем, нечего об этом. Разговор сейчас о Лизе. Сама Лиза никак не отнеслась к тому, что её сделали звездой школы и вообще символом подростков, разве только её дурашливость, передавшись окружающим, как вредная зараза, сделала её немножко более спокойной, уравновешенной. Но здесь возникла вскоре другая крайность. Когда нескольких подростков из лизиной школы, особо стремящихся показать всему миру, на что они способны в роли душевно больных, забрали в детскую комнату милиции, и болезненная увлеченность сумасшествием Лизы в среде подростков начала постепенно утихать, Лиза все более начала уходить в себя. Она замыкалась, замыкалась, пока не превратилась, наконец, в молчаливую, лишенную всякой мимики мумию, целыми днями просиживающую за художественными книгами и бисероплетением. Такой Лиза стала буквально неделю назад. Что дальше с ней будет, сказать трудно. Да я и боюсь сейчас загадывать…
рассказ хороший, но мне кажется, если бы вы меньше объясняли поведение Лизы было бы интереснее, опишите только поступки и мысли Лизы...получилось бы хорошо. Желаю успеха!!
Спасибо за Ваш комментарий. Уверен, Вы заметили, что повествование ведется от лица некоего человека, очевидно - школьного психолога или психотерапевта, который в центр ставит именно вопрос понимания Лизы как подростка. Рассказ быть может с такой подачи и не очень художествен (это я и сам признаю), а больше фактологичен. Но в том и его суть: дать описание человека в единстве двух его сторон - внутренней и внешней.
на такую тему рассказов почти нет, вы - учитель? или работаете в школе? меня заинтересовал ваш рассказ и я думал написать немного не так---плохая девчонка, а потом её исправляют...но как-то нашёл у Чернышевского рассказ как студент исправлял одну проститутку..так я ничего и не писал больше....
Спасибо за Ваше замечание. Действительно, трудно найти подобный способ построения рассказа, чтобы из него была исключена этическая составляющая, а весь акцент был сделан только на аксиологической. Для этого нужно полностью изменить форму повествования. Рассказы о подростках времен XIX века все насквозь проникнуты этической проблематикой: в них речь идет в основном о нравственном становлении. Вспомните "Кандид" Вольтера, "Эмиль или о воспитании" Руссо, "Воспитание чувств" Флобера, трилогию "Детство. Отрочество. Юность" Толстого, "Подросток" Достоевского. Во всех этих романах при всем их психологизме исследуется именно нравственность. В большинстве романов советских писателей, например, в "Покушении на миражи" Тендрякова или "Детях Арбата" Рыбакова тоже самое: на первом месте нравственность. Как будто, иначе, на иных основаниях построить повествование просто невозможно, как будто эстетическая система литературы сращена с этикой. Мне кажется, одними из немногих писателей, кому хоть немного удалось выйти за рамки этого литературного принципа, были экзистенциалисты Андре Жид, написавший "Имморалист", и Ж.-П. Сартр, написавший "Возраст зрелости", и ещё, конечно, Джером Сэлинджер - "Над пропастью во ржи", хотя и у них, по сути, те же проблемы нравственности даны, но только в негативном развороте. В этом смысле, конечно, выход за рамки этической проблематики в литературе и, в частности, литературе о подростках представляет большую проблему. И в таком ключе мой рассказ можно рассматривать как слабую попытку это сделать. И да, ответ на Ваш вопрос: нет, я не учитель и не работаю в школе. Просто интересуюсь проблемами подростков.
Один из лучших рассказов нашего сайта! Оригинален, современен, просто интересен! Читателю, привыкшему к тому, что автор учит его нравственности, этот рассказ может показаться "пустым" и "никчёмным". Но да к чёрту такого читателя, ибо он сам уже морально устарел. Хотите морали - читайте библию или Достоевского. Хочется кого-то пожалеть, перечитайте Виктора Гюго. А этот рассказ - глоток свежего воздуха, чёрт возьми!))
глоток свежего воздуха, чёрт возьми!))
вы, типа, эхо что ли?)
нет,абсурдность фразы Вашей,уловите)
А я думаю всё отлично в рассказе. Несмотря на то что сюжет и гл героиня не типичны, они не теряют реалистичности, за счёт, вероятно, обилия толково подогнанных деталей. Плюс ко всему повествование вмеру наполненно авторским обоянием и юмором. Внутренняя спонтанность и свобода Лизы не может не симпатизировать. Остаётся надеятся только что девочка уж вконец не заиграется со своим умом и не превратится в нечто на подобии Сергея Сергеича))
Спасибо Вам за комментарий. Вы очень верно подметили главную проблему в организации рассказа - стремление вывести тип и одновременно сделать описание близким к реальности. Рассказ в этом смысле "пробный", это быть может скорее черновик рассказа. Ещё одна деталь, которую Вы заметили - это авторское отношение. Признаюсь - рассказ ориентирован прежде всего на подростковую аудиторию. В этом смысле и автор хотел "подать" свой рассказ в подростковой стилистике. Ещё раз спасибо!
каждый подросток выражает свой бунт по-своему. вот странное дело, обычно мне нравятся люди-белые вороны, но ваша Лиза вызвала просто ненависть. Конечно талант у неё есть, но в ней сидит бес. Зачем взрывать основы этого скучного мира если это не принесёт хороших перемен? в чём был смысл её поведения?