Перейти к основному содержанию
Пульчинелла - средний итальянец
ПУЛЬЧИНЕЛЛА (ОТРЫВОК ИЗ ДАРИО ФО, ПЕРЕВОД) Пульчинелла — это маска, персонаж, происхождение которого теряется во тьме веков.Он очень похож на греко-турецкого Каракоке. Тот, хвастун и пройдоха, готов плакать и подчиняться. Жалкий слуга, он доходит до самых низов шарлатанства, фальши, мелочного притворства и страха; но потом вдруг проявляет невероятное мужество, достоинство и силу. Точно такую же смесь качеств мы находим и в Пульчинелле. Пульчинелле присущи беспринципность и, несмотря на то, что он крив и хил, необычайная проворность.Горбатый, с головой, вросшей в плечи, длинными худыми ногами и руками, похожими на лапы паука, он выполняет неописуемые акробатические трюки.Отличает его и кроличья способность плодить себе подобных… В комедии дель Арте есть фарс, где Пульчинелла носит корзину с детьми, пытаясь их продать или сдать внаем. Здесь этот персонаж, мягко говоря, отвратителен, хотя и принужден отчаянием быть таким. Пульчинелла не может жить цивилизованно, поскольку общество отвело ему вполне определенное место. И все же трагедия его не ломает: он не сдается — и шутит, беснуется, танцует. Он с поразительной легкостью срывается в танец, буффонаду, парадокс, абсурдное и метафизическое.Пульчинелла разговаривает со святыми, со смертью, с призраками.Он спускается в ад и поднимается обратно, выходит из жизни, входит в смерть и снова возвращается в жизнь, становится фантазмом, — и все это происходит из-за необычайной противоречивости его естества. Вот он, Пульчинелла — персонаж до невероятия беспринципный, попирающий нравственность и достоинство за кусок хлеба. Утолить голод его основная забота, ему — не важно какой ценой - необходимо обуздать собственное отчаяние… И вдруг, неожиданно, в этом проходимце вздымается вихрь достоинства и отваги. Когда Пульчинелла сыт и способен рассуждать нормально, он может стать подобным стихии и обрушиться на беззаконие и бесчинства, превращаясь в великого вершителя правосудия. Есть праздник, во время которого Пульчинелла идентифицируется с Христом: он едет верхом на осле, он часть ритуала. Люди следуют за ним, аплодируют ему, обмахивают его оливковыми и пальмовыми ветвями, поднимаются тосты, царит веселье, прославляется единение всех в объятииях, в прощении обид. Пульчинелла – преодолевает не только обиду, но и мысль о мести. Если Пульчинеллу считают синонимом или прототипом “среднего итальянца”, то это потому, что мы — люди, способные адаптироваться с необычайной легкостью, потому, что мы уступаем, делая вид, что сопротивляемся, потому, наконец, что мы живем хитростями,‘восторгаясь собственной мало достойной пронырливостью и изворотливостью. Мы приспосабливаемся. В нашей традиции — не решать проблемы до конца, а улаживать, прятаться в потоке. Это мазаниеллизм: стараться взобраться на коня, на котором уже сидит король, и приладиться к его фигуре. Против короля идти нельзя, король -священен, до тех пор, пока не будет опрокинут наземь.Тогда , сразу, на коня не запрыгивают, а пытаются его продать.Так поступает и герой итальянской земли Пульчинелла.