Перейти к основному содержанию
Италия.Юридическая фикция.
(из книги "ДЕТИ ЯНУСА") Закон — это кодифицированный обычай. В Древнем Риме первым законодательным сводом, регулирующим жизнь общества, стали Законы ХII таблиц, относящиеся к V в. до н.э. и представляющие собой письменно закрепленные жестокие и прямолинейные обычаи архаической эпохи. В римском праве эти нормы обозначались терминами mores maiorum (обычаи предков) и usus (обычная практика). Примерно в IV веке до н.э общественные отношения в Риме стали усложняться, вследствие чего старые неподвижные и весьма ограниченные количественно нормы цивильного права перестали удовлетворять запросам жизни. Действительно, мыслимо ли было во все более облагораживавшемся Риме продолжать рвать должника на куски по числу его кредиторов, как то предусматривали Законы ХII таблиц? “Новые потребности,-пишет российский правовед И.Б.Новицкий,- стали получать удовлетворение, в частности, при помощи эдиктов магистратов, в особенности преторского эдикта. Осуществляя руководство гражданским процессом, претор стал отказывать в иске при таких обстоятельствах, когда по букве цивильного права должна была бы быть предоставлена защита, и, наоборот, давать иск в случаях, не предусмотренных в цивильном праве.Таким путем преодолевались трудности, возникавшие вследствие несоответствия старых норм цивильного права новому укладу общественных отношений.Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально не отменялись исконные нормы, к которым консервативные римляне относились с особым почтением.” Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать законы новые.Поэтому, желая в своем правотворчестве удалиться от первобытной дикости и косности, но не имея в то же время, возможности нарушать обычаи предков, преторы стали переносить рассматриваемые ими дела из реального контекста в условный. В некоторых случаях, отправляя дела судье, они писали в сопроводительном документе: “Ты, судья, рассмотри дело так, как если бы было бы…”. Можно сказать, что, уходя от тяжести жизни — ее естественной заданности — в сослагательное наклонение, римляне выстраивали более легкую — искусственную -реальность. Так появилась юридическая фикция — формула, составляющая основу римской юриспруденции и показывающая, что на самом деле “dura leх sed leх”(суров закон, но закон) и “ pereat mundus et fiat iustitia” ( пусть погибнет мир, но да здравствует юстиция) -всего лишь красивые латинские фразы. В сегодняшней Италии, где жизнь регулируется почти что 150000 законов(в то время как, например, вo Франции их 6000, а в Германии — 10000), юридическая двойственность по-прежнему традиционна. Одна из наиболее известных итальянских поговорок гласит: издан закон – найдена уловка. Поэтому обращаться в Италии в суд — дело рискованное. “В Италии в суд следует идти, лишь когда ты не прав: как объясняют спецы, судья вполне может ошибиться, и ты выиграешь дело. Но в любом случае оно будет кочевать по инстанциям долгие годы”. Так же двойственно смотрят на понятия справедливость и несправедливость и простые итальянцы. Можно сказать, что итальянец отстаивает свою правоту, патетически претендуя на следование четкой букве законов ХII таблиц, а увиливает от ответственности, уходя в сослагательное наклонение по принципу юридической фикции.