Перейти к основному содержанию
Марьюшка
(сказка)
Действующие лица и исполнители
Марьюшка – замужняя селянка, лет 25.
Анисим – её муж.
Аксинья – соседка.
Аспид – змей, обернувшийся добрым молодцем-красавцем, всегда говорит спокойно, не повышая голоса.
Баба Яга – типичная Баба Яга из русских сказок, всегда говорит ровно, с достоинством.
Бабка-ключница, Дрон – прислуга Аспида.
Трое детей Марьюшки, в возрасте 2-4 лет, гости Аспида, народ.
Обстановка и одежда героев, как в типичной русской народной сказке, в соответствии с указанным положением действующих лиц.
Пролог
На сцене – деревенский двор. Играется свадьба Анисима и Марьюшки. Гости поют величальную песню, провожая молодых к избе. Анисим и Марьюшка, одетые в свадебные наряды, взявшись за руки проходят к двери. Поворачиваются к гостям, трижды кланяются и заходят в избу.
Действие первое
Сцена 1
Тот же двор несколько лет спустя. Марьюшка одета как замужняя женщина, доит корову. Невдалеке играют трое её ребятишек. Входит Анисим.
Анисим: Не придётся нам ехать на ярмарку, Марьюшка.
Марьюшка: Случилось что?
Анисим: Еремей за ту десятину, что я намедни выкосил, так и не расплатился. Времена, говорит, тяжёлые.
Марьюшка: (грустно) У нас все времена – тяжёлые. До нового урожая далеко ещё… Скоро сборщики от Змея Горыныча придут. А подати-то и платить нечем. И хлебушек заканчивается.
Анисим: Что ж я могу поделать, Марьюшка?
Марьюшка вздыхает, заканчивает доить корову, берёт подойник и идёт к избе. Ребятишки бегут за Марьюшкой. Кто держится за подойник, кто – за юбку Марьюшки. Все входят в избу.
Сцена 2
Тот же двор. Марьюшка стирает. В другом углу двора играют те же дети. Входит Анисим.
Марьюшка: Не заплатил Прокоп?
Анисим: Не заплатил. А я целый день ему баньку строил. Говорит - на обед достаточно потратился, довольно с тебя.
Марьюшка вздыхает, берёт корзину с бельём, идёт развешивать его в глубину сцены.
Сцена 3
Тот же двор. Марьюшка поливает из ведра капусту. Слышится детский смех, но детей не видно. Из-за сцены выбегает мальчик – сын Марюшки, подбегает к ней.
Ребёнок: Мам, дай хлебушка с молочком.
Марьюшка: (ставит ведро на землю) Пойдём, молочка налью, дитятко. Хлебушек вечером будет. Ой, а что это у тебя? Рубаха порвана?
Ребёнок: А это я у поленницы играл, за плетень зацепился. Дай молочка, мамочка!
Марьюшка: Идём, налью. А ты пока скидывай рубаху-то, заштопаю. (Скрываются в избе, через некоторое время выходит одна Марьюшка, с рубахой в руках, иглой и ниткой, кланяется корове, которая у плетня привязана) Спасибо тебе, Бурёнушка, за молочко доброе, есть хоть что деткам дать. Анисим который день дома окромя тюри ничего и не видит. А уж я-то… (Садится на крылечко, шьёт) Тут ещё прореха, и ещё. Новую рубаху бы тебе купить, Сёмушка, да не на что. Глянь-ка, и у меня сарафан-то протёрся. Надобно штопать. Не зря вечор, как я песню завела, Марьяна губы поджала да голодранкой назвала. Завидно ей, безголосой-то. Так она новым сарафаном да бусиками красуется. Отчего же не покрасоваться? Её муж – первый Змеев слуга. (Горько) Знамо дело, не тюрей питается. (Задумывается)
Сцена 4
Тот же двор. Марьюшка стоит окаменевшая, с ничего не выражающим лицом. К ней, как бы ища защиты, прижимаются дети. Несколько человек в одежде стражников, отвязывают и выводят со двора корову. Один, видно какой управитель, руководит действием. После того, как корову увели, Марьюшка, спокойно отводя рукой от себя детей, проходит к плетню, снимает с него туесок и так же спокойно идёт со сцены. Всё это выглядит жутко. Появляется Анисим. С удивлением, а потом со страхом смотрит на Марьюшку, которая его и не замечает, проходит мимо. Через несколько мгновений после того, как она скрывается, бросается за ней. Дети теснее сбиваются в кучку. Молчат. За всем этим из-за плетня, спрятавшись, наблюдает Аксинья. Как только Марьюшка и Анисим покидают сцену, она бросается к детишкам, ограждая их руками от увиденного и ведёт в избу. Никто не произносит ни слова.
Сцена 5
Лес. Марьюшка с пустым туеском у локтя обнимает берёзку, вытирает слёзы.
Марьюшка: Вот и слёз больше нет. И коровушки нет. Как жить-то дальше? Как спасаться? Чем детишек кормить? Ох, Анисим, Анисим. Хороший ты человек, добрый, и люблю я тебя больше жизни своей, но беспомощный. Нет сил у меня детишек наших голодными видеть. А у тебя один ответ: а что я сделать могу-то? И я – не могу! Не могу так больше. Туесок взяла - ягод набрать надобно.
(Уходит)
Сцена 6
Тот же лес. Но глуше. Справа – избушка на курьих ножках. Входит Марьюшка с полным туеском ягоды. Избушку не видит.
Марьюшка: Вот и туесок полон. Домой пора идти, да не хочется Анисима видеть. Как он так допустить мог? (Замечает избушку) Вот чудо-чудное, диво-дивное. Много про такое в сказках слыхивала, а вот и увидеть довелось. (Рассматривает избушку)
Дверь избушки распахивается, появляется Баба Яга.
Баба Яга: Пошто пришла?
Марьюшка подходит к Бабе Яге, кланяется ей.
Марьюшка: Здравствуй, бабушка.
Баба Яга: Здорово, коль не шутишь! (Смотрит на Марьюшку пронзительным взглядом) Садись! Рассказывай!
Марьюшка садится около Бабы Яги на пенёк и о чём-то горько говорит, что – не слышно. Потом замолкает. Баба Яга смотрит в сторону, видно, о чём-то думает. Поворачивается к Марьюшке.
Баба Яга: Значит, судьбы своей чураешься? Злой её считаешь?
Марьюшка: Незавидна судьба моя…
Баба Яга: Не завидна? Хорошо. Есть у меня ключик от дверей хрустальных, что на распутье, где жизни сходятся. Пойдём.
Баба Яга берёт клюку, которая стоит у избы, и они с Марьюшкой уходят.
Сцена 7
Снова лес. По центру сцены – старый дуб. Подходят Баба Яга с Марьюшкой, уставшие. Видно, что не один день в пути были.
Баба Яга: Пришли. Не воротиться ли?
Марьюшка молчит. Баба Яга касается клюкой дуба, дуб со скрипом поворачивается, открывая пещеру. С места снимаются летучие мыши и улетают вглубь пещеры. Зрителю открываются две хрустальные двери. Сквозь одну видно Анисима, который ласково смотрит на Марьюшку. Сквозь другую – Аспида в образе молодца-красавца, одет богато. Он смотрит на Марьюшку холодно и оценивающе.
Марьюшка: Как же так? Такого не бывает! Я их обоих люблю!
Баба Яга: Бывает. Это – судьбы распутье. Здесь всё бывает! (Толкает Марьюшку клюкой в спину) Выбирай!
Марьюшка делает робкий шаг в сторону Аспида. Баба Яга где-то в юбках находит золотой ключик, подходит к двери, за которой виден Аспид. Со щелчком отпирает замок. Различные эффекты сопровождают смену судьбы.
Действие второе
Сцена 1
Городская площадь. Но она как будто – отражение предыдущей сцены. На том же месте – дуб. Перед ним – возвышение. На площади - толпа народу, одеты в разной степени зажиточности. На возвышении стоит Аспид, властно прижимает к себе Марьюшку. На Марьюшке алый сарафан, расшитый жемчугом, на голове её в тон сарафану богатый кокошник. Рядом человек пять мужчин, примерно равных Аспиду по званию, но тот одет богаче всех.
Аспид: Вот так вот гости заморские нас наказывают: ситцы продают втридорога. А наши ткачи-то где?
Голос из толпы: Да не пущай ты их в город со своими ситцами!
Другой голос из толпы: Мы каких хочешь ситцев наткём! И льняного полотна – тоже.
Третий голос из толпы: И Еремей у нас – купец знатный. И по Руси торгует, и по странам заморским. В обиде не будем.
Аспид: Так и порешим!
Аспид, не выпуская Марьюшки, сходит с возвышения и вместе со своей свитой скрывается за сценой. В толпе кричат «Ура!», кидают шапки.
Сцена 2.
Богатая горница. Длинный стол, уставленный яствами. Возле стола прохаживаются гости - люди знатные.
1 гость: Видал, какую кралю себе сыскал хозяин наш?
2 гость: Знатная девка! И всё – при ней. Где он только таких находит?
1 гость: Ладно бы только находил! Они на него сами вешаются, не отлипают. Мне бы талант такой. Моя вон от меня нос воротит, хоть и ряжу её в шелка да бархат.
Входят Аспид под руку с Марьюшкой и со своей свитой. Видно, что Марьюшке всё внове. Она робеет, на старается держаться спокойно.
Аспид: Садитесь, гости дорогие! Отведайте угощения!
Все садятся за столы. Аспид с Марьюшкой посередине. Многие гости оценивающе осматривают Марьюшку. Переговариваются тишком, заметно что на её счёт. Весь вид Аспида говорит о том, что ему это льстит. Порой он с удовлетворением поглядывает на Марьюшку, но так, чтобы она этого не замечала.
Аспид: Вот и порешили мы дела с ситцами. Что с чашами-то бронзовыми делать будем? (Аспид спокойно смотрит на группу гостей в заморских платьях)
Один из этих гостей: А что с чашами-то бронзовыми? Мы их искони по одной цене продаём и менять её не собираемся. Наше слово купеческое – твёрдое.
Аспид: Ну, за здравие! (Поднимает кубок.)
Сцена 3
Горница в доме Аспида. В углу – кровать. Стол, лавка. На лавке у стола сидит Аспид. Видно, что он отдыхает после трудного дня. Рядом стоит Марьюшка. Голова опущена, взляд потуплен.
Аспид: (обращаясь к Марьюшке) Ну, что стоишь, девка! Сапоги с меня снимай.
Марьюшка снимает с Аспида сапоги. Аспид наклоняется к ней. Берёт её за подбородок. Пристально смотрит на Марьюшку.
Аспид: Хороша девка! (По-хозяйски целует Марьюшку) Иди, постель стели! (Шлёпает её ниже спины. Видно, что Марьюшку подобное обращение коробит, но она молча идёт в сторону кровати.)
Сцена 4
Кабинет Аспида. Аспид сидит за столом. Перед ним листы бумаги, очинённые перья, счёты. Он что-то пишет. Марьюшка стоит перед столом, опустив голову.
Аспид: Ты пошто вчера с Манькой говорить пыталась?
[center]Марьюшка удивлённо поднимает на Аспида глаза, но молчит.[/center]
Аспид: Негоже прислугу баловать. На то она и прислуга, чтобы работу делать, а не на разговоры отвлекаться. Поняла?
Марьюшка: (говорит тихим покорным голосом, чувствуется, что она панически боится Аспида, но пытается сохранять остатки былого достоинства) Да.
Аспид: А что невесела?
Марьюшка: Делом бы мне каким заняться…
Аспид: На что тебе это? Сегодня уборов новых привезут – примеришь, разберёшь, вот тебе и дело! Завтра гости у меня будут, краше всех быть должна!
Марьюшка: Хорошо.
Аспид: Вышиванием можешь заняться. Скажу – тебе холстину да шелка привезут.
Марьюшка: Спасибо.
Аспид: Ступай в свою горницу.
Марьюшка уходит.
Сцена 5
Тот же кабинет. Так же за столом сидит Аспид.
Аспид: Ай, да девка! Пока Еремей на неё пялился и не заметил, как слово мне дал честное, купеческое… (Хохочет.) Эй, кто там? Позовите девку мою.
Входит Марьюшка. Вид у неё грустный. Кланяется Аспиду. Аспид внимательно её рассматривает.
Аспид: Что-то ты, люба моя, с тела спадать начала… Сходи-ка на ярмарку, накупи себе, чего… Повеселись. А слуги за тобой присмотрят, чтобы позору никакого не было (углубляется в работу).
Марьюшка кланяется Аспиду, но видно, что ей его предложение безразлично.
Сцена 6
Ярмарка. Купцы зазывают редких покупателей. Справа кружится карусель. На ней катаются детишки. В руках у них шары, леденцы на палочках. Звучит весёлая музыка. Марьюшка идёт между лавок. С одной стороны от неё бабка-ключница, с другой – Дрон, мужчина огромного роста, богатырского телосложения. Марьюшка равнодушно смотрит на товары. Что-то трогает, но видно, что ей ничего не нужно. Её внимание привлекает вышитая детская рубаха, размером на сына. Марьюшка берёт её в руки, рассматривает.
Купец: Ай, и знатна рубашечка-то будет! Бери, красавица!
Марьюшка кладёт рубаху на прилавок и равнодушно отходит.
Бабка-ключница: Может, на карусели покатаешься?
Марьюшка подходит к карусели смотрит на детей. В её глазах появляется надежда. Марьюшка всплёскивает руками и убегает со сцены.
Сцена 7
Кабинет Аспида. Аспид, видно перед этим что-то считающий на счётах, держит на них руку, холодным взглядом смотрит на Марьюшку, которая с надеждой смотрит на него. Она уже о чём-то попросила Аспида и ждёт ответа.
Аспид: Дитя родить? А на что мне пащенки? Придёт срок – женюсь, понаделаю. Сходи лучше в ванне, молоком наполненной, понежься, чтобы тело твоё мягче стало. (Снова углубляется в какие-то расчёты, щёлкая костяшками.)
Видно, что его слова для Марьюшки – гром среди ясного неба. В неё что-то ломается. Плечи никнут. Она молча поворачивается и уходит. Аспид отрывается от счёт, смотрит ей вслед, хмыкает.
Сцена 8
Комната, чем-то напоминающая кладовую. В беспорядке стоят сундуки. Какие-то предметы мебели. Вверх ведёт лестница. Темно. В окно светит луна. В уголке между сундуками сидит Марьюшка, обхватив себя руками. Сундуки загораживают её от середины сцены.
Марьюшка: (смотрит перед собой невидящими сухими глазами) И слёз-то нет. Не выплакаться. Не жена я ему… Кто же я здесь? Девка приблудная… Что же ты сотворила с собой, Марьюшка? Куклой-убоженькой стала. Только некому тебя пожалеть, горемычную. И детишек-то у тебя никогда не будет… А сойдёт краса – станешь ты куклой-десятиручкой. Будешь его новую девку обихаживать и хозяину о ней докладывать. И пошто так сердцем-то прикипела ты к нему, Марьюшка?
Слышится какой-то шорох. Марьюшка замирает. В окне при свете луны появляется голова огромного змея. Он медленно вползает в окно. Очутившись в середине комнаты, сворачивается кольцом и превращается в молодца-красавца, каким его знает Марьюшка. Оправляет одежду и поднимается по лестнице вверх. Марьюшка вскакивает на ноги, замирает, поражённая. Прикрывает рот руками.
Марьюшка: (в испуге) Это же змей Аспид! (горько) Вот, значит, с кем живёшь ты, Марьюшка!
Быстро поднимается вверх по лестнице, стараясь делать это бесшумно.
Сцена 9
Та же горница, что и в сцене 2. Длинный стол, который слуги уставляют яствами. Видно, что готовится очередной пир, но гостей ещё нет. Входит Аспид с Марьюшкой и Мизгирем. Заметно, что Мизгирь очень неприятен Марьюшке, хотя она старается этого не показывать.
Аспид: Обождите, распоряжение насчёт вин заморских ключнице дам. (Уходит)
Мизгирь: (смотрит на Марьюшку маслянистым взглядом, желание явно читается в его глазах, говорит похабно, самоуверенно) Ах, и краля у моего дружка любезного! Что за краля! (гладит её рукой по спине и ниже).
Марьюшка в испуге отшатывается от него, прижимается к кулисе. Входит Аспид. Молча берёт Марьюшку за руку, ведёт к противоположенной кулисе, то есть ни слуги, ни Мизгирь их как будто уже не видят. Мизгирь довольно подходит к столу, берёт яблоко, откусывает от него, жуёт. Аспид спокойно наотмашь бьёт по лицу Марьюшку.
Аспид: Не смей обижать гостей моих, девка блудная!.
Разворачивается, идёт к Мизгирю. Марьюшка молча следует за ним, щёки её горят.
Сцена 10
Горница в доме Аспида, как в сцене 3. На лавке - одежда, видно, что брошена небрежно. На кровати лежат Аспид и Марьюшка. У Аспида – голый торс. Он довольный облокотился на подушку, осматривает Марьюшку . На Марьюшке тоненькая ночная рубашка, волосы распущены. Она лежит обессиленная. У края сцены, как бы не в комнате, стоит сундук.
Аспид: Хороша, девка! Ох, хороша! Но никакая девка того не стоит, что мне Мизгирь за тебя предложил, дурень! Я-то себе ещё краше найду! Да и ты объятий моих никогда не забудешь. Какая девка со мной побудет – ни под кем другим уже не насытится. Завтра к Мизгирю тебя отвезут. А пока поплакать можешь, разрешаю. (Встаёт, надевает брошенную на лавке рубаху, спокойно уходит).
Появляется бабка-ключница, садится на сундук, задрёмывает. С Марьюшки как будто спадает оцепенение. Она воет в голос. Бабка прислушивается, но никак не реагирует.
Марьюшка: (говорит сквозь рыдания, но тихо, стараясь, чтобы бабка-ключница её не услышала) Ох, силушки моей нету! Ох, что же я натворила-наделала? Зачем прельстилась змеем – Аспидом? Жизнью дорогой-богатой! Ах, Баба Яга, Баба Яга, пошто тебя все мудрой-то кличут? Зачем показала дорогу к дверям хрустальным? Пошто не отходила клюкой своей корявою, не прогнала прочь меня, глупую?
Перед Марьюшкой появляется Баба Яга. Пристально смотрит на неё, опираясь на клюку.
Марьюшка: (бросается ей в ноги) Прости меня, дуру глупую!
Баба Яга: (достает из юбок золотой ключик, протягивает Марьюшке) На площади городской коснись старого дуба ключиком этим, путь к дверям хрустальным откроется. Этот же ключик и дверь нужную тебе отворит. Только вот не обессудь, провожать тебя не пойду. (Отворачивается от Марьюшки и исчезает)
Марьюшка крепко зажимает в руке ключик, бросается к лавке, поверх ночнушки накидывает на себя рубаху, хватает сарафан, видит, что он очень пышный, поворачивает в руках – бросает прочь, хватает сапожки, смотрит на каблуки с подковками и тоже бросает, касается рукой волос, прислушивается к чему-то и тихо, на цыпочках выходит из горницы, проходит мимо бабки-ключницы, сидящей на сундуке. Та дремлет и не замечает Марьюшки.
Сцена 11
Декорации, как в Сцене 1, только нет возвышения перед дубом и действие происходит ночью. Тенью появляется Марьюшка, подходит к дубу.
Марьюшка: Не заметил никто! И как только сил хватило ворота тесовые отпереть!
Марьюшка касается золотым ключиком дуба. Дуб со скрипом поворачивается и открывает яму. У края сцены появляется Аспид.
Аспид: Стой, девка! Вернись по-хорошему! Из-под земли достану!
Марьюшка смотрит на Аспида, потом заглядывает в яму, видно, что она пугает Марьюшку, снова смотрит на Аспида и прыгает в яму.
Действие третье.
Сцена 1
Темно. Видно только две хрустальные двери, перед которыми стоит Марьюшка. Причём зритель видит только Анисима с детьми за одной из них. Вторая расположена так, что не видно, что за ней. Марьюшка не раздумывая открывает дверь, ведущую к Анисиму.
Сцена 2
Лес, как в сцене 5 первого действия. Марьюшка в одной рубахе простоволосая стоит у берёзы, гладит её по коре. В руках у неё алый цветок марьин корень.
Марьюшка: Берёзонька моя милая! Красавица белоствольная! Уж и не чаяла я с тобой свидеться. Напоследок бы мне воли вдохнуть, на детишек поглядеть издали. Вот только ключик Бабе Яге вернуть надобно. (Замечает вместо ключика цветок у себя в руке, глядит на него, горько улыбается.) В одной рубахе, простоволосая, с цветком алым людям уж не покажешься. Одна мне дорога – к омуту глубокому. Примет меня водяной-батюшка. Русалкой детушек да Анисима издали оберегать буду.
Свет гаснет. Когда он зажигается у той же берёзы так же стоит Марьюшка, одетая, как в сцене 5 первого действия, в руках туесок, полный спелой земляники. Рядом с ней Анисим, обнимает её со спины.
Анисим: (нежно, заботливо) Любава моя милая! Друг мой сердешный, Марьюшка! Не переживай ты так! Справимся мы, выдюжим! И деток на ноги поставим! Всё хорошо будет!
Марьюшка: (отшатываясь от Анисима) Не касайся меня, Анисим, Аспидом поруганную! Нет мне места на земле! Я сама, сама выбрала! Бабя Яга мне дверь хрустальную показала!
Анисим: (не отпуская из рук Марьюшку, поворачивая её к себе лицом) Какой Аспид, любушка? Баба Яга какая, душа моя? Я ни на мгновение тебя из виду не выпускал, с той самой минуточки, как прошла ты мимо меня с туеском к лесу, меня не видючи.
Марьюшка: (поражённо) Как не выпускал? Я же три года у змея жила?
Анисим: Что ты, Марьюшка, зоренька моя ясная! Какие три года? Ещё сегодня поутру ты меня на покос провожала, лада моя, краюху хлеба в лоскут заворачивала, квасу в баклажку наливала. А как шёл я с покоса, видел, как слуги змеевы нашу Бурёнушку уводили. А потом и ты прошла мимо меня, Марьюшка, – губы сжаты, глаза пустые. Ох, и испугался я за тебя, краса моя ясная, как бы ты чего с собой не сотворила, не содеяла. Иду за тобой, за деревьями прячусь. А ты и не живая вроде бы, деревянная. Наклонишься ягоду брать, как журавель колодезный, только скрипу не слышно. А набрала туесок полнёхонький – по лесу кружить начала, не присела никуда ни на минуточку. Позапыхивался я за тобой идучи, а тебя и усталость не берёт. Вот и сейчас туесок в руке держишь.
Марьюшка смотрит на туесок в своей руке, на свою одежду, касается рукой головы. Обнаружив на голове убор женский, а под ним косы заплетённые, позволяет Анисиму увести себя со сцены.
Сцена 3
Двор Марьюшки. Из окна избы, пригорюнившись, выглядывает Аксинья. Заходят Анисим и Марьюшка. Анисим обнимает Марьюшку. Аксинья выбегает из избы.
Аксинья: Ох, соседушка моя милая, да что же ты делаешь? Так детишек своих пугаешь? Я из окна видела, как окаменела ты, когда Бурёнушку вашу со двора вели. Детки твои в кучку сбились, попритихли. Видела я, как ты рукой их в сторону от себя отвела и так спокойненько ко плетню пошла за туеском, что на солнышке жарился. Взяла туесок – и к лесу. Ни взмаха, ни шагу лишнего. Меня взглядом холодным окинула. Мимо Анисима, как мимо чужого, прошла. Только то и успокоило, что Анисим за тобой кинулся. Не даст чему плохому случиться. А я детушек-то приобняла, в избу завела, сказкой тешила. А они сидят, оробевшие, тихонько да послушливо. Так и сидели, пока сон их не сморил. Нельзя так, Марьюшка. Эта беда – не беда, большей бы беды не накликать!
Марьюшка: (низко кланяется Аксинье) Спасибо тебе, тётка Аксинья.
Анисим: (тоже кланяется) За детишек наших спасибо!
Аксинья: Не оставляйте их одних-то больше. (Уходит)
Анисим и Марьюшка проходят в избу
Сцена 4
Изба Марьюшки. Типично русская обстановка: в углу – русская печь, по стенам - лавки, посередине –. стол. На лавках спят дети. Марьюшка проходит, ставит на стол туесок с ягодой. Анисим садится за стол. Марьюшка садится рядом. Дети начинают шевелиться, просыпаются. Привлечённые запахом ягоды подбираются к столу. Вопросительно смотрят на родителей. Анисим кивком головы даёт разрешение. Дети сначала по одному, робко, берут по ягодке. Постепенно напряжение спадает, они начинают шалить, отталкивать друг друга. Раздаётся детский смех. Лица детей измазаны ягодным соком. Марьюшка сидит тихо, любуется детьми. Анисим берёт из туеска несколько ягод, бросает себе в рот. Потом берёт ещё и на ладони подносит Марьюшке. Марьюшка смотрит на детей, на него. Глаза её сияют. Берёт одну ягодку в рот. Закрывает глаза – ей хорошо. Вдруг резко поворачивается к печи, где на мгновение появляется и исчезает Баба Яга. Потом смотрит на Анисима.
Марьюшка: Да ну их, этих слуг змеевых! Пусть тешатся!
Анисим: Всё хорошо будет, горлинка моя.
Действие четвертое
Сцена 1
Лес возле избушки Бабы Яги. Хозяйка (типичная Баба Яга!) чистит ступу. Входит Аспид.
Аспид: Ну и чего ты её трёшь? К Горынычу в гости, что ли собралась? (Ухмыляется.) Здорово, бабка!
Баба Яга: (хохотнув) Вот только бабки ему и не хватало! И ты здрав буде, Аспид! А пошто не в истинном обличии? Знал, ведь, к кому идёшь!
Аспид: Да и ты тоже не в своём виде.
Баба Яга: (снова хохотнув) Ну, заходи, гостем будешь!
Сцена 2
В избушке у Бабы Яги. Стол уставлен традиционными русскими кушаньями.
Баба Яга: Браги налить?
Аспид: Не откажусь!
Баба Яга выносит жбан браги, наполняет ковшик, протягивает Аспиду. Аспид, не морщась, выпивает, крякает.
Аспид: Знатная у тебя брага, бабка. (Садится за стол, пристально смотрит на Бабу Ягу) Вот скажи, зачем я к тебе пришёл?
Баба Яга: Сам и скажешь.
Аспид: (после паузы) И скажу! (Говорит, останавливаясь после каждой фразы) Была у меня девка. Марьюшкой звали. Краса, глаз не отвести! Многие от той красы голову теряли - мне на пользу. Я-то, вроде, старался её при себе держать да чуть поодаль. Девке место своё знать положено! Сколько у меня их до неё было, да и сколько после – не перечесть. И покраше были. А вот в какой-то момент понял я, что обвораживает меня девка. Тут как раз и Мизгирь подкатил: отдай да отдай ему Марьюшку! Такое мне за неё сулит! А я и сам уж голову ломаю, как её с рук сбыть. Один к одному случай вышел. А девка-то и сбежала. Хватился я, да поздно. Почти у самой ямы подземной, где скрылась, догнал, постращал для порядку. А сам и рад – не видать Мизгирю моей девки! Правда, слуг погонял малость, да на поиски отправил.
Баба Яга: Не нашли?
Аспид: Не нашли. Да только что-то от меня как будто отрезали, когда она в ту яму прыгнула! Чего-то важного я лишился! Засела у меня в груди с той поры тоска горючая по девке-Марьюшке, никак избыть не могу. (Пауза) Ты ведь, карга старая, знаешь, где она. (Утверждает)
Баба Яга молчит. Смотрит на Аспида.
Аспид: И не скажешь. (Утверждает)
Баба Яга: (Подтверждает слова Аспида) Не скажу.
Аспид: И не нужно…
Баба Яга наливает Аспиду в ковшик ещё браги. Тот пьёт.
Сцена 3
Прошло лет двадцать пять. Лес, как в сцене 2. Только деревья взрослее стали. Да и Марьюшке уже около пятидесяти лет. Она подходит к берёзе.
Марьюшка: Здравствуй, берёзонька! Выросла-то ты как! Медленным шагом идёт батюшка-время, да не угонишься за ним. Вот я к тебе прийти и осмелилась. (Гладит кору берёзы) И детки повырастали, и внуки уже пошли, и Анисима проводила я в путь далёкий, невозвратный. Несла жизнь меня рекою быстрой. И не ковром красным пролегла судьба-тропинушка. Много невзгод в ней случалося. Но и радостью не обделила. Права - неправа ли бывала я порой, так – не так ли поступала, но случись итог подвести - и каяться не в чем. (Задумывается)
У корней берёзы распускается цветок марьин корень. Марьюшка наклоняется, срывает его, подносит к лицу. Потом низко кланяется.
Марьюшка: Спасибо тебе, Баба Яга, – за науку спасибо.
Появляется Баба Яга. Она стоит перед Марьюшкой, как всегда, опираясь на клюку.
Баба Яга: Не испугаешься ещё раз у дверей хрустальных побывать?
Марьюшка: (улыбается) Пошто пугаться? Выбор-то за мной будет.
Баба Яга хохочет, взмахивает клюкой. Свет гаснет.
Сцена 4
Темнота. Две хрустальные двери. За одной – изба Марьюшкина деревенская, солнцем залитая. За другой – тоже избушка, но в чащобе лесной, на ножках куриных поворачивается, рядом – ступа с метлой к ней прислоненной, и кот чёрный у метлы дремлет. Баба Яга и Марьюшка стоят перед дверьми. В руках у Марьюшки марьин корень превращается в золотой ключик.
Баба Яга: Две избушки хозяйку ждут. Какую выберешь?
Занавес
Светлана, браво! Это бесспорно, твоя ниша творчества. Рекомендую с удовольствием.
Спасибо, Мария. :blush:
Такое шикарное оформление... Будь то бы на самом деле в театре побывал. Видно же сразу, что автор не только хочет донести правду своих слов, но еще и показать нам, как претворяются в жизнь бабкины сказки... как хочется верить после них в правдушную, настоящую... нашу людскую жизнь. :flower:
Спасибо, Володя, ты меня совсем засмущал. :blush: :flower:
Света, шикарная пьеса!Прямо хоть сейчас в театр!Всех благ!С солнечным лучиком, :smile3: :flower: :flower: :flower:
Спасибо, Лариса. :rosebul: :rosebul: :rosebul:
любопытно, что и Аспид идет к Бабе Яге за задушевным разговором:) и каждый получает именно то, что ему нужно... не Марьюшка ведь, на самом деле, ему нужна... Света, для пьесы сцены чересчур коротки. в остальном не знаю пока, что сказать о пьесе... она воспринимается пока как набросок...
Наташа, я не умею писать пьесы. Так вот получилось. И нагромождение слов - не мой конёк. Не люблю я этого дела. :smile3: А вот что нужно Аспиду? :wink: Как хорошо, что ты что-то своё увидела! Мне несколько иначе думается: упустил Аспид своё счастье, что ему Баба Яга подарила, испугался. А ведь не злодей он. Злодеем его по отношению к Марьюшке его же принципы делают. И Баба Яга заставила его задуматься, усомниться. :smiley-love:
к сожалению, я тоже не знаю правил написания пьесы. пишу их редко и на ощупь. но пьеса - это не нагромождение слов. это действие. психологически выверенное. А вот про Аспида интересно. как же он не злодей, если на людях наживается? хотя сейчас это не злодейство, просто умение зарабатывать деньги. Света, Марьюшка не могла быть его счастьем - слишком разные они. не подчинилась она ему - вот и кусает он себе локти. ну, может, и почувствовал в ней что-то редкое, чистоту душевную (как ни странно, возможно, это прозвучит, но ведь чистая душа у Марьюшки, правда? ведь даже в выборе Аспида она была искренна. я думаю, что она, может, и не полюбила его. но в тот момент увлеклась им, как более сильным. а мужа разлюбила за слабость, как ей казалось. потом переоценила. потому что "сила" Аспида была в его наглости, вседозволенности...) но ведь почувствовал именно после того, как сбежала она, к Мизгирю не пошла. а пошла бы - и не охнул бы. он и сам понял, что не нужна ему Марья. соглашается с Бабой Ягой - и не нужно мне знать, где она. Света, перечитай, что ты написала. я никогда о Бабе Яге так хорошо не думала, как после твоей сказки:)
Баба Яга знает, кому что нужно. В этом соль сказки. :wink:
Безусловно рекомендую! Прочёл единым духом. Ан, думается мне, что именно Марьюшка и есть та самая... "ещё не баба, но уже Яга"... Спасибо, Светлана! С Теплом, Андрей.
Спасибо Вам, Андрей. :blush: