Перейти к основному содержанию
Поэзия – ритм жизни
Поэзия издавна была выражением самого возвышенного и божественного, что есть в людской душе. Присутствует поэзия в колыхании моря, в шуме леса, в звенящей тишине гор, в порывах человеческой любви. Поэтому люди издавна слагали стихи, которые вначале были неотрывны от музыки. Поэзия – это прежде всего ритм – ритм чувства, ритм действительности, ритм жизни. Издавна считалось, что поэзия существует сама по себе и задача поэта лишь войти в ритм с природой, запечатлеть его и через бумагу, через изложение передать людям. В некоторых системах мироздания поэзии отводилась роль первой реальности, а всё остальное вторично, и люди вкладывали поэзию в молитвы, притчи и заклинания. Первичная поэзия передаётся человеку через особое состояние, которое называется вдохновением или приходом музы. Но поэзия, помимо прочего, имеет и внешние законы – метрику, рифму, размер строки. И вот некоторые люди вместо того, чтобы улавливать поэзию, чувствовать мир, занялись сочинительством стихов (графоманией). Примерно это выглядит так: берётся мысль и зарифмовывается. Таких сочинителей развелось очень много, они сочиняли на потребу момента и вскоре заполнили своими «творениями» почти всю печать. Как результат, народ перестал интересоваться стихами – кому интересно читать чужие зарифмованные мысли, которые не отличаются, как правило, ни мощью, ни глубиной (а если и отличались, то утратили их в процессе зарифмовки). Рифмовать ведь не трудно, это чисто техническая сторона, и любой человек без особого труда может научиться рифмовать любую мысль. Не трудно овладеть даже искусством стилизации – подлаживаться под любой стиль – под стиль Блока, Пушкина, Маяковского и т. д. Но всё это к поэзии никакого отношения не имеет. И вот научившийся рифмовать человек, в радостном возбуждении, возомнив себя поэтом, бежит быстрей печататься, выносить на люди свои недоделки. Беседуя с такими авторами о поэзии, понимаешь, что их интересует не поэзия, а возможность выразить себя через стихи, прославить своё имя. А поэзию они, как правило, не знают, с трудом называют своих любимых поэтов и не могут прочесть наизусть ни одного чужого стихотворения (помимо школьной программы). Но, с другой стороны, можно ли их винить в этом? Кто сумеет поправить их, натолкнуть на путь высокой поэзии? Обычно эту функцию берёт на себя критика, которая является необходимым компонентом любого образованного общества. P.S. О теории поэзии мне приходилось писать много. Но обычно эта тема включалась в большие работы, например в «Эссе о живописи», книги «Договорные ценности», немало места уделено теории поэзии. Есть о поэзии ещё в нескольких статьях. Неоднократно приходилось говорить об этом в интервью на радио и в телевизионных передачах. Кстати, в замечательной книге Сергея Курия, «Оседлать Пегаса», есть несколько выдержек из моих работ. Книга вышла в 2012 году в издательстве «Феникс». Заметок теории поэзии у меня накопилось на целую книгу. Но вот отдельных напечатанных статей мало. Одна посвящена в большой мере описанию вдохновения и напечатана в киевском интеллектуальном журнале «Твоё Время» в 2003 году. Называется она «Пропуск в истинный мир». Другая напечатана в журнале «Время Z» в 2006 году и называется «Профессионализм и вдохновение» с подзаголовком «как грамотно писать стихи и рисовать картины». Статья «Поэзия – ритм жизни», самая первая из напечатанных мною работ о поэзии. Она опубликована в Лутугинской районной газете «Трудовая Слава», где я работал корреспондентом. Вот выходные данные районки. Газета «Трудовая Слава» №1 (4230) от 1 января 1993 года (на самом деле вышла 28 декабря 1992). Подписная цена – 4 копейки, в розницу – 2 рубля. Забавно, что подписная цена 4 копейки, а в розницу 2 рубля. Эта разница в стоимости показывает какой была инфляция в 1992 году на Украине. То есть цены на газету за год возросли в 50 раз. А на предметы первой необходимости в сотни раз. Причём инфляция в следующем 1993 году была примерно такой же. Но вернёмся к теории поэзии. Я специально не стал менять в статье напечатанной около 20 лет назад ни слова. Просто сел за компьютер и перепечатал текст из старой газеты. Сейчас об этом я бы написал немного по другому, хотя принцип разделяю. Он берёт свои истоки в древности и подробнее об этом я писал в статье «Пропуск в истинный мир». С другой стороны статья «Поэзия – ритм жизни» в электронном варианте явно незакончена. Это потому, что здесь приведена лишь половина статьи. Она предваряла литературную страничку и дальше было о том, что у нас на Луганщине (Лутугинский район в Луганской области) нет полноценной литературной критики (сейчас её по сути нигде нет), от этого отсутствие литературной жизни и крупных поэтов. Заканчивалась статья разбором напечатанных на этой же страничке стихотворений местных лутугинских поэтов. Начало статьи я тоже убрал. Районная газета по замыслу её руководителей не место для серьёзных теорий. Поэтому я сделал так, что теория оказалась спрятанной внутри статьи. Начиналась статья типично для новогодней районной газеты. «Пушистый снег мягко падает на еловые ветви, иней слегка подрагивает и искрится, сосульки задумчиво преломляют в своей матовой глубине неровный лунный свет. Везде присутствует ощущение чего-то необычного, и кажется будто что-то вот-вот произойдёт…». И ещё один подобный абзац. Набираю его и «прикольно» становится от того, что когда-то по долгу службы приходилось писать такую чушь. Я думал это можно делать только из под палки. С появлением Интернета понял, что миллионы людей пишут нечто подобное вполне добровольно и считают это творчеством. И таких людей большинство. И не только в Сети, в жизни их ещё больше, только многие, слава Богу, не пишут, предпочитают заниматься другими делами. И то, что СМИ, в том числе та районная газета в которой я работал 20 лет назад, потакают массовому вкусу, вполне закономерно. Массовый вкус определяет спрос. Отсюда низкий уровень нашего телерадиовещания, газет и журналов, Интернета. Но это тема отдельного разговора. Поместить в Интернет статью 20 летней давности меня вынудило то, что без неё мои теоретические работы о поэзии выглядят неполными. Когда я печатал их, всегда отталкивался от того, что о «ритме жизни» я уже сказал. Всё таки статья моя была напечатана вполне пристойным тиражом 11433 экземпляра. Часть тиража я роздал любителям поэзии из других регионов. Да и в библиотеки газета направлялась. Но понятное дело что с появлением Интернета именно он, а не библиотеки стал первым источником информации. Поэтому статья «Поэзия – ритм жизни» появилась здесь. Сергей Аксёненко
Понравилась ваша статья. Да, графоманов много, но и нужна ли широким народным массам экспериментальная поэзия или другая, отличная от ординарного рифмоплетения форма? Вопрос. И вот беда: профессиональное образование или глубокое изучение поэзии не всегда развивает поэтический талант. Иногда среди простых людей можно встретить очень ярких и плодовитых поэтов (знала одну девочку, которая училась на библиотекаря, в день писала по 5-6 замечательных стихотворений и вовсе не считала себя талантливой, пока я не убедила ее показать стихи критикам и филологам). Сейчас работает в литературе - издает книги, поэтические сборники. И есть обратные примеры, когда человек и взрослый, и член союза писателей, и руководитель литорганизации, и колонку в областной газете ведет, а сам издал одну книжечку рассказов в 90-е годы, ходит пафосным индюком, несет себя гордо и важно, показывая значок и корочку СП. ))) А разве только поэты пытаются показать (реализовать свои амбиции) через поэзию? Художники современные ради искусства, ради самой живописи живописуют? Нет! К сожалению, большинство из нас такие. Не берусь никого судить. Если написанные графоманами стихи согреют чью-то невзыскательную душу, то пусть стихи пишутся и люди творят. Есенин-то поэт деревни, а белорусские Купала и Колос? Горький о них писал в своем дневнике "хорошие ребята, так примитивно пишут". И это правда. Лучшие поэты Беларуси - примитивно пишут! Когда их читаю, даже как-то стыдно... Спасибо вам за статью!