Перейти к основному содержанию
К проблеме выбора жизненной философии (религиозное мирово...
К проблеме выбора жизненной философии (религиозное мировоззрение: польза или вред?) Автор Просветитель (Diamond) Трудно дать достаточно точное определение понятию «мировоззрение». Философы и обычные люди по - разному трактуют его смысл. Например, Фрейд считал, что мировоззрение - это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место. Легко понять, что обладание таким мировоззрением принадлежит к идеальным желаниям людей. Полагаясь на него, можно надежно чувствовать себя в жизни, знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно распорядиться своими аффектами и интересами. Можно выделить несколько основных характеристик мировоззрения: 1) мировоззрение, как совокупность общих взглядов человека на мир в целом и на своё место в этом мире. 2) эти взгляды представляют собой не просто знания о действительности, а такие знания, которые стали убеждениями. 3) мировоззрение определяет направленность личности, её жизненные позиции, цель и смысл её жизни; оно проявляется в поведении личности. Существует огромное разнообразие различных типов мировоззрений и вариаций этих типов: научное, религиозное, художественное, общественное, политическое и многие другие виды мировоззрений. В данной статье я коснусь двух первых (самых основных) типов мировоззрения: научного и религиозного. Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нём складываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Можно, конечно, прожить всю жизнь со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием. Но люди с такой жизненной позицией часто не способны ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры. У таких людей теряются жизненные ориентиры, отсюда следуют неудачи в жизни, и неудовлетворённость своей судьбой. Можно (схематически и условно) поделить всех людей на две категории: одни придерживаются научного, а вторые - религиозного мировоззрения. Религия дает людям объяснение происхождения и развития мира, она обеспечивает им защиту и в конечном счете счастье среди всех превратностей жизни, и она направляет их убеждения и действия предписаниями, которые представляет всем своим авторитетом. Таким образом, она выполняет три функции. Во-первых, она удовлетворяет человеческую любознательность, делает то же самое, что пытается делать наука своими средствами, и соперничает здесь с ней. Второй своей функции она, пожалуй, обязана большей частью своего влияния. Она умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье, и тут наука не может с ней соперничать. Правда, наука учит, как можно избежать определенных опасностей, успешно побороть некоторые страдания; было бы несправедливо оспаривать, что она сильная помощница людям, но во многих случаях она вынуждена предоставлять человека его страданию и может посоветовать ему лишь покорность. В своей третьей функции, давая предписания, провозглашая запреты и ограничения, она в наибольшей степени отдаляется от науки, поскольку наука довольствуется исследованиями и констатациями. Правда, из ее приложений выводятся правила и советы для поведения в жизни. Иногда они те же, что предлагает и религия, но только с другими обоснованиями. Но стоит ли во всём слепо следовать религии? Научные знания всегда получаются эмпирическим путём, в то время, как религиозные «знания» основаны лишь на человеческой вере. Иными словами, наука без опытов и экспериментов невозможна. Для того, что бы доказать какое - либо своё положение, учёному необходимо провести целую серию экспериментов, на основании результатов которых он может подтвердить или опровергнуть свою теорию. А что же религия? Чтобы что - либо доказать, богословы ссылаются на такую - то главу и такой - то стих книги Священного Писания. Или, к примеру, на стих псалма. Лично вас, уважаемые читатели, удовлетворило бы такое «доказательство»? К слову: на земле существует великое множество религий. Вот самые основные: христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм. У каждой из них существует множество направлений (ветвей), которые отрицают причастность к истине другой ветви своей же религии. Например, православные веруют, что все католики попадут в ад. Так какую же религию выбрать. Религиозное мировоззрение какого культа является истиной? Не проще ли отвергнуть вообще всякое религиозное мировоззрение и придерживаться только одного - научного? Согласен, что человеку без веры бывает трудно выжить в нашем сложном многообразном мире. Но стоит ли слепо отдавать себя в лапы религиозных предрассудков? Закончу своию статью словами философа Эпикура (341 - 270 гг. до н.э.): «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устаёт заниматься философией: ведь никто не бывает ни незрелым, ни перезрелым для здоровья души». Я являюсь автором книги "Светлый Сатанизм. Антология работ Просветителя 2005-2015 гг" (можно бесплатно скачать в интернете), кроме того, все Все мои статьи доступны в ЖЖ: https://svsatanist.livejournal.com/ 17 сентября 2005 г.
[Гарантированное прочтение] Не поняла вашу личную позицию.
[Гарантированное прочтение]Оценивать проблемы выбора жизненной философии не берусь. Это личное дело каждого. Да и не дочитал вследствии крайне неудобного расположения текста. Вообщем, извиняйте...