Перейти к основному содержанию
Пробой Многомерности. Пентон 2. Посвящается Г. Шенгели
Часть 1. Где-то. Сто лет назад Усталые, но могучие в Созидании, продвигаются Закованные в сверкающую броню Мироустроители. Момент сосредоточения напряжённости приближается – Расколоты межпространственные порталы и перекрытия! Расширена темпоральная глубина преобразования! Направлены путешественники в космическое Всегда! Раздвинуты горизонты гиперпространства - и расстояния Уже непреодолимыми не покажутся никогда! Но если, импровизируя с Многомерностью, остановятся Не знающие сомнений неукротимые Великаны – Во множественных пробоинах на мгновение приоткроются Безводные золотистые пересыпчатые барханы. Часть 2. Земля. 21-й век Холодная заблудившаяся комета не успокоится! Стремительно завершая неумолимое приближение Она неостановимыми астероидами раскроется, Сметая противоборствующие силы сопротивления! Но мощно издалека Мироустроители появляются, Свергая неперехваченные громадины с траектории. Таинственное влияние Великанов осуществляется Эффектным противодействием Завершению Истории! Часть 3. Где-то. 21-й век И вот, Мироустроители сквозь пространственные порталы Проникли в полусожжённую неизведанную страну, Где скорбно переливаются императорские каналы, Расплёскивая про бактериологическую войну; Где съёжившимися вымпелами и флагами развевается Зловеще-необитаемое пространство над головой; Где в бункере пограничного наблюдения разлагаются Сражённые офицеры из обороны береговой... Пируют микроскопические создания в городах. Никто не предотвратил апокалиптическое безумие. Изведавшие предательство монументы на площадях Забрасывают осколками рассыпающиеся мумии… Могущество измерялось непрекращаемостью рождения. Отравленные - разверзлись негодованием небеса! Лишь вахтенные на станциях орбитального наведения Несутся, неупокоенные, на солнечных парусах… Уходят Преодолевшие перекрученность универсума… Исторгли колокола предостережение для Земли: Не будет ни возрождения, ни цветения, ни прогресса - Отечество обкурившиеся владыки не сберегли!.. Часть 4. Где-то. 50 лет спустя Опять Мироустроители за туманностями порталов Возникли на горизонте преодоления Многомерности, Увидели бриллиантовое сверкание перевалов, На набережных поверженных - искажения параллельности. Ужасные разрушения, превзошедшие ожидания. Естественно, что за некоторое время произошло Выщербливание набережных фарфоровых под влиянием Главенствующих течений океанических и ветров. Не свергнутая, но вывернутая, крыша библиотечная, Удержанная колоннами, возвышается как скала. Подверженные всем веяниям и времени быстротечному Поблёкли в обсерваториях просветлённые зеркала. Размножилась и господствует совершенная без прикрас, Оставшаяся нетронутой разгулявшейся эпидемией, Единственная живая из конкурировавших здесь рас, Которая и использовала убийственные бактерии. 05.12.2013 © Copyright: Виктор Дванольодинвосем © Copyright: Victor Dvanoljodinvosem Вот схема ударных и безударных слогов этого произведения: о1оооо1оооо1оооо1оо о1оооо1оооо1оооо1оо о1оооо1оооо1оооо1оо о1оооо1оооо1оооо1оо Или так – с разделением на стопы для наглядности: о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо. Здесь о1ооо = чистый пентон 2 = пятисложная стопа со вторым ударным слогом. ........................ ............................ .................... Смотрите также о пентоне 2: \1\ Пробой Многомерности. Посвящается Г. Шенгели. Пентон 2. http://www.stihi.ru/2013/10/09/2850 \2\ Мироустроители не опоздали! Пентон 2. http://www.stihi.ru/2013/10/11/9723 \3\ Мироустроители опоздали! Ответ товарищу Шенгели через 97 лет. Пентон 2. http://www.stihi.ru/2013/10/22/8381 \3.2\ Мироустроители опоздали! Версия 2. Ответ Шенгели. Пентон 2. http://www.stihi.ru/2013/11/05/2473 \4\ Пентон 2. Всё на одной странице. http://www.stihi.ru/2013/10/13/7602 \5\ Пробой Многомерности. Пентон 2. 4 часть http://www.stihi.ru/2013/12/05/5658 ...................................................................................... Вот ещё о пентонах: Поэтический словарь Квятковского: ПЯТИДО;ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы: Пятидольник 1-й ||| Пятидольник 2-й || Пятидольник 3-й ||| Пятидольник 4-й || Пятидольник 5-й || Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида: |Жаво|ро;ночек || на про|га;линке || распе|ва;ет. /\ | | Он зо|ве;т весну, || радость | кра;сную || вызы|ва;ет. /\ | (Н. Цыганов) Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида: | Впере|ди; летит — || ясным | со;колом, | | Поза|ди; летит — || черным | во;роном, | | Впере|ди; летит — || не у|ка;тится, | | Поза|ди; летит — || не оста;нется.| (Н. Некрасов) Популярен в русской поэзии П. с рифмами: |Как при|вя;жется, || как при|ле;пится | | К уму-|ра;зуму || думка | пра;здная, | | Мысль до|ку;шная || в мозг твой | вце;пится | | И клю|ёт его, || неот|вя;зная.| (В. Бенедиктов) То же с однодольной паузой в конце каждого периода: | Мимо | дво;рика, | | Мимо | ха;ты, | | За о|бо;зами| | Шли сол|да;ты, /\ | | Они| шли;-прошли | | Слобо|до;ю, /\ | | Звали | де;вушку | | За со|бо;ю. /\ | (М. Исаковский) То же с двудольной паузой: | Не слыш|ны; в саду || даже | шо;рохи, | | Все здесь | за;мерло || до ут|ра;. /\ /\ | | Если б| зна;ли вы, || как мне | до;роги | | Подмос|ко;вные || вече|ра;. /\ /\ | (М. Матусовский) П. с ритмической инверсией: | Красным | по;лымем| | Заря | вспы;хнула; | | По ли|цу; земли| | Туман | сте;лется; | | Разго|ре;лся день| | Огнем | со;лнечным, | | Подо|бра;л туман | | Выше | те;мя гор. | (А. Кольцов) П. со включением полудольных слогов: | Лет до |ста; расти | | Нам без | ста;рости. | | Год от | го;да расти | | Нашей | бо;дрости. | | Славьте, | мо;лот и стих, | | Землю | мо;лодости. | (В. Маяковский) Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский: Нач|ну на | фле;йте сти||хи пе|ча;льны; Зря | на Рос|си;ю чрез || страны | да;льны. У других поэтов: Где | наша | ро;за, друзь|я мо|и;? /\ У|вяла | ро;за, Ди|тя за|ри;. /\ (А. Пушкин) Ды|мится | по;ле, рас||свет бе|ле;ет, В сте|пи ту|ма;нной кри||чат ор|лы;. /\ И | дико | зво;нок их || плач го|ло;дный Сре|ди хо|ло;дной плы||вущей | мглы;. /\ (И. Бунин) Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: «|Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...»|. Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник: Ды||мится | поле, /\ рас||свет бе|леет, /\ В сте||пи ту|манной /\ кри||чат ор|лы, /\ /\ И || дико | звонок /\ их || плач го|лодный /\ Сре||ди хо|лодной /\ плы|| вущей | мглы;. /\ /\ Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи): | Кабы |зна;ла я, || кабы | ве;дала, | | Не смот|ре;ла бы || из о|ко;шечка| | Я на | мо;лодца || разу|да;лого, | | Как он | е;хал по || нашей | у;лице, | | Набе|кре;нь зало||мивши | му;рмолку, | | Как ли|хо;ва ко||ня бу|ла;нова, | | Звонко|но;гого, || долго|гри;вого, | | Супро|ти;в окон || на ды|бы; вздымал. (А. К. Толстой) Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая трехдольная часть, остается совершенно безударной двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов): Без|во;дные золо|ти;стые пере|сы;пчатые бар|ха;ны /\ /\ Стре|мя;тся в полусож|же;нную неиз|ве;данную стра|ну;, /\ /\ /\ Где | пра;вят в уеди|не;нии злато|ли;цые богды|ха;ны, /\ /\ Вды|ха;я тяжело|ды;мную злато|о;пийную вол|ну;. /\ /\ /\ Где | в на;бережных фар|фо;ровых импе|ра;торские ка|на;лы /\ /\ По|бле;скивают, пере|пле;скивают ко|ри;чневой чешу|е;й, /\ /\ /\ Где | в бе;лых обсерва|то;риях и библи|о;теках опа|ха;лы /\ /\ Над | ру;кописями | ве;тхими, точно |ве;тер берего|во;й. /\ /\ /\ Но медленные и смутные не колышатся караваны, В томительную полуденную не продвинуться глубину. Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы Стремятся в полусожжённую неизведанную страну. (Г. Шенгели) Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966.