Перейти к основному содержанию
24. Во Святом святых
Вопрос о святилище послужил ключом, который помог проникнуть в тайну разочарования 1844 года. Он открыл весь последовательный и единый план истины, свидетельствующий о том, что Господь руководил великим адвентистским движением, обозначая обязанности и долг Своего народа. Подобно тому, как ученики Иисуса после ужасной ночи, проведенной в душевных муках и разочаровании, "обрадовались, увидевши Господа", так и теперь все, поверившие в Его Второе пришествие, испытали чувство радости. Они ожидали, что Он придет во славе и вознаградит Своих слуг. Когда их надежды не осуществились, они потеряли Иисуса из виду и вместе с Марией рыдали у гроба: "Взяли моего Господа и не знаю, где положили Его". Теперь они вновь обрели Его во Святом святых, нашли, своего сострадающего Первосвященника, Который вскоре придет как их Царь и Избавитель. Свет истины из святилища освещал прошлое, настоящее и будущее. Они знали, что Бог направлял их Своим безошибочным провидением. Хотя, подобно первым ученикам, они не понимали вполне той вести, которую сами проповедовали, тем не менее это была непреложная истина. Проповедуя ее, они исполнили намерение Божье, и их труд не остался "тщетным в Господе". Возрожденные к "упованию живому", они радовались "радостью неизреченной и преславной". И пророчество Даниила (8:14): "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится", и первая ангельская весть: "Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его" указывали на служение Христа во Святом святых в небесном святилище и на следственный суд, а не на Второе пришествие Христа, Который должен прийти, чтобы искупить Свой народ и истребить нечестивых. Ошибка крылась не в исчислении пророческих периодов, а в том, какое событие должно было произойти в конце 2300 дней. Эта ошибка причинила детям Божьим разочарование, однако все, что было предсказано пророчеством, и все, что они могли ожидать согласно Писанию, исполнилось. В то самое время, когда они оплакивали свои надежды, произошло событие, предсказанное этой вестью, и которое должно было исполниться прежде, чем сможет прийти Господь, чтобы вознаградить Своих слуг. Христос пришел, но только не на эту землю, как они ожидали, но согласно прообразному служению. Он вошел во Святое святых храма Божьего на небе. Пророк Даниил описывает Его как явившегося перед "Ветхим днями": "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему" (Дан. 7:13). Об этом говорит и пророк Малахия: "… и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета. Которого вы желаете; вот. Он идет, говорит Господь Саваоф" (Мал. 3:1). Пришествие Господа в храм было внезапным и неожиданным событием для Его народа. Они не ожидали увидеть Его там. Они думали, что Он придет на землю "в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию" (2 Фее.1:8). Но народ не был еще готов встретить своего Господа. Они должны были приготовиться к этому. Они нуждались во свете, который направил бы их разум к небесному храму Божьему, и тогда, следуя верой за своим Первосвященником в Его служении, они поймут свои новые обязанности. Церковь должна получить другую весть предостережения и наставления. Пророк говорит:"Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде" (Мал. 3:2-3). Те, кто будет жить на земле, когда окончится посредническое служение Христа в небесном святилище, должны будут предстать перед святым Богом без Заступника. Их одежды должны быть незапятнанными; их характер должен быть очищен от греха посредством искупительной крови. При помощи благодати Божьей и собственных усердных усилий они должны выйти победителями в борьбе со злом. В то время как происходит следственный суд на небесах, когда грехи кающихся грешников удаляются из святилища, среди народа Божьего на земле должна произойти особая работа очищения и удаления греха. Эта работа более ясно представлена в 14-й главе книги Откровение. Когда эта работа завершится, последователи Христа будут приготовлены к Его появлению. "Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние" (Мал. 3:4). Тогда церковь, которую наш Господь примет в день Своего пришествия, будет "славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного"(Еф. 5:27). Тогда она будет "блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами" (Песн. П. 6:10). Помимо прихода Господа в храм Малахия также предсказывает и Его Второе пришествие и исполнение того Суда, который Он совершит: "И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф" (Мал. 3:5). Иуда имеет в виду то же самое событие, говоря: "Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих – сотворить. суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах" (Иуд. 14-15). Это пришествие и приход Господа в Свой храм – совершенно разные события. Вход Христа, как нашего Первосвященника, во Святое святых для очищения святилища, описанный в Книге Даниила (8:14), приход Сына Человеческого к Ветхому днями, о котором мы читаем там же (7:13), и приход Господа в Свой храм, предсказанный Малахией,– все это является описанием одного и того же события, которое изображено также приходом жениха на брачный пир в притче о десяти девах, рассказанной Христом (Мф. 25). Летом и осенью 1844 года была возвещена весть: "Вот, жених идет". Тогда особенно четко выявились два типа людей, изображенные в виде мудрых и неразумных дев. Одни люди с радостью ожидали явления Господа и старательно готовились встретить Его; другие, под влиянием страха и минутного порыва, довольствовались только теорией истины, но были лишены благодати Божьей. В притче, когда жених пришел, "готовые вошли с Ним на брачный пир". Изображенный здесь приход жениха происходит перед брачной церемонией. Брак символизирует принятие Христом Его царства. Святой город. Новый Иерусалим, который является столицей и олицетворением царства, назван "невестой, женой Агнца". Ангел сказал Иоанну: "… Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца". "И вознес меня в духе, – говорит пророк, -… и показал мне великий город, снятый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Откр. 21:9-10). Следовательно, невеста представляет собой святой город, а девы, вышедшие навстречу жениху, являются символом Церкви. В книге Откровение сказано, что дети Божьи будут гостями на брачной вечере (Откр. 19:9). Если они гости, тогда они не могут одновременно символизировать и невесту. Христос, как говорит об этом пророк Даниил, получит от Ветхого днями на небе "власть, славу и царство". Он получит Новый Иерусалим, столицу Своего царства, "приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Дан. 7:14; Откр. 21:2). Получив царство, Он придет во славе Своей как Царь царей и Господь господствующих для искупления Своего народа, который "воссядет с Авраамом, Исааком и Иаковом" за трапезой в Его царстве (Мф. 8:11; Лк. 22:30), чтобы принять участие в брачной вечере Агнца. Возвещаемая летом 1844 года весть: "Вот, жених идет", – вдохновила тысячи сердец ожидать немедленного пришествия Господа. В назначенное время Жених пришел на брачную церемонию, но не на землю, как этого ожидали люди, но к Ветхому днями на небе, чтобы принять Свое царство. "Готовые вошли с Ним на брак, и двери затворились". Им не надлежит лично присутствовать на этой церемонии, поскольку она совершается на небесах, а они находятся на земле. Последователи Христа должны ожидать "возвращения господина своего с брака" (Лк. 12:36). Но они должны понимать Его работу и верою следовать за Ним, в то время как Он предстоит перед Богом. Именно в этом смысле и сказано о них, что они вошли на брачный пир. В притче говорится, что только те вошли на брачный пир, кто имел масло в своих светильниках. Те, кто, познав истину Священного Писания, обрели также Дух и благодать Божью, кто среди мрака тяжелейших испытаний не теряли терпения, обратившись к Библии в поисках большего света, те постигли истину о небесном святилище и о новом служении Спасителя, и верою последовали за Ним в святилище на небесах. И все, кто через свидетельство Священного Писания принимает эти же истины, следуя верою за Христом, в то время как Он предстает пред Богом для совершения Своего завершающего посреднического служения и для получения – по его окончании – Своего царства, – все эти люди символически названы вошедшими на брачный пир… В притче, изложенной в 22-й главе Евангелия от Матфея, использован тот же символ брака, и там ясно сказано, что следственный суд совершится до брака. Перед брачным пиром входит Царь, чтобы посмотреть, все ли гости одеты в брачные одежды, то есть все ли непорочны, омыты и убелены кровью Агнца (см. Мф. 22:11; Откр. 7:14). Не имеющий на себе подобной одежды изгоняется, а все, найденные при испытании одетыми в брачные одежды, принимаются Богом и удостаиваются чести войти в Его царство и сесть с Ним на престоле. Это изучение людей и окончательное определение того, кто же подготовлен для Царствия Божьего, совершится во время следственного суда как завершающее дело в небесном святилище. Когда судебное следствие будет закончено, когда дела последователей Христа всех столетий будут рассмотрены и решение по ним принято, только тогда окончится время испытания, и дверь милости закроется. Итак, одна короткая фраза – "И готовые вошли с Ним на брачный пир, и двери затворились" – переносит нас через последнее служение Спасителя к тому времени, когда великая работа по спасению человека будет завершена. Когда в земном святилище, которое, как мы уже видели, являлось прообразом небесного, первосвященник в День примирения входил во Святое святых, служение в первом отделении святилища прекращалось. Бог повелел: "Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его" (Лев. 16:17). Поэтому, когда Христос вошел в Святое святых для совершения завершающего служения примирения. Он прекратил Свое служение в первом помещении. Но когда служение окончилось в первом отделении, оно началось во втором. Когда первосвященник в прообразном служении выходил из первого отделения святилища в День примирения, он являлся пред Богом, чтобы представить Ему кровь жертвы за грех за весь Израиль, искренне раскаявшийся в своих грехах. Таким образом, Христос закончил только одну часть Своего посреднического служения и приступил к другой части, все так же продолжая Своей кровью ходатайствовать за грешника перед Отцом. Этот вопрос в 1844 году был непонятен адвентистам. После того как время ожидаемого пришествия Спасителя прошло, они все еще продолжали верить, что Он вот-вот явится, будучи убеждены, что решительный час наступил, что посредническое служение Христа за человека пред Богом завершилось. Им казалось, что и Библия учит о том, что время испытания людей окончится незадолго до фактического пришествия Христа во славе. Такое понятие они основывали на текстах, указывавших на время, когда люди в слезах будут стучать в закрытую дверь благодати, но она больше не откроется. И они задавались вопросом – возможно ли, что время, которого они ждали как даты пришествия Христа, вовсе не знаменует начало периода, который должен непосредственно предшествовать Его приходу. Сделав все возможное со своей стороны, чтобы предостеречь людей о близости суда, они думали, что их работа для мира окончена и бремя ответственности за спасение грешника снято с них, а на насмешки и издевательства, сыпавшиеся на них, они смотрели как на доказательство того, что Дух Божий оставил тех, кто отверг Его благодать. Все это утверждало их во мнении, что время испытания закончилось или, как они выражались тогда, "дверь милости закрылась". Но при исследовании вопроса о святилище их озарил более яркий свет. Теперь они сами убедились в том, что были правы, полагая, что окончание в 1844 году 2300 дней знаменует собой важное событие. Но, хотя дверь надежды и милосердия, через которую на протяжение восемнадцати веков люди обретали доступ к Богу, действительно закрылась, отворилась другая дверь, и прощение грехов стало возможным для людей через ходатайство Христа в Святом святых. Заканчивалась, таким образом, только одна часть служения, чтобы уступить место другой. Дверь в небесное святилище, где Христос продолжал Свое служение за грешника, все еще была открыта. Тогда они поняли истинное значение слов Христа в книге Откровение, сказанных Им специально для церкви их времени: "Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее" (Откр. 3:7-8). Те, кто верою следует за Иисусом в великой работе примирения, принимают и плоды Его посреднического служения ради них; а отвергающие свет этого служения, конечно, не имеют от него пользы. Иудеи, отвергнувшие свет, данный им при Первом пришествии Христа, и отказавшиеся уверовать в Него как в Спасителя мира, не могли получить прощение через Него. Когда Иисус при Своем вознесении вошел со Своей кровью в небесное святилище, чтобы излить на Своих учеников благословения Своего посреднического служения, иудеи остались в полнейшем мраке, продолжая совершать бесполезные жертвоприношения. Служение прообразов и теней окончилось. Та дверь, через которую люди прежде находили доступ к Богу, была затворена. Иудеи отказались искать Его тем единственным путем, каким только можно было найти Его, – через служение в небесном святилище. Поэтому они не обрели никакой связи с Богом. Для них дверь захлопнулась. Они не признали Христа как Истинную Жертву и как единственного Посредника пред Богом; следовательно, они и не могли воспользоваться плодами Его посреднического служения. То положение, в котором оказались не уверовавшие евреи, является прекрасной иллюстрацией состояния тех беспечных и неверующих, пребывающих среди истинных христиан, которые сознательно игнорируют служение нашего милосердного Первосвященника. В прообразном служении, когда первосвященник входил во Святое снятых, всему Израилю предписывалось собраться вокруг святилища и самым торжественным образом смирить свои души перед Богом, чтобы таким путем получить прощение грехов и не быть отлученным от общества. Насколько же важнее нам в этот действительный День примирения понять работу нашего Первосвященника, а также свой личный долг. Люди не могут безнаказанно отвергать те предостережения, которые Бог в Своей милости посылает им. Во дни Ноя с небес была послана весть, и спасение людей зависело от того, как они отнесутся к этой вести. И поскольку они отвергли все предостережения. Дух Божий отошел от греховного рода человеческого, и он погиб в водах потопа. Во время Авраама, когда Бог лишил Своей милости провинившихся жителей Содома, все погибли в огне, кроме Лота, его жены и двух дочерей. Так было и во дни Христа. Сын Божий сказал, обращаясь к неверующим евреям того поколения: "Се, оставляется дом ваш пуст" (Мф. 23:38). И, обращаясь к последним дням, та же Безграничная Сила провозглашает, что тем, кто не принял любви истины для своего спасения, "за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фес. 2:10-12). Так как они отвергли учение Его Слова, Бог отнял Свой Дух и оставил их во власти того заблуждения, которое они возлюбили. Но Христос продолжает ходатайствовать за человека, и свет истины будет дан всем, кто ищет его. Хотя вначале это и не было понятно адвентистам, впоследствии все стало ясно благодаря Священному Писанию. Когда прошло время ожидания в 1844 году. наступил период величайшего испытания для тех, кто продолжал верить и ждать. Единственной надеждой, утверждавшей адвентистов в истинности их позиции, был тот свет, который направлял их разум к небесному святилищу. Некоторые отреклись от своего убеждения в справедливости исчисления пророческих периодов и приписывали человеческому или сатанинскому воздействию то могущественное влияние Святого Духа, которое сопровождало адвентистское движение. Другие же люди были твердо уверены в том, что Господь руководил ими в пройденном испытании, и, ожидая, бодрствуя, молясь о познании воли Божьей, они поняли, что их Великий Первосвященник приступил к другой части Своего священнического служения, и, верою следуя за Ним, они поняли также и смысл завершающей работы церкви. Они получили ясное и определенное понятие о первой и второй ангельской вести и теперь были подготовлены к тому, чтобы принять и возвестить миру торжественное предостережение третьего ангела, данное в 14-й главе книги Откровение.