Перейти к основному содержанию
Или счастливо, или никак
Наталья Сафронова Или счастливо, или никак Дочь была, как гора. Маленькая, хрупкая, однако матери казалось, что она занимает слишком много места в их крошечной двухкомнатной квартире. Отвыкла от дочери, подумала Соня. И Настя стала другой, изменилась, повзрослела. Не то, чтобы чужая. Просто выросла, у нее своя жизнь, а у Сони с Тимошей своя. По утрам Соня будила Тимошу, кормила завтраком и вела в садик. Вечером забирала, и они вместе готовили ужин. Тимоша вырезал формочкой печенье из теста, сначала звездочки, потом кружочки. Выкладывал на противне елочку из звездочек, рядом - семью снеговиков из кружочков: мама, папа, Настя и он, Тимоша. За чаем мать и сын разговаривали, решали, как проведут выходной, пойдут в зоопарк или в библиотеку. В зоопарке Тимоша катался на пони, чтение входило в обязательный вечерний ритуал. Иногда забегал Никита, оставался ночевать. С приездом Насти привычный ритм жизни нарушился. Дети закрывали дверь в комнату и еще долго шушукались перед сном. Соня испытывала муки ревности, что было нелогично: одного своего ребенка она ревновала к другому. Утром Настя проявляла чудеса домовитости, кормила всех завтраком, потом заявляла матери: - Я отведу Тимошу в садик. У Сони образовывалось свободное время, которое она не знала, куда деть. Собиралась на работу в плохом настроении, пыталась разобраться в собственных чувствах и запутывалась. Стыдилась собственных мыслей: - Это ненадолго. Закончатся студенческие каникулы, Настя уедет, и все будет по-старому. Настя уложила Тимошу спать, пока Соня неприкаянно сидела на кухне, потом вернулась, заварила чай с мятой и душицей, помолчала и выдала новость: - Я замуж выхожу. - Хорошо, - кивнула Соня. – За Валеру? - Нет, не за Валеру. За Колю, - дочь бесстрашно встретила недоуменный взгляд матери.- Потому что я хочу или счастливо, или никак. С Валерой счастливо не получается. - Ты почему так торопишься? Ребенка ждешь? – спросила Соня обреченно. - Нет, я по-человечески выхожу замуж, безо всяких беременностей, - сказала Настя. – И, знаешь что, я прошу тебя, чтобы никакого Никиты больше не было. С Никитой Соня познакомилась после того, как муж и дочь уехали. Сначала муж. Он вдруг ощутил себя художником, и, действительно, рисовал когда-то, лет двадцать назад. Потом как будто тоже хотел, но всегда чего-то не хватало: то времени, то денег, то желания… Саня решил, что столица ему все это предоставит, а главное, даст возможность проявить себя, найдутся почитатели его таланта. Сане казалось, что жизнь проходит впустую, он впрыгнул в последний вагон уходящего поезда, причем буквально – укатил в Москву. Изредка звонил, рассказывал о перспективах, денег детям не присылал, говорил, что пока не заработал. Настя окончила школу и уехала к отцу, поступила в педагогический, работала, в Москве с работой проблем нет, была бы охота. Снимала комнату вместе с подругой, а потом с другом, Валерой. Теперь вот Коля откуда-то взялся. Соня не очень вникала в жизнь дочери, все ее мысли и заботы поглощал Тимоша. Нужно было жить, даже выживать, первое время после отъезда мужа было трудно. Потом появился Никита, и у Сони словно открылось второе дыхание. Соне тогда приснился сон, настолько яркий, что она помнит его до сих пор. Мальчик и девочка на берегу реки строят крепость из песка. Дети совсем маленькие, чуть старше Тимоши, а Тимоше тогда около трех было. Однако Соня точно знает, что это они с Никитой, только маленькие. Солнце, речка, дети – и ощущение счастья. Утром Соня рассказала свой сон Никите, он улыбнулся: - Я люблю строить крепости. - И я люблю, - прижалась к нему Соня. - Как хорошо, что Саня уехал, - думала она. – Иначе не встретила бы Никиту и не узнала, что можно так смотреть на любимого, и глаза отдыхают, скучать без его запаха, дотрагиваться и чувствовать, что нежность дрожит на кончиках пальцев, течет по венам. Никита ее, Сонин, как будто создан для нее. И неважно, что он женат, Соня тоже как бы замужем. Муж Саня звонит иногда, обещает приехать. Случается, что приезжает. Соня пережидает его присутствие, вешает на стену картину, которую он привез в подарок. Саня зовет жену в Москву: - Мне тебя не хватает. Соня отнекивается, цепляется за что-то несущественное: не хочет жить в съемной квартире. На самом деле, она не хочет жить без Никиты. Муж обнимает ее, и Соня замирает от чуждости. Не ее. И горло перехватывает от спазма. А муж словно не замечает, а может быть, наоборот, стремится удержать. Но разве удержишь женщину, которая разлюбила? Саня уезжает, но звонит и снова зовет. Тимоша спрашивает о папе. Выкладывает на противне снеговиков из теста: мама, папа, Настя и Тимоша. Разбирает с мамой елочку и ждет следующий Новый год, папа для него – как новогодний подарок. Соня смотрит на Санину картину. Замерзшее окно дома, в морозных узорах. В комнате горит свет, а в окно смотрит мальчик, продышал дырочку на стекле. В смутных очертаниях ребенка угадывается Тимоша. Скучает Саня, не хватает ему семьи. Соня тоже подошла к окошку. На улице падает снег, остановка перед домом освещена, и хорошо видно, как Никита пытается остановить машину. Торопится к семье, поздно уже. В последнее время он нечасто приходит к Соне. Уставший, замкнутый, видно, дома не все в порядке. Соня раньше недоуменно пожимала плечами, размышляя о том, как живет Никита. Неужели жена не чувствует, что он не весь ее, у него кто-то есть.? Оказывается, чувствует. Соня ни о чем Никиту не спрашивает, да и как спрашивать, если он словно отгородился, закрыл дверь в душу. Зря отправила Тимошу к бабушке, Никита все равно не остался до утра. Хотя почему зря, Тимоша в последнее время Никите не радуется. Маленький, а понимает, ревнует маму к Никите. Папа подарил ему альбом и краски, теперь Тимоша все вечера рисует. Вчера Соня зашла к нему в комнату, а на стене рядом с папиной картиной Тимоша приколол к обоям английской булавкой свой рисунок. На замерзшем окне две оттаянные дырочки и два силуэта смотрят на улицу, большой и маленький. - Кто это? – у Сони замерло сердце. - Папа и я, - ответил Тимоша. Соня обняла сына: - Разве Никита тебя обижает? Что ты про него Насте наговорил? - Сказал: пусть не приходит, - отвернулся Тимоша. Соня внимательно посмотрела на сына и прижала его к себе. Замерла, прислушиваясь к осторожному дыханию мальчика. Разве ему скажешь, что мама не может не видеть Никиту. Что она каждый день ждет его звонка, и кто бы ни звонил, надеется, что это Никита. А когда закрывает за ним дверь, бежит к окну, ищет его взглядом и шепчет как заклинание: - Ты только вернись, пожалуйста. Соня хочет, чтобы у Никиты было все хорошо, и в то же время хочет сохранить его для себя. И сердце замирает от осознания: так не бывает. Соня видит, как Никита садится в машину, и тихонько проводит рукой по стеклу, словно гладя любимого. Соня не может ничего объяснить сыну не потому, что он еще маленький и не поймет. Она не может сделать ему больно, потому что он все понимает. Он ждет отца, звонит ему, и голос звенит радостно, и глаза счастливые. Потом спрашивает мать: - Почему папа уехал? - Чтобы рисовать, - объясняет Соня. - Разве он не может рисовать дома? – недоумевает сын. - Не может, - усмехается Соня. – Мужчина не может сидеть дома, ему надо завоевывать мир. Чтобы все знали, что он великий художник. - И что он нарисовал меня? – Тимоша задумывается, серьезно сопит. - И что он нарисовал тебя, - кивает Соня. Решение о переезде в Москву далось мужу нелегко. Он год размышлял, работал на двух работах, чтобы оставить семье деньги на первое время. Называл себя неудачником и все пытался объяснить жене, как пусто у него на душе, этот бездарный город все выел, что здесь он никому не нужен и рисовать здесь не может. А в столице столько возможностей! Соня слушала его, молчала. Действительно, почему бы Сане не попробовать. Шукшин стал в Москве Шукшиным. Правда, завел там себе новую семью, о старой забыл. А Саня помнит, зовет к себе. Соня не возражала против его отъезда. Разве что-то изменилось бы, если бы она возражала? Может быть, Саня остался бы. А потом обвинял ее в том, что из-за нее не стал художником. Правда, в селе Сростки Шукшин тоже был Шукшиным, но он хотел, чтобы об этом знал весь мир. Вот и Саня тоже этого хочет. Соня смотрит вслед машине, на которой уехал Никита. Саня зовет их с сыном в Москву. Никита уехал к семье. А Соня стоит одна в пустой квартире. Разве от нее что-то зависит? Настя говорит: или счастливо, или никак. Правда, проблеска счастья в глазах дочери Соня не заметила. Отказаться от любимого, с которым счастье трудное, болезненное, а все-таки счастье. Потому что любишь. Выбрать того, с кем спокойно. Это счастливо, или это никак? Соня почувствовала, как из глаз потекли слезы. - Ты приходи, пожалуйста, - прошептала она любимому. – Я буду ждать.
Наташенька, наплакалась! Спасибо тебе, какая ты умница! :kissing:
спасибо за отзыв, Людмилочка. только что поставила точку, уже на сайте исправляла огрехи. как будто еще ничего не поняла. спасибо за поддержку, родная.
Рассказ заставил не столько сопереживать,сколько нервничать. Из всех ЛГ мне симпатичен только Тимоша. Муж,Саня-эгоист.Оставил семью,в столицу попёрся.Как же,ждут его там лично.БесхарАктерная жена,Соня,запуталась в своих ощущениях.Ихняя старшая,Настя,в парнях как в сору копается.А Никита-обыкновенный бл@дун. Хоть разобижайся на меня,но вот так я всех их воспринимаю.))
со стороны, оно виднее, конечно:) хорошо, что рассказ не оставил равнодушным. лиргерои не могут всем нравиться. люди как люди.
я своих героев люблю и понимаю, когда пишу. и хочется, чтобы все они были счастливы.
А мне рассказ очень понравился. В небольшом по объёму произведении — судьба целой семьи. И даже не одной. И ничего лишнего — никаких длиннот, ненужных мелких подробностей. Отлично. И пришло вдруг в голову: а может быть, «счастливо» — это и есть «никак»? Спасибо, Наташа! С Теплом, Андрей.
в ответ на твой отзыв вспомнилось:) Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить... И глядь — как раз —умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
Наталья, и вновь о правде жизни красочно! Основным тоном печаль неслучайно. Очень иллюстративная картина, как люди в поисках счастья, становятся еще более несчастными. Потому что, свою радость они поставили в зависимость от других людей. Тимоше нужен папа, Сане - Соня, Соне-Никита и т.д. Однозначный тупик. Схема " я буду счастлив если..." патологична и является корнем многих страданий. Истинное счастье - величина беспричинная и независимая. И оно в рассказе тоже показано, только незначительным планом. Стремление героев к счастью, мне оно понятно. Сострадание лишь в одном - не там ищут. Спасибо, Наталья, за напоминание))).
Наталья, спасибо за размышление о рассказе! любопытно, где же в рассказе показано истинное счастье, беспричинное и независимое?
Наталья, мне увиделось в творчестве и во сне. Но это моя призма)). "Тимоша вырезал формочкой печенье из теста, сначала звездочки, потом кружочки...". "Солнце, речка, дети – и ощущение счастья". В объективной реальности рядом никого нет, а ощущение вдохновенной наполненности есть. Опять таки, что понимать под понятием "счастье"? Яркий и сильный прилив эмоций или ровная, но объемная наполненность? Для меня это особый вид энергии, особая волна, которая либо есть внутри тебя, либо нет. Либо ты сам продуцируешь и держишься ее, либо пустота, которую вынужденно заполняешь внешними стимуляторами. Но это уже моя личная философия...)) Еще раз спасибо за тему и за вопрос. Дополнительная возможность что то для себя переосмыслить)). Успехов!!!
Не люблю и не хочу завоёвывать счастье...ошибаться, ломиться -глянь, а вон седина...жизнь прошла, как в поле дым, а ты так и не достиг его...счастья и даже не понял, что оно из себя представляет. Наташ, ёмкость с одной стороны хорошо, но до половины рассказа разбирался, кто кому, зачем и как с кем доводится...) Сразу столько имён: дын-дын-дын...по новой перечитываю. По честному, если бы мне попался этот рассказ в журнале - читать бы дальше не стал, дойдя до скопления неизвестных имён... Только тогда, наконец-то, вникнув - что где и почём, скажу, что хорошо, но не зацепило. Идея понятна и мне самому, вряд ли бы удалось расставить всё по своим местам и разложить по полочкам. Может когда-нибудь... Тебе, Наташ, очень здорово удаётся рассуждать...учусь у тебя этому. :flower: :flower: :flower:
насмешил, Володя. хвалишь за размышления, которые "не зацепили". за цветы благодарю:)
Наташ, не зацепил рассказ... Рассказ, а не размышления. Я в основном сразу делаю выводы, а ты рассуждаешь, чтобы выводы делал читатель. Поэтому и учусь у тебя. Понятно?))) Сейчас ещё раз прочитал, после того, как пролистал отзывы. Подумал, может я такой дурак, что не въезжаю по полной программе? Убедился, что дурак!))) Всё тоже самое... после прочитанного, к сожалению. Начало хорошее и конец. В середине, ближе к началу, вот этот сумбур имен, откуда путаница в моей голове... Будто соседка пришла в гости и давай плести: а ты знаешь Машу, у которой брат Саша, третий племянник на киселе дяди Серёжи, так вот Мойша - он очень переживал. Это пример от моего впечатления. Грубый, конечно, извини...пример. Поэтому ёмкость не всегда хорошо. К каждому герою надо хоть чуть привыкнуть...хотя бы в трёх предложениях, чтобы не сразу ушат на голову был выплеснут с именами, для тебя понятными, а для меня сходу нет. Я-то разберусь...найду время...захочет ли кто другой разбираться? Тема-та хороша и герои твои выстраданы, как ты говоришь...почему бы не увеличить рассказ в объеме, добавив несколько красочных эпизодов, которые поспособствовали бы более проникнуться и заинтересоваться... :kissing:
Очень тонкая грань между счастьем своим собственным и счастьем тех за кого ты несёшь ответственность и каждая женщина решает уравнение с несколькими известными только своим уникальным способом, вот насколько она умеет находить верные решения и зависит счастье её и тех самых известных, коих в её неприметной судьбе не так и мало... Сложное впечатление о рассказе, особенно неприятна сцена с мужем.
есть ли здесь верное решение? рассказ и писался сложно. спасибо за размышление, Варя.
Наташ,честно,заблудилась в Сане-Соне,поменять бы имена и очень трудно вчитывалась в суть...
вероятно, не настроилась, Эви. ты же не путалась с Олей и Яло в "Королевстве кривых зеркал"?) все зависит от внутреннего настроя. впрочем, посмотрю еще текст. он писался как бы из внутреннего состояния главной героини, Сони. состояние сумбурное. этот сумбур передается и построению текста. читатель должен быть в соответствующем настроении, чтобы вникнуть. нужно ли переписывать, работать над рассказом - я не поняла пока. подумаю.
Начало сумбурно из-за количества персонажей, потом всё становится на места, но остаётся ощущение "шаткости". А тема понятная и вечная.
ощущение шаткости соотносится с темой и общим эмоциональным фоном рассказа, наверное. спасибо за обратную связь, Маша.
Всё из жизни. У каждого свои надежды и чаяния, своя правда. И как редко всё соединяется в общие счастливые мгновения. И никто не может с уверенностью сказать что случись так, что сбудутся их мечты, станут они счастливыми.
Прослезилась...Всколыхнули душу... Спасибо за рассказ! :flower:
Наташа, прочитала с лёгкостью, ни в чём не запуталась... Такова жизнь. Человек тысячью уз связан в ней по рукам и ногам, и узы эти - ответственность за близких, чувство долга, сострадание, самопожертвование, что очень важно в жизни и без чего нет человека. Но так получается, что свобода выбора, счастье, любовь оказываются где-то на последнем месте, и становятся для человека почти недосягаемыми. Где-то была допущена ошибка. Видимо, в самом начале. И вот - её последствия... Горько. Мне тоже больше всего жаль мальчика. Он ни в чём не виноват... Спасибо, Наташа!
удивительно противоречивые отзывы о рассказе. настолько разное у всех восприятие. Надя, порадовали рецензией: и не запуталась, и понятно, и близко. надо ли писать, кто и в чем считает себя виноватым... как Достоевский - не получится. я задумываюсь об этом, хочется глубины, но пока не могу решиться. спасибо за обратную связь, Надя, дорог ваш отзыв.