Перейти к основному содержанию
Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер.... непрограмный Маяк...
Почти перед смертью, будто забыв, что и сам посещал Л.Ю. Брик ради её удивительно точного художественного чутья, Л.В. Смеляков написал: -Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер, В нашем общем многоголосье, Но они тебя доконали, Эти лили и эти оси….. Не смотря на собирательность (маленькие буквы и мн.ч.) совершенно ясно, что речь идёт о Лиле и Осе Брик, об их совместной с Маяковском жизни в Гендриковом переулке. Сразу остро встаёт вопрос: «Допустимо ли вторгаться во внутренние, сугубо личные отношения, всеми тремя выбранные добровольно? Допустимо ли публично наносить оскорбление людям, которых Маяковский называл его «семьёй»? Нестандартность жизни втроём только внешне необычна. Она объясняется именно творческим союзом. Именно совместная деятельность сплотила Бриков и Маяковского. Поэт отмечает в биографии: « Радостнейшая дата. Июль 1915 года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О. М. Бриками». Брики одни из первых оценили гениальность Маяковского, прочитавшего им на даче «Облако в штанах». О.Брик помог неизвестному и бедному поэту издать поэму, взяв на себя расходы и отношения с издателем. В лице супругов М. обрёл то, о чём мечтает любой начинающий поэт - умных и образованных почитателей и критиков… Время было голодное, с жильём - проблемы. А Брики часто помогали Маяковскому. Нет ничего удивительного в том, что он, получив квартиру в Москве, был рад отблагодарить их. Поселились вместе. В 1925 году чисто личные отношения М. с Лилей прекратились навсегда, но это не повлияло на их совместную деятельность. «Семья» была основана на других более прочных связях. М. играл в ней роль генератора, производителя, Л.Б.- вдохновителя, психолога, а О. Брик был менеджером (хотя тогда этого слова не знали). Он занимался связями с журналами, критиками, властьимущими, он много читал и пересказывал сверхзанятому М. содержание газет и новых книг, он редактировал практически всё, что писал поэт… Каждое утро в непринуждённой беседе за чаем М. обсуждал с О.Б. свои стихи. Каждое утро, день за днём, год за годом… Радость, иметь слушателя, стала замещаться раздражением. Опёка стала угнетать. Но Брики не хотели расставаться с М. «Ты, кажется, хочешь жениться?- спросила М. Лиля, узнав о Наташе Брюханенко, - не делай этого…» М. послушался. Он любил Лилю. А она любила его стихи. Интересовал ли он её, как человек? В последние месяцы его нервное напряжение стало критическим, но Б. уехали за границу… Так верно ли обозначил Смеляков причину трагедии, угадав в ней трагическое столкновение православной и иудейской традиций? Р.О. Якобсон писал: «Русские поэты- будь то еретик Блок или антирелигиозно настроенный Маяковский выросли в мире православных обычаев и их творчество независимо от их намерений связано с ними»… Русский подход к искусству исходит «из духовной природы, нужно отдаться этому чувству - аналитичность вырастет сама».(1) Взгляд О. Брика принципиально иной. Он с удивительной ненавистью громил в «Лефе» русских классиков. Он считал, что литература- это ремесло, производство. Он без конца «развинчивал» стихи Пушкина и Лермонтова, исписывал стопки бумаги значками, из которых выявлял звуковые повторы. Ключ к пониманию отношений «семьи» обнаружил Кацис Л.Ф.(2) Л.Брик не расставалась с О.Бриком, потому что «была отдана Богом не просто мужу, а мужу-еврею, со всеми полагающимися при этом синагогальными формальностями. Это биографическая подробность, мало нужная, казалось бы, для понимания поэм Маяковского оказалась ключевой»… Для Бриков М.- гой, пусть и талантливый, но он- существо другого сорта, низшего порядка. Он никогда не сможет принадлежать к «избранному народу». Удивительно, что, создав мировую религию, выдержав жесточайшие испытания в вере, великий народ впал в «подобие язычества, приватизировав Бога, и отделив себя от всех»(3). Не так же ли Брики «приватизировали» и Маяковского? «брехобрики… словно вермут ночной, сосали золотистую кровь поэта» Отчего они пресекали все попытки М. начать личную жизнь? Даже, когда у него родилась дочь, он жаловался С. Шамординой: «Денег нет. Две семьи у меня: мать - сёстры и моя семья. Поэтому дочке не могу помочь». В то время в «семье» с Бриками была домработница, автомобиль, шофёр. В их иудейско-христианском союзе Брики проявили твёрдость в сбережении основ своей культуры, М. же, изначально, с юности боровшийся с традициями утратил все точки опоры. «Видите - гвоздями слов Прибит к бумаге я». Он не создаёт новых образов, переделывая старые, М. кощунствует, пытается заменить Христа собой, человеком. «истово господу богу помолимся боже из мяса – бог- человек»… Такое поругание христианских ценностей поощрялось Бриками по понятной причине. Но, что происходило при этом с личностью М., их мало интересовало… «Маяковский внедрил социальный заказ внутрь своей поэзии, а, внедрившись, он стал развиваться, прорастая в тело его поэзии уже по собственным законам…прививка по доброй воле произведённая, со временем оказала непредусмотрено сильное действие на саму жизнеспособность организма»(4). С.Мирский писал: « С 1923 года видно ослабление таланта М., многое- пропаганда, написанная по заказу…» Соловей не поёт в неволе. Мастерства мало. Последней попыткой М. вырваться была организация выставки «20 лет работы». Он решил справиться сам. О. Брик принял вызов. Но прямому и бескомпромиссному М. были неведомы тайны закулисной борьбы, которыми в совершенстве владел О.Брик. Выставка была сорвана, хоть и состоялась. О.Б. выиграл, хоть и был в отъезде. Поэт впал в крайнею депрессию, он был полностью деморализован. Брики естественно не хотели его смерти, они везли ему из-за границы подарки. Никуда не денешься… Женитьба тоже могла освободить его. И М. остервенело, с несвойственной ему грубостью пытается жениться на В. Полонской. Той жалко его: «оскорбления перестали унижать меня… Я поняла, что передо мной больной человек». Несчастная женщина не смогла помочь ему: она испугалась мужа, ярости М., а главное - незримое присутствие Лили не давало поэту никаких шансов на личное счастье. « У Вл.Вл. вырвалось: - О, Господи! Я сказала: - Невероятно, мир перевернулся! М. призывает Господа! Он ответил: -Ах, я сам ничего не понимаю теперь, во что я верю!» «Эта фраза записана мною дословно»,- гарантирует Полонская. Многие русские поэты проходили через богоборчество, а позже создавали шедевры, прославляющие Христа. Многие поэты иных национальностей, в том числе и евреи, настолько проникались Православным духом, что тоже оставили стихи, посвящённые уважительному осмыслению христианских догматов… И, если бы М. сумел освободиться от опёки чуждой ему среды, может быть, он бы тоже многое переосмыслил? Может быть… Но случилось то, что случилось. И мы имеем то, что имеем. Изученный, действительно, «до последних йот» с позиций официальной версии своей эпохи М. лишь отчасти равен самому себе… Пастернак высказался жёстче: «М. стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он неповинен». После гибели поэта, о нём стремились забыть: книги не переиздавались, исследования не проводились, вечеров памяти не устраивалось. Наконец, из учебников изъяли поэмы «В.И.Ленин» и «Хорошо». Такое положение дел хранительницу архива М. явно не устраивало. Л. Брик решилась не отчаянный шаг - написала и сумела передать письмо Сталину! И опять Смеляков: - Ни стирать, ни рожать не умела, Никакая не мать, не жена- Лишь одной революции дело Понимала и знала она. Это верно. Интуиция не подвела и на этот раз. Сталин заметил: «Безразличие к его памяти - преступление»… Лёд тронулся. В массы отправился рафинированный Маяковский. Именно такой, какой нужно. Кому? Только ли власти? Р. Якобсон отметил: «И, в конечном счете, особенность России не, столько в том, что сегодня трагически перевелись её великие поэты, сколько в том, что они ещё были»….(5) Хочется добавить: « И будут! Как будут сохраняться Православные традиции - основа всей русской культуры. Будут, но с каким противодействием придётся встретиться!» Краткий список литературы: 1- Карякин Ю. Признать действительность. Лит. Обозрение.1989 №7. 2- Кацис Л.Р. Достоевский. Розанов. Маяковский.//Известия Российской академии наук.1993.№6. 3- Родина (журнал) 2003 год. «Евреи в России». Статья о Гоголе. 4- Карабичевский Ю. Воскресение Маяковского. 1990 год. 5- Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов.// Вопросы литературы.№11-12. 1990 год.
Люблю Маяковского. Не люблю антисемитизм. Мне не симпатична Лиля Брик, но дело не в ее вероисповедании. Вам не кажется?
Простите, а, где вы обнаружили антисемитизм? Может быть, у вас навязчивая идея? Ведь нельзя же не думать, не делать выводов? Есть мнение, что евреи, чтобы владеть ситуацией, любое проявление национальных, тем более православных чувств клеймят словом "антисемитизм". Надо быть терпимей друг к другу.
Есть мнение, что евреи,чтобы владеть ситуацией , любое проявление национальных, тем более православных чувств клеймят словом "антисемитизм". Замечательное мнение. Оно и является антисемитизмом. На вопрос о Лиле Брик Вы не ответили. Это еврейская черта: отвечать вопросом на вопрос. Тогда и я Вам отвечу вопросом: с чего Вы взяли, что я имею отношение к евреям? У меня 2-я группа крови :wink4:
Вы крайне невнимательно читаете, я пишу "есть мнение", а не "я думаю"...Неужели нет разницы? О статье- будьте любезны процитируйте конкректно, какие фразы показались вам антисемитскими- это будет по существу! Дайте определение антсемитизма. А то, может быть, вы считаете антисемитами всех, кто не любит фаршированную рыбу. И, если вы не только любите, но и читаете Маяковского, то вероятно не могли не обратить внимание на его поэму "Человек"- кощунственное переложение православной литургии.И в поэме "150 000 000" тоже активное антицерковное настроение. И во многих стихах...Возьмите книгу, проверьте. Но это не борьба с религиями вообще.Это конкретно борьба с Православием.Про иудаизм вы у него ничего не найдёте.Почему? Литературоведение- это наука, основанная не на "нравится-не нравится", а на фактах. Почитайте критику.Кстати Якобсон, работы которого я использовала печатается в Израиле.Он тоже антисемит?
Простите, не ответила на ваш вопрос о Л.Брик. Не думаю, что она была иудейкой. Иудаизм не разрешает ни "свободную любовь",которую проповедывала Лиля, не приветсвует он и "богемный" образ жизни. Вопрос в том, что Лиля сама себя считала таковой. Но человек она была, поверьте, очень талантливый и незаурядный. Не зря к ней приходили очень многие за советом: она "открыла" Вознесенского, Майю Плисецкую. Да, и Смеляков навещал её. А потом взял и написал...Меня его стихотворение смутило, показалось некорректным. Я почти два года читала на эту тему.
Маяковский как орудие для разрушения русской культуры? Готов согласиться. Согласятся ли с этим современные лили и оси? Особенно сейчас, когда серьёзные понятия и темы моментально профанируются и высмеиваются, а спасение души воспринимается не более, чем метафорой... :wave1:
Боря, спасибо, за поддержку. Я не ожидала, что меня похвалят. Но надеялась, что хотя бы грамотно и по существу возразят. Всё свелось к "нравится-не нравится", какое-то культурное вырождение.
Мне обидно за Маяковского стало после прочтения Вашей статьи. Это что же, он вот такой весь из себя кутенок беспомощный, что в его лице злые Брики топчут христианскую религию, а он только плачет и щеки подставляет? Да не был Маяковский таким! Ваша статья - оскорбление Маяковского. А Брикам много чести будет так высоко забираться - религией, как дубиной, орудовать в жизни Маяковского. Нет, это гадкая идея. Маленькие люди отлично понимали, какой величины человек Маяковский. И хотели на нем войти в историю. И все. И липли к нему. А кто там они, евреи или греки - дело никакое. Среди русских таких полно. А уж приписывать им такой умище... и рисовать полную беспомощность и беззащитность поэта... Нет, это оскорбление Маяковского. Да, кстати, а если бы Брики были мусульманами? Родилась бы Ваша статья в этом случае? Вообще сталкивать две религии подло. Вот я тут который день киплю от возмущения Евангелием от Варнавы. Это сталкивание двух других религий - христианства и мусульманства, причем довольно подлым образом - взята священная книга одной религии и переписана языком другой религии. Не написана другая книга, а просто - вот вам мусульманское Евангелие, граждане верующие. Самое-самое правильное. Распоследнее. Не надо на пустом месте сталкивать веры.
Джейка, почему такой безграмотный отзыв? Не ожидала от вас. Литературоведение- это факты, а не гадание "люблю-не люблю". Не согласны? Так почитайте критику. Поставьте проблемный вопрос. Ответьте на него. Это называется возражение по существу. При чём тут Евангелие от Варнавы? Я его не читала. И при чём тут подлость? Отчего вас не возмущают поэмы Маяковского "Человек", например, где он кощунственно перелагает православную литургию.Зачем он это делает? Давайте исходить из фактов. Я представила список литературы, пожалуйста, читайте, думайте. Ведь кричать от возмущения, как базарная торговка- это не выход, Джейка.
Добавлю. Гитлер тоже был по-своему великий человек. Но "великость" не абстрактна, а имеет вектор! Т. е. талант можно направить в разные стороны. И вполне возможно талантливым человеком манипулировать... Просто восхищаться масштабом личности, не давая оценки плодам её деятельности, странно...
Люд, да где я кричу-то :)) Я просто спокойно высказала свое мнение, при котором и остаюсь.
Джейка, ваш отзвыв "спокойный" перед вами. Конечно, кричать данном случае можно только посредством лексики. "гадкая идея", "подло", "киплю от возмущения" В конце добрый ваш совет всем верующим. И как это вас раньше не догадались спросить- мир давно уже царил! Мой вопрос: "Какое у вас отношение к антиправославным поэмам и стихам Маяковского?"
Ох, и каша у Вас в голове, Люда! Вот Вы в статье пишете:"Ключ к пониманию отношений «семьи» обнаружил Кацис Л.Ф.(2) Л.Брик не расставалась с О.Бриком, потому что «была отдана Богом не просто мужу, а мужу-еврею, со всеми полагающимися при этом синагогальными формальностями. Это биографическая подробность, мало нужная, казалось бы, для понимания поэм Маяковского оказалась ключевой»… Для Бриков М.- гой, пусть и талантливый, но он- существо другого сорта, низшего порядка. Он никогда не сможет принадлежать к «избранному народу». Вы подчеркиваете, что именно традиции иудейского вероисповедания являются КЛЮЧОМ!!! Далее Вы пишете:" В их иудейско-христианском союзе Брики проявили твёрдость в сбережении основ своей культуры, М. же, изначально, с юности боровшийся с традициями утратил все точки опоры. «Видите - гвоздями слов Прибит к бумаге я». Он не создаёт новых образов, переделывая старые, М. кощунствует, пытается заменить Христа собой, человеком. «истово господу богу помолимся боже из мяса – бог- человек»… Такое поругание христианских ценностей поощрялось Бриками по понятной причине." А в ответе мне Вы совершенно справедливо оцениваете вероисповедание Лили Брик как НЕ ИУДЕЙСКОЕ. Весь образ жизни семьи Бриков греховен с точки зрения иудаизма!!! Муж, узнав об измене жены, ОБЯЗАН с ней развестись! Понимаете? ОБЯЗАН!!! Это иудаизм! А Брики, каким бы ни был их брак, - для иудаизма такие же гои, как Маяковский. Ортодоксальные иудеи презирают евреев, не соблюдающих свои традиции, много больше, нежели тех, кто родился не от матери-еврейки. А антисемитизм я вижу в Вашей статье вот здесь:"Такое поругание христианских ценностей поощрялось Бриками по понятной причине". По какой причине? Где факты, что поощрялось? ГДЕ ФАКТЫ, что поощрялось? Фактов-то нет. Это поощрялось властями! Это факт. Но причем тут Лиля Брик, которую интересовали деньги, наряды и духи, а не религиозная борьба? Лиля Брик была такой же безбожницей как и Маяковский, как и многие другие в тот период! Лиля Брик не исповедовала иудаизм, как справедливо и точно Вы мне ответили. Так причем здесь иудаизм и православие????????????????? Какая разница, религиозным или гражданским был брак Бриков? Лиля Брик имела и других любовников, о которых знал Ося. Более того! Лиля дружила с любовницей Оси! А то, что она не хотела, чтобы Маяковский женился, - это обычный эгоизм, или ревность, или меркантильность. Этим мне она не симпатична! А у Вас, Люда, повторяю: КАША В ГОЛОВЕ! Наведите в ней порядок, тогда и статьи пишите!
Стоп! Уважительно. Я буду с вами вежливой. Несмотря на "кашу в голове"... Первое, я согласна с Кацисом. Адин Штайнзальц в "Розе о тринадцати лепестках"( великолепная книга!) пишет о евреях, как о едином народе. Даже те, кто не соблюдает нормы религии ( а соблюсти их все очень сложно) тем не менее- часть Кнесет Израэль ( души Израиля). В идеале, да Лиля далека от ортодоксальной традиции. Но не она одна. Большинство, где-то что-то нарушает. И в Православии тоже. Крестятся, а потом ничего не соблюдают. Я отметила: важно, что Лиля сама себя считала иудейкой. Она относилась к этому очень болезненно. Из-за её возмущения ещё до революции М. расторг договор с издателем, печатавшим антисемитские статьи( по мнению Лили).(Книга "Имя этой теме любовь"М.1993) Второе, твёрдость в сбережении Бриками своих ценностей очевидна. Вы не найдёте никаких источников, где они высмеивают своих...А О.Брик долгие годы был первым редактором М., следовательно читал его антиправославные опусы, и не только читал, одобрял и помогал печатать. То, что произошло в России тогда, непосредственно связано с ненавистью именно к Православной культуре, которая планомерно уничтожалась.Участие Бриков в этом процессе очевидно. И не стыдно ли вам после трагедии, происшедшей с русским народом, упрекать меня в антисемитизме, когда я излагаю Факты!!!! И не я придумала слово "гой", не я разделила людей на "избранных" и нет, не я определила "нечистых" в разряд животных, которых не жалко. Ведь вам же тоже не жалко! Вы не читали критики, вы не читали серьёзно М. Маяковский не был женат!Он жил с Бриками, которые не разводились, потому что были своими, а он был чужой, но любил Лилю. А она- его стихи... Очень трудно отвечать человеку, который не зная материла, берётся поучать. Но это дело вашей личной культуры.
Со своей личной культурой и остаюсь, предпочитая откланяться:))) Ваша точка зрения мне ясна и более неинтересна.
Вроде разобрался, как тут рейтинг включается... :bigwink: