Перейти к основному содержанию
Хиросима
В этом городе, кажется, Бог поседел. Пыль осела, а пепел кружится. Август. Стоны сменялись на хрипы людей, И на их удивлённые лица… Мы стояли вдвоём, тихо шёл самолёт — В капле стали — не птичье паренье. Ты сказал: а сегодня — никто не умрёт, И открыто наивное — верь, мне! Улыбнулась в ответ: выше птиц в серебре Небо кажется очень глубоким… Побежали к реке?! Мы бежали к судьбе По песку хиросимской дороги. Мост качал. Не спасал. Мост был верен живым До последнего тихого шага, Но ослепли глаза, горизонт закружил Слепки душ — по кривой изобара. Тени долго лучатся, а город — исчез, Не шумит мостовая под пеплом. Знают все, кто прошёл этот мост до небес, Сколько небо осколками пело. Не успела сказать — самолёт надо мной — Мир застыл, получая ожоги… Помню, небо разбилось, а было оно Совершенно бездонно-глубоким.
Варя, до слёз. Только "ШЁЛ самолёт" корябнуло.
А когда пароход ходит не корябает? Спасибо, Света!
Да знаю я, знаю... У меня просто в этой строке другое слово вспыхнуло. Может, ты ещё лучше найдёшь? :wink:
Свет, а знаешь почему шёл? Ведь само название передвижения характеризует с какой скоростью движется машина, ведь по сути и на автомобиле можно лететь, а можно ползти...и кажется, что самолёт не может идти - это сильно медленно, но с земли мы не ощущаем этих скоростей, самолёт подлетал медленно - так разведчики подходят незаметно, потому и тревоги в городе не прозвучало, этот самолёт был воспринят как разведчик, именно тихо подошёл, это и хотелось передать...
"В капле стали — не птичье паренье." И в то же время слепил вспышкой стали? (Эта вспышка у тебя великолепно получилась. У меня возник образ некого шоу: смотрите, какая красота, смотрите, как я прекрасен, не нужно меня бояться. Я - в гармонии с вашими чувствами.)
Света, я этого раньше не знала, оказывается в самой Хиросиме не было слышно самого взрыва, появился только "чудесный гриб" и многие на него смотрели удивлённо, звуковая волна была слышна только на расстоянии нескольких километров от эпицентра взрыва. Американцы специально ждали режим чистого неба над Хиросимой, чтобы заснять сам гриб и последствия взрыва - чудовищно!
Ненавижу слово - цивилизация.Для меня оно синоним -обесчеловечение.Но возникает вопрос,что вложил автор в текст? Призыв к действию,мудрое созерцание, или моментный чувственный пар в гудок..;)
Хотела передать то, что люди, обычные люди не о чём не подозревавшие, которые разговаривали, мечтали, одномоментно замолчали. Разговор тысяч был прерван на полуслове, на полумысли... Цивилизация которая не считает своих людей, вот кто мы такие. Стихотворение - отражение слепка эмоций, возникающих при просмотре фотографий сделанных в Хиросиме, можно сказать "пар в гудок"(
Меня, как Читателя, поражает художественная образность этого стихотворения: всего четыре строки первой строфы дают возможность Читателю представить и живо прочувствовать полную картину этого УЖАСНОГО события, а именно: то, что осталось от города после атомного взрыва (пыль и пепел) и состояние пораженных этим взрывом умирающих людей (удивленные лица, их стоны, переходящие в хрипы). А выражение "Бог поседел" - говорит о том, что этот УЖАСНЫЙ взрыв заставил все Человечество почувствовать угрозу своему существованию. Очень удачно, на мой взгляд, в последующих строфах стихотворения автор позволяет Читателю понять художественный замысел своего произведения, описывая в разговоре (диалоге) двух жителей Хиросимы их впечатления от появления самолета в небе над Хиросимой, а также их поведение и их восприятия во время этого УЖАСНОГО события. И, наконец, последняя строфа стихотворения создает образное выражение состояния оцепенения не только жертв жителей Хиросимы, но и всего живого на Земле (мир застыл, получая ожоги...). Я - Читатель, а не литературовед, и поэтому не могу судить, конкретно о тех литературных (художественных) приемах, которые позволили автору так ярко и образно, а главное емко и кратко, описать это ужасное( трагическое) событие, случившееся впервые в истории Человечества. Можно предположить, что автор видел Хиросиму уже в качестве туриста, а может быть и нет. Само собой понятно, что в августе 1945 года очевидцами и жертвами этой трагедии были только жители Хиросимы, также видели ее летчики самолета, с высоты своего полета.Тем не менее, автор нарисовал в своем произведении ЖИВУЮ картину происшедшего. У меня, как Читателя, есть еще одна причина удивиться мастерству автора в художественном изображении своего замысла. Дело в том, что я могу сравнить картину этого происшествия с картиной другого происшествия, в осмотре места которого мне пришлось принять участие. А дело было так: лет тридцать тому назад, мой знакомый, участковый инспектор милиции, предложил мне принять участие в осмотре места происшествия в качестве понятого. Я, не ведая о том, что это такое, согласился и мы на милицейском УАЗ(е) поехали на это место происшествия. Оказалось, что местом этого происшествия была...катастрофа самолета ИЛ - 62 которая произошла, когда самолет уже заходил на посадку и был на расстоянии от аэропорта около 7 км и на высоте около двух км. Именно на этой высоте произошел взрыв, самолет развалился, все пассажиры и экипаж (167 чел) погибли. Когда мы подехали к месту падения самолета, то это место уже было оцеплен курсантами какого - то военного училища. На месте происшествия уже была бригада следователей во главе с Особняком (следователь по особо важным делам, профессиональный жаргон), а также очень много всяких других лиц (мед - эксперты, фотографы, технические спецы...). Участковый инспектор доложил Особняку, что он понятого (то - есть меня) привез. Особняк посмотрел на меня и спросил: "А как у вас с нервами?". Я был удивлен его вопросом, но ответил: "Да вроде ничего". Он поручил одному из следователей сделать с моим участием "общий обзор" места происшествия. И мы приступили к осмотру. А это место происшествия представляло собой небольшую поляну в лесу площадью около четырех га, вокруг к этой поляне примыкал хвойный лес. Следователь сказал мне: "Начнем с того, что осталось от самолета". В метрах 50 от нас видна была часть крыла самолета. Когда мы подошли, то я увидел, что крыло сломано и уткнулось в землю около деревьев. Рядом с крылом в землю на глубину около трех метров врезался корпус двигателя. Вот и все видимые части самолета. Но мелкие обломки от самолета валялись по всему месту происшествия. Вместе с обломками всюду валялись куски человеческих тел (ноги, руки, и другие части в таком виде, как будто их порубил мясник). Все эти куски человеческих тел были без одежды, что меня удивило, и я спросил у следователя: "Почему это произошло?". Он ответил: "Когда человек падает с такой высоты (два км), то вся одежда с тела срывается. Где - то на середине поляны мы увидели почти целое тело девушки, но она была без головы! Такого УЖАСНОГО побоища я не видел никогда! Я был в каком - то стрессовом состоянии. Следователь посмотрел на меня и предложил вернуться к деревьям, где находилась часть крыла и двигатель самолета. Осмотр продолжался с 10 часов утра до 18 часов. К концу осмотра приехали с аэропорта две грузовых машины (КАМАЗ -ы). Их борта были покрыты брезентом. Рабочие (в спец одежде и в противогазах) загрузили машины собранными с места происшествия кусками человеческих тел. Особняк подошел к нам и поручил следователю написать постановление о назначении судебно - медицинской экспертизы и отдать его ответственному работнику, чтобы тот отвез человеческий груз на машинах в морг судебно медицинскому эксперту. Следователь удивился, посмотрел на Особняка и спросил:"А какие вопросы поставить эксперту?" Особняк недовольно сказал: "Ну сами понимаете: какие части тела обнаружены? Относятся ли они к женскому или мужскому телу? и т.д." Когда осмотр был закончен, Особняк распорядился надлежащим образом оформить Протокол осмотра места происшествия и другие, прилагаемые документы. Мне, как понятому, тоже дали на подпись этот протокол. В это время стало моросить, и поскольку дождь усиливался, все укрылись под ветвистую ель около крыла самолета. Когда я ставил свою подпись в Протоколе, то вдруг заметил, что на мою подпись упала капля крови! Я машинально взглянул вверх и увидел на ветке ели что - то похожее на птичье гнездо, из которого висела какая - то веревка. Но, о боже! Оказалось, что это не гнездо, а какие - то внутренности человеческого тела, из которых висела кишка, а по ней стекали кровяные капли дождя. Они - то и капали на Протокол! Я уже не помню, как я вернулся домой с этого места происшествия. Но я в течение месяца не мог смотреть на еду, в которой было мясо. Когда я выходил на улицу и слышал звук самолета в небе, то я затыкал уши ватой и старался укрыться куда - нибудь, чтоб не слышать этого звука Около десяти лет я не летал на самолетах. Вот такое происшествие! Конечно, нельзя его сравнить с Хиросимой. А вот Протокол почему - то я сравнил с первой строфой стихотворения и искренне удивился, как автор сумел всего в четырех строках ЖИВО описать гораздо большее СОБЫТИЕ. Вот она сила настоящей Поэзии!
Спасибо, что Вы так живо отозвались на это стихотворение. Оно неоднозначно воспринимается, и в нём есть ошибки и шероховатости ведь почти невозможно себя поместить на место где произошёл взрыв, прожить эти несколько минут, секунд, почувствовать эти ожоги. Вы смогли, потому, что видели что-то похожее - страшное понимание того, что жизнь может оборваться в любую секунду. И поэтому мне дорого, что Вы поделились своим пережитым внутренним ужасом. Хочется узнать Ваше имя, чтобы можно было обращаться)
Варя! Я рад, что Вам понравился мой отзыв. У нас на сайте андрюшек (да еще таких амбициозных!) очень много. Поэтому, если Вам захочется обращаться по имени, то мое имя: andre.
Андрэ) Хорошо)
Очень и очень сильное стихотворение. И написано практически от лица очевидца... Чувства и ощущения переданы настолько верно и точно, что просто-таки мороз по коже... Спасибо Вам, Варя! С Теплом, Андрей.
Спасибо, Андрей!
Вот,снова вернулся к этому стихотворению. Ранее у меня было не то настроение,чтобы написать отзыв,душа почему-то не хотела принимать трагизм,видимо передышку ей надо было сделать. Впечатлило очень. Варя,а "тихо шёл самолёт" мне не нравится. Корабли по морю ходят. А самолёт...пусть бы он плыл по небу. :wave1:
Мне ближе "шёл самолёт", видимо у меня слово шёл означает передвижение любого объекта и приложение для этого определённых усилий, а вот плыть удобно по течению, или по воздуху, но безвольно - куда ветер подует) Спасибо, Владимир!
Ну,шёл,так шёл. Вы уже по этому определению ранее отстаивали свою точку зрения. Упрямая Вы,Варвара.)) :flower:
Сильное стихотворение, Варя. Рекомендую.
Спасибо, Мария!)
Мне вспомнились строчки песни "Хиросима" группы СВСМ "Иисус Христос спустился с небес, Претворил воду в опий, Накормил всех голодных снотворным... Без креста,просто встал рядом "Те,кто справа,увидимся в Раю Все кто слева-я вас всё равно люблю" Теперь все спать А теперь все спать Ну же! Не смотрите!" Но у Вас лучше сэр Алекс...
Спасибо, Алекс!
Проникновенное стихотворение, Варя! Удачная композиция, и "тихо шёл самолёт" очень нравится: есть в этом что-то и вроде бы обычное, и в то же время - настораживающее своей неотвратимостью...
Да, я это тоже так ощущаю, спасибо, Надюша!)
Нечто - это что-то?) Просто уточняю)
Да, у вас получилось сильное произведение. ___ Мое прочтение: "Мы стояли вдвоем, тихо шел самолет — В капле стали — не птичье паренье. Ты сказал: а война ведь сегодня пройдет... И открыто наивное — верь мне!" ---- (Вы ж понимаете, без критики никак). На самом деле, думаю, там смысловой провальчик, который, впрочем, никак не портит произведение, но и... не делает полнее, что ли. Он говорит, что "сегодня никто не умрет"... но какие причины у него так говорить? Понятно, что война. Но приходится "додумывать". Они (в семье) получили очередную похоронку? И т.д. За стих — Спасибо, очень важное произведение.
Хиросиму бомбили ежедневно, люди прятались в бомбоубежища, не все, но многие... ведь сигнал тревоги на тот момент был почти привычным, некоторые уже на них не реагировали - продолжали свои обычные дела. В тот день над Хиросимой было чистое небо и самолёт был виден издалека, он был уже вторым за это утро и видимо поэтому на него не среагировала служба оповещения - сигнала не было, люди не забеспокоились. Здесь я рассказываю о паре которая видит самолёт и безотчётно верят в то, что их не коснётся горе - эта вера всех влюблённых и детей, об окончании войны тогда не говорили, Япония сама была агрессором... Спасибо Вам!
Ну в общем, да... понятно, что война,.. бомбят... И этот кусочек тишины и они вдвоем, он говорит "сегодня никто не умрет"... в то время как из стиха не видно, что они, эта пара, допустим, санитары службы спасения. Они просто пара молодых (влюбленных?), что вместе на тот момент, не смотря на войну — идут к реке. Да, возможно у них на глазах умирали десятки или сотни людей, они это видели... Но суть в том, что стих подносит сперва картину их совместной идиллии или уединения (от мира), тет-а-тет, и тут же некий объективный вывод, что "сегодня никто не умрет",.. который вполне понятен, если с первых строк мы видим, что они, например, санитары. Это не придирки, я же вам сказал, что стих этот момент не портит, но и не делает лучше. Обратите внимание на то, как вы поставили запятую в "верь, мне!". Она ведь там не нужна. Так вот (думаю) это из-за описанного мной провальчика смыслового. Так среагировало наитие и поставили запятую: барьер, чтобы смысл не ссыпался как бы. Тонкое у вас чутье. В общем, успехов в творчестве!
У меня такое есть (созвучно): ________ Случайно ветер залетел в окно. На ставнях сетчатый узор и краска. День солнечный к закату катит, Ему уж вроде все равно, Что небеса посъежились от немого крика. И ветер снова шторами чудит. Минута; до земной тяжелой дрожи. Еще часы стучат во мглу теней... Той памяти, в которой яства жизни. И каждый миг безвременья ничтожит Весь смысл и рождения и... злей Становится душа потери. Но - шагни. В просвет меж тайными мечтами. В безликий островок судьбы - войди. Минута - лишь. И стрелка часовая нами На веки станет. Вечность впереди... И ярок свет.
Да, созвучие есть! Я бы немножко по другому сделала пунктуацию и распределение строк, чтобы читалось легче и с первого раза)
Это нельзя читать с первого раза, дорогая Варя...
да, со второго раза гораздо глубже погружаешься и уже не плутаешь на смыслах, которые внезапно обрываются и продолжаются так же внезапно - это я о смысловом переносе не только на следующую строку, но и на следующее четверостишие! Несмотря на то, что читается стихотворение непросто - оно создаёт настроение и цепляет своей убеждённостью и энергетикой!) Спасибо)