Перейти к основному содержанию
Испанские женщины эпохи барокко-полностью
Испанские женщины эпохи барокко-полностью Коронелли Джулия Евгеньевна http://www.proza.ru/2016/07/22/118 на фото мощи Марии Коронель, потомка по мужской линии РАВВИНА ДОНА АВРААМА СЕНИОРА-КОРОНЕЛЬ, ПОТОМКА ЦАРЯ ДАВИДА. ДЖУЛИЯ КОРОНЕЛЛИ, Е. ИВАНОВ. ПУБЛИКУЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ ВПЕРВЫЕ ПРЯМ ТУТ ПОКА. В ЧЕСТЬ МОЕГО ДР 18 ИЮЛЯ. АХ, ИТАК - 19 ИЮЛЯ 2016 Испанские женщины эпохи барокко. Испания XVII века – период наиболее хорошо знакомый русскому читателю из исторических романов, фильмов и театра. И это не удивительно. Эпоха испанского барокко совпала с «золотым веком» испанской литературы; В 1605 году впервые публикуется роман Сервантеса «Дон Кихот». В те же годы, в многочисленных театрах Испании, активно ставятся пьесы Лопе де Вега. Невольно задаёшься вопросом, а насколько выдуманы или реалистичны их истории о «губернаторстве на день», о женских интригах? Что представлял собой реальный мир тех дней? Автор книг про род испанских дворян Коронель, решил не отступать о своей традиции и рассказать о женщинах той эпохи. Первая из них монахиня Мария Коронель де Агреда, дочь Франциско Коронель и Каталины Араны, родилась в мелкой дворянской семье в испанском городке Агреда 2 апреля 1602 года. Её родной город можно сейчас назвать захолустьем. А чуть более ста лет назад, он был на границе Кастилии и Арагона, городом трёх культур: испанской, сефардской и мусульманской. С тех пор многое изменилось. Кастилия и Арагон объединились, евреи и мавры были изгнаны более ста лет назад, а новое государство обзавелось огромнейшими колониями за океаном, колониями, превышающими размером старую Испанию. В этом городке, с многочисленными горами, замками, виноградниками жила семья Коронель-Арана. В семье было одиннадцать детей из которых смогли дожить до совершеннолетия лишь четыре ребёнка: Франциско, Хосе, Мария и Иеронима. Сейчас, трудно представить себе семью с семью детьми, а тогда мать похоронила семерых детей. Выжил только каждый третий ребёнок и это в довольно богатой дворянской семье, в тёплом климате. Сама Мария Коронель была очень болезненным чадом и до двенадцати лет, как она сама вспоминала, все уже было готово, для её похорон, но то ли смерть детей, то ли конфликт с мужем, а может и вправду, её странные видения, подтолкнули мать Марии Коронель, в 1612, к необычному решению – сделать из своего дома монастырь, а себя и дочерей постричь в монахини. К этому времени, два старших брата Марии Франциско и Хосе уже приняли постриг. И вот двенадцатилетний девочке, дворянке имевшей полное право, пусть не на принца, так на идальго, было суждено стать монашкой. Отец Франциско был в ярости. Он отказывался понимать, как такое возможно. Они клялись с супругой Каталиной делить радости и невзгоды, пока смерть их не разлучит до конца. Конфликт продолжался три года, пока 1-ого марта 1618 года Франциско Коронель не пожертвовал своё имение под монастырь. Спустя почти год, 13 января 1619 года, Мария Коронель, вместе с матерью и сестрой Иеронимой принимает монашеский постриг. Её отец Франциско Коронель, вместе со своим братом Менделем также постригается в монахи и уходит в францисканский монастырь святого Антония в Нальде. Чтобы организовать монастырь, одного пострига и желания было мало. Мария, вернее Мария Сор де Иесус – её монашеское имя, с сёстрами последующие четыре года живёт в монастыре святого Луиса в Бургосе, где постигает основы монашеской дисциплины, после чего возвращается в родной дом, ставшей её монастырской обителью. К концу послушания сестёр Коронель-Арана в монастыре святого Луиса, в 1620-23 годах следует отнести следующее чудо, как гласит легенда: В 1620-1623 году на севере «Новой Испании» (современные штаты США «Новая Мексика» и «Техас», среди местного индейского населения, в частности среди племён хумано, проповедовала монахиня лет двадцати, говорившая на их языке. Отличить её от других девушек можно было по необычной одежде – накинутая на плечи синяя мантия. Так рассказали индейцы францисканскому миссионеру Алонсо де Бенавидес, объясняя своё желание креститься. Примерно, в то же время, сама Мария Коронель рассказывала, что ангелы переносят её на своих руках в Новый Свет, а потом возвращают обратно. Надо отметить, что Мария Коронель, а также её мать и сестра носили поверх монашеской ризы, покрывала синего цвета. Поскольку Мария говорила об этом не просто в частных беседах, а на исповеди, много лет, то последовал запрос её духовного отца из Испании в Америку, с просьбой дать подтверждение или опровержение её словам. В Америке историю подтвердили. А в 1630 году Алонсо де Бенавидес посетил Испанию, приезжал в Агреду, где говорил с Марией Коронель. Он был убеждён, что таинственная «дама в синем» и Мария Коронель де Агреда – одно и тоже лицо. Существуют четыре теории, объясняющие эту историю: 1. Чудо Божие, таинственный дар Бога святым – возможность мгновенно переноситься в любую точку мира. Такими чудесами полны средневековые жития святых. Многие люди в это верят. Мы не хотим их расстраивать, просто, рассмотрим другие теории. 2. Вторая версия гласит, что это просто выдумка самой Марии Коронель. С одной стороны, эта теория избавляет нас от проблемы веры в чудо таинственного перемещения по воздуху, но абсолютно не объясняет, откуда Мария Коронель была так хорошо осведомлена о новых испанских колониях, ландшафте, населении, а главное, что это за таинственная «дама в синем», которая проповедовала в Нью-Мехико? 3. Третья теория довольно проста, годы проповеди Марии Коронель совпадают с её годами жизни в монастыре Луиса в Бургосе. А она действительно была эти годы в монастыре или ездила в Новый Свет, а потом вернулась обратно домой в Агреду? Мало, вероятно, монахиню видели бы на корабле, в портах, костёлах. А дальше бы поползли слухи, что францисканцы сфальсифицировали чудо. К тому же, «дама в синем» уже в 1520 году отлично говорила на индейском наречии. Никаких сведений, что Мария Коронель говорила по-индейски в Испании нет. 4. Отсюда рождается наша четвертая гипотеза. Что в Агреде, что в Бургосе, Новом Свете мы имеем дело с орденом Святого Франциска Асизийского, которому служили многие члены семьи Коронель. К примеру, Хуан Коронель известный францисканский миссионер, который выпустил в 1620 году книгу «Христианская доктрина в легендах майя». Мы не можем утверждать, что именно он стоял за этой историей. В испанском архиве Индий хранятся сведения о десятках людей с фамилией Коронель, разбросанных по территории от Перу, до Мексики. Среди них есть священники, торговцы и землевладельцы. Последние нас интересуют больше всего. дело в том, что в 1620-х годах у индейцев хумано был конфликт с соседними племенами апачей. Хумано была нужна поддержка белых людей, с другой стороны белым людям были нужны земли индейцев, а также налоги с них. В семнадцатом веке индейцев уже не обращают в рабство, они свободные люди, некоторые из которых сами обзавелись рабами неграми. Но для колонизации требовалась правительственная воля и средства. Вся эта история с чудесными явлениями «дамы в синем» послужили к отправке опять-таки францисканских мессионеров к индейцам хумано. Как раз в те годы, в 1622 году в Нью-Мехико прибывает францисканский мессионер Хуан де Салас. С его именем и связана история крещения индейцев хумано, последние помимо крещения получили серьёзную военную и материальную помощь от испанцев, что на время улучшило их положение, но ненадолго. Конфликты с соседями, эпидемии, ассимиляция сделали своё дело, уже спустя сто лет индейцы хуамо растворяются среди других племён и народов. А их враги апачи здравствуют до сих пор. «Пути Господни неисповедимы». На наш взгляд, вся история с чудесным появлением Марии Коронель в Нью-Мексике сводится к следующему: В 1620-х годах на территории Новой-Мексики жил землевладелец из рода Коронель или Арана, у которого была дочь, сверстница Марии Коронель де Агреда. Сверстница, прекрасно говорившая на местных языках. Как родственник из рода Коронель, землевладелец прекрасно знал историю о постриге своей родни Франциско Коронель из Агреды со всем семейством. Вот и решил воспользоваться, а связи с орденом францисканцев облегчили эту задачу. Мария Коронель де Агреда получала письма от своего родственника из Нью-Мексики, а дочь землевладельца, одев одежду, возможно, даже сшитую самой Марией Коронель проповедовала среди индейцев. А чудесные появления юной девушки объясняются тем, что кто-то из индейцев ей помогал. Сказка развенчана? Нет, просто, надо вглядеться, чтобы увидеть настоящее чудо. Всего за сто двадцать лет до этой истории, предок Марии Коронель – главный раввин Кастилии Дон Авраам Сениор, возводивший своё родословие к ветхозаветному царю Давиду по прямой линии и взявшем себе фамилию Сениор, как испанский перевод еврейского слова «наси» (об этом подробно пишет совремнный исследователь Ричард Дуст http://www.peerage.org/genealogy/tree.htm) – князь, потомок Давида дал денег Христофору Колумбу на его первую экспедицию. Это, сейчас, мы привыкли восхищаться этим решением. А представьте себе, что Вы страховой агент и должны оценить риски экспедиции Христофора Колумба: «Земля, говорите не плоская? Дожди идут, вода куда стекает? Правильно, по наклону к краю, а с края в бездну. А горизонт образуется, как раз из-за этого наклона поверхности». А поход Эрнана Кортеса, когда четыреста-пятьсот человек решили покорить империю со стотысячным населением? Прошло всего сто лет и люди не только поверили, что земля бескрайняя, но и в то, что письма с одного конца Света обязательно вовремя дойдут на другой. И, как мы видим, доходили. Это ли не барокко: красивые истории, скрывающие корыстные интриги, ставшие возможными благодаря научному и общественному прогрессу. Косвенно, нашу версию подтверждает то, что в конце жизни Мария Коронель, призналась, что не летала в Нью-Мехико, а это были просто мистические видения, которые неверно истолковали отец францисканец Алонсо де Бенавидес. Что касаемо, самой Марии Коронель дель Агредо, то Мария с сестрой и матерью на ещё четыре года уезжает в Мадрид, в монастырь «Кабальеро де Гарсиа», по возвращении из которого в 1627 году в возрасте 25 лет становится игуменьей монастыря, расположенного в её родном доме. Интересно, что до настоящего момента мы ни разу не привлекли внимание читателей, к тому факту, что Мария Коронель пишет и читает. А ведь это семнадцатый век, самое его начало. Мария Коронель не просто писала и читала, она автор книги "Мистически град Божий" 1651, многочисленных диалогов, писем, молитв. Что же такого особенного в её творчестве, что отличает её от предыдущих эпох? Если средневековый монах писал о себе, так каялся в своих грехах, учил других людей на своём дурном опыте. Мария же напротив делится свихами положительными чертами, успехами. Это уже не житие, а биография. Большую роль в творчестве Марии дель Агреда составила защита старинного церковного догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, согласно которому, Богородица с самого зачатия не имела на себе печать первородного греха. Догмат этот старый, логичный, но в католической Церкви к тому времени официально не утверждённый. Что же заставило молодую монахиню встать на его защиту? Конечно, любовь к Деве Марии, которой она ежедневно и еженочно молилась, но и желание намекнуть, что женщина равна мужчине. По крайне мере, ничем не хуже. На примере «дамы в синем» мы видели женщину-миссионера, на примере Марии Коронель дель Агреда, мы видим женщину-богослова, а в лице Пресвятой Девы, мы видим второго человека, от рождения, не подвластного первородному греху. Неудивительно, что в гости к такой монахине заехал в 1643 году сам испанский король Филипп IV, с которым Мария Коронель переписывалась долгие одиннадцать лет. Их переписка содержит в себе вопросы теории государственного управления. До чего изменился мир к семнадцатому веку! За триста лет до этого, когда в 1353 году испанский король Педро, казнит известного дворянина из Севильи Альфонсо Фернандеса Коронель и конфискует все его имущество. Оставшаяся после казни отца, без имущества его дочь Мария Коронель вынужденно уходит в монастырь, но её красота порождают греховную страсть у короля Педро, из-за преследований которого, монахиня Мария Фернандес Коронель обливает себе лицо и грудь кипящим маслом, сделавшись на всю жизнь обезображенной. С приходом к власти короля Генриха Второго, Марии Фернандес Коронель возвращают часть имущества её отца, которое она жертвует на монастырь Святой Агнессы, который она основала в 1376 году. Род древних Коронель, ведший свое родословие от Императоров римских угас, практически сразу же, со смертью Марии Фернандес Коронель. А благородная фамилия Коронель, была дарована в 1492 году вышеупомянутому раввину Дону Аврааму Сениор и его многочисленной родне, по случаю принятия ими святого крещения. Помимо, Марии Коронель дель Агреда, к потомкам Дона Авраама принадлежала известная испанская актриса семнадцатого века Барбара Коронель, дочь Августина и Марии Коронель, племяннице Хуана Рана, настоящее имя Косме Перес, имевшего большой успех при дворе Филиппа Четвертого. Барбара Коронель прославилась исполнением мужских ролей в пьесах Лопе де Вега и других авторов. С 1676 года Барбара сама сочиняет пьесы для театра в Валенсии. Барбара вышла замуж за актера Франциска Халона 23 января 1646 года в Гранаде. Ранняя смерть Хуана навлекла подозрения на Барбару Коронель. Она предстала перед следствием в испанском городе Гвадалахара. От неминуемой судебной расправы, её спасло заступничество дяди Хуана Рана перед королём Испании. Скончалась Барбарра в 1691 году, пережив свою знаменитую родственницу, игуменью монастыря в Альгреде почти на тридцать лет. Что мы имеем в итоге: «Новая Испания» не только продвинулась на север, но со временем успешно распалась на множество испаноязычных государств, та область в которой видели «даму в синем», сейчас, территория Соединённых Штатов Америки. Идея равенства мужчин и женщин уже сто лет, как является общепризнанной. Барбару Коронель постоянно упоминают во всевозможных энциклопедиях, книгах по истории театра. Жаль, мы никогда не увидим ее роли. А к Марии Коронель едут многочисленные паломники со всего света. И не только верующие, но и просто туристы. Её нетленные мощи лежат в родном доме-монастыре в Агреде, уже 350 лет. Когда смотришь на них, поражает доброта и спокойствие мёртвого лица, высохшей плоти. И уже не хочется никаких знаний, газет и книг. Хочется поверить в сказку, что, сейчас, в дом залетят ангелы, подхватят и отнесут на пару часов в мир Марии Коронель Араны де Агреда. A Richer Dust - The Descent of Hughes © Copyright: Коронелли Джулия Евгеньевна, 2016 Свидетельство о публикации №216072200118