Перейти к основному содержанию
Зачем?
Наталья Сафронова Зачем? У Галки тогда появилась мания: не терять его из виду. Они с мамой провожали отца в аэропорт, отец говорил: - Ну, не скучайте. Мама молчала, и Галка тоже молчала. Как чужие. Отец пожимал плечами, протягивал паспорт на контроль и больше не оборачивался. В машине Галка находила на телефоне сайт отслеживания самолетов, говорила маме: - Взлетел. Мать кивала. Потом Галка докладывала: - Приземлился. Встретили, наверное. Закрывала глаза, представляла себе, что отца встречает женщина с ребенком на руках. Девочка похожа на отца и на нее, Галку, потому что Галка – отцовская копия. Она никогда не видела свою сестренку, но предполагала, что та похожа на отца. Потом приходилось просто ждать. Отец не появлялся в сети и ничего не сообщал о себе. И Галка всякий раз боялась, что он может не вернуться. Не то, чтобы предпочтет ей, Галке, Светочку, нет, конечно, своих не бросают. И Светочку отец тоже не бросил, потому что она своя. Но Галка как-то вдруг поняла, что ничего не бывает навсегда: все конечно, все имеет начало и завершение. Все - любовь, счастье, доверие, покой. Отец уезжал и возвращался, а потом умер. Сердце не выдержало, значит , его душа тоже рвалась и двоилась. Отца похоронили та, другая женщина и пятилетняя Светочка. Галка каждый день писала отцу письма и отправляла по электронной почте, ответа, естественно, не было. А однажды пришло сообщение, что письмо не может быть доставлено. Последняя ниточка оборвалась. Галка спросила маму: - Поехали к папе на могилку? - Нет, знакомиться не хочу, - качнула головой мать. Для общения с соперницей нужны силы, а их не было. Отец забрал последние своими бесконечными поездками в ту семью. Но лучше так, чем эта пустота. Галка подходила к окну, прислонялась лбом к стеклу. На улице шел дождь, и Галке казалось, что дождь плачет за нее, потому что ее глаза оставались сухими. Мама тоже не плакала. Галка написала пальцем на стекле: «Папа, зачем ты умер?» И быстро стерла, потому что мама заглянула в комнату, позвала пить чай. - У Светы наша фамилия? – спросила девочка. - Нет, - нахмурилась мать. - Значит, мы одни Акимовы? – уточнила Галка. - Одни на всем белом свете, - усмехнулась мама. - Ты да я, да мы с тобой. С отцом всегда было не просто, однако он занимал огромное место в Галкиной жизни, а теперь там оказалась дыра и подсасывала, и грозила затянуть в свою черноту и саму Галку. Девочка думала иногда: как там Светочка, кем был для нее папа? Галка не очень хорошо помнила себя маленькую, в основном, по фотографиям. Она судорожно перерыла все шкафы в доме в отсутствие матери и прошарила отцовские страницы в соцсетях. Никаких упоминаний о второй семье там не было, вообще ничего личного. Отец был скрытным, как и все они, Акимовы. Родители никогда не ругались. Если звонил телефон, мама подавала его отцу, не заглядывая, кто именно звонит. У каждого свое пространство, но было и общее, в котором комфортно всем вместе. Хорошо вместе и отдельно, и это не предполагало предательства. Однако Светочка откуда-то появилась, вот из этого самого отдельного пространства. Галке сказали, что в Калуге у нее родилась сестренка. Больше ничего не объяснили, но и так понятно. Хотя что понятно? И снова тишина, никто не ругается, не выясняет отношений, только мама словно потухла. Потом узнала, что когда сказали, Свете было уже полтора года. А Галке тринадцать с половиной. Девочка нашла Калугу на карте. Лету чуть больше часа, если прямым рейсом. Открыла википедию. Родина космонавтики. Отец в планетарий, наверное, со Светочкой пойдет. Птичек покормят в «Воробьях». Галка выключила компьютер. Вот, собственно, и все. Она ничего не спросит, а отец ничего не расскажет. Она и не хочет ничего о них знать, потому что непонятно, что с этим знанием делать. Оно встало болезненным комком у горла и не дает свободно дышать. Галка стала пропускать художку. Рисовала дома, напряженно ждала отца с работы. Потом отдала ему рисунок: три чахлых березки за окном. Галке казалось – к ним невозможно не вернуться. - Спасибо, Галчонок, - серьезно сказал отец. - Не вызывай такси, мы тебя проводим, - Галка умоляюще взглянула на мать. Они всегда его провожали и встречали. Галка настаивала, пусть знает, что его ждут. Однажды мама сказала: - Знаешь, что такое дьявол? Это двоеволие. - Ты хочешь, чтобы мы его отпустили? – изумилась дочь. - Должно быть что-то одно, или там, или здесь, - пожала плечами мама. Девочка подошла к окну. Снег под березами осел, скоро весна. Уже третья весна, но ничего не меняется. Галка и не хочет, чтобы менялось, потому что неизвестно, что принесут с собой перемены. А мама хочет, она устала от этой растянувшейся на годы неопределенности. Из следующей поездки в Калугу отец не вернулся. Утром принесли телеграмму. Мама прочитала ее и положила на тумбочку в прихожей. Через некоторое время вышла из комнаты одетая. - Ты куда? – спросила ее Галка. - На работу. А ты – в школу, - сухо ответила мать. - Мы не поедем на похороны? - Нет. Нам даже не предложили похоронить отца у нас, значит, там ему лучше, - мать обулась и взялась за дверную ручку. – Не вздумай прогулять школу. Галка собиралась в школу очень медленно, размышляла. Ей казалось теперь: она знала, что ситуация разрешится именно так. Очень уж плохо было в последнее время дома. Мама говорила, как будто ни к кому не обращаясь: - Так не бывает: немножко тут, немножко там. Отец отмалчивался. Телефон мама по-прежнему ему подавала, не интересуясь абонентом. Отец брал трубку и закрывал дверь в комнату. Мама замирала у окна, словно там было что-то интересное. Галка вставала рядом, проявляя солидарность. - Свобода – слово ругательное, чего бы это ни касалось, - изрекала мама. - Лучше бы она плакала, - думала Галка. Из комнаты выходил отец, и девочка стремительно поворачивалась, чтобы он не остался в одиночестве. Теперь так не получится – быть и с отцом, и с мамой одновременно. Папу хоронят завтра, и можно успеть даже на поезде, только мама не даст деньги на билет. И оставить ее сейчас – значит, предать ее еще раз вместе с отцом. Лучше потом уговорить маму съездить на могилу. Вместо школы Галка пошла на речку, села на скамейку у самой воды. Наклонилась, сорвала горицвет. Мама заваривала папе эту траву для сердца. Не уберегла. Не уберегли. Галка почувствовала, как по щекам потекли слезы. Девочке казалось, что ее слезы падают прямо на песок, а оттуда попадают в реку и бегут куда-то вместе с ней, может быть, в Калугу, к папе. Дышать стало легче, причем легче, чем за все последние годы. Галка подумала, что мама зря пошла на работу, там негде выплакаться. Лучше бы отправилась вместе с дочерью на берег реки, смотрели бы на воду, делили с ней горе. А на том берегу они были с палаткой, Галочка была еще маленькой. Она позвала родителей в поход, папа серьезно согласился. Они тогда попали под дождь и долго не могли развести костер, потом долго закипала уха из трех пойманных отцом рыбешек, вкуснее той ухи Галка никогда ничего не ела. Им было хорошо вместе. Галка вытерла слезы, подняла прутик, написала на песке: «Зачем?» Смотрела, как волны смывают эту надпись. Ничто не вечно, и вопросы со временем теряют свою значимость. Даже те, на которые ты так и не получила ответа.
Здорово, Наташ. Любовью пахнет рассказ.
Маш, спасибо тебе! перечитываю пока, пытаюсь понять, что написала.
Не отпускает до конца, а значит, все получилось. Поздравляю!) Единственное, что я бы посоветовал изменить, это слово -актуальность-. Чужое оно здесь. Из диссертации или из передовицы.) Интересная трактовка дьявола. Двоеволие... Хотя я такого слова не слышал, как и Гугл. А он, сволочь, все знает.)) Думаю, не все поймут эту игру слов. Проскочат... Останется недоумение от незнакомого слова.) Когда девочка пишет на стекле «Папа, зачем ты умер?», а в конце "Зачем?", очень сильно написано. Бьет по эмоциям. Сам потерял отца, когда мне было тринадцать. Так что, могу "оценить" этот момент. Короче, рекомендую этот рассказ всем.)
заменила на "значимость". большое спасибо за отзыв и замечание. дорого.
По-моему, стало лучше. Спасибо за адекватную реакцию на критику.) Надеюсь, критика тоже будет адекватной.))
Прекрасный и интересный рассказ! сэр Алекс...
Когда по жизни летаешь мотыльком, не думая о последствиях... Свобода подразумевает доверие, предавший должен уйти сразу.
Не всё так просто, Светик... Почему сразу - предавший? Нет, не спорю, бывает и такое, но чаще совсем по-другому...бывает. Человеку, который не прошёл такие испытания жизнью и не обозначил такого рода перипетии с проблемами на собственной шкуре не объяснить никогда, что как и почему... И в рассказе, собственно, не об этом речь... О переживании и пережёвывании своих детских мыслей со взрослой колокольни!
Предают взрослые, а страдают дети. И я это наблюдаю постоянно, Володя.
Связался тут со своими лешими))) поразил меня один факт интересный... у наших прародителей, древних славян, был закон очень важный - можно создать новую семью только если детям из предыдущей семьи исполнится двадцать четыре года, иначе в Навь после смерти попадёшь (в ад по нашему) Во как! Вот это я понимаю! Целиком за и полностью))) :wink:
вероятно, если бы заповеди так просто было соблюдать, жизнь была бы простой и цельной. тем не менее, они нам даны, и со временем мы всем к ним приходим, как блудный сын к отцу.
Просто нужно взрослому человеку иногда думать.
"...вопросы со временем теряют свою значимость" - не согласен... без срока давности. Тем более, если нет ответа... Сам жил почти четыре года на две семьи и, когда Аньке исполнилось тринадцать лет, ушёл навсегда... Не могу дать достоверного ответа, ведь недаром в народе говорят, что, мол, жизнь сама так распорядилась. Могу только размышлять со своей...мужицкой колокольни... Тем более, где тогда девочке ответ найти? И ещё... Галка размышляет, пытаясь понять взрослую жизнь, но при этом любит... просто любит... Задело и взволновало, Наташ... разбередила, душевница...
Володь, привет. спасибо тебе за удивительную открытость. я пытаюсь понять, что написала, что мне нужно из этого вынести. наверное, все-таки, что все конечно. и еще - что невозможно что-то осознать, стать сильнее, не пройдя через испытания. зачем-то это все нужно, все эти невозможные потери. собственно, жизнь только из них и состоит, из потерь и приобретений. что же касается значимости вопросов - тут ты прав. вероятно, со временем вопросы только теряют свою остроту, уходят куда-то в глубину подсознания и стучатся уже оттуда в каких-то новых ситуациях. если бы эти вопросы были бесконечно остры - это просто невозможно было бы вынести.
Да-да...права ты тут, конечно... они остаются значимыми, но если бы были так же остры, то невозможно было бы вынести их постоянного присутствия... Пиши, Наташ... пиши и размышляй, выворачивай наизнанку наши души) :flower: :flower: :flower:
Учитывая, что содержание крутится в основном вокруг темы двоежонства отца, девочке по логике бы следовало вопрошать "Зачем, тебе папа вторая семья?" Такой вопрос бы имел какой то резон в отличие от "Зачем ты папа умер?". Если же рассказ про переживание маленькой девочкой смерти отца, то к чему такой акцент на теме его двоежонства?
вероятно, вопросы, который автор ставит в произведении, каждый читатель читает по-своему.
Интересно, как "по-своему" можно прочесть:"Зачем ты умер, папа?" Это ж не квадрат Малевича...
Мари, вы как заноза в одном месте, ей богу)) Вам в школе медаль за орфографию не дали что ли?)) Так и я Вам ее не дам :laugh:
Ваня, "двоежЁнство" - через "Ё пишется.
Наташа, при перелётах по России таможню не проходят, можно написать просто - паспортный контроль. Дети любят своих родителей и часто не отделяют маму от папы, для них они единый организм, и разбиваются очень сильно иллюзии когда разбиваются браки, ребёнок мгновенно понимает, что нет ничего единого больше, большая травма для 13 лет. Наташа, всегда больно читать про детей.
Трогательно. Испытываю дополнительные переживания за внука (ему в апреле будет 9),родители месяц,как развелись. У дочери всё хорошо сложилось,а внуку,наблюдаю, непросто.
Наташ, если, прочитав произведение, затем снова возвращаешься к нему, и не единожды... Если и после этого оно не отпускает окончательно... Значит, произведение состоялось, получилось. СПАСИБО тебе! С Теплом, Андрей.
Андрей, спасибо. я-то побаиваюсь возвращаться. с теплом, Н.
В моей жизни отца не было..но горько до слез... На одном дыхании... Какая, ты умница,Наташа!
спасибо, Наташа! Твои рассказы - энциклопедия человеческих отношений, сложных, запутанных, порой их невозможно объяснить, и все они кого-нибудь ранят. По сути каждый старается жить так чтобы ему самому было хорошо, а это неизбежно приводит к тому, что близкие люди становятся чужими и невероятно страдают.
Ваша проза,как современные стихи Алексанта - хорошо,душевно,но режут дОкрови.Спасибо