Перейти к основному содержанию
ДЕЖА ВЮ...
Это ироничное замечание, сделанное экспрезидентом Грузии М.Саакашвили по поводу вторжения российской армии в Крым, стало крылатой фразой. То, что происходит сегодня на Украине, это очередная акция агрессии в отношении суверенного государства с использованием не раз успешно испытанной карты изобретённого самой же Россией «национального вопроса», осуществляемая при активном участии 5-ой колонны, готовой броситься в бой по первому же зову исторической родины. Как известно, освобождённые от местного населения в 1944 г. территории Карачая, Балкарии, Крыма и других республик заселялись свезёнными сюда из неурожайных областей СССР этническими русскими и представителями других национальностей. Однако, как это имело место в Чечено-Ингушетии, претензии на роль единоличных собственников здешних земель, выдвигали исключительно русские переселенцы. Они, ошалевшие от щедрого изобилия местной природы, завладевшие жильём и имуществом изгнанных из своих домов людей, в отличие от украинцев, евреев, аварцев, осетин и представителей других национальностей, переселившихся вместе с ними, очень быстро свыкались с мыслью, что они и есть настоящие хозяева этой земли. И когда, после восстановления Чечено-Ингушетии, народ стал возвращаться на родину, они воспротивились этому самым решительным образом. Хотя вопрос о возврате жилья и имущества перед ними и не ставился, их не устраивало будущее соседство с теми, на несчастье которых они построили своё благополучие. Речь здесь идёт не о русских вообще, а именно о переселенцах, то есть пришлых, так как местные русские в данных акциях протеста участия принципиально не принимали и даже осуждали бунтовщиков-варягов. И было немало случаев, когда именно местные русские вступались за оставшееся без присмотра соседское добро после выселения чеченцев и ингушей. Примеров благородства, проявленного по отношению к имуществу изгнанников со стороны представителей различных национальных групп было немало, но была среди этих групп одна, представители которой – все без исключения – проявили человеческое достоинство, не польстившись на чужое, а то, что было доверено им на хранение, свято хранили в течение долгих лет. Эти люди, о которых старики по сей день с благодарным уважением рассказывают детям, как об образце чести и бескорыстия, были грозненскими евреями. Настоятель иудейской общины Грозного Давид Моисеевич Хазан вспоминал в 1992 г.: «Все мы хорошо помним, как выселяли чеченцев в 1944 г. Как плакал весь наш маленький народ, тысячелетняя история которого полна погромов и выселений. Из дома в дом был передан наказ нашего рабби (священностужителя) о том, чтобы никто не смел прикоснуться к имуществу, оставшемуся от вайнахов (самоназвание чеченцев и ингушей – прим.автора), чтобы никто не вселялся в опустевшие дома». («Из культурного наследия кавказских евреев», Грозный, 1992, с.7) А местные русские, что не поступились принципами человечности тогда, оставались верными себе и позже, разделяя участь чеченского народа и погибая вместе с ним под российскими бомбами и артиллерийским огнём в обе российские интервенции. Первые репатрианты, возвращавшиеся в восстановленную Чечено-Ингушетию, - а это были участники II-ой мировой войны, писатели, специалисты, студенты, то есть люди, на которых распространялась привилегия на первоочередное право возвращения, рассчитанного на 4 года,- были встречены вооружённым восстанием со стороны русских переселенцев. Сооружались баррикады. Организовывалить массовые митинги с требованием отмены Указа Президиума Верховного Совета СССР о реабилитации и повторного выселения уже вернувшихся. Имели место поджоги и убийства; был совершён вооружённый захват здания Совета Министров Чечено-Ингушской республики, на освобождение которого были брошены милицейские отряды, КГБ, а также воинские подразделения грозненских гарнизонов. Были созданы отряды самообороны, состоявшие из комсомольско-молодёжного актива и студентов грозненских вузов. Мятеж был подавлен. Так что, действительно, дежа вю... Всё это уже не раз было и продолжает происходить по многократно отработанному сценарию. Отторжение Крыма тоже произошло при активном участии пришлых, заселивших этот полуостров после выселения в 1944-ом татар, болгар, армян, греков и др. Интересов русскоязычного населения Украины никто не ущемлял, но живущими в нём великодержавными амбициями легко воспользовались кремлёвские поджигатели. И не только. Достаточно посмотреть на откровенно подстрекательские призывы «Так держать!» бывшего президента СССР М.Горбачёва, решительно выступающего в поддержку коллеги Путина, с политикой которого у него до недавнего времени имелись принципиальные расхождения. Высказываясь по поводу аннексии Крыма, Горбачёв, со свойственным ему косноязычием, заявил, что останавливаться на достигнутом нельзя ни в коем случае. «Пускай люди сами решают и обсуждают. У них перед глазами есть пример...» «Народу Крыма надо ответственно и умело распорядиться добытым счастьем. Я считаю, что это событие счастливое и его надо так воспринимать... Крым высказался за желание быть с Россией. А значит это счастье.» Вопрос лишь в том, почему же подобным счастьем не воспользовался сам Михаил Сергеевич, предпочёвший Отечеству, где он был не просто рядовым гражданином, а первым президентом крупной державы, чужую страну? Причём, в отличие от многих политических эмигрантов, вынужденных спасаться на чужбине, у него такой необходимости не было. Напротив. Были огромные пожизненные привилегии с индивидуальным медицинским и социальным обслуживанием и круглосуточной охраной. Вот они, великодержавные амбиции, которых не выбить ни болезнями, ни старостью. Да и с логикой не совсем складно получается. Страны, которую он сам же и развалил, давно уже нет. А он, задним числом, собирается, видимо, восстанавливать утраченное путём захвата чужих стран. Другими словами, призывает к воссозданию того, что сам с таким же энтузиазмом и уничтожил. Что общего в нашей истории с событиями на Украине? У чеченцев, в 1991 г. была площадь Свободы; у украинцев, в 2014, был Майдан. И в Чечении, и на Украине народ выражал мирный протест против коррумпированной антинародной власти. И у вдруг возникшей чеченской «оппозиции», и у украинской «самообороны» появилось, как по мановению волшебной палочки, российское оружие. Правда, непонятно, от кого обороняется эта «самооборона». На них же никто не нападает. Напротив. Нападают они, захватывая здания государственных учреждений в городах Украины. Аналогичным было противодействие со стороны правительства и его силовых структур, которые не торопились расставаться с властью. Были ярлыки «бандиты» и «террористы» в адрес чеченских патриотов, целью которых было восстановление собственного независимого государства. «Бандитами» и «бандеровцами» называют сегодня и украинцев, желающих интегрироваться в Европейское пространство. Была попытка захвата органов власти чеченской «оппозицией», при поддержке вторгшейся на чеченскую территорию многочисленной российской бронетехники, которая была наголову разбита в ходе двухчасового боя. В тот же день весь мир увидел обугленные останки танков, догоравших перед зданием Президентского дворца чеченской столицы. И «человечки», которые были пусть и не совсем зелёными, а одетыми во вполне узнаваемую экипировку российского спецназа, вооружёнными автоматами Калашникова и другим огнестрельным оружием, нарушали государственную границу и Чеченской республики, вторгаясь в её пределы задолго до начала 1-ой русско-чеченской войны. На один такой отряд спецназовцев натолкнулся как-то сам Джохар Дудаев, осуществлявший обход приграничных участков. После короткой команды чеченского президента его личная охрана в считанные минуты разоружила непрошенных гостей. Этот инцидент имел продолжение, когда командование, в чьё подчинение входили эти военнослужащие, стало настаивать на возврате отнятого у них оружия. На что чеченская сторона отвечала, что это – трофей. «Скажите спасибо за то, что самих отпустили». Подобные вооружённые отряды и группы обнаруживались на территории Чечении и после подписания Мирного Договора между президентами ЧРИ А.Масхадовым и президентом России Б.Ельциным в 1997 г. С одной такой диверсионной группой имел боевое столкновение и отряд Ш.Басаева, случайно натолкнувшийся на неё в горах. Эти прецеденты не оставляли места для иллюзий относительно того, что Россия станет соблюдать правила Договора о Мире. А вот чего не было у чеченцев, так это такого количества бронетехники, которая раскатывает по Украине неизвестно куда и зачем . Что касается использования женщин и детей в качестве живого щита, то этот метод, регулярно использовавшийся российской армией против чеченского народа имеет многовековую традицию. Но казалось бы пора отказаться от подобных варварских способов в вооружённом противостоянии, которые изжили себя в силу своей безнравственности. Однако к этому неджентельменскому методу призывает своих верноподданных сам российский президент В.Путин, озвучивший данную инструкцию на пресс-конференции 4 марта 2014 г.: «Пускай попробует кто-то из числа военнослужащих (украинских) стрелять в своих людей, за которыми будет стоять СЗАДИ, не СПЕРЕДИ, а СЗАДИ, (российский спецназ). Пускай попробуют стрелять в женщин и детей». А чеченцам даже пленных российских военнослужащих использовать в качестве щита при выходе из Грозного 29 января 2000 г. не позволила совесть. Единственным путём выхода из окружения для бойцов Чеченского Сопротивления оставалось минное поле. Когда один из бойцов предложил пустить вперёд российских военнопленных и продвигаться по их трупам, чеченские командиры безоговорочно отвергли такой план, как недостойный. А Лечи Дудаев, племянник президента, добавил: «Да это ведь стыд перед Богом!». Первым ступил на минное поле командующий операцией Ш.Басаев. «Если подорвусь, идите дальше. И так до конца», - проинструктировал он, и уже через минуту прозвучал взрыв. Шамиль потерял ногу. Так, в тот день на минном поле погибло 27 бойцов Чеченского Сопротивления, не считая раненых и покалеченных. Погибли командиры Л.Дудаев, Х.Исрапилов, А.Исмаилов. Вынужденные на протяжении всей своей истории постоянно отражать нападения иноземных захватчиков, чеченцы, с самого раннего детства, впитывали в себя воинский дух и учились мастерству боя. Но благородства не теряли даже по отношению к врагу. Им бы со своим гуманизмом вернуться в средневековье, где исход поединка при равном вооружении зависел от мужества, силы и ловкости воина. К сожалению, сегодня, в мире, где царят войны без правил и можно убивать безоружных людей, используя оружие массового уничтожения, их рыцарство выглядит устаревшим и неуместным... В Чечении веками лилась кровь наших славных предков, которых никто не сумел поставить на колени. В тщетности подобных попыток признавался в своём рапорте от 12 февраля 1819 г. Александру I-му известный покоритель Кавказа генерал Ермолов, не знавшего себе равных в жестокости. «Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся, как чеченцы, на земле не существует, и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение». Замирить, в силу объективных обстоятельств, какую-то часть небольшого народа, численность которого редко превышала 1 миллион, может, и возможно, но выбить из него дух свободы не под силу никому. Так что наказ Ермолова не утратил своей злободневности. Да и украинцев, державших в течение 3-х месяцев Майдан и не отступивших ни перед холодом, ни перед огнём «беркутовцев», малодушными не назовёшь. Руководство России, которое с заботливым участием отнеслось к волеизъявлению своих соплеменников в Украинском Крыму, выглядит не очень убедительно, учитывая его реакцию на объявление независимости чеченской республикой Ичкерия, воссозданной в результате волеизъявления большинства народа, у которого несравнимо больше оснований для самостоятельного существования, чем у являющегося частью Украины Крыма. То самое право на самоопределение, которое было пожаловано крымчанам, у чеченцев было отнято. При этом была варварски уничтожена третья часть народа и его законно избранные президенты. Причём, по старой недоброй традиции, целенаправленному уничтожению подверглась лучшая часть нации, преданная своему народу и идеям независимости. Любая война – это страдания и смерть. Но никому не дано избежать того, что предначертано судьбой. Человек смертен. Пророк Мохаммед (А.С.) сказал когда-то: «Страх ведёт к бесчестию , а трусость не спасёт человека от его судьбы» . А султан Явуз Селим говорил: «Мужество ведёт человека к победе, нерешительность – к опасности, а трусость – к гибели». Давно, может, лет 10 назад, мне бросился в глаза заголовок одной статьи: «Где ты, украинский Джохар Дудаев?» Это к вопросу о роли личности в истории. От лидеров часто зависят судьбы стран и народов, на которые они могут влиять позитивно или негативно. И у любого народа есть право на выбор своего лидера. Если, конечно, это право действительно предоставляется, а не инсценируется. 20.04.2014