Перейти к основному содержанию
Лицом к лицу. ("Записки охотника" Тургенева)
Лицом к лицу - лица не увидать. Большое видится на расстоянии. М.Ю. Лермонтов. -1- С момента выхода в свет в 1885 году и по сей день на «Записки охотника» смотрят, как на проповедь освобождения от крепостного права. Так ли это? Лишь отчасти. Если на картине есть красные тона то, это не значит, что нет других красок и оттенков, перспективы и скрытых планов. Но решение литературных вопросов упирается в мнения мэтров и часто не знает компромиссов. Догматы вековой давности повторяются из страха не сдать экзамен, не защитить степень. Поэтому всё меньше и меньше желающих по доброй воле перечитывать русских классиков 19 века. Но это не значит, что наша культура невостребована. Японцы, например, в восторге от Тургенева. Мураками называет его среди своих учителей. Необременённые выискиванием антикрепостнических тенденций, японские переводчики увидели в рассказе «Свидание» пронзительную боль неразделённой любви, любви, сопряжённой с миром полей, берёзовых рощ, чистых озёр… Они сберегли все детали описаний природы, уловив связь богатых чувств героини с вольной красотой России. И каким ничтожным выглядит возлюбленный-зазнавшийся камердинер, считающий себя человеком высшего сорта. -2- Рассказ «Смерть Чертопханова» поднимает змеящийся клубок неразрешимых национальных вопросов. Разорившейся, но честолюбивый помещик Чертопханов спасает от самосуда Мошеля Лейбу. Спасает в одиночку, исполосовав в ярости нагайкой озверевшую толпу. Недовольные мужики не посмели противиться барину. Здесь крепостное право встаёт на защиту закона. Крестьяне ещё приучены слушаться. И хорошо! Невинный, которого хотели убить только за то, что он - «жид Христа распял!» остаётся в живых. Образы собирательны, ёмки. Лейба не так прост и унижен, как может показаться. Он в чужой и враждебной стране далеко не беден и дарит своему спасителю великолепного скакуна. Чертопханов в восторге, но смущён: « подарок от жида!», « и обнял бы его, и побил». В конце рассказа уже Лайба занимает ведущее место, он стоит перед выбором, но всё же идёт на похороны Чертопханова. Его Закон не запрещает ему это: Закон 73. Считается большим грехом подарить что-нибудь акуму (христианину) Талмуд Абода зара 20 Тем не менее, ради мира бедным среди акумов дозволено подавать милостыню, навещать их больных, отдавать покойникам последний долг… Дабы акумы подумали, что евреи им друзья. Иоре де, а 151,11 Но важно, что кроме Лейбы, да верного слуги Чертопханова больше никто не провожает. Следовательно, Мошель пришёл не ради позы, а искренне выражая участие, на самом деле скорбя о сумасбродном, но благородном Чертопханове. Это высвобождение в героях объединяющего их глубинного братского начала не было понято и принято критикой. «Это дерзость недозволенная»,- писал Аннеков. Но Тургенев проявил твёрдость и оставил рассказ в сборнике. -3- «Бежин луг», «Касьян с Кривой Мечи» и «Живые Мощи» смыкаются с Таинственными повестями («Сон», «Песнь Торжествующей любви», «Клара Милич»). Последние найти не так-то просто. Они не вошли даже в 11-томное СС, а есть только в 14-томном. Почему? Их художественные достоинства несомненны. Мопассан ставил Таинственные повести значительно выше произведений Э. По, Гофмана и своих собственных: «Никто лучше великого русского писателя не умел пробудить в душе трепет перед неведомым, показать в причудливом таинственном рассказе целый мир пугающих непонятных образов»…. Причина сокрытия от читателя проста: они знакомят с другим Тургеневым- мыслителем, мистиком, идущим путем духовного поиска. «Бежин луг» помимо чёткого реалистического плана имеет и глубоко философский подтекст. Блужданья автора, безысходность, ночь, бездна, готовая поглотить, спасенье… Как это перекликается с «Природой» Гёте, которую Тургенев любил и часто цитировал: «природа проводит бездны между существами… она всё разъединяет, чтобы соединить… её венец- любовь…только через любовь к ней можно приблизиться». Блуждания охотника можно трактовать и, как притчу о мечущейся душе… Разговоры мальчиков у костра заставляют забыть о привычном. Потусторонний мир становится едва ли не осязаемым: история следует за историей. Всеми овладевает страх перед неизведанным… Естественно в компании должен быть скептик. Это сильный и «глядящий умно и прямо» мальчик Павлуша. Его тонкая ирония, прагматичные объяснения разряжают обстановку. Но ведь именно ему слышится голос утопленника, и Павлуша предчувствует беду: «плохо дело». Рассказ заканчивается трагичной гибелью Павлуши. То же неведомый голос, позвавший Лукерью («Живые мощи») вмиг меняет её судьбу. Она оступилась, упала и стала сохнуть. Неподвижная, тихая лежит бывшая певунья-красавица у родственников. Лежит, находясь как бы в двух мирах: она вполне адекватно оценивает окружающее и видит особые, пророческие сны. Сон осмысляется Тургеневым не просто, как физиологическая потребность. Сон может открывать будущее, обнажать правду… Об этом рассказ «Сон», где между кроткой, доброй матерью и сыном странные отношения. Она смотрит на него с ужасом, избегает, хоть и выполняет свой родительский долг… Объяснение приходит к сыну из сна, где он видит своего подлинного отца- насильника, превратившего в жертву не только мать, но и его… Сын понимает причину собственных приступов жесткости, с которыми он боролся. Мать и сын находятся во власти неких злых сил, которые не могут одолеть. Фигура слуги злодея из «Сна» переходит « В Песнь Торжествующей любви», где, получает неожиданное развитие и мощь. Девушка Валерия из двух друзей выбирает Фабия, Муций покорно уезжает на Восток. Через некоторое время он возвращается со слугой-иноземцем, который молчит, но буквально источает ненависть… Благодаря тайным знаниям Муций по ночам превращает Валерию в безвольную куклу. Чистая и незаурядная женщина оказывается полностью беззащитной перед страстью Муция. Но она просит помощи у мужа, и Фабий, узнав правду, убивает бывшего друга. Конец состоит из загадок: Валерия и Фабий снова обрели покой, но она наконец-то беременна(от кого?). Слуга же оживляет усопшего, только не станет ли теперь Муций его рабом? В мире нет прямых ответов. Невозможно найти неизменный идеал, красоту и гармонию. Юная Клара («Клара Милич») верила в совершенство без Бога, но естественно не нашла его. «Не могу жить, как хочу, так и не надо…»- решает она, получив отказ от Аратова, и лишает себя жизни. Но Аратов начинает видеть её, ощущать, общаться. Он влюбляется в призрак Клары и погибает от нервной горячки. Тургенев размышляет о мире духовном, о назначении человека, о его возможностях и силах, окружающих его… Из всех «таинственных рассказов» самый благополучный «Касьян с Кривой Мечи». «Человек Божий»- Касьян свободен, потому что не привязан к мирскому и суетному, страсти не владеют им, ум его не искушён сомненьями, он счастлив, уже от того, что может созерцать нерукотворную красоту. Он независим: отстаивая ценности высшего порядка, Касьян укоряет барина, как равного… Касьян спокоен и смел, его невозможно принудить к чему-либо. Но сердце его откликается на чужую беду; и по любви, по доброй воле Касьян, маленький, невзрачный внешне, способен творить чудеса. -4- «Одна религия может победить страх»,- писал Тургенев, - «но сама религия должна стать естественной потребностью в человеке. А у кого её нет- тому остаётся с легкомыслием или стоицизмом (в сущности, это всё равно) отворачивать глаза.» (И. Тургенев П.СС 4,312) Рассказы Тургенева полны обострённым поиском смысла бытия. Автор, переосмысливая, пропускает сквозь себя законы, часто незримые, но действующие и карающие. Мысли писателя часто полемичны, он сам и не пытается разрешить множество загадок существования человека и мира, но его блуждания искупаются искренностью, надеждой на спасение, жаждой любви… «Философствуй мне о мире или о мирах, о материи, о душе, о словесных природах добрых и злых, о воскресении, суде, воздаянии, Христовых страстях. Об этом задумываться небесполезно и погрешать безопасно»,- писал Св. Григорий Богослов. (беседа 27) 10 PG3625 А Наш классик действительно писал о свободе - только о свободе, прежде всего внутренней, созидающей душу и ведущей от помрачения к свету, от небытия к человеку вечному.
Интересная статья. :wink4: Только не могу согласиться с тем, что в литературоведении обходят философские проблемы в творчестве Тургенева – это не так (в всяком случае в нашем вузе не обходили :bigwink: ). Да и интерес к русской классике от мнения мэтров не зависит. На то они и великие произведения, что каждый МЫСЛЯЩИЙ читатель видит свое, не заглядывая поминутно в исследовательские работы или, во всяком случае, не соглашаясь бездумно со всем написанным.
Спасибо большое, за отзыв. Может быть, сейчас преподаватели более лояльны. Я училась в 90-х, все были помешаны на принадлежности к тем или иным идеям...19 век мне пришлось отвечать так, как хотела доцент. Про крепостное право, про мужиков и т.д. Но мой Тургенев был совсем другой... :biggrin2:
Про народ да про крепостное право у нас тоже бывало. Цитата из исследования по «Запискам охотника»: «Тургенев подошел к народу с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил» (фамилию автора не помню, а рыться в старых конспектах лень) :biggrin2: "Но мой Тургенев был совсем другой..." Он очень разный. Сейчас, например, читаю «Дым». Сколько ядовитой иронии! :happy3: