Перейти к основному содержанию
Здравствуй Суздаль, вот и я
Суздаль – чудное творение земли русской. Город-музей, город-сказка, город-история. Приезжаешь в дивный Суздаль, тут же приоткрывается таинственная дверь, и как будто бы сразу попадаешь в другой мир, в другое измерение со своими законами, где непременно преобладают собственные заковыристые жизненные условия и непривычные для нас приоритеты. Я не буду повторятся и описывать достопримечательности удивительного места. Лишь, только может чуть-чуть, упоённый красотой и утонувший в истории, местной и своей собственной, как автор покажу волнующие меня настоящие мысли и честные переживания.
Уж поверьте, господа и сотоварищи, здесь, как нигде в другом месте, царит доброжелательная атмосфера, пропитанная духовностью и возвышенностью. Но, с другой стороны, в прямом смысле слова, навязывается непрошено вездесущая и наглая коммерция – грустная реальность Суздаля. Поэтому город вызывает во мне довольно-таки противоречивые чувства, которые ну никак, не отбросить и не замолчать потому, что слишком уж много в нём всего намешано. Есть Суздаль величавый и простой, колоритный и обожаемый, полный настоящего очарования и моей гордости за свою страну. А есть Суздаль грязно бизнесменский, бандитский, с плохим сервисом и толпами народа, которых раскручивают по полной программе и даже все действующие церкви с головой погрязли в вонючем коммерческом болоте.
Итак, начну с того, что проходя по местам, где снимались знаменитые фильмы Бондарчука и иностранных кинокомпаний, например, про Петра 1, я остановился возле дома Бальзаминовых. Ничего не изменилось с тех пор. Лишь два дерева выросло, но так и, кажется, что вот-вот откроется калитка в воротах и выйдет мой обожаемый Георгий Вицин в шляпе с тросточкой из любимого фильма и начнёт рассказывать о своих вещих снах. Минут за пять пробежала в голове чудная комедия, и я… задумался.
Ведь как давно и так недавно всё это было… Вспомнил о том, что впервые я попал в Суздаль ещё пацаном в составе мальчишеской футбольной команды, которая заняла первое место в городских соревнований и получила приз – экскурсию. Мы обычно играли в китайских кедах и трико, а тут… настоящие гетры с защитными вставками, бутсы, которыми запросто, при неумелом обращении можно было нанести болезненные травмы. И наконец, настоящие футбольные трусы и майка с влекущим, незабываемым футбольным номером 22. Мне ещё тогда показался странным этот номер, потому что жил в двадцать втором доме. И удивительно, ведь числа кратные одиннадцати преследуют меня всю жизнь по настоящее время. Ох уж это итоговое соревнование! Лето было дождливое, и в центре поля стояла большущая лужа, по которой, ваш покорный слуга, носился стремглав туда и обратно с великим упоением, больше всего для зрителей, заполнивших трибуны, чем для игры. Но, в конце концов, именно тот мяч, который был мной буквально выкорчеван из этой злосчастной лужи, как раз и оказался решающим для нашей победы. Увы, не суждено мне было стать футболистом потому, что однажды увидел объявление о наборе в цирк мальчиков с десяти до двенадцати лет. Через месяц я уже стоял на лестнице и жонглировал тремя яблоками, как знаменитый Олег Попов, в процессе надкусывая одно из них. Всё, понесло-поехало в другую степь, но ведь эти дорогие воспоминания, меня настигли в неподходящий момент именно в городе Суздале.
С того времени я навсегда запомнил синие купола с золотыми звёздами, бревенчатый дубовый дом, сохранившийся с двенадцатого века и сообщение экскурсовода о том, что в Суздале имеется сорок церквей. В настоящее время их пятьдесят три. Свезли со всей округи, начиная с начала восьмидесятых годов, когда организовали знаменитое Золотое кольцо. А ещё, помню, как всю обратную дорогу пели в автобусе песню:
- Там где пехота не пройдёт
и бронепоезд не промчится,
турист на пу, на пу, на пузе проползёт…
И ничего с ним не случится.
Хоть родился и вырос я в шестидесяти километрах от Суздаля, но второй раз побывал здесь лишь в диких, бандитских девяностых. Считалось престижным делом, заглянуть на пару дней в столь знаменитый край. Великое дело: отдохнуть от суеты, заключающейся в быстром добывании денег и оставить немереное количество легкого бабла на медовуху с проститутками. За одну половину девяносто третьего года я заработал столько же денег, сколько мама с папой за всю свою жизнь… прошедшую и оставшуюся. Но, когда спросил, мол, сколько стоит ряженная монашкой девушка? Так и то показалось - слишком дорого. За воротами монастыря такой товар можно было приобрести в десять раз дешевле. На территории, окружённой крепостными стенами ушлые предприниматели, под крышеванием знаменитой Гусь-Хрустальной преступной группировки, обустроили красивые, выполненные с особым очарованием, рубленные домики. В них же и квартировали иностранцев, привезённых из недалёкой Москвы. Любой каприз за вашу валюту – был девизом древнего города Суздаля. Почему был? Есть, скорее всего, и сейчас. Но тогда-то я знал на собственном опыте, а теперь только по догадкам. Совсем недавно, в очередной раз, примкнув к группе туристов из Китая, я спросил у экскурсовода, мол, для чего сегодня предназначены эти домики, не монашки ль там живут? Мне ответили, что это гостевые домики, а монашки живут, где и прежде… в общежитии, сложенном ещё из совдеповского силикатного кирпича. Ну, вот вам и ответ - гостевые домики на территории монастыря. Конечно, наглых рож в малиновых пиджаках и на крутых иномарках теперь не узнать. Да они и не выпячиваются. Но я их, безусловно различаю, распознаю, так сказать, среди всех остальных присутствующих граждан. Никуда не делись, чуть скромнее себя ведут, правда, на людях, а суть… она и в Африке суть.
Я обязательно подробней расскажу про этих животных. Тех самых, которых даже выше любой крыши повидал на своём жизненном пути. А рассказать есть много чего, но не сегодня. Лишь только ещё раз заострю внимание на том, что никогда и ни за что не надо верить рассказам, фильмам и книгам о благородных разбойниках, честных ворах, удивительных людях, противопоставивших себя государственной системе, и производящих грабежи на идейной основе. Не верьте, пожалуйста. Потому, что все они, даже самые-самые удивительные Робин Гуды – настоящие мрази, сволочи и подонки. Исключение здесь может быть только в том случае, если бывший приблатнёный сам искренне осознал все свои противоправные действия против граждан, и нет крови людской на руках. При последнем варианте – нет прощения!
Ох, уж эти думки мои, передумки… Вот уже, незаметно для себя приблизился к знаменитой торговой площади, где сердечко мое обдало новыми неблагоприятными ветрами с негативными наполнителями. А всё потому, что количество сувенирных палаток в Суздале не поддаётся никакому разумному объяснению. Великая историческая Торговая площадь так заставлена столами с однотипными сувенирными побрякушками, что старинного здания Торговых рядов не видать. И только приглядевшись, начинаешь осознавать их былое величие и историческое главенство над всей этой мышиной вознёй, предназначенной для очередного набивания карманов паршивыми и неуместными рублями. Да, мы любим несуетный, милый и уютный Суздаль, а не торгово-криминально-туристическую Мекку. Но надо очень постараться, чтобы в этой Мекке почувствовать Суздаль, проникнуться им всем своим искренним сердцем и неподдельной добротой.
Хочу привести один маленький пример, когда вдруг захотел купить колокольчик на память. Такой красивенький и звонкий, не то, что эти все магнитики. Не подумайте плохого – я, как большинство туристов, люблю сувениры. Но очень удивился при входе в музей под открытым небом стоимости одного колокольчика – 750 рублей, а на выходе, через каких-то полдня – 150 рублей. Во, блин горелый, это вам ни какие-то там хухры-мухры, а менеджмент в лучшем его проявлении. Высший пилотаж, так сказать. Ебъегорь ближнего, догони и облапошь дальнего – главный закон современного рынка, да и нашего государства в целом, по ходу дела.
Но, давайте пройдём от Торговых рядов по Кремлёвской улице к кремлю. Все тротуары заставлены всё теми же однотипными палатками, всё с тем же товаром, по тем же жульническим ценам. Вот тётка - торгашка жирная стоит… Простыни льняные и скатерти на прилавке. Нет, я люблю людей… и худых и полных, но она так мне в душу запала со своей вульгарностью свинячьей, что скребёт по сердцу даже при воспоминании. Мне сразу представилась торговка с Одесского Привоза из книги «Белеет парус одинокий», которую читал в школьные годы.
- КАмбала, кАмбала! – Орала та.
- Лён, лен, русский лён! – Хрипит противным голоском и эта.
И не только хрипит, пытается схватить за руку, навязать, чуть ли, не насильно всунуть завалявшийся товар, который в другой, жилой половине города, стоит в два раза дешевле. Я стою, рассматриваю за соседним столиком деревянные тарелки, а она творит беспредельщину. Схватила за руку, проходившую мимо девушку, а та с группой шла. Я только потом узнал, что они из Америки и даже познакомился, а пока…
- Ну, давайте, посмотрю… - сказала девушка, как выяснилось, единственная знавшая русский язык.
Камбала, так прозвал я тётку про себя, немедленно подняла вверх одну из упаковок, как бы показывая всей округе товар и… молча стала её вскрывать. Разложила на столе и такое начала впаривать, словно этим полутораметровым полотенцем можно целый дом укрыть и сносу не будет льняному лоскутку веки вечные до самой до бесконечности. Девушка на английском языке посоветовалась со своими попутчиками и все хором покачали иностранными головами, что и означало – нет, никогда и не за какие коврижки. Братцы, господа мои хорошие, что тут началось…
- Вы из какой деревни припёрлись, нехристи? – Запричитала и распоясалась наухнарь Камбала. – Начали брать, так берите!
- Мы и не собирались ведь, - пыталась оправдываться девушка. – Вы же сами напросились показать…
- Да что ж такое деется-то, люди добрые... Я, как дурра упаковку распечатала, а они и брать не собирались!
- И н-не думали, и не х-хотели, - стала заикаться покупательница, а иностранцы недоумённо посмотрели друг на друга.
- А мне что делать по вашему?
- От-ткуда мы знаем, что в-в-вам делать. Нам и размер не подходит и стоимость.
- И чё? И чё?
- М-может другой т-тогда посмотреть?
- На, смотри… Сама распечатывай… И этот заберёшь впридачу. Мне что, по-твоему… выкинуть прям здесь, вот сюда на эту землю из-за вас таких… Понаехали!
Растерялась девушка… Шибко, вижу, растерялась, даже кошелёк, по-моему, полезла доставать под душераздирающим напором колдовским.
- Ты чё, разухарилась, камбалА? – Не выдержала душа, вашего покорного слуги.
- А тебе чего? Мне что, по-твоему, выбросить?
- Выбрось, бля..на! И рот поганый закрой!
И попробуй, кто скажи, что матом ругаться нехорошо потому, что мата моего было предостаточно. Зато почти в один момент наступила гробовая тишина и уже никто ни от кого ничего не требовал.
Я уже не раз в своих заметках сравнивал города и веси по культурности обслуживания туристов. Например, на первом месте всегда был и остаётся Питер. Новгород туда же можно отнести. А вот Москва и тот же Суздаль… осадок вызывают и, от этого неблагоприятного момента наступает некое отторжение и пустота от противоречивости восприятия духовного наследия нашего. В Питере и в Новгороде я ни разу не видел, как туристов чуть ли не насильно «приглашают» фотографироваться ряженые цари и различные персонажи русской истории. Здесь – это в порядке вещей. Сам наблюдал, как выхватили из толпы китайца, нацепили царскую корону, и тот, как не сопротивлялся, но пришлось сфотографироваться в ней. Японцы с Корейцами более степенны, а уж Китайцы что вытворяют, они, словно детишки малые. Любого из них затащи без спросу в повозку конную и тот будет ржать с великим наслаждением от души вместе с конями, попутно бабло отслюнявливая. Лошадями с повозками заставлено всё и извозчики напористо пристают правдами и неправдами со своим катанием, чтобы срубить за пятьсот метров тысячу рублей с человека.
Аххх… Ну их на фиг всех, вот и моя отдушина. Стою на крепостном валу, которому, по самым скромным подсчётам – тысяча лет. Ведь на этот вал вступала нога и Владимира Мономаха и Юрия Долгорукова. Этот вал стоял задолго до татаро-монгольского нашествия. Смотришь свысока, эх, прям так и хочется спустится к речке Каменке и посмотреть – стоят ли до сих пор колья острые, вмонтированные в дно, чтобы её не только вплавь, но и вброд перейти было нельзя вражинам неподобным. Тут же мысли разные в голову идут, направленные на то, что иностранцы приезжают сюда, дабы узнать, какой была когда-то Россия. Но, русскому сюда приехать – это всколыхнуть свои корни собственные потому, как нет-нет, да защемит что-то внутри, будто вспомнится, будто набежит и навеется, глядючи на картины этакие. А потому ещё больнее становится и жальче за город, который доят все, кому не лень.
Слои археологии Суздаля и находки свидетельствуют, что старейшее славянское поселение на этом месте было основано земледельцами, пришедшими из Новгородских земель. Я приехал с великого черноземья и меня на повал убил тот факт, что Суздальское Ополье – уникальное природное явление. Ведь, именно здесь, по чьей-то непонятной воле образовалось несколько сот квадратных километров чистейшего чернозёма. Даже учёные затрудняются пока дать на этот феномен ответ. Суздаль – один из самых поэтичных городов Владимирской области. Его не спутаешь ни с каким другим городом. Здесь настолько всё характерно практически у каждого дома, что есть своя особенная история и есть своя собственная аура. В последнее время всё более солидное научное обоснование получает теория, по которой название города происходит от старославянского глагола «Создати». Старейшее его значение – «Лепить из глины». И действительно, именно на территории Суздаля найдены древнейшие на Руси печи для обжига глины.
Я вот к чему про печи-то заговорил… фамилия, наверное, с ними, с печами, тесно связана. Дед рассказывал, что слышал от своего деда, будто бы предки всю жизнь кузнецами были по материнской линии. А значит откуда им взяться, как не из Новгорода. Барыня Сидикова, купила прапрадеда моего, когда того на Дону выловили и закрепостили кузнецом. В Суздальских лесах он и жил в селе Сидиково, откуда матушка моя произошла. А другой дед про печников рассказывал, что по отцовой линии… Но, тут история более запутана потому, что он мне место могилы бывшей показал, где Магач лежит, прапрапрадед мой. Кличка такая была у него… - людей на дорогах грабил. Был самым настоящим разбойником. Причём тут Печников? Спросите вы. В ту пору печниками не только людей называли, которые печи делали, но и разбойников тоже.
В Повести древних лет название города упоминается в 1024 году под именем Суждаль. Здесь сохранилось настолько много различных памятников старины, свидетельств о различных исторических событиях, архитектурных памятников, что для того, чтобы всё как следует осмотреть и объехать, может потребоваться не один день. Можно целый день гулять по музею деревянного зодчества, где в натуральную величину воспроизведены деревянные церкви, избы, ветряные мельницы, колодцы. Все они были привезены из различных деревушек области и отреставрированы сотрудниками музея, чтобы показывать нам за деньги. Общий билет – четыреста рубликов. Рядом друг с другом четыре монастыря, а нас четыре человека и с каждого по четыре сотни из моего кармана. Не сложно подсчитать. Поэтому я не стал брать абонемент, а просто взял за сто рублей билет, по которому можно просто гулять на исторической территории не заходя в помещении. Билетерша долго меня уговаривала, но я настоял на своём и получил, чуть ли не в морду свои четыре дешёвых билета от обиженной гражданки славного города Суздаля.
Плевать я на неё хотел, но судари и сударыни… я не хотел плевать на действующие храмы. А там – обычные свечки, которые по пять рублей, почему-то по двенадцать. Поразил также побор на отпевание. Если ты хочешь, можешь составить список родственников, и за тысячу рублей монашки будут здравых славить, а мёртвых поминать в течение целого месяца. Я не поленился и подсчитал, что просто физически невозможно упомянуть всех записанных от такого количества народа, заплативших бабки за честный отъём денег у населения. Даже батальону монашек не хватило бы времени, стоя на коленях целые сутки напролёт прочитать целую библиотеку. Такого даже Остапу бы не приснилось. Но это моё личное мнение с видением, как и то, что даже библия почему-то в храме Суздальском стоит в два раза дороже, чем в обычном магазине. Ладно, хоть за вход в храм не берут денег, как на территорию музеев. Поэтому побывать в суздальском кремле, главном его соборе, услышать ни с чем несравнимый колокольный перезвон – великое счастье!
И ещё… заходишь в любой монастырь и никто тебя не одёргивает. С фотоаппаратом опять же спокойно можно ходить везде, не озираясь. Нигде никто не кидается, не кричит, не косится. Вот это спокойствие, вот такое проявление туристического города мне нравятся. Такая обстановка подавляет ту, другую – коммерческую. Хочется улыбаться вовсю китайцам и всем, всем, всем … Появляется желание сделать чего-нибудь хорошего кому угодно и когда угодно, от всей души и от всего искреннего сердца. Например, стою на мостике через речку, хочу заснять самого себя и тут как тут, пожалуйста, предлагают услуги и помощь. Смотрю, а это та самая девушка с американской компании. Прибыли с Аляски на экскурсию по Золотому кольцу.
- Русских больше хороших, чем злых, - сказала она мне и посмотрела мило, да с такой нежностью, что ёкнуло в груди..
Ух, а у меня гордость так и попёрла за нас с вами за всех… За то, что, не смотря на таких вот уродин, по прозванию Камбала, русский народ любят и уважают. Часа два мы ещё разговаривали, заходя в нумизматический отдел за покупкой Екатериненских сторублёвок. Они, оказываются, как раз здесь, почти ничего не стоят. Потом проводил американцев до автобуса и прощай, пока. Да, нет, не прощай… Уже переписываемся, хорошо что есть интернет. Как там, в песне поётся: Я друзей никогда не забуду потому, что знаком в СуздалЕ! Пусть так хотя бы будет…
У каждого отношение к Суздалю разное. Я серьёзно его воспринимаю, как исторический островок нашей страны, как духовную связь всех времён. И музеи здесь не развлекательные. Они другие. Святость места обязывает. Поэтому, как туристическая система город меня напрягает очень сильно. Только задумаешься, глядя вдаль, тут же помешает какая-нибудь коммерческая структура и развеет всё очарование момента. Искренне не пойму, почему не разгонят эту банду торгашей и не оставят десятую часть из имеющегося количества. Они же ведь портят вид города, мешают ходить, думать, любоваться… Я обожаю деревянные резные домики Суздаля. Но мне не нравится, что почти каждый обозначен «Гостевым домиком». Я люблю старинный русский дух Суздаля. Но почему я могу его чувствовать только в определённое время, когда съезжает навязчивая торговая братия? Но, всё равно, приглашаю вас, отправится в незабываемое и удивительное путешествие, впечатления от которого останутся у вас навсегда.
А напоследок, всё же хочу привести одну притчу, которую так и тянет рассказать именно сейчас и именно про город Суздаль, про нашу историю. Притча про то, как в одном селении жил один мудрец. Он любил детей и часто дарил им игрушки. Но игрушки были настолько хрупкими, что очень быстро ломались. Мудрец снова дарил игрушки, а они снова ломались. Родители детей не выдержали и стали ругаться на мудреца…
- Пройдёт совсем немного времени, - улыбнулся мудрец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, с моей помощью они научаться обращаться с этим бесценным даром бережнее.
Молодец! Такие "путевые заметки" интересно читать. Познавательно и при этом не скучно.
Спасибище! Рад стараться) :wave1:
"Искренне не пойму, почему не разгонят эту банду торгашей и не оставят десятую часть из имеющегося количества. Они же ведь портят вид города, мешают ходить, думать, любоваться…" Такая простая штука, называется "ИНВЕСТИЦИЯ". Убери торгашей и через год исчезнет асфальт, потом исчезнут экскурсоводы, потом исчезнут и экспонаты, их поросту будет некому ремонтировать, банально охранять. При СССР, который ты не особенно жалуешь, финансирование було Гос. А сегодня Торг. Нет поступлений в местный бюджет, нет Инвестиций в инфраструктуру. Город загнётся за 10 лет. Эта система западная и создана после 1991 года. Сегдня она постепенно покидает нашу страну, но медленно. Пример - Крымский мост и ещё более 1000 мостов по России, включая наш мост в Дубне. И ещё несколько крупных заводов по россии, Космодром восточный, Стадионы для ЧМ по футболу. Всё это строится без Инвестиций (почти без инвесторов). Дальше больше, продлится ещё лет пятнадцать. У нас в городе впервые за всю его исторю покрыли асфальтом по 1-ому классу 99% значимых улиц, осталось несколько проездов, сезона не хватило. Это всё без увеличения налоговых сборов. Мне кажется впереди газификация и строительство сетей в селе.
150 лет назад Суздаль считался богатым городом, а купцы были одними из бедных по России. Сейчас на Суздале наживаются купцы и бандиты, начиная ещё с Горбачёвских времён. Держался город в основном на энтузиастах и дотациях государевых, которые беспощадно разворовывались. В общем долго рассказывать... Здесь совсем другая инвестиция)))
Это беда неодного города Суздаля, это системная проблема России со времён Ельцына и Горбачёва.
Ну да... А против торгашей я ничего, собственно, не имею... Сам такой же... но во всём должен быть порядок и в первую очередь выступать во главе угла моральный кодекс. Например: не поставим же мы на красной площади по всему периметру палаток торговых? Да так же и внутри кремля. Суздаль ни чем в данном случае не отличается от Москвы. Другое дело, когда от магазинов бабушек разгоняют и торговцев бахчевыми культурами гоняют взашей, хотя во всех крупных городах Европы такой порядок торговли разрешён и даже приветствуется.
"Сам такой же... но во всём должен быть порядок и в первую очередь выступать во главе угла моральный кодекс." А почему "Моральный Кодекс", а не Заповеди "Нового Завета", ведь это предложено человечеству намного раньше и более откровенно? Попов не любишь?))) И это особая маскировка этого? ))) Торговля, Володя двигатель экономики. Но в нашем порушенном экономическом строе этот двигатель троит и тянет не прямо, а всегда наровит налево. Ты задумывался в чём разница между Коррупционером и Честным предпринимателем? Честный предприниматель, такой как Березовский и на него похожие хранят деньги украденные в России в Лондонских банках, а коррупцилнеры никогда счета в Лондрне не открывают. Значит, разница только в том, для чьих банков ты воруешь и боьше не в чём. Здесьразгадка множества переворотов, продажных центробанков и крахов индустрии государства.
Спасибо, Володь, за интересный рассказ и за твоё неравнодушие.