Перейти к основному содержанию
ЖИЗНЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ (О РОМАНЕ АННЫ САХНОВСКОЙ)
СЕРГЕЙ НОСОВ ЖИЗНЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ (О романе Анны Сахновской «500 лет среди людей») Литература ХХ1 века уже достаточно проявила себя за истекшие почти два десятилетия нынешнего нового столетия и безусловно имеет свои отличительные признаки, сводимые в самом общем виде к следующему - она непременно завлекательна (но вовсе не развлекательная при этом по своей сути), она безжалостно раскрывает «подноготную человека, его души, стремлений и поступков и она внутренне сроднилась с фантастикой, с самим ее духом свободного вымысла и используемыми в фантастике обычно художественными приемами. Все эти три качества в полной мере присущи роману Анны Сахновской «500 лет среди людей», интригующее и многообещающее начало которого могли недавно прочитать читатели журнала «МУЗА». Этот неординарный роман - по всем основным своим чертам и свойства есть безусловно произведение литературы именно ХХ1 века. Тут невозможно ошибиться. И не потому что вовсе что герои романа (включая главного героя) и вся жизнь в нем изображенная - очень современны и безошибочно актуальны… Вовсе нет. Само действие романа Анны Сахновской могло происходить и в Древнем Египте и его героем с таким же успехом мог быть и рядовой египтянин из Мемфиса как стал им рядовой офисный программист современной Москвы. Дело в другом. Дело в том что автора романа не интересует видимая действительность жизни «как она есть» при буквальном ее изображении и воспроизведении - он стремится открыть, распознать и исследовать «подноготную» человеческой жизни, скрытую от глаз посторонних и непосвященных , невидимую и потаенную. Герой романа, неприметный московский служащий, рядовой программист в одной из столичных фирм, ведет ничем непримечательную жизнь, такую же заурядную как и он сам. При этом он и сам о себе весьма невысокого мнения и склонен преувеличивать достоинства и добродетели других, рядом с ним находящихся людей. В итоге он всегда «в тени» окружающих, на незаметном месте на службе и вдобавок ко всему прочему (что однако вполне естественно) еще и неудачник и в личной жизни. Как выбраться из такого вот жизненного тупика? Как ощутить себя не только равным со всеми вокруг но и выше, благороднее и успешнее из всех вместе взятых, как проявить себя, открыв в себе какие-нибудь редчайшие сверх способности и наконец обратив на себя внимание окружающих, заслужив их уважение и видное место в их кругу? Когда читаешь роман то создается ощущение, что всем этим озабочен не только его герой, но и сам его автор - как «выйти в люди», как добиться уважения и видного положения в окружающем тебя обществе… Задача поставлена. И тут только нужно найти какой-то долгожданный чудесный «золотой ключик» к успеху и долгожданной самореализации… Вполне л=естествено если исходить из внутренней логики данного романа, что его герою найти такой чудодейственный «золотой ключик» к успеху удается. Удается благодаря необычайному (фантастическому на самом деле и именно для фантастики в литературе характерному) чудесному прозрению или, точнее, благодаря вдруг дарованному ему «откровению свыше», если обратиться к терминологии старых времен. Герой романа вдруг, понаблюдав в телескоп солнечное затмение, обретает способность «насквозь видеть» людей, их души, их помыслы, их утаенную от окружающих прошлую жизнь. И он умело и смело пользуется этим своим вновь обретенным даром для долгожданного самоутверждения в окружающей его жизни. Происходит чудо. Созерцание солнечного затмения вдруг чудесным и фантастическим образом открывает герою глаза на людей их мир. А так же и на себя самого. Себя самого герой романа «500 лет среди людей» теперь уже видит совершенно безгрешным - он многократно смотрит на себя в зеркало и новобретенным «вторым зрением» неизменно видит в зеркале на месте собственной персоны сияющий непорочный свет… Сияние безгрешной чистоты своей души. Но зато в окружающих его людях наш герой тем же своим чудом обретенным тайным «вторым зрением» видит теперь одну мелочность, пошлость, неправду, зависть, злобу, эгоизм и всю гамму возможных пороков человеческих в разных вариациях… И лицезрение чужих пороков «своими глазами», как ни странно, дает герою нежданные силы жить и бороться за свое место под солнцем. А что же теряться когда все вокруг такие жалкие, ничтожные, циничные, нечестные, завистливые и злые? Я могу и должен заслужить среди них почет и уважение. Я заслуживаю этого. Ведь я неизмеримо лучше их - от моего «лика» исходит сияющий свет когда я смотрю в зеркало … Неизменно исходит. Это знак моей безгрешности в полном греха и неправды мире, моей избранности и моей непорочности… Так развивается сюжетная канва романа. И надо сказать развивается захватывающе интересно! Увлекательно читать как герой таким образом вдруг «прозревает», как он начинает видеть мир и людей в нем иными чем раньше … Начинает их, если называть вещи своими именами, презирать, а собой же, таким ранее неприметным и заурядным - только гордиться и гордиться… И начинает одновременно и действовать, пробиваться в жизни «наверх», в число «успешных людей». И уже в самом начале романа видно, что многое у нашего героя и получается, что удача ему сопутствует и что его нежданно открытые в себе большие достоинства как будто существуют и на самом деле… Чем все это кончится? Как дальше сложится жизнь и судьба героя романа? Победит ли он окружающий мир или этот мир сломает его нежданно обретенную гордыню и поставит его, неприметного московского служащего в недавнем прошлом, снова на место? Да и что он открыл в себе? Дар ли это видеть «всю истину» о мире и людях такой как она есть или просто выпущенная вдруг на вдруг «на волю» безмерная гордыня, с мнимых высот которой все окружающие кажутся люди нечистоплотными, низкими и ничтожными или по крайней мере фатально духовно и нравственно незначительными, если не откровенно порочными? И так ли уж сам-то он, наш заурядный и такой неприметный ранее герой, кристально чист душой и фантастически безгрешен каким вдруг стал видеть себя в любом зеркале? Что же будет с героем романа дальше? Что? Что? Что? И наконец, что же эта нераскрытая дальнейшая судьба героя романа способна продемонстрировать, что она докажет? Какие истины о мире, окружающем нашего героя и о нас самих, раскроет нам? И что раскроет эта будущая судьба героя в нем самом? Что он заслужит, а что не заслужит в жизни нашей???? Ответа на все эти безумно интересные и философические по сути своей вопросы в романе «500 лет среди людей» пока нет - роман в значительной своей части остается неопубликованным … Пока неопубликованным. Но мы ждем с нетерпением публикации его продолжения и его заключительной части, которая и раскроет как весь замысел автора до конца, так и философический потаенный замысел и смыл этого романа. Пока же ясно одно - произведение это в высшей степени неординарное. Анной Сахновской создан яркий философский и фантастический одновременно роман, в который однако органично вплетены и черты реалистического «бытописательского» романа, вполне натуралистического по духу и использованным авторам художественным средствам. С одной стороны можно воспринимать роман «500 лет среди людей» как типичную философскую и психологическую фантастику в духе знаменитых конокартин Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер». А с другой стороны многое роднит этот замечательный роман Анны Саховской и с традиционной классической литературой, с произведениями, где герой из зависимого и незавидного положения в обществе пробивается «наверх», удовлетворяет свои немалые на самом деле амбиции, проявляя и силу характера, и напористость и многие другие качества (далеко не всегда идеальные), обычно необходимые чтобы занять свое «место под солнцем» в нашей жизни… Читая этот роман невольно вспоминаешь и Растиньяка Бальзака, и Милого Друга Мопассана и даже временами «Записки авантюриста Феликса Круля» Томаса Манна.. Конечно, герой романа Анны Сахновской неизмеримо морально чище и лучше этих названных героев классической европейской литературы… Все это так. Но он подозрительно «безгрешен» или видит себя таковым с подозрительным (безграничным) самомнением… А так же с подозрительным полным презрением стал относится наш герой, обретя свой чудесный «дар» видеть все вокруг насквозь, и ко всем окружающим его людям. Поэтому финал романа остается загадкой и может быть каким угодно… (Но тем интереснее будет его прочитать!!!) И чем более неожиданными тем и более глубокими могут оказаться философский смысл и значение романа Анны Сахновской в контексте большой литературы нашей современности. Пока же ясно следующее - роман «500 лет среди людей» бесспорно удался автору. Это яркое, неординарное произведение. Оно уже внесло весомый вклад в нашу сегодняшнюю литературу. Будем ждать публикации продолжения и окончания этого замечательного романа… И уверены, что они оправдают, должны оправдать наши немалые ожидания. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1959 году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «Антологию русского верлибра», «Антологию русского лиризма», печатал стихи в «Дне поэзии России» и «Дне поэзии Ленинграда» журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «Новом журнале», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «Перископ», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «Сибирские огни», «АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ», « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕНАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА», «МУЗА», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ», «РОДНАЯ КУБАНЬ» и др., в изданиях «Антология Евразии»,», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО, «Под часами», «Менестрель», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой) и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.