Перейти к основному содержанию
Мальчишки-разминёры
Летом 1942 года немцам в ходе наступательной операции «Блау» удалось захватить Богучарский район. «Страшная картина открылась после бомбардировки, - рассказывала жительница Богучара Минакова С.В. - разрушенное здание яслей, двор, усеянный телами нянечек и детей, клочками пелёнок. По истечении времени я и сейчас с содроганием и недоумённой тоской вспоминаю эту варварскую бомбёжку простого городка, почерневшие лица матерей, воздевающих к небу руки и проклинающих фашистов».
Для Советского Союза сложилась крайне опасная обстановка. Однако Совиформбюро от 19 декабря 1942 года сообщало: «… нашими войсками было занято более 200 населённых пунктов, в том числе, Новая Калитва, Кантимировка, Богучар… Прорыв осуществлён силами Юго-западного фронта, которыми командовал Ватутин Н.В. и Воронежского фронта, которым командовал Голиков Ф.И.» Что благоприятно отозвалось потом и в ходе битвы под Сталинградом, потому как фашисты были вынуждены отвлекать целые армии для боёв в другой местности.
На Богучарщине по правую сторону Дона находились непосредственно Итальянская и Румынская армии, две немецкие пехотные дивизии и многочисленные подразделения из Польши, Бельгии, Франции и всей остальной «великой» Европы. Настолько «великой», что по сей день она, эта самая Европа, учит нас по своим понятиям жить, как правильно себя вести в условиях «истинно свободных и демократических», одной ей только известных. Итальянцы, те были мастера по оставлению многочисленных мин в подарок мирному населению. Что только не придумывали, чтобы привлечь внимание к взрывоопасным предметам. Довольно распространённым способом – было оставлять котёнка под опрокинутым чугунком или ведром. Услышав мяуканье, любой из нас подбежал бы и выпустил мяукающее создание к ноге которого был привязан малозаметный шпагат, идущий от взрывателя. Также большой популярностью пользовались мины, которые совсем невозможно было обезвредить, из-за того, что дополнительный третий взрыватель находился под днищем. Оставалось только крепить кошку и сворачивать мину в сторону посредством веревки из укрытия. То есть – обезвреживать на месте, иного способа не дано. Румыны, те были мастера другого рода, и изобретательность их проявлялась наиболее изощрённо касаемо мирного населения. Насиловали женщин и детей, закапывали живьём за малейшую провинность. Любимым занятием их снайперов было стрелять с обрыва в пах, идущим к Дону за водой. Вояками считали себя бравыми по отношению к мирным гражданам, а вот по отношению к советской армии, правда, оказались никудышными.
Вся Европа показала себя в очередной и многократный раз с той самой мерзкой стороны, которую только заслуживает! Но, почему-то было не принято их, европейцев, обвинять во всеуслышание, и все тумаки достались лишь немецким фашистам. Когда наши войска вошли в город, то в его окрестностях кое-что смогли разминировать и расчистить, в основном дороги. А то, что осталось, легло потом на плечи подростков и женщин. Грузили взрывоопасные предметы на телегу и вывозили на быках в сторону от поля, которое вскорости нужно было засеивать, так необходимым России хлебом. Как чётко и метко подметил местный поэт Николюкин: «Хлеба на минах не растут».
Постановлением Военного Совета Воронежского фронта «О формировании вспомогательных трофейных рот» было сделано нужное для того времени дело, когда стали формировать роты из мужчин и женщин в возрасте от шестнадцати лет. Допускались зачисления в роты подростков в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет на добровольной основе. Обращалось особое внимание на обеспечение их сапёрами-подрывниками – лицами, знакомыми с вооружением. Но это постановление вышло только в 1944 году, а до этого момента - мальчишки целый год работали с минами неофициально. Доходило даже до того, что идёт, например, председатель и кличет мелких пацанов, мол, жрать не хотите ли? Да, что там говорить, мол, и зерна на семью выделим, коли что… Был и такой пример, когда один лейтенант зазывал мальчишек, беря их на довольствие к себе, оберегая от минных полей солдат, предназначенных для дальнейших боёв. Эти примеры я слышал от родственников тех самых малолеток-разминёров.
Всякое бывало, и, иной раз, даже вспоминать не хочется о той несправедливости, которая обрушилась вскорости. Противно за наше руководство тогдашнее становится, которое всеми правдами и неправдами пытались забыть поскорее тот ужас. Казалось бы, уже всё сказано о той Великой войне… Ан, нет, с каждым разом я узнаю всё новые и новые - страшные события о том клятом времени. Стыдно слышать из воспоминаний родственников тех самых мальчишек о том, что когда приходили за инвалидностью, то им отвечали, мол, что тут скажешь – мальчишки, ведь они и есть мальчишки, когда играясь, подрывались на минах. Мол, нечего было лезть туда. Да, конечно, разминёров признали даже участниками войны в 1994 году, наконец-то, через уйму прошедших лет. Но опять же не всех, даже через 75 лет уже, те, которые работали на минных полях в 1943-м официально нигде не зарегистрированы и забыты. А без бумажки у нас… – ты не герой! Много сказано и написано про молодогвардейцев и про других мальчишек и девчонок, которые во время войны совершали подвиги. Но и эти ребята заслуживают точно такой же памяти и уважения. Более 1300000 мин было ими разминировано только в данном районе и подорвалось насмерть около 2500 пацанов. Сколько осталось никому ненужных калек в живых – сейчас уже сказать сложно потому, что и их уже нет почти никого.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ…
Мальчишкам, незаслуженно забытым героям войны, посвящается!
Здесь ролик, где стихи и песня... https://www.chitalnya.ru/work/2553969/ https://youtu.be/4riT60yKDrk Всякое случается на свете, В этот день весенний и нарядный Помните, что было в сорок третьем… Видится теперь невероятным. День давно нагрелся от метала, Взрывом разбегается тепло… Что-то страшное опять загрохотало, Детство говорило, мол, прошло. Ветер бьёт в распахнутые двери, Ходит горе эхом вдоль стропил, А мальчишка жизнь свою примерил, Только вот черту переступил. РАЗМИНЁРЫ Смерти от жизни не любим мы ждать Заброшены игры и книжки Про эхо войны нам нельзя забывать, Как с ним же сражались мальчишки. Не успевают вот только на фронт, Ну что же – теперь разминёры. Им по пятнадцать, войне третий год, И мал мала меньше сапёры… Нет снаряженья, на выдумку голь… Лишь острая кошка с верёвкой. Спорить со взрывом, пожалуй, уволь, Но с миной орудуют ловко. Дон поседеет от плача навзрыд, Отметив истории веху! Не шелохнувшись, парнишка лежит…- Убило проклятое эхо. Герои – мальчишки! Ну, как вас назвать? Герои и только герои! В день трудовой провожала вас мать, Но встретила горестным воем… Я знаю и верю, что в травах степных Вы золотом будете в списках… Пусть память листает ошибки войны, Хранимая их обелиском.
:flower: :wave1:
Володя, спасибо за эту светлую горькую память. имена этих ребят в твоем журнале нужно называть, чтобы помнили. и памятник поставить. с Днем Победы, Володя.
Уже вышел второй номер "Донские амазонки", на подходе старинные казачьи песни, а вот четвёртый номер будет целиком и полностью посвящён мальчишкам-разминёрам. По инициативе нашего поискового отряда "Память" из города Богучара, участником которого непосредственно являюсь и я, уже названа улица в честь Жени Седова - улица Жени Седова. Он самолично в четырнадцатилетнем возрасте разминировал в 1943-ем году 2005 мин, но на 2006-ой подорвался. Вчера ему и другим мальчишкам открыли памятник, где в постамент вмурована та самая итальянская мина с потайным взрывателем. С ПОБЕДОЙ!
Вечная память героям! Позор всем, кто разжигает войны! С ПРАЗДНИКОМ!