Перейти к основному содержанию
ПАЛИМПСЕСТЫ ДЛЯ МАРКЕСА
• К переизданию книги Якова Есепкина «Lacrimosa» ПАЛИМПСЕСТЫ ДЛЯ МАРКЕСА Маркес после «Палой листвы» не сомневался в мировом триумфе, но до «Ста лет одиночества» понадобилось идти «своим крестным путём». Прав и Хемингуэй: победитель не получает ничего (в эзотерическом смысле). Кто судьи земные? Быть может, парадоксальность есть трафарет бытийности, а для любого мессии уготованы свой позорный столп и свой крест. Появившийся в Интернете академический в высшей степени литературный монолит «Космополис архаики» за несколько дней собрал нереальную по меркам нашего времени аудиторию - десятки тысяч читателей. И это античная жатва. Если учесть, что мировую паутину посещают преимущественно молодые люди, а книга при всей эпатажности и сенсационности (во всемирную литературу введено новое жанровое определение) академически детерминирована, можно говорить об абсолютной парадоксальности. Почему «Космополис архаики» заблистал в сети и не дошёл до, надо полагать, своего элитного читателя? В сущности, такого вопроса нет, объяснение соотносится с тезами формальной логики. Апология великой книги впереди, пока у неё великая судьба. Д. Лондон устами Мартина Идена пророчил: если даже немногие слова принимает печатный станок - здесь что-то не так. Действительно, каков современный издательский «контент»? Тут, по определению того же Лондона, обретаются литературные неудачники. Это в лучшем случае. «Ардис» и Кº были бы закрыты для Бродского, когда б не изгнание. Перст избранничества и избирательность великой судьбы довлеют над автором «Космополиса». Критике и современникам «комильфо» ясно, что подобную книгу написать сейчас невозможно, времена колоссов антики минули. Вероятно, создатель готической саги ошибся эпохой, да и существует ли он реально? Не иначе как в шутку предложив издательствам «Песнь песней», он отошёл в тень олив. Берите, кто возалкал. Ажиотаж вокруг «Космополиса архаики» нарастает. А что издатели? На второй день после смерти Солженицына глава «Имки-пресс» г-н Струве с неподобающей весёлостью вещал о пятой пресс-конференции за день, экая слава. Русскоязычные издательства за рубежами России - отдельная печаль, функционируют себе некие кооперативы надомников. Да что и взять с них, если российские коллеги давно учат паразитированию на сомнительной классике и брендовых «макулатурных эпопеях» (Иосиф Александрович), удивляя безграмотностью книжных текстур в глянце. Действительно великий литературный памятник эпохи упадка, создавший новый тезаурис торжественности и скорби, белыми розами и золотыми ветвями украшают «молодые львы». Лидия ГОРЕНКО ПИСЬМА К АЛИГЪЕРИ Едва появившись в Интернете, готический «Космополис архаики» стал заноситься литературными гурманами в музейное пространство духовных раритетов. Между тем автор делающегося культовым произведения мало кому известен. Он - абсолютно закрытая персона. Из потока газетно-журнальных публикаций, взахлеб повествовавших о появлении гениального художника в 2000-2002 годах, явствует, что великий поэт некоторое время тому выходил из андеграунда, покидал башню из слоновой кости. Его самиздатовский сборник «Готика в подземке» восторженно приветствовал полумифический Арсений Тарковский. Представители современной литературной элиты воспринимали автора, введшего в мировую литературу новое жанровое определение, с неизменным пиететом. Однако певец постмодернизма и реаниматор Серебряного века был вытеснен из современной художественной агностики, его культовость определилась в социумном подпольном тупике. Когда на рубеже столетий редакторы литературных журналов в буквальном смысле выпросили у родоначальника готической поэтики несколько текстов и опубликовали их, творческая среда взорвалась: иначе как гением масштаба корифеев антики и ренессанса «архивиста» не называли. Сегодня исполинская фигура мистика-минималиста и магистра горней литературы вызывает бурный интерес в связи с давно ожидаемой знатоками публикацией его главного творения - «Космополиса архаики». Поэта–невидимку сравнивают то с Гомером, то с Данте. Естественно, любое сравнение весьма условно. Формальная очевидность: книга подобного уровня реабилитирует наше время протолитературного глянца. С момента обнародования «Космополиса архаики» можно говорить о брутальном демонтаже современных гламурных конструкций на литературном поле. «Космополис архаики» обретает статусность духовного символа эпохи, его конический пылающий призрак возносится над пейзажами художественного упадничества на манер дантовского чудесного собора и открывает перед потрясенным читателем девять кругов нового ада. Юлия ТАУБЕРГ