Перейти к основному содержанию
Религиозные праздники в Вашкинском районе в 20-30 годы XX...
Ферапонтовские чтения Работу выполнил: Мусинская Александра, 5 класс. Научный руководитель: Митрофанов В.К., учитель истории БОУ «Новокемская ош» Новокемский 2019 О религиозных праздниках, что справлялись в 20 – 30 годах ХХ века в Вашкинском районе, известно очень мало. В настоящее время в живых не осталось ни одного очевидца тех лет. В наши руки попал дневник уроженца деревни Ботыгино Мунского сельсовета Вашкинского сельсовета Ивана Арсеньевича Нифантова. Дневник является ярким источником по традициям жителей Вашкинского района. В прошлый год мы представляли работу по этому дневнику, рассматривая в общем плане религиозную жизнь в Мунском крае Вашкинского района. Но материала много, и проанализировать его в одной работе просто невозможно. Поэтому было решено – посвятить работу только религиозным праздникам. Хотелось ответить на вопросы: Какие праздники религиозные справляли? Как справляли религиозные праздники по описаниям И.А.Нифантова? Зная о том, что в каждой деревне был свой религиозный праздник, хотелось узнать, какой праздник справлялся в той или иной деревне? Каково отношение И.А.Нифантова к религиозным праздникам? Как население воспринимало религиозные праздники тогда? Как менялось отношение населения Мунского праздника к религиозным праздникам? Как утверждались новые советские праздники? Когда справлять религиозные праздники перестали в деревнях открыто? Дневник Ивана Арсеньевича Нифантова начинается с праздника Масленницы в 1929 году. Масленица – это веселый праздник, длящийся целую неделю. После Масленицы начинается Великий пост, который закончиться только в Пасху. Начиналась Масленица в зависимости от даты Пасхи, в период с 3 февраля по 14 марта. Хотя Масленица досталась нам в наследство от язычества, она хорошо вписалась в православный религиозный календарь. Нет ничего зазорного в том, чтобы веселиться и объедаться перед строгим Великим постом. Самая распространенная еда в Масленицу – это блины. Круглые, румяные, они символизировали Солнце, которое появлялось все чаще на небе и светило все теплее. Поэтому второе значение Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Символом проводов зимы было сжигание чучела Зимы. В это время Иван Арсеньевич Нифантов работал вдали от дома, но на праздники он пришёл домой: « 11 марта. Не рано утром я пошёл домой на Масленку, ночью выпало снегу на 6 вершков. Была скверная погода, дул холодный ветер и малость со снегом…». До дому Иван Арсеньевич добрался только 13 марта. В масленичные дни И.А.Нифантов ходит по гостям, был у братьев в гостях в деревне Юрино. Там ночевал и общался с друзьями. В деревне Юрино в эти праздники было скучно, как пишет И.А.Нифантов: « 16 марта. Молодёжь играла в карты на деньги, … побеседовать не с кем, даже соскучал». И.А.Нифантов в то время был молодым человеком, и понятно, что ему хотелось общения со своими сверстниками. Затем он отправляется в деревню Лутьянову к своему дядюшке Александру, там он услышал гармошку. У дяди все уже были «весёлые», то есть подвыпившие. Видя, что товарищей ему нет, он отправился в следующую деревню Поповку: «Вышел на улицу, не знаю куда идти – поразмышляв малость, услышал голос в Поповке, решил идти туда. Был танцевальный вечер. Но я удовольствия никакого не получил, гармошки не было хорошей (гармониста Арсения Гавриловича) и я к ночи ушёл домой». Далее даётся продолжение праздника в других деревнях: «17 марта. Утром не рано с Василием ходили в Есташеву. Придя в деревню на улице было мёртво, посидели у Логина, погрелись. На улице набралось много народу. Посмотрев немного, пошёл в деревню Червино, пообедал, попил пива. Все пошли с народом, где был танцевальный вечер. Где удовольствия я тоже не имел, после вечера сходив домой и опять вернулся в деревню Попову, где и ждал приезда Федотова, нужно ехать в Вашки на районный съезд». На смену религиозным праздникам пришли государственные советские праздники, вот описание празднования праздника 1 мая: «Вечером проводил торжественное заседание и спектакль». Праздник посвящён международной солидарности рабочих всех стран. До Октябрьской революции этот праздник был под запретом, обычно его праздновали скрытно, ходили на «маёвки», где в основном вели разговоры о будущей пролетарской революции. Но несмотря на то, что Иван Арсеньевич в то время являлся членом ВКП(б), в дневнике он ведёт учёт религиозным праздникам. Начинается Пасхальная неделя. Праздник Пасха, посвящён Воскрешению Христова. Для каждого православного человека это один из важных и радостных праздников. Как же этот праздник справляла молодёжь в 1929 году? Вот описание из дневника: «4 мая. Страстная суббота, ходил в деревню Попову, всю ночь просидел в нардоме, особенно ничего не было. 6 мая. (Егорий) ставили спектакль". В эти дни отмечался праздник в честь святого Гергия Победоносца. "11мая. Весь праздник Пасхи провёл безынтересно». Такой итог празднику подводит И.А.Нифантов в те дни. Воскресение на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый господний праздник Вход Господень в Иерусалим. Свое название праздник получил по праздничному атрибуту – вербе, которая на русской почве заменила пальмовые ветви, которыми когда-то люди приветствовали въезд Иисуса в город. В православной традиции верба отождествлялась с пальмовыми ветвями, которыми приветствовал Иисуса Христа народ Иерусалима, и считалась символом Его победы. В субботу перед Вербным воскресеньем ветви вербы приносили в церковь, там они освящались церковнослужителями. В Вербное воскресение работал: «12 мая. Вербное воскресение. Сеял овёс, пахал Сафонов Яков, сеял первый никто ещё сеять не начал, ходил на пенник». Самого описания празднования Пасхи мы не находим в дневнике. 22 мая 1929 года праздновался День Николая Чудотворца – Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Никола вешний – в этот день перенесения мощей чудотворца Николая в г. Бары, на Руси этот день стал весенним праздником, известным в народе еще как весенний Николин день, Никола травный, теплый. Вот описание этого праздника в дневнике: «День Николы с утра до 10 часов ничего не делал, хотел идти в гости, но не было хорошей одежды, до 12 часов дотесал на сарае стены, а с обеда наколол дров к овину, брат Аркадий досеял овёс, всего высеял 6 1\3». 13 июня 1929 года праздник Праздник Вознесения Господня. Празднуется на сороковой день, в четверг на шестой послепасхальной неделе, считая с первого дня Пасхи. В народном календаре этот день был днем памяти умерших родителей и предков. Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём. Вот как он описывается у И.А.Нифантова, в то время Нифантов уже живёт дома и работает по найму по распилу досок вручную: «День был праздничный «Вознесенье». Но работали весь день. Чувствовал себя нормально, но боль в плечах ощущалась. Во весь день прошли 31 рез. Но я никуда не ходил, гулянье было в деревне Легкове». Подходил праздник Святой Троицы. Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница, Троицын день). Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи. В этот день церковь вспоминает событие сошествия Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. В некоторых местах крестьяне воспринимали Троицу как образ Божественной семьи: Бога Отца, Богоматери, Бога Сына. В народном календаре Троица воспринималась как праздник растительности, а ее символом была березка. С ветками этого дерева, а иногда и целыми молодыми деревцами совершали обходы засеянных полей, сел, изб. Зеленью украшали дома и внутри и снаружи. Праздник у И.А.Нифантова прошёл в заботах: «23 июня. Весь день пилил с братом, накануне Троицы. 24июня, с утра ходил в сельский совет. Вечером ходил в Легкову на гулянье. Но особенного ничего не было. Молодёжи было мало, и молодёжь гуляньем особо не интересуется. Кавалеры с барышнями не гуляют, домой пришёл ещё рано, удовольствий никаких не получил». Следующий религиозный праздник Духов день (День Святого Духа). Первый понедельник после Троицы. Церковь в этот день славит Святого Духа как подателя жизни. Народное название праздника Сошествия Святого Духа, приходящегося в православной традиции на понедельник, следующий за Троицей. Русские люди верили, что вечером в Троицу, Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому, ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки. Автор дневника описывает и этот праздник: «24 июня. Рано с утра с братом Василием пошли к празднику «Духов день» на деревню Конёво, народу было очень много, наша молодёжь была почти вся. Но с барышнями из наших никто не гулял. Удовольствия тоже никакого не получил, время провёл бесцельно. Домой пришёл, когда уже стало светать». 7 июля жители Мунского края праздновали Иванов день. Иван Купала (Иванов день, Иван травник). Народное название праздника в память о Рождестве св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и праздник летнего солнцестояния. Отмечается церковью 24 июня/7 июля. В крестьянском календаре эта дата значима как день летнего солнцестояния. В русской традиции праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя был приурочен к языческому празднику Купалы. В дневнике он отображается так: « До 12 часов ставил сеновал, а с 12 ходил в Шавчу к празднику «Иванов день». Были не очень долго против горки удовольствий никаких не получил, гулял без цели». Далее в дневнике можно описать приготовление к следующему религиозному празднику: «12 июля. Ночь всю ехал, дороги были слишком плохие, приехал уже утром часов в 5, сдал работу на мельницу и сам ходил в Вашки в кредитное товарищество, получил ссуду 35 рублей на обработку земли. И вынул из сберкассы 8 рублей (2 рубля оставил). Купил к пятнице Ильинской вина 2-е сороковки по 80 копеек =1 рубль 60 копеек…» В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон: Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков. Автор дневника провёл этот праздник в работе: «21 июля. Праздник «Казанская» (Воскресенье) Высушил и обрал три телеги (сена). Особо почитаемым праздником в Мунском крае был праздник в честь Параскевы Пятницы, этот праздник ждали, к нему готовились. Так делает и И.А.Нифантов: «24 июля. Погода была плохая, весь день готовился к празднику пятницы, производил уборку, молол и прочее. 25 июля. Накануне пятницы до 12 часов ничего не делал, отдыхал, с 12 часов ходил в деревню Юрину, где собралось много народу. Особенно интересного ничего не получилось…потом пошёл дождь. И я зашёл к зятю Якову в гости, вина не пил, (пива не было). Дождь лил до самой ночи. Я взял у Дутышева плащ и с дядей Дмитрием Рябжовским – вместе пришли домой. Гостей никого более не было – самовар был готов, попили чаю, легли спать. На гулянье идти я не решился, так как был большой дождь и чувствовал себя не особенно хорошо. Ночью уже под утро проснулся, было ясно – светло. Решился идти на гулянье в деревню Ботыгино. Придя в Ботыгино, встретил племянника Фёдора с которым гулял всё время. 26 июля. День «Пятницы» (ильинской) придя с гулянья уже было светло – лёг спать. Проснувшись чрез три часа, угостив гостей, пошёл в деревню Попову где было много народу (но по сравнению с прошлыми годами было меньше). Пришёл уже вечером, угостив гостей, уехали домой, я лёг спать, отдохнув, вечером ходил в деревню Легкову на гулянье, пришёл поздно. 2 августа Православная церковь почитает пророка Илию, жившего в IX веке до нашей эры. Пророк, наравне с Николаем угодником, принадлежит к самым популярным святым. Сохранилось много икон с его изображением, особенно популярны были изображения «Огненного восхождения», на которых пророк в огненном облаке, поддерживаемый ангелом, едет в колеснице, запряженной огненными конями. Советская власть старалась заменить религиозные праздники другими мероприятиями, завлекая людей на собрания и митинги. К этим мероприятиям был привлечён и И.А.Нифантов: «2 августа. День праздника «Ильин день» мне было поручено провести в деревне Гаврилово рано утром собрание, но я опоздал, идя на Гридино, мне попали встречу Андреев Семён и Гречков Ксенофонт последние сказали, что в деревне никого не осталось, ушли по ягоды. Мне пришлось вернуться в сельский совет и сказал Евгеньеву, что люди ушли рано и я не застал. В сельском совете был не долго, вернулся домой, сходил на речку вымылся, словно как в бане (бани у меня не было) Придя с речки в дом, у меня был мой товарищ Дутышев, который пришёл, у него была дана шить рубашки у моей сестры Анны. Попив вместе чаю, одевшись, пошли в деревню Евсташево где было много молодёжи. Особенного удовольствия на гуляньи не получил, так как ни с кем не гулял». В дневнике упоминается и о празднике Спасов день. Второй, Яблочный Спас, или Преображение. Народные названия двунадесятого праздника Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, установленного в память о чудесном преображении Иисуса Христа при учениках во время молитвы на горе Фавор. Праздник отмечается 6/19 августа. В народной традиции он получил название Второго Спаса, или Яблочного Спаса, так это был срок поспевания яблок и других садовых и огородных плодов. В день Преображения крестьяне несли в церковь для освящения яблоки, горох, картофель, огурцы, репу, брюкву. «19 августа. День Спаса. Утром рано молотил и убирал. Аркадия по окончании молотьбы навозил своей ржи и насадил. Привёз копну сена из Шапировы и высушил и лёг спать. Пришёл Дутышев, с которым вместе пошли в Шалгу на гулянье. Из Шалги пришли стало светать». Из дневника И.А.Нифантова можно узнать, как праздновались государственные праздники и как они были организованы. Вот описание самого главного советского праздника Дня Октябрьской революции, праздновался он 7 ноября: «6 ноября. С самого утра ходил в лес намечал колодцы на ледянки, вечером ходил в школу на репетицию, зайдя в сельский совет артисты уже ушли, но народу было много, слушали Радио. 8 ноября. Тоже день праздничный и весь день ничего не делал, вечером ходил на спектакль. Играл небольшую роль на сцене, после спектакля заходил в сельский совет слушал радио». Сам праздничный день И.А.Нифантовым не описан, но из его записей видно приготовление к празднику и отношение народа к празднику. Следующая запись посвящена празднику в честь Георгия Победоносца, их два в православном календаре - весенний и осенний. Цикл земледельческих работ завершался осенним Егорием (9декабря). До конца XVI в. крестьянин в этот день мог уйти от своего господина. Потом государи московские отменили этот обычай, поэтому и возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако и позже со всеми, кто нанимался на земледельческие работы, рассчитывались именно в Юрьев день. "9 декабря. Праздник Егор. День утром ходил в сельский совет, вечером был на спектакле..." Подходил к концу 1929 год...Записи в начале 1930 года упоминают празднование Рождества (Христова Рождество Христово Двунадесятый праздник православного календаря, установленный 25 декабря/7 января. В России Рождество Христово было важной датой как христианского, так и народного календаря. Значимость его для всех верующих людей объяснялась тем, что рождение Сына Божьего давало людям надежду на спасение) и опять мы видим, что этот религиозный праздник заменялся светским, вместо посещения храма - народный дом, где опять идёт постановка спектакля: "1-30 январь. На Рождество ходил, был спектакль, где особого удовольствия не получил". В 1930 году ужесточается дисциплина на производстве, И.А.Нифантов опять вдали от дома, работает на лесных делянках в леспромхозе. Государство старается вытравить из сознания людей религиозные праздники, запрещая им отдых в это время: "1-2 март.Дни Масленицы, ранее всё думал, что пойду домой. Но было очень строго. Даже из рабочих все работали, а в понедельник и во вторник праздновали. Но люди по-прежнему соблюдают традиции, помня о православных праздниках: "29 августа. На Волоцком праздник Спасов день. Хотя поздно вечером, но я решил идти праздновать на Волоцкое и вместе с сестрой Анной прямо через Прилук лесом шли на Волоцкое. Придя на Рябжево было уже темно. Гулянье было в Торопунино". Важно то, что описывается не просто праздник, а то как народ ходил на праздник из одной деревни в другую: "31 августа. В Шубаче праздник «Фролов день»". Народные названия дня памяти мучеников Флора и Лавра, отмечаемого церковью 31 августа. В народном календаре этот праздник считался «лошадиным», так как святые Флор и Лавр почитались как покровители лошадей, в это день служили молебен, окропляли скот водой. В некоторых местах скот загоняли в реку и молебен служили над водоемом. День свв. Флора и Лавра осмыслялся крестьянами также как срок завершения полевых работ: к нему старались окончить посев озимых, который отмечали праздничной трапезой и гулянием."Встав утром рано, попив чаю, позавтракав, хотел идти в Шубач, но не было товарищей. Затем часов в 9 дня вместе с сестрой Агафьей и Шубачскими кавалерами прямо в Большой Двор пошли. Придя к реке в Осташёво стали переезжать через реку, перевозить прибежали мои племянки Людмила и Лидия, а затем немного не дойдя до деревни нам навстречу Конёвский Дмитрий Трифанов, будучи в гостях у Дмитрия. При встрече сказал, идите скорей, мы вас ждём за столом, чай простынет. В гостях с Мунского был Яков с Марьей и моя мать". И.А.Нифантов упоминает и о празднике Семёнов день. Народные названия дня памяти преподобного Симеона Столпника; отмечается церковью 14 сентября. Преподобный Симеон, поставивший свою келью на четырехметровом столпе, стал известен во всей Римской империи как мудрый духовный наставник. Он умер в 459 г. в возрасте 103 лет, более сорока из которых провел на столпе. На Руси с днем памяти святого совпадало окончание старого лета (года) и начало нового. В крестьянской среде Семенов день воспринимался как рубеж между летом и осенью. Кое-где считали, что с него начинается «бабье лето», которое длится до Рождества Богородицы. "14 сентябрь . Дома праздник «Семянов день». Утром стал не рано. Купил ружьё за 5 рублей, с переломом 16 калибру и снёс в ремонт. Под вечор ложился отдыхать". И.А.Нифантов рассказывает о том, что в Шубаче справляли праздник в честь русского святого, преподобного Сергия Радонежского: "8 октябрь. В Шубаче праздник «Сергий» и я имел желание быть в Шубаче и видеть свою знакомую... Рано утром собрался, пошёл до зятя Якова, придя он говорит отдумал ехать в гости так как снег: на санях нельзя и на телеге. Наконец попив чаю, а вместе пива и вина, подняв настроение и вместе в братом Сергеем решили ехать верхом в гости. Тут же неожиданно собралась наша молодёжь". В это время И.А.Нифантов был на лесозаготовках и описывает, что был на празднике в честь святых Зосима и Савватия, что отмечается 10 октября. И.А.Нифантов праздник отмеяает в деревне Каменный Бор: "11 октябрь. Второй день праздника (на Бору) Изосимова дня. Днём малость выпил и ходил на гулянье за 0,5 километра в деревню Панино, где было много молодёжи. Встретил с Мунского Александра Мак. Из Лутьянова (у сестры в гостях). Вместе зашли к его сестре, зять его меня хорошо угостил (пиво и вино). Затем весь день гулял, особо понравившейся я не нашёл и малость погулял с одной. Все барышни мною восторгались и как к служащему лезли даже сами (служащих обожали более)". Тяга к традициям сохранялась и И.А.Нифантов даже бросает работу, чтобы отправится на праздник домой: "12-31 декабрь. В день праздника "Николы" несмотря на то, что старший десятник домой не отпускал, я решил идти без разрешения, взяв у младшего десятника расписку, что он за меня в дни моего отсутствия выполнит все обязанности возложенные на меня, неся полную ответственность..." За 1931 год всего три записи о праздновании религиозных праздников: "22 мая. День праздника «Николы». Ходил в Шубач на гулянье и в гости на Березник... 28-31 мая. День «Троицы». Утром встал не рано, оделся и ходил в сельский совет. Пришли вместе с зятем Яковом и выпили двое чуть один литр. Яков не мог идти домой и лёг спать. Ходил гулять, но ничего не нашёл, нигде гулянья не было... 1 июнь. Праздник «Духов день». Утром встал не рано. Придя в Юрину, молодёжь ещё не ушла, и я вместе со всеми пошёл в Шубач. Дорогой было весело, три раза отдыхали и раз плясали. Придя на гулянье встретил своих сестёр и знакомых, погодя немного сходил пообедать к сестре Вере. За 1932 год нет ни одной записи о религиозных праздниках. В 1933 году только две записи о религиозных праздниках: "5 июнь. В 1 час дня приехал домой. Был праздник Духов день – в деревне никого не было, все были в гостях, и я решил идти в гости, был у зятя Якова в Юрине, более негде"... 12 июль. Среда – Петров день". (Петров день, Петры и Павлы, Петровки. Народные названия православного праздника, посвященного памяти первоверховных апостолов Петра и Павла и отмечаемого церковью 29 июня/12 июля. Подготовкой к великому празднику является двухнедельный пост, называемым Петровским) "Встал рано и убирал привезенное сухое в сеновал сено, убрал 5 телег и взялся один ещё за день высушить и убрать 7 телег, что и делал с помощью жены. Особой устали не чувствовал. В 1938 году Иван Арсеньевич не упоминает о религиозных праздниках, теперь он живёт и работает в селе Липин Бор на должности бухгалтера. Мы находим лишь описание праздника Октябрьской революции: "6 ноября – воскресенье, я приходил в учреждение работать, то есть закончить с отчётом, но зав.райфо сказал, что приказываю идти на украшение помещения к 21 годовщине октябрьской революции и мне пришлось сидеть ночью с отчётом. 7 ноябрь. Был на демонстрации часов до 15 дня, а затем немного поспал, а с 24 часов до 9 утра 8-го дежурил в РИКе. Со мной вместе дежурил Березин Арсений Саватеевич и Старичков Ал.Ив. ".