Перейти к основному содержанию
О чём рассказала Мадонна со свалки?
Введение В мае 2018 года в нашей школе прошёл слух, что на местную свалку выброшена икона. Сообщили об этом дети, заметившие у забора местной свалки икону. Местная свалка находится в конце посёлка, у самой дороги, и все проезжающие мимо её, могли видеть большую и разноцветную картину на религиозную тему. Прибыв на свалку, мы и вправду увидели картину в рамке, под стеклом, на картине была изображена Дева Мария в день своей смерти – Успения. Картина была необычная, она удивила нас: изображение Успения Богоматери было выполнено в другом стиле, отлично от православных традиций. Было решено – забрать картину с изображением Успения Девы Марии и исследовать её. Нужно было ответить на вопросы: Что это за предмет? Имеет ли он историческое и культурное значение? Как он оказался на свалке? Привезя картину со свалки, мы достали саму картину из рамки. Оказалось, что это была раскрашенная фотография размерами 50Х60 сантиметров. Эта фотография была вставлена в деревянную рамку шириной 10 сантиметров, на рамке были изображены геометрические узоры. Видно было, что ранее данная картина пользовалась почитанием. Рассмотрев подробнее картину, мы увидели, что в центре картины изображена Дева Мария на смертном одре в белых одеждах, покрытая белым покрывалом. Дева Мария в правой руке, положенной на грудь, держит крест с распятием Иисуса Христа. На алтаре, у которого и лежит Дева Мария, имеется надпись латинском языке «MARIA», надпись обрамлена красным кругом. Сам алтарь украшен полукруглой гирляндой из цветов. На алтаре стоит ваза с цветами излучающая свет, на алтаре стоят две свечи в подсвечниках. Деву Марию окружают четыре ангела, ангелы изображены в виде молодых девушек. Один ангел в красно - зелёной одежде, другой в красно - синей и два ангела в белой одеждах. Ангел, что находится слева внизу, подносит цветы к одру Богоматери, ангел сверху справа стоит у изголовья Богоматери. Ангел вверху слева сложил ладони в молитве, ангел внизу слева держит на круглом подносе раскрашенную в красный цвет корону. На заднем плане изображены канделябры с витыми узорами со свечами, излучающими свет. Первое, что пришло в голову – отнести данную картину в местную православную церковь посёлка Новокемский храм Иконы Казанской Божией Матери. Казалось бы, там в этом храме ей и место. Но в православном храме нас разочаровали, оказывается, данная картина не соответствует канонам православной церкви и вероятнее всего, эта картина является предметом культа христианской католической церкви. Поэтому истоки её происхождения нужно искать за пределами нашего посёлка. Глава-1. О чём рассказала Мадонна со свалки В чём же отличие найденной нами картины от православных икон Успения Богоматери? Давайте разберёмся! «Образ Богородицы издавна почитается православным людом после Господа Иисуса Христа. Деве Марии посвящено более 700 вариаций икон, но, как сказано в предании о Её житии, образов Богородицы столько, сколько звезд на небе. Среди знаменитых Её ликов особое место занимает икона Успения Божией Матери, почитание которой совершается ежегодно 28 августа. ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: Посреди иконы изображен смертный одр, на котором возлежит тело Пресвятой Богородицы. Он покрыт багряной тканью, что не случайно. Багрянец во все времена считался символом власти императоров, поэтому и на иконе этот цвет указывает на царственное достоинство Царицы Небесной. Пурпурные сандалии, надетые на Её ноги, тоже имеют свое обоснование — такую обувь могли носить лишь именитые византийские императоры. Смысл багрянца на иконе Успения означает то, что власть Богородицы несравнимо выше, чем у самых могущественных царских особ. Ложе Богородицы окружают апостолы, среди них Иоанн и Петр. Петр держит в руках кадильницу и окуривает Пречистое тело фимиамом. Иоанн оплакивает Богоматерь, склонившись над Её телом. Часто на иконе изображается святой Иоанн Дамаскин. Именно он воспевал Царицу Небесную в своих богоугодных трудах. Пред одром горит свеча, но на других композициях вместо неё встречается изображение пары отрубленных запястий, а возле ложа стоит грешник с отрубленными руками. Он есть Афония, тот, кто в неверии пытался опрокинуть одр, но его чудесно остановил меч ангела. Кстати, сам ангел с поднятым мечом часто изображается стоящим возле Афонии. Рядом с одром стоит Сам Спаситель. Его окружает огромный нимб, благовествующий о Его Божественной Славе. В Его руках возлежит младенец в пеленах. Он есть душа Пречистой Девы, которую Иисус вскоре вознесет в Небесные обители. Окружающие Творца ангелы ликуют, встречая Царицу Небесную. Событие Успения происходит в комнате с множеством колонн, арок и прочих архитектурных элементов. Предание гласит, что с момента распятия Своего Сына, Мария часто приходила на Голгофу и возносила мольбы к Небу у гроба Иисуса. Случилось, что однажды во время моления Богородице явился архангел Гавриил и сообщил Ей о скорой кончине. Новость для скорбящей Матери была радостной и означала скорую встречу с возлюбленным Сыном. Поэтому последние дни земной жизни Пресвятая Дева проживала в неусыпаемой мольбе ко Господу, призывая всех православных христиан следовать ее примеру. В момент отхождения души Пречистой Девы, к смертному одру Матери явился Сам Иисус Христос. Его окружал сонм небесных ангелов и архангелов. Тело Преблагой Девы было похоронено в семейной гробнице, рядом с родителями и супругом. Сам же обряд захоронения был очень торжественным и невидимой стеной был огорожен от внешнего мира. А неверные, пытающиеся помешать захоронению тела, были строго наказаны. Гробница Марии была плотно закрыта огромным камнем. Через три дня после похорон Иерусалим посетил апостол Фома. Он горел желанием попрощаться с Божией Матерью и присутствовать на Ее погребении, но опоздал. Он в слезах умолял христиан открыть могилу, дабы в последний раз созерцать Пречистую. Но когда люди отодвинули камень и вошли внутрь гробницы, им было явлено чудо — тела в ней не оказалось, а на его месте лежало лишь только похоронное одеяние Марии. Ведь Сам Господь взял материнскую душу в руки свои и они вместе вознеслись в Небеса. В этот же день апостолы собрались за общим столом, дабы отпраздновать воскрешение и вознесение Пресвятой Девы. И тут им явилась Сама Пречистая и провозгласила: «Я с вами!». И по сей день Богородица незримо находится рядом с каждым верующим человеком, оберегая его и исполняя сердечные прошения. В этот день в церквях совершаются праздничные богослужения, клир надевает голубые облачения. С особой торжественностью праздник Успения совершается в Гефсимании, на месте погребения Пречистой Девы. На монастырском подворье хранится священная плащаница Богородицы, окруженная возженными свечами. Пред ней от начала праздника Преображения Христова начинается служение молебнов, акафистов, литургий и вечерних богослужений. В 2 часа ночи перед днем Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную Литургию, а по ее окончании пред плащаницей читается молебен. После этого она торжественно переносится крестным ходом в Гефсиманию. В этом событии ежегодно участвуют члены русского духовенства в Иерусалиме. Процессия всегда сопровождается огромным количеством паломников со всего мира. Крестный ход прибывает в Гефсиманию с восходом солнца, а в каменную пещеру, где ранее возлежало Пречистое тело Богоматери, возлагается плащаница. Утром дня Успения совершается чин погребения Богородицы. Архиереи, монахи, клирики и множество православного люда по узким улочкам святого города отправляются в Гефсиманию. Погребальная процессия воспевает молебный канон Богородице. На отдание праздника плащаница тем же крестным ходом возвращается обратно в Иерусалим в его Гефсиманское подворье. Икона Успения Божией Матери знаменует истину, что смерть — это не окончание жизни человека, а переход в мир горний. Кончина Богородицы — это не уход из жизни обычного человека. Душа и тело Пречистой Девы отправились в Небеса к Спасителю, а не в сырую землю. На нижней части образа человечеству указано, что путь к Спасению лежит через скорби, после чего каждого праведника ждет Вечность, куда первой из людей вознеслась Пресвятая Дева Мария. Поэтому рекомендуется читать икону Успения снизу вверх, чтобы правильно трактовать то, что ждет праведного христианина после смерти телесной»(1)    В католической церкви праздник Успения Девы Марии и изображение этого события на иконах отличное от православного. Мы даже называем Богоматерь по-разному: у нас это – Богоматерь, Богородица, Заступница, у католиков – Дева Мария, Мадонна (моя госпожа), Царица Небесная. «Успение и Вознесение Девы Марии - католический догмат о телесном вознесении Девы Марии после смерти на небо. Этот праздник основывается на сказании, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. В этом догмате отразилась вера, которой издревле придерживалась церковь.  С 6 по 11 века многие отцы церкви как на Востоке, так и на Западе произносили проповеди, посвященные Успению Богородицы и восхищению ее во плоти на небеса (лат. assumptio "взятие", "принятие", поэтому среди русских католиков латинского обряда применительно к этому празднику используется название "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу"), которые со всей непреложностью свидетельствовали об их вере в это событие. Начиная с 6 века Католическая церковь отмечает праздник 15 августа…(2) Можно сделать вывод о том, что для православных Богоматерь в первую очередь заступница и страдалица за грехи человеческие, а у католиков она Царица Небесная. Поэтому изображение коронования Девы Марии после её Успения обязательный сюжет на католических иконах и картинах. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что найденная нами картина с изображением Девы Марии относится к традиционным католическим изображениям. Но как эта картина оказалась на Русском Севере, на Вологодчине, в глухих таёжных лесах? Предположения были различные. Но пролил свет на эту тайну священник протоирейАлексей Мокиевский. Пытаясь разобраться в истории с нашей картиной, мы обратились к нему за помощью, он пояснил, что это религиозное изображение, относится к католическому культу. Вероятнее всего эта картина привезена была с Украины. Именно там существует так называемая Украинская Греко – Католическая церковь (УКГЦ), в историю она вошла ещё под названием Униатская. «Украинская Греко-Католическая Церковь возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда.  Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской Империи. Является крупнейшей католической церковью восточного обряда. После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне национального подъема большую часть храмов. В начале 1990-х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов. По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год, численность верующих составляет 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежат 4 175 приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений. В 2005 году кафедра главы Церкви перенесена из Львова в Киев, где идет строительство кафедрального собора».(3) После опросов местного населения, оказалось, что эту картину на свалке ещё до учеников обнаружил местный житель, он и поставил её у забора, удивлённый и испуганный сюжетом изображения. Ещё через несколько дней удалось найти и человека, выбросившего эту картину на свалку. Это был молодой человек, который освобождал свой дом от ненужных вещей. На глаза ему попалась эта картина, когда-то принадлежавшая его умершей бабушке. Как оказалось, она то и была уроженкой Украины и приехала ещё в 70-х годах 20 века на работу в Вашкинский леспромхоз в посёлок Бонга. Затем вышла замуж за местного жителя, осталась на постоянное место жительства, а затем переехала в посёлок Новокемский, перевезя свои вещи, в том числе и эту картину. Сегодня в наших лесных посёлках люди носят нерусские фамилии: Филимон, Арсений, Игнат, Яворский и никто этому не удивляется, потому что старшее поколение знает, что в советские времена в Вашкинский леспромхоз приезжало множество сезонных рабочих, некоторые из них остались навсегда. Так оказалось, что при закрытии конторы Кемского рейда в посёлке Новокемский на местную свалку (как и Мадонну) выбросили многие документы по истории Вашкинского леспромхоза, в том числе и документы, касающиеся сезонных рабочих. Имея на руках эти документы, можно проследить, откуда приезжали сезонные рабочие: «В послевоенный период появляется новая форма привлечения сезонных рабочих для леспромхоза, вот что об этом рассказывает ветеран Пидемского лесопункта Даричев Николай Степанович: «…Командировали нас, 13 человек в 1948 году на работу в Пидемский лесопункт из города Череповца. Жилья не было. Жили мы в деревне Юркино на квартирах. Нам было нужно было готовить жильё для рабочих. Стали прибывать люди, мы отремонтировали бараки, которые занимали немецкие пленные. Это мазанки из глины и жердей. В этих бараках мы и разместились, был и маленький магазинчик, столовая. О семьях и разговора не было. У кого дома остались жёны и дети, а кто и на квартирах ютился» Нехватка рабочих рук – основная причина привлечения сезонных рабочих для нужд леспромхоза, но это не одна причина. Ещё одной причиной привлечения сезонных рабочих является постоянное увеличение производственных планов по заготовке и вывозке древесины. Если в 1945 году объём лесозаготовок по леспромхозу составлял – 34 тысячи кубометров, то в 1979 году он составлял 486 тысяч кубометров, а в 1980 году « Производственная программа … составила 540,2 тысячи кубометров леса.» Основной вопрос леспромхоза – это кадровый вопрос, именно он и обеспечивал успешное выполнение производственных планов. Вот, что по этому поводу говорит в своём докладе Трофимов В.А.: «В нашем леспромхозе впервые годы пятилеток шло пополнение рабочих главным образом за счёт крестьянства. Леспромхоз по законам Советской власти производил набор рабочих через мобилизацию и договорную систему и колхозов. Где-то в 1955 году сезонная работа в основном была переведена на круглогодовую работу: заготовка, вывозка и разделка велась в зимний и летний периоды. Однако, до сих пор леспромхоз использует преимущества зимнего периода, за четыре месяца зимнего периода решает вопрос около 50% производственной программы. И кадрами на это время пополняется за счёт сезонников, прибывших из южных областей страны. (1980 год — 140 человек) А вот перед нами и подлинный документ, который красноречиво говорит о причинах привлечения сезонных рабочих: «Справка.26.12.82 г. пос. Липин-Бор. Мною, старшим инженером отдела кадров объединения «Вологдалеспром» Корыхаловым Б.А., в присутствии зам.директора Вашкинского ЛПХ т.Чуянова Ф.Г произведена проверка обеспеченности предприятия рабочими на 1 кв. 1983г., использование рабочих-сезонников и их жилищно-бытовые условия. Установлено: 1.Потребность рабочих на 1 квартал 1983 г. по Вашкинскому ЛПХ составляет: лесоэксплуатация -1150 человек; непромышленный персонал - 634 человек; Итого: 1784 чел. Списочная численность рабочих на 26.12.82 г. равна-1628чел. Недостает рабочих-156 человек. Недостающее количество рабочих - обеспеченно привлечением сезонников из колхозов Украины и Молдавии. Численность их на день проверки на ЛПХ составляет -166 человек, в том числе по лесопунктам: Унженский л/п - 8 человек Пидемский- 68 человек Пореченский-17 человек Павшозерский -34 человек Кемский рейд-15 человек Ухтомский м/уч-24 человек В результате проведенной работы, излишнее количество сезонных рабочих(против плановой потребности) 11 человек, передано в Ковжинский леспромхоз. 2.Рабочие-сезонники используются на основном производстве, за исключением подростков (приехало 5 человек, не достигших 18 лет), которые оформлены слесарями в РММ; несколько человек используются по специальности - водитель автомобиля (на перевозке рабочих), бульдозеристами, вальщиками. Основная масса рабочих распределена по МКБ, либо трудится на нижних складах. В составе приехавших рабочих - сезонников, насчитывается 10 человек женщин (приехали вместе с мужьями)… Для того чтобы определить роль сезонных рабочих в деятельности сезонных рабочих, нужно вначале определить их численность. Мы уже знаем, что количество найма сезонных рабочих леспромхозом оговаривалось вышестоящими органами, и нами в работе уже была представлена Справка от 26.12.1982г.: «…Потребность рабочих на 1 квартал 1983 г. по Вашкинскому ЛПХ составляет: лесоэксплуатация - 1150 человек; непромышленный персонал - 634 человек; Итого: 1784 чел. Списочная численность рабочих на 26.12.1982 г. равна - 1628 человек. Недостает рабочих - 156 человек. Недостающее количество рабочих - обеспеченно привлечением сезонников из колхозов Украины и Молдавии». Среди документов удалось обнаружить данные о количестве сезонных рабочих за зимний и летний сезон 1982 – 1983 годов. Вот данные за зимний и летний сезоны 1982-1983 г.г.: «1.Ухтомский механизированный участок – 26 человек 2.Липин Бор – 6 человек 3.Кемский рейд – 120 человек 4.Пореченский лесопункт – 18 человек 5. Унженский лесопункт – 14 человек 6. Павшозерский лесопункт - 38 человек 7.Пидемский лесопункт – 82 человека 8.Ухтомский мастерской участок – 1 человек» Всего – 305 человек. Таким образом, за год в Вашкинский леспромхоз привлекалось до 300 человек сезонных работников. По воспоминаниям бывшего главного бухгалтера Кемского рейда Савельевой О.В.: «Сезонные рабочие принимались только на ту работу, где оплата производилась по сдельной системе оплаты труда, на ту работу, где оплата производилась по повременной системе оплаты труда, сезонные рабочие не принимались. Начисление трудодней производилось по определённому коофициенту, доводившегося вышестоящей организацией нашему предприятию.» Это означает, что сезонные рабочие могли трудиться только на основном производстве, они не могли работать, к примеру - сторожами, диспетчерами. Труд сезонных рабочих применялся на тяжёлых работах по заготовке, сплаву, сортировке древесины. Профессии, по которым трудились сезонные рабочие: рабочие сплава, лесорубы, навальщики – свальщики, обрубщики сучьев в лесу и на нижнем складе, пильщики, раскряжёвщики и размётчики хлыстов, сортировщики древесины на воде, водитель автомобиля, бульдозерщик, сплотчики, плотники, вальщики, формировщики плотов, сортировщики на механизированном нижнем складе в Кемском рейде, стропальщики, рабочие на пилорамах, рабочие в тарном цехе Кемского рейда. Ветеран труда Вашкинского леспромхоза, бывший бригадир на сортировочной сетке в Кемском рейде Коровникова Л.Д., вспоминает: «Сезонников много приезжало, приезжали целыми семьями. Люди были трудолюбивые, но некоторые из них никогда с багром на воде не работали. Поэтому приходилось их этому обучать. Работа сортировщика на воде очень трудная и опасная, нужна физическая сила брёвна таскать, и в то же время необходимо было не упасть в воду. Сезонные рабочие были в основном дисциплинированными рабочими, конфликтов во время работы с ними не возникало, были доброжелательными с кадровыми рабочими рейда» По воспоминаниям бывшего технорука Кемского рейда в 1986 – 1991 г.г. Кириллова Н.П.: «Обычно на сезон для работы в Кемский рейд прибывало 70 – 80 сезонных рабочих. Помню один раз прибыло сразу 130 человек». Увеличение производственных планов приводило к увеличению объёмов производства в Вашкинском леспромхозе, потому и привлекалось большое количество сезонных рабочих. Это количество равнялось более чем 10% от численности всех работников леспромхоза. Основной объём работ на лесозаготовках, на сплавных работах, на сортировке и погрузке древесины выполняли в 70-80- годы 20 века кадровые рабочие Вашкинского леспромхоза. Но помощь сезонных рабочих Вашкинскому леспромхозу была необходимой – они выполняли самую тяжёлую и нужную работу. Об этом знали жители посёлков, кадровые рабочие, потому и не возникало конфликтов на производстве. Конфликты и стычки, а иногда и драки в основном происходили во время отдыха, в Домах культуры и клубах, на танцах, когда местная молодёжь и приезжие сезонные рабочие могли повздорить, как это и бывает в молодёжной среде. Особого противостояния сезонным рабочим среди местного населения не было, местное население общалось с сезонными рабочими как с равными. Как отмечает бывший сезонный рабочий Арсений Ю.П. дискриминации, понижения в правах по поводу национальности в советский период не было. Наоборот, сезонные рабочие получали равную зарплату с кадровыми рабочими, за исключением определённой доплаты – кадровой. Кроме этого, сезонные рабочие получали выплаты в колхозах и совхозах за трудодни, а также могли по льготным ценам приобрести определённые товары, им производилась и оплата командировочных расходов. Поэтому недостатка в сезонных рабочих Вашкинский леспромхоз не испытывал. Для сезонных рабочих создавались нормальные жилищно- коммунальные условия. В посёлке Новокемский для сезонных рабочих было построено два общежития, в посёлке была построена казенная баня, работала парикмахерская, клуб, библиотека, рабочая столовая. Для установления хороших отношений с местными жителями устраивались футбольные соревнования между сезонными рабочими и местной молодёжью. Некоторые сезонные рабочие, стали кадровыми рабочими Вашкинского леспромхоза и создали свои семьи, некоторые из них до сих пор работают в леспромхозе» (4) Ко всему сказанному хочется добавить и тот факт, что в советское время гонения были не только на католиков, но и на православную церковь, прибывающие сезонные рабочие, как правило не афишировали свою религиозную принадлежность, но местные жители отмечали, что традиционное празднование такого праздника как Троица, у прибывших рабочих с Украины было другим. Если местное население в основном старалось в этот день посетить кладбище, где поминало усопших родственников. Сезонные рабочие с Украины иногда устраивали хороводы, у раскрашенных ленточками берёзок. Берёзки срубали в лесу и устанавливали у общежития. Местных жителей не интересовало отношение сезонных рабочих к религии, терпимость и лояльность были основными чертами характера местных жителей. Заключение Мадонна со свалки рассказала нам о том, что явилась она с Украины. Она рассказала об истории религии на территории нашей страны. Территория Украины в советское время входила в состав нашего государства. Уже в то время на территории Украины было несколько церквей, среди них и Униатская церковь, когда-то православная, но согласившаяся на договор с католической церковью в 16 веке. В СССР гонения распространились на все конфессии. В Вашкинском районе в советское время основным производством был Вашкинский леспромхоз, принимавший на работу большое количество сезонных рабочих из Молдавии, Украины, Белоруссии и других уголков нашей страны. Сюда на Вашкинскую землю приезжали люди с разным вероисповеданием, с разной культурой и традициями. Но местное население не конфликтовало с вновь прибывшими рабочими, а наоборот, проявляло сочувствие к их судьбе. Поэтому некоторые сезонные рабочие из советских республик навсегда связали судьбу с нашим краем. В этом проявились лучшие черты русского народа. Сегодня в нашей стране свобода совести и вероисповедания. Множество религиозных и псевдорелигиозных течений и сект вербуют людей в свои ряды, в основном молодёжь. Появилось множество религиозной продукции, распространяемой в торговой сети. Это картинки на религиозные темы, печатная продукция. Несмотря на их схожесть с православными сюжетами, всё же в них есть существенные отличия. Пользоваться такими предметами культа православному человеку нельзя. Наша исследовательская работа необходима для молодого поколения православных людей, чтобы они отличали православные иконы и предметы культа от иных, чуждых Русской Православной Церкви. Вся история нашего православия учит терпимости к иным религиозным верованиям. Сохранение религиозного мира главная задача в нашей многонациональной стране. Изучив картину Успение Девы Марии, мы передали её в Вашкинский краеведческий музей, именно там её место. Этот экспонат может рассказать об истории нашего района. Использованные литература и источники: Ресурсы Интернета: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-uspeniya-bozhiej-materi.html Ресурсы Интернета: http://www.tamby.info/catholic/uspenie-i-voznesenie-devy-marii.htm РИА Новости https://ria.ru/religion/20090727/178751286.html А.Флегантова. Сезонные рабочие в Вашкинском леспромхозе. Новокемский, 2014