Наталия Маккова

20.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 40-43.
20.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 40-43.

ТЕКСТ 40

индрийани мано буддхир
асйадхиштханам учйате
этаир вимохайатй эша
джнанам авритйа дехинам
индрийани - чувства; манах - ум; буддхих - разум; асйа - этого (вожделения); адхиштханам - место пребывания; учйате - называется; этаих - всеми этими; вимохайати - повергает в иллюзию; эшах - это (вожделение); джнанам - знание; авритйа - покрыв; дехинам - воплощенное в теле существо.

Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию.






БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «40. Чувства, ум и разум считаются местами расположения вожделения. Всеми ими оно вводит в заблуждение, покрывая знание воплощенных.».






КОММЕНТAРИЙ: Враг обусловленной души захватил различные стратегические позиции в ее теле, поэтому Господь Кришна указывает их, чтобы тот, кто хочет победить этого врага, знал, где его искать.




БОГ: Вожделение – это энергия Бога, Сам Бог. Ничего просто так Бог человеку не дает, но только то, что строго соответствует его ступени материального и духовного развития и то, что будет работать Волею Бога над человеком, помогая ему подниматься по ступеням материального и духовного развития. Вожделение, это качество присуще живому существу на его ступени, его невозможно отменить, его надо почти отработать и через все последствия греховной деятельности принять в сознание и в качества отказ от этого состояния на всех уровнях – на уровне желаний, чувств, понимания, разумного мышления, мыслительного процесса. Этим занимается Бог Божественными средствами. Для невежественного человека вожделение можно представить, как его врага. Но на самом деле оно долго служило человеку и прежде животному в материальном мире, чтобы оградить себя от гибели, чтобы выжить. И в теле человека, проявляясь Волею Бога, оно опять же помогает человеку сосредоточить на нем внимание и начинать прилагать усилия для отказа от того, что в человеческом обществе уже не в помощь, ибо в материальном мире людей есть пути обеспечения своего существования через труд и через труд можно многие желания и удовлетворять. Поэтому вожделение не недруг человека, а скорее друг, ибо помогает человеку начать Милостью Бога через отстранение этого качества от себя подниматься по ступеням материального развития. Т.е. разумный человек ничего не должен особо ругать в этом мире, понимая, что за всем стоит Бог, Бог управляет развитием человека, никто не остается на низших ступенях человеческого развития в этом мире. О вожделении в себе человек узнает по тому, что его беспокоит в этом направлении. Это может быть мыслительный направленный процесс, память, чувства, неуправляемые желания, разум, который не может противодействовать вожделению. Это те места, через которые человек ощущает в себе вожделение, осознает его. Но все это в человеке энергетические процессы, работа Бога напрямую с душой. И выходить из этого частого внутреннего состояния можно только с Богом через определенные инструменты духовного порядка и саму практику жизни, игры и роли, которые определяет Сам Бог, заставляя человека поднимать нагара свои качества, воплощая их в греховной деятелности.

 





Центром деятельности чувств является ум, поэтому, когда мы слышим об объектах чувств, наш ум наполняется мыслями о мирских удовольствиях, в результате чего ум и чувства становятся опорными пунктами вожделения.




БОГ: Примерно так можно сказать. Внешние материальные объекты питают это качество в человеке, возбуждают его, но не сами по себе. На эти внешние объекты направляет человека Бог, дает их обозревать, дает необходимые сопровождающие человека внутренние энергии, которые вовлекают ум и придают желаниям усиленную форму, и человек некоторое время пребывает в этом состоянии Волею Бога. Человек в себе соглашается с тем, что ему ЭТО НАДО, что он ЭТО ХОЧЕТ, что он готов рассматривать через ум все варианты, чтобы это получить. И подключает разум не для того, чтобы отказаться, но для того, чтобы найти в себе за счет себя или засчет других этот вопрос решить, удовлетвориться этим и успокоиться, ибо именно эта цель для человека есть то, что и имеет в себе боль, переживания, сомнения, сильное чувство обрести, все другое ставящее на задний план и устанавливающее в душе некую тяжесть и некоторое время тянущуюся озабоченность. Бог неоднократно это состояние в человеке повторяет, дает ему изнутри все варианты достижения цели. И это может происходить на всех ступенях человеческого развития можно сказать с каждым, и это все рабочий процесс, и это все направлено на развитие и уничтожение вожделения, но это не избежать, если человек, даже преданный, еще обладает такими в себе качествами. Бог скрупулезно знает все качества каждого и Знает как их изымать. Но о них человек должен иметь понимание, не видеть в них самого себя и свою суть, а видеть в них то, что можно убрать, и в этом процессе человек должен видеть все энергетическое на себя воздействие, понимать, что с ним работают энергии Бога, различать их, по мысли, по памяти, по переживаниям энергетического порядка на уровне груди, по загруженности и направленности мысли… Человек должен прозревать, видя, чувствуя работу Бога над собой, и пытаясь сотрудничать, ставя в себе хоть мыслью запреты на неразумные материалистичные греховные, стяжающие и не только желания.

 


Вслед за ними в оплот вожделения превращается разум. Разум - ближайший сосед души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять ложное эго и отождествлять себя с материей, а значит, и с умом и чувствами.




БОГ: Разум ни есть некое обособленное живое существо в человеке, он не может душу заставить в чем-то. Разум – есть энергия Бога, Сам Бог, Который через этот энергетический дополнительный к уму процесс напоминает человеку более нравственные стороны его устремления, как бы предупреждает или иногда помогает углубиться и просмотреть все варианты за и против. Но если цель Бога наказать человека через вожделение, вовлечь его в те или иные материальные игры и роли, чтобы достичь желаемое и человек при этом готов по своим качествам, то разум может и позволить предпринять греховное деяние направленное на удовлетворение вожделения, сильного желания человека. И все это работа только Бога, в Руках Которого все бразды Управления человеком, и все для развития человека, как бы иначе не показалось.

 


Так вечная душа развивает привязанность к материальным удовольствиям, ошибочно принимая их за истинное счастье.





БОГ: На самом деле Бог так работает с человеком, чтобы не привязывать к материальным наслаждениям, но постепенно от них отлучать через последствия греховной деятельности. Но это все происходит непостижимо, в виде коллебательного процесса, где человек то привлекается материальными объектами, наслаждается ими, то наказывается Богом, и так постепенно в нем откладывается в сознании, что не всякое удовлетворение чувств может быть во благо, что мир материальных отношений устроен так, что за все надо иногда не только платить, но и расплачиваться. И таким образом, уже материальный человек, далекий от преданного служения постигает изнутри процессом своей жизни некоторые знания Вед, но входящие пока в него через практику материального существования, давая опыт, осторожность, умение себя сдерживать, давая выборочность, давая подключение умственного все оценивающего процесса… и так развиваясь умом и качествами в колесе сансары, готовясь Богом к преданному служению
 



Это ложное самоотождествление души описано в «Шримад-Бхагаватам» (10.84.13):
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих
йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж
джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах
«Человек, отождествляющий себя с телом, состоящем из трех материальных элементов, считает порождения этого тела своими родственниками, а землю, где он родился, - достойной поклонения; он отправляется в места паломничества только ради того, чтобы омыться в священных водах, а не ради общения с людьми, обладающими духовным знанием. Такой человек ничем не лучше осла или коровы».





БОГ: Все, что мыслит и считает материальный человек, дается ему Богом строго согласно ступени его материального развития и другими, совершенными знаниями наполнять на его ступени невозможно, ибо не готов по своим качествам, по своей судьбе, ибо все в ней кармически оговорено. Поэтому не следует никого осуждать. Путь каждому дает Бог. Все есть Работа Бога и потому СВЯТО. И только Бог Знает, как повести человека и через что, чтобы он мыслил и видел более точно, чтобы он начинал сотрудничать с Богом мыслью и желаниями, чтобы он начинал видеть вещи, как они есть, чтобы мог принимать в свое время Святые Писания, как Указание Бога для себя и следовал Слову Бога неукоснительно. Чтобы человек встал на этот путь принял такое понимание, он должен пройти все предварительные этапы своего материального и духовного развития и достичь тех качеств, которые откроют врата в преданное служение и уже здесь человек с Богом пройдет то очищение, те духовные практики, получит те совершенные духовные знания, которые и помогут достичь цель жизни – духовный план. Никто не избежит этот путь. Но ускорять его, не следует, ибо только Бог Знает, кому пора, а кому надо еще отождествлять себя с телом…






ТЕКСТ 41

тасмат твам индрийанй адау
нийамйа бхаратаршабха
папманам праджахи хй энам
джнана-виджнана-нашанам
тасмат - поэтому; твам - ты; индрийани - чувства; адау - вначале; нийамйа - подчинив; бхарата-ришабха - о лучший из Бхарат; папманам - корень греха; праджахи - обуздай; хи - безусловно; энам - этого; джнана - знания; виджнана - и науки о чистой душе; нашанам - губителя.

Поэтому, о лучший из Бхарат, прежде всего вырви главный корень греха и порока [вожделение]. Подчинив себе чувства, срази этого врага знания и духовного совершенствования.






БОГ: Перевод не точен. Не следует так воинственно переводить. Правильный перевод: «41. Поэтому, о, Бхаратаршабха, вначале, контролируя умом чувства, непременно победи этот источник греха, разрушителя знания и практического применения знания.».






КОММЕНТAРИЙ: Господь советует Aрджуне прежде всего обуздать чувства, что поможет ему одолеть своего злейшего врага, вожделение, который толкает человека на путь греха и убивает в нем стремление к самоосознанию и постижению науки о душе.




БОГ: Вожделение не злейший враг, а некое воспитующее, данное Богом препятствие в мире людей, имеющее к душе отношение можно сказать из далека, из животных форм существования. Это препятствие духовному развитию человека. Но может еще способствовать материальному развитию, обретению матеральных качеств и опыта, также может способствовать и развитию человеческой материальной нравственности. Ибо вожделение есть то, что, будучи поддержанным умом и разумом, как и чувствами, вовлекает человека в материальные игры и роли, имея цель удовлетворить сильное или страстное желание. И таким образом, человек мотивируется на согласие участия в предлагаемых Богом тех играх и ролях, которые и будут иметь воспитующее значение. Пока человек устремляется к своей вожделенной цели, он по пути встречает немало преград и вынужден их преодолевать, повинуясь своему неконтролируемому влечению. Эти игры достаточно адресны и человек получает только то, что и должен был получить – опыт, понимание, нравственность, элементы аскетизма, необходимые убеждения, сомнения, выводы, прислушивание к своему разуму, самобичевание, саморазоблачение порою иллюзорности цели или ее малой фактически по итогу значимости для себя… и таким образом часть оскомины вожделений Бог в нем сбивает, наполняя через эту практику, инициируемую вожделением, более здравым пониманием, часто повторяя такие уроки с некоторыми дополнениями или в букете с другими желаниями. Так примерно, но не сразу, человек обуздывает свои желания, но это происходит естественно, принимается естественно и дает великую осмотрительность на будущее. Никто у Бога не спит в материальном мире, никто просто так не мыслит и не поступает, никто просто так не принимает и не отвергает. За всем стоит Высший Управляющий. Над каждым работает Бог Сам. А человека просто надо направлять на правильный мыслительный процесс. Давать ему инструменты сотрудничества с Богом. Отсюда и совет Бога Арджуне контролировать свои чувства. Это необходимо. Ибо в нужный момент Бог напомнит человеку это Слово Бога и тот войдет в такое желание и будет осознавать себя прилагающим усилия, сотрудничающим с Богом и таким образом утверждаться в Боге, входить в Бога, памятовать о Боге и необходимости преданного служения и здесь духовных практик и следованию Слову Бога.




 Гьяна - это знание о своем истинном «Я», отличном от ложного «Я», то есть знание о том, что вечная душа отлична от тела.





БОГ: гйана – это духовные знания, сюда входят все знания Святого Писания, не только знания о душе. Гйана-йога – это связующий процесс с Богом через постижение Слова Бога, что есть изучение Святых Писаний. Поэтому нельзя делать в понимании гйана акцент только на том, что есть душа. Это вводит в заблуждение тех, кто изучает Бхагавад-Гиту.

 




Вигьяной называют понимание изначального положения души и ее отношений с Высшей Душой.
БОГ: вигйана – есть практическое применение совершенных духовных знаний. Что касается отношений с Богом, то здесь всегда надо оговаривать, что на самом деле не существует отношений Бога и души, Личность Бога очень высоко стоит и ни в какие отношения не входит. Можно лишь говорить о подчиненном, полностью зависимом положении души и ее служении Богу Кришне. Любое другое понимание есть работа иллюзорных энергий Бога. Также, не следует Бога Кришну называть в современном мире Высшей Душой. БОГ – есть Святой Дух, не душа, и говорить о Боге нужно: БОГ КРИШНА. Понимание высшая душа было дано Богом для людей низкой ступени материального и духовного развития в прошлом, во времена Арджуны, но в современном мире человек должен о Боге понимать более точно, о Личности Бога, ибо его интеллект в целом это позволяет.

 




В «Шримад-Бхагаватам» (2.9.31) об этом сказано следующее:
джнанам парама-гухйам ме
йад виджнана-саманвитам
са-рахасйам тад-ангам ча
грихана гадитам майа
«Знание о душе и Высшей Душе является в высшей степени сокровенным, но его можно постичь и применить на практике, если это знание в его различных аспектах откроет нам Сам Господь». В «Бхагавад-гите» дается и теоретическое, и практическое знание о душе.





БОГ: Перевод стиха не верен. Более точный перевод содержится в Шримад-Бхагаватам, данный Шрилой Прабхупада и его искажать неследует. Перевод такой: « Знание обо Мне, содержащееся в Святых Писаниях, - это самое сокровенное знание и постичь его можно только в процессе преданного служения. Я расскажу тебе о некоторых частях этого процесса, а ты постарайся следовать всему, что услышишь от меня». – Такой перевод допустим. Но еще более точный перевод: «Высочайшие сокровенные знания обо Мне, в которые входит их практическое применение с преданным служением Верховному Богу, с некоторыми также дополнениями, прими, объясненные Мной.».

 



Живые существа - неотъемлемые частицы Господа, поэтому их единственное предназначение заключается в том, чтобы служить Ему. Понимание этого называют сознанием Кришны. С самого начала жизни человек должен овладеть этой наукой, чтобы полностью развить в себе сознание Кришны и действовать соответствующим образом.




БОГ: Вопрос о преданном служении и о совершенных знаниях человека решает только Бог. Только Бог Знает, в каком рождении, в какой период жизни дать человеку этот путь и духовные знания высокого порядка. Рассуждать на эту тему преданным не следует, но заниматься своим преданным служением.




Вожделение - это не что иное, как искаженное отражение любви к Богу, которая заложена в каждом живом существе.




БОГ: Это неверное понимание. Вожделение никак не может преобразоваться в любовь к Богу Кришне. Это отдельная иллюзорная энергия Бога, работающая только по Воле Бога в материальном мире с качествами людей, которые соответствуют этой энергии и на нее отзываются мыслительным процессом, чувствами, деяниями, желаниями, входят в эту энергию, располагаются в ней и принимают ее за себя.
 



Если человек с раннего возраста овладеет наукой сознания Кришны, его естественная любовь к Богу не сможет превратиться в вожделение.




БОГ: Если человек с раннего возраста начинает преданно служить Богу, то это не показатель того, что с его качествами все впорядке. И в таком человеке на определенном этапе его жизни это качество может начинать проявляться и доминировать в его мыслительном процессе, желаниях, поступках. Все о человеке Знает только Бог. Нет ничего, что бы могло обезопасить человека в преданном служении. У каждого есть качества низкого порядка и с каждым работает Бог Лично или адресно, как бы высоко не стоял преданный.

 



Но если любовь к Богу уже превратилась в вожделение, живому существу очень трудно вернуться в свое естественное состояние.





БОГ: Не следует рассуждать о том, что ни есть Слово Бога и что фактически не имеет места быть. Любовь к Богу и вожделение две непересекающие и не взаимодействующие между собой энергии Бога. И трансформация одной энергии в другую может быть только в очень беспокойных умах преданных, пытающихся в совершенные духовные знания привнести плоды своей мыслительной спекуляции. А это есть греховная наказуемая деятельность и свидетельство низкой ступени духовного развития самого преданного. Надо строго мыслить и понимать и рассуждать и проповедовать в рмках Божественного Слова, не отклоняясь и не засоряя понимание и духовные знания других людей.

 



Тем не менее метод сознания Кришны столь могуществен, что, даже начав с опозданием, человек может обрести любовь к Богу, если будет следовать правилам преданного служения.





БОГ: Нет для человека опоздания в преданном служении. Это нонсенс. Так не бывает. Бог работает с человеком строго в соответствии с Планом Бога на человека. Каждый приходит к преданному служению, ведомый Богом, строго в свой день и час до мгновения.




 Иначе говоря, научиться управлять своими чувствами можно на любом этапе жизни.





БОГ: Научиться управлять своими чувствами не реально. Этим процессом сам человек не управляет. Только Бог. Но видимое участие Бог человеку обеспечивает через Божественные инструменты, называемые практикой преданного служения, и Сам в этом участии направляет человека через мысль, память, качества, желания, возможности, окружения, других людей…





 Надо лишь понять необходимость этого и посвятить себя практике сознания Кришны, или преданному служению Господу. Так, постепенно превратив вожделение в любовь к Богу, человек достигнет высшей цели человеческой жизни.






БОГ: Не превращается вожделение в любовь к Богу. Это ложь. Любовь к Богу никак не синтезируется ни из каких человеческих усилий, ни из каких пониманий. Любовь к Богу может только даваься Богом. И невозможно проследить, кому именно и на какой ступени. Она может проявиться мельком, дать человеку понимание, что он испытывает любовь к Богу Кришне. И все. Ее нет. Задержаться это чувство не может ни у кого, Бог не даст, ибо это то потрясения, которое мешает преданному служению. Человек полностью как парализуется. Он может только плакать, ибо любовь дает сильнейшее осознание своей греховности перед Богом, своей ничтожности, что человек в мгновение постигнув Величие Бога, теряет смысл в своем существвании.. Поэтому нельзя или мельком и очень редко. Но любому Бог может дать искру этого внутреннего состояния.






ТЕКСТ 42

индрийани паранй ахур
индрийебхйах парам манах
манасас ту пара буддхир
йо буддхех паратас ту сах
индрийани - органы чувств; парани - стоящие выше; ахух - говорят; индрийебхйах - чувств; парам - стоящий выше; манах - ум; манасах - ума; ту - же; пара - стоящий выше; буддхих - разум; йах - который; буддхех - разума; паратах - выше; ту - же; сах - он.

Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она [душа].




БОГ: Точный перевод.




КОММЕНТAРИЙ: Органы чувств - это инструменты в руках вожделения. Вожделение накапливается в теле и выходит наружу через органы чувств.





БОГ: Вожделение не накапливается в теле ни в каком виде. Это энергия Бога, которая соответствует качествам человека, она в человеке начинает проявлять себя сразу, не накапливаясь нигде, как только Бог ее подаст. А подает Бог эту иллюзорную энергию на органы чувств, на мыслительный процесс, на разум, на понимание, на присутствующий в человеке опыт. Все подключает Бог и вводит человека в осознание сильного желания, которое тотчас через ум Бог ему объясняет, что он хочет, в какой степени, на сколько это возможно, что из этого получится, какие усилия надо человеку приложить… Все это дает Бог не постоянно, а время от времени в соответствии с тем, что человек в себе в эту сторону смотрит, что качества его и мыслительный процее это принимают за норму, что это вожделение его собственное желание, и он неуклонно умом следит за тем, как ему подскажет разум действовать, ибо действовать готов.
 



Поэтому органы чувств выше тела как такового.




БОГ: В стихе не говорится о том, что органы чувств выше тела, но сказано, что чувства стоят высоко: «индрийани паранй ахур…», - говорят, что чувства стоят высоко… Поэтому рассуждать о теле здесь излишне. И тело и чувства неотделимы друг от друга, сопровождают друг друга, обусловлены друг другом и потому говорить о том, что выше – не корректно, этим стихом Бог на такой анализ не направляет человека.


 

Когда живое существо обретает высшее сознание, или сознание Кришны, вожделение больше не может использовать их.




БОГ: Вожделение ни есть некое разумное живое существо, это есть энергия Бога неотличная от Бога. И для Бога нет запретов, Бог работает над человеком на любой ступени его материального и духовного развития, ибо всегда в качествах преданного есть место и для сильных желаний, и Бог над ними будет работать и будет их показывать преданному столько, скоько преданный находится в материальном мире. И Бог будет использовать и ум, и разум, и чувства, и память, и понимание… И искоренять Божественным путем эти качества человека. Но при этом человек не должен выглядеть как беспомощный и потому Бог дает ему рычаги работы, сотрудничества с Богом, выводя постепенно его понимание на то, что душа может воздействовать и на ум и на разум и на чувства, ибо она возвышается над этим. Так было сказано для Арджуны, чтобы человек не очень чувствовал себя беспомощным. Но в современном мире все же надо давать себе отчет в том, что все полностью находится не под управлением души, а в Руках Бога, и единственным рычагом управления, чтобы избавиться от низших качеств, является преданное служение со всеми практиками, которые сюда входят, через преданное служение человек входит в Бога, ослабляет интерес к материальным наслаждениям, корректирует качества… но и все то делает Бог, но параллельно с усилиями преданного и дает духовные знания и плоды практик духовного направления только с учетом старания преданного, чтобы ему не совсем показалось, что от него ничего не зависит. Эту связь духовного развития и преданного служения Бог утанавливает жестко, можно сказать прямопропорционально, где одно зависит от другого в пути преданного служения и потому не увернуться, не освободить руки, хоть все делается автоматически, но постоянно, следуя Указаниям Бога, трудиться и трудиться и избавляясь от вожделения и от других качеств, которые тормозят преданное служение.






В сознании Кришны душа напрямую связана с Верховной Личностью Бога, поэтому на высшей ступени описанной в этом стихе иерархии телесных функций стоит Сверхдуша.

БОГ: Здесь иерархии нет. Бог просто последовательно через очень простые доводы показывает, что он сам, Арджуна, любой человек может управлять своим разумом, умом, чувствами. Чтобы таким образом дать ему, как ребенку, в этом вопросе порулить, понять, что от него что-то зависит. Но в реальности этот выстроенный карточный домик легко рушится, ибо никакие личные усилия изначально не приводят к успеху, только сотрудничество с Богом и только на основе Совершенных Знаний и только через путь преданного служения и здесь духовных практик. Только тогда Бог, Сам, Лично убирает вожделение, но в своей мере. А само преданное служение есть условие, но не причина результата.
 



Деятельность тела - это деятельность органов чувств, и прекратить деятельность чувств - значит полностью остановить деятельность тела. Но поскольку ум всегда активен, то даже когда тело отдыхает, ум продолжает действовать, как это, например, происходит во сне. Над умом стоит разум, определяющий направление действий тела, а над разумом - душа. Поэтому, если душа действует под непосредственным руководством Верховного Господа, то нижестоящие разум, ум и чувства естественным образом делают то же самое.



БОГ: Душа на самом деле ни над чем не стоит. Эта цепочка, здесь приведенная, хороша для Арджуны и людей примерно его ступени материального и духовного развития. Это все посулы Бога невежественному все же человеку, тому, кто рассчитывает все же самостоятельно справиться со своими греховными качествами. Чувствами Управляет Бог в соответствии с ступенью материального и духовного развития человека. Сам Бог напрямую Управляет. Никто больше. Ум также Управляется Богом, напрямую и тоже согласно качествам человека. Разумом тоже Управляет Бог напрямую и тоже согласно качествам человека. Сама душа, человек, здесь о человеке речь, если полностью выполняет Указания Бога, то он, человек, как бы ни старался, как бы ни занимался преданным служением и духовными практиками в преданном служении, никак не сможет управлять ни чувствами, ни умом, ни разумом. Только Бог. Так что ни чувства, ни ум, ни разум автоматически не следуют тому, что хочет душа, даже если она следует Слову Бога. Ибо у Бога всему свое время. И Бог Сам Знает, когда привнести изменения в чувства, ум, разум, качества преданного. Причем такие корректировки дело не единовременное и часто не одной жизни, а требуют еще круговорот сансары. Но душа стараться должна, должна изучать Святые Писания и заниматься преданным служением, раз Бог ее повел по этому пути, а все другие вопросы, связанные с развитием и приобретением качеств, угодных Богу, Бог будет решать Сам и в этих вопроса надо вручить себя Богу и заниматься преданным служением, которое дает Богу основание поднимать человека по ступеням его материального и духовного развития.

 


В «Катха-упанишад» сказано, что объекты чувственного восприятия выше чувств, но ум выше этих объектов. Поэтому, если ум постоянно занят служением Господу, чувства лишаются возможности заниматься чем-либо другим.
БОГ: Объекты чувственного восприятия не выше чувств, ибо чувства есть энергии Бога, неотличны от Самого Бога и Управляемы Богом. Для человек просто существует в его играх и ролях такая видимость, поддерживаемая иллюзорными энергиями Бога. Если чувства направлены на объекты чувств, то объекты чувств выше. Никак. Отсюда можно строить неверные рассуждения. То же самое. Ум человека – энергия Бога и внешние объекты есть энергия Бога. Ничто ничего не выше. И заключение не верно: «…если ум постоянно занят служением Господу, чувства лишаются возможности заниматься чем-либо другим.». Для человека много создано видимости. Понять надо другое. Как только человек занимается преданным служением, Бог постепенно Сам, шаг за шагом отводит его желания от внешних материальных объектов, заглушает все чувства материального порядка, направляет мыслительный процесс на все, что связано с преданным служением и Самим Богом Кришной, обезличивает материальные интересы, отводит ум человека от материи в любом ее проявлении, но при этом сохраняет долг и обязанности, если они есть для данного преданного. Поэтому на все вопросы ответ один: Занимайся преданным служением и изучай Слово Бога. И Сам Бог освободит тебя от греховных качеств, минуя все твои досужие размышления о чувствах, объектах чувств, уме, разуме. Все остальные цепочки и причины как не выстраивай, как ни рассматривай, на самом деле не истинны и даны были людям низкой ступени развития, которым надо было кратко и для них приемственно объяснять те вещи, которые им пока точно знать не по развитию или не по уму или не по качествам.


 

О таком состоянии ума уже говорилось в предыдущих стихах. Парам дриштва нивартате.




БОГ: Человек отказывается от наслаждения внешними материальными объектами не потому, что познал вкус к духовному, а потому что в нем запрет ставит Бог, переключает на преданное служение Бог и все остальное убирает Бог, Управляя всем в человеке, ибо надо высвобождать ум, руки, время только для преданного служения и давать человеку то, что соответствует его качествам, Плану Бога на него, что требуют Святые Писания. Поэтому Сам Бог все отводит. А никак сам человек отказывается от вкуса к материальным наслаждениям, познав вкус к наслаждениям высокого духовного порядка. Все – дает Бог. Остальное есть видимость или то, что удобно мыслить человеку, который и в преданном служении желает видеть себя распоряжающимся своими чувствами и привязанностями.


 


Когда ум занят трансцендентным служением Господу, у него нет возможности удовлетворять свои низменные наклонности.


БОГ: Бог не дает такую возможность или сводит такие устремления постепенно на нет.

 
В «Катха-упанишад» душа названа махан, великой, потому что она выше объектов чувственного восприятия, чувств, ума и разума. Так что, познав природу души, мы разрешим все проблемы.




БОГ: Невозможно душу назвать великой ни по каким параметрам. О каком величии можно говорить, если она полностью Управляема Бога, зависима, неподвижна, Беспомощна, ничего не может предпринять, ничему не может противостоять, она не выше ни чувств, ни ума, ни разума… Она ничем сама не управляет. Природу души – Божественная, но эту Божественность она в себе сама не развивает. Над ней постоянно работает Бог, как над Своей энергией, которую задействует в служении Себе. Невозможно познать более глубоко природу души, нежели то, что она частица Бога. Но это не дает ей чистоту и Божественные качества. Их надо развивать, и для этого Бог создал материальный мир, колесо сансары, последствия благочестивой и греховной деятельности и дал в этот мир преданное служение и непременно Святое Писание, как Слово Бога. Которому надо следовать. Все дал Бог. А душа просто автоматически проживает жизнь за жизнью и развивается, но и никогда по качествам не достигнет качеств Бога, никогда не будет безгрешной и никогда точно не будет знать, что можно делать, а что нельзя.





Каждый человек должен с помощью разума осознать истинное положение души и всегда занимать ум деятельностью в сознании Кришны.





БОГ: Истинное положение души однозначно обозначено в Святых Писаниях. Оно умещается в одной строчке. Это просто нужно принять и закрепить практикой преданного служения, всегда отчетливо помня и понимая свое положение перед Богом, как и свое предназначение. И дальше вопрос стоит только о развитии качеств, угодных Богу, тех качеств, которые выводят за пределы материального существования на духовный план.

 


Это ключ к разрешению всех проблем. Тому, кто только ступил на путь духовного развития, как правило, рекомендуют прекратить контакты с объектами чувств.





БОГ: Этот вопрос также решает Бог задолго до того, как преданному будут даваться такие рекомендации, ибо до преданного служения Бог ведет человека через те пути, где приходится быть аскетичным, вести простой образ жизни, не претендовать, радоваться малому, быть беззлобным, никого не осуждать и пр. Есть пути в материальном мире, которые эти качества развивают и закрепляют. Поэтому для человека, который встал на путь преданного служения ограничения себя не панацея, он знал и худшие времена Волей Бога, просто вращаясь в колесе сансары и отдавая Бога свои кармические долги. Но через некоторых реализованных преданных Бог напоминает человеку и материальному и начинающему преданному такой возможный или требуемый путь ограничений, ибо это не навредит, но правильно направит мыслительный процесс, который будет обеспечен многими практиками в материальном мире и большого труда не составит соблюдать требования Бога в Святых Писаниях и для преданного любой ступени преданного служения.

 



Но, помимо этого, человеку необходимо обуздать свой ум с помощью разума.




БОГ: Ум обуздывают не с помощью разума, но это делает Сам Бог, который этим разумом и Управляет, как и мыслительным процессом, как и чувствами и желаниями человека. Но при условии исполнения определенных духовных практик. Духовные практики здесь выступают как причина. Выполняй с этой целью (контроля ума) и получишь более кроткий и покладистый ни на что не претендующий ум. Т.е сами практики эти вопросы не решают. Но старание, но терпение, но посвящение Богу, но следование Слову Бога – вот плата за то, что Бог сократит мыслительную деятельность, упростит ее, направит на Бога и все будет связывать с Богом.

 


Если, используя разум, мы займем ум деятельностью в сознании Кришны и всецело предадимся Верховной Личности Бога, наш ум естественным образом духовно окрепнет и тогда, несмотря на то что чувства сильны и коварны, как змеи, они станут подобны змеям с вырванными ядовитыми зубами и не смогут причинить нам вреда.




БОГ: Если… если надеяться на себя, на свой разум, на свое старание, не уповая на Бога, не выполняя все предписания религии, ничего не получится. Всегда надо думать о Боге, просить Бога. Следовать Слову Бога, стараться в преданном служении и в выполнении духовных практик, контролировать ум, понимая, что ты это делаешь с Богом и по Воле Бога – только тогда можно рассчитывать на успех, Бог поможет освободить чувства от материальной направленности, как и привязанностей, точно также Бог усмирит ум и разум. Все делает в человеке только Бог. И только такое понимание есть путь к успеху в связующем с Богом процессе.

 



Хотя душа выше разума, ума и чувств, пока она не окрепла в общении с Кришной, в сознании Кришны, живое существо всегда может оставить духовный путь, став жертвой необузданного ума.




БОГ: Душа не выше ума, разума и чувств. И от них не зависит, но зависит всецело от Бога. И только Бог может, имея Божественный План по причине, которую Знает Бог, вернуть человека в колесо сансары. Но все, что человек достиг в преданном служении, никуда не денется, все Бог напомнит и всему даст продолжение именно в духовном направлении. Все вопросы касательно человека и его пути материального и духовного развития решает только Бог.






ТЕКСТ 43

эвам буддхех парам буддхва
самстабхйатманам атмана
джахи шатрум маха-бахо
кама-рупам дурасадам
эвам - так; буддхех - разума; парам - то, что выше; буддхва - осознав; самстабхйа - усмирив; атманам - ум; атмана - одухотворенным разумом; джахи - покори; шатрум - врага; маха-бахо - о могучерукий; кама-рупам - принявшего образ вожделения; дурасадам - труднодоступного.

О могучерукий Aрджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума [погруженного в сознание Кришны], и таким образом духовной силой побороть своего ненасытного врага - вожделение.




БОГ: Неточный перевод. Точный перевод: «43. Поэтому, зная, кто выше разума, укрепи свой ум своей духовной сущностью и, о, Сильнорукий, победи этого ужасного врага в форме вожделения.».





КОММЕНТAРИЙ: В третьей главе «Бхагавад-гиты» указан путь к сознанию Кришны, обрести которое может тот, кто осознал себя вечным слугой Верховной Личности Бога и перестал считать своей конечной целью пустоту.




БОГ: Путь к преданному служению человеку дает только Бог Божественными средствами. Это изначально есть материальный путь, путь страданий и преодолений и врата к этому пути открывают только качества человека, достигнутые им в круговороте сансары, где человек постоянно вовлекается в материальные игры и роли, поднимает через них нагара свои качества обоих знаков, через плоды кармической деятельности получает те уроки и наставления, которые и развивают качества, угодные Богу и отводят человека от качеств низшего порядка. Такова работа Бога в материальном мире, приводящая человека к сознанию Бога Кришны, и этот путь не требует предварительного осознания себя слугой Бога Кришны, ибо это уже плоды самого преданного служения и даются человеку вследствие этого преданного служения и здесь духовной практики. Также, что касается того, что некоторые люди имеют до преданного служения самые разные религиозные цели типа пустоты, то это, все, что лишнее, Бог в процессе круговорота рождений и смертей убирает, если речь идет уже о полноценном преданном служении.

 


В материальной жизни нами движет вожделение и желание господствовать над материальной природой.





БОГ: Это желание, такие цели Сам Бог Лично дает материальным людям для их развития, ибо такое направление желаний и мыслительного процесса соответствует их ступени материального и духовного развития. Нет никого, что бы до преданного служения на этих ступенях не был и не устремлялся к постижению материального мира, желая им управлять и использовать согласно своим материальным целям и планам. В своей мере Бог дает таким людям такой путь и поддерживает его и также дает успех в науках, изучающих устройство материального мира, чтобы им управлять во благо людям. Все это способствует развитию интеллекта, все это развивает и качества, ибо в любом случае все идут через путь преодолений, путь потрясений, путь страданий, путь открытий и сомнений, путь проявления качеств, путь наказаний, путь поиска, открытий, ошибок… Материальный мир неисчерпаем для такой деятельности людей, но и есть у Бога те средства, которые уже в материальном мире с материальным мышлением людей направляют на поиски Бога, цели и смысла жизни, на постижение себя и своего предназначения. Такие вопросы Бог ставит перед людьми постоянно и всегда неизменно готовит к преданному служению, давая аскетизм, терпение, понимание, что не все зависит от человека, понимание, что материальный мир не прост и очень сомневаясь, что этот материальный мир был создан случайно…

 


Стремление к господству и чувственным удовольствиям - величайший враг обусловленной души, но с помощью метода сознания Кришны мы можем обуздать материальные чувства, ум и разум.




БОГ: Стремление к господству и чувственным удовольствиям есть свойство материального мира и тоже дано Богом и до времени это в людях Бог поддерживает, как и дает эти наслаждения преумножать и разнообразить. Ибо они есть инструменты Бога. Дав человеку страдания, потрясения, напряженный труд, измотав человека разными переживаниями через Божественные в нем энергии боли, печали, потрясения, Бог, чтобы привести человека в рабочее состояние, дает ему наслаждения, на них направляет ум, каждому по его качествам и потребностям, ими успокаивает, приводит в состояние мира в себе и затем снова дает новые цели, новые пути преодолений, новые повороты в судьбе, новые ситуации, где человек должен все выдержать, исполнить, извлечь, осмыслить, опереться в себе мыслью на надежды.. и далее снова праздники, отдых, удовлетворение чувств… Так что все есть инструменты Бога и все предназначено для работы с человеком матеральным, чтобы в итоге развить в нем качества именно те, которые и подходят для преданного служения, для начала этого пути. Но а там через Святые Писания и Слово Бога, также через духовные практики Бог отводит то, что уже не нужно, что не должно отвлекать преданного от преданного служения и привязывать его к материальному миру. Все есть работа Бога. Но а преданный действительно должен уже отходить от наслаждений, от излишеств в удовлетворении чувств. Но понимать, что делает это не сам, но ведом Богом и требование Бога ему провозглашено : преданное служение, изучения Святых Писаний, посвящение своего труда Богу, другие духовные практики, рекомендуемые Богом. И все это есть ключи к отрешению от удовольствий материального мира, к контролю ума, желаний и чувств, но всем этим за преданный труд награждает Сам Бог. Поэтому стремление к чувственным наслаждениям в матеральном мире – это не враг обусловленной души, а Божественная необходимость и это не следует осуждать, ибо все Волею Бога через это проходят и очень часто через ситуации Бог требует, чтобы человек через это прошел и получил то, что ему причитается кармически.

 



При этом вовсе не обязательно прекращать всякую деятельность или внезапно отказываться от выполнения своих обязанностей: постепенно развивая в себе сознание Кришны, мы поднимемся на духовный уровень и выйдем из-под власти материальных чувств и ума.



БОГ: И речи не должно быть об отказе в материальном мире от выполнения своих обязанностей. Также, никогда преданный, как бы ни старался в преданном служении, не выходит из-под власти материальных чувств и ума. Всегда, находясь в материальном мире, человек будет зависим от него, Бог никого не изолирует. И потому придется помимо духовных задач решать и материальные. Никто не может сделать себе внутреннюю установку, выйти из власти материальных направлений чувств и ума. Никогда преданное служение не может человека оградить от вопросов, связанных с телом, болезнями, долгов перед родными, никогда человек не сможет не обозревать материальные объекты и не мыслить в этом направлении, никогда человек не сможет не думать о поддержании своего тела, а это уже материальные вопросы, никогда человек не сможет не пользоваться общественными материальными местами, а это уже материальные чувства… также преданный никогда не может знать, материально ли он мыслит или духовно… не может оценить степень духовности ни чувств, ни желаний, ни направления ума и разума, ни добродетели… В материальном мире все подернуто материей и все извлекает в человеке помимо его желания материальные чувства, слова, поступки… Нет такого духовного уровня на Земле, который бы преданного полностью одухотворил. Это надо понимать и никому такой уровень не обещать, ибо это уже ложь, или то, что вводит других в заблуждение.

 



…постепенно развивая в себе сознание Кришны, мы поднимемся на духовный уровень и выйдем из-под власти материальных чувств и ума… Сделать это можно с помощью разума, всегда устремленного к чистому «Я».




БОГ: Правильно будет сказать: «Волею Бога занимаясь преданным служением и через него развивая в себе сознание Бога Кришны, мы поднимемся…». Но сделать это можно не с помощью разума, а Волей Бога, Планом Бога, Который может вследствие преданного служения человека поднять его мыслительный процесс так, что он будет мыслить не самостоятельно, но с Богом, принимая любую мысль от Бога за свою, за себя. И эта мысль, и Управляемый Богом разум помогут развить в человеке качества высокого уровня, которые и выведут за пределы материального мира на духовный план. Все только с Богом, оперируя только к Богу, все только через указанную Богом духовную практику и преданное служение. И тогда Бог очистит и ум, и разум, и чувства, и желания, и понимания себя и своего положения перед Богом. Все остальные слова о своем чистом «я» пусты, бесполезны, греховны. Можно говорить не о чистом «я», а о Боге в себе. О Божественном присутствии в себе. Все остальное не имеет ни смысла, ни значения.

 




Таково основное содержание этой главы. Пока человек не достиг духовной зрелости, он склонен предаваться философским изысканиям или искусственно пытаться обуздать чувства с помощью так называемой йоги, однако ничто из этого не поможет его духовному развитию. Необходимо, используя высший разум, развить в себе сознание Кришны.




БОГ: Если человек склонен «…склонен предаваться философским изысканиям или искусственно пытаться обуздать чувства с помощью так называемой йоги…», то такой путь дает ему Бог. Значит, такова его карма. Таковы его качества, такова его ступень материального и духовного развития. Он не пересекает дорогу преданным. И преданным не следует его осуждать. Его ведет Бог и это Свято. И из этого пути он извлечет то, что наметил Бог, и в свое время Волею Бога употребит во благо своему преданному служению Богу Кришне.






Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к третьей главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Карма-йога, или выполнение предписанных шастрами обязанностей в сознании Кришны».