Перейти к основному содержанию
25.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
25.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 21-25. ТЕКСТ 21 нирашир йата-читтатма тйакта-сарва-париграхах шарирам кевалам кармакурван напноти килбишам нираших - не стремящийся к результатам; йата - подчинены; читта-атма - тот, чей ум и разум; тйакта - отвергнуты; сарва - все; париграхах - тот, кем собственнические чувства; шарирам - предназначенную для того, чтобы поддержать душу в теле; кевалам - только; карма - деятельность; курван - совершающий; на - не; апноти - получает; килбишам - результат греха. Такой мудрый человек владеет своим умом и разумом, не считает себя собственником того, что ему принадлежит, и заботится об удовлетворении только самых насущных потребностей своего тела. Действуя таким образом, он никогда не навлекает на себя греха. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «21. Такой человек, не стремящийся к плодам своего труда, контролирующий деятельность своего ума, отказавшийся от чувства собственничества, исполняющий работу только для поддержания тела, никогда не погрязает в последствиях греховной деятельности. КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не ждет хороших или плохих результатов своей деятельности. Он полностью владеет своим умом и разумом. Он знает, что, будучи частицей Верховного Господа, он действует как часть целого и является не самостоятельным исполнителем действий, а лишь орудием в руках Всевышнего. БОГ: Никто, ни один преданный ни на какой ступени преданного служения не может полностью владеть своим умом и разумом. Это невозможно. Бог дает человеку инструменты для контроля ума, но это видимые инструменты, создающие впечатление, что человек может управлять своим умом. Не более. На самом деле старательному преданному в результате долгих духовных практик Бог Сам дает понимание, что он может приостановить ум, направить ум, отказаться от того, что предлагает ум. Но все это в человеке делает Бог Волею Бога, а не усилиями преданного. А Милость Бога такая обуславливается только сроком преданного служения и практик в этом направлении. Сами практики и устремление преданного в этом направлении роли не играю, они ничего не создают, ничего из себя не синтезируют, но сам факт и время продолжительности этих практик дают Богу основание помогать преданному как бы стеречь свой ум и направлять. Создается иллюзия, что преданный сам, не понимая, что все его усилия есть условность религиозного развития. Все практики есть условия и далее вступает в работу только и единственно Воля Бога, отбирающая у преданного лишнее мышление, не нужное для преданного служения. Но Бог в любую минуту может подать любое направление ума и так, что преданный легко в него вовлечется и будет зависим от его предложений. Рука движется не сама по себе, а благодаря усилиям всего организма. БОГ: пример не подходящий с рукой. Рука, нога, голова, тело, туловище, все, что относится к телу, движется только по Воле Бога. А все так называемые усилия всего тела или организма есть все та же иллюзия, которую создает Бог для материальных людей и иных преданных, чтобы понимали себя независимыми и творящими себя и свою жизнь, ибо только так, при таком условии человек может в материальном мире жить и развиваться. На самом деле полностью и телом и чувствами Управляет Бог Кришна. Преданному необходимо входить в это знание и правильно на этом основании строить свой духовный мыслительный процесс и понимание, как и духовные практики. А материальный человек, находящийся на своей ступени развития, именно себя должен осознавать причиной. Ему еще не время видеть и понимать иначе. Так и человек, развивший в себе сознание Кришны, всегда действует в согласии с волей Всевышнего, поскольку не стремится наслаждаться жизнью независимо от Него. БОГ: Минуя неудачный пример, в остальном можно сказать: Человек сам в себе ничего не развивает. Все в человеке, включая и сознание Бога Кришны через путь преданного служения развивает только Бог, давая желания, жизненные силы, энергетическую поддержку, память, знания, направленный на Бога мыслительный процесс, обстоятельства, чувство необходимости этого пути, старание, терпение, понимание Святых Писаний, поддержание тела… Человек развивает сознание Кришны, но никогда не достигает того, что он его в себе развил. Это непрерывный процесс и не имеет конца ни в материальном мире, ни за его пределами. Также, никто не может знать, как это устроить - не стремиться наслаждаться жизнью независимо от Бога… Это пустые слова, как бы ни звучали. Никто не Знает на себя Волю Бога и не знает, что хочет Бог на человека, включая и наслаждения… Надо просто преданно служить, просто поклоняться Богу и не мудрить. Остальное Бог Знает, как сделать… Его действия подобны работе детали в машине. Деталь чистят и смазывают, чтобы сохранить ее в рабочем состоянии, и точно так же человек, обладающий сознанием Кришны, заботится об удовлетворении насущных потребностей своего тела только для того, чтобы быть способным заниматься трансцендентным любовным служением Господу. БОГ: удовлетворение потребностей тела нельзя сводить только к необходимости заниматься преданным служением. Это преувеличение. Тело необходимо поддерживать прежде всего для того, чтобы человек жил, не болел, выполнял свои обязанности, помогал другим, занимался благотворительностью и также тело нужно использовать в преданном служении. Так еще можно сказать. Но поддерживать тело только для преданного служения… - так нельзя говорить. Ибо на это нет Воли Бога. Поэтому его действия не влекут за собой кармических последствий. БОГ: Отнюдь. Как бы ни мыслил о себе преданный, как бы ни считал себя занятым трансцендентным служением Богу Кришне, как бы ни контролировал свой мыслительный процесс и желания, как бы ни придавался Богу, тем нем менее, есть и у него кармические последствия и из этой жизни и из предыдущих. Только Бог знает о каждом истинное положение дел. Себя же утишать своей чистотой нельзя, это достаточно самонадеянно и греховно, только одно это понимание и так направленный мыслительный процесс. Подобно домашнему животному, он не считает себя даже собственником своего тела. Жестокий хозяин может убить принадлежащее ему животное, и оно безропотно расстанется с жизнью. БОГ: Эти примеры никак не подходят для комментариев Святого Писания. Нельзя себя сравнивать с животным. А Бога с жестоким хозяином. Такой мыслительный процесс не достоин преданного, но низшей ступени материального развития. Если человек это не понимает, то Бог найдет, как ему объяснить, что так сравнивать и мыслить преданному непозволительно. К тому же оно никогда не обладает полной свободой действий. Человек, развивший в себе сознание Кришны, целиком поглощен духовной деятельностью, и у него просто нет времени на приобретение излишней материальной собственности. БОГ: Человеком полностью Управляет Бог. Бог Знает, что человеку надо, от чего он может воздержаться и что человеку не пригодится никогда. Поэтому преданный не должен восхвалять себя за то, что он поглощен преданным служением до такой степени, что… Преданного ведет Бог, Бог Знает, что нужно преданному, а что нет. Это работа Бога. Преданный здесь сам ничего не решает, не проявляет никаких особых усилий, ни в чем особо не претерпевает, но автоматически занимается практикой преданного служения. Чтобы поддержать душу в теле, ему не нужно добывать деньги нечестным путем. Поэтому он не оскверняет себя грехом, и его действия не имеют никаких кармических последствий. БОГ: Только Бог Знает, каким образом преданный добывает деньги. И далеко не всегда этот путь чистый. Также греховной деятельностью считается самонадеянность и рассуждения о своей чистоте, о своей негреховности, о том, что твои деяния не влекут последствий греховной деятельности. Перед Богом это низшие качества из низших, ибо нет смирения, нет молитв к Богу Кришне о прощении, нет и благодарности к Богу, если ты считаешь себя высокостоящим преданным, достигшим сознания Бога Кришны и очистившимся от материальной скверны… не видя за всем стоящего Бога. ТЕКСТ 22 йадриччха-лабха-сантушто двандватито виматсарах самах сиддхав асиддхау ча критвапи на нибадхйате йадриччха - само собой; лабха - тем, что приходит; сантуштах - довольствующийся; двандва - двойственность; атитах - преодолевший; виматсарах - освободившийся от зависти; самах - невозмутимый; сиддхау - в успехе; асиддхау - в неудаче; ча - и; критва - совершив действие; апи - даже; на - не; нибадхйате - опутывается. Кто довольствуется тем, что приходит само собой, кто никому не завидует, не обращает внимания на проявления двойственности этого мира и одинаково встречает успех и неудачу, тот, совершая действия, никогда не попадает в рабство их последствий. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «22.Удовлетворенный прибылью, которая приходит сама собой, преодолевший двойственность, не считающий себя причиной результатов своего труда, неизменный в успехе и поражении, такой человек хоть и занят в работе, никогда не связан ею.». КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не слишком заботится даже об удовлетворении потребностей своего тела. Он довольствуется тем, что само приходит к нему. Он никогда не берет взаймы и не попрошайничает, но честно трудится в меру своих сил и возможностей и довольствуется тем, что заработано честным трудом. БОГ: Так можно сказать, но так у преданных далеко не всегда получается. Ибо и преданных Бог понуждает унижаться и просить взаймы, ему приходится и просить и надеяться на то, что Бог даст с рук материального человека, также честно трудиться не всегда получается и преданному, ибо есть и качества и карма, которые могут понуждать человека грешить, не все могут довольствоваться тем, что приносит ему труд… Бог помимо преданного служения проводит преданного по многим перипетиям жизни, ибо Бог Знает, в чем преданный ущербен и как ему помочь. Название преданный никак не гарантирует человеку легкую жизнь, даже если она направлена на поддержание тела и человек о другом мыслить не желает, но посвятить свою жизнь преданному служению. Бог в любом случае личными аскезами преданного не ограничивает, постоянно давая Божественные Наставления и Уроки. Поэтому он ни от кого не зависит. Он никогда не станет служить кому-либо, если это мешает его служению в сознании Кришны. БОГ: Ничего преданный не решает. Что он будет делать, что не будет – это Знает только Бог. Преданный полностью, всецело зависит от Бога, и Бог Знает, как вести преданного и через что, и никакие внутренние установки преданного не играют роли. Бог их сметает легко, давая ту практику в материальном мире помимо преданного служения, которая развивает качества преданного в нужном для Бога направлении. Однако ради служения Господу он готов выполнять любую работу, оставаясь безразличным к проявлениям двойственности этого мира, таким, как жара и холод, счастье и страдания. БОГ: Сам человек не может быть безразличным к двойственности материального мира. В этом человеку помогает только Бог через практику преданного служения, причем эта практика должна быть достаточно длительной и тянется такая практика из его материального бытия, когда человек еще не осознает, битый жизнью, что ему уже все равно, богат он или беден, свободен или в тюрьме, есть друзья или нет друзей и не понятно, от кого больше страданий от друзей или врагов. Когда человек опытом жизни начинает понимать, что как бы мир к нему не поворачивался, у него всегда есть крыша над головой и хлеб на столе… Все эти несложные понимания за многие рождения и есть те качества, тот мыслительный процесс человека, который в преданном служении готов к преодолению двойственности мира, ибо особо себя и свое сознание ломать не надо. Бог подготовил человека в некоторых азах восприятия мира и только теперь дал разъяснение, что такое двойственность через преданное служение, как и понимание, что для него это не камень преткновения. Но хорошо бы понимать и то, что заслуги человека в этом нет, ни тогда и ни теперь. Все есть труд Бога над человеком. И когда он был материалистом и когда он стал преданным Бога Кришны. Человек, обладающий сознанием Кришны, выше материальной двойственности, ибо он готов сделать все, что необходимо для удовлетворения Кришны. Поэтому он одинаково встречает успех и неудачу. Эти признаки свидетельствуют о том, что человек обрел духовное знание. БОГ: выше быть материальной двойственности не получится ни у кого, но некоторые элементы ее преодолевать преданный Волею Бога может. И должен стараться, уповая на Бога. И только Бог ему в этом направлении поможет. Иначе будут привязанности к материальному миру, и говорить о выходе на духовный план будет невозможно. Бог не даст. Поэтому этот вопрос для преданных существенный и никогда не закрытый, ибо практически недостижимый, но отчасти – да. Но эту меру Знает только Бог. Человек же должен стремиться быть равным к победе и поражению, к славе и бесславию, к чести и бесчестию, к удаче и неудаче, бедности и богатству, к власти и подчинению, к благоприятному и неблагоприятному, к счастью и страданию, к приобретению и потере. Этим двойственность материального мира не исчерпывается, но эти направления, умение здесь преодолевать могут помочь человеку считаться (условно) преодолевшим двойственность материального мира. Но и в каждом отдельном направлении преданный не сможет быть абсолютно успешным, но в свою допустимую меру. Но это практика преданного служения, и это непременно и однозначно труд Бога над преданным. Это надо хорошо понимать. Однако и такой человек, в свою меру преодолевший Милостью Бога двойственность материального мира, полностью не может не зависеть от плодов своего труда. Бог в некоторой мере заставит его мыслить о плодах труда и тогда, когда эти плоды будут не удачные и тогда, когда оплаты за эти труды ему едва хватит на пропитание… Бог поставит преданного в карма-йоге перед самыми разными последствиями для человека, и ему надо будет напрячься и неоднократно, чтобы быть смиренным перед Богом, просить у Бога прощение, молить Бога о помощи и многое другое, что и будет помогать человеку входить в Бога через этот труд, как связующий процесс с Богом. ТЕКСТ 23 гата-сангасйа муктасйа джнанавастхита-четасах йаджнайачаратах карма самаграм правилийате гата-сангасйа - того, кто вышел из-под влияния гун материальной природы; муктасйа - освободившегося; джнана-авастхита - находящееся на трансцендентном уровне; четасах - того, чье знание; йаджнайа - ради удовлетворения Ягьи (Кришны); ачаратах - совершаемая; карма - деятельность; самаграм - полностью; правилийате - целиком растворяется. Действия человека, который освободился от влияния гун материальной природы, утвердился в духовном знании и трудится только ради Меня, становятся целиком духовными, и все их последствия растворяются в Aбсолюте. БОГ: Неточный перевод. Никогда никакие последствия труда человека в Боге не растворяются, будь то преданный, будь то материальный человек. Правильный перевод: «23.Преодолевший привязанности в работе, свободный, расположенный в знании, он, исполняя работу, как жертвоприношение, полностью сливается с Верховным Брахманом.». На самом деле никто с Богом Кришной не сливается. Но это было сказано во времена Арджуны согласно общей ступени развития человечества, и такое обещание было действенно, давая человеку еще большее старание в преданном служении, в карма-йоге, ибо это обещание Бога люди в себе держали, передавали ученикам и настраивались таким образом на серьезный религиозный труд, не без успеха. КОММЕНТAРИЙ: Полностью развив в себе сознание Кришны, человек поднимается над всеми проявлениями двойственности и выходит из-под оскверняющего влияния материальных гун. БОГ: Полностью развить в себе сознание Бога Кришны невозможно, подняться над всеми проявлениями двойственности материального мира невозможно, полностью выйти из-под влияния материальных гунн, что есть иллюзорные энергии Бога, невозможно. Все в своей мере, все через преданное служение, изучение Святых Писаний, все через духовную практику. Все только Волей Бога в свое время. И только Бог Знает до какой степени все это может быть человеком преодолимо. Такой человек обретает освобождение, так как он осознаСт свою духовную природу и свои отношения с Кришной и потому его ум остается всегда погруженным в сознание Кришны. БОГ: Лучше об освобождении преданному не думать, ибо на самом деле непонятно, что это такое и насколько нужно человеку и что с этим освобождением делать, если он изначально есть частица Бога, подчиненное Богу живое существо, всегда находящееся под влиянием иллюзорных энергий Бога и в материальном мире и на духовном плане. Бог всегда привязывает человека к труду и на Земле и на духовном плане и именно из труда, что есть преданное служение, человек черпает и Милость Бога, и удовлетворение, и развитие, как материальное, так и духовное. Точно также он всегда связан иллюзорными энергиями Бога, без которых вообще не поймет, кто он, что ему делать, каково его назначение, не войдет ни в какие игры и не сможет развиваться ни на Земле, ни на духовном плане. Осознание своей духовной природы не делает человека свободным. Он всегда зависимое живое существо. А об отношениях с Богом Кришной вообще не следует говорить, ибо и на духовном плане Бог общается с человеком не Сам непосредственно, а через свои Божественные воплощения, имеющие форму тела человека, неотличные от Бога Кришны, но это не Сам Бог. Соответственно, все, что он делает, посвящено Кришне, изначальному Вишну. БОГ: О Вишну не следует упоминать. Только говорить о Боге Кришне. Каждое действие человека в сознании Кришны должно считаться жертвенным актом, потому что цель любого жертвоприношения - удовлетворить Верховную Личность, Вишну или Кришну. Последствия такой деятельности целиком растворяются в Aбсолюте и не приносят человеку материальных страданий. БОГ: Богу можно посвящать труд и плоды труда, плоды жертвоприношения, благотворительности, тапасьи. Это в основном. Но пытаться все одухотворить человеку не получится, и Бог не примет. В других случаях надо просить Бога, благодарить Бога, уповать на Бога, просить прощение у Бога, просить помощи у Бога. ТЕКСТ 24 брахмарпанам брахма хавир брахмагнау брахмана хутам брахмаива тена гантавйам брахма-карма-самадхина брахма - духовное по природе; арпанам - подношение; брахма - Всевышний; хавих - масло; брахма - духовное; агнау - в огне (жертвоприношения); брахмана - вечной душой; хутам - принесенное в жертву; брахма - духовное царство; эва - непременно; тена - им; гантавйам - то, которого необходимо достичь; брахма - духовной; карма - деятельностью; самадхина - с полной поглощенностью. Человек, целиком погруженный в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо он полностью отдает себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и все, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Aбсолюта. БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «24.Духовное подношение Верховному Брахману, Богу Кришне, есть масло, предложенное духовной душой духовному огню потребления. Ими непременно будет достигнут Верховный Брахман, БОГ КРИШНА, полностью поглощенными духовной деятельностью, карма-йогой.». КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе говорится о том, как деятельность в сознании Кришны приводит человека к духовному совершенству. БОГ: О духовном совершестве в стихе не говорится, но о достижении Верховного Брахмана, Богу Кришну. Суть стиха в другом. Труд, посвященный Богу, благотворительность, посвященная Богу, жертвоприношение, посвященное Богу, тапасья, посвященная Богу, другие деяния, посвященные Богу, где человек, преданный Бога Кришны, не претендует на плоды, сравнивается с маслом, предложенным духовной душой духовному огню потребления, Самому Богу Кришне. Духовные люди, которые постоянно в материальном мире свой труд, благотворительность, тапасью, жертвоприношение и пр. постоянно предлагают Богу, реально не претендуя на плоды, практикуясь в этом постоянно, непременно достигнут Бога, т.е. выйдут за пределы материального существования, поскольку они заняты духовной деятельностью, т.е. считается, так дано Богом, что так исполняющий работу человек, преданный Бога Кришны, с таким умонастроением вершащий тапасью, благотворительность, жертвоприношение, одухотворяет свою работу и другие виды деятельности. В основном надо обращать внимание именно на одухотворение труда человека, на карма-йогу, ибо преимущественно именно об этом идет речь в данной главе. А сам человек считается поглощенным духовной деятельностью. Стих не акцентирует внимание на духовном совершенстве преданного, как таковом. Но на развитии преданного; о подъеме его в таком случае по ступеням именно духовного развития говорить можно. Но совершенство недостигаемо, ему есть пределы для человека, и это всегда надо оговаривать. Есть много разных видов деятельности в сознании Кришны, и все они будут описаны в последующих стихах. Здесь же сформулирован сам принцип деятельности в сознании Кришны. Обусловленная душа, оскверненная соприкосновением с материей, вынуждена действовать в материальном мире. БОГ: На самом деле это не так. Живые существа, находящиеся в материальном мире, не были привнесены сюда из духовного мира, никто, ни один, ни в каком теле, ни на каком этапе развития не обладал совершенными знаниями из предыдущего существования. А потому не было ситуации, когда произошло осквернение кого бы то ни было, никто об неких отношениях с Богом и о своем положении перед Богом, о своем изначальном предназначении не забывал, ибо никто в этом знании и не пребывал, никто не падал в материальный мир из духовного, никто не был до тела человека в материальном мире носителем совершенных духовных знаний, ибо все пришли в тело человека из животного мира на Земле. Все души развиваются и совершенствуются в своих пределах через возможности материального мира из молекул, клеток, атомов, электронов, протонов, ядер, атомов, из всех видов мельчайших материальных энергетических извечных частиц. Прежде, чем начать жизнь мельчайшего живого существа, душа проходила свой путь через все материальные стихии… Воздух, эфир, огонь, газы, слои земли… - все это души, мельчайшие, невидимые, имеющие Божественную природу, слабые энергии Бога и тогда служащие Богу, Управляемые Богом… От Бога душе никуда не деться. Душа никогда не осквернялась, ибо низшие материальные качества, сама материя есть пеленки души, ее изначальная суть. И эту душу надо растить до уровня полноценного, разумного, знающего и понимающего слуги Бога, обладающего качествами высочайшего порядка, но – слуги, который понимает Волю Бога, принимает ее за свою, полностью подчинен Богу, не знает другой Воли кроме Воли Бога. Через материю душа не может сразу облагородиться и сразу проявлять качества высокого порядка. Она эти качества с Богом достигает через круговорот сансары в материальном мире во всех телах, во всех формах жизни, во всех средах материального существования. И на каждом этапе Бог развивает в душе те качества, чтобы она выжила, развивалась, потребляла, защищалась, плодилась… и только постепенно с взрослением души Бог начинает ей преподавать еще на животных ступенях уроки нравственности, добра, милосердия… так пробуждая еще на подходе к телу человека ее изначальную Божественную природу. Поэтому, душа не была осквернена соприкосновением с материей. Все ей было дано Богом на ее ступени развития, по ее ступени, ибо другое она взять еще у Бога не могла. Но постепенно. Также, душа понуждается действовать в материальном мире потому, что в ней Бог и Бог ее ведет, развивает, дает ей свои игры и роли, свой труд, свои пути преодолений, даже когда живое существо столь мало, что его и глазом не увидеть. Однако ей необходимо вырваться из материального плена. Это можно сделать с помощью метода сознания Кришны. БОГ: Прежде душа должна достичь ступень тела человека, далее развить качества, необходимые, чтобы вовлечь ее в преданное служение и только на этом этапе ее материального и духовного развития может идти речь о выходе на духовный план. Т.е. у Бога для каждого свое время выхода из материального мира, и этот процесс невозможно ускорить, невозможно душу ни заставить, ни упросить начать этот путь, если еще не время. У нее будет запрет со всех сторон. Больного, у которого расстроился желудок от чрезмерного употребления молока, можно вылечить другим молочным продуктом - простоквашей. Подобно этому, обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно исцелить, заняв деятельностью в сознании Кришны, описанной в «Бхагавад-гите». БОГ: Обусловленную душу не исцеляют, а развивает Личность Бога, ведя каждого по ступеням собственного развития. У Бога нет больных. У Бога есть ступень материального и духовного развития, которая обуславливает проявление определенных качеств, желаний, пониманий, устремлений. Все это на каждой ступени живым существом осознанно, оно адекватно в этих своих качествах, им и должно соответствовать, принимая их за себя и так себя понимая. И из этого состояния, из этого уровня мышления, из этих качеств человека шаг за шагом выводит Сам Бог в круговороте сансары. Сознание Бога Кришны есть завершающий, но также многоступенчатый этап развития человека, но он дается каждому в строго свое время. Этот метод обычно называют ягьей (жертвоприношением), то есть деятельностью, единственная цель которой - удовлетворение Вишну, или Кришны. БОГ: Надо говорить только о Боге Кришне и посвящении Ему плодов своего труда, тапасьи, благотворительности. Имя Вишну в Новых Писаниях употреблять нельзя. Это засоряет понимание верующих, тех, кому уже предстоит начать путь преданного служения Богу Кришне, основываясь на Новых Совершенных Знаниях, минуя писания староверов, куда входит Шримад Бхагаватам, Упанишады, Бхагавад-Гита как она есть и пр., все что изучали преданные до Новых Писаний, данных Богом Лично в начале третьего тысячелетия. Чем больше живых существ в материальном мире будет действовать в сознании Кришны, то есть только ради удовлетворения Вишну, тем более духовной станет атмосфера этого мира, благодаря полной погруженности людей в сознание Кришны. БОГ: К сознанию Бога Кришны невозможно никого привлекать согласно своим личным инициативам. Это работа Бога. Невозможно привлечь в это религиозное направление как можно больше людей, ибо каждый стоит на своей ступени развития и не может стать преданным, пока не разовьет Волею Бога качества, подходящие для преданного служения. Также, не должна атмосфера Земли как-то одухотворяться. Это невежественные и неугодные Богу пожелания преданных. Так может желать человек в гуне тьмы. Земля есть материальная планета и должна такой оставаться, ибо у нее есть от Бога именно материальное предназначение. Это - помогать живым существам подниматься по ступеням развития как материальным так и духовным средствами материального мира. Этим процессом полностью Управляет Бог. Без материального развития нет и не будет духовного, не разовьется ум, разум, память, качества, понимание, не будет основы для преданного служения. Слово брахма (Брахман) значит «духовный». Господь духовен по природе, поэтому лучи, исходящие от Его трансцендентного тела, называют брахмаджьоти, Его духовным сиянием. БОГ: Духовное Тело Бога есть Сам Бог. Весь космос, все вселенные, все есть Тело Бога, как и весь духовный план. Все есть Тело Бога, все Своим Телом Бог пронизывает, во всем в каждой точке вселенной, пространства Бог остается полным Своим целым со всеми Божественными качествами. Нет ничего в Боге безличного, нет ничего, что было бы вне качеств, вне ума Бога. Ни о каком сиянии безличном речи быть не может, его не существует. Все сущее покоится в брахмаджьоти, но, когда это джьоти покрыто иллюзией (майей), или желанием чувственных удовольствий, его называют материальным. БОГ: Ничего не покоится на том, чего нет. Весь материальный и духовный мир находится в Боге, в Теле Бога. Ни о каком брахмаджйоти речи не должно быть. Это вымысел. Есть только Бог, Высочайшая Личность Бога, пронизывающий Свое творение и остающийся в нем полным Своим целым. Этот материальный покров можно сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны. БОГ: Это неверные рассуждения. Преданное служение не сбрасывает никакой материальный покров, ибо его нет. Есть душа и ее материальное тело. и есть ее путь материального и духовного развития, который полностью Управляется Богом. Через преданное служение и посредством материального тела, занятого преданным в преданном служении, душа одухотворяется, т.е. человек Волею Бога приобретает качества, угодные Богу, входит своим сознанием в Бога и чем больше входит, тем сильнее Бог отлучает его от материальных привязанностей, сосредотачивая на Боге быт человека, мысль человека, труд человека, все устремляя к Богу, и Божественными энергиями это закрепляя в душе или утверждает в Боге разум, знания, качества, цель, устремления. Так постепенно переводит преданного на ту духовную ступень развития, которая и открывает врата на духовный план. Все, что приносится на огонь сознания Кришны, сам жертвенный огонь, или тот, кто принимает подношение, процесс принятия, человек, совершающий подношение, а также конечный результат - все это, вместе взятое, является Брахманом, или Aбсолютной Истиной. БОГ: Так можно сказать. Aбсолютную Истину, покрытую майей, называют материей. БОГ: Абсолютная Истина есть САМ БОГ КРИШНА. Бог не покрыт Иллюзией. Материя входит в Тело Бога, есть энергия Бога, неотличная от Бога, которая находится в пути материального и духовного развития. Дух Бога вечно развивается через входящие в Него энергетические материальные субстанции, которые одухотворяются за счет оживления материи до живых существ и далее через развитие их в материальных телах до жизни и формы тела человека, до преданного служения в теле человека, до духовного плана, где одухотворение продолжается непрерывно Самим Богом. Майей может быть покрыто только сознание живых существ в соответствии со ступенью их материального и духовного развития. Но материя, используемая в служении изначальной Aбсолютной Истине, возвращается в свое исходное духовное состояние. БОГ: У материальной субстанции нет изначального духовного состояния. Материя Волею Бога и средствами Бога только развивается, одухотворяется Богом, начиная с мельчайшего проявления материи, и далее живые существа, и далее человек, и далее преданное служение и далее духовный план. Сознание Кришны - это метод, позволяющий преобразовать иллюзорное сознание в Брахман, Aбсолют. БОГ: Никогда материальной иллюзией покрытое сознание живых существ не преобразовывается и не достигает Самого Бога. Когда ум полностью погружен в сознание Кришны, он находится в состоянии транса (самадхи). Любое действие, совершенное в этом духовном сознании, называют ягьей, жертвоприношением Aбсолюту. БОГ: Состояние транса дает человеку Бог, это условное состояние, которое сопровождается Божественными иллюзорными энергиями, как бы показывающими человеку, что он на правильном пути, что Бог видит его усердие, что у него есть некие неплохие результаты духовного порядка. Это все то же Управление Бога, Божественное обещание, инструмент Бога для работы с преданными особо радеющими за результат и которые готовы не останавливаться в своих духовных усердиях, следуя Слову Бога, видящие цель и смысл жизни в Боге. Но и при этом человек полностью погрузиться в Бога Кришну не может ни умом, ни сознанием, ни через знания высшего порядка, ни через практику йоги. Душа – очень маленькая частица Бога, абсолютно беспомощна, ничего сама из себя не может произвести в направлении вхождения в Бога и постижении Бога своим сознанием. Все это есть только работа Бога над душой, все ее состояния – есть только Милость Бога, обещание Бога, поддержка Бога. Нельзя от самадхи ждать некий абсолютный результат, некую великую для себя духовную победу… Бог легко из этого состояния может перевести преданного на обычное преданное служение, без особых успехов, без потрясения сознания, без и намека на транс… Ибо все, что как бы достигает человек есть просто ему аванс, но никак ни есть его личная высокая перед Богом заслуга. Само состояние самдхи ни есть жертвоприношение Богу; но само преданное служение и все духовные практики, которые сюда входят, Бог называет жертвоприношением Богу Кришне. Так можно понимать. Благодаря духовному сознанию жертвователь, подношение, принятие жертвенного дара, жрец, или тот, кто непосредственно совершает жертвоприношение, а также конечный результат жертвоприношения - все становится тождественным Aбсолюту, Верховному Брахману. В этом суть метода сознания Кришны. БОГ: Нет ничего и никого тождественного Богу Кришне. Это глупость, это низкая ступень преданного служения, это грех так думать и понимать. Все, что связано с жертвоприношением, есть не Сам Бог, а работа Бога в материальном мире, направленная на развитие живых существ, человека. Бог неотличим от Своей работы, но не тождествен тем, на кого Божественный труд направляется. Это надо понимать. ТЕКСТ 25 даивам эвапаре йаджнам йогинах парйупасате брахмагнав апаре йаджнам йаджненаивопаджухвати даивам - полубогам; эва - таким образом; апаре - другие; йаджнам - жертвоприношение; йогинах - йоги-мистики; парйупасате - усердно поклоняются; брахма - Aбсолютной Истины; агнау - на огонь; апаре - другие; йаджнам - жертву; йаджнена - жертвоприношением; эва - так; упаджухвати - приносят. Одни йоги старательно поклоняются полубогам, совершая в их честь различные жертвоприношения, другие же приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана. БОГ: Неточный перевод. Точный перевод: «25.Некоторые йоги, поклоняясь полубогам, непременно приносят им жертвоприношения. Другие приносят жертвоприношения на огонь Верховного Брахмана. Так предлагаются жертвоприношения.». КОММЕНТAРИЙ: Человека, занятого деятельностью в сознании Кришны, можно назвать совершенным йогом-мистиком. БОГ: Занятыми деятельностью в сознании Бога Кришны могут быть только преданные Бога Кришны. Если преданный Бога Кришны направлен умом на мистику, то такой йог считается на низшей ступени преданного служения. Говорить о совершенстве любого йога в преданном служении невозможно и тем более того, чей ум обеспокоен потусторонним, мистическим, непроявленным, кто желает обладать или практикует магию. Такой человек никогда не сможет, имея так направленный ум и желания, достичь успех в йоге, преданном служении Богу Кришне. Но есть и другие йоги: те, кто совершают жертвоприношения, поклоняясь полубогам, и те, кто приносят жертвы Верховному Брахману, безличной ипостаси Верховного Господа. БОГ: Верховный Брахман есть Сам Бог Кришна. Не существует никакой безличностной ипостаси Всевышнего. Таким образом, существуют различные виды жертвоприношений, предназначенные для разных людей. БОГ: Бог Указывает в данном стихе на два вида жертвоприношений. Предназначенные полубогам и Самому Богу Кришне. На тот период во времена Арджуны, согласно материальной и духовной ступени общего развития людей Бог давал выполнять жертвоприношения, посвящая как Самому Себе, Богу Кришне, так и полубогам, мифическим живым существам, на самом деле не существующим, но которые как бы выступали посредниками между Богом и теми людьми, ступень развития который не позволяла обращаться к Богу Кришне напрямую. Такая классификация жертвоприношений в зависимости от того, кто их совершает, довольно поверхностна, потому что, в сущности, жертвоприношение - это деятельность ради удовлетворения Верховного Господа, Вишну, которого также называют Ягьей. БОГ: Все жертвоприношения направлены были на удовлетворение Бога Кришны, и прямые и опосредствованные. Имя Бога Вишну лучше не упоминать. Все жертвоприношения можно разделить на две группы: принесение в жертву материальных предметов и жертвоприношения, совершаемые ради обретения духовного знания. БОГ: Не верное в своей сути высказывание или сделано в спешке. На самом деле стих указал на два вида жертвоприношений: 1. Полубогам. 2. Богу Кришне. Стих заканчивается словами: «…Так предлагаются жертвоприношения.». А вот чем жертвуют… здесь уже пытается порассуждать комментатор. Он говорит о принесении в жертву материальных предметов. Пусть так. Но далее, чем еще могут жертвовать при проведении жертвоприношений? Увы. Комментатор уже говорит о другой ипостаси жертвоприношения – жертвоприношения ради обретения духовного знания… А жертвуют чем? Это надо было здесь изложить, если взялся по этому признаку характеризовать жертвоприношения… Здесь надо было сказать, что жертвуют, изучая Святые Писания, жертвуют, посвящая Богу плоды своего труда, жертвуют, отрекаясь от материального мира, жертвуют, ведя простой образ жизни… Это в современном мире. А во времена Арджуны, желая себе духовного развития, чем жертвовали, выполняя акт жертвоприношения? – тоже жертвовали материальными благами. Только жертвоприношение было именно направленное на эту просьбу своими религиозными атрибутами и формой проведения жертвоприношения. В те времена могли отдавать богам и Богу Кришне обрядом жертвоприношения только имущество и иногда происходило заклание животного. Люди, обладающие сознанием Кришны, жертвуют свою материальную собственность Верховному Господу, а люди, стремящиеся к временному материальному благополучию, жертвуют ее, стремясь удовлетворить полубогов: Индру, бога Солнца и других. БОГ: Во времена Арджуны так могло быть. В современном мире Богу Кришне осознанно жертвуют через путь преданного служения. Те же, кто поклоняется полубогам и теперь, жертвуют тем, что предписывает их религия. Чаще всего это материальные блага или жертвуют разными аскезами. Но надо понимать, полубогов не существует, и все виды жертвоприношения принимает Бог Кришна, распоряжается плодами жертвоприношений, поддерживает жертвоприношения, мотивирует их, дает и результат, через них также укрепляя религиозность людей, которые еще стоят на такой ступени материального и духовного развития. Полубоги - это могущественные существа, которым Верховный Господь поручил управлять материальным миром и обеспечивать его теплом, водой, светом и прочим. БОГ: Нет полубогов. Никому Бог не поручал управлять материальным миром. Бог Кришна Управляет материальными и духовными мирами Единолично и не нуждается ни в каких помощниках, никого не уполномочивает. Те, кто жаждет материальных благ, поклоняются полубогам, совершая рекомендованные в Ведах жертвоприношения. Таких людей называют баху-ишвара-вади, что значит «те, кто верит в существование многих богов». БОГ: Современному преданному надо знать, что нет богов. Есть только Один Бог Кришна. Все другое – вымысел. Другая категория людей - те, кто поклоняются Брахману, безличному аспекту Aбсолютной Истины, и считают полубогов существующими лишь временно, - приносят в жертву на огонь Aбсолюта свою индивидуальность и, погружаясь в бытие Всевышнего, прекращают индивидуальное существование. БОГ: Нет, не существует безличного аспекта Верховной Личности Бога. Нет Богов и полубогов. У Бога Кришны нет бытия. Невозможно погрузиться в бытие Абсолютной Личности Бога. Это абсурд. Невозможно погрузиться туда, чего не существует, нельзя думать и понимать Бога через призму несовершенного человеческого понимания. Такие имперсоналисты жертвуют свое время на философские размышления, пытаясь постичь духовную природу Всевышнего. БОГ: Каждому его размышления по ступени его материального и духовного развития дает Бог. Этот этап в человеке не перешагнуть, не миновать. Каждый на пути к Богу Кришне переживает свой процесс развития, данный Богом. Это не запретить, это не проигнорировать, от этого не отказаться. Поэтому обсуждать и осуждать других людей, как они и через что идут, не следует. Это грех. Итак, карми приносят в жертву материальную собственность ради мирских удовольствий, а имперсоналисты жертвуют своим материальным самоотождествлением ради того, чтобы погрузиться в бытие Всевышнего. БОГ: В современном материальном мире Бог дает людям многие направления рассуждений о Боге, о достижении Бога. Все это не должно беспокоить преданных. Они должны просто заниматься преданным служением, понимая, что на все Воля Бога, всех ведет Бог, труд Бога Абсолютен и нет никого, кто бы не был в свое время вовлечен в преданное служение. Всему у Бога свое время. Для имперсоналиста жертвенным алтарем является Верховный Брахман, а жертвой - собственная индивидуальность, сжигаемая в огне Брахмана. БОГ: Любой путь есть поиск Бога. Эти вещи выносить в Святое Писание нельзя. Эти подробности пути и пониманий других людей никак и ничего не привнесут в сознание Бога Кришны, а вот настроить враждебно к другим людям могут, что непременно для преданного повлечет последствие греховной деятельности Однако человек, обладающий сознанием Кришны, подобно Aрджуне, жертвует всем ради удовлетворения Кришны. В результате и его материальная собственность, и он сам - все приносится в жертву Кришне. Так преданный становится совершенным йогом, сохраняя при этом свою индивидуальность. БОГ: Никогда преданный, любой человек ни через какие практики какого бы то ни было порядка не сохраняют свою некую индивидуальность. Нет такого. Душа всегда остается беспомощной, зависимой от Бога и Управляемой Богом, почти не отличаясь от всех других душ. Все по качествам приближаются к одному качеству – качеству преданного слуги Бога и разнобоя здесь нет, и все выполняют Волю Бога, как свою. Также, никакое пожертвование Богу не делает преданного совершенным. Но все приближает преданного к стандарту качеств, которые и открывают двери на духовный план.