Перейти к основному содержанию
62.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
62.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 9. ТЕКСТ 27-30. ТЕКСТ 27 йат кароши йад ашнаси йадж джухоши дадаси йат йат тапасйаси каунтейа тат курушва мад-арпанам йат - что; кароши - делаешь; йат - что; ашнаси - ешь; йат - что; джухоши - предлагаешь; дадаси - отдаешь; йат - что; йат - что; тапасйаси - совершаешь как аскезу; каунтейа - о сын Кунти; тат - то; курушва - делай; мат - Мне; арпанам - (как) подношение. Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне. БОГ: Правильный перевод. КОММЕНТAРИЙ: Долг каждого человека - строить свою жизнь таким образом, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не забывать о Кришне. БОГ: Невозможно это вменить материальным людям в современном мире в обязанность. Все стоят на разных ступенях материального и духовного развития. Далеко не на каждой ступени человеку разрешается памятовать именно о Боге Кришне. До этой ступени развития надо человеку дорасти качествами. А это путь колеса сансары. Ничего ускорить невозможно. Каждый может прийти к Богу Кришне и придет строго в свое время. Ибо этот путь не миновать, но и требовать от человека «…ни при каких обстоятельствах не забывать о Кришне.», если он не преданный Бога Кришны, НЕВОЗМОЖНО. Сам Бог Кришна не даст, если не пришло время и человек сам не получил еще такое желание от Бога, согласно своим качествам и ступени материального и духовного развития, пока человек это желание не принял за самого себя и не сделал его своим основным устремлением, т.е. не сопротивляется Воле Бога в себе. Всем нам приходится трудиться, чтобы поддерживать душу в теле, и здесь Кришна рекомендует весь свой труд посвящать Ему. БОГ: Речь идет, должна идти в таком вопросе о занятии карма-йогой. Только эта духовная практика посвящает свой труд Богу Кришне, но это должно непременно соединяться и с отказом от плодов своей работы преимущественно. Т.е. плодами работы, деньгами, будет распоряжаться Бог Кришна в человеке, и человек это увидит, ибо будет полностью ведом Богом через мыслительный процесс и желания и будет воочию видеть, на какие нужды в его семье Бог направит заработанные средства. Но карма-йога – это, опять же, не просто мыслительный процесс, но есть преданное служение Богу Кришне, его важнейшая составная часть в преданном служении, которая требует достаточно высоких материальных и духовных качеств. Не каждый человек может пойти по такому пути, но только в строго свое время, когда Бог даст такое разрешение через Совершенные Духовные знания и внутреннее желание и убежденность. Этот путь не требуется от всех, но только от тех, кто назвал себя строго преданным Бога Кришны и, можно сказать, дал обет перед Богом заниматься неуклонно этой духовной практикой и всем, что входит в преданное служение, начиная путь преданного служения с преимущественно двух направлений – изучения Святого Писания и карма-йоги. В совокупности это и есть бхакти-йога, куда со временем добавится и благотворительность, и аскетизм, и простой образ жизни, и контроль ума, желаний и чувств и непременно и с самого начала пути – поклонение Богу Кришне. Никто не может обходиться без пищи, но питаться следует остатками пищи, предложенной Кришне. Каждый цивилизованный человек совершает какие-либо религиозные обряды и ритуалы; поэтому Кришна говорит: «Делай это ради Меня». БОГ: В современном мире на данном этапе общего развития людей предложение пищи Богу перед непосредственным ее употреблением человеком Бог Кришна отменяет. Теперь надо просто получить Благословение Бога на прием пищи через молитву до и после приема пищи, молитву, благодарящую Бога за всё. В таком случае и приготовление пищи и ее потребление не будет считаться греховной деятельностью. Подобный образ действий называется арчаной. Каждый человек склонен делать пожертвования, поэтому Кришна говорит: «Принеси свои дары Мне». БОГ: Благодарение Бога за еду не относится к разряду жертвоприношений человека Богу Кришне. Это значит, что все имеющиеся у нас излишки денег необходимо использовать для развития Движения сознания Кришны. БОГ: Все деньги преданных, включая излишки, надо посвящать Богу или понимать, что ими будет распоряжаться в пути преданного служения человека Личность Бога. Бог дает человеку мысль, дает желание, внутреннее понимание и убеждение, Бог дает рассуждать о том, как правильно использовать денежные средства. Средства могут быть направлены и на путь преданного служения, и на благотворительность, и на другие пожертвования, и на помощь другим людям, и в своей семье иногда преимущественно. В наше время многие стремятся заниматься медитацией, что в нынешний век не очень практично, но тот, кто постоянно медитирует на Кришну, повторяя на четках мантру Харе Кришна, безусловно, самый великий йог и мистик, по словам Самого Кришны, приведенным в шестой главе «Бхагавад-гиты». БОГ: Нет, вибрация мантры не делает человека великим йогом и тем более самым великим йогом, не делает человека и мистиком. Этот путь был дан людям не очень высокой ступени материального и духовного развития, которые, по сути, вот таким пассивным путем, через голос, могли претендовать на некоторые успехи в преданном служении. Но это путь слишком простой, чтобы его оставить современному человеку, тем более, он забирает много времени, забирает руки, и вводит человека в иллюзорное состояние или слишком высокую оценку себя, как преданного Бога Кришны. Бог забирает у людей эту вибрацию, но дает на повторение простую понятную молитву на своем языке, которую можно говорить в любой ситуации и вслух и в уме, не привлекая четки и освобождая время и руки для других дел, как в преданном служении, так и в материально мире. ТЕКСТ 28 шубхашубха-пхалаир эвам мокшйасе карма-бандханаих саннйаса-йога-йуктатма вимукто мам упаишйаси шубха - благоприятных; ашубха - неблагоприятных; пхалаих - последствий; эвам - таким образом; мокшйасе - будешь освобожден; карма - деятельности; бандханаих - оковами; саннйаса - самоотречением; йога - на йоге; йукта-атма - сосредоточивший ум; вимуктах - освобожденный; мам - Меня; упаишйаси - достигнешь. Так ты освободишься от бремени кармической деятельности и ее хороших и плохих последствий. Сосредоточившись на Мне и действуя в духе самоотречения, ты обретешь освобождение и придешь ко Мне. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «28.Таким образом ты освободишься как от благоприятных, так и от неблагоприятных плодов, которыми связывает кармическая деятельность. Практикой йоги вовлеченный в состояние отречения своей духовной сущности, ты достигнешь Меня.». КОММЕНТAРИЙ: Того, кто действует в сознании Кришны под руководством высшего авторитета, называют йукта. БОГ: Высшим авторитетом современных преданных должен быть только Сам Бог Кришна. И руководствоваться современный преданный должен только Словом Бога в Новых Святых Писаниях. В писаниях употребляется термин йукта-ваирагйа. Рупа Госвами объяснил его следующим образом (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255): анасактасйа вишайан йатхархам упайунджатах нирбандхах кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате Рупа Госвами говорит, что, находясь в материальном мире, мы вынуждены действовать. Никто не может перестать действовать. Если, занимаясь той или иной деятельностью, мы посвящаем ее результаты Кришне, такой образ действий называют юкта-ваирагьей. БОГ: Это правильно. Но при этом надо всегда понимать, что все люди, все живые существа заняты той или иной деятельностью в материальном мире, понуждаемые Богом Кришной, присутствующем в Своем творении. Но посвящать Богу Кришне плоды любого своего труда могут только преданные. Другим людям, не достигшим соответствующих качеств, не стоящих на ступенях преданного служения, этот путь посвящения плодов труда Богу Кришне Бог не дает. Проникнутая духом истинного самоотречения, подобная деятельность очищает зеркало ума, и тот, кто занимается ею, по мере своего духовного развития постепенно подчиняется воле Верховной Личности Бога. БОГ: Да, преданное служение учит человека подчиняться Воле Бога, слышать эту Волю Бога в себе. В этом не должно быть сомнений. И это действительно происходит по мере развития высоких духовных качеств человека, занятого преданным служением. Но духовные вещи надо говорить не высокопарно, а по возможности просто и понятно. Надо говорить не о «зеркале ума», а о мыслительной деятельности человека, не о некоей деятельности человека «проникнутой духом истинного самоотречения…», а о деятельности, посвященной Богу Кришне. И этим все сказано. Таким образом в конце концов он обретает освобождение, но не освобождение, приводящее к слиянию с брахмаджьоти. БОГ: брахмаджйоти не существует и упоминать о такой безличной ипостаси Бога не следует. Не следует говорить и рассуждать о том, чего нет и потому недостижимо.Что касается освобождения, т.е. перехода на духовный план, то он достигается не «в конце концов», а в следствие только преданного служения, полноценного и всеобъемного. Преданный попадает на планету Верховного Господа. Здесь ясно сказано: мам упаишйаси - «Он приходит ко Мне», то есть возвращается домой, к Богу. БОГ: Именно так. Достигнув через преданное служение достаточно высоких духовных и материальных качеств, человек получает возможность Волею Бога перейти на духовный план. Есть пять ступеней освобождения, однако в данном стихе уточняется, что преданный, который в этой жизни всегда следовал указаниям Верховного Господа, достигает такого уровня, что, оставив тело, обязательно возвращается домой, к Богу, где получает возможность непосредственно общаться с Ним. БОГ: Нигде в Бхагавад-Гите Бог Кришна не указывает на некие пять ступеней, ведущих к освобождению. Также, душа не возвращается на духовный план, а в первый раз туда направляется Богом и там остается навсегда. Тот, кто целиком посвятил свою жизнь служению Господу, является истинным санньяси. БОГ: В современном материальном мире слово САННЙАСИ не применимо. Тот, кто посвятил свою жизнь Богу Кришне надо называть преданным Бога Кришны. А что касается саннйаси, то это обозначение тех, кто принял полностью отрешенный образ жизни, т.е. не работает и не зависит от материального мира, но непременно занят преданным служением и поклонением Личности Бога. Таковыми могут считаться современные духовные учителя. Но и они Богом отменяются, как те, кто не подходит Богу для помощи преданным и те, кто насаждают преданным, пользуясь большим авторитетом, достаточно сомнительные знания, называемые знаниями духовного порядка, но во многом не соответствующие Истинному Слову Бога Кришны. Такой человек считает себя вечным слугой Господа и во всем зависит от Его высшей воли. Поэтому, что бы он ни делал, он делает это как служение Господу. БОГ: Никто перед Лицом Бога не должен называть себя неким «вечным слугой» Бога Кришны. Только: преданный Бога Кришны и то, если Бог даст человеку разрешение преданно служить Себе, что можно видеть и по желанию непосредственно самого человека, и по его устремлению, и по некоторым его и качествам достаточно высокого порядка, и по тому, имеет ли человек вообще возможность служить Богу, и нет ли препятствий серьезного порядка со стороны материального мира, включая семью и работу. Он не придает большого значения правилам и обязанностям, связанным с кармической деятельностью, описанной в Ведах. Люди, живущие в миру, должны выполнять предписанные обязанности, перечисленные в Ведах, и чистый преданный, полностью посвятивший себя служению Господу, на самом деле тоже исполняет предписания Вед, хотя иногда может показаться, что он действует вопреки им. БОГ: Современный материальный человек не должен руководствоваться старыми ведами и должен выполнять свою работу в соответствии с современным кодексом о труде. Что касается предписанной деятельности, то этот вопрос в современном мире решается Богом на человека через его образование, его качества и склонности, через обстоятельства, иногда через родственников, через его личное желание. Сам человек в современных условиях правильно сориентироваться касательно предписанной ему деятельности не может. Но Бог ведет человека так, что и ошибиться в своей работе и ее направлении ему не получится, даже если он поменяет сто работ за жизнь, каждая будет на период задействования человека в работе, считаться именно предназначенной Богом Кришной и тоже решающей вопрос касательно развития качеств человека и поддержания его тела. Поэтому ачарьи вайшнавов говорят, что даже самый умный человек не в силах понять замыслы и действия чистого преданного. БОГ: Чем проще и понятней действия преданного, тем он и чище перед Богом. Если же у преданного есть никому не понятные замыслы и соответствующие действия, то такой преданный имеет беспокойный склад ума, не предался Богу, не чист умом, привязан, и не может правильно оценивать себя и свои действия. Танра вакйа, крийа, мудра виджнеха на буджхайа (Ч.-ч., Мадхья, 23.39). Человека, который все время служит Господу, все мысли и планы которого связаны с преданным служением, следует считать освобожденной душой, и со временем он непременно вернется домой, к Богу. Он, так же как и Кришна, безупречен и неуязвим для критики материалистов. БОГ: Преданный, который непрерывно служит Богу Кришне и который посвятил свою жизнь Богу, на правильном пути. Но ничего не следует считать или предполагать относительно того, что он уже освобожденная душа. Этот вопрос решает только Бог. ТЕКСТ 29 само 'хам сарва-бхутешу на ме двешйо 'сти на прийах йе бхаджанти ту мам бхактйа майи те тешу чапй ахам самах - одинаково относящийся; ахам - Я; сарва-бхутешу - ко всем живым существам; на - не; ме - Мне; двешйах - ненавистен; асти - есть; на - ни; прийах - дорог; йе - которые; бхаджанти - занимаются трансцендентным служением; ту - но; мам - Мне; бхактйа - с преданностью; майи - во Мне; те - они (такие люди); тешу - в них; ча - также; апи - безусловно; ахам - Я. Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я одинаково отношусь ко всем. Но тот, кто с любовью и преданностью служит Мне, - тот Мой друг. Он всегда в Моем сердце, и Я ему тоже друг. БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «29.Я равно расположен ко всем живым существам. Нет никого, кто был бы Мне ненавистен или более дорог. Но те, кто преданно служит Мне, они во Мне и Я в них.». Никого Бог не провозглашает в данном стихе Своим другом. Бог не входит ни в какие отношения с подчиненными живыми существами. Никого также в Бхагавад-Гите Бог не провозглашает находящимся в сердце Бога Кришны. Это выдумка. КОММЕНТAРИЙ: Резонно спросить: если Кришна ко всем относится одинаково и никого не считает другом, почему же Он проявляет особую заботу о преданных, которые постоянно служат Ему? БОГ: Слово «резонно» к Богу Кришне категорически нельзя применять. Это грех так обращаться к Богу Кришне. Где смирение? Где почитание? Что за отвратительный тон? Бог Кришна РАВНО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ – «само 'хам сарва-бхутешу», самах – равен, сарва – ко всем, бхутешу –живым существам. Что здесь не понятного? Какие могут быть сомнения в том, что сказано ОДНОЗНАЧНО. РАВНО и КО ВСЕМ. Зачем изыскивать преданным для себя лазейку некой особенности положения перед Богом? Нет У Бога ОСОБОЙ заботы не о ком. Но есть абсолютный труд Бога над каждым и этот труд ВЕЛИК к любому живому существу, но каждому по его ступени, по его качествам, по карме, по Плану Бога на каждого. Однако это вполне естественно, и в данном случае Кришну нельзя обвинить в пристрастности. БОГ: Ни в каком тексте нельзя применительно к Богу использовать слово «обвинить». Никакие рассуждения не должны это слово рядом с Богом быть использованы. Вообще рассуждения об отрешенности Бога неприемлемы. БОГ ОТРЕШЕН. И все. Это ТАБУ. Никаких рассуждений. Религиозная речь преданных должна быть предельно строгой, ответственной, ясной, без излишних рассуждений, пытающихся что-то доказать из того, что есть Свято и непоколебимое и Абсолютное Слово Бога. Человек, живущий в материальном мире, может любить людей и заботиться о них, но к собственным детям он всегда будет относится с особой любовью. Господь говорит, что все живые существа, в какой бы форме жизни они ни находились, - Его дети, и потому каждого из них Он обеспечивает всем необходимым. БОГ: Бог есть Творец. Можно говорить о Творце и его творении. Живые существа есть творение Бога, занимающее по отношению к Богу только подчиненное положение. Живые существа не есть дети Бога. У Бога нет детей. Есть то, что СОТВОРЕНО и так и должно называться. Именно творение Бога, а не дети. Свое творение Бог поддерживает, развивает, поднимает по ступеням собственного развития, помогает, Управляет Своим творением. Так можно сказать. Никто перед Богом не выше и не ниже. Труд Бога Абсолютен и а равной степени направлен на все Свое творение. Он подобен туче, поливающей дождем все: скалы, поле и море. Однако к Своим преданным Господь относится с особой заботой. БОГ: Нет к преданным особого отношения и особой заботы. Это издержки поучений материальных духовных учителей. Бог над каждым, в каждом работает полным Своим целым. Никто не выделен, никто у Бога ни первый ни последний, все идут по общей лестнице развития только вверх. В каждого Бог вкладывает Абсолютно Свои Божественные Силы, Свой Божественный труд. Никто не может сам себя поддержать, сам себе помочь, сам себе создавать ситуации для материального и духовного развития. Никто не в силах хоть малое для себя сделать. Все делает только Бог. Только Бог помогает человеку добирать качества в материальном мире, пригодные для того, чтобы направить человека на путь преданного служения. Поэтому, нельзя видеть Бога более заботящегося об одних в ущерб другим. Нет такого. Именно о них говорится в данном стихе: всегда оставаясь в сознании Кришны, они находятся на духовном уровне, связанные с Кришной. БОГ: Преданные не лучшие дети Бога и не дети Бога, а творение Бога, равное другим. У Бога детей не бывает. Бог никого не рождает, а творит и отношение Бога к Своему творению не такое, как в материальном мире дает Бог отношение живого существа к своему ребенку. Также, преданные, проходя путь преданного служения, непременно развивают качества духовного направления, но сказать, что преданные уже находятся на духовном уровне, невозможно. Как и не возможно сказать, что их ступень материального и духовного развития достаточна, чтобы быть определенным образом связанным с Богом Кришной. Даже на самой высокой ступени преданного служения преданные греховны, многие обладают качествами, которые никак не могут открыть врата на духовный план. И потому многих приходится возвращать в колесо сансары, чтобы средствами материального мира развить те качества, которых недостает преданному, чтобы оставить материальный мир. Само выражение «сознание Кришны» подразумевает, что те, кто обладает таким сознанием, - души, живущие в Кришне. Господь ясно говорит: майи те - «Они во Мне». И как естественное следствие этого, Господь также находится в них. БОГ: Сознание Бога Кришны для человека обозначает не более, чем занятие преданным служением. Не более. В сознании Бога Кришны любой, кто приступил к преданному служению. И далее можно говорить о ступени преданного служения. Но, опять же, эту ступень каждого Знает только Бог Кришна. Изучая Святое Писание, практикуя духовные практики, преданные постепенно как наполняются в себе Богом, живут в Боге, ибо также и направляют свой мыслительный процесс и труд на Бога, как и любое действие. Поэтому можно сказать о преданных, что они в Боге Кришне и Бог Кришна в них. Но в каждом – в свою меру, ибо такое вхождение в Бога Кришну зависит от ступени преданного служения, а это измеряется старанием преданного и продолжительностью преданного служения. Отношения с Господом основаны на взаимности. Вот почему Господь говорит: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам - «В какой степени человек предается Мне, в такой степени Я забочусь о нем». БОГ: в данном случае бхаджамй – обозначает «награждаю». На сколько человек долго в преданном служении, на сколько он развил духовные качества, на сколько он старается в преданном служении, на столько Бог ему и позволяет предаться Себе. Т.е. процесс предания преданного Богу Кришне есть не разовый и не мгновенный акт, а достаточно долгий путь труда преданного в преданном служении. В таком случае преданный своим преданным служением зарабатывает перед Богом плоды преданного служения, которые Бог возвращает, называя эти возвращенные результаты награждением преданного. Но, по сути, эти награды есть то, что можно использовать, опять же, в преданном служении. Это может быть хорошая религиозная речь, хорошая религиозная память и понимание, ослабление последствий греховной деятельности, ибо через преданное служение достигнута цель развития тех или иных качеств преданного, и потому кармические материальные реакции, которые всегда призваны развивать качества благоприятные для преданного служения и для отказа от греховных качеств, такие кармические последствия перестают преследовать преданного, ибо их цель достигнута другим путем, самим преданным служением, и он, преданный, более спокойно может заниматься преданным служением, как и более результативно, и не вовлекается ни в какие сторонние воспитывающие игры и роли, которые обычно требуют кармические долги. Духовные отношения, связывающие Господа и Его преданного, существуют, поскольку и Господь, и преданный обладают сознанием. БОГ: Бог – Высший Святой Дух. Душа – не дух, это энергия Бога, крохотная частица Бога, подчиненное Богу живое существо, зависимое от Бога, полностью беспомощное. Без Бога не может ни мыслить, ни осознавать, ни двигаться, ни решать, ни помнить. Сознание живого существа не самостоятельное, а то, которое ему дает Бог. Поэтому нет между Богом Кришной и его творением, даже если это преданный, никаких отношений. Но иллюзию отношений Бог дает и поддерживает. Но это – иллюзия. Не более. Оправленный в золото, бриллиант становится еще красивее. Золото украшает бриллиант, а бриллиант - золото. Господь и живые существа вечно излучают сияние, и, когда живое существо исполняется желанием служить Господу, оно становится подобным золоту. Господь же подобен бриллианту, и их сочетание прекрасно. БОГ: Вот никак преданные не хотят занять перед Богом свое изначальное естественное положение. Ну, непременно метят на что-то повыше, словно уговаривая Бога, ну, хотя бы на роль золота… Нет, не возможно дать им такое положение, весьма высокое. И преданные не золото, и Бог Кришна им не бриллиант. Надо все расставлять по своим местам и называть все своим именем в который раз. Бог – Высочайшая Личность, Творец, Верховный Создатель, Абсолютная Личность, Изначальный. Душа – частица Бога, творение Бога, энергия Бога, продолжение Бога, подчиненное живое существо, зависимое от Бога, неподвижное, беспомощное, ничего без Бога не может, не подумает, не скажет, не предпримет, не запомнит, не увидит, не услышит, не поймет… и многое-многое другое «не». Поэтому, как было творением, так и осталось творением, не сравнимым с Творцом ни по каким параметрам. Но единственное, на что Бог дает разрешение, это преданное служение. А по нему и награда… Так было, есть и будет. И награда достаточная, чтобы быть счастливой и находила в себе мир. Живых существ с чистым сознанием называют преданными слугами Господа. БОГ: Нет у преданных, на какой бы ступени преданного служения кто бы ни стоял, чистого сознания. Это вообще не понятно что. Верховный Господь становится слугой Своих слуг. БОГ: Ну, это уже ересь. Это что надо иметь в своей голове, не обремененной и малыми мыслями, чтобы такое выдать Богу. Это не наглость, это вопиющая тьма. И Богу Кришне, Высочайшей Личности это надо как-нибудь опровергать? Легче такого умника отправить на адскую планету. В наказание. Но если кто-нибудь неправильно понял Бога, то для таких неумных Бог Говорит: Бог Кришна никогда не служит Своему творению. НИКОГДА. Бог Свое творение развивает. Бог трудится над Своим творением. Бог Абсолютна Личность. Бог отрешен от Своего творения. Заучить это надо каждому. Если бы отношения преданного и Господа не были взаимными, не было бы и философии персонализма. БОГ: Нет, никогда, ни по какому вопросу не может быть взаимности между Богом и творением Бога. Бог ведет свое творение, не спрашивая его, хочет оно или нет, нравится ему или нет. Никаких не может быть взаимных договоренностей. Творение есть подчиненные Богу живые существа. Они не могут выбирать, они не могут самостоятельно мыслить, они не могут ничего решать, они не могут сами без Бога передвигаться или что-то предпринимать. Так, о какой взаимности может идти речь. Бог ведет. И в этом вся взаимность. Никакая. Персонализм подразумевает взаимность в отношениях Всевышнего и живого существа, а философия имперсонализма ее отрицает. БОГ: И снова. Нет взаимности между Богом и подчиненными живыми существами. Это надо преданным хорошо усвоить. Господа часто сравнивают с древом желаний: Он дает людям все, чего они желают. БОГ: И это не верно. Бог дает каждому не по желанию каждого, а по Воле и Плану Бога на развитие живого существа, на поддержание живого существа, в помощь живому существу и все это в соответствии с Планом Бога на развитие каждого. В соответствии с кармой каждого и по качествам каждого. Однако в этом стихе дано более развернутое объяснение. Здесь сказано, что Господь выделяет Своих преданных. Тем самым Он являет им Свою особую милость. БОГ: Не выделяет Бог Своих преданных и не отличает их от другого творения, но дает каждому в соответствии с качествами каждого, кармой каждого и его ступенью материального и духовного развития, а также в соответствии с Планом Бога на каждого и в материальном мире и на духовном плане. Милость Господа нельзя считать проявлением закона кармы. БОГ: Бог карму человека никогда не игнорирует. Карма всегда указывает на греховные качества человека, которые надо искоренить через путь страданий и преодолений. ОТКАЗ ОТ КАРМЫ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ не отказ от греховных качеств, которые присутствуют в человеке. Но в таком случае будут закрыты врата на духовный план. Поэтому Милость Бога непременно учитывает карму человека. Непременно. Она относится к сфере трансцендентного, в которой действуют Господь и Его преданные. БОГ: деятельность Бога и в материальном мире и на духовном плане чисто духовная, или трансцендентная. А что касается преданных, то их деятельность считается духовной, но это не чисто духовная деятельность. К чисто духовной, трансцендентной деятельности преданные не относятся. Это Истина. Преданное служение Господу не имеет ничего общего с материальной деятельностью, оно является частью духовного мира, где царят вечность, блаженство и знание. БОГ: В своей мере так можно сказать. Но и материальной деятельности в преданном служении немало. В материальном мире невозможно заниматься высоко духовной деятельностью, ибо душа всегда греховна перед Богом, имеет несовершенные качества и склонна ошибаться, как и зависима от материального мира, как бы ни старалась идти по пути отрешения. ТЕКСТ 30 апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах апи - даже; чет - если; су-дурачарах - человек, совершающий самые отвратительные поступки; бхаджате - с преданностью служит; мам - Мне; ананйа-бхак - целеустремленный; садхух - святой; эва - безусловно; сах - он; мантавйах - тот, кого следует считать; самйак - всецело; вйаваситах - исполненный решимости; хи - конечно; сах - он. Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «30.Даже если человек совершает греховные поступки, но преданно служит Мне, без отклонений, он непременно должен считаться святым, поскольку он полностью утвердился разумом.». КОММЕНТAРИЙ: Употребленное в этом стихе слово су-дурачарах очень существенно, и его смысл следует понять правильно. В обусловленном состоянии живое существо занимается деятельностью двух видов: внешней материальной и соответствующей его глубинной природе. БОГ: Материальный человек, находящийся в условиях материального мира, не занимается деятельностью двух видов и понятия не имеет ни о каких двух видах. Если человек материальный, то он действует строго согласно Воле и Плану на него Бога. А Бог, Управляя человеком, исходит из общей ступени материального и духовного развития человека, а эта ступень зависит от качеств человека, приобретенных им в этой и прошлых рождениях. Т.е. человек действует в рамках своих качеств, куда входит и понимание человека и убеждения, уровень мыслительного процесса, психическое и эмоциональное состояние, реакции на внешний материальный мир. Помимо качеств человека Бог исходит и из кармы человека, из заслуг человека перед Богом, из долгов человека перед Богом. Поэтому все, как себя проявляет человек, есть его ступень развития. Если же попытаться говорить о некоей глубинной природе человека, то это абсурд. Может сложиться впечатление, что человек имеет в себе осознанные им два варианта проявлений. Одно – под влиянием иллюзорных энергий материального мира, или в обусловленном состоянии. А другое проявление себя исходит из того, что где-то там, на уровне подсознания в человеке хранятся Совершенные Духовные Знания и качества, и он интуитивно знает о них и иногда действует поэтому не так, как склоняет его иллюзорная материальная природа, а как диктует ему некогда его духовная, но покрытая материей высшая суть. Так вот. Этой духовной сути нет у материального человека, если он еще не дошел до пути преданного служения. Но вот автор комментариев полагает, что если человек пал в материальный мир из духовного, то почему бы не предположить, что он в глубине своей есть обладатель таких качеств высокого порядка, которые ни когда не позволят грешить. Но дело в другом. Никогда душа в материальный мир не падала. А только до него развивается с малейших и мельчайших форм существования до тела человека и уже отсюда развивает Милостью Бога качества, которые выведут к преданному служению и отсюда впервые человек попадет на духовный план. А до этого подозревать, что и материальный человек имеет глубинные качества, имея ввиду духовные, как и Знания Совершенные, не следует. Этого нет в материальном человеке. Как и нет соответственно деятельности двух видов. Заботясь о нуждах тела, подчиняясь законам общества и государства, человек в материальном мире, даже если он преданный, вынужден заниматься разнообразной деятельностью, которая относится к категории обусловленной. БОГ: Если речь идет именно о преданном, который понуждается материальным миром заниматься деятельностью, относящейся к материальной, то не следует также забывать, что любого преданного, как и материального человека, ведет Бог. Бог ведет человека абсолютно, согласно Воле и Плану Бога на человека. Если человек занят преданным служением, то непременно Воля Бога и План Бога направлены на то, чтобы развивать материальные и духовные качества преданного и поднимать его по ступеням преданного служения. Поэтому, непременно Бог оградит преданного от вовлечение в материальные игры и роли, но если качества у преданного невысокие, то Бог обеспечит ему такой путь в материальном мире, учитывающий и преданное служение, где человек именно через возможности материального мира разовьет те качества, которые будут успешно употреблены в преданном служении. Также, ведя преданного, Бог полностью его от материального мира не отводит, поскольку никогда качества преданного не достигают совершенства, а это обусловит хоть какие-то но ошибки или греховные проявления непременно. То есть толика греха в преданном всегда заложена его извечным несовершенством качеств. Но и Бог такому преданному в условиях материального мира всегда через мысль напомнит, какое деяние он может предложить Богу, тем сделав его в свою меру безгрешным, где можно памятовать о Боге или в себе творить молитву, где можно избежать контакта с внешними наслаждающими объектами, где можно уклониться от материальных праздников, где можно предаться Богу, где можно поблагодарить Бога, где можно увидеть помощь Бога, где можно проповедовать… Т.е. на сколько материальный мир опасен для деяний преданного, настолько он может быть и полезен, направляя мыслительный процесс на Бога Волею Бога в человеке. Т.е. материальный мир для преданного, если о преданном говорить, не панацея. Здесь можно очень неплохо духовно практиковаться и поступать не очень греховно, ибо на грехи в материальном мире возможности неисчерпаемы. Но это пора преданному и заканчивать. Поэтому, что надо еще преодолеть, то преданный и преодолеет, но где надо - придется очищать свое существование и не влазить в лишние греховные деяния. В этом Бог преданному поможет. Ибо его надо уже все-таки готовить на духовный план. Помимо этого, человек, полностью осознавший свою духовную природу, занимается деятельностью в сознании Кришны, или преданным служением Господу. Такую деятельность называют духовной. Она соответствует его глубинной природе и относится к категории преданного служения. БОГ: На глубинную природу кивать не надо, как и надеяться, что она как-то сама собой проявится и спасет преданного от греховного деяния. Человеком Управляет Бог. И Бог исходит из тех качеств, которые греховны, пусть он, преданный, трижды имеет некую глубинную природу. Но Бог действует просто. Есть греховное качество – его надо поднять наверх, получить наказание, исправить и потом подняться по ступени своего духовного развития немного выше. И далее приняться за другое несовершенное качество… и так шаг за шагом. Очищение и подъем, очищение и подъем. Бог полностью Управляет человеком и поднимает из него те качества, которые он в себе мог никогда не ожидать и не надеяться, что может так или иначе себя проявить. Т.е. преданный в условиях материального мира проявляет только те свои качества, на которые в нем посмотрел Бог и создал условия или обстоятельства, при которых эти качества были подняты нагара, обозрены, получили оценку, дали плоды в виде наказания, наказание проиграло над преданным такую же игру, но так, что подобное качество человек проверяет на себе и своих близких от другого человека, очень ему такое качество или проявление человека не нравится и далее он старается от этого качества в себе отказаться или в себе ему поставить запрет. Так Бог работает и с преданными и с материальными людьми. Т.е. сам человек не может из себя своими усилиями способствовать своему очищению, даже если в его глубинах уже присутствуют совершенные духовные знания или есть качества высокого духовного порядка, ибо есть и другие качества в нем и менее высокие и более материальные… это может знать только Бог. Поэтому все объяснения и материальным проявлениям человека, и греховным, и праведным надо искать через ступень развития человека и работу Бога в нем, не создавая путанных, искусственных причин и следствий. Когда преданный находится в обусловленном состоянии, его преданное служение и обусловленная материальная деятельность, связанная с заботой о теле, протекают параллельно, а иногда даже вступают в противоречие друг с другом. Преданный, насколько это возможно, всегда очень осторожен и старается не делать того, что может осквернить его. БОГ: Не следует забывать, что сам преданный не может стараться. Его постоянно держит в состоянии бдительности Сам Бог, напоминая через память и ум, как правильно себя проявлять в материальном мире, где и в чем быть осторожным, как реагировать на материальное общение и поступки других людей. Но прислушивание к Богу в себе есть уже то, что можно назвать старанием преданного и его внутреннем вниманием. Он знает, что его деятельность совершенна настолько, насколько он совершенствуется в сознании Кришны. Однако бывает, что человек, обладающий сознанием Кришны, совершает поступок, который с социальной или политической точки зрения является предосудительным. БОГ: Нет. Такое пояснение не подходит. Не о такой возможной греховности преданного все же должна идти речь. Такие вещи Бог вообще не рассматривает как греховную деятельность преданного. Если преданный не поздоровался с другим человеком – не грех, если преданный не поздравил в днем рождения родную маму – это не грех, если преданный промолчал в ответ на вопрос материальному человеку – это не грех, если преданный, будучи голодным, украл еду – это не грех, если преданный отказался служить в армии – это не грех, если преданный проехал в общественном транспорте бесплатно, т.е. уклонился от оплаты – это не грех. Грех перед Богом: осуждать материальных людей, проявлять несмирение, считать себя высокостоящим и заслуженным перед Богом – это грех, проявлять жадность по отношение к просящему – это грех, не отозваться на просьбу о помощи – это грех, убить насекомое просто так – это грех, проявить равнодушие и назвать его отрешенностью – это грех, не защитить слабого – грех, лжесвидетельствовать – грех, заниматься колдовством – грех, обращаться к знахарям – грех, унижать других людей, стремиться к власти, деньгам, могуществу, материальным разным благам – грех и пр. Но такое падение является временным и не лишает его достигнутых результатов. БОГ: Греховная деятельность, не может лишить человека уже достигнутых им качеств высокого духовного порядка, однако, требует и процесс очищения человека, что может и притормозить путь преданного служения. Это тоже надо понимать В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что, если человек падает, но вместе с тем его сердце отдано трансцендентному служению Верховному Господу, Господь, находящийся в его сердце, Сам очищает его и прощает ему этот проступок. БОГ: Нет. Невозможно простить грех человеку, если его причина кроется в качествах человека. Непременно надо качества греховного уровня искоренять, но не прощать. Ибо, иначе, качества могут снова и снова вовлечь человека в греховное деяние. В таком случае нет оснований поднимать человека на более высокую ступень материального и духовного развития. А это недопустимо. Значит, надо, помочь человеку через последствие греховной деятельности. Оскверняющее влияние материальной природы столь сильно, что иногда его жертвой может пасть даже йог, поглощенный служением Господу. БОГ: Не «даже йог», а любой может согрешить в материальном мире. Но путь преданного служения есть в этом плане мощный спасательный круг. Однако, речь всегда идет не о падении. А о проявлении тех качеств низкого порядка, которые присутствуют в человеке. Человек просто проявляет ту ступень, на которой находится. Проявляет в своей мере, насколько дает Бог. И только Бог Знает, есть ли еще более низкое проявление человека как его ступень и окончательное ли это будет проявление. Но надо и надо проявлять, чтобы исправлять и все же подниматься вверх. Это относится и к материальному человеку, и к преданному. Все это работа Бога в материальном мире, поднимающая творение вверх по ступеням материального и духовного развития. Другого пути к Богу не существует. Но благодаря могуществу сознания Кришны он очень быстро оправится от такого случайного падения. БОГ: Никакое проявление греховных качеств не случайно и никто быстро от них не оправляется. Преданное служение есть достаточно мощное средство для очищения преданных от низменных качеств, но оно тоже не всесильно. Иногда и преданному надо для очищения повращаться в колесе сансары, ибо материальный мир тоже неплохо чистит от низменных качеств человека. Но все эти вопросы касательно средств очищения от греховных качеств решает только Личность Бога. Поэтому путь преданного служения всегда приводит к успеху. Никто не должен насмехаться над преданным за случайный проступок, заставивший его сойти с пути к совершенству, ибо, как сказано в следующем стихе, в свой срок, после того как преданный полностью разовьет в себе сознание Кришны, такие случайные падения прекратятся. БОГ: Никто над преданным смеяться не должен, если он явно согрешил, но и никто не может посмотреть в корень ситуации и что именно стоит за греховной деятельностью человека. Это Знает только Бог. А также надо понимать, что случайно человек не проявляет греховные качества. Так не бывает. Даже в материально мире так не следует мыслить. Поэтому тот, кто со всей решимостью практикует сознание Кришны и всегда повторяет мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, должен считаться находящимся на духовном уровне, даже если он случайно оступился. Шри Кришна особо подчеркивает слова садхур эва («он святой»). БОГ: Да, если преданный очень старательный, если он постоянно сосредоточен на Личности Бога, если он серьезно и долго занят преданным служением, если он аскетичен и добродетелен, если также он изучает Святые Писания и утвердился в Совершенных Знаниях, если для него Слово Бога закон, если человек не привязан к плодам своей работы и любой своей деятельности, если он отрешен от благ материального мира, то да, такой человек может быть назван святым. Но. Лучше всего такому человеку не претендовать на святость и перед Лицом Бога считать себя недостойным и последним из последних. Также, такой человек по определению не может быть великим грешником. И весь его великий грех может быть таковым, что Бог этот грех может и простить или помочь такому преданному избавиться от качеств, которые такой грех породили. Это также можно понимать. Эти слова - предостережение для обывателей: никогда не насмехайтесь над преданным, который случайно совершил проступок. Даже падшего преданного следует считать садху, святым. БОГ: Лучше не искушать Бога и никого не считать святым. Также, если преданный совершил греховное деяние, то этот вопрос есть вопрос Бога и к другим преданным не имеет отношения никакого. Никто и никого не имеет от Бога права или разрешения осуждать другого преданного, ничье мнение не должно быть проявлено, никто не смеет также поднимать вопрос о ступени преданного или вопрос о его пребывании в преданном служении. Еще сильнее подчеркивает эту мысль слово мантавйах. Тот, кто не следует этому правилу и осмеивает преданного за случайный проступок, нарушает указание Всевышнего. БОГ: В стихе не говорится о насмешках или осуждении оступившегося преданного. Напротив, сказано: «садхур эва са мантавйах», - дословно: «святым, непременно, его надо считать.». Но это было сказано для людей времен Арджуны, так надо было поддержать и удержать в религии людей, которые были известны в обществе, как грешники, но готовы были со рвением служить Богу, выполняя все религиозные рекомендации вед на тот период. Но современному человеку Бог Говорит: Надо быть предельно скромным перед Богом и смиренным, не претендуя на святость и почести. Единственное качество, необходимое преданному, - неуклонно заниматься служением Господу, посвящая ему всего себя. БОГ. Да. Это правильно. В «Нрисимха-пуране» сказано: бхагавати ча харав ананйа-чета бхриша-малино 'пи вираджате манушйах на хи шаша-калуша-ччхабих кадачит тимира-парабхаватам упаити чандрах Смысл этого стиха в том, что, если человек, поглощенный преданным служением Господу, иногда совершает неблаговидные поступки, эти поступки следует считать чем-то вроде пятен на луне, которые похожи на силуэт кролика. Эти пятна не мешают лунному свету литься на землю. Точно так же случайное падение человека с пути преданного служения не делает его грешником. БОГ: Нет. Все же и преданным надо опасаться грешить перед Лицом Бога и понимать, что это достаточно опасно. Только Бог Знает, какие греховные качества скрываются за греховным деянием. Это могут быть и очень греховные качества, которые Бог понудил проявить, чтобы очень строго наказать преданного. Так тоже может быть. Поэтому, грех надо бояться и быть очень осмотрительным. Даже если ты считаешь себя успешным преданным. Греховные качества и преданное служение у многих преданных неплохо совмещаются. С другой стороны, этот стих нельзя толковать в том смысле, что преданный, занимающийся служением Господу, может совершать любые прегрешения; здесь речь идет лишь о случайном падении, вызванном сильными материальными привязанностями. БОГ: Не бывает случайных падений у Бога. А сильные материальные привязки – это очень опасные вещи, и никто с ними до высоких ступеней преданного служения никогда не дойдет, но может быть и низвергнут в материальное существование на путь исправления. Бог Знает, как это сделать. Вступая на путь преданного служения, человек объявляет войну иллюзорной энергии. И пока у него недостаточно сил, чтобы успешно отражать ее натиск, ему не избежать случайных падений. БОГ: Нет, никто и ничему войну не объявляет. Никогда человек не имеет понятия, как преданное служение будет его преобразовывать. Для любого этот путь неизведанный, и никто в этом пути доподлинно не может знать, что его ожидает и насколько этот путь не прост. Но надо понимать, что и не надо объявлять ничему никакую войну. Надо просто изучать Святое Писание и следовать Слову Бога в нем. Это главное. Все остальное Бог даст человеку через его мыслительный процесс, понимание, желания, цель, память, обстоятельства, через других преданных... Также, случайных падений не существует, как и самих падений. Бог на любой ступени преданного служения любому преданному дает свои пути преодолений, где, так или иначе, но приходится проявлять свои качества, а с ними в некоторой мере и свою ступень развития. Через этот путь преодолений в преданном служении проходят все, каждого ведет Лично Бог и для каждого есть те этапы в преданном служении, где Бог направляет преданного на проявление своих качеств, на греховные деяния, которые эти качества обеспечивают, и дает в итоге каждому свой путь исправления и материальными средствами и средствами преданного служения. Однако, когда преданный окрепнет, эти падения, как уже говорилось, прекратятся сами собой. БОГ: Продолжительность преданного служения непременно помогает преданному развивать высокие духовные качества. Но все же, и высокая ступень преданного служения не гарантирует преданному путь без ошибок, не защищает от проявления качеств, не достойных порою преданного. Но это работа Бога, и Бог Знает, кому и какими средствами указать на его низкие те или иные качества и Знает, как помочь в том или ином вопросе духовного и материального развития преданному. Но само по себе ни одно греховное качество ни у материального человека, ни у преданного не проходит. Никто из нас не должен использовать этот стих для оправдания своего недостойного поведения, прикрываясь тем, что «служит Господу». БОГ: так можно сказать. Если, занимаясь преданным служением, человек не будет стараться избавиться от дурных наклонностей, он так и останется на низшей ступени преданного служения. БОГ: Этот вопрос о качествах преданного решает Бог Кришна. Бог Знает, как и через что можно помочь преданному, чтобы его греховные качества не мешали преданному служению и чтобы человек поднимался по ступеням собственного развития вверх. Никто у Бога не остается ни низших ступенях преданного служения. Так у Бога не бывает.