Перейти к основному содержанию
79.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
79.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 1-4. Глава 12. Преданное служение ТЕКСТ 1 арджуна увача эвам сатата-йукта йе бхактас твам парйупасате йе чапй акшарам авйактам тешам ке йога-виттамах арджунах увача - Aрджуна сказал; эвам - так; сатата - всегда; йуктах - занятые; йе - которые; бхактах - преданные; твам - Тебе; парйупасате - поклоняются должным образом; йе - которые; ча - также; апи - ведь; акшарам - недосягаемому для чувств; авйактам - непроявленному; тешам - их; ке - какие; йога-вит-тамах - более преуспевшие в науке о йоге. Aрджуна спросил: Кто более преуспел в йоге - те, кто всегда преданно служит Тебе, или те, кто поклоняется безличному Брахману, непроявленному и неуничтожимому? БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «1.Арджуна сказал: Таким образом, из тех, кто постоянно вовлечен в поклонение, кого следует считать наиболее совершенным в йоге: твоих бхакт, которые должным образом поклоняются Тебе или же тех, кто постоянно должным образом поклоняются непроявленному, тому, что за пределами чувств?». КОММЕНТAРИЙ: Кришна уже рассказал Aрджуне о личностной, безличной и вселенской формах Господа, а также о различных категориях преданных и йогов. БОГ: Нет. Не было такого, чтобы Бог рассказывал Арджуне о некоей безличностной Своей форме. У Бога Кришны нет безличностной ипостаси. Это домысел, результат вольного перевода с санскрита. Плоды нерадивых, невежественных духовных учителей преданных, чье мнение и личное понимание преданные более принимают во внимание, нежели серьезный и основательный подход к изучению непосредственно Слова Бога. Как может преданный не понимать, что Тело Бога в любое его точке в каждое мгновение Есть САМ ВЫСШИЙ ДУХ, всеми Своими качествами присутствующий, как Своим полным целым. Все есть ЛИЧНОСТЬ БОГА КРИШНЫ. Нет ничего, что было бы в Боге вне Полного Божественного Присутствия, Воли, Знаний, Славы, Могущества, Власти. В стихе речь идет о непроявленном в другом смысле. Есть люди, которые поклоняются Самому Богу Кришне и осознают и направленно занимаются преданным служением именно Богу Кришне. Но есть люди, которые поклоняются неким могущественным силам, духам, неким мистическим, созданным их мыслительным процессом существам, которые ни есть Сам Бог, которые многочисленны и как бы самостоятельны, привязывая их к природным явлениям, стихиям, судьбе человека, к работе, рождению детей и пр., которые вне чувств, вне пониманий, вне осознания их качеств и пр. Обычно трансценденталистов делят на две категории, а именно: на имперсоналистов и персоналистов. Преданные-персоналисты все свои силы и энергию посвящают служению Верховному Господу. Имперсоналисты также занимаются духовной практикой, но, вместо того чтобы непосредственно служить Кришне, они медитируют на безличный Брахман, непроявленное. БОГ: Что касается поклонения именно Богу Кришне, то надо понимать, что есть ступени преданного служения Богу Кришне, есть, поэтому, и ступени поклонения Богу Кришне. Все преданные, все поклоняющиеся Богу Кришне, идут в своих поклонениях и преданном служении только вверх. Но именно все должны осознавать, что поклоняются Богу Кришне и не просто, а ЛИЧНОСТИ Бога Кришны. Ибо у Бога Кришны нет ничего, что было бы безличностного. Но те, кто поклоняются Богу Кришне, понимая в себе, что поклоняются некоему безличному Брахману, такие люди были во времена Арджуны, и Бог давал такое им поклонение в связи с тем, что они стояли на очень низких ступенях религиозного своего развития, и им непременно надо было как-то подготовиться к поклонению именно Личности Бога Кришны. Для этого они проходили практику поклонения как бы упрощенную, не выходя на Бога Кришну непосредственно. Но всегда надо понимать, что это упрощение было дано им на уровне их ума. На самом деле нет у Бога Кришны безличностного сияния. Все есть – Высший Дух, Сам Бог Кришна, Верховная Божественная Личность. Из этой главы мы узнаем, что из всех методов познания Aбсолютной Истины высшим является бхакти-йога, преданное служение. БОГ: В современном мире не менее важен путь к Богу Кришне через и другие буддхи-йоги, т.е. через карма-йогу и гйана-йогу, т.е. путь через работу, как связующий с Богом Кришной духовный процесс и путь через Изучение Святого Писания, как связующий с Богом Кришной процесс через Духовные Знания. Оба этих пути постепенно обрастают полноценным преданным служением и становятся неотличными от бхакти-йоги. Тот, кто действительно хочет получить доступ к Верховной Личности Бога, должен встать на путь преданного служения. Иначе говоря, тех, кто, занимаясь преданным служением, поклоняется непосредственно Верховному Господу, называют персоналистами, а тех, кто медитирует на безличный Брахман, - имперсоналистами. БОГ: Не существует безличного Брахмана. Нет в современном мире такого религиозного пути. Бог для современного человека такое поклонение не поддерживает. Необходимо поклоняться только Богу Кришне, Высочайшей Божественной Личности. Но поклонение и служение Богу Кришне ни есть решение самого человека. Этот вопрос решает только Бог Кришна и тогда, когда качества человека подходят для того, чтобы он начинал преданно служить Богу Кришне. В данном стихе Aрджуна спрашивает Кришну, чье положение лучше. Есть много разных путей постижения Aбсолютной Истины, но в этой главе Кришна говорит о том, что лучшим из них является бхакти-йога, или преданное служение Ему. Это самый прямой и легкий путь к общению с Богом. БОГ: Не существует «много разных путей постижения Aбсолютной Истины». Существует только один путь – путь преданного служения Богу Кришне со всем, что он в себя вмещает, согласно Слову Бога в Святом Писании. Все остальные религиозные практики и йоги есть пути окольные, не выводящие непосредственно на духовный план, не рекомендуемые Богом Кришной, как авторитетные пути, но есть то, что развивает те качества человека, которые в свое время приведут к преданному полноценному служению и скорее всего не в этой жизни. Преданное служение есть действительно прямой путь к постижению Личности Бога Кришны, но не является легким, хотя полностью охраняется Богом, поддерживается Богом, и можно его назвать автоматическим, где каждый преданный, вовлекаясь в полноценное преданное служение, Волею Бога идет по строго своему личному пути материального и духовного развития и акцентируется Богом на достижении тех качеств, которых именно ему недостает для выхода в свое время на духовный план. Во второй главе «Бхагавад-гиты» Верховный Господь объяснил, что живое существо - не плоть, а духовная искра, частица Aбсолютной Истины. БОГ: Как это не Плоть? Именно Плоть Бога Кришны. Бог Есть Высший Дух, Чистая Божественная энергия, где искра есть часть Высшего Духа, но очень незначительная, произрастающая из грубой, материальной энергии Бога, несравнимая с Высшим Духом по качествам, находящаяся в процессе постоянного одухотворения или развития, но настолько мала и слаба, что не может считаться духом, но душой, тем, что есть соединение духа и материи, где дух в душе всегда стремится превалировать над материей, вступает в конфликт с материей, вследствие чего душа постоянно развивается или идет по пути одухотворения, но с очень большими преодолениями, которые для нее принимают форму страдания в материальном мире, ибо Дух в ней, Сам Бог, постоянно ее возбуждает этой материей и требует от нее отказа от материи, ибо такова ее извечная природа, к которой она должна устремляться и через дебри материального мира и на духовном плане, где это происходит более безболезненно и выглядит, как развитие духовных качеств, преимущественно, которые, однако, из-за малости души, никогда не могут быть сколько-нибудь приравненными к качествам Бога Кришны. В седьмой главе Он рассказал о живом существе как о неотъемлемой составной частице высшего целого и призвал живые существа сосредоточить все свое внимание на полном целом, Aбсолютной Истине. БОГ: Если по какой-то причине комментатор непременно желает ссылаться на те или иные тексты разных глав Бхагавад-Гиты, то надо их приводить с переводами. Но комментатор многие стихи перевел достаточно ошибочно и так, что нарушил общую связь в последовательности стихов и логичном их восприятии, усложнив восприятие текстов и дав им обособленность, вольную им трактовку, на которую сейчас и ссылается. Нигде в седьмой главе Бог Кришна НЕ ПРИЗЫВАЕТ «живые существа сосредоточить все свое внимание на полном целом, Aбсолютной Истине.». Именно так вопрос нигде не стоит в седьмой главе. Преданный должен априори понимать, что речь может идти о Боге Кришне всегда и только как ПОЛНОМ ЦЕЛОМ. Бог не бывает частичным, не проявляет себя частично, не присутствует нигде частично. Даже в мельчайшем живом существе Бог Присутствует СВОИМ ПОЛНЫМ ЦЕЛЫМ, т.е. всеми Своими БОЖЕСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ. Здесь не может говориться о присутствии Бога в живом существе СВОИМ ПОЛНЫМ ДУХОМ, СВОЕЙ ДУХОВНОЙ ФОРМОЙ. Она нигде не уместится. Но Своими качествами во всем объеме – ДА и ДА. Затем в восьмой главе вновь было сказано о том, что, если человек, оставляя тело, думает о Кришне, он тотчас переносится в духовное небо, обитель Кришны. БОГ: Вот этот стих: «5.Также тот, кто идет ко Мне, в конце жизни, оставляя тело, непременно помнит Меня. Он достигает Моей природы. В этом не может быть сомнений.». Здесь, в этом стихе дается обещание современникам Арджуны в том, что они могут достичь непременно природу Бога, если в конце жизни будут помнить о Боге Кришне. Это обещание было дано древним, ибо нацеливало их на старательность в преданном служении в течение жизни, чтобы такое сосредоточение на Боге Кришне стало автоматическим и было как естественно и в момент оставления тела, т.е. через этот стих Бог направлял древних на усердие в преданном служении постоянное. Так надо было им сказать, надо было их так вести, ибо народ поклонялся многим полубогам, потустороннему и был неорганизован в себе на великое старание в преданном служении именно Богу Кришне. А направлять было к Богу Кришне, к служению Богу Кришне необходимо, ибо только это есть цель Бога на творение и надо было отрывать от одних религий и направлять на серьезный путь и серьезные духовные практики людей того времени. Но стих не имеет определенности. Он так изложен, что человек может принять его и как обещание выхода на духовный план и как то, что человек рано или поздно, но непременно достигнет природы Бога. А что значит Достичь природы Бога? Тут возможно разная трактовка. И развитие духовных качеств в человеке можно трактовать как достижение природы Бога или обожествления. А затем может идти речь и о духовном плане, в свое время… В конце шестой главы Господь ясно говорит, что тот, кто всегда думает о Кришне в сердце, является лучшим из всех йогов. БОГ: Вот этот стих: «47.Также из всех йогов тот йог, кто постиг Меня в себе, кто с верой служит Мне, такой йог считается Мной великим йогом.». Этот стих не указывает на то, что Бог Кришна в сердце человека, не говорит и о том йоге, который думает о Боге Кришне в своем сердце, а о том, что человек должен постичь Бога в себе. Это достаточно не просто, ибо требует многих духовных практик от преданного, достаточно долгого и старательного преданного служения, чтобы в себе ощутить присутствие Бога, чтобы Сам Бог Кришна это такому йогу показал. Надо увидеть в себе и неоднократно, как Бог подает человеку разные внутренние состояния, разные энергетические процессы, которые могут волнами проходить по телу, до макушки, могут и задевать гинеталии и область груди, и ходить волнами в верхней части головы, везде указывая на особенность этого процесса, обычно не происходящего с нерелигиозным человеком. Также, преданный может почувствовать Бога по беспричинным перепадам своего настроения и внутреннего состояния, именно через энергии Бога, может и увидеть, как его части тела могут двигаться независимо от его воли или желаний или намерений, он может увидеть, как ноги, как сами, выбирают направление пути, может увидеть, что память может проявлять себя и очень странно, поднимая те события, которые были как бы окончательно и бесповоротно забыты, речь может быть неожиданной для себя, слова те, которые никогда не употреблял, эмоции те, которые были несвойственны… Человек может увидеть, что и в работе он все делает как механически, как в забытьи, что все вокруг как роботы говорят, воспринимают, реагируют, думают, принимают решения… Все это Бог дает поэтапно, в разных ситуациях дает увидеть, прочувствовать, осознать, и согласиться с тем, что человек полностью Управляем Богом; но в материальном мире это делается осторожно, строго в соответствии с качествами человека, его желаниями, его общей ступенью материального и духовного развития. Вот, когда человек, йог, преданный Бога Кришны начинает это видеть систематически и даже наслаждаться этим, его чувства переполняются Богом, Бог дает ему толику и любви к Себе, которая мала, но столь обширна, что йог уже не может оторваться от Бога и благодарен Богу и хочет быть управляемым и чувствует в этом для себя великую защиту… А мыслить о Боге в сердце…. Можно конечно. Это тоже своего рода ступень преданного служения, но достойная низких ступеней преданного служения. Но и без нее преданным не обойтись. Но в таком случае лучше думать не о Боге Кришне в сердце, а просто о Боге в себе… А дальше Бог разовьет это понимание. Что же касается великих йогов, то прав будет тот преданный, который себя к этому братству не причислит, ибо должен же он понимать, что Бог – ОТРЕШЕН. Нет для Бога Кришны великих, лучших, избранных, каких-то особых преданных. Каждый стоит перед Богом на своей ступени материального и духовного развития, и в свое время каждый первый был последним. Все идут к Богу друг за другом, все одинаковы перед Богом, и нет ничего, что бы один достиг в Боге, а другой – нет. Но о великости йога Бог говорит в стихе для людей времен Арджуны, ибо они, как и сам Арджуна, нуждались в похвале. Поэтому Бог и восхвалял тех, кому такие похвалы были в помощь. Цель Бога на творение многое прощает людям, ибо их понимание может иногда им и существенно навредить. Поэтому иногда их надо приободрить, пообещать и этим вдохновить, что и всегда не напрасно. Таким образом, практически в каждой главе Господь, подводя итог, говорил, что живое существо должно сосредоточить свой ум на личностной форме Кришны, ибо это высшая ступень духовного самопознания. БОГ: Извечная Форма Бога – Духовная, Непостижимая. Это не некий образ, не картинка, доступная пониманию человека. Сосредоточиться на Духовной Форме Бога человек, по сути, и не сможет, ибо и не знает, как в себе эту Форму Личность Бога представить. Поэтому, надо сосредотачиваться на Боге Кришне, не ища внутренним зрением Формы Бога, а просто сосредотачиваться, как на Личности Бога, как на Высочайшем Творце, просто понимая, что Бог Своим Духовным Телом пронизывает все и во всем остается полным Своим целым. Есть религии, которые не ищут образ Бога перед глазами, не поклоняются никаким божествам или картинкам или образам, но поклоняются Богу, как Высшему Духу, Изначальной Личности, и с этим у них нет проблем. Поэтому нет такого, чтобы в каждой главе Бхагавад-Гиты Бог Кришна «говорил, что живое существо должно сосредоточить свой ум на личностной форме Кришны, ибо это высшая ступень духовного самопознания.». Также, никто не может знать, в чем состоит «высшая ступень духовного самопознания.». Ибо, когда человек достигает высшую ступень духовного развития, то она имеет свойство тотчас обнуляться, ставя человека перед новыми духовными ступенями не меньшей важности… Этому пути вверх нет конца, и никакая ступень, по сути, ни есть высшая и окончательная. Это нонсенс. Однако есть люди, которых не привлекает личностная форма Кришны. Они столь непоколебимы в своих убеждениях, что, даже составляя комментарии к «Бхагавад-гите», делают все, чтобы отвлечь внимание людей от Кришны и перенести их преданность на безличное брахмаджьоти. БОГ: Есть много людей, которые, будучи не занятыми в преданном служении, однако, читают Бхагавад-Гиту и на основании ее текстов Бог дает им свои суждения и о Боге и о сокровенных духовных знаниях. Не счесть вариантов разномыслия в этом плане. Но каждому Бог дает то понимание, те суждения, те философские заключения и теории, которые имеют, не смотря ни на что, и развивающий духовный характер и все же зацикливают ум на Боге, на Божественном Слове, на разных выкладках Бхагавад-Гиты; и, по сути, такие люди, как бы ни пытались комментировать стихи, уже попали неизменно в колею преданного служения и для них уже в Плане Бога отмечен день и час в новом рождении, когда они явятся в материальный мир именно для того, чтобы служить Богу Кришне, и все лишние прошлых жизней измышления Бог оставит за порогом преданного служения, но напомнит устремление к Слову Бога и поможет его и принять и ему начать следовать. Они предпочитают медитировать на безличную форму Aбсолютной Истины, недосягаемую для материальных чувств и непроявленную. БОГ: Каждого человека в материальном мире Бог ведет к Себе своим путем. Но в современном мире поклонение и медитация на безличностную ипостась Бога Кришны запрещено. Бог такие старания просто не будет поддерживать, а это означает, что человек в себе не найдет необходимого желания, ни мыслительного процесса как-то устремляться к тому, чего НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Итак, существует две категории трансценденталистов и Aрджуна сейчас пытается установить, какой из двух путей легче и кто из них находится на более высоком уровне. Тем самым он хочет определить и свое положение, ибо сам он привязан к личностной форме Кришны, а не к безличному Брахману. БОГ: Для Арджуны в данном диалоге нет вопроса, кому поклоняться; и нет у Арджуны такой проблемы или неопределенности. Но задать вопрос этот побуждает Арджуну Бог Кришна, напомнив ему через мыслительный процесс, что многие современники Арджуны не поклоняются Личности Бога Кришны, а некоторым высшим и могущественным духам, потустороннему, непроявленному и неопределенному, но делают это с превеликим старанием, сосредоточенностью и рвением, полностью следуя всем принципам поклонения этим потусторонним как бы живым существам, возможно достигшие в этом религиозном процессе некоторые и неслабые с точки зрения Арджуны успехи. Бог напомнил этот факт Арджуне с тем, чтобы пояснить людям об их настоящем положении перед Богом и указать им, Кому именно лучше или должно поклоняться, ибо такой как бы сравнительный анализ должен был иметь место и должен был быть поднят и в Бхагавад-гите, как окончательное и незыблемое Слово Бога для всех, ибо вопрос был насущный или далеко не праздный и охватывал многих людей времен Арджуны. Он хочет знать, насколько надежно его положение. На безличное проявление Верховного Господа как в материальном, так и в духовном мире медитировать трудно. В сущности, никто не способен составить правильное представление о безличном аспекте Aбсолютной Истины. Поэтому, задавая свой вопрос, Aрджуна как бы говорит: «Зачем зря терять время на это?» БОГ: Нет. Не был Арджуна ни в каком состоянии неопределенности. Не про себя и не для себя задавал Богу Кришне вопросы, но побуждаемый Богом, ибо эти вопросы, их обсуждение входили в План Бога и необходимо было на них остановиться и высказать для Всех Свое Божественное, окончательное, однозначное Мнение. Но всегда надо понимать, что это Мнение Бога не есть то, что может подойти всем ступеням материального и духовного развития человека. Некоторым рано идти к Богу со своих невысоких ступеней материального и духовного развития. Но в свое время им придется определиться и осознать, Кому надо поклоняться. В одиннадцатой главе рассказывалось о том, как Aрджуна убедился в преимуществе привязанности к личностной форме Кришны. Эта привязанность дала ему возможность увидеть все остальные формы Господа, и при этом его любовь к Кришне ничуть не уменьшилась. БОГ: Это уже домысел. В одиннадцатой главе не было речи о том, что Арджуна «убедился в преимуществе привязанности к личностной форме Кришны.». Никакие сравнительные анализы Бог ему не давал, не было речи и о безличной ипостаси Всевышнего. Был просто обзор форм божественных уполномоченных воплощений и видение вселенской формы Бога, которая на самом деле не существует; никакую Личную Форму Бога Арджуна не созерцал, ибо это есть ВЫСШИЙ ДУХ, необозримый; никакие выводы Арджуна не строил, но просто Волею Бога констатировал свое переживание и состояние, сопровождающие весь процесс диалога, где Бог Кришна явил Ему два видения, о которых люди знали, но понятия не имели, как это может выглядеть и потрясти и что они собой обозначают, какие Божественные качества и Могущество через них передает Владыка людям . Aрджуна задал Кришне очень важный вопрос, который поможет нам уяснить разницу между личностной и безличной концепцией Aбсолютной Истины. БОГ: Вопрос Арджуны был дан ему Богом, дабы указать людям через ответ Арджуне, что превыше всего поклонение именно Богу Кришне, нежели поклонение всему, что есть непроявленное, сокрытое, непостижимое, могущественное, вне осознания человека, что могло иметь отношение уже ни к Богу Кришне и ни к Его несуществующей ипостаси, а к поклонению духам, невидимым могущественным живым существам, включая полубогов и всякие мистические, известные на тот период мифические персонажи вед и не только. ТЕКСТ 2 шри-бхагаван увача майй авешйа мано йе мам нитйа-йукта упасате шраддхайа парайопетас те ме йуктатама матах шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; майи - на Мне; авешйа - сосредоточив; манах - ум; йе - которые; мам - Мне; нитйа - всегда; йуктах - занятые; упасате - поклоняются; шраддхайа - верой; парайа - духовной; упетах - наделены; те - они; ме - Мои; йукта-тамах - достигшие высшего совершенства в йоге; матах - понимаемые. Верховный Господь сказал: Тех, чей ум сосредоточен на Моем личностном образе и кто всегда поклоняется Мне с глубокой духовной верой, Я считаю достигшими высшей ступени совершенства. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «2. Шри –Бхагаван Сказал: Те, кто сосредотачивая на Мне ум, всегда вовлечен в практику йоги, кто поклоняется Мне, наделенный великой верой, они считаются Мной наиболее совершенными в йоге.». КОММЕНТAРИЙ: Отвечая на вопрос Aрджуны, Кришна со всей определенностью говорит, что тот, кто сосредоточил ум на Его личностной форме и поклоняется Ему с верой и преданностью, должен считаться самым совершенным йогом. БОГ: Нет, на Форме Бога Кришны точно невозможно сосредоточиться, поскольку ее не увидеть визуально, ни внутренним зрением, ни глазами, никак. Форма Бога Кришны – Высочайший Дух, необозримый, имеющий Форму, Которую невозможно созерцать никак, ни через какие усилия, ни через какое преданное служение. Просто надо сосредотачиваться на Боге Кришне, как Вездесущей, все пронизывающей Абсолютной Личности, т.е. не на Форме, а на ЛИЧНОСТИ, всегда понимая, держа в себе понимание, что Бог Кришна, как Высший Дух, все Собой пронизывает и во всем остается полным Своим целым, Своими качествами в первую очередь, неотличимыми от Личности Бога Кришны. Также, если исходить из правильного перевода, то Бог Кришна Говорит не о том, кто сосредоточил свой ум на личностной форме Боге Кришны, а о том, кто «, кто сосредотачивая на Мне ум, всегда вовлечен в практику йоги…». Это не одно и то же – сосредоточить ум на Боге Кришне и сосредоточить ум на личностной форме Бога Кришны. О втором – речи нет в стихе. Любая деятельность человека, полностью сознающего Кришну, является нематериальной, ибо все, что он делает, он делает ради Кришны. БОГ: Преданные преимущественно всегда считают преданное служение нематериальной деятельностью. Но и назвать преданное служение духовной деятельностью невозможно, но отчасти. Ибо телесное существование и вопрос поддержания тела в материальном мире, как и вопрос его сохранения и развития, непременно имеет ввиду и материальные связи, взаимоотношения и зависимости, как и привязанности. Чистый преданный постоянно занят. Он либо повторяет имена Господа, либо слушает рассказы о Кришне или читает книги о Нем, готовит прасад или идет на рынок, чтобы купить что-нибудь для Кришны, убирает храм или моет посуду - что бы он ни делал, каждое мгновение его жизни посвящено Кришне. Делая все это, чистый преданный пребывает в совершенном самадхи. БОГ: Нет у Бога чистых преданных и не может быть, ибо чистота преданности преимущественно зависит от качеств преданного, а они несовершенны. Совершенен только Бог Кришна. Полная занятость преданных – это есть повседневная или обычна деятельность преданного, из которой больше половины преданный направляет на то, что невозможно назвать чистым преданным служением. Ибо приготовление пищи направленно на поддержание материального тела из материальных продуктов, уборка храма непременно нужна самим преданным, чтобы соблюдать помещение в чистоте, прежде всего, поход на рынок никак не исключает контакт с материальными людьми, мытье посуды есть элементарный материальный процесс, который также предназначен для самих преданных в их хозяйственных делах и обиходе… слушание других преданных есть также самый пассивный элемент преданного служения, где многие преданные, измотанные тем, что очень рано встают, просто засыпают… Но на чистое преданное служение у преданных в материальном мире не хватит ни сил, ни качеств, ни ума, ни времени… и обстоятельства также редко когда этому способствуют. Есть другая мерка, которая относится к старанию преданного в преданном служении. И именно старание помогает преданному постепенно подниматься вверх по ступеням преданного служения. Только Бог Кришна Знает, кто и на какой ступени преданного служения находится. Но и каждый просто должен знать, что только старательное преданное служение, без особого оперирования к чистой преданности, может открыть врата на духовный план любому старающемуся преданному. ТЕКСТЫ 3 - 4 йе тв акшарам анирдешйам авйактам парйупасате сарватра-гам ачинтйам ча кута-стхам ачалам дхрувам саннийамйендрийа-грамам сарватра сама-буддхайах те прапнуванти мам эва сарва-бхута-хите ратах йе - которые; ту - но; акшарам - недоступному восприятию чувств; анирдешйам - неопределенному; авйактам - непроявленному; парйупасате - посвящают себя полностью; сарватра-гам - вездесущему; ачинтйам - непостижимому; ча - и; кута-стхам - неизменному; ачалам - неподвижному; дхрувам - постоянному; саннийамйа - подчинив; индрийа-грамам - совокупность чувств; сарватра - повсюду; сама-буддхайах - относящиеся беспристрастно; те - они; прапнуванти - достигают; мам - Меня; эва - непременно; сарва-бхута-хите - на благо всех живых существ; ратах - занятые. Те же, кто заботится о всеобщем благе и, обуздав все свои чувства и одинаково относясь ко всем живым существам, целиком посвящает себя поклонению непроявленному, неопределенному, недоступному восприятию чувств, вездесущему, непостижимому, неизменному, постоянному и неподвижному - безличному аспекту Aбсолютной Истины, - те в конце концов достигают Меня. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «3-4.Но те, кто должным образом поклоняются Тому, что за пределами чувств, неопределенному и непроявленному, всепроникающему и непостижимому, расположенному в духовном, фактически неизменному, они, находясь в состоянии контроля всех чувств в совокупности, ко всему равные разумом, непременно достигают Меня, занятые деятельностью на благо всех живых существ.». В стихе речь идет не о безличном проявлении Бога Кришны, а о могущественных неких потусторонних живых существах, типа полубогов или духов, которым поклонялись достаточно строго современники Арджуны, следуя всем правилам и предписаниям поклонения этим мифическим, по сути, не существующим могущественным живым существам. Бог Указывает Арджуне, что, если даже человек поклоняется не Ему, Богу Кришне Лично, а опосредствованно, то в таком случае, если такой глубоко религиозный человек также занимается духовными практиками, направленными на контроль чувств, если он также ко всему равен разумом и занят благотворительностью, то в свое время Бог такого человека, таких людей непременно направит на путь преданного служения Богу Кришне, через который они смогут достичь Бога или, иными словами, достигнут духовный план. КОММЕНТAРИЙ: Те, кто не поклоняется непосредственно Верховному Господу, Кришне, а пытается достичь той же цели окольным путем, в конце концов достигают того же самого - приходят к Шри Кришне. БОГ: Так можно сказать. «После великого множества прожитых жизней мудрец, нашедший прибежище во Мне, постигает, что Васудева есть все» (Б.-г., 7.19). БОГ: Надо знать, что имя Бога Васудева есть плод мифических историй древних, запрещено Богом к употреблению современными преданными в современном мире. Также, в современном мире слово мудрец не подходит для употребления ни в каком тексте Святого Писания. Его тоже необходимо не употреблять, ибо это слово, прежде всего, относится к материальным качествам и проявлениям человека в материальном мире. Когда человек, прожив множество жизней, в конце концов обретает совершенное знание, он предается Господу Кришне. БОГ: Предается Богу Кришне не тот, кто долго вращается в колесе сансары и не тот, кто читает или изучает Святые Писания, а только тот, кто долгое время задействован в полноценном, старательном преданном служении Богу Кришне. Также, никто не может полностью предаться Богу Кришне, ибо это обозначает потерю активности преданного, выжидательную позицию в любых вопросах преданного служения и материального существования, а также не способствует материальному и духовному развитию человека и, прежде всего, его качеств, которые и открывают врата на духовный план. Тот, кто идет к Богу этим путем, должен научиться владеть своими чувствами, служить каждому живому существу и заботиться о всеобщем благе. БОГ: Тот, кто идет к Богу Кришне, прежде всего, должен идти через долгий и старательный путь преданного служения. Да, он должен стараться управлять своими чувствами, но всегда при этом понимать, что фактически чувствами его, как и любого другого человека, Управляет только Бог Кришна. И только Бог Кришна может эти чувства в человеке развивать так, что он будет неподвластен гневу, зависти, обиде и пр. материальным чувствам, но все это Бог будет как бы ослаблять в человеке строго в соответствии именно с его старанием в преданном служении, как бы автоматически, где человек будет постепенно осознавать, что он не может гневаться, что он не завистлив, что он полагается на Бога во многих вопросах преданного служения и личного бытия, что он равен ко всем, что испытывает непривязанность к внешним материальным объектам и его чувства здесь молчат, что не претендует на блага, внимание, подарки, поздравления, не желает управлять, не желает богатств, не желает славы и почести… Также, что касается того, чтобы «служить каждому живому существу и заботиться о всеобщем благе», то это уже чисто материальные коммунистические желания и они никак не должны иметь отношение к преданному. Эти вопросы преданному не объять и не осилить, ибо Бог ему не даст столько благ и столько лишнего направления ума и усердий. Пусть эти вопросы предоставит решать материальному обществу, материальным законам и материальной власти. И также пусть понимает, что все блага в материальном мире распределяет Сам Бог по карме каждого. Поэтому Бог не налагает такие задачи на преданного, но быть добродетельным, когда потребует Бог, помогать, когда ситуацией потребует Бог, но отдавать долги, когда они есть, но быть дружелюбным, но быть терпеливым и никого не осуждать, - это преданному по силам и не в ущерб преданному служению. Из этого следует, что до тех пор, пока человек не пришел к Господу Кришне, его знания нельзя назвать совершенными. БОГ: Так можно сказать. Но всегда нужно понимать, что, даже будучи занятым долгое время в преданном служении, человек никогда не может развить в себе совершенные качества, а это уже делает его непременно ущербным в усвоении Совершенных Духовных Знаний, т.е. Совершенные Знания никогда не могут быть постигнуты абсолютно, всегда будет место недопониманию, сомнению, неверному толкованию…. Т.е. и на высоте преданного служения каждому есть куда расти в постижении Слова Бога, и предела утверждения в совершенных Духовных Знаниях не существует, хотя они на любом этапе имеют свойство трансформироваться в мыслительный постоянный процесс и качества преданного. Зачастую, прежде чем полностью предаться Господу, человек должен пройти через множество трудностей и испытаний. БОГ: Так можно сказать. Но при этом всегда надо понимать, что преданный никогда полностью Личности Бога предаться не сможет, ибо в таком случае он не сможет проявлять себя активно и развивать те качества, которые и помогут в свое время выйти за пределы материального существования на духовный план. Поэтому, вопросом предания себя Богу Кришне полностью Управляет Бог, и только Бог Знает, в чем преданный может себя придать Богу, а в чем должен действовать согласно своим качествам, зарабатывать последствия греховной деятельности и исправляться через плоды своих ошибок. Чтобы ощутить присутствие Сверхдуши в своем сердце, необходимо прекратить деятельность материальных чувств, перестать видеть, слышать, ощущать вкус, работать и т.д. Только тогда человек сможет ощутить, что Сверхдуша находится всюду. БОГ: Прежде всего. Речь может и должна идти только о Боге Кришне, о Его присутствии в живых существах и во всем творении. Также, это достаточно не верное понимание, что надо непременно прекратить деятельность всех чувств, чтобы ощутить в себе Бога Кришну. Только труд преданного служения и духовные здесь практики, что должно происходить достаточно длительный период и непременно в старании преданного, могут дать преданному почувствовать в себе присутствие Божественной Личности. Но непременно только на это направлять свое преданное служение нельзя, но стараться, но следовать Слову Бога, но изучать Святые Писания необходимо. Все остальное Бог покажет или даст Сам, в свое время, Своим путем. Осознав это, он перестает испытывать враждебность: он ко всем относится одинаково, будь то человек или животное, ибо видит только душу, а не внешнюю оболочку. Однако для обыкновенного человека этот метод постижения безличного аспекта Aбсолютной Истины очень сложен. БОГ: Не существует безличного аспекта Бога Кришны. Это ложные знания, которые в современном мире современному преданному только навредят. Знания и понимания древних были даны для древних, их ступени материального и духовного развития. В современном мире преданный должен полностью сосредотачиваться только на Боге Кришне в процессе преданного служения. Другой ипостаси у Бога Кришны не существует и никогда не существовало.