Наталия Маккова

80.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 5.
80.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 5.




ТЕКСТ 5


клешо 'дхикатарас тешам
авйактасакта-четасам
авйакта хи гатир духкхам
дехавадбхир авапйате

клешах - затруднение; адхика-тарах - величайшее; тешам - их; авйакта - на непроявленном; асакта - сосредоточен; четасам - тех, ум которых; авйакта - непроявленный; хи - безусловно; гатих - продвижение; духкхам - трудно; деха-вадбхих - воплощенными; авапйате - достигается.

Тем, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте Всевышнего, очень трудно идти по пути духовного развития. Для воплощенных живых существ каждый шаг на этом пути дается с большим трудом.


БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «5. Из них в очень большом беспокойстве те, чьи умы привязаны к непроявленному. Воплощенные, привязанные только к непроявленному, несомненно, с большим трудом достигают успех.».




КОММЕНТAРИЙ: Трансценденталистов, стремящихся к познанию непостижимого, непроявленного, безличного аспекта Верховного Господа, называют гьяна-йогами, а тех, кто, всегда осознает Кришну и занимается преданным служением Господу, именуют бхакти-йогами.


БОГ: Надо понимать, что у Бога Кришны нет, никогда не существовало некоего безличного аспекта. Также, что касается гйана-йоги, то это есть путь к Богу Кришне через связующий процесс изучения СВЯТЫХ ПИСАНИЙ, СЛОВА БОГА. Это тот путь, когда человек начинает преданное служение сугубо с изучения Святого Писания, еще без духовных практик, полноценного преданного служения. Но этого человека Бог Кришна уже повел к Себе, дав ему интерес, желание, направленный на Совершенные Писания мыслительный процесс. Это тот путь, когда человек уже начинает входить в Бога. И непременно постепенно Бог ему будет давать желание заниматься и духовными практиками, так выводя и в поклонению Всевышнему и к полноценному преданному служению, неотличному от бхакти-йоги. Это индивидуальный. Ни от кого не зависящий путь человека. Только он и Бог Кришна.



 В данном стихе ясно показана разница между гьяна-йогой и бхакти-йогой. Хотя гьяна-йога в конце концов приводит человека к той же цели, что и бхакти-йога, путь этот очень сложен и тернист, тогда как путь бхакти-йоги, непосредственного служения Верховной Личности Бога, значительно легче и естественнее для воплощенной души.


БОГ: В стихе и слова не говорится о том, какова разница между бхакти-йогой и гйана-йогой. Вот точный перевод стиха: «5. Из них в очень большом беспокойстве те, чьи умы привязаны к непроявленному. Воплощенные, привязанные только к непроявленному, несомненно, с большим трудом достигают успех.». О чем тут? Немного возьмем раньше. Есть люди, которые поклоняются Самому Богу Кришне. С ними все впорядке. Они достигнут цели в результате старательного продолжительного преданного служения. Но, вот, есть те, кто поклоняется неким могущественным живым существам, духам, неким непроявленным мистическим образам, богам, о которых не имеют четкого представления, но понимают о них, как и тех, кто имеет власть, могущество, может Управлять стихиями,судьбами людей. Если такой контингент людей при всем этом, поклоняясь этим потусторонним живым существам, которые ни есть Сам Бог Кришна, при этом строго придерживаются всем правилам и рекомендациям поклонения, если они контролируют свои чувства и не привязаны к материальному миру, то о них можно сказать, что они непременно не потеряны для Бога Кришны и непременно в свое время Бог их вовлечет в преданное служение, и все для них закончится выходом на духовный план. Но если такие люди, поклоняющиеся потустороннему (не Богу Кришне), не занимаются духовными практиками, не контролируют свои чувства и мыслительный процесс, но просто поклоняются тому, что не проявленное (об этой ситуации приведенный стих), то стих говорит, что «их ум в большом беспокойстве», и также говорит о том, что они «ТОЛЬКО привязаны к не проявленному», а это означает, что их умы привлекает мистика, загадочность, непостижимость некоего потустороннего, и что в итоге они «несомненно, с большим трудом достигают успех.». Здесь успех может быть только один – выход на духовный план. Так вот этот процесс будет для них не столь и прост. С ними Бог Кришна будет еще работать средствами материального мира, развивая необходимые качества. Что касается выхода на духовный план, то это Бог даст только через путь преданного служения и в свое время, преодолев в таких людях тягу и интерес к потустороннему, если это не Сам Бог Кришна. Вот суть стиха.





Обусловленная душа находится в материальном теле с незапамятных времен, и ей очень трудно понять, даже теоретически, свое отличие от тела. Вот почему бхакти-йоги поклоняются Божеству, образу Кришны, тем самым используя телесные представления о жизни, которые прочно запечатлены в нашем уме.

БОГ: На самом деле человек многое чего понять не может. Он просто должен знать, как Знает Бог. Как ему дает Бог. Человеку отнюдь не надо погружаться в длительную медитацию, чтобы осознать, что душа и тело суть не одно и то же. Это слишком простая вещь, чтобы здесь что-то мудрить. Бог Сказал – и запомнили. Душа ни есть тело. И пошли дальше. Ничего в этом понимании трудного нет. Религиозный человек многое должен принимать на веру. Это основа религии. Бог Сказал – душа поняла. Нельзя быть тугоумным в этом плане. Иначе, будешь так тормозить в духовном развитии, что впору отправить будет в материальный мир добывать хорошую веру на смену достаточно беспокойному во всем излишне копающемуся уму. Невозможно принять такое объяснение: Преданные поклоняются идолам (куклам), потому что эти идолы есть то, что оправдывается «телесные представления о жизни, которые прочно запечатлены в нашем уме.». Чушь. Человек Богом устроен так, что легко может переключаться с тела на душу, с души на Дух. У человека более-менее подготовленного качествами, нет в себе непреодолимых или вообще каких-либо конфликтов. Он легко должен идти по дороге Бога, если качества хоть немного подходят. Но те, кто идут, в них качества уже Бог взрастил, вложил в них Божественный труд. Поэтому тупить и отговариваться и прикрываться долгим материальным путем в материальном мире не следует. Не будет работать перед Богом такая отговорка. А вот как слабоумие – да. Но Бог его Знает, как лечить. Все куклы, так называемые божества – сжечь. Но поклоняться ЛИЧНОСТИ БОГА КРИШНЫ, Который есть Высочайший, Всепроникающий Дух, Извечный, Изначальный. И никакого идолопоклонства. Да будет так.



 Разумеется, поклонение Верховной Личности Бога в образе установленного в храме Божества не имеет ничего общего с идолопоклонством.


БОГ: Не разумеется. Имеет самое прямое отношение. Бог ЗАПРЕЩАЕТ поклоняться никаким образам, ни нарисованным, ни рукотворным. Бог Знает, что Говорит.


 В Ведах говорится о двух формах поклонения: сагуне и ниргуне. Это значит, что Всевышнему можно поклоняться в форме, обладающей доступными восприятию качествами и не обладающей ими. Поклонение Божеству в храме относится к категории сагуны, потому что изображение Господа создано из материи. Однако образ Господа, воплощенный в камне, дереве или красках, которые являются материальными, сам материальным не является. Такова абсолютная природа Верховного Господа.


БОГ: Иногда слова человеку очень вредят. Тем более перед Личностью Бога. Забыли! старые веды. Их больше нет, Бог Кришна их отменил, как и все их указания. Это все было дано древним. И хватит. Современный человек получил от Бога то, что и соответствует его ступени материального и духовного развития в целом – Новые Святые Писания. Отсюда надо черпать Слово Бога и следовать ему. И ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Что за бестолковые рассуждения: «В Ведах говорится о двух формах поклонения: сагуне и ниргуне. Это значит, что Всевышнему можно поклоняться в форме, обладающей доступными восприятию качествами и не обладающей ими. Поклонение Божеству в храме относится к категории сагуны, потому что изображение Господа создано из материи. Однако образ Господа, воплощенный в камне, дереве или красках, которые являются материальными, сам материальным не является. Такова абсолютная природа Верховного Господа.». О какой абсолютной природе Бога здесь речь? Никаких Божеств в Божьем храме! Никаких объяснений! Образ Бога Кришны не может быть нигде воплощен! Абсолютная природа Бога – ЧИСТЫЙ ДУХ! Нельзя Богу Кришне поклоняться в любой форме! Только Личности Бога Кришны, как Высшему Духу. Не имея ничего перед глазами, никаких материальных форм. НИЧЕГО.



В связи с этим можно привести одно, может быть, несколько грубое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков, развешанных на улицах, оно без труда найдет своего адресата. Однако какой-нибудь другой ящик, пусть даже похожий на почтовый, но не установленный почтовым отделением, не годится для этой цели. Aналогичным образом, арча-виграха, Божество, установленное в храмах, - это освященный образ Бога, который представляет Его в этом мире. Aрча-виграха является воплощением Верховного Господа. Господь предстает перед нами в этом образе, чтобы принимать служение. Господь всемогущ, поэтому, воплощаясь в образе арча-виграхи, Он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче поклоняться Ему.


БОГ: До Бога все доходит, мгновенно. Не следует сомневаться. Пример крайне неудачный. Но поклонение арча-виграха нигде не принимает Бог. Ибо это непонятно что, не является воплощением Бога, не есть Бог. Бог есть ВЫСОЧАЙШАЯ ЛИЧНОСТЬ, ВЕЛИКИЙ ДУХ. Личности Бога, как Великому Духу, надо поклоняться, а не цацкам. В храме не должно быть никаких кукол, никаких с этими куклами церемоний, никакого парада, украшений, цветов, гирлянд. Все должно быть строго, без слащавости, без восприятия Бога, как ребенка, которого одевают, купают, угощают, готовят к праздникам, любуются им, окружают заботой и вниманием… Такая медитация на Бога еще могла быть дана древним. Но для современного человека пора понять, что Бог – Высочайшая Личность, Абсолютная Личность, Верховный Творец; и воспринимать Бога надо иначе, серьезно и с трепетом, с высочайшим почтением, а не менять ему одежки и думать при этом, что удовлетворили, порадовали Личность Бога… Такую форму общения с Богом Бог категорически запрещает.



Итак, для преданных не составляет никакого труда обратиться прямо ко Всевышнему, но для тех, кто пытается постичь безличный Aбсолют, путь духовного самопознания весьма нелегок.


БОГ: Ни для кого не составит труда обращаться ко Всевышнему, но это надо делать строго через молитвы, иногда на коленях, с великим смирением и почтением. Что касается безличной ипостаси Бога, то ее не существует. А частым о ней напоминанием в Святом Писании преданные как бы насаждают этого несуществующего безличного брахмана в сознании людей. Зачем? Бог Кришна ОДИН, Нет у Него никаких дополнительных проявлений, нет ничего безличного. Нет безличного сияния, нет безличного духа, нет безличного Божественного нигде присутствия, нет безличностных Божественных проявлений нигде и ни по какому случаю как и ни для кого. Пора усвоить. Вещь простая. А что касается пути духовного самопознания, то это ясельный возраст для преданного. Что тут не понятно может быть душе о себе, чтобы себя так постоянно стараться познавать? Если Кого надо познавать, так это только Бога Кришну. На это и дан путь преданного служения и на это и даны духовные практики и Новые Святые Писания. А о себе… Ты – душа. Это – понятно? Ты – частица Бога, энергетическая, продолжение Бога. Это – понятно? Ты – извечная душа, ты не можешь быть уничтожена, ты идешь по пути материального и духовного развития к Богу, но идешь через материальный мир, через развитие качеств, через преданное служение… Это – понятно? Все дела. О душе. О самопознании. Поэтому, надо отвлечься от такого пристального внимания к себе и о своих кладах не печься, ибо все достояние души, все ее награды, все клады – БОГ КРИШНА. Сюда надо направлять свое внимание, а не на себя.



 
Чтобы постичь непроявленный аспект Всевышнего, им приходится изучать такие ведические произведения, как Упанишады, они должны учить язык этих писаний, анализировать тончайшие ощущения и в совершенстве овладеть всем этим.


БОГ: нет у Бога Кришны непроявленного аспекта. Но есть люди, которые привлеклись этим пониманием, изучая старые веды. Ибо их качества, уровень материального и духовного развития это позволил. Вообще на пути к преданному служению Бог дает многим людям как бы предварительные развивающие задачи как бы духовного порядка, которые имеют целью развить ум и понимание человека, его качества и степень религиозного мышления, чтобы в свое время направить на путь именно преданного служения Богу Кришне. Разные люди проходят свою духовную обработку на подступах к всеобъемлющего преданного служения, вовлекаются в разные религиозные организации и практики, изучают разные Писания и труды религиозных учителей и наставников, принимают и отвергают разные философские взгляды… Все это каждому бог дает лично для личного развития и прохождения тех форм мышления, которые уже в преданном служении необходимо будет категорически отвергнуть став на путь неуклонного и беспримесного пути к Богу, в основе которого будут только авторитетные Святые Писания, само Слово Бога Кришны.


 Для обыкновенного человека это очень трудно. Но тот, кто занимается преданным служением под руководством истинного духовного учителя, просто каждый день поклоняясь Божеству, слушая рассказы о величии Господа и питаясь остатками предложенной Ему пищи, без труда развивает в себе сознание Кришны и постигает Верховную Личность Бога.



БОГ: В современном мире путь преданного служения не нуждается в руководстве никакого духовного учителя. Все руководства находятся в Новом Святом Писании. Здесь все главное, все во благо, все есть основа преданного служения. Любую часть Писания открывай и читай. Везде – Слово Бога именно тебе предназначенное для понимания, для развития религиозного мышления, для медитации на Личность Бога, для духовных практик, для поклонения Личности Бога… Нигде не заблудишься. Все знания по уровню материального и духовного развития современного человека, ничего лишнего, ничего сложного, но все достаточное, чтобы начать путь преданного служения и благополучно в свое время выйти на духовный план. Поклонение Богу Кришне – как Высшему Духу, Высшей Божественной Личности. Не нужен алтарь, не нужны никакие изображения Бога, никакие божества. Можно в комнате, где человек поклоняется Личности Бога Кришны, на стене написать ОМ или на русском или на санскрите. Можно на всех стенах комнаты написать это обозначение Бога. Но тогда эта комната станет местом святым в квартире или в доме, куда надо входить с молитвой и поклоном и выходить с молитвой и поклоном, и эту комнату предназначить для поклонения Богу Кришне и преданного служения, как и изучения Нового Святого Писания и духовных практик. Также, тот, кто начал заниматься преданным служением, не должен слушать рассказы о Боге из вед об играх Бога. Это все повествования для древних и современному человеку не нужны. Что касается предложения пищи Богу Кришне, то этот ритуал для современных преданных отменяется. Пища должна готовиться не по ведическим рецептам, а в соответствии со своей национальной привычной человеку кухней, но в соответствии с религиозными требованиями, наложенными на эту пищу. В начале принятия еды и в конце надо Бога Кришну за пищу благодарить. В этом случае пища считается благословленной Богом, пригодной к употреблению и не влечет больших последствий греховной деятельности, но умеренные, ибо любое насыщение материального тела есть материальная деятельность, которая всегда несет элемент греховности, но такой, что не препятствует материальному и духовному развитию человека и переходу его в свое время на духовный план.




 Имперсоналисты, идя своим путем, вне всяких сомнений, преодолевают ненужные трудности и препятствия, рискуя при этом в конце концов так и не постичь Aбсолютную Истину. Однако те, кто поклоняется личностному аспекту Бога, идут к Господу прямым путем, ничем не рискуя, не испытывая никаких беспокойств и трудностей.



БОГ: Имперсоналисты – это те люди, которые вообще к преданным отношение не имеют, это те, кто просто на данный период, имея свои качества и свой уровень мыслительного процесса, направляются Богом к самому раннему подножию преданного служения, невидимому ни для них самих, ни для преданных. Это работа Бога с людьми, окольно ведущая человека не к преданному служению, как таковому, а к касанию с некоторыми духовными знаниями и практиками, порою достаточно неавторитетными, дабы там искать пока ответы на свои вопросы и материального, и философского, и отчасти религиозного порядка. Это армия людей, ищущих смысл жизни и своего предназначения, но далеко еще не готовых преданно служить Богу Кришне и никак не готовых также отказываться от своей материальной свободы и наслаждениями материального мира. Это те, кто хочет достичь некий великий в себе прогресс, можно сказать и духовного направления, но ничего за это не платя, но действуя в целях своего наслаждения и в материальном и в духовном направлении. Они не очень утруждают себя поклонением кому бы то ни было и ни очень еще понимают, что из этих их усилий может произрасти. А между тем, они уже находятся на перешейке, соединяющем материальный мир и Бога Кришну. Ибо и не сами выбрали свой путь, а Бог Кришна, согласно их качествам и карме, как и согласно Плану Бога на их дальнейшее развитие. И так в этой жизни и будут идти, сначала с вдохновением. Потом сникая и разочаровываясь. Возбужденный ум, направленный на потустороннее, остается, а вот методы, выбранные для своего совершенства, тупиковые… Отсюда в свое время и будет взят ими старт на преданное служение. Но а преданные… да… они молодцы, идут безошибочно, себя восхваляют. И не думают о том, что совсем недавно они были среди тех, кого точно осуждают. Да, были теми, кто поклонялся и безличному брахману, и потусторонним могущественным живым существам, не зная их имени и ничего не зная о них. Все были в этом перешейке и всем еще здесь быть, ибо Бога надо искать через ошибки, преодоления, ложные знания, неавторитетные советы никчемных духовных наставников. И только Слово Бога и преданное служение начнут в свое время упорядочивать ум человека, настраивая его на правильное и адекватное религиозное мышление, видящее за всем стоящего только Личность Бога Кришны.



 Aналогичное утверждение содержится в «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что человек в конце концов все равно должен предаться Верховной Личности Бога (это и называют бхакти), но, если он вместо этого пытается разобраться в том, что есть Брахман и что не есть Брахман, и тратит на это всю свою жизнь, он в результате не получает ничего, кроме трудностей.


БОГ: Ну, если человек хочет понять, в какое болото он попал, поклоняясь тому, чего нет, то он хоть и материальный еще человек, но и разумный. Значит, получит от Бога ответ в свое время, и такой ответ, который поможет ему начать путь преданного служения. Это одно. И также. Никогда и ни одна жизнь человека не прожита зря. Так у Бога не бывает. Поэтому, не следует думать, что такой человек ничего не достигнет. Достигнет. Бог ему поможет разобраться и даст такому человеку преданное служение достаточно скоро.


 Вот почему в данном стихе Кришна не рекомендует столь сложный путь, ибо, избрав его, человек не может быть уверен в конечном результате.


БОГ: В Святом Писании Бог Указывает всем ту цель, которая есть первоочередная в материальном мире – это выход на духовный план через путь преданного служения. Это – маяк человека. А все остальное есть пути к этому маяку. Они даются каждому индивидуально, согласно качествам человека, его общей ступени материального и духовного развития, согласно также карме человека и Плану Бога на человека. Эти пути многочисленны и непредсказуемы ни для кого. Их невозможно рекомендовать или запрещать, ибо никто не сможет понять, о чем тут может быть речь относительно его самого, ибо этот участок, этот перешеек, – сокрыт в пути человека, и проходится он действительно не просто, но проходится и имеет свое подготовительное значение для пути преданного служения, который не миновать и который есть более отчетливый и понятный, хоть и не простой путь для человека, ибо все о нем оговорено в Святом Писании.



Живое существо вечно остается индивидуальной душой, и тот, кто хочет слиться с духовным целым, может осознать такие аспекты своей изначальной природы, как вечность и знание, но ему не удастся познать аспект блаженства.



БОГ: Нет, об индивидуальности живого существа не может быть и речи. Все живые существа идентичны по всем своим параметрам, но как бы сдвинуты по фазе своего развития или начала развития. Все живые существа есть частицы Одного целого. Никто не может быть в чем-либо особенным, обладать чем-то индивидуально, использовать энергии Бога индивидуально. Все перед Богом как неотличны, полностью равны, как на одно лицо. У всех одна природа, один путь развития или у Бога Кришны одна цель материального и духовного развития на всех. Кто и как бы себя не проявлял – это дань его ступени и качествам только на данный момент времени. Живые существа невозможно сравнивать, различать, ибо они все суть одно, искры Бога, и достигнут одно, но каждый в свое время. Каждому Бог дает самые разные понимания и желания как материального, так и духовного порядка, дает и правильные и ошибочные устремления, дает и правильные и ошибочные понимания себя и других. Но со временем ненужное отсеивается и истинное или к этому близкое утверждается и начинает работать на качества и развитие этой души. Всем Управляет Бог, никто ни в каких лишних целях и устремлениях не заблудится, никто ничего из приобретенного ценного не растеряет.


 Получив милость преданного, трансценденталист, достигший высот в гьяна-йоге, может в какой-то момент начать заниматься бхакти-йогой, преданным служением Господу. Но многолетние поиски безличного Aбсолюта и в этом случае станут помехой для него, так как ему будет трудно отказаться от идеи имперсонализма.


БОГ: Не плохо было бы преданному думать о себе поскромнее. Человек получает не милость преданного, а Милость Бога. Только Бог приводит человека на путь преданного служения. Что касается безличного брахмана, то его не существует. Но если человек все же идет этим путем, то только в следующем рождении Бог может его направить на путь преданного служения, если качества человека это уже позволяют.



 Таким образом, постижение непроявленного всегда является для воплощенной души источником трудностей - и на стадии практики, и на стадии совершенства.


БОГ: Нет ни одного подготовительного пути к преданному служению, который бы был прост, ибо непременно человек должен Волею Бога развить в себе качества достаточные, чтобы дать ему преданное служение. А это, несомненно, есть путь страданий и преодолений или путь очищения от последствий кармической деятельности в прошлом. Поэтому, в каком бы направлении до преданного служения ни шел Волею Бога человек, он всегда будет претерпевать, преодолевать, входить в конфликт с внешним материальным миром и с собой, будет вовлекаться в самые разные игры и роли, поднимать Волею Бога нагара греховные качества, получать последствия греховной деятельности, получать Наставления Бога Кришны, извлекать для себя Уроки, и так будет подниматься по ступеням материального и духовного развития, приобретая те качества, которые и выведут Волею Бога человека на путь преданного служения. Т.е. до преданного служения человек всегда идет не просто, и это надо понимать.


 Каждое живое существо наделено некоторой независимостью, и нужно уяснить, что попытки постичь непроявленное противны самой природе живого существа, духовного и исполненного блаженства.



БОГ: Никакой независимостью человек не обладает, ни в какой степени. Иначе, наворотит дел, что никогда не разгребет. Нет у человека никакой толики свободы. Им полностью Управляет Личность Бога через инструменты Бога: чувства, желания, внутренние энергии состояния, память, разум, мыслительный процесс, как и Управляет телом, малейшим движением души, обстоятельствами и ситуациями, через других людей, через материальную природу, через полное Управление телом… Нет свободы. Но Бог Кришна так Управляет живыми существами, что никто и понятия не имеет, что находится под Божественным Управлением непрерывно. Бог Управляет человеком в пределах его качеств, пониманий, желаний, знаний, чувств, уровня мыслительного процесса, Управляет так, что он это все воспринимает строго за себя. Ибо так и должно быть. Иначе, человек не сможет развиваться, не сможет быть активным, не сможет ставить цель и ее достигать. Он до определенного момента своего материального развития должен видеть во всем причиной себя, свою волю и желание, что иллюзорные энергии Бога и обеспечивают. Что же касается «попытки постичь непроявленное», то Бог может человеку дать самую разную иллюзию, и дать ему над ней поработать и углубиться, если это будет полезно для материального и духовного развития человека; и как Бог даст, так и выведет из этого заблуждения любого, но в свое время, своим путем и со своими результатами, что есть всегда и прежде всего качества более высокого порядка, которые можно будет использовать в свое время в преданном служении.


 Человеку не следует вставать на этот путь. Самым лучшим методом духовного самопознания для каждого является метод сознания Кришны, ведущий к полному погружению в преданное служение.



БОГ: самопознание и познание Бога Кришны, как Высочайшего Творца, - две разные вещи. Самопознание есть понимание себя, как отделенной неотделимой частицы Бога Кришны, со всеми качествами, которыми обладает душа. И все. А путь осознания Бога Кришны – есть путь на все времена, неисчерпаемый, абсолютный, работающий и в материальном мире и на духовном плане, путь развития живых существ, путь вхождения в Бога, путь преданного служения. Поэтому «погружение в преданное служение» есть путь не самопознания, а путь к Богу Кришне через вхождение в Бога Кришну через Слово Бога, духовные практики, поклонение Всевышнему, служение Всевышнему.



 Но тот, кто отвергает преданное служение, рискует превратиться в атеиста.

БОГ: Если человеку Бог не дает желание преданно служить, не дает и возможности, не дает интереса к этому религиозному процессу, то этот человек просто еще не достиг те качества, которые ему необходимы для преданного служения. Он может быть религиозным, он может заниматься некоторыми духовными практиками, он не обязательно может быть атеистом, но при всем этом его пока Бог не ведет к преданному служению, и он это ощущает в себе, как не желание заниматься преданным служением. Преданные к таким людям не должны относиться с осуждением, ибо это не их дело, а дело Бога. Это надо понимать.


 Таким образом, как следует из данного стиха, людям не стоит сосредоточивать свое внимание на познании непроявленного и непостижимого, недоступного восприятию чувств. Этот принцип справедлив всегда, и особенно в наш век. Господь Кришна не рекомендует людям вступать на этот путь.

БОГ: Так можно сказать. Но не следует забывать, что вопросом преданного служения никто не распоряжается сам, но только Личность Бога. И только Бог Знает, как надо повести человека, какие качества и через что в нем развить, чтобы его можно было привлечь в свое время к преданному служению. Но что касается того, что за пределами чувств, непроявленное и непостижимое, то очень часто Бог предварительно, до начала пути преданного служения, именно через эти пути и ведет человека, поскольку люди склонны тяготеть к потустороннему всегда, тому, что за пределами и чувств, возможностей, осмысления и понимания человека. Поэтому, очень многие люди вовлекаются в практики мистического порядка, многие поклоняются духам, тому, что за пределами чувств, люди привлекаются всевозможной оккультной литературой и практиками, магическими ритуалами, по сути, ища Бога, но не могут это осознать. На некоторый период такой путь Бог дает, но и помогает извлечь из так направленного пути и то, что в свое время и отводит от привлечения потусторонним и сверхъестественным. Только Бог Знает, кого и через что и в какой степени вести и где и в чем в этом плане необходимо ограничить. Этот вопрос не могут решать преданные, ибо это не их вотчина. Но при всем этом Бог Кришна Говорит людям, что только преданное служение Богу Кришне, Высочайшей Божественной Личности, может вывести человека за предел материального существования на духовный план. Это надо знать.