Перейти к основному содержанию
Варя. В продолжение темы конкурса «Кто живет во мне?»
В продолжение темы конкурса «Кто живет во мне?» Весь сайт живёт, как в лампе Алладина. Потри чуток... и вот он, тут как тут. Нежуковский Может быть, стихотворение Николая Нежуковского зацепило, или все равно прорвалось бы, но мысли кружатся, кружатся вокруг этой близкой мне темы… Устала отмахиваться. Попробую набросать, а там, как пойдет… Не то, чтобы мы похожи. Совсем разные. Но есть какие-то точки соприкосновения, даже крючочки – держат. Живут во мне. Я всегда спала на хлебных крошках, Признаваться честно в том, нелепо, Я тогда дружила с пегой кошкой И делила с ней кусочки хлеба. Убежала кошка…брысь отсюда! Где дворняга пустыри держала, Вот и я сменила пух уюта И тепло родного одеяла. И теперь мотаю срок на вольне, Познаю уроки мирозданья, Не поверишь, крысы – хлебосольны, Лишь глаза у старших в ожиданьи… Я никогда не спала на хлебных крошках, то есть никогда не укладывалась спать ни с хлебом, ни с другим лакомым кусочком, но прочитала – и помню. Живет. И кошки в моем детстве не было. Да и стихотворение не о кошке. О детстве, которое ушло. Общечеловеческое. Но я не о других – о себе. « И теперь мотаю срок на вольне…» Вольна. Одиночество? Отлучение от детства, когда рядом материнское крыло? С этого стихотворения началось мое знакомство с этим удивительным автором. Варя. Даже псевдоним, который выбрала себе Вика – говорящий. Для меня, во всяком случае. Если Виктория – имя победное, Варя – в моем ощущении, легкую судьбу не приемлет. Обездоленных – видит. «Почему я стоглазая?» Пишет о них, пропуская их боль через себя. О девочке из африканской деревни. О парне – ветеране Афганистана («Сократ»). О Дульсинее, которая учит летать гусениц. О Тате, над которой смеялись всем двором… И тема – общая. Общечеловеческая. Но я – о своем, что мне дорого. У Вари северная девочка Хейро снова и снова поднимает и греет в руках солнце. Не больше, но и не меньше. Ангел не выбирает себе ношу полегче. «А васильки, наверно, сеет Бог…» Каждое слово дарует силу. Просто знай, что ты не одна, и будет сила «поле перейти». «Папы уходят так просто: дела, все дела…» Когда прочитала – изумилась лаконичности строки. Дальше можно и не продолжать, за этой строкой – целая жизнь. У каждого – своя. «Не задержаться – слетает ладошечка-рыбка…» - общее. Как больно потерять безусловную отцовскую поддержку. У каждого она была, даже если – не было. Рука отца – сильная, слабая ли – помнится. Девочка всю жизнь пытается обрести отца. Тема отца и мамы, проходит у Вари через все творчество, крупинками золота рассыпана во множестве стихотворений. Детство никуда не уходит, поддерживает, обжигает, ранит, распахивает волшебное одеяло защиты. Так или иначе, мы всю жизнь взбегаем на крыльцо родительского дома. Строка из стихотворения Вари «Преломление» «Деревья умеют ходить своими морскими узлами» запомнилась мне по-своему. Деревья ходят корнями. Так роднее. Но суть – уловила. Если тянуться к небу – можно наполнить жизнь светом. Герои Вари – обязательно смотрят ввысь. Летают, как Шагал. Вообще, для героев Вари полет – состояние естественное. Потому что крылья даны человеку изначально. Как любовь. Кто прошёл сквозь воды твои – научился ветром дышать. Для молитв слова, для любви... Тишина прокралась в тетрадь. Помолюсь на ветер. Лети… Ярабыр идубен абыр. Дивный черепаховый кит Показался вдруг, золотым. (Старый рыбак) Мистическое стихотворение. Удивительно, но ему безоговорочно веришь. И еще одно – волшебное – проросло. И спасает. «Я обернулась: что же ты, пошли… И мы пошли вдвоём: я впереди, она чуть сзади – призраком печали.Жевала яблоки, что я купила, просила кока-колу и конфеты, но я сказала строго, что на это я не пойду, что нынче праздник: спас… А кто кого – не важно, спас и всё, как ты меня, когда я чуть живая переходила сущее болото…» (Старая лошадь). Можно продолжать, у Вари много стихов, но я написала о тех, что вспомнились, проросли. Замечательно рисуется стихотворение «Два счастья». «А может, Петь, начнём гнездиться в мае?».. Вроде бы ничего нового. О молодоженах в народе так и говорят: вьют гнездо. Но Варины герои не стареют, вьют гнездо всю жизнь: «И мы идём – два счастья, два несчастья Под крышу, где нас аист бережёт...» Под крышу, ближе к небу.
Наташа, я даже не справилась со своими эмоциями, сижу расквасилась. Николай написал ведь совершенно живое стихотворение, меня оно тоже заставило широко раскрыть глаза, а ведь у него много именно искренних строк и где он ни на грамм не кривит душой. Он заставил задуматься над тем, что каждый из нас касается другого хотим мы этого или нет. Наш дом со своими живыми людьми... Хотела написать кто оказал влияние на меня и не стала, поняла, что этот список включает многих. Хорошую тему дал нам Володя для размышления. Спасибо тебе, Наташа, не ожидала ничего подобного. От неожиданности растеряла все слова...
да, на удивление, я возвращалась к этому стихотворению Николая, то есть я его просто не забывала. потом заметила, что разговариваю мысленно со многими. то есть не так. всегда разговаривала. потом вдруг захотелось не мысленно, а что-то сказать. сначала всем сразу. подумала: зачем, статьи писать не умею. еле отвязалась от этой мысли. утром встала с тем, что разговариваю с тобой. решила хотя бы набросать, чтобы не вертелось все это в голове. понимаю, что поторопилась, на ходу все еще дописываю, но про все сразу не вспомнишь.
Умница, Наташа! Действительно, Варя - талантливый автор. Спасибо. :flower:
Замечательное эссе. Тонко подмечено. Согласна с тобой. Варя самобытный интересный автор. Всегда с интересом читаю её стихи, и всегда это открытие.
Спасибо, Леся!)
Есть авторы - спутники, есть авторы - земляне, а Варя - отдельная планета. Это - мое восприятие Вари и ее произведений. Наташа - ты умница! С добром, Ольга
Оля, спасибо!)