Перейти к основному содержанию
95.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
95.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 14. ТЕКСТ 17-21. ТЕКСТ 17 саттват санджайате джнанам раджасо лобха эва ча прамада-мохау тамасо бхавато 'джнанам эва ча саттват - из гуны благости; санджайате - возникает; джнанам - знание; раджасах - из гуны страсти; лобхах - алчность; эва - безусловно; ча - также; прамада - безумие; мохау - и иллюзия; тамасах - из гуны невежества; бхаватах - возникающие; аджнанам - глупость; эва - безусловно; ча - также. Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии. БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «17.Гуна добродетели порождает знание, также гунна страсти непременно порождает жадность, и гунна тьмы непременно порождает безумие, иллюзию и невежество.». КОММЕНТAРИЙ: Поскольку современное общество не заботится об истинном благе живых существ ни в этой жизни, ни в следующей, в этот век людям рекомендован метод сознания Кришны. Встав на путь сознания Кришны, человеческое общество достигнет уровня гуны благости, и люди смогут видеть вещи такими, как они есть. БОГ: Это все невежественные рассуждения. Невозможно в материальном мире РЕКОМЕНДОВАТЬ кому бы то ни было преданное служение. Этот путь каждому в свое время дает только Личность Бога Кришны. Чтобы преданно служить Богу Кришне, чтобы понимать Слово Бога и следовать ему, чтобы заниматься духовными практиками, необходимы качества человека. А эти качества не раздаются, а развиваются Богом в колесе сансары. Без высоких материальных и духовных качеств, без готовности к аскетическому образу жизни, без пути добродетели человек никогда не будет приведен Богом на путь преданного служения. Поэтому зазывать людей на путь преданного служения нельзя. Это не дело преданных. Они должны заниматься сугубо своим преданным служением. Это их работа. Они могут отвечать на вопросы, если им эти вопросы о пути к Богу Кришне зададут. Они могут проповедовать, но должны это делать в состоянии отрешения. Они просто говорят. А плодами их проповедей распоряжается Личность Бога. Также, никому не следует через путь преданного служения обещать материальное и прочее благополучие. Каждый у Бога, включая преданных, получает то, что заслужил, согласно его карме и старанию перед Богом. Также, в материальном мире все вопросы развития человека и его материального благополучия решает только Бог, Сам Лично. Ни государство, ни общество, ни отдельные люди, ни личное старание – Сам Бог Кришна, через других людей, через государство распределяет всем и каждому материальные блага. Все находятся в строгом подчинении Бога, все действуют только по Воле Бога, и каждый получает то, что кармически ему и предназначается. Во всем полная справедливость и каждому оказывается своим путем и в свое время. Гуна невежества низводит людей до уровня животных и лишает их способности видеть вещи в истинном свете. Невежественные люди, например, не понимают, что если в этой жизни они убивают животных, то в следующей сами будут убиты ими. Не получив должного образования, люди, лишенные истинного знания, становятся безответственными. БОГ: Гуна невежества есть иллюзорная энергия Бога, работающая с теми, кто только что получил тело человека из животной формы жизни, скажем, кошки или собаки или другого домашнего животного. Гуна невежества работает на развитие живых существ, как и другие гунны, но применяется к ступени развития человека, к его качествам, его пониманию и уровню мыслительного процесса. Эта гунна выполняет очень важную для человека роль, ибо учитывает его непростое положение, то, что он есть и кем должен стать. Она достаточно осторожно работает с человеком, мгновенно не переключает его к полноценной человеческой жизни, но поэтапно, учитывая его карму, План Бога на его развитие, его низшие качества, его нежелание работать и брать на себя ответственность, ибо в животном мире душа эти качества не наработала, все еще предстоит. Гуна невежества постепенно приобщает человека к пониманию долга, ответственности, к материальному опыту, развивает память и дает достаточно полезные, хоть и пока примитивные знания о материальном мире через призму чувств и мыслительной деятельности человека. Что касается убийства, насилия, проявления жестокости, то эти качества в гунне невежества человек может проявить на ее средних подступенях, когда начинает вовлекаться в более сложные отношения и начинает понимать, что материальные блага могут дать многие наслаждения, но сами просто так в руки не даются и их надо зарабатывать или изымать. Второе им понятней. Но и этот путь Бог предупреждает через закон, правопорядок, через наказание в материальном мире. Так что воспитывающие средства не заставляют себя ждать, и Бог их подключает к этой гунне достаточно часто и результативно. Чтобы положить конец этой безответственности, людям необходимо дать знание, которое поможет им подняться до уровня гуны благости. Образование в гуне благости даст им трезвый разум и способность видеть вещи в истинном свете. Тогда к ним придут счастье и благополучие. БОГ: Такие рассуждения преданных о «безответственности», детские, незрелые, не достойны преданного. О чьей безответственности они говорят? Материальным миром абсолютно Управляет Личность Бога. Здесь всему строго свое время. Невозможно вручить Знания Святого Писания тому, кто не прошел в материальном мире все этапы развития под влиянием всех гунн материальной природы. Только Бог поднимает всех и каждого, работая над каждым скрупулезно, поднимая каждого по ступеням материального и духовного развития и шаг за шагом, от рождения к рождению развивая те качества, которые только в гунне благости могут вывести на путь преданного служения и будут подходить для того. чтобы начать усваивать Слово Бога Кришны. Даже если большинство людей будет продолжать страдать и бедствовать, но какая-то часть общества разовьет в себе сознание Кришны и поднимется до уровня гуны благости, на землю со временем придут мир и процветание. БОГ: Это уже глубокое заблуждение преданных. Те преданные, которые занимаются преданным служением Богу Кришне, в свое время выйдут за пределы материального существования на духовный план. Это без сомнения, ибо Бог их уже повел по этому завершающему Земной путь этапу развития. Но другие займут их место, станут преданными, те, кто теперь занят материальной деятельностью преимущественно под Управлением разных гунн природы, т.е. ведомые Богом Кришной. Всем этот путь к Богу Кришне будет дан, но каждому в свое время. Но что касается того, что горсточка преданных, очень самонадеянных, принесут всем в материальный мир благополучие и процветание только тем, что они, преданные, существуют, то это уже великая погрешность в их мышлении, и как бы она не задержала некоторых преданных в колесе сансары. В материальном мире всегда есть и благополучие, и процветание; и все благами материального мира, так или иначе, но пользуются, и все знают, что они есть. Но вот распределение все зависит от кармы каждого, и этим Управляет Личность Бога. Все жизни подряд человек не может наслаждаться благами, но периодически в том или ином рождении Бог их дает, ибо они есть. Но когда речь идет о развитии творения, а она у Бога идет всегда и стоит, как первоочередная, то, в таком случае, Бог многое дает живым существам, но и во многом ограничивает или дает едва или не на долго, ибо Богу необходимо, чтобы творение не привязывалось к материи, даже будучи на материальных ступенях развития, и здесь наслаждениям, ибо они препятствуют развитию и мыслительного процесса и качеств, а без этого ни преданное служение, ни выход на духовный план не будут возможны. Поэтому Бог дает и аскетический образ жизни несколько понуждающими средствами, и дает ограничения в благах, и дает добродетельный путь, и дает простой образ жизни и существование, которое развивает и терпение и смирение, и умение не претендовать. Так что, все блага контролируются, и преимущественный акцент Бог делает на развитие тех качеств, которые должны в свое время вывести на духовный план. Поэтому никогда материальный мир не будет местом процветания, ибо не для этого сотворен, а как тренажер высоких духовных качеств. Но для отдыха, для перемены деятельности, также для развития некоторых качеств, Бог дает в материальном мире и наслаждаться и переключаться и строить планы и дает в свое время материальные блага разнонаправленные… Но это все строго под Управлением Бога, для человека особо не затягивается, знает меру, ибо, иначе, человек может точно начать деградировать и не пожелать жить. Но это Бог не допустит. В противном случае, оставаясь в плену страсти и невежества, люди никогда не узнают ни счастья, ни достатка. БОГ: Никто ни на какой ступени своего материального развития не задерживается, все поднимаются, ведомые Личностью Бога Кришны только вверх. Что касается счастья и достатка, то все это никого не может миновать, все это в материальном мире присутствует, все это достигается в свое время через преимущественно личный труд или помощь, все это Бог дает каждому по его карме, по его качествам, по его заслугам перед Богом Кришной, все дает в меру и все дает так, чтобы человек учился преодолевать и в пути достижения мог развиваться. Гуна страсти разжигает в них алчность и неутолимое желание чувственных удовольствий. Мы видим, что даже те, у кого много денег и возможностей для удовлетворения чувств, не знают ни счастья, ни покоя. Так как они находятся в плену гуны страсти, для них это недостижимо. БОГ: гунна страсти дает человеку стимул жить, заинтересованность, дает желание материально развиваться, дает устремление к разным видам материальной деятельности, все направленное на развитие материальных качеств, мыслительного процесса, на полное проявление себя, на заимствование в материальном мире прогрессивных взглядов, убеждений, точек зрения, направляет на науки, искусство, на наслаждения, на удовлетворение чувств так, чтобы человек проходил активно все посулы материального мира, из всего извлекал уроки, во всем формировал некоторые свои позиции и взгляды, чтобы все возможности, предлагаемые материальным миром, были использованы для его подъема по ступеням собственного материального развития. Для такой активности Бог дает человеку желания и страстные желания, дает ему силы, заинтересованность, дает вовлекаться во всевозможные игры и роли, дает поднимать нагара качества низшей природы, отрабатывать их, очищаться от них, заимствовать или развивать качества более высокого порядка. В этой гунне идет самый стремительный, активный, самый долгий и самый важный подготовительный процесс, подготавливающий качества человека к преданному служению. Здесь Бог дает вкусить все плоды материального существования, начиная от самых греховных и заканчивая устремлением к духовным знаниям, к поиску смысла жизни, дает добродетель, порядочность, терпение, логику мышления, правильную материальную речь, упрощает желания... и качествами, подводящими к отрешенности или усталости от материального мира со всем, что он сулит, делая человека разборчивее, менее претендующим, более спокойным, не заинтересованным в бурном проявлении и богатстве, дорожащим немногим и направляющим себя преимущественно на помощь другим и в этом находя удовлетворение и мир в себе. Не деньги делают человека счастливым; чтобы обрести счастье, необходимо подняться на уровень гуны благости, встав на путь сознания Кришны. БОГ: Человек может только знать о гуннах природы, как иллюзорных энергиях Бога, не отличных от Личности Бога, направленных на развитие материального творения. Но сам себя поднимать или переводить из одной гунны природы в другую никто не сможет, ибо это не в силах человека, да и никто не может точно знать, под влиянием какой преимущественной гунны природы он или другой находится. Рекомендовать человеку решить все свои проблемы через путь преданного служения категорически нельзя. Этот вопрос решает только Личность Бога относительно каждого в свое время. Также, путь преданного служения не дает никому счастья. Ибо это, прежде всего, труд. Труд долгий, старательный, полный, где некогда будет подумать о счастье, ни то чтобы в нем жить. Удовлетворение Бог даст, накормить – накормит, одеть – оденет, семье помочь – поможет. Но и даст свои пути преодолений, ибо любое время, проведенное в материальном мире, Бог непременно направляет на развитие Своего творения, и это не обойдет и преданного и его семью. Но Бог и поможет. В этом тоже не следует сомневаться. Человек в гуне страсти не только лишен душевного покоя, но и его профессия и работа приносят ему множество тревог. Ему постоянно приходится ломать голову над тем, как заработать достаточно денег, чтобы сохранить свое положение в обществе. Все это является источником постоянных страданий. БОГ: Этот путь в гунне страсти хорошо самоокупается человеком и особо в этой гунне не страдают. Но перебои в наслаждениях могут быть, как и задержки в достижении цели, как и неполадки в работе, как и прочие сопутствующие материальному миру виды страданий. Все это преодолимо, терпимо, все это непременно Управляется Богом Кришной, никакой труд и старание не пропадает даром, из всего человек извлекает и пользу, и знания, и опыт, и качества, и те самые материальные блага в награду. Поэтому сочувствовать особо этой гунне не следует, ибо она полна сил, надежды, упорна в достижении намеченного и не остывает в желаниях, полна устремлений и знает успехи не понаслышке, ибо на этой гунне держится весь материальный мир, и потому Бог Кришна ей серьезно и постоянно помогает, даже в самых сильных и материалистичных желаниях. Ибо все идет, используется, направляется Богом Кришной, все усилия и плоды этой гунны страсти идут на развитие всего творения под всеми гуннами природы. A гуна невежества сводит людей с ума. Влача жалкое существование, такие люди начинают искать утешение в вине и наркотиках, которые еще глубже затягивают их в трясину невежества. Будущее, уготованное им, темно и беспросветно. БОГ: Нет такого. Как бы себя люди в гунне невежества не проявляли, но никто из них не идет вниз, всех Бог неизменно поднимает только вверх по ступеням материального развития к гунне страсти. Бог Знает, как работать с творением. ТЕКСТ 18 урдхвам гаччханти саттва-стха мадхйе тиштханти раджасах джагханйа-гуна-вритти-стха адхо гаччханти тамасах урдхвам - вверх; гаччханти - идут; саттва-стхах - те, кто находится в гуне благости; мадхйе - в середине; тиштханти - находятся; раджасах - те, кто находится в гуне страсти; джагханйа - низшего, отвратительного; гуна - качества; вритти-стхах - занимающиеся деятельностью; адхах - вниз; гаччханти - идут; тамасах - люди в гуне невежества. Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на земных планетах, а те, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «18.Вверх идут те, кто находится в гунне добродетели, в середине обитают те, кто находится в гунне страсти. Люди, находящиеся в гунне невежества, занятые деятельностью, где проявляются отвратительные качества, идут вниз.». Так было сказано для современников Арджуны. Надо было как-то мотивировать людей на путь преданного служения. Но современный человек должен знать, что у Бога Кришны никто не падает вниз. Всех Бог через средства материального мира поднимает неизменно вверх. КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе более подробно рассказывается о результатах деятельности в трех гунах материальной природы. БОГ: результаты деятельности гунн природы Абсолютны, Высочайшие. Это работа Самого Бога Кришны. Это есть развитие живых существ, где никто не идет вниз. Это невозможно. Во вселенной есть высшая планетная система, которая состоит из райских планет, населенных очень возвышенными живыми существами. В зависимости от степени развития гуны благости, живое существо попадает на ту или иную планету этой системы. Высшей среди них является Сатьялока, или Брахмалока, где живет повелитель вселенной, Господь Брахма. Как уже было сказано, мы не в состоянии даже представить себе, насколько чудесны условия жизни на Брахмалоке, но высшая форма материального существования, гуна благости, способна помочь нам попасть в эти условия. БОГ: Надо знать, что во вселенной существует около нескольких сотен планет разного уровня. Все эти планеты можно разделить примерно на средние, высшие и низкого уровня развития. Планета Земля относится к планетам почти среднего уровня или немного ниже, но она достаточно хорошо приспособлена для жизни и для развития живых существ. С планеты Земля преимущественно никуда Бог живые существа не переселяет, все снова рождаются на этой планете, ибо она может обеспечить любое существование для любого уровня живых существ, даже инопланетных. Поэтому, никогда Бог не переносит живые существа на другие планеты, если есть необходимость как-то особо наградить или наказать живое существо. Но в некоторых случаях это может происходить, когда необходимо в живом существе развить те качества, которые в условиях планеты Земля развить невозможно или точно также, необходимо если живое существо наказать так, как это на планете Земля не принято или нет таких условий, ибо наказание не всегда есть разовый акт, а иногда требует достаточно продолжительный период некоторых условий, которые помогают живому существу правильно начинать мыслить и проявлять себя в том направлении, где был грешен и казался почти неисправим. Но все эти вопросы решает только Личность Бога Кришны. Сам человек никак не может поставить себе цель попасть на ту или иную планету, ибо и не знает доподлинно своих качеств и не знает, как их развивать или от них избавляться, и вообще не сможет этот процесс переселения на другую планету как-то осуществить. Также, что касается Брахмалоки, то ее не существует, как и самого Брахмы. Также не существует и Сатьялоки. Много планет, которые упоминаются в старых ведах, как и населяющие их живые существа, есть вымысел, который был необходим для древних, ибо по своей ступени развития они были достаточно материалистичны и нуждались непременно в самых разных материальных посулах, которые и могли мотивировать их религиозные старания и давали им как силы для некоторых духовных практик, что способствовало их материальному и духовному развитию. Гуна страсти занимает промежуточное положение, находясь между гунами благости и невежества. Человек никогда не находится под влиянием одной-единственной гуны, но даже если бы он и находился в чистой гуне страсти, то все равно остался бы на Земле, став царем или миллионером. Однако поскольку гуны всегда смешаны, то всегда остается риск деградировать и родиться среди низших форм жизни. БОГ: Невозможно считать, что гунна страсти работает как-то сама по себе и настолько может наделять человека сильными желаниями, что он может достигать те или иные материальный высоты. Нет, конечно. Не существует такой гунны, которая могла бы автоматически и бездумно наделять человека сильным, страстным желанием или вожделением в том или ином направлении. Гуны природы есть иллюзорные энергии Бога, Сам Бог, Управляющий материальным миром, не отличный от Своих иллюзорных энергий. Какие бы желания и в связи с чем бы Бог ни давал живому существу, все это находится под строгим контролем Всевышнего, соответствует Воле и Плану Бога на каждого, как и карме или заслугам каждого перед Богом. Никто сам от себя никакие вопросы в своем развитии или достижении той или иной цели не решает. Человек зависимое, подчиненное Богу беспомощное существо, не владеет никакими инструментами материального мира, чтобы их употребить на достижение своей цели. Все только в Руках Бога, и победы и поражения и все другие состояния. Также, никогда человек действительно не находится под влиянием той или иной чистой гунны природы; но то преимущественное влияние гунны, которое присутствует на данный момент, никогда не возвращает человека в низшую гунну или даже на более низкую подступень этой преимущественной гунны, но только поднимает человека вверх к следующей гунне и т.д. Т.е. нет плавающего состояния гунн природы, человек неизменно поднимается только вверх, от гунны невежества к гунне страсти и от гунны страсти к гунне благости, и в каждой гунне человек непременно и необратимо проходит все ее подступени, не минуя ни одну подступень и извлекая постоянно Волею Бога необходимые качества, знания, опыт, уровень мыслительного процесса, убеждения, все, что будет приемлемо для развития в следующей гунне и будет неизменно Волею Бога пополняться, готовя человека к преданному служению и далее к выходу за пределы материального существования. Жители Земли, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, никогда не смогут штурмом взять высшие планеты с помощью механических летательных аппаратов. Более того, тот, кто находится в гуне страсти, может в следующей жизни сойти с ума. БОГ: Ну, и это не верно. Все в руках Бога Кришны. Бог может дать материальному миру тот технический прогресс, который поможет достичь и другие планеты. Человеческая цивилизация на планете Земля достаточно активно развивается Волею Бога и может преодолеть в свое время неслабые космические расстояния. Это тоже будет способствовать материальному развитию людей, их мыслительной деятельности, многие качества людей перенаправит на постижение Бога именно через научно-технический прогресс. Также, это, конечно, глупость, пророчить людям Земли безумие. Все под контролем Всевышнего, и в любом случае Бог развивает Свое творение неизменно и с любом случае всем направляться к Богу на духовный план через путь преданного служения. Низшее качество материальной природы, гуна невежества, названа здесь отвратительной. Тот, кто культивирует в себе гуну невежества, идет на большой риск. БОГ: Невозможно назвать гунну невежества отвратительной. Это та ступень материального развития человека, которую не миновать и без нее в человеческое тело и форму жизни не войти, нет у Бога других врат. Никто и ни при каких условиях не может эту гунну выбирать, ее предпочитать или удерживать. Развитие человека происходит автоматически, как и вход в эту гунну в теле человека. Этим процессом Управляет Бог. И пока человек не пройдет все подступени гунны невежества, он не вступит в гунну благости, ибо его качества не позволят. Существует восемь миллионов низших по отношению к человеческой форм жизни - птицы, звери, пресмыкающиеся, деревья и т.д., - и в зависимости от степени развития гуны невежества люди деградируют до одной из этих ужасных форм жизни. БОГ: все эти перечисленные формы тел и уровни жизни ни есть нечто ужасное и должно восприниматься преданными, как путь к человеку из мельчайших форм тел и жизни. Никто не достигнет тело человека, пока не пройдет все дочеловеческие назначенные Богом формы существования в разных телах, в разных средах, при разных возможностях тел. Также, никто, достигнув тело человека, не падает в животный мир, это очень редкий случай. Иногда Бог может дать рождение в теле породистой кошки или собаки, если таким образом Бог хочет дать живому существу отдохнуть от предыдущей очень напряженной или долгой жизни в теле человека, или в теле животного живое существо должно дождаться, когда его сможет зачать его мать или когда родители будут готовы его принять как своего ребенка. Иногда такое рождение может быть дано и как наказание. Но это достаточно нечастая ситуация, ибо и в теле человека Бог может вернуть любой кармический долг, ибо у Бога достаточно инструментов в материальном мире, чтобы помочь человеку освободиться от тех или иных греховных качеств и пойти дальше. Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово тамасах. Так называют тех, кто вечно остается в гуне невежества и никогда не поднимается на более высокий уровень. Их будущее беспросветно. БОГ: Нет. Не бывает так, чтобы человек застрял в одной гунне что называется навсегда. Это вымысел, устрашающие сказки. У Бога все идут только вверх по пути материального и духовного развития, и от желания человека это не зависит. Бог Знает, как повести человека и как Управлять им, и в какие материальные игры и роли вовлечь, чтобы он поднимался вверх в своем развитии и освобождался от низких, неугодных Богу Кришне качеств. Люди в гунах страсти и невежества могут подняться на уровень гуны благости, воспользовавшись методом сознания Кришны. Однако тот, кто упускает эту возможность, так и останется под влиянием низших материальных гун. БОГ: Никого из гунны страсти или невежества Бог Кришна и близко не подпустит к преданному служению, ибо это не шутки, как и не даст войти в гунну благости без наработки Волею Бога необходимых качеств. Бог не примет поклонение таких людей, не даст неразвитому уму рассуждать в Святом Писании. Почитать Святое Писание Бог Кришна может дать любому. Но преданное служение – нет и нет. Нужны качества, нужно, чтобы человек взял у Бога желание, необходимо, чтобы также человек прошел перешеек, соединяющий материальный мир и преданное служение… Это все только под Управлением Бога и сходу рекомендовать решить все вопросы через преданное служение нельзя и не получится. ТЕКСТ 19 нанйам гунебхйах картарам йада драштанупашйати гунебхйаш ча парам ветти мад-бхавам со 'дхигаччхати на - нет; анйам - другого; гунебхйах - кроме материальных гун; картарам - исполнителя; йада - когда; драшта - наблюдатель; анупашйати - видит как оно есть; гунебхйах - гун природы; ча - и; парам - трансцендентного; ветти - знает; мат-бхавам - Моей духовной природы; сах - он; адхигаччхати - достигает. Тот, кто видит, что все в материальном мире совершается гунами материальной природы, и кто знает Верховного Господа, запредельного этим гунам, достигает Моей духовной природы. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «19.Когда наблюдающий хорошо видит, что кроме гунн материальной природы нет другого исполнителя, а также знает, Кто Управляет гуннами природы, он полностью достигает Моей природы.». КОММЕНТAРИЙ: Человек может выйти из сферы действия всех гун материальной природы, получив авторитетное знание о них от осознавших себя душ. Изначальный духовный учитель - это Кришна, который сейчас открывает духовное знание Aрджуне. Точно так же и мы должны получить знание о деятельности гун материальной природы от тех, кто обладает совершенным сознанием Кришны. Иначе мы никогда не достигнем цели жизни. БОГ: Никогда человек не может полностью выйти из-под влияния трех гунн материальной природы. Никакие знания ни от каких авторитетных осознающих себя душ не помогут, ибо этот вопрос решает только Личность Бога Кришны. Иллюзорные энергии Бога, гунны природы, помогают человеку вообще адекватно и в свою меру реагировать на материальный мир, понимать себя и оценивать себя в этом материальном мире, также они до последней секунды земного пути человека развивают, направляют, дают правильные реакции, эмоциональное и психическое состояние, переживания, поддерживая связь с другими людьми, с родственниками, помогая понять и Слово Бога и Волю Бога в себе. Это полномасштабная работа Бога в человеке, которая развивает и поддерживает человека и в момент оставления тела. Внимая наставлениям истинного духовного учителя, человек получает знание о своей духовной природе, о материальном теле и чувствах, о том как он попал в ловушку материальной энергии и был загипнотизирован гунами материальной природы. БОГ: Не надо внимать никаким наставлениям никаких духовных учителей. Достаточно заниматься преданным служением и изучать Новые Святые Писания. Никогда живое существо не попадает ни в какие ловушки и никто не «загипнотизирован» гуннами природы. Это уже издержки работы духовного учителя. Все не так. Это все не истина. Надо преданным серьезно переучиваться. С таким пониманием им на духовный план Бог дверь не откроет никогда. Без гунн природы человек вообще не сможет жить, никак не сможет развиваться, никакая среда обитания ему не подойдет, он и себя не поймет и других не сможет осознать. Такое живое существо просто вымрет. Ведь, гунны природы – САМ БОГ КРИШНА, неотличный от Своих иллюзорных энергий, которые и приспосабливают живое существо к материальному существованию. Ведь, душа – это просто энергия. Она вообще может себя не осознавать, никак. И развиваться не будет. Дашь ей тело… не дашь… ей все-равно… Мужчина не увидит женщину, ребенок не увидит мать, никто не поймет, что для поддержания тела надо работать… никто не увидит красоту природы… никто не почувствует холод и голод… ну, ничего… никаких отношений, никаких связей…. Просто НИЧЕГО… А иллюзорные энергии эту энергию, душу, делают себя осознающей, понимающей, подвижной, входящей в игры и роли, ставящей и достигающей цель, имеющей чувства, желания, надежды, качества... И так поднимают, все это развивая, по ступеням собственного развития, передавая человека от гунны к гунне, все более развитого, адекватного, умеющего мыслить, осознавать, и пр., так подготавливая Волею Бога к преданному служению и далее выходу за пределы материального мира на духовный план. Пока человек находится в объятиях материальных гун, он беспомощен, но, осознав свое истинное положение в процессе духовной практики, он получает возможность достичь духовного уровня. БОГ: Да, гунны природы многое показывают человеку под иллюзорным уклоном. Но для материального и духовного развития на некоторых ступенях это крайне необходимо. Именно гунны природы, обещая человеку, вовлекают его в развивающие игры и роли, тем самым помогая ему развивать качества высокого материального и духовного порядка и отказываться от более низких качеств. Именно благодаря гуннам природы человек видит себя самостоятельным, все решающим, от которого все зависит и потому во многих делах берет ответственность на себя, винит себя, видит причиной себя, старается преодолеть себя. Отсюда и его активность, крайне необходимая для его развития. Ему, поэтому, рано знать, пока он не достигнет высоких качеств, что не он причина своих действий, не он решает и выбирает, не от него зависит его путь или других. Это незнание, Кто за всем стоит на самом деле, обуславливает его активность и заинтересованность, как и подъем, как и те качества, которые в свое время и потребуются, чтобы начинать преданное служение. И только в преданном служении немного человек в своих устремлениях ослабеет, ибо уже будет знать, Кто за всем стоит и от Кого все исходит и чего стоят его желание и его инициатива. Это уже будет состояние большей независимости от гун природы и своевременное. Не в большой степени, но влияние гунн природы будет присутствовать и в процессе преданного служения человека, их не избежать. Но в материальном мире для материальных людей гунны природы есть высочайшая им помощь Бога Кришны, которую не переоценить и ничем не заменить и тем более это не оковы и не недружественные объятия гунн природы. Это работа Бога Кришны, Абсолютный труд Бога над творением. Само живое существо не является исполнителем действий. Оно вынуждено действовать, потому что находится в материальном теле, которым управляет та или иная гуна материальной природы. БОГ: На самом деле человеком полностью Управляет Личность Бога Кришны через Свои многочисленные Божественные энергии, которые также называются гуннами природы. Бог Управляет человеком в соответствии с его качествами, кармой, Планом Бога на развитие человека и в рамках той преимущественной гунны, под воздействием который человек находится на данный период в соответствии со своими качествами и своей ступенью материального и духовного развития. Но без помощи тех, кто хорошо знает духовную науку, мы не в состоянии понять наше реальное положение. Только обратившись к истинному духовному учителю, мы сможем осознать настоящее положение дел, и это понимание даст нам возможность укрепиться в сознании Кришны. БОГ: В современном материальном мире современным преданным Бог Говорит: не следует обращаться по любым вопросам преданного служения и изучения Слова Богу ни к какому духовному учителю. Все Знания в полном объеме, необходимые и достаточные и для преданного служения и для выхода на духовный план присутствуют в Новом Святом Писании. Человек, сознающий Кришну, неподвластен чарам материальных гун. Как было сказано в седьмой главе, тот, кто предался Кришне, выходит из-под влияния материальной природы. Человек, способный видеть истинную природу вещей, постепенно преодолевает влияние материальных гун. БОГ: Гуны материальной природы есть Сам Бог Кришна, работающий над Своим творением. Только Бог Знает, кому и в какой мере необходимо подчиняться гуннам материальной природы. Никто сам по своему желанию и пониманию выйти из-под влияния гунн природы не сможет, ибо это есть энергии Бога, направленные на развитие материального творения. И только путь преданного служения в своей мере ослабляет эти энергии до уровня приемлемого и достаточного, чтобы человек занимался активным и старательным преданным служением, уже не вовлекаясь в развивающие материальные игры и роли и более направлял свои усилия и здесь развитие и старание на сам путь преданного служения. ТЕКСТ 20 гунан этан атитйа трин дехи деха-самудбхаван джанма-мритйу-джара-духкхаир вимукто 'мритам ашнуте гунан - гуны; этан - эти; атитйа - превзойдя; трин - три; дехи - воплощенное живое существо; деха - из тела; самудбхаван - возникшие; джанма - рождения; мритйу - смерти; джара - старости; духкхаих - страданиями; вимуктах - освобожденный; амритам - нектар; ашнуте - вкушает. Преодолев влияние трех гун, воплощенное живое существо перестает испытывать страдания, сопряженные с рождением, старостью и смертью, и уже в этой жизни обретает бессмертие. БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «20. Когда воплощенный преодолевает влияние этих трех гунн материальной природы, порождаемых телесным существованием, тогда он вкушает нектар, освобождаясь от рождений, смерти, старости и страданий.». КОММЕНТAРИЙ: Этот стих объясняет, как, даже оставаясь в материальном теле, можно развить в себе сознание Кришны и преодолеть влияние гун. БОГ: Нет, в стихе не сказано о том, как воплощенный преодолевает влияние гунн природы или божественные иллюзорные энергии. Здесь речь о другом. Здесь сказано о том, что «Когда воплощенный преодолевает влияние этих трех гунн материальной природы, порождаемых телесным существованием, тогда он вкушает нектар, освобождаясь от рождений, смерти, старости и страданий.». А вот как именно преодолевает эти гунны природы – не говорится. Он преодолевает эти гунны материальной природы только через путь преданного полноценного служения. Но и также надо знать, что полностью избавиться от гунн природы не получится ни у кого, ибо это Сам Бог, работающий с человеком в плане его материального и духовного развития и дающий человеку то внутреннее понимание о себе и внешнем мире, которые этому развитию будут только способствовать. На санскрите дехи значит «воплощенный в теле». Тот, кто обрел духовное знание, может выйти из-под влияния гун природы, даже находясь в материальном теле. БОГ: Нет, невозможно, присутствуя в материальном мире, полностью выйти из-под влияния гунн материальной природы. Человек присутствует в материальном мире в материальном теле. А гунны природы, иллюзорные энергии Бога работают именно с материальным или телесным существованием, ибо изначально сопутствуют, неотъемлемы от материи и развивают ее Волею и Планом Бога Кришны. В этом теле он может познать вкус духовного бытия, а оставив тело, он непременно попадет в духовное царство. БОГ: Нельзя друг другу преданным обещать непременно духовное царство, ибо это есть только то, что есть Воля и План Бога. Но знать План Бога никому не дано. Надо быть более смиренными перед Богом, ни на что не претендовать и в этом вопросе просто вручать себя Всевышнему. Также, невозможно, будучи в материальном мире в материальном теле, даже будучи преданным высокой ступени, познать вкус духовного бытия. Эти вещи не столь очевидные и не столь постижимые на уровне мысли и чувств преданного. Но, даже оставаясь в материальном теле, такой человек испытывает подлинное духовное счастье. Иными словами, преданное служение в сознании Кришны свидетельствует об освобождении из материального плена, о чем будет говориться в восемнадцатой главе. Когда человек выходит из-под власти материальных гун, он приступает к преданному служению. БОГ: Нет, не может человек выйти из-под власти гунн природы никак, но в очень средней степени, насколько это позволит Бог Кришна. И также, невозможно выйти из управления гунн природы и вследствие этого иметь возможность начать преданное служение. Только в преданном служении человек может постепенно на основе духовных практик и изучения Святого Писания начинать постепенно видеть вещи как они есть, видя за всем стоящего Бога и понимая, Кто всем Управляет и направляет по ступеням материального и духовного развития. И только это Знание вместе с практикой преданного служения дают человеку элемент отрешенности от материального мира, вследствие чего человек перестает вовлекаться в материальные игры и роли, перестает видеть причиной себя и таким образом постепенно освобождается от влияния гунны страсти, от привязанности к наслаждениям материального мира и переходит под преимущественное влияние и управление гунны благости, которая ведет человека вплоть до его выхода на духовный план с очень незначительной зависимостью от гунны невежества и страсти. И достаточно высоко стоящий преданный имеет элементы невежества и пристрастий. Поэтому никто не выходит на духовный план как бы победив три гунны природы. Ибо человек – несовершенен. Это надо понимать. ТЕКСТ 21 арджуна увача каир лингаис трин гунан этан атито бхавати прабх о ким ачарах катхам чаитамс трин гунан ативартате арджунах увача - Aрджуна сказал; каих - какими; лингаих - признаками; трин - три; гунан - качества; этан - эти; атитах - превзошедший; бхавати - становится; прабхо - о мой Господь; ким - каково; ачарах - поведение; катхам - как; ча - и; этан - эти; трин - три; гунан - гуны; ативартате - превосходит. Aрджуна спросил: О мой Господь, по каким признакам можно узнать того, кто вышел из-под влияния этих трех гун? Как он ведет себя и каким образом освобождается от их власти? БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «21. Арджуна сказал: О, Господин, по каким признакам можно узнать преодолевшего эти три гунны материальной природы и каким должно быть поведение человека, который эти три гунны преодолевает.». КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе Aрджуна задает очень важные вопросы. Он хочет знать, каковы отличительные качества человека, преодолевшего влияние трех материальных гун. Как определить, что этот человек преодолел влияние материальных гун? БОГ: На самом деле никто три гунны материальной природы не может полностью преодолеть, но частично это происходит. Бог как бы ослабляет постепенно те иллюзорные энергии, которые уже теряют свою необходимость и смысл, и вследствие этого человек начинает чувствовать, что не имеет уже сильных желаний, устремлений, что не привлекается никакими играми и ролями, чтобы обеспечить себе материальное благополучие, чувствует также, что не посещает гнев, зависть, сомнения, не атакует желание общаться лишний раз с материальным миром и входить с ним в те или иные контакты… Но а благость все же в качествах присутствует, как милосердие, доброта, доброжелательность, смирение перед Богом, терпение, элемент духовной радости или удовлетворения… С этим преимущественным состоянием преданный и может перейти на духовный план. Второй вопрос Aрджуны касается того, как живет такой человек и как он действует. Следует ли он принципам писаний или нет? БОГ: Нигде в стихе нет вопроса касательно того, следует или не следует человек, преодолевший гунны природы, Указанию Бога в Святом Писании. Это уже грех так ставить или подымать вопрос, ибо принципы Писаний и есть СЛОВО БОГА, ибо и Писания от Бога. Это уже домысел комментатора, достаточно греховный. Так вопрос в тексте не стоит. Речь о поведении человека и более ни о чем другом. И далее он спрашивает, как достичь трансцендентного уровня. Это очень важный вопрос. Пока человек не знает о том, каким образом можно раз и навсегда выйти из-под влияния гун, он не обнаружит признаков духовной личности. Поэтому вопросы, заданные Aрджуной, исключительно важны, и сейчас Господь ответит на них. БОГ: что касается признаков духовной личности, то этот вопрос на самом деле никого не должен волновать, ни преданных, ни материальных людей, ибо это то же самое, как интересоваться ступенью материального развития своей или другого человека. Эти вопросы Знает только Личность Бога. Что касается перечисленных ниже качеств, то это не показатели, ибо и они не на виду, это те проявления себя, которые сокрыты от других людей, и сам человек едва может знать доподлинно в себе свои качества и тем более не может по ним ориентироваться, на сколько же он «победил» гунны природы. Но для современников Арджуны этот вопрос был по их ступени и как бы мог помочь сориентироваться в себе хотя бы на свой счет, ибо это помогало понимать себя как духовную личность, как того, кто уже или достиг успех в преданном служении или просто знает, что ему в себе надо развить или доразвить.