Перейти к основному содержанию
Идеи и вещи.
-1- В середине июля Стёша с изумлением увидела себя в списке поступивших на худграф герценовского института. «Как приняли её рисунок гипсовой головы?!?» А она ведь трудилась на экзамене безо всякой надежды, ей просто было стыдно уйти. Самоучка, провинциалка - Стёша должна была делать впервые то, на чём все остальные основательно набили руку в художественных школах. Стёша смущённо взяла карандаш. Вгляделась в гипсовый профиль юноши. Он был неестественно бледен, пустые глазницы, впитали то волнение, с которым из года в год на него взирали испуганные абитуриенты. Стёша не спешила - она уже смирилась и расслабилась. Прикрыла глаза, как обычно делала, когда хотела что- либо изобразить. При первом знакомстве органы чувств только мешают. Ведь в действительности вещи существуют независимо от нашего восприятия. Чтобы познать - необходимо уловить предмет вне пространства и времени, тогда, когда он ещё не существовал для нас, был чист и свободен от представлений о нём. Стёша улыбнулась - молодость, дерзкая, смелая, не знающая компромиссов и осторожности с вызовом открылась ей. Но вместе с тем, она ощутила прилив неудержимого сострадания… Стёша с удивлением открыла глаза и всмотрелась в бюст. Сотни глаз, казалось, одухотворили его, придали ему нечто человеческое. Какое одиночество, состояние обречённости - быть всего лишь белой головой, с которой стирают пыль, убирают в шкаф, после экзаменов. Но головой человеческой, способной испытывать жажду любви, потребность в участии. Действительность для этого гипсового юноши не знает будущего. Момент настоящего потерял для него измерение, утонув в однообразии. Стёша вздохнула и стала быстро рисовать. Как мучительно бьётся нереализованность, как тяжко без ответа, как страшно, оставаться одному в окружении десятков глаз, равнодушных и холодных… Экзаменатор забрал Стёшин рисунок, и произошло удивительное. Технически безграмотная её работа выглядела живой, другие же профессиональные - безликими. Члены комиссии, будто очарованные передавали друг другу Стёшин лист, кивали... Вопрос о её поступлении решили единогласно. -2- До устройства в общежитии Стёша поселилась у дальней родственницы на кухне. Она очень боялась обременять кого бы то ни было, поэтому целыми днями бродила по Петербургу. Город понял её, он её принял . Стёша в восторге путешествовала, забывая есть и пить, но только свежела и здоровела. Счастье наполняло её. В жаркое августовское воскресенье возвращалась Стёша из Петергофа, где отдохнула в изысканных россыпях фонтанов. Электричка, слегка покачиваясь, летела вперёд. Стёша представляла, как ускоряется и само время, как несётся пространство, и на такой скорости уже невозможно разглядеть предметы, невозможно постичь и понять их. И вместе с тем, быстрота очаровывала, расслабляла, виды русской родной природы вызывали нежность, переходящую в восторг. -до-ма-до-ма-до-ма,- радостно выстукивали колёса. -Россия для русских,- перерезал их журчание, гортанный выкрик. Четверо молодцев в чёрных куртках, с нацистскими повязками, как микробы,которые усиливаются в массе; вошли в вагон. -Бей жидов - спасай Россию!- вопили они. Стёша с ужасом заметила недалеко от них очень пожилую и очень ярко выраженную еврейку, читавшую Канта в подлиннике. Стёша поспешно встала между компанией и старушкой. Возмущение придало её деревенской, простенькой красоте странную величественность. Парни, привыкшие к испуганному молчанию, споткнулись об это искреннее выражение неприятия. Будто сама Россия в образе белёсой, курносой девушки преграждала им дорогу. Вяло крикнув, ещё пару лозунгов чёрные фигуры ретировались. Спутница дочитала страницу и внимательно посмотрела на Стёшу. Волевого и цельного человека легче всего ранить, если навязать ему помощь, когда он был беззащитен. Стёша угадала состояние старушки и воскликнула с обескураживающей непосредственностью: -Не могла же я сидеть и глядеть, сложа руки! Фраза повисла в воздухе. Пожилая аристократка холодно и пристально погрузила бездонный взор своих чёрных глаз в прозрачную голубизну стёшиных. Между ними возникло некое совпадение направлений, тех направлений, которые так гениально описал Иммануил из Кенигсберга. Старушка встала выходить, с королевской осанкой, недоступная, гордая, но на миг, не удержалась, помедлила и с благодарностью сжала стёшины пальцы. Проводив спутницу изучающим взглядом, Стёша поспешно вынула карандаш с блокнотом и стала набрасывать её портрет, стараясь не потерять заряд редчайшего иммунитета к социальным завихрениям. Стёша понимала, что подобная прочность создаётся духовным подвигом многих поколений, и на ней, как дом на фундаменте, покоится мир.
Люда, здОрово! Пусть несколько плакатно, но - здОрово! Чуток придирок - Отдельно взятая фраза "При первом знакомстве органы чувств только мешают" вызывает улыбку, как ернический парадокс. То, что на нее натыкаешься до объяснения, останавливает на ней внимание сразу же. Это нарочно? перерезал их журчание, гортанный выкрик - тут запятая лишняя. Четверо молодцев в чёрных куртках, с нацистскими повязками, как микробы,которые усиливаются в массе; вошли в вагон - тут вообще как-то странно со знаками препинания. Почему после "массе" точка с запятой, как усиление факта их вхождения в вагон? Но если их уже видно - куртки, повязки... - то к чему это усиление? Может, тут просто запятая нужна? Сравнение четверых с микробами - не очень искусственно? Обычно с микробами более кишащая масса ассоциируется? Гортанный выкрик очень интересен - русские гортанно не кричат, значит... да? ярко выраженную еврейку - хм... тут чего-то не хватает, смысл ясен, но "ярко выраженную молдаванку, татарку, англичанку..." - подставляю и все разваливается, какой-то связки не хватает, или я к штампам типа "ярко выраженная внешность" привыкла. Но все равно, несмотря на все эти мелочи и плакатность - здОрово! Душа есть в миниатюре!
Джейка, спасибо, огромное. Сам себе часто так нравишься, что не видишь очевидных "ляпов". Неприменно вернусь к рассказу и доработаю. Читая про "органы чувств" смеялась, как от хорошего анекдота...Нарочно такое не придумаешь.
А, Люд, и еще - когда будуте дорабатывать, в настройках поставьте "показать как текст", чтобы не во всю длину строки рассказ располагался :)