Перейти к основному содержанию
Перевернутая пирамида. Действие 2, сцена 2
Сцена 2 Интерьер комнатки из первого действия; по-прежнему включена лампа над раскрытым журналом, но сложена софа и убраны вещи. Отраженный в зеркале луч фонаря как будто перерезает комнату. Дверь беззвучно открывается, и через некоторое время входит ОНА. Слышен звук отъезжающей машины, и в наступившей тишине – тихое всхлипывание. ОНА подходит к зеркалу, и, стоя в луче света, рассматривает отраженный в зеркале квадрат комнатки. ОНА (обращаясь к своему отражению в зеркале): Он предлагал тебе – и не один раз. Ты думала Он шутит? Нет, ты надеялась, что Он передумает. А Он и не собирался менять своего решения. Ты думаешь, что ухоженный сад мог бы изменить все в вашей жизни? А как иначе; цветы украшают жизнь, украшают... Ах, не обольщайся – не в экзотических растениях ведь дело: оранжерея опустела, Он никого не взял с собой. Думаешь, даже не собирался? Перестань мучаться, и так ничего не узнаешь и не изменишь, только почувствуешь себя еще хуже. И правда, мысли начинают как-то набекрень... (Стук в дверь.) Наконец-то – Ты. Пошутил, как всегда. Глупыш, как Ты меня напугал... (Открывает дверь. Входит НОРА.) ОНА: А я только недавно говорила о тебе. НОРА: С кем? Я что-то почувствовала, мне снились какие-то дивные люди и ты среди них. Представляешь, один нес свое ухо, а у другого была щель в голове. Но ты выглядишь хуже, чем они. Что опять не так? ОНА: Ты ведь знаешь. НОРА: Ну да, ты говорила, что вы расстаетесь. Но мне пришло в голову... ОНА: Давай попьем кофе. Который час? Они входят в комнату и Элеонора садится в кресло. ОНА смотрит на часы – на часах 1.40. Подходит к столику, на котором стоят две маленькие чашечки, ставит их на поднос и выходит. НОРА (кричит ей вслед): Ты выглядишь усталой. Может быть, все складывается как нельзя лучше – отдохнешь, займешься чем-нибудь и все образуется само собой. Не всю жизнь же тебе на Него молиться. Из кухни не доносится никакого ответа. Слышно как закипает чайник, вскоре ОНА появляется с подносом с кофе и садится на подоконнике напротив НОРЫ. ОНА: Какую музыку ты хотела бы послушать? НОРА: Ну, слава Богу, приходишь в себя, умница. Так ему и надо, пусть катится... ОНА: Ты бестактна. Неужели непонятно, что разговор в таком духе причиняет мне боль? НОРА: А спрашивать меня о музыке – уместно? ОНА: Нора, от кого из нас ушел муж? НОРА: Пока неизвестно. ОНА: Ты что спятила?! НОРА: Ты меня не правильно поняла: неизвестно, что УШЕЛ, а не ОТ КОГО ушел; не передергивай, пожалуйста. ОНА: Как это тебе неизвестно? А где же Он по-твоему? В Салоне Его уже оплакали, у тебя в оранжерее Он тысячу лет не был, а отсюда рано утречком ушел – и даже не позвонил. НОРА: Проверь работает ли телефон. ОНА: Глупости, звонили – из Салона. НОРА: А кто делал уборку? ОНА: Какую уборку? НОРА: Да в вашей квартире! ОНА (осматривая свою комнату): Не я во всяком случае. (С растущим удивлением.) Выходит, что Он здесь был – когда я сидела на этом чертовом следствии! НОРА: Вот видишь, дурочка, все в порядке – можешь уже успокоиться. Выпей кофе и позвони в мастерскую – Он там. ОНА: Нора, ты смотришь телевизор? НОРА: А что могло случиться такого... ОНА: Мастерская сгорела. НОРА: Так вот куда ты бегала... Следствие по поводу дурацкой мастерской? А где Он был во время пожара? ОНА (кричит): Именно об этом речь – ГДЕ ОН? НОРА: Только не ори! ОНА: Извини. Давай пить кофе. Темнота постепенно рассеивается – комната преображается, в изменяющемся свете ярче проступают контуры женских фигур и окружающих их вещей. ОНА (прерывая молчание): Ко всему можно привыкнуть – к Его отсутствию также. Когда-то, в самом начале, Он... НОРА (нервно): Детка, о самом начале мне можешь не рассказывать – у меня отличная память. ОНА: Ты даже не дослушала... НОРА: А ты спятишь, думая все время об одном и том же. Хотела бы я знать, как ты будешь "привыкать" к Его отсутствию. ОНА: Норочка, не распыляйся. (С горькой иронией.) В конце концов – ты у меня есть... НОРА (не замечая иронии): Жаль только, что ты никогда никого не слушаешь. А меня могла бы, ведь я знаю тебя не первый день. ОНА: Поэтому не слышишь меня и очень часто ошибаешься. Но давай все-таки послушаем музыку. Хочешь Альбинони? НОРА: Конечно, хочу. Лучшего лекарства, чем музыка барокко, наверное не бывает. Только знаешь что мне не дает покоя? ОНА (вставая включить музыку. Раздаются первые аккорды.): Норочка, прошу тебя... НОРА: Нет-нет, ты только подумай, какое странное стечение обстоятельств... ОНА: Нора, не пугай меня, умоляю! НОРА: ...Идя в киоск за газетой, я встречаю Его, выходящего из вашей квартиры, в киоске покупаю книгу о различных открытиях – сама не знаю, что мне взбрело в голову – наверное, подействовала реклама – тут же возвращаюсь домой, и снова сталкиваюсь с Ним, причем Он опять выходит из вашей квартиры! Дома просматриваю книгу и читаю точь-в-точь о таком же случае, только там человек, дважды выходивший из своего кабинета, оба раза попался на глаза своему лучшему другу. Я не совсем поняла как это было связано с их лабораторными исследованиями, но сразу подумала: к чему это в подобной книге?.. ОНА (очень тихо): Нора, кто автор? НОРА: А черт его знает. Я же тебе говорю, сама не пойму что это меня к ней вдруг потянуло, я же ведь никогда не интересовалась... ОНА (еле слышно) А Он интересовался. Я не знала, что Он интересуется пирамидами. НОРА: Пирамидами! Эта книга называется... "Летящая Пирамида"! ОНА: Да. "Перевернутая..." НОРА: Откуда ты знаешь, ты же телевизионных реклам не смотришь. ОНА: Но мы знаем – знали – автора. НОРА: Вы знакомы – я не знала. ОНА: Ты тоже с ним знакома. (Задумавшись.) Или наоборот: мы Его не знали. НОРА: Я кажется начинаю понимать. Подруга, да ведь это не было случайно, ты понимаешь, что все не случайно? Слушают музыку. ОНА (обычным спокойным тоном): Я, наверное, должна ее прочесть. Тогда все выяснится. А когда это было? НОРА: Что? ОНА: То, что Он выходил два раза, а ты ходила туда-сюда за газетой? НОРА: Вчера. Я Его видела последний раз. ОНА: Не говори так. НОРА: Да я же в другом смысле... ОНА: Все это ужасно странно. НОРА: Что? ОНА: Пирамида, Его выходы и исчезновение. Я очень устала. Теперь мне кажется, что ничего не было как следует. НОРА: Он любил тебя. ОНА (внезапно): Не слишком ли часто ты вчера покупала газету? НОРА: Часто? ОНА: Я же с тобой столкнулась, идя в Салон. А ты такая домоседка – куда это ты именно вчера все время выходила? НОРА (очень весело): Милая моя, а в чем же ты меня подозреваешь? ОНА (внезапно задумавшись): В чем бы я могла тебя подозревать... В твоей жизни люди занимают меньше места чем цветы – всякие лимоны и рододендроны. НОРА: А я бы на твоем месте тоже занялась цветами. Впрочем, мне давно наскучило объяснять тебе... (Как будто вспоминает что-то и вдруг смеется.) Говорят, ты здорово удивилась, что в Салоне уже знали о моем зацвевшем лимоне. (Смеется. Резко прерывает смех.) Прости. Если хочешь, я тебе его покажу, хоть ты и не проявляла никогда интереса к моим цветам, но этот красавец поразит тебя – он всех приводит в восторг, я им ужасно горжусь. (Опять смеется.) ОНА молчит, смех НОРЫ сливается с музыкой, музыка звучит все громче, потом начинается новая мелодия и они молча слушают некоторое время. ОНА (решившись): Все в восторге от твоего чудесно цветущего лимона; все в восторге от Его гениальной "Пирамиды...", только я этого цветения не видела и этой книги не читала. Странно... Не могла бы ты... НОРА (несколько неестественным тоном): А ты ведь не просила. Я тебе сразу предложила: идем ко мне. (Уверенным тоном, уже идя к двери.) Ну чего же ты ждешь – идем! ОНА машинально собирает на поднос кофейные чашки, поправляет перед зеркалом прическу, гасит свет и они выходят. Музыка продолжает звучать. ЗАНАВЕС