Перейти к основному содержанию
Люди и сумерки
Станислав Шуляк Люди и сумерки рассказ Могло ли что-то быть хуже, чем – просто стоять и рассматривать дверь? И все же стоял и рассматривал. Быть может, с яростью или с недоумением, но дело здесь было вовсе не в двери. В чем – этого тоже не знал или всего лишь не отдавал себе отчета. Потом еще взглянул над собою, на оштукатуренный потолок с прилипшими к нему горелыми спичками, и вдруг подумал, что следовало бы взять с собою какого-нибудь шоколада или зефира, чтобы не ощущать себя, положим, нахлебником или сиротою, ведь ничего не было бы проще, чем взять что-то с собою, и больше всего боялся сгореть самому одинокою спичкою рассудительности, иного же не боялся ничего, но тут дверь, устало скрипнув, открылась. – Это ты? – сказала Вера, впуская меня. Интересно, кто бы это мог быть другой, если она сама звонила недавно и звала? Ведь в гости к ней не напрашивался, никогда и ни к кому не напрашиваюсь (я и в мир не напрашивался, тогда, много лет назад), не имею этой привычки; обычно приглашают сами. Она задвинула засов, обернулась, я поймал ее рукою, и мы неловко обнялись, прямо в прихожей. Как два изголодавшихся хищных зверька, как барсуки чащобные, мелькнуло у меня в голове; а о прочем я не задумывался. Плечом вдруг коснулся ее груди, она поцеловала меня в горло, я не стал отвечать ей тем же, да Вера, впрочем, и сама почти сразу выскользнула из моих рук. Оба мы были асимметричны и непредсказуемы. Оба мы всякий раз, даже без особой нужды, грешили угловатыми ухватками и непреднамеренною эксцентричностью. – Мать дома, – только и шепнула она, отстраняясь. – Это еще почему? – спросил я. Вера пожала плечами. – Откуда я знаю. Раньше времени вернулась. – Ты же говорила... – Что я могу сделать... – Может, лучше сходим куда-нибудь? – Чего ты боишься? – досадливо отмахнулась Вера. – Чего мне бояться... – ответил и я. Лапидарность наша была от мира сего, от земли сей, холодной и безжалостной, от спертого воздуха дней наших долгих, заурядных, от стен и лестниц обшарпанных окружающих. – Тем более – вы ведь знакомы, – рассудительно сказала Вера. При чем здесь «тем более»? Разве здесь есть какое-то «тем более»? Где вообще место «тем более», в чем его смысл, каковы правила и предназначение?.. Я положил себе почаще думать в дальнейшем обо всех невыразимых местоимениях и наречиях нашего оголтелого языка. Знакомы мы с матерью Веры, пожалуй, что и не были – так: один раз помог поднести сумку, когда встретил их обеих на улице. Вера издали махала мне рукой, пришлось подойти, взять всученную сумку и идти с ними, Вера что-то угрюмо рассказывала матери, частенько поминая меня, все время в третьем лице – имя же не прозвучало ни разу. Собственно, вот и все знакомство. – Лучше я потом, – сказал я еще Вере, будто бы собираясь уходить, хотя сам даже не двинулся с места. – Перестань, – скривилась та. Вдруг из комнаты в коридор вышла мать Веры, выпорхнула тяжеловесною птицей, шагнула коммунальной матроною, мы с Верой на мгновение застыли на месте, будто нас застукали за чем-то неприличным, хотя были пред тем вполне обыкновенны, вполне никакие. – Верочка, что ж ты не сказала, что Денис придет к нам в гости, – проговорила женщина, с наигранною строгостью учительницы. – Здравствуйте, Денис, – это уже мне. – Надо было хоть предупредить, что придете. Мы бы что-нибудь приготовили. Что-то особенное... Кекс или расстегай. – Это Олег, мама, – сказала Вера. – Не надо называть его Денисом. – Ты же сама сказала, – пожала плечами женщина. – Мама, это – Олег! – настойчиво повторила Вера. – Денис был в прошлом году. А Олег теперь. Мне иногда кажется, что он гений. Это было чересчур. Я этого не любил. Я теперь не знал, что мне делать с моим лицом, улыбаться ли, протестовать, негодовать, хмуриться, и просто на минуту стал так, чтобы меня можно было получше рассмотреть. Возможно, у меня сама собою выпятилась грудь. Я не делал этого специально; просто так уж получилось... Я успел уже побывать за границею горделивости. – Те-те-те-те, – говорила женщина. – Какие мы стараемся употреблять громкие слова! – Не спорь, пожалуйста. Олег работает в школе, но он безмерно выше этого, – говорила еще Вера. – Ну, да-да, конечно, конечно, – иронически говорила женщина. – Все-то мы поприща свои презираем. Да что же это вообще было такое? Я быстро прошелся по себе, по смыслу своему, по своему самому сокровенному. Но нет, я ничего в себе не обнаружил особенного. Возможно, его не было, или оно вдруг свернулось котенком, забилось мышью в подполе, метнулось ласточкою в недосягаемое, я не знал, где вообще следовало его искать. Быть может, все это было не самой жизнью, но лишь фрагментом ее генеральной репетиции. – Да? – сказала еще женщина. – А что же вы делаете в школе? Чему учите? – Истории... – мутно сказал я. Будто старался говорить через вату, жалкий мой голос будто тщился прорваться через иные тяжелые холсты. – Историю в старших классах. – Очень интересно, – ответили мне. С праздничною причудливостью. С кондовою куртуазностью. – Черт побери! – крикнула Вера. – Я этого просто не понимаю! Зачем нужно говорить «Денис», когда – Олег? Я сказала это уже десять раз, но история повторяется заново. Все прекрасно понимают, что я права, но продолжают делать по-своему. Откуда это упрямство? Откуда эта бесцеремонность? Откуда это пренебрежение, я не понимаю? И зачем нужно изводить меня, холодно и методично, может мне кто-нибудь ответить на этот вопрос?! – Ну, проходите, – сказала женщина. – Спасибо, – сказал я. – Ты, кажется, как всегда забыла нас представить, – сказала мать Веры. – Людмила, – протянула она мне руку. – Петровна, – поправила ее Вера. – Да, – пожал я ее руку. – Хорошо. Конечно. Олег. Впрочем, я уже не знаю... – Ты бы лучше чаю налила своему «Олегу», – сказала мать Веры. – Денис, вы пьете цветочный чай? – спросила она еще, беря меня за руку. Кто здесь был кем? Был ли я собою, и были ли они матерью и дочерью? Пребывала ли меж ними кровная близость или душевное родство? Связывало ли их что-нибудь иное, кроме ужаса обыденных обстоятельств, кроме наваждений монотонности или лживости логик? – Конечно, – с холодною оловянною вязкостью пробормотал я, постаравшись подумать о чае. Но думать ни о каком чае не удавалось. – Мама! – крикнула Вера. – Ну, ладно, ладно! Что ты, в самом деле?! Какое это несчастье, когда дочь – истеричка! – вздохнула женщина. – Да, – сказал я; должен же был я сказать хоть что-то. Каких еще отместок ожидать мне за мои внезапные фальшивые солидарности?! Сами непокорные и непримиримые, здесь будто бы ожидали от меня лишь разжигания согласия. Я подозревал, что они теперь могут враз ополчиться против меня, что они уже готовят свои испанские сапоги насмешек. Я обернулся и затравленно поглядел на стену у себя за спиной. Может, мне следовало почаще стоять и подпирать ее плечом, ради того, чтобы и она хоть изредка подпирала меня. Мы вообще слишком равнодушны к предметам, никогда не подозревая в них наших возможных незримых соратников. – Ну... ладно... пускай действительно будет чай, – сказала Вера и повлекла меня за собою в кухню. Верина мать поплелась за нами следом. Зачем она это делала? Мы оба покосились на нее неприязненно, мы с Верой были едины и идентичны в нашей неприязни. Впрочем, было ли это долго, хотя бы минуту или десять секунд? Можно ли было положиться на нашу неприязнь, понадеяться на нее, возвести ее в добродетель, посчитать за принцип? – Ну и варенье, конечно!.. – воскликнула женщина. – Надеюсь, ты не забудешь?.. Я стиснул зубы до хруста, тоскливая оскомина была на душе моей. Я все-таки иногда умел извести себя и других своею скрупулезностью, но перед этими двумя женщинами я, казалось, был мальчишкою, несмышленым щенком, и это мне не то, чтобы нравилось, но все же отчасти устраивало. – Может, хватит уже?! – прикрикнула еще Вера. – Ну что ты, моя девочка, – вдруг фальшиво говорила женщина и потрепала дочь по щеке. Густые сизые сумерки вваливались в окно кухни, будто старавшиеся овладеть не только пространством, но даже и насельниками этого самого пространства. Удавалось ли сумеркам овладеть нами? Или, может, мы капитулировали перед теми с готовностью? Или мы готовы были принять правила любой игры, лишь бы та позволяла нам забывать себя? Я потоптался на месте и сел подле стола без приглашения. Чайник шумел на плите. Вера сняла его с конфорки и отставила в сторону. Мать Веры резала какой-то пирог на столе. Обо мне забыли на минуту. Я сидел, задумавшись. Мысли мои были ни о чем, как и вся жизнь моя была ни о чем и ни для кого, будто составленная из невнятных выражений и бесформенных обстоятельств. Все мы, кажется, играем на бильярде по правилам боулинга, или, быть может, нами так играет кто-то другой. Быть может, я вовсе и не человек, но лишь какое-то живое здание без отделки. – Мама, – сухо сказала Вера, – я хочу тебя предупредить: если ты еще раз назовешь Олега Денисом, я ошпарю тебя кипятком. Я, совершенно не шутя, предупреждаю тебя об этом. Понимаешь ты, что я тебе говорю? Я видел, как раскрывается и закрывается ее рот, как плотно и упрямо сжимаются ее губы в промежутках между словами или даже хотя бы между частями слов. Звуки нашего языка управляли ее живыми влажными губами. Я хотел торжествовать, я хотел главенствовать над этими губами, но не хотел никаких звуков, производимых теми. – Иногда становишься просто невозможною, – безразлично отозвалась та. Она вдруг засмеялась смехом девушки, цветным переливчатым смехом, в промежутке от кобальта до индиго. У нее к тому же было такое лицо, будто она хотела оглушить меня ультразвуком благожелательности. – Что еще? Что я сказала смешного? – в раздражении говорила Вера. – Этого тебе знать не обязательно. Это я могла бы рассказать самому твоему молодому человеку. Кажется, теперь та всегда будет старательно избегать моего имени. Должно быть, боясь кипятка. Впрочем, это лучше, чем взирать на их бесцельные перепалки, подумал я. Остается лишь внутренне чертыхаться, досадовать, либо – что более всего предпочтительно – приумножать свою прирожденную и прославленную бесцветность. – Просто какое-то сусальное серебро сарказма, – подумал еще я. – Может, мне уйти, чтобы вы могли спокойно посекретничать? – скривилась Вера. – Обо мне!.. Или вообще о чем угодно!.. – Ты же знаешь, я не слишком одобрительно отношусь к мужчинам. – Что это еще такое? – крикнула Вера. – Не могу сказать, что не люблю их. Просто не всегда отношусь одобрительно. У всех у них есть привычка мочиться в ванну. Причем не потому, что, например, туалет занят. А так просто. Мочиться в ванну им кажется гораздо удобнее. Мы же этого не делаем никогда... – Зато у нас пупырышки на коже, и на бедрах и там, знаешь... в самом сокровенном месте... как гусиная кожа... – Не слушайте ее, молодой человек, вам этого знать не нужно... пупырышки... Какие еще пупырышки?! Мужчинам только кажется, будто они жаждут тесноты и плотности, но, на самом деле, они тех не переносят. – Да-да, пупырышки!.. Зачем они вообще у нас? Это гадость!.. Гадость!.. – Что ты такое говоришь? У мужчин всегда страх перед теснотою... – Я не хочу! Не хочу тебя слушать!.. – Ты злишься оттого, что тебе давно пора замуж, а этого никак не выходит, – сказала женщина. – Причина проста, как ты можешь догадаться. – А у тебя... – вспыхнула Вера, – а у тебя вообще ничего не получилось: ни жизнь, ни замужество, ни карьера. У тебя нет ни особенного ума, ни образованности, ни доброты, ни терпения!.. Ничего!.. Ничего!.. Ты столько лет прожила – и ничего!.. Зачем ты столько прожила? Как это вообще возможно?! Единственное, что ты умудрилась сделать, – это произвести на свет такое никчемное, жалкое существо, как я, которое, если по совести, надо было утопить в ведре сразу после рождения и выбросить на помойку, завернув в старые газеты... Вера задыхалась и выкрикивала свои разнузданные слова, будто выплевывая те изо рта. И слова ее казались булыжниками. – Бабушка!.. – вдруг вскрикнула немолодая женщина. – Что – бабушка? – закричала Вера. – Почему ты – чуть что – прикрываешься бабушкой?! – Бабушка одинока!.. – Бабушка одинока... – воскликнула Вера, и руки ее опустились безвольно. Куда девается упавший голос? Бывает ли он подобран, подхвачен небытием, водружен на его безразличное знамя? Становится ли он почетным гражданином мира запустения, переживает ли новое рождение, новое воцарение, новую гордость? Я хотел бы быть заступником упавшего голоса, ходатаем за него, я чувствовал в себе волю к бесплодию... – Нельзя быть такою жестокою! – гневно сказала женщина и, всплеснув руками, прочь метнулась из кухни стремительным и приземистым шагом ондатры. Мы с Верою переглянулись. Губы ее были плотно сжаты, мои же никак не могли отыскать должного им положения. – Это мучение, – шепнула Вера. – Это каторга. – Да, – сказал я. Я отхлебнул чай из чашки и потянулся за пирогом. Всякий смысл во мне всегда синхронен с моим существованием. Синхронен, но, впрочем, не взаимосвязан. – Не трогай пирог! – одернула меня Вера. Будто хлестнула меня своим голосом, будто огрела плетью заурядного и жестокого языка. Я вздрогнул и встал со стула. Быть может, мне следовало теперь даже вытянуть руки по швам, столько вдруг обрушилось на меня императивного и недвусмысленного. Я не привык к такому. Вера, должно быть, и сама почувствовала это. Замолчала, поникла и была такою минуты две или даже все три, потом стала постреливать на меня взглядами, полными хитрецы. Она словно просила прощения за прежнее, вроде даже, хотела загладить его. Я снова сел. Она же стояла подле меня. – Сядь, – попросил я. Вера села рядом, но потом снова встала. Она будто не находила своего места, ни жесты случайные не удовлетворяли ее, ни положение тела. – Мне уйти? – вопросительно взглянул я на Веру. – Подожди, – шепнула она. – Все еще будет. – Когда? – Подожди... Я смирился и снова стал пить чай. Чего же мне следовало ждать? На что надеяться? Я и сам не знаю, что во мне от фитиля, а что от нагара. Я только жду угасания во мне огня сарказма – бесплоднейшего из огней. Впрочем, бывают ли огни плодовитые, точно ли они бывают таковыми? Да, бывают. Любой огонь приносит восхитительные плоды разрушения. Истинная жизнь всегда начинается лишь на пепелище. После ожога любые ощущения нестерпимы. Вера будто к чему-то прислушивалась. Я пытался прислушаться вместе с нею, но не знал, чего мне следовало ожидать – каких-то особенных звуков, или вообще их отсутствия. Все сумерки сваливаются с неба и питаются земным недоумением. Ныне именно я был этим самым недоумением. Все никак не удавалось мне схватить жизнь мою за плечо или за край одежды и с силою повернуть к себе лицом. Всегда она от меня ускользает, манит за собой, но беззастенчиво морочит; тыльная же ее часть неизменно настораживает. Хорошо быть не человеком – иероглифом, начертанным в два взмаха кисти, без биографии, без рефлексий, без внутренних монологов, но лишь с одною внешнею отграниченностью. Я взял пирог и откусил от него. – Я же просила тебя!.. – воскликнула Вера и вырвала пирог из моей руки. – Но я хочу... – пробормотал я. – Ну... хорошо... Она меня уже не слушала. Как она меня не слушала! От ее неслушанья можно было даже ужаснуться!.. Но им можно было и восхититься тоже. Ее язык игриво облизывал ее верхнюю губу, какое-то обещание скрывалось в том, какое-то обольщение. Я замер, глядя на эти кокетливые маневры. Мы лишь нарочно предлагали друг другу наиболее мучительные из всех возможных форм взаимодействия. Что я здесь делал? А что я вообще делаю в себе самом и с собою самим, отчего мне никак не смешаться с дыханием ветра, с мерцанием света, с угрюмым копошением этих чертовых сумерек? Вера была прямою как статуя. Она коротко мотнула головою, будто призывая меня куда-то. – Что? – глуповато спросил я. – Пошли, – сказала она. Куда она меня звала – о том я спрашивать не стал, лишь вышел из-за стола и поплелся за Верой. Она погасила за нами свет в кухне, отчего я на минуту совсем потерялся. Коридор был темен и заковырист, с какими-то скоропостижными нишами и неожиданными наглыми выступами. Вера вела меня за рукав, и мы шли на цыпочках. Я удивлялся, откуда в ней столько терпимости, сам бы себя я осыпал теперь градом насмешек, окажись я на ее месте, она же себе такого не позволяла. Что за умысел мог таиться в жалких складках этой загадочной и немыслимой женской души?! Этого я не понимал. – Здесь мать, – шепнула Вера, когда мы проходили мимо одной двери, в щель меж которой и косяком пробивалась будто щепотка тусклого света. Вера снова потянула меня. – Бабушка... – еще тише сказала она подле следующей двери. Оттуда доносилось какое-то невнятное бормотание, и я взглянул на дверь с уважением и трепетом. В моей жизни вообще было слишком много какой-то немыслимой плотной странности, в этом же доме странность неуловимо размывалась и даже обесценивалась. Делалась особенною и небывалою. Или даже, пожалуй, особенною и небывалой в одно время. Такое тоже было возможно. Я вдруг представил, что меня действительно зовут Денисом. Должно быть, и жизнь моя и характер мой тогда основательно переменились бы, во мне бы появилось что-то весьма изменчивое, уклончивое, зависимое, сослагательное наклонение всею своей немыслимой массой вдавилось бы в мой обиход. Я бы, наверное, стал курить длинные, тонкие, ментоловые сигареты с травяными добавками, рассуждать об Эзре Паунде, я бы тогда разучился выговаривать какую-нибудь важнейшую букву языка, например, «г» – все это могло бы произойти во мне, переменись паче чаяния мое имя, от которого я коробился еще в детстве, да и не перестал коробиться теперь. Любое иное имя, кроме моего, стреножило бы меня. Двумя пронырливыми ужами мы проскользнули в Верину комнату. Я вцепился в девушку, притянул к себе, приложился губами к щеке и к шее, она же щипала пальцами мою грудь. Это было хорошо, мы давно стремились к тому, нам мешали, нам препятствовали, но мы думали только об этом, сейчас я мог утверждать такое смело, да и Вера со мною согласилась бы, наверное. Она стянула с себя свитер и футболку, под последнею же не было ничего. Я захватил ладонями ее груди, стал их сжимать; чего касались мои руки – соски, ключицы, девичьи плечи – то и принадлежало моим рукам по праву нежного захватчика. И попробовал бы кто-то оспорить такое их право. Весь мир не мог оспорить странное право моих рук. – Давай... – шепнула Вера. Мы осторожно сели на кровать, но та все равно скрипнула. Кровати всегда скрипят, выдавая всякое происходящее на них – укромное и потаенное. Кровати – предательницы, подушки – молчаливые мученицы, одеяла же... Нагие, мы переплелись, я старался прижиматься к Вере всею своей кожей, но той все равно не хватало, той все равно не было достаточно; во рту пересохло, я дышал и не дышал, я старался сглатывать слюну, враз будто ушедшую в песок, в недра языка, гортани и нёба. Войдя же в Веру, я ощутил вдруг спокойствие, теперь не надо было спешить, теперь само время подчинилось нам, оно стушевалось, оно перестало о себе напоминать, оно было дымкою в наших ногах или у изголовья. И Бог более не был объектом наших муторных галлюцинаций, а я же, наверное, всего лишь – человек, потерявший свой райский аусвайс. Потом обессиленные мы лежали, прижавшись друг к другу, и слушали лишь самих себя. Я хорошо изучил отвращение к воздуху дней своих, грудь моя понурая нередко тяготилась им. Я иногда говорил себе, что власть Хама даже лучше, чем безвластие Орфея. Первая хотя бы побуждает к сопротивлению, последнее же подтачивает и подрывает все. – Что? – первым спросил я, когда Вера будто передернула плечами, или мне так только показалось. Она помолчала еще, будто собираясь со словами. Я не мешал ей молчать, я любил молчание, я бы молчал всякую минуту жизни своей, но это было невозможно, разумеется. Человек выдумал слово и утратил себя. – Я так устала от всего этого... Мать... Бабушка... Я сама... Во мне есть воля, есть решимость... я знаю... но их не может хватать надолго. На месяц, на год, на всю жизнь. Я хотела бы стать камикадзе. Не знаешь – где-нибудь учат быть камикадзе? Если б была такая школа... я бы пошла. Я готова умереть, но только чтобы это было быстро. Чтобы сразу всю меня разнесло в клочки... – Не знаю, – сказал я. – Надо искать, – сказала Вера. – Должна быть где-то школа камикадзе. Возможно, она засекречена. – Зачем тебе это? – пожал я плечами. – Я же сказала. – Скажи еще раз. – Как же ты не понимаешь? Смысл... Решимость. Без смысла это невозможно. А здесь... смерть, но со смыслом. И вся жизнь твоя... она как вспышка: раз! – и все... Вместо того, чтобы каждый день... вот это вот все... – Да, хорошо, – зачем-то сказал я. Действительно ли это было хорошо? Зачем я сказал это? Я теперь ожидал ареста, но особенного, какого-то мистического ареста, при котором независимость свою я не сложу к ногам земного правосудия, но лишь вытолкаю взашей из смутного мира своего. Сейчас бы вдруг пришли и торжественно объявили мою несвободу. Количество и качество дней, мне отпущенных, есть основа будущего моего обвинительного материала мирозданию и Всевышнему. Все никак не удавалось мне примириться с собственною незаурядностью. Я будто выскребал в себе и с души своей потаенный нутряной жир. – Я сейчас, – сказала Вера, вставая. Неужто она догадалась, что я хотел от нее избавиться? Но нет, такая прозорливость в ней невозможна. Она вообще ни в ком невозможна, она и для мира помеха, и для человека обуза; прозорливость – достояние лишь существ бестелесных, плоть же всегда –препятствие пристального взгляда. Она натянула футболку, я сзади смотрел на ее полные бедра. Пройдет время, и я снова буду прежним, я снова стану ее хотеть, войду в другую Гераклитову воду, взалкаю иной жены, иной женщины, иной жизни... Вера вышла и тихонько притворила за собою дверь. Я тоже оделся, сам не знаю, для чего. Мне бы, наверное, нужно было остаться под одеялом и ожидать Веру. И потом, когда она вернется, прижаться к ней и забыться до утра. А после снова подумать о своем предназначении, подумать над странными словами Веры, или забыть их совсем, такое тоже было возможно. Для забвения нужно больше воли, чем для всякого из причудливых дел наших. Я был полуодет, я выскользнул в коридор. Я не видел ни зги, я шел ощупью. Язык наш будто спертый воздух всего нашего сокровенного – разве не так? Я искал Веру, я думал, что она в ванной или в туалете, но ее не было ни там, ни там. Я закрылся в ванной и помочился в нее; разумеется, я сделал именно так. Мог ли я сделать иначе? Мне кажется, я шел уже по проторенному пути, я должен был исполнить нечто предначертанное, я и исполнял именно это. Быть может, мира вовсе не существует, есть лишь бесконечный набор неких странных суггестий. Я вышел из ванной, дверь скрипнула, и я погасил за собой свет. Пронзительною темнотой был окутан я от концов волос до лодыжек и щиколоток. Я не знал, куда мне идти, и снова пошел ощупью. Быть ли мне изобретателем нового кромешного артистизма, кротовых ужимок, полуночных ритуалов? – говорил я себе. Мир был застигнут врасплох в дебрях его угрюмой монотонности, мне же до того не было дела. Я – человек сомнения и обескураженности, а теперь еще и вдобавок не мог отыскать нужной мне двери в этой чужой и немыслимой квартире. Была ли прежде вообще Вера? Или не было ее вовсе? И она лишь сон, она лишь тоска, она лишь причуда и смутное наваждение мои... Черт побери, я действительно не знал, куда мне идти!.. Не одного меня, должно быть, мог бы свести с ума этот проклятый коридор, в котором ничего прочного, ничего определенного, в котором и сам я терял не то, что уверенность, но даже и всякие душевные (или бездушные) основания. Внезапно узкая полоска света оказалась подле моего лица, я старался отыскать ее рукою и нащупал как будто бы дверь. Значит пока я ходил, Вера вернулась в комнату и теперь ждала меня. Женщины, даже самые независимые, все же жаждут быть желанными, сказал себе я и толкнул дверь, которая вдруг отворилась без звука. Я не сразу понял, что ошибся, не в то же мгновение. – Ой! – сказал я, увидев сидящую в комнате Верину мать, но не попятился, не выскользнул в дверь, но застыл у порога под каким-то неясным одобрительным взглядом женщины. – Денис, – сказала она. – Да, – сказал я. Что ж, мне нужно было спорить, возражать, отнекиваться? Я не стал делать всего этого. – Ты, конечно, просто ошибся дверью, совершенно случайно, не правда ли? – Да, – сказал я. – Просто шел, шел, было темно, ты увидел дверь, открыл ее и вошел... – Да, – сказал я. – Случайно? – спросила женщина. – Да, – снова сказал я. – Или все-таки не совсем случайно? – спросила она. – Да, – опять говорил я. – Я и не сомневалась в этом, – сказала Верина мать. – Да, – сказал я. – Я открою тебе один секрет, малыш, – сказала женщина. – Какой? – спросил я. – Но для этого ты должен сесть рядом со мной. Я подошел молча и сел рядом с женщиной, на ее постель. Потом вопросительно посмотрел на Верину мать. Ночь, едва начавшаяся, мне отчего-то уже казалась и нескончаемою. В такую ночь происходит и вся жизнь, со всеми ее опустошениями и наполненностями, разочарованиями и энтузиазмами. В такую ночь проходишь мимо себя самого, приняв себя за кого-то другого. – Вера – сумасшедшая, – сказала мне женщина. – Ну, то есть натуральная сумасшедшая. Она просто больна. Она умалишенная. Ты видел когда-нибудь умалишенных? Так вот – Вера одна из них. Я промолчал. – Я вижу, что ты удивлен, огорчен, даже огорошен... Сознайся. – Нет, – сказал я. – Ее нельзя любить. Я имею в виду – мужчине. Ты ведь мужчина? Это ее убьет, уничтожит, это ее растопчет. Она всегда будет требовать большего, чем ей смогут дать. И этого она не перенесет. Ты готов к этому? Скажи, готов? Я опять промолчал. – Когда Вера была маленькой, у нее был глобус, старый-престарый. С дыркой в районе Тихого Океана. Вера тогда говорила, что надо отремонтировать земной шар. Она и сейчас стремится ремонтировать земной шар. Но что толку его ремонтировать, когда не можешь даже отремонтировать самое себя? Это ли не безумие, скажи мне!.. – Может быть, – сказал я. – И вот теперь еще в довершение всего – этот кипяток, угроза кипятка... – Ужасно, – сказал я. – Я тебе покажу кое-что... – сказала женщина. Я начинал уже догадываться... Я верил и не верил себе, это казалось почти невозможным и вместе с тем таким очевидным. – Да, – сказал я. Она вдруг взяла мою руку и засунула в вырез своего халата. Я не стал отнимать руки, только лишь ждал терпеливо. – Чувствуешь? – спросила она. – Да, – сказал я. Удивительно: грудь ее была даже более упругой, чем у Веры. – Ты помнишь еще, как меня зовут? – Да, – сказал я. Женщина водила моей рукой по своей груди, я придвигался все ближе, потом поцеловал ее в ухо. Я уже прозревал, кажется, причины своей званности, но не угадывал по-прежнему обстоятельств своей избранности. Во мне тем больше мучительного, чем больше человеческого; я всегда мучаюсь своим человеческим. Она еще больше притягивала меня к себе, я вдруг потерял равновесие и навалился на Верину мать. Она выпрямилась, отстранилась немного, потом стала раздеваться. Я смотрел за нею с удивлением и ужасом и стал раздеваться тоже. Какими же мы теперь были животными? Вернее, с какими из животных нас теперь возможно было сравнить? С барсуками? С енотами? Мне отчего-то показалось, что мы – два выхухоля, охваченные выхухолиною брачною лихорадкой. Это было непривычно, это было необъяснимо, но ведь, принимая себя, принимаешь и всякую свою участь, разве не так? Всякое происходящее лишь расширяет спектр невозможного. Да, и вот еще что... Я вдруг подумал о Денисе, ну да, о том, о настоящем Денисе, который, по-видимому, бывал здесь прежде меня, и делал, возможно, то же, что делал теперь я. Я всего лишь шел, должно быть, по стопам Дениса, и это, возможно, хоть что-нибудь объясняло. Это была работа, долгая и трудная работа. Я будто наблюдал за собою со стороны, я наблюдал за нами обоими, слушал дыхание женщины, учащенное и поминутно пресекающееся, слушал ее стоны, видел закушенную губу. Мне, кажется, не в чем было себя упрекнуть. Простолюдин без страха и упрека. Можем ли мы дожить до времени, когда умрет последний солдат? Или все же солдаты, даже убитые и истлевшие, более бередят мир, чем мы, живые, с нашей согбенной иссякшей энергией, с нашими стадными бесчувствиями? Мне мерещилась какая-то империя, где прежние недруги сошлись, соединились в новом мистическом дружестве. Дело они себе сыскали особенное – копошиться в благодарности, русский с австрийцем, пруссак с сербом, депрессивный, кареглазый коротышка-японец с румянолицым, гладким, статным голландцем. К империи сей ведут лишь небесные тропы, неподалеку от которых столпились с добром и миром на сердце одни только надмирные и немыслимые наши провожатые. Надеяться было не на что; в этой жизни все уже было упущено, включая и саму жизнь; всякое слово, всякий смысл были призваны заделать одну из брешей в недавних моих недоговоренностях. Я лишь не успевал, катастрофически не успевал к раздаче всех на свете уверенностей, я был выплеснутым вместе с водою ребенком, выплюнутым вместе с дыханием смыслом, по крайней мере, ощущал себя так... Что? Гамбургский счет? Да в Гамбурге вообще никогда считать не умели. – Ты молодчина! – сказала Людмила, кокетливо чмокнув меня в скулу, и тут я очнулся. Тонкая обморочная испарина была на стенках непримиримой души моей. – Что? – глухо сказал я. Вопрос это или не вопрос? Возможно, это всего лишь недоумение. Никакой власти я не признавал над собою, за исключением тонкой власти, власти метафизической. Где я был – во сне или в наслаждении? Может, не там и не там, но лишь в преддверии бодрости, на подступах к великой алмазной хватке моей. Однако же что-то со всем этим надо было мне делать. Точно ли это была женщина, даже если и носила свое заурядное звание женщины? – На минуточку, – запахнула она короткий халатик и, будто стыдясь моих взоров, поспешно выскользнула из комнаты прочь. Кажется, было уже что-то подобное сегодня. Только я, разумеется, не собирался подражать мелкой технике их фальшивого обихода. Я встал, нашел что-то из своей одежды, кое-как натянул это на себя. Походка и осанка мои теперь, кажется, дождались их аномальной горделивой выработки. Я тоже шел «на минуточку». Вся жизнь моя была «на минуточку», но каждый вздох мой, каждый удар моего сердца были навсегда. Души всех моих прежних женщин всегда имели длину и ширину, даже скопления цветов и ароматов, но никогда не имели объема. Темнота делалась для меня уж привычной. Я жаждал ее, я в ней нуждался. Я добрался до кухни, но света не стал зажигать. Несколько раз усталым зрачкам моим казалось, что там кто-то есть, помимо меня. Возможно, я больше хотел бы, чтобы это была Вера, но возможно также, что мне это теперь было и все равно. Но нет, на кухне не оказалось Веры, там не было вообще никого, если не брать в рассмотрение некоего случайного сгущения сумерек, вдруг отчего-то показавшегося Верой. Я нашел на столе оставленный пирог и впился в него зубами. Вкуса я не ощущал, я не был и голоден, я лишь наверстывал упущенное, или это упущенное наверстывало меня, или мы старались соединиться на полдороге – я и упущенное, и если бы такое случилось, быть может, мы еще задохнулись в восторге от нашего внезапного великого соединения. Жизнь есть все наше упущенное. Я не знал, что у пирога была за начинка, я не понимал этой начинки, я подозревал, что той не существует вовсе, такое тоже совсем уж не исключалось. Надмирная география иногда бывала доступной мне, так возможно разве было не разобраться в закоулках этого лживого и причудливого коридора. Я теперь, после пирога, знал уж, куда иду. Можно по-разному относиться к Сотворению мира, но уж человек-то точно оказался ошибкой. Я был один, и нас было много. В заплечных мешках наших человеческих – лишь любовь к родине, боязнь Бога и иные эффекты плацебо. Я ныне шел повелителем людей и пространств, внезапно вблизи моего плеча оказалась еще какая-то дверь, я толкнул ее, но та оказалась заперта. Я постучал в дверь вполне хладнокровно. В комнате зажегся свет, потом кто-то приблизился к двери, тогда я постучал снова. Дверь открылась, и я вошел без приглашения. Там в ночной рубашке стояла старуха и смотрела на меня испуганно. – Кто здесь? – сказала она. – Вера? Зачем ты пришла? – Я Денис, – сказал я. – Теперь это я. Теперь меня зовут так. Ты помнишь меня? Я приходил раньше. Самое простое – взять и замкнуться в своем одиночестве, жить им, наслаждаться им, возвести на свое знамя, мучить им остальных. – Ты маляр? – спросила старуха. – Я учитель. Я учу истории. Я учу истории детей, но по-настоящему истории нужно учить взрослых, учить стариков. Чтобы они не создавали лживого умственного пространства, мифической напряженности. Нужно научить стариков, чтобы они потом передавали себя остальным. – Денис был маляр, от него пахло красками. – Не надо об этом говорить, – нахмурился я. – Верка с Людкой хотят меня отравить, я прячусь от них, но они все равно меня находят. – Ничего, – сказал я, – я велю им этого не делать. – Ты уж похлопочи, пожалуйста. – Сказал – значит похлопочу, – твердо обещал я. – Да, – замялась еще бабушка. – Так-то вот... – Все! Хватит!.. – сказал я. – Этого я не люблю. Откуда во мне взялось такое? Я не хотел никогда сложных отношений; сложные – значит никакие. К тому же ведь жизнь такая короткая, что даже не успеваешь толком в ней себя полюбить. Я подошел к старухе и стал задирать подол ее рубашки. Когда раздеваешь женщину, всегда знаешь, что там увидишь, но никогда не знаешь, каким будет увиденное. Всякая женщина – наше ненаглядное пособие, хотя вовсе и не всякая радует глаз. Удивление суть главный наркотик нашего беспокойного глаза. Я видел худенькие старушечьи ляжки, темноватый перелесок влагалища, морщинистую полянку живота с врожденным кратером пупка посередине... Бабушка позволяла делать с собой все. Я увидел два абрикосика грудей, острые ключицы, старуха в это мгновение захихикала, будто от щекотки, и помогла мне содрать с себя рубашку. Я повел бабушку к ее жесткому диванчику со смятыми простынями и положил ее пред собою бережно, как, может быть, положил бы свою невесту. Я рассматривал ее тело с удивлением, меня влекло к этому телу. Старуха будто бы вцепилась в меня, она трогала меня везде, где было только возможно, я стоял перед нею, а она, шепча что-то бессвязное и непонятное, гладила мой живот, бедра и то, что теперь так мучительно восстало меж теми. Знал ли я кого-нибудь из них, из прежних моих женщин? А хотел ли я их знать? Возможно, и нет. Оргазм еще не повод для знакомства, говорил себе я. Я был на полдороге между агнцем и хищником или всеядным, на полусмысле, на полунамерении. Нет никакой истории, нет; мне уже никогда и никого более не учить той. Есть лишь дрема, греза, марево, вот и я теперь пребывал в таком мареве, из которого выхода не было, из которого спасения я не знал, а может, и не хотел знать... Научить ближнего языкам счастья? Да ведь и мне самому никто не открыл секреты этих языков. Быть может, это был не старухин, но мой это был последний раз. Я двигался с отчаянием последнего раза, я ощущал все с этим отчаяньем, я захлебывался, я упивался им. Я – человек последнего часа и неугаданного, непонятого намерения. Предназначением моим была лишь насмешка над миром и над человеком, но насмешка моя также была полна отчаянья, а литература есть лишь искусство заносчивых приблизительностей, говорил себе я. С блестящею никелевою упругостью говорил себе я. Впрочем, литература меня уже не интересовала так же, как и история. В крайнем случае, я готов был еще поставлять материалы для молитв. Да и мог ли я тогда еще что-то себе говорить? После я слышал какой-то шум, какие-то возгласы, гневные или любовные, где-то у себя за спиной или подле затылка слышал я те, и, обернувшись, подобно сомнамбуле, подобно тоскливому истукану, видел распахнутую дверь, откуда пробивался слабый свет коридорного ночника, видел испуганных Веру и ее мать, что-то кричащих или плачущих, я вскочил и уселся на краю диванчика, растерзанный и ошарашенный, и лишь стыдливо старался прикрыться одеялом, которое я все больше и больше стаскивал с лежащей прямо передо мною мертвой старухи.
Стас, привет! С новосельем. ;) Рассказ впечатляет своей мрачной абсурдной сюррелистичностью, и вместе с тем заставляет призадуматься. Многие мысли, озвученные героем парадоксално точны, особенно запомнилось это: «...власть Хама даже лучше, чем безвластие Орфея. Первая хотя бы побуждает к сопротивлению, последнее же подтачивает и подрывает все.»
…Станислав!...искренне благодарна Вам за то, что такие «маститые» новички появляются на нашем сайте!...мне невероятно понравился Ваш стиль, Ваш слог и Ваша изысканная проза абсурда) …честно говоря, более всего меня поразил тот мягкий переход от событий внешних к событиям, происходящим внутри самого героя, в самой пучине его сознания…это произошло настолько незаметно и плавно, что читатель, плывущий в потоке повествования, уже не успевает понять, где реальность, где грань, а где уже запределье… …сам герой – не осознающий, что в нем «от фитиля, а что от нагара» - наверное, один из моих любимых типажей…пожалуй, это тоже повлияло на мое восторженное восприятие «Людей и сумерек»… …«Может, мне следовало почаще стоять и подпирать ее [стену] плечом, ради того, чтобы и она хоть изредка подпирала меня» - мысль-кольцо, думается по кругу… …диалог на кухне порой напоминал мне аналогичные из пьес «В ожидании Годо», и немного из «Вишневого сада» - где герои говорят будто бы друг с другом, а на самом деле – сами с собой, их никто не слышет и не желает услышать…
увы, и я тоже не могу определить, что во мне от фитиля, а что от нагара. Важно лишь фитиль или нагар не путать с пламенем. А если путаница все же происходит, хорошо бы, чтобы хоть кто-то указывал на нее. Желательно, чтобы настолько же трепетно и тактично, как это делаете вы. Как это выходит у вас. Спасибо.
Вы великолепно чувствуете мрачную готическую архитектуру человеческих душ, то тёмное, страшное и непонятное, что таится на донышке сознания каждого из нас... Болезненность жизни и боль живущих - так охарактеризовал бы я Вашу главную тему, проходящую через все прочитанные мною Ваши произведения. Некоторые считают: "Нужно давать людям надежду..." Так ведь нет надежды!.. Есть ТАЙНА Жизни, и есть мы,приближающиеся к ней как к бездне... Владимир Куземко. :cool:
Владимир, надежда у человека есть. Только она размером два мм на полтора. И летает невысоко. И живёт недолго. А всё остальное Вы отметили правильно. Удачи! Спасибо! С.
М-да. От такой надежды хочется рыдать взахлёб, отпивая коньяк "Хеннеси" из ржавого помятого ведра, и поглаживая свободной рукой привалившуюся к твоему плечу испито - беззубую, но безумно обаятельную пожилую бомжиху! Люди, как грустно жить, когда у тебя -ясные мозги, и "Хеннеси" уже кончился,а :wink5: бомжиха нахально окочурилась от недолеченного сифилиса...
Главное, чтобы коньяк никогда не кончался, и чтобы симпатизирующих нам бомжих подольше не губили бы сифилис, вши и ментовские облавы! ...Будем жить, братья!.. Жизнь - прекрасна, если не присматриваться к ней слишком уж пристально!.. :angelsmiley: :bigwink: :wink5: :wink4:
Мне проще, у меня астигматизм. Поэтому самая отъявленная моя пристальность всё равно создаёт лишь весьма приблизительную картину.
М-да... Лишь дефекты зрения позволяют увидеть этот мир совершенным!Но всё равно сердце подсказывает плохое.. Хоть и видишь: вокруг - одно хорошее, а сердце шепчет: "Нет, всё - дерьмово!" :angelsmiley: :smoke:
Да уж, это точно! Как бы ни морочило нас зрение, пороки сердца заставляют нас увидеть мир без прикрас.
Пороки сердца позволяют разглядеть в этом якобы добродетельном Мире его подлинную глубинную порочность! :angelsmiley: :bigwink: :wink5: :wink4:
Предлагаю изложить в следующей редакции: Пристальность взгляда и пороки сердца позволяют разглядеть в этих, якобы, добродетельных Мире и Боге их подлинные глубинные порочности! Несколько длиннее, но обстоятельнее и универсальнее. Здесь, правда, может быть, надо подумать ещё над словом "пороки"... Поискать какой-то аналог. М.б., недуги или несовершенства.
Да! И вооб :angelsmiley: :bigwink: :wink5: :tongue: ще, что такое "пороки", как не наши добродетели, оболганные ханжами?
Камю «Посторонний». Правда, усеченнее, проще и менее талантливо. Черты экзистенциализма налицо: люди – животные, отсутствие восприятие чужой речи, совершение поступков «просто так»… Еще одно произведение о бессмысленности существования. Восхищения не вызвало. Мне этот рассказ кажется слабой попыткой автора шокировать читателя. Собственно экзистенциализм мне вообще не особенно интересен. Но у Камю замечательный язык (чего не скажешь о Сартре). Возможно, по этой причине он в свое время произвел на меня сильное впечатление. Но идея «Постороннего» не близка. «Чума» хороша. Там много планов и есть о чем задуматься. С уважением, к вашему творчеству Ф. Риц.
Да, а мир наш таков, что нет в нём ничего навек незыблемого, устойчивого, определённого. И мы в нём таковы, что не знаем себя самих. Бывает, говоришь о себе самом: я есть то-то и то-то, или: я – такой-то и такой-то, а меж тем это всё есть лишь бегство от тлена, каков всегда день наш нынешний... Как зовут персонажа рассказа? Денис? Олег? Я – автор, я не знаю этого. И сам он не знает этого. Или, может, и знает, но знает не всегда. Или – не хочет знать это всегда точно. Не лучше ли сохранять люфт, зазор меж собою и представлением о себе?! Ибо: «Ведь в гости к ней не напрашивался, никогда и ни к кому не напрашиваюсь (я и в мир не напрашивался, тогда, много лет назад), не имею этой привычки; обычно приглашают сами». Да, но ведь в этом пространстве все таковы... «Оба мы были асимметричны и непредсказуемы. Оба мы всякий раз, даже без особой нужды, грешили угловатыми ухватками и непреднамеренною эксцентричностью». И снова – речь, муторная, немыслимая, околопочвенная, надсадная... «Я положил себе почаще думать в дальнейшем обо всех невыразимых местоимениях и наречиях нашего оголтелого языка». Но вдруг – неуверенность... «Я подозревал, что они теперь могут враз ополчиться против меня, что они уже готовят свои испанские сапоги насмешек». Впрочем, она (неуверенность) всегда с нами как хемингуэевский праздник: «Мысли мои были ни о чем, как и вся жизнь моя была ни о чем и ни для кого, будто составленная из невнятных выражений и бесформенных обстоятельств». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Быть может, я вовсе и не человек, но лишь какое-то живое здание без отделки». Кстати, знаете ли Вы, что экзистенциализм – это чисто мужская болезнь, причем болезнь, приуроченная к определённой фазе жизни мужчины. То, что зовётся «кризисом середины жизни». Экзистенциализм имеет чисто биохимическую обусловленность. У женщин всё протекает иначе. Представить себе женщину-экзистенциалистку затруднительно. Природа не позволяет женщине быть таковой. «люди – животные, отсутствие восприятие чужой речи, совершение поступков «просто так»… – это Вы всё верно вычитали у Камю, но сие – лишь внешние проявления экзистенциализма. Глубинная его суть не в том. Ушибленность ощущением смерти. Абсурдность существования здесь и сейчас, когда однажды вдохнул присутствия смерти подле своего затылка. Зачем – любовь, когда завтра всё равно умирать... «Всё никак не удавалось мне схватить жизнь мою за плечо или за край одежды и с силою повернуть к себе лицом». «Мы лишь нарочно предлагали друг другу наиболее мучительные из всех возможных форм взаимодействия». Отчуждённость «постороннего» Мерсо была вплавлена в его мозг изнурительным алжирским солнцем. Тошнота сартровского Рокантена тоже была благоприобретенною. Денис/Олег же родился с ощущениями того и другого. Для него не существует ни высшего, ни низшего: «Количество и качество дней, мне отпущенных, есть основа будущего моего обвинительного материала мирозданию и Всевышнему. Все никак не удавалось мне примириться с собственною незаурядностью. Я будто выскребал в себе и с души своей потаенный нутряной жир». Жизнь есть бремя такого масштаба, что, будь оно высказанным, выкрикнутым, небеса бы содрогнулись... А «Для забвения нужно больше воли, чем для всякого из причудливых дел наших». Каждый вдох наш лишь приумножает пространство сомнений: «Быть может, мира вовсе не существует, есть лишь бесконечный набор неких странных суггестий». «Я – человек сомнения и обескураженности, а теперь ещё и вдобавок не мог отыскать нужной мне двери в этой чужой и немыслимой квартире». «Во мне тем больше мучительного, чем больше человеческого; я всегда мучаюсь своим человеческим». Ну, что, Вы ещё не убедились, что Мерсо с Рокантеном – жалкие щенки в сравнении с Денисом/Олегом? ТОГДА МЫ ИДЁМ К ВАМ!
Дорогой Станислав! На умную, талантливую и глубокую рецензию уважаемой коллеги Фани Рицй Вы написали свой ещё более умный, ещё более талантливый и ещё более глубокий отзыв. Приятно наблюдать работу Мастера! Надеюсь, коллега Фани Риц не сочтёт за лишний труд немножечко у Вас и поучиться. :angelsmiley: :bigwink: :wink5: :tongue: :wink4:
Учиться писать прозу? Замечательная мысль! Только в учителя возьму таких авторов как: Салтыков-Щедрин, Ликок, Гашек, Аверченко, Теффи, Джером, Ларни… перечислять можно долго. Не хочу вам наскучить длинными ответами, знаю, вы их не любите. А привычки злить людей и говорить гадости у меня нет. Что у вас с набором смайлов? Они веселятся, тут же хмурятся, подмигивают, показывают язык и т.д. У них нервный тик?
Спасибо что составили цитатник своего произведения для меня. Правда, не совсем понимаю зачем? Если это своего рода послесловие как у Эко к «Имени розы», то не думаю что это целесообразно. Объемы произведения не те. А может быть вы новый жанр решили создать? Пишите произведение, а следом его толкование для читателя. Этакое литературное два в одном… Возможно подобное имеет право на жизнь. Вы достаточно верно заметили, что «мир наш таков, что нет в нём ничего навек незыблемого, устойчивого, определённого». И ваш новый литературный жанр тому подтверждение. Для справки Просмотрела медицинскую энциклопедию, но мужской болезни под названием экзистенциализм не нашла. Хм… Всегда считала, это всего лишь литературное направление, у которого есть свои характерные черты. И не более того. Вы и здесь оказались первооткрывателем. Восхищаюсь и преклоняюсь перед вашим гением. Кстати о кризисе среднего возраста пишут довольно много. Он присущ как женщинам, так и мужчинам. Сопровождается некоторым разочарованием, безысходность, ощущением смерти, заканчивается переоценкой ценностей. :smoke: И очень Вас прошу. Не приходите ко мне с толпой безумцем. Мне и своего помешательства вполне достаточно. Боюсь не выдержу, почувствовав в такой компании абсурдность жизни и застрелюсь. А жить так хочется!!! :biggrin2:
«Спасибо что составили цитатник своего произведения для меня». Будь это цитатник – он был бы шире. «Если это своего рода послесловие как у Эко к «Имени розы», то не думаю...» Скорее послесловие, как у Шуляка к «Могиле Ц.» «А может быть вы новый жанр решили создать?..» Создал бы с удовольствием, имей он хоть какие-нибудь шансы быть новым. Нет, жанр сей весьма не нов. «Просмотрела медицинскую энциклопедию, но мужской болезни под названием экзистенциализм не нашла». В медицинской энциклопедии – экзистенциализма действительно нет. Болезнь весьма секретная, к тому же почти не изученная. Медицинская энциклопедия же издание чересчур ангажированное, чтобы еще и экзистенциализм вместить. Там, кстати, и сплина с хандрою нет. Ей (энциклопедии то есть) и флюиды неведомы. «Кстати о кризисе среднего возраста пишут довольно много. Он присущ как женщинам, так и мужчинам. Сопровождается...» Всё верно! Пишут много. Токма у выдающихся представителей мужескаво полу КСВ приобретает черты экзистенциализма. У рядовых представителей того же полу – черты запоев vulgaris. А у ВСЕХ представительниц женскаво полу – комплекса мадам Бовари. И вся разница. Комплекс мадам Бовари тоже почему-то в мед. энциклопедию забыли внести. «И очень Вас прошу. Не приходите ко мне с толпой безумцем». ОК. Тогда, пожалуйста, Вы – к нам! «Боюсь не выдержу, почувствовав в такой компании абсурдность жизни и застрелюсь». Слушайте, дорогая Фани, а Вы точно женщина? Вы меня не разыгрываете? Смотрите, Вы ведь не только мужские болезни, но даже и мужской суицид пытаетесь экспроприировать! Стреляются мужчины! Женщины таблетками травятся. Иногда в петлю лезут, связанную из пастернаковой верёвки. Бывает, если верить Джулии Коронелли, в окно сигают. Хотя до земли не долетают отчего-то. Литература с жизнью, переплетаясь, создают продукт не выше фарса.
Хочу в свою очередь вас спросить. Станислав, а вы точно мужчина? У мужчин наблюдается развитое логическое мышление. Высказывания мужчин всегда конкретны, четки. А у вас это не наблюдается. Какие то «флюиды», глубокое знание и понимание комплексов «мадам Бовари» (мне вот об этом комплексе точно ничего неизвестно), да еще и отличные знания женского суицидального поведения. Все это может знать либо психотерапевт (вы, кажется, таковым не являетесь), либо женщина. Все у вас на гране чувственного, ирреально-истеричного восприятия жизни. :smoke:
Когда мужчина ещё хоть немного и художник (поэт, прозаик и прочие цетера), гендерное отчасти отступает. Ничего не зробишь - перевоплощение обязывает. Иначе будет дудение в одну дуду. То, что Вам, дорогая Фани, комплекс мадам Бовари неизвестен, означает, что, либо Вы "молодая ишшо" (чему я рад, на самом деле), либо не читали "М.Б." и сопутствующую лит-ру, коей немало (чему я еще больше рад, на самом деле. Рад тому, что не читали, а не тому, что немало). Немного о комлексе (синдроме) мадам Бовари можно почитать здесь, например: http://www.nat-soul.ru/index.php?set=lib-psy&mc=40&pag=3&page=1&PHPSESS… "БОВАРИЗМ — термин, означающий клиническое состояние, характерное потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, склонность подменять реальное воображаемым. При этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность («грезы желаний»), так и отрицательную («фантазии страхов»). Предрасположенность к таким нарушениям может проявляться уже в возрасте подростковом и юношеском, прежде всего — у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов (-> интроверсия; лабильность). При значительной выраженности этого состояния есть опасность появления аутизма. Название этого состояния дал Жюль де Готье по имени главной героини романа Г. Флобера «Мадам Бовари»". Связей с экзистенциализмом здесь Вы, конечно, не отыщете. Это моё наблюдение (скромно опустив голову)... :bigwink: :wink5: :wink4: За "чувственное, ирреально-истеричное восприятие жизни" спасибо. Будем стараться!
Ну что тут скажешь. Боваризм да и только… Поздравляю вас с этим заболеванием, уважаемая гермафродита. Ох уж мне эти истерички. Сколько не говори с ними все одна только поза, одна только ложь. Что ж удачи вам в прогрессирующей истерии. Итог, как известно, всегда один – разрушение личности.
Спасибо за поздравления и за пожелания удачи, дорогая Фани. И те, и другие предельно корректны и человеколюбивы. Про позу даже и не спрашиваю. Но ложь-то хоть в чём Вы узрели? Кстати же, насчёт "чувственного, ирреально-истеричного восприятия жизни"... А Вы меня, случайно, с моим персонажем не спутали? А-то ведь распространённая читательская ошибка...
Я, вероятно, сильно запоздала со своей оценкой и слабой критикой. Просто, когда просыпаешься в ночи, всегда ищешь смысла в темноте и предназначения в любом, самом даже обыденном замечании... Станислав, я обожаю краткую и искрометную философию. Но я не нашла ее в вашем произведении. Вы описали что-то такое, что, естественно существует, но вы тем самым обеднили полностью человеческую душу, хотя и стремились, наоборот, обогатить ее. Мне неприятно было, когда я это все прочла. Я все надеялась, что конец будет каким-нибудь полемическим, философским, что вы сделаете какой-нибудь вывод. А так, сложилось впечатление, что это выдержка из архивов психиатра о его самых незаурядных пациентах, волею медкомиссии выпущенных на свободу. Мы не такие, Стас. И почему-то мне кажется, что вы это понимаете. Я вижу, что это произведение - в числе рекомендованных, и не зря. Оно поражает своей оригинальностью и самобытностью. Но как ни крути, мировым шедевром ей не стать. Мало концептуальности, мало конкретики. Хотя интересно. Просто любопытно. А еще - вы профессионал слова. Не такой, как, скажем, В. Куземко, но и не хуже, и не лучше. Просто другой. И еще, по-моему, вам не хватает детальности и в то же время краткости. Понимаете, это даже феноменально. Напишите, что-нибудь высокое. Что-нибудь близкое народу. Понимаете, это станет шедевром. Не опошляйте свое творчество. Вы тем самым зарываете свой талант и свою ни-на-кого-непохожесть. И все же спасибо Вам, хоть мне и не понравилось. С глубоким уважением, Ольга
Хотел бы достаточно резко высказать своё несогласие с оценкой рассказа "Люди и сумерки" нашей дорогой Вечной ночи. Особо выделю её адресованную Шуляку фразу: "... вы профессионал слова. Не такой, как, скажем, В. Куземко, но и не хуже, и не лучше." Извините, Оля, но именно как профессионал слова Станислав Шуляк - на две головы выше меня, и это понятно любому, кто достаточно глубоко разбирается в литературе. Он лучше владеет словом, его литературная техника намного совершеннее, шире его творческий диапазон, глубже проникновение в душу человека... У меня - свои плюсы, в частности - у меня хорошо развита творческая интуиция, благодаря чему иногда мне удаётся сказать интересные вещи, и по тематике есть свои оригинальные заделы... Однако я хорошо знаю своё место в литературе, и на большее - не претендую. Повторюсь: Шуляк - намного профессиональнее меня,и это не только моё мнение, но и мнение тех компетентных людей, которые сравнивают мои произведения и его. Пробегусь вскользь и по прочим Вашим оценкам: "...я обожаю краткую и искрометную философию. Но я не нашла ее в вашем произведении." Я сам люблю краткость и искрометность. Но видит Бог, именно философия быть таковой - не обязана. "Вы описали что-то такое, что, естественно существует, но вы тем самым обеднили полностью человеческую душу, хотя и стремились, наоборот, обогатить ее. " Если он показало то, что есть (и Вы сами признаете, что есть - именно это), то как же можно показом правды о Мире обеднить этот самый Мир?.. "Я все надеялась, что конец будет каким-нибудь полемическим, философским, что вы сделаете какой-нибудь вывод." Зачем лишать читателя возможности самому делать выводы из прочитанного? Шуляк пишет для думающих людей, и вправе расчитывать на их понимание. "...сложилось впечатление, что это выдержка из архивов психиатра о его самых незаурядных пациентах, волею медкомиссии выпущенных на свободу. Мы не такие, Стас. И почему-то мне кажется, что вы это понимаете. " "Выдержка из архиивов психиатра" - подходит для многих шедевров мировой литературы, включая того же Достоевского - что тут плохого? И мы - именно такие, хоть Вы с этим и не согласны. Говори Шуляк НЕПРАВДУ о человеческой душе - ну кто бы его читал тогда?!. "...мировым шедевром ей не стать. Мало концептуальности, мало конкретики. Хотя интересно. Просто любопытно." Что станет или не станет мировым шедевром - предугадать невозможно. Вовсе не мало концептуальности и конкретики в данном произведении. При этом, замечу, немало таких шедевров мировой литературы, в которых концептуальности и конкретики нет вовсе. У Вас все смешано в кучу, без логики. "...вам не хватает детальности и в то же время краткости. " Дорогая, Вы вдумайтесь как следует в то, что сказали - наверняка сами рассмеетесь! "Напишите, что-нибудь высокое. Что-нибудь близкое народу. Понимаете, это станет шедевром. Не опошляйте свое творчество. Вы тем самым зарываете свой талант и свою ни-на-кого-непохожесть." Зачем писать "высокое", если любой серьёзный литератор пишет только то, что ему пишется?.. Хотите писать высокое - пишите, а мы Вам поаплодируем. И вовсе не высокое ближе народу, как Вы почему-то считаете. И шедевром станет не то, что ближе народу, а то, что написано глубже, тоньше и пронзительнее. И то, что Вы называете "опошлением своего творчества", является всего лишь своеобразием этого самого творчества, убери его - и исчезнет Личность данного литератора. Зачем Шуляку писать как Вечная ночь, если он пишет как Шуляк - чем и интересен. И тем более называть своеобразие Шуляка зарыванием таланта в землю... Дорогая Ольга! Много я читал неудачных рецензий в Интернет-сети, но Ваша, пожалуй, самая неудачная. :angelsmiley: :bigwink: :wink5: :tongue:
Дорогой Владимир! Ну конечно же, Шуляк более профессионален, чем Вы. Просто обидеть вас не хотела. :cool: И произведения его - просто супер какие. Отсутствие детальности и в то же время краткости - это феноменально. Я об этом написала, и давно (еще до вас) над этим посмеялась. Все как-то мутно в этом произведении. И есть хорошая такая доля чего-то не особо чистого. "И вовсе не высокое ближе народу, как Вы почему-то считаете" - да нигде я такого не говорила! Почему вы все время пытаетесь все перефразировать, слышите только то, что хотите слышать, Владимир? Голову даю на отсечение, что вы эту рецензию написали только благодаря тому, что изначально Я Вас в ней упомянула. И не отнекивайтесь, Владимир. У вас, как и у большинства творческих людей, больное самолюбие :blush: Я - ЗА самобытность и своеобразие. Я высказала свою точку зрения. Мне глубоко симпатично творчество г-на Шуляка. Но эта новелла, повторяю, по смыслу своему какая-то скользкая... Грязи в мире много, а попробуй найти в ней кусочки кристалла, а описание секса с мертвой старухой в сумерках - это мерзко! и нет здесь искусства. Зато в других Шуляковских произведениях его навалом. Но оно интересно. Оно любопытно и потому рекомендовано кем-то когда-то - Философия не должна быть краткой, вы правы. А я люблю к-р-а-т-к-у-ю философию. Краткая философия - это, позвольте, афоризм. В той или иной протяженности. Ну да ладно. Владимир, вы меня не удивили. Хотите, чтобы я в Вас влюбилась?.. Конечно же, хотите, раз сами просили! Последнее предупреждение - одумайтесь! И прекратите неправильно понимать мои рецензии, а то я вас так полюблю!... Все. Рада вашему возвращению. Жду ваших разгромных рецензий. Искренне Ваша. Ночь Вечная
Ага!.. Это я насчёт Вашей версии, что откликнулся на Вашу рецензию только потому, что увидел в ней и свою фамилию. И действительно, сама мысль поставить на одну доску просто талантливого Куземко с генниальным Шуляком - это такое же преступление против человечности, как поджёг храма Артемиды Геростатом!.. Отдайте, поскорее отдайте мне свои спички, уважаемая коллега! Отвечу на прочие Ваши высказывания. "Отсутствие детальности и в то же время краткости - это феноменально." Есть в рассказе детальность - хотя бы в освещении сумраков человеческой души. Просто Вы - не чувствуете. Где для меня - великая музыка, для Вас - лишь невнятное шипение какое-то. "Все как-то мутно в этом произведении. И есть хорошая такая доля чего-то не особо чистого." Да о любом из произведений Достоевского, к примеру, можно сказать то же самое!.. И что чисто - то стерильно, а что стерильно,то - безжизненно. А где грязь и грязное -там как раз самый расцвет жизни!. "Мне глубоко симпатично творчество г-на Шуляка. " Ну да!.. А чего ж такое ощущение, что Вы всё время ищете, куда бы ещё пнуть живого классика? "...эта новелла, повторяю, по смыслу своему какая-то скользкая... Грязи в мире много, а попробуй найти в ней кусочки кристалла, а описание секса с мертвой старухой в сумерках - это мерзко! и нет здесь искусства. " Не мерзко, а своебразно, скажем так.Надо просто понимать содержание и глубину этих аллегорических образов. (Если даже говорить по-житейски, то секс в сумерках -обычная вещь, секс со старушкой - ну так если у неё богатый опыт и вагон чувственности, то почему бы и нет? а что она под конец ласты склеяла, так это и с молодой могло случиться).А если всё понимать так буквально,то в познании мировой литературы дальше "Букваря" не продвинешься. "Философия не должна быть краткой, вы правы. А я люблю к-р-а-т-к-у-ю философию. Краткая философия - это, позвольте, афоризм." Любить то, чего нет - значит не любить то, что есть. А Вы любите -существующее. Что касаемо афоризмов, то как человек, отдавший этому жанру 22 года своей жизни, могу сказать, что жанр этот может очень многое, но философию романа или трактата он всё же не заменит. Мысль должна быть в движении, в сопрокосновении с жизнью или с другими мыслями - в рамках афоризма этого не обеспечишь. "Хотите, чтобы я в Вас влюбилась?.. Конечно же, хотите, раз сами просили! Последнее предупреждение - одумайтесь! И прекратите неправильно понимать мои рецензии, а то я вас так полюблю!..." Да ладно, смеётесь над стариком, я ж понимаю... Денег у меня нет, славы тоже, властью не наделён... Лучше в Шуляка влюбляйтесь, во-первых - будете как Софья Толстая или Наталья Пушкина, а во-вторых - под Вашим благотворным влиянием его творчество неузнаваемо преобразится, и переполнится сексом исключительно с живыми и очень даже жизнеутверждающими девушками!.. "Рада вашему возвращению. Жду ваших разгромных рецензий." Я никуда не отлучался, каждый день по 5 раз захожу на сайт и всё смотрю. Прямо скажу: скучновато здесь... Маленькая аудитория, всеобщий взаимый хвалёж, а действительно интересные публикации - никому не интересны, в упор никем не замечаются... даже не себя имею в виду, и не Шуляка, а других, местных старожилов... Интересно же пишет и тот, и эта, а смотришь - только ты это и заметил, откликнулся или хотя бы прочитал! Так что нет у меня больше желания писать на кого-либо разгромные рецензии,потому что я понял, что этот сайт - для литературных пенсионеров и сонь... Что ж, в конце концов, люди имеют право жить так, как хотят, и кто я такой, чтобы навязывать им свой темп литературной жизни?.. Я и сейчас бы промолчал. Но увидел сравнение себя с ШУЛЯКОМ - и просто не смог сдержаться. ...А Вы смогли бы совершенно хдаднокровно поставить себя как литератора ниже своего коллеги?.. То-то! Учитесь у меня объективности! :angelsmiley: :wink5: :wink4:
А я, Владимир, не за деньги люблю. Я Вам секрет открою. У меня бабуля (пра) в Институте Благородных девиц училась (Смольный) до революции. А замуж вышла за отпетого кобеля, гуляку, но мужика хорошего. Прадеда моего. Так что ваше заявление типа "денег и валсти у меня нет" - да бросьте! не за это мы, дуры, мужчин любим, а сами знаете за что! Шуляк - это Шуляк. Ваш авторитет. Я это заметила. И пнуть его никуда не пыталась. Что ж вы такой восприимчивый? "...А Вы смогли бы совершенно хдаднокровно поставить себя как литератора ниже своего коллеги?.. То-то!" - смогла бы. Особенно если учесть, что я и не литератор вовсе. А так - Дилетант с большой буквы. Я серьезно к своему творчеству не отношусь. Только некоторые стихи мои мне нравятся, но вот беда! - они не нравятся больше никому, кроме очень отдельных личностей. А отклики находят только те мои произведения, которые так себе... Я прозу люблю. Но не публиковала пока еще свою прозу в должном размахе. Ибо понимаю - мало кто прочитает... Да и слишком это личное. И вы правы насчет сайта. А чему у вас учиться я понятия не имею... Ваша Ольга
Если не за деньги мужчин любить - то за что же? За ум - неинтересно, да и не шибко они умные... За длину гениталий? Ха-ха-ха!.. А больше - и не за что... Всё остальное -миражи. Если Вы - дилетант в литературе,то выхода два: стать профессионалом в литературе или кинуть писать вообще. А зачем делать от, что не можешь, да и не хочешь делать на пять с плюсом?.. И зря Вы на этом сайте приякорились, тут - не для Вас. Идите туда, где много людей, где жизнь, где дискуссии и скандалы!.. Здесь же Вы ничему не научитесь, и никогда не возрастёте как Личность. Иное дело я - литературный отставник. Все мои главные битвы уже отгремели, осталось только догорать как свеча. Видите - даже ругаться ни с кем не хочется. А чем Вы по жизни занимаетесь, если не литературой?.. ...И чему у меня учиться?.. Да хотя бы целоваться!.. Уж в этом-то Шуляк наверняка меня не перегонит! :angelsmiley: :bigwink: :wink5: :wink4:
Ну не знаю, С Шуляком, к сожалению, еще не целовалась :bigwink: Есть вещи, которые мы делаем на пять с плюсом - это наша стезя (профессиональная), а есть - которые на три, два, четыре, пять с минусом, семь с плюсом... Это наше хобби. Этот - сайт хобби. Кстати, по жизни я занимаюсь авиацией :smoke: Я заметила, вы часто Достоевского упоминаете? не любите его? :blush:
Ольга, Владимир, спасибо вам за тёплые оценки моей писанины. К сожалению, лишён сейчас возможности отвечать подробно. Искренне рад вашему бурному почтовому роману. В отношении же "Сумерек" солидарен скорее с Ольгой. Мои оценки как читателя и критега всех без исключения моих написанных текстов залегают в диапазоне от разочарования до отвращения. Мне интересны бывают только те мои тексты, над которыми работаю сейчас. И то не всегда. Удачи! С уважением! С.
Дорогой Станислав! Скромность украшает Титана!.. Никакого бурного почтового романа нет - есть лишь скромный обменр мнениями современников в тени великого корифея... С "Сумерками" Ольга немножко напутала. Увы, женщины не понимают величия мужчин - по себе не раз замечал...
Должно быть, я из тех "корифеев", которые не отбрасывают тени, но сразу производят сумерки. Подождём же от Ольги опровержения или подтверждения Вашей версии насчёт истребителя, штурвала, кожи, ремней... А вдруг Ольга за кульманом стоит и чертежи чертит или, положим, в окошечке билеты продаёт на рейс Москва-Иркутск... Это разве хуже?
Да уж и не сумерки, а сразу же - Великую Тьму! А от Ольги правды не дождёшься... Но я вижу её только роковой... дьявольски неотразимой... ведьмоопасной!.. Да разве ж может ведьма заниматься таким прозаическим делом, как продажа билетов?.. Никогда! :angelsmiley: :tongue: :wink4:
Продажей билетов ведьма заниматься не может, это Вы заметили верно. Зато может раздавать их даром. Причём, именно на те рейсы, где благополучным будет только взлёт...
Насчёт ведьмы и билетов, Станислав - почему бы Вам не написать рассказ с таким сюжетом: ОНА, продающая (или дарящая,но так - будет настораживать, поэтому лучше -продающая) билеты на рейсы, с которых НИКГДА НИКТО НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ. Самолёты взлетают,летят, и -исчезают. ВСЕ!!! А люди всё равно покупают билеты на этот рейс, хоть и знают, что пока что живым никто не вернулся. И объясняют так: "Но что делать, если лететь надо?" Мне кажется, если наполнить этот сюжет Вашей философичностью, то вышло бы неплохо. :bigwink: :wink5:
Мне бы сейчас, на самом деле, с "Плачем Иеремии" разобраться. Роман всё ж таки... Возник совершенно неожиданно и не отпускает, собака... Сюжет, впрочем, неплохой. Напишите Вы. И ещё подождём ответа Ольги: ведьма за кульманом... В этом тоже что-то есть. Авиация... Не иначе там МАИ за плечами.
Одного лишь сюжета для романа маловато - это ведь не рассказ и даже не повесть. На одном лишь сюжете роман "зависнет". Я по теме "ведьма-билеты" не справлюсь -там нужен талант погуще. И, кстати, почему Вы решили, что у Ольги Маи за плечами? Возможно, под словом "авиация" она имела в виду всего лишь ту метлу, на котор :bigwink: :wink5: ой регулярно летает...
Дорогая Ольга! Достоевского я люблю - потому и упоминаю часто. На пять с плюсом нужно делать всё, а хобби вовсе не исключает профессионализма и мастерства. Всё,что делаешь -надо делать на отлично, не можешь или не хочешь на отлично - не делай вовсе. А что авиацией занимааетесь - это здорово. Я вижу Вас лётчиком-истребителем. Вся - в коже и ремнях, очень сексуальная, Вы сидите в кабине взлетающего МИГа, крепко сжимая руками в перчатках штурвал... Класс! :angelsmiley: :bigwink: :wink4: :tongue: :mad:
Гениально! Станислав, жду Вашего "Плача Иеремии" с нетерпением. Очень завораживающее название. Я в восторге от вашего творчества. Владимир, я в восторге от вашей критики. Искренне Ваша, В.Н.
Ну наконец-то: ни одного возражающе-критиканского слова! Даже великих мужчин - и тех так смущает женское ехидство и нежелание признать подавляющее мужское превосходство... А ведь так легко понять всю мощь и бездну таланта мужского пола!.. Вам осталось только потренироваться у зеркала, произнося реплики: "Гениакльно!!!", "Потрясающе!", "Супербожественно!", и можно будет сказать, что Вы уже готовы к плодотворной дискуссии с нами. :angelsmiley: :bigwink: :wink5:
нет, близкое народу я не смогу. я его не понимаю, не чувствую, я слишком от него далёк.
Да,уж,Лаура,Вы очень избирательны в поиске смысла...
Спасибо, дорогая Люся. Я буду стараться, расти, совершенствоваться. Чтобы когда-нибудь, может, через много лет заслужить Вашу оценку: 2,5. А если очень повезёт, то два и три четверти... :bigwink: :wink5: :tongue: :wink4: :biggrin2:
Упс!Двойное кольцо Вашей мысли дошло! Путешествие Сэкса во времени - грандиозно-печальная метаморфоза !
Упс! Эк Вас шарахает-то! Из огня да в полымя (или наоборот)!.. Давайте уж где-нибудь посередине остановимся: на троечке с половиной, например. А то вдруг кольцо моей мысли всё же не двойное. А какое-нибудь - полуторное, положим.
Знаете, Станислав, вы очень многословны, и крупицы интересных мыслей тонут под грузом ненужных слов. После вашего произведения мутно и грязно на душе. Зачем вы этого добивались?.. Наверное, я многое не поняла. Возможно, не доросла. Возможно, это в принципе выше моего понимания. Но если учесть, что я - среднестатистический читатель, то для кого вы пишите свои произведения?..
Открою секрет. Рассказ написан именно ради ненужных слов о ненужных людях, в головах которых роятся ненужные мысли. Возможно, я и добивался того, чтобы среднестатистический читатель после прочтения мучительно избавлялся от грязи и мути на душе. И быть может, такое действие чем-то сродни чеховскому выдавливанию по капле из себя раба. Думаю, Вы многое поняли правильно. Всегда рад видеть Вас на моих страницах. С.