Перейти к основному содержанию
Капля крови
Станислав Шуляк Капля крови Радиопьеса из книги «Звуки и голоса» О н а С в е к р о в ь Где-то неподалеку молотком вгоняют гвоздь в доску, потом – другой. Плещется вода. И слышны два женских голоса, тихие, спокойные, но голос каждой из женщин полон собственной внутренней убежденности. С в е к р о в ь. Ну как, ты готова? О н а. Хочется ничего не забыть. С в е к р о в ь. Ты все-таки решилась? (Пауза.) Не отступишься? О н а (устало). Я прошу тебя... С в е к р о в ь. Нет-нет, я ничего... О н а. Тетя Нина пришла? С в е к р о в ь. Здесь. О н а. А близнецы? С в е к р о в ь. Давным-давно. О н а. А сосед из восемнадцатой? С в е к р о в ь. Тоже. О н а. Все наши здесь? С в е к р о в ь. Они все хорошие люди. О н а. Я им так благодарна. С в е к р о в ь. Подумать только, если бы прадедушка твоей матери сто лет назад не встретил ту женщину... О н а. Мы ведь это уже обсуждали двадцать раз. С в е к р о в ь. Да-да, это твой долг, я знаю. О н а. Не в том дело. С в е к р о в ь. Ну, хорошо-хорошо, больше не буду. Извини. О н а. Я благодарна и тебе. С в е к р о в ь. Они все написали тебе записки. О н а. Я возьму их с собой. С в е к р о в ь. Нет, они просили прочесть тебе. О н а. Пусть так. Но я хочу уже идти на место. Помоги мне переступить. Плеск воды слышится громче. С в е к р о в ь. Осторожнее. О н а. Вот. Все. С в е к р о в ь. Я не пойду за тобой. О н а. И не надо. Он не может отвязаться? С в е к р о в ь. Привязан хорошо. Мы потом перережем веревки. О н а. Да. Когда все соберутся. С в е к р о в ь. Нет. Они уже здесь. Я не разрешила им заходить. Но они смогут помахать тебе руками. О н а. Да. Хорошо. С в е к р о в ь. Тебе удобно? О н а. Я положу его голову себе на колени. С в е к р о в ь. Он рано начал седеть. О н а. Только борода, и немного виски. С в е к р о в ь. Ему не было еще и сорока. О н а. Теперь он навсегда останется молодым. С в е к р о в ь. Вы были очень красивой парой. О н а. Мы и останемся такими. С в е к р о в ь. Послушай. Но ведь в тебе, наверное, всего капля крови той женщины, которую когда-то встретил прадедушка твоей матери. Возможно, она даже не была чистокровной индианкой. О н а. Ты хотела прочитать мне записки. С в е к р о в ь. Да. Сейчас. Вот от тети Нины. "Милая мамочка, как ты там? Я часто думаю о тебе. Я иногда боюсь думать об этом, но иногда мысли мои бывают очень-очень светлыми. До встречи, родная. Твоя Нина." О н а. Хорошо. С в е к р о в ь. Вот записка от близнецов. "Дедушка Юра, мы никогда не видели вас, но наша бабушка ждала вас всю свою жизнь. Еще когда вы под Смоленском пропали без вести, и тогда ждала тоже. Теперь вы, конечно, вместе, и бабушка рассказала вам о нас. Алик и Котик". О н а. Добрые мальчики. С в е к р о в ь. Да. Они хорошие. О н а. Привяжи мне руки. С в е к р о в ь. Уже пора? О н а. Раньше или позже это нужно будет сделать. С в е к р о в ь. Да, конечно... Я понимаю... О н а. Так привяжи. С в е к р о в ь. Хорошо. (Пауза.) Так не больно? О н а. Ничего. Лучше потуже. Это ведь ненадолго. С в е к р о в ь. Сейчас. Узелок затяну. О н а. Правда, он почти не изменился? С в е к р о в ь. Да. Да. О н а. Правда, он так же красив, как и пятнадцать лет назад? С в е к р о в ь. Вы же с ним часто ссорились, я знаю. О н а. Он тебе рассказывал? С в е к р о в ь. Нет, но от матери этого не скроешь. О н а. Надеюсь, он простит меня. С в е к р о в ь. Не думай сейчас об этом. О н а. Не могу. Это самое важное. С в е к р о в ь. Да, конечно. О н а. Дрова хорошие. Сухие, аккуратные. С в е к р о в ь. Сосед из восемнадцатой принес. О н а. Добрый человек. С в е к р о в ь. Ты знаешь, почему он к тебе так относится. Он и шалаш помог соорудить. О н а. Что поделаешь. Я ни на кого больше не могла смотреть, кроме моего Алеши. С в е к р о в ь. Близнецы принесли бересты из леса. О н а. Да. Все так хорошо. С в е к р о в ь. Они и дрова помогали укладывать. О н а. Они совсем уже большие. С в е к р о в ь. И берестой со всех сторон обложили. "Мы, – говорят, – очень любим тетю Лену, и нам будет ее не хватать". О н а. Они уже все понимают. С в е к р о в ь. Сосед из восемнадцатой и солярки принес. Но я сказала – не надо, будет пахнуть. О н а. Да, лучше без солярки. С в е к р о в ь. С берестой тоже быстро разгорится. О н а. Плот так приятно покачивается на воде. Мне кажется, я могла бы даже заснуть. С в е к р о в ь. Хорошо бы, чтобы все вышло поскорее. О н а. Ты взяла спички? С в е к р о в ь. Забыла. О н а. Не обманывай меня. Они у тебя в кармане. С в е к р о в ь. Отсырели, наверное. О н а. Возьми мои. С в е к р о в ь. Прямо сейчас? О н а. Да. Пора. С в е к р о в ь. Что я должна делать? О н а. Зажечь бересту. С в е к р о в ь. Я? О н а. Прошу тебя. Я не хочу спорить. С в е к р о в ь. А ты простишь меня, если я сделаю это? О н а. Ведь я прошу тебя сделать это. С в е к р о в ь. Ну, хорошо. (Чирканье спички об коробок.) Сломалась. О н а. Зажги еще одну. С в е к р о в ь. Да. (Чирканье спички.) Что за спичка такая?! Горит еле-еле. О н а. Прикрой ладонью от ветра. С в е к р о в ь. Да. О н а. Зажигай бересту. С в е к р о в ь. Да. (Пауза.) Загорелась. О н а. Скоро и дрова разгорятся. С в е к р о в ь. Через несколько минут. О н а. У меня еще просьба. С в е к р о в ь. Да? О н а. Возьми вот этот платок. С в е к р о в ь. Зачем? О н а. Засунь мне его в рот. С в е к р о в ь. Засунуть? О н а. Я, может быть, стану кричать. Я не хочу, чтобы Алеша слышал, как я кричу. С в е к р о в ь. А потом? О н а. Потом перережь веревки и оттолкни плот. Нож у тебя есть. С в е к р о в ь. Ты готова? Ты уверена, что готова? О н а. Засовывай платок. Скорее!.. С в е к р о в ь. Так? Язык мешает. Немного пошире открой. Так хорошо? О н а мычит. И в этом мычанье – одобрение или согласие. С в е к р о в ь. Тебе хорошо сейчас, девочка моя? Если хорошо, кивни головой, только кивни головой, я пойму. Просто прикрой глаза, и я увижу. Да, хорошо, я вижу, тебе хорошо. Благослови тебя Господь, Леночка, спаси и помилуй. Вот я веревочки сейчас ножиком чикну, и вы с Алешенькой поплывете. И будете всегда вместе, дети мои. И не будете ссориться никогда. Бедная Леночка!.. Бедный Алешенька!.. Бедные все мы!.. Тетя Нина! Мальчики! Владимир Иваныч! Идите все сюда! Леночка с Алешенькой уплывают. Вниз по речке, по речке. Потом по Неве поплывут. Мимо Петропавловки, Исаакия!.. Слышен гул человеческих голосов. А люди будут смотреть на вас и скажут: "А вот и дети наши поплыли, которые любили друг друга и всегда хотели быть вместе". Мы скоро все будем вместе. (Кричит.) Лена, Леночка!.. Леночка, я забыла спросить, а та индианка, сто лет назад, она тоже сделала так? Лена-а-а!.. Слышен плеск воды. Вскоре стихает. К о н е ц
Интересный прием. Полное отсутствие переживаний героев погружает в какое то странно-гипнотическое состояние ...
Сильно! Но после твоего текста, плохо мне, это как после оперы "Хаванщина", я чуть не чёкнулась...Знаешь ли, Стас в мире и так хватает всякого ужаса, я вот думаю, у тебя беда была, если ты так пишешь...ну не может нормальный чел писать так...видимо ты действительно из смерти...полонская, хоть и говорит, что у нее снег внутри, я не вижу его..а у тебя- айсберг.
Нет, больше читать тя не буду, действительно- боюсь, и напоследок скажу, радиопьессы у тебя отличные, я тебе как спец., который на радио пол - жизни отрабатал говорю, а вот рассказы- фигня, хоть убей.
Джу, спасибо, конечно... Но всё же, что у тебя со вкусом? Рассказы мои на два порядка выше моих радиопьес. Ты "Зеркало" читала? А "Люди и сумерки"? А "Кровоподтёк намбер найн"? Радиопьесы мои - это, как говорят художники, почеркушки... Рассказы же - расширение возможностей языка, изменение сознания, ну и всё такое протчае... Повнимательнее, пжлст, госпожа лит.ред.!..
Нет, не читала, но боюсь моя психика нежно- изможДённая не вынесет такого удара, и потом, работать на одну сторону зеркала- фигушки. видела- заходил, себя то узнал- индюк, как только перестанешь раздуваться и хвастать, прочту зеркало твое, но смотри, мой вкус отличен от вкусов испорченных, я не совсем так как все воспринимаю этот мир и за это меня любят или ненавидят, но интересуются, нестондартное у меня мышление, но то, что предскажу, обычно сбывается.
не ври)отгадай из чего? нипочем не угадаешь, а кто в кухне моей чай пил, запомнили...вот тебе и "мдя" твоя)
подумаешь, квадратура круга! из конфетных оберток. моя мдя твою мдю не понимай.