Перейти к основному содержанию
КОМАНДИРОВКА. (Глава из «НАЧАЛА»)
НАЧАЛО Глава 5. КОМАНДИРОВКА К сожалению для Милы, контора, с которой сотрудничал Тиль сдержала своё обещание относительно его частых командировок. Мила не была готова к его постоянному присутствию и утешалась лишь тем, что приезжая, он большую часть времени занимался работой. В те часы, когда Тиль был занят, Мила писала шпаргалки – на всякий случай: она ими никогда не пользовалась, но кто-то из однокурсников сказал ей, что «все пишут». А когда Тиль освобождался, они куда-нибудь ходили вместе. В один вечер они посмотрели авангардный спектакль приезжего театра-студии под названием «История красоты», а на следующий день побывали в Доме художника на «Андалузском псе», а еще в другой раз поехали в кинотеатр на фильм «Аустерия» о еврейской секте хасидов во время I мировой войны… После фильма обедали в ресторане «Братислава» и Тиль, чувствующий себя всё свободнее в чужой стране, с гордостью рассказывал случайным знакомым, что он - «иностранный специалист, проживающий в посольстве». Мила в очередной раз признала, что Тиль умеет расположить к себе людей и даже на неё иногда действует так обвораживающе, что она незаметно для себя начинает ему во всём уступать. Мила никогда не танцевала в ресторане, но в этот раз сделала исключение. После танца растроганный Тиль признался Миле в том, что «даже посол с нетерпением ждёт их свадьбы». Кроме ежедневной культурной программы, Тиль предложил Миле познакомиться с его здешними сотрудниками. Знакомство должно было состояться в филармонии, куда Тиль и его коллеги были приглашены на какой-то странный концерт-отчёт преподавателей детских музыкальных школ. Как обычно, Тиль не нашёл нужным объяснить, какое отношение его фирма имеет к детям и к музыке. Мила подошла к филармонии уже после концерта, и вскоре к ней вышел Тиль в окружении нескольких мужчин намного старше его. Под руку его держала крашеная блондинка среднего возраста, которой он представил Милу: «Знакомьтесь, это моя невеста, а это – Лариса Александровна, наша главная». Лариса Александровна произвела на Милу неприятное впечатление, она была слишком энергична и в течение нескольких минут раздавала довольно странные советы в духе: «Милочка, удобно всё, кроме неудобной обуви и брюк, одеваемых через голову». Потом она торжественно пригласила Милу поужинать вместе с ними «за круглым столом». Мила обречённо согласилась и побрела со всеми в кафе, но там уговорила Тиля, что удобнее ей будет сидеть за отдельным столиком, и он согласился, хотя выглядел разочарованным. Некоторое время Мила честно отсидела в кафе, но общение с чужими людьми настолько её утомило, что она извинилась и под предлогом предстоящей на следующей неделе сдачи экзамена по философии, уехала домой одна. Не успела Мила переступить порог квартиры, как мама позвала её к телефону и женский голос (судя по всему, голос Ларисы Александровны) спросил, не может ли Мила вернуться к ним, потому что «хозяйке вечера так не хватает её присутствия». Мила выдумала, что, к сожалению, осталась дома одна с маленьким племянником, и женщина, в расстроенных чувствах, попрощалась. * * * Лера простудилась и попросила Милу привезти ей из музея русского искусства текст каталога, который она срочно должна была перевести. В музей Мила отправилась вместе с Тилем; заодно посмотрели выставку картин Айвазовского, только что открывшуюся и пользующуюся большим интересом. Начальница отдела изобразительного искусства, которая хорошо знала Милу, провела их по выставке, а потом попросила зайти с ней в её кабинет – за текстом. Тиль остался ждать Милу в вестибюле музея, и, воспользовавшись его отсутствием, Екатерина Матвеевна расспросила Милу о том, как и где она познакомилась с Тилем, «таким симпатичным, любезным и внимательным». У Екатерины Матвеевны была дочка в возрасте Милы, тоже пока ещё не замужем, и мама искала для своей талантливой красавицы хорошую партию. Потом она вручила Миле папку с текстом, и они мило распрощались. Тиль предложил сразу же завезти папку Лере домой, – он был на служебной машине и ещё полтора часа мог свободно располагать временем. Мила согласилась, хотя и не любила, когда Тиль общался с её сестрой, потому что ей казалось, что в присутствии Леры Тиль становится более резким по отношению к ней, Миле. Когда ехали к Лере, Мила увидела из окна машины красавчика Гешу и сказала: – Смотри, Тиль, это мой знакомый гитарист. Мы с ним были когда-то очень близки. А Тиль преспокойно ответил ей: – Вот когда ты переедешь жить ко мне, я покажу тебе всех баб, с которыми я спал… * * * Мила осталась на ночь у Леры, которая поручила ей перевести этикетки к картинам. Не спали всю ночь, за которую Мила успела сделать почти всё, что было надо, и на рассвете заварила крепкий кофе – у неё впереди был библиотечный день и встреча с Тилем вечером. Сёстры расположились за кухонным столом. Лера не преминула поинтересоваться Милиной личной жизнью, внимательно выслушала её и очень важным тоном произнесла: – Все несчастья с женщинами в нашем роду происходят незаслуженно, а в твоих несчастьях ты виновата сама. Приблизительно так обычно заканчивались все Милины разговоры со старшей сестрой. * * * О том, что произошло дальше, Мила долго сожалела. После библиотеки Тиль повёз Милу в кино, на фильм Анджея Вайды «Без наркоза». Перед началом сеанса они некоторое время молча сидели на лавочке в парке напротив кинотеатра и наблюдали за тем, как красиво расходятся облака по голубо-розовому небу. Вдруг перед ними словно из-под земли вырос Ося. Делая вид, что он не замечает Милы, Ося деланно дружелюбно обратился к Тилю. Мила знала взрывоопасный характер Оси, а потому моментально решила, что её присутствие во время их разговора может стать для него дополнительным раздражителем, и сказала Тилю, что будет ждать его в кинотеатре. Около четверти часа Мила провела в размышлениях о том, чем может закончиться встреча Оси и Тиля. «Наверное, она была неизбежной и, возможно, для всех нас лучше, что произошла она именно сейчас – завтра Тиль и так уезжает домой», - успокаивала себя Мила. Тиль пришёл в зрительный зал в середине фильма и сказал Миле только одну фразу: «Не волнуйся, это был разговор, а не драка». Больше они к этому не возвращались, а Миле оставалось лишь сожалеть о том, что всё в её жизни происходит как-то не вовремя и действительно местами напоминает плохую мелодраму. Правда, фильм Вайды был хороший, а его герои страдали ни чуть не меньше, чем сама Мила.