Перейти к основному содержанию
ПО ТУ СТОРОНУ ОТЧАЯНИЯ.
«Пессимизм силы, пессимизм, как крепость и сила, не строит себе ни малейших иллюзий, видит опасность, не желает ничего затушёвывать и подмалёвывать». (М.Хайдеггер. «Ницше и пустота»). У каждого человека есть система жизненных ценностей, которые можно расставить по признаку значимости. Но всё равно окончательной ценностью остаётся здоровье, поскольку его отсутствие перечёркивает значение всего остального. Так, русский литератор 19 века, автор «Писем об Испании» Василий Боткин, был путешественником, тонким ценителем изящных искусств и одновременно патологически жадным человеком. Он получил от отца в наследство капитал в объёме 150 тысяч рублей золотом, но капитала не трогал и даже процентов не проживал, потому что скупился Он, например, всегда точно знал, сколько конфет осталось в коробке и, если хоть одна пропадала, он устраивал дикие скандалы своим лакеям. В Париже он, попив кофе, прятал в карман оставшийся сахар, а когда по пьяному делу заплатил проститутке 100 франков, то после этого целую неделю пребывал в депрессии и рвал на себе последние волосы. Но в возрасте 54 лет Боткин стал жутко болеть и, увидев, что скоро умрёт, начал лихорадочно растрачивать свой капитал. Он стал покупать в ресторане самые дорогие блюда и собирать коллекцию модных картин. Однако вскоре желудок его перестал работать, а затем он практически ослеп и перед смертью горестно сказал навестившему его Панаеву: « -Знаешь, ведь я даже ещё не прожил процентов – вот что меня добивает». Боткин мог скупиться или жить на широкую ногу, но дело в том, что эта последняя решающая жизненная ценность, здоровье, всё равно рано или поздно ему отказала бы, перечеркнув тем самым все остальные ценности. Выход, видимо, заключается в том, чтобы выйти за пределы системы всех и всяческих ценностей, стать «по ту сторону добра и зла». Как говорил Кьеркегор, «моё «или – или» обозначает не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или отвергаются добро и зло вместе». Ведь философия начинается с отчаяния, которое может побудить человека сделать решительный шаг. Отвергая привычные ценности, человек становится Фанатиком. Тогда он создаёт для себя свою собственную сверхценную идею, для реализации которой в любой момент готов отдать жизнь. Только потеряв всё, говорил герой романа Паланика «Бойцовский клуб», мы обретаем свободу.