Перейти к основному содержанию
Чи… Чи… Чи… Души! Души! Души! коФ… коФ… ков…
Чи… Чи… Чи… Души! Души! Души! коФ… коФ… ков… *** У одной моей знакомой жил голубой (к слову, о птичках – лазоревые, чаще иных, оказываются любителями изящной словесности!) волнистый попугайчик: маленький, но говорящий. Лучше всего у него получалось произносить собственное имя: «Гоша». Однажды я зашла к ним в гости, и пока хозяйка хлопотала на кухне, случилась у нас с Гошей беседа о трудностях его птичьей жизни: - ПИ… Пи… пи… – пытался высказаться Птиц. Я кивала. - гоша! Гоша! ГОША! – гордо декламировала Птаха знакомое слово. А потом, нежно так нагибая чуть в сторону умную головку, почти неслышно: по нисходящей, заканчивала: - РАЗ… РАз… Раз… Когда вернулась «птичница», я попросила её расшифровать речевые потуги несчастного говоруна. Даже непредвзятому слушателю было очевидно, что усилия оказывались напрасными, и языковой барьер великого и могучего явно непреодолимым, что жутко напрягало певуна. - А! Не обращай внимания! Это приятель заходил и научил Гошку глупостям. - Каким? - Ну, сказал ему: «Какой ты «гоша»? Гоша – в «Москва слезам не верит», а ты – пи…рас. Ну, вот он с тех пор у нас «мучит» это слово. *** Такие страсти вокруг, казалось бы, совсем простого понятия: искусство! Для справки: Толково-словообразовательный МАСТЕР1 м. 1. Квалифицированный работник, занимающийся каким-л. ремеслом. 2. Руководитель отдельного специального участка какого-л. производства. 3. Ремесленник, принадлежащий к высшей группе сословной организации ремесленников. 4. Специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-л. области. 5. разг. Ловкий, искусный в каком-л. деле человек. МАСТЕР2 м. 1. Степень, ранг члена масонской ложи. 2. Масон, имеющий такую степень. МАСТЕР3 м. 1. Звание, присваиваемое за выдающиеся достижения в области спорта. 2. Лицо, имеющее такое звание. МАСТЕР4 м. устар. 1. Учитель-самоучка, обучавший чтению и письму (в Российском государстве XIV-XIX вв.). 2. Учитель грамоты по церковным книгам у раскольников (в Российском государстве XIV-XIX вв.). *** Толково-словообразовательный ПРОФЕССИОНАЛ м. 1. Тот, кто сделал какое-л. занятие своей профессией (противоп.: любитель). 2. Хороший специалист, знаток своего дела. *** Я не знаю, как оно вам, а лично для меня, ремесленник (каменщик!): хоть то мастер, хоть – подмастерье, всё равно, производственник: на ниве ли хлеба насущного, или искусства – тут притянутого великим гением – для вас же, ремесленников, аж по самые словарики, но так и не охваченного пониманием. *** Орфографический словарь мастер, -а, мн. -а, -ов и (высок.; герой романа М. Булгакова) Мастер, -а *** Знаю: хочется, очень и очень хочется, этого прочтения, уходом от изначальной причастности к прикладному, но давайте будем честными сами с собой. Я не просто так употребляю слова: «гений» и «шедевры». *** Толково-словообразовательный ГЕНИЙ1 м. устар. 1. Высшая степень творческой одаренности; проявление такой одаренности. 2. Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности. ГЕНИЙ2 м. 1. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности. // разг. Тот, кто в совершенстве владеет чем-л. 2. Дух, покровитель человека, рода, местности. // Дух - покровитель, вдохновитель творчества. // Олицетворение, воплощение чего-л. 3. перен. Тот, кто приносит кому-л. благо или причиняет зло. *** Толково-словообразовательный ШЕДЕВР м. 1. Произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства. 2. Образцовое изделие, которое должен был представить ремесленник для получения звания мастера (в средневековых цехах). *** Шедевры – прикладуха – востребованностью, уровнем воспринимаемости. И неважно: легко ли их нам ваял гений, или трудом праведным – мастер. Главное – «чтобы нас читали (смотрели, слушали)». *** «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа» А. Пушкин 1936 г. *** Мир! Труд! Май! Поклон и уважение всем мастерам любого жанра! Не «зарастёт», как и в магазин игрушек, и в лавку старьёвщика – потреба. Но я не о них. Я о гениях. *** «Белеет парус одинокой» ………… «А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!» М. Лермонтов. 1932 г. *** «Какого покоя? – спросит любой нормальный, здравомыслящий читатель, – Мальчику в 18 лет? От чего устать мог юнец, не достигший ещё и физиологического возмужания (мужчины только растут до 25 лет!)?!» А того «покоя», которого просил «мастер» у Мар… Гори! Ты! *** Толково-словообразовательный МАР м. местн. 1. Древняя искусственная насыпь; курган. *** У Воланда, у нас с вами. Мастер , которым стал гений, в угоду обстоятельствам или… по…читаемости! *** 1816 — 1817 Зима, не позднее февраля. "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать" (запись Лермонтова 1830 года). *** Плакал и Моцарт в те же три года… Почему они у нас плачут? Почему плачут они, а не мы с вами? Кому они плачут? О чём плачете вы, мастера, именитые и тщеславные? Как плачут они? И чем ваш плач от их плача отличается принципиально?! Да, ничем! Плач – он и есть плач. Волна разная. Как мыши летучие или дельфины. Некий ультразвук – нами не слушаемый, а их убивающий – эхолотами нашими, убивающий. Почему киты выбрасываются к нам на берег? Сумасшествие их выкидывает – к нам, от наших же оглушающих эхолотов. Но не будем о грустном! Не все киты выбрасываются. *** 14 апреля 1930 г. покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский *** Владимир Владимирович Маяковский покончил жизнь самоубийством, оставив письмо, адресованное «Всем»: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский». *** Поверим! И не будем сплетничать! Им виднее: как и что… Выход есть всегда. Кто не слышал версию о том, что Шишкин, якобы, не умел рисовать людей? Кто верил в то, что он, рисовавший летящую (!) птицу, не мог (!) изобразить нас с вами? Умел, но не желал. Почему? Вы обязательно увидите, о чём плакал Шишкин, если посмотрите на его картины его же глазами. Не на копии, а именно, на картины. Каждая, даже самая маленькая из них, вышибает слезу из глаз, вышибает даже простым воспоминанием об уже увиденном. Ничего подобного не происходит перед, самой виртуозно исполненной, копией – шедевром. Почему? Да, опять… Волна другая. Но, господа мои хорошие! Гении, настоящие гении, никогда не бывают злыми. Они, гении, опускаются до нашего с вами уровня и дают-таки, в своих произведениях, ответы на все наши вопросы. *** *** Иван Иванович Шишкин - Корабельная роща. 1898 г. Фрагмент *** Ни один гений, никогда не сомневается в собственной гениальности, напротив, страдая от избранности, он всеми фибрами души своей мятежной, старается быть обыкновенным – покой. Вы сомневаетесь в моих словах? Гениальность не абсолютна – кому-то больше от неё досталось, кому-то – меньше, кому-то – по всему спектру чувств, кого-то подбросило на каком-то одном чутье. Хотя, редкость – может, просто, остальные удалось заглушить в младенчестве! И всё таки, сходите в музей – вы, в большинстве своём, питерцы-ленинградцы – постойте рядом с «Корабельной рощей» – «поплачьте», послушайте свою душу, она вам не соврёт, как не соврала Гоголю… Вот о нём, я и хотела с вами в заключении. Мы все читали «Мёртвые души» в самом нежнейшем возрасте (хотя лично бы я запретила это прочтение до взросления!). Как вы их читали?! На мой взгляд, одного названия достаточно для того, чтобы в авторе узнать гения! Время, господа! Вспомните, какое было время! И душа – живая или мёртвая?! Не верите мне, спросите любого священнослужителя – сегодня: не про Гоголя спросите, а про душу! *** Гога и Магога! *** А теперь, вспомнили азбуку говорящих фамилий – глубже не будем – Плюшкины Коробочки. И… глядя на картинку, за мной, под музыку, как Гоша: - Чи… Чи… Чи… души! Души! ДУШИ! … коФ… ков…ковы… *** КОВЫ мн. устар. 1. Тайные, коварные умыслы; козни. *** *** Да, и кто не понял, о чём мы с Гошей разговаривали, моё любимое утешение: *** И. Ефремова «Час быка» *** «Машина запрограммирована соответственно нормам Торманса, она не в состоянии понять показатели, ушедшие за пределы высшего уровня, и неизбежно посчитала их за пределами низшего уровня. То же самое случилось бы и с тормансианином выдающихся способностей - закономерность капиталистического общества, ведущая к Стреле Аримана.» *** 100 лет со дня рождения Ивана Антоновича Ефремова (1907–1972), писателя, ученого-палеонтолога 22.04.2007 *** Всем творческих успехов! *** *** Гога и Магога «Гога и Магога – по эсхатологии Апокалипсиса воинственные племена, противники «народа Божьего», которые придут «в последние времена» и развяжут вселенскую, губительную войну.» «Гог по иудейским предсказаниям поведет в последние времена войска кочевников «от пределов севера» на Израиль, когда народ того вернется из пленения. Сам Яхве выступит против Гога, поразив страшным землетрясением его войска, и направит огонь на землю Магога. Безусловно, в иудейской культуре Гога и Магога символизировали враждебный для нее варварский север. Толкование Гоги в качестве народа утвердилось в новозаветной традиции. Такое понимание противоречило его первоначальному смыслу. Племена Гога и Магога явятся с «четырех углов земли» в неисчислимом множестве, приступят к истреблению последних адептов христианской веры, но будут в момент решающей битвы поражены огнем с небес. В христианской литературе развивалась тема их прихода не с Севера, а с Востока.» «По легенде эти народы, загнанные Александром Македонским на крайний Восток, освободятся и вторгнутся в христианский мир. Мифологема прорыва из заточения запертых до последних времен сил зла была характерна как для христианской, так и для исламской эсхатологии. По одному из предположений термин «Магога» возник на основе аккадского названия «страны Гугу» – mât Gügu. У Иезекииля Гога ассоциируется с царем Лидии Гигесом. Иудейские толкователи эпохи эллинизма дешифровали «Магогу» как скифов (Иосиф Флавий), мидян и парфян. В Европе в качестве таковых первоначально восприняли гуннов, присвоив их предводителю Аттиле прозвище «бич Божий». Впоследствии в Византии под «князем Рошем» (в греческой транскрипции Ros) подразумевались русские, возглавляющие орды евразийских кочевников, угрожающих западному сообществу порабощением. Еще византийский историк Л. Диакон применял такое объяснение по отношению к походам Святослава на Византию. На Руси нашествие неведомого народа – татаро-монголов, поразивших православный люд своим внешним обликом, – воспринималось как вторжение Гоги и Магоги. «Татары», или «тартары», – пришедшие из Тартара (из тартарары) – есть сила сатанинская.» «Впоследствии, под впечатлением так называемого «боксерского восстания» в Китае, Вл. С. Соловьев вновь обратился к легенде о предапокалипсическом нашествии Гоги и Магоги, как желтой расы, объединенной идеологией панмонголизма. Н. Федоров в качестве Антихристовой доктрины их нашествия называл буддизм, как воплощавший, по его мнению, лжегуманизм и лжеученость. В образе ожидаемого пятого, красного Будды – Майтрейи – имеются схожие черты с Антихристом. Историк второй волны эмиграции Н. И. Ульянов связывал с темой Гоги и Магоги нашествие маоистов и негритянскую революцию.» Источ.: Антихрист: Антология. М., 1995; Мифологический словарь. М., 1991; Багдасарян В. Э. Образ Антихриста в русской историософской мысли Армагеддон. 1999. № 1; Асонов Н. В. Эсхатологические ожидания и начало перерождения Киевской Руси в Русь Святую Армагеддон. 1999. № 3. *** * * * * * * *