Перейти к основному содержанию
Две сестры, как акробаты
Две сестры, как акробаты *** Из цикла «Великолепие кошмара» *** «ДВЕ СЕСТРЫ ГЛЯДЯТ НА БРАТЦА» Агния Барто *** Две сестры глядят на братца: Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться, Только хмурит бровки. Младший брат чихнул спросонок, Радуются сестры: - Вот уже растет ребенок - Он чихнул, как взрослый! *** Две сестры, как акробаты, Им Олимп арена, В день и ночь откроют врата, Боги пьют с колена. Сам Дионис ловко пляшет Под девичью дудку. Начихать бы на милашек, Но запрут на сутки. *** Орры Сестрами мойр и харит считались оры или горы (), дочери Зевса и Фемиды. Как и другие "множества" оры первоначально не имели определенного числа и имен. Затем "множество" было выражено числом три, и оры стали называться Эвномия (Евномия, "законность"), Дике ("справедливость") и Эйрене (Ирена, "мир" или "покой"). Оры унаследовали архаические черты божеств - покровителей урожая и живительных сил природы, выражали идею произрастания, плодородия, отсюда их имена в Афинах: божество весны, роста - Ауксо; лета, цветения - Талло (Фалло, "цветущая"); осени, зрелого плода - Карпо ("изобилующая плодами"). Таким образом, природа ор двойственна. Они охранительницы порядка как в природе, так и в обществе. Будучи дочерьми Фемиды, богини справедливого законодательства, они упорядочивают жизнь человека, вносят в нее установленную периодичность, наблюдают за ее закономерным течением. Но также оры - и богини плодородия и времен года. Связь с природой сохранялась в их внешнем облике: они изображались жизнерадостными девами с цветами и растениями в руках. Перенесенные на Олимп, оры были отданы в услужение Гере, которая первоначально мыслилась как богиня земли и считалась строгой охранительницей неизменного порядка в природе и человеческих отношениях. Им поручалось скрывать обиталище богов от посторонних глаз. В "Илиаде" Гомера оры стерегут облачные врата Олимпа, заботятся о колеснице Геры и кормят ее коней. Также оры оказывали услуги Гелиосу, помогая ему впрягать в солнечную колесницу нетерпеливых коней. Их можно было увидеть и в свите Афродиты; вместе с харитами они были участницами пышного и шумного шествия Диониса. В поздних легендах одна из ор, получившая имя Хлорида (в Риме ей соответствовала богиня Флора), была отдана в жены благодатному западному ветру Зефиру и стала рассматриваться как олицетворение весны. ________________________________________ Дике Дике, Дика () - богиня правды, олицетворение справедливости, одна из ор. По своим функциям она близка Адрастее и Фемиде. "Неумолимая" Дике хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи. Она - вершительница справедливости в круговороте душ, сурова и неумолима к несправедливым людям и с пристрастием наблюдает за их поведением. Дике следует с мечом в руках за преступником и пронзает нечестивца в самое сердце. Иногда ее ассоциировали с богиней справедливого возмездия Немесидой и с демонами мести эриниями. Образ Дике близок также Ананке - божеству необходимости, неизбежности, но в Дике больше отвлеченной персонифицированности, чем живой мифологической образности. По сообщению Павсания, Дике была изображена на знаменитом ларце Кипсела, тирана Коринфа. На небе древние греки угадывали богиню в созвездии Девы. ________________________________________ Эйрене Эйрене, Ирена () - божество, персонификация мира. В древнейшее время Эйрене не имела своего культа и не упоминалась в мифах, Гесиод называет ее, наряду с Эвномией и Дике, в числе трех ор. Как богиня мира Эйрене стала почитаться в Афинах с середины 5 в. до н. э. В 374 до н. э. на агоре в афинах ей был воздвигнут алтарь. Образ Эйрене часто встречается в греческой поэзии и драматургии. С нею отождествлялась римская Пакс. *** http://www.litsovet.ru/images/galleries/5140/5455/c0ccdcdd.jpg *** * * * * * * *
За академичностью и культурологической вуалью ничего особенного нет, к сожалению. И зачем вы всем навязываете эти энциклопедические статьи? Сэр Алекс...